Албания что посмотреть на машине
Путешествия в пандемию. Юг Албании на авто
Алла Кошляк – журналистка и радиоведущая из Киева. До пандемии успела посетить 32 страны, путешествует соло или с компанией друзей. На этот раз ребята вшестером решили поехать в Албанию. Для 34travel Алла рассказала об этом недельным путешествии по стране на авто – вдохновляйся.
Что с карантином в Албании?
Ничего. Людей в масках я видела только в аэропорту, паре магазинов и проезжающем мимо рейсовом автобусе. Хотя везде на входах в помещения расклеены просьбы надеть маску, мыть руки и соблюдать дистанцию. Также повсюду есть санитайзеры и разметка, чтобы люди не собиралась большим группами. Толпы людей мы не видели за неделю ни разу.
Единственный признак коронавирусных ограничений в Саранде – то, что не ходят паромы на греческий остров Корфу, который отчетливо видно с берега. В допандемийные времена рейсы были по несколько раз в день.
Аренда авто, жилье, роуминг, валюта
Мы поселились в гостинице Aler Holiday Inn на окраине Саранды. До центра города полчаса пешком, до ближайших кафе и магазинов – меньше 10 минут. Это небольшой отель на 20 номеров с видом на море. Не все сотрудники понимают английский, но все очень стараются, чтобы тебе было комфортно. У нас в стоимость входили завтраки, что оказалось очень удобно – перекусили и в путь. Завтрак обычный, но вкусный: яичница, сыр, сосиски, огурец, помидор, свежий хлеб и местная выпечка (осторожно – она такая вкусная, что это опасно для фигуры), фрукты или йогурт плюс кофе и апельсиновый сок.
Для фанатов безналичных расчетов сразу предупреждение: карты принимают очень мало где, потому запаситесь наличными евро или долларами. Обменников много, курс везде примерно одинаковый, а еще в магазинах и кафе могут дать сдачу в местной валюте – албанских леках.
Наш самолет прилетал в Тирану вечером, потому в гостинице мы оказались около полуночи – и сразу уснули. Весь следующий день решили посвятить Саранде – там красивая набережная, много небольших пляжей и кафе. В начале мая было открыто не все – сезон не стартовал, но зато и толп туристов нет. Также мы зашли в один из туристических офисов (интересная штука: они часто являются одновременно и агентствами по недвижимости, ведь жилье в курортном городке – неплохая инвестиция) и договорились арендовать катер, чтобы поплыть в живописные бухты недалеко от Саранды.
Мы неспешно прогулялись по Саранде, а за полчаса до заката отправились в Lekursi Castle. Это старинный замок со смотровой площадкой с потрясающим видом на город, горы, море и Корфу. Там же есть ресторан со столиками, как для средневековых рыцарей: массивные столешницы, высокие кованые спинки стульев и все такое. Ужин на шестерых и две бутылки местного вина обошлись меньше, чем в € 100. Важный совет: порцию салата смело можно делить на двоих, а то и троих.
Бутринт, Ксамил, ферма мидий
Мы старались завтракать пораньше, чтобы к 8-9 утра уезжать навстречу приключениям. Первой точкой нашего маршрута был город Бутринт. Живописные античные развалины в окружении буйной средиземноморской зелени – очень красиво и умиротворенно. А еще в развалинах живут милые маленькие черепахи. Вход платный – 800 лек (около € 8), очередей нет, если приехать утром. Нагулявшись вдоволь по античному амфитеатру, святилищам и римским термам, решили поехать к еще одному замку на острове – Ali Pasha Castle of Butrint. Он нам показался менее живописным, зато вблизи рассмотрели бункер (их по всей Албании разбросано по разным оценкам, до полумиллиона) и проехались по серпантинам.
Дальше мы отправились в Ксамил, чтобы остаток дня провести на местных пляжах. В разных туристических путеводителях этот городок называют «Албанские Мальдивы» за белый песок, пальмы и голубую гладь воды. Все так: мы плавали, ныряли с пирса (в начале мая температура воды меньше 20 градусов, но кого же это останавливает, когда вокруг такая красота и воздух 27 градусов).
Обедали в кафе прямо на берегу, у них же потом взяли шезлонги, чтобы позагорать. Ценник снова приятно удивил – за морепродукты и домашнее вино заплатили меньше € 100.
Поскольку нам было по пути, решили встретить закат на мидийной ферме. Здесь в озере выращивают моллюсков и несколько видов рыб, а также есть ресторан с видом на эту самую ферму – с берега она выглядит просто как сети и столбы в воде. Озеро будет буквально у тебя под ногами, а вокруг все окружено зелеными холмами. Кстати, там можно остановиться на ночь в небольших симпатичных домиках. Мидии вкусные, как и все в Албании, плюс недорого и огромные порции. Но здесь меня впервые покусали комары! Так что советую брать средство от насекомых.
На следующий день у нас было запланировано еще больше моря – полдня на яхте, о которой договорились в первый день. В сезон реклама таких морских прогулок в Саранде встречается на каждом углу, также их предлагают турагенты. Мы зашли в первую попавшуюся точку с вывеской Rent a boat и за 10 минут обо всем договорились. Катер, на котором комфортно разместились шесть человек, с навесом и удобными ступеньками для спуска в воду, обошелся в € 25 на человека. Нам сказали, что прогулка займет около трех часов, но мы катались 4,5 часа, и дополнительной платы никто не взял.
Купив в Pasticeri Dolce буреков (местные лепешки из слоеного теста с начинкой из мяса, сыра или овощей) и сладостей, похожих на медовую пахлаву, мы спустились на причал, где нас уже ждал катер. Шкипер, хоть и не знал английского, но отлично понял, куда нас везти – на безлюдный пляж, который со всех сторон окружен холмами. Пришлось нырять с борта яхты в холодное море. Оказалось, что это хоть и немного страшно, но весело. Вдоволь позагорав, поплавав и насмотревшись на зеленые бухты, которые напоминают маленькие фьорды, мы вернулись в гостиницу. А закат решили встретить на живописном пляже на выезде из Саранды по пути в Ксамил. Скажу честно, таких захватывающих закатов не видела давно. Разве что на Шри-Ланке, когда солнце тонет в Индийском океане.
Голубой глаз, Гирокастра и термальные источники
Утром мы выехали в сторону еще одной природной достопримечательности Албании – источника Голубой Глаз. Местные говорят, что никто точно не знает его глубины, максимум погрузиться удалось на 40 метров. Температура воды в источнике круглый год 13 градусов, а цвет – просто фантастический голубой с изумрудно-зеленым отливом.
Мы как раз успели до того, как подъехал автобус с группой туристов, и сфотографировав красоту, поехали дальше – в Гирокастру. Тут еще следует сказать, что сама дорога по Албании – тоже приключение (в хорошем смысле). Пейзажи настолько красивые, что хочется просто останавливаться посреди дороги и смотреть вдаль.
Гирокастра – родина местного диктатора Энвера Ходжи, именно во времена его правления город объявили музеем. В 2005 году Гирокастра внесена в список культурного наследия ЮНЕСКО как прекрасно сохранившийся образец градостроения времен Османской империи, частью которой место стало в XV веке. А первые поселения здесь были еще в I столетии до н.э.
В Гирокастре мы прогулялись по узким торговым улочкам, поднялись пешком в городскую крепость и музей. К крепости можно подъехать, но там везде очень крутой подъем, потому мы оставили машины внизу. Вход в замок стоил 300 лек. Налево от главного входа находится галерея артиллерийских орудий. Честно скажу, внимательно я ее не рассматривала, но вот экспонат в конце очень заинтересовал – небольшой итальянский танк Fiat. А во дворе крепости стоит еще и американский самолет, который в 1957 году приземлился недалеко от Тираны из-за технических неполадок, да так и остался (видимо, Албания ему тоже понравилась).
Внутри крепости Гирокастры также есть фестивальная сцена, которую построили в 80-х годах прошлого века для фольклорного фестиваля. Кстати, фестиваль народной музыки – одно из крупнейших мероприятий Албании – проводится там и сейчас.
Осмотрев достопримечательности и прикупив сувениров (путеводители советуют обратить внимание на изделия из серебра, но наши сердечки украли ковры ручной работы), мы, конечно же, проголодались – и пошли искать Тaverna tradicionale. Советую отметить себе это место! Это семейное кафе с традиционной албанской кухней. Сын хозяйки и по совместительству шеф-повара показал нам все, что у них есть, угостил местным компотом, подарил травяной чай, а мама, увидев, что у нас мало воды в бутылках с собой, а на улице жарко – еще и в последний момент побежала ее доливать. В общем, душевные, прекрасные люди и кормят, конечно же, невероятно вкусно. Бурек с сыром и шпинатом и фаршированные баклажаны – мастхев.
В планах у нас было также посмотреть на мост над ущельем Ali Pasha Bridge, но не верь Google Maps – проехать к нему нереально! Поднявшись по узкой улице на крутую гору и уткнувшись в тупик, от этой затеи пришлось отказаться. Потому мы поехали к следующей точке – термальным источникам рядом с красивым мостом Kadiut Bridge, Benje. На улице к вечеру стало прохладнее, но вода в источниках теплая, поэтому купаться в них и смотреть на горы на закате было особенно приятно. Только бери удобную обувь – там камни и скользко местами.
Вечером по дороге домой в Саранду нас ждал еще один сюрприз – поля вокруг трассы светились от миллиона светлячков! Сделать фото не удалось, но впечатление останется со мной надолго – будто бы едешь среди звезд.
Деревня In the middle of nowhere и винодельня
Самый длинный переезд мы решили оставить напоследок. План был выехать рано утром, по пути посмотреть на водопад Ujëvara e Peshturës, заехать на винодельню и заночевать в Берате – городе тысячи окон.
После часа или двух езды по серпантинам, которые превратились в бездорожье, мы сдались. Доехали до горной деревни и развернулись в сторону поселка Klonjë. В местном магазинчике купили яблок, помидоров, какого-то печенья и мороженого, уже собирались уезжать, но местные жители, ни слова не говоря по-английски, поняли, что мы проголодались и заблудились – и угостили нас рыбой на гриле и сладостями.
Пообнимавшись с местными и сделав совместное фото, мы проложили маршрут в сторону Берата. По пути выяснилось, что колесо на одной машине пробило камнями, так что следующим аттракционом для нас стал албанский шиномонтаж. За € 40 нам заменили колесо и помыли обе машины в соседней автомойке. Довольные мы двинули дальше, попутно решив ехать сразу на винодельню, чтобы там и заночевать, а на следующий день посмотреть Берат.
Винодельня Kantina e Veres Alpeta стала еще одним местом, где хотелось остаться насовсем. Это семейный бизнес: тут можно подегустировать и купить вино, сходить на экскурсию, поужинать и остановиться в мини-гостинице. Стоимость – € 15 в сутки с человека, завтрак включен. Я не была в Провансе, но где-то так себе его представляла: в горах между озер раскинулись виноградники, тишина аж звенит, ее прерывает только пение птиц. Вокруг оливковые и фиговые деревья, а вдали – заснеженная горная вершина. И на этом фоне ослик несет связку свежескошенной зеленой-зеленой травы.
Берат, монастырь на острове, перевал Ллогара
Утром мы прогулялись по винодельне, купили на подарки местный напиток и поехали в Берат. Этот город, как и Гирокастра, является культурным наследием ЮНЕСКО. На самой вершине города – единственная в мире крепость, на территории которой до сих пор живут люди. Название «города тысячи окон» получил благодаря особенностям архитектуры – в каждом доме много окон и они все выходят на одну сторону. В Берате пару сотен зданий XV-XIX века и семь арочных мостов. Город сменил несколько названий и в разное принадлежал македонцам, римлянам, болгарам, османам и албанцам.
Любоваться панорамой города классно с летней площадки ресторанчика Antigoni, в котором, кстати, особенно гордятся, что подают продукты и вино местных хозяйств. Помимо выдающейся истории, Берат – важный агропромышленный центр Албании. Вообще весь регион знаменит своим виноделием и оливковым маслом.
Следующим нашим пунктом был монастырь Святой Марии. Он находится на острове в заливе Нарта и соединен с большой землей 270-метровым деревянным мостом. Основан в X веке, но сохранившиеся постройки относят к XIV веку. Место совершенно с другой атмосферой, какой-то суровой северной красотой и удивительно тихое. Погуляв там, мы поехали в сторону Саранды другим маршрутом, вдоль побережья.
Мы проехали туристический центр Влеру, где сливаются два моря – Ионическое и Адриатическое. Город визуально мне показался похож на такой собирательный образ морского курорта, но надо сказать, что набережная – очень красивая.
Главное впечатление дня было еще впереди – перевал Ллогара, где ты буквально едешь выше облаков. Пока поднимаешься вверх по серпантину, как-то не очень осознаешь, на какой ты высоте. Но когда мы поднялись до верхней точки на смотровую площадку, то честно – даже расплакались от красоты.
Эту точку без преувеличения можно назвать кульминацией путешествия, но впереди еще были серпантины вдоль кромки моря и потрясающей красоты закат. Конечно, по пути мы остановились сфотографироваться возле таблички Борщ – и к 10 вечера вернулись в Саранду.
Не покидало ощущение, что нам показали все лучшее сразу, и уезжать после такого – просто преступление. И теперь мне непременно хочется вернуться еще раз в эту небольшую, но такую разнообразную страну с ее гостеприимными людьми.
Фото – Анна Дроздова, Андрей Ковешников
О тёмной лошадке Европы. Стоит ли ехать в Албанию?
Как-то мне попался отчет о путешествии по Балканам на машине. Самая интересная часть была связана с Албанией. Авторы отчёта рассказали, как остановились, чтобы сделать фотографию дивана на обочине, а албанские дети начали кидать в них камнями.
С тех пор я думала об Албании. Я грезила Албанией, такой загадочной, такой близкой, но далёкой стране. Когда же 15-ого мая в фейсбуке пронеслась новость об отмене албанских виз на летний сезон, для меня было всё решено: едем! И пусть спустя три дня по тому же фейсбуку поползли слухи, что пограничники ни о каком безвизовом режиме не знают, а туристов без виз на границе просто разворачивают, нас это мало беспокоило.
Подготовка к путешествию по Албании на машине
В Албанию мы ехали из Черногории на авто. Я заранее взяла машину напрокат с возможностью выезда заграницу. Какие документы нужны, я рассказывала в этой статье. Если коротко, при аренде на сайте myrentacar обязательно поставьте галочку «Гринкарта», а при получении машины — обязательно проверте наличие этой самой гринкарты. Без нее заграницу не выпустят.
Утром, в день начала путешествия, мы забронировали на букинге номер в уютном гесте «Guest House Mary» в Тиране. Гест оказался чистым, с приветливым хозяином, а рядом с гестом была бесплатная парковка! Лучший из гестхаусов, в которых нам доводилось останавливаться.
Маршрут путешествия набросали на гугл картах, которые предварительно закэшили (в этой статье я рассказывала, как кэшить карты, чтобы пользоваться ими без интернета). В конце поста, как обычно, я выложу маршрут путешествия и другие полезные заметки о технической стороне путешествия.
Мне попадалась информация, что в Албании ужасное топливо, поэтому мы заправили полный бак в Черногории. Так же народ говорил, что в албанцы водят без правил, и на албанских дорогах нужно быть готовым ко всему.
У албанских заправок совсем странное название — Кастрати
На всякий случай я сохранила постановление об отмене виз для россиян с официального сайта албанского МИДа.
Валюта в Албании — албанский лек. Курс 1 евро — 136 лек. В приграничных городах албанцы без проблем берут евро, а вот чем дальше, тем больше уже нужны леки. Леки можно раздобыть в первом крупном городе по дороге — Шкодере — поменяв евро в банке/обменке либо обналичив карточку в банкомате.
Вот и вся подготовка. Поехали?
Чуть-чуть об Албании
Собираясь в Албанию, мы знали о стране несколько фактов:
Игорь иронически добавил третий факт: мы знали, в какой стороне находится Албания 🙂
Как видите, негусто. Но так даже интереснее! Албания удивила нас, стала приятным открытием, но не смогла разрушить стереотипы о себе. В стране действительно много мерседесов, но так же достаточно больших черных джипов — порше, рэнж роверов и тд. На дорогах хаос, а из кустов торчат бункеры и порой выглядывает дорожная полиция.
День первый. Шкодер — Лёже — Тирана
Оказалось, что Албания богата не только на мерседесы и бункеры, но и старые крепости. В первый день путешествия мы посетили 2 крепости — Розафу в Шкодере и крепость в Леже.
Шкодер и крепость Розафа
Шкодер — довольно большой город по меркам соседней Черногории. Население Шкодера больше 200 тысяч человек. Напомню, что население Черногории около 600 тыс. человек. После зимы в Черногории попасть в большой город с дорогой в четыре полосы, кольцами и зданиями выше 4-х этажей — это круто 🙂
В Шкодер, конечно, мы ехали не за широкой дорогой, а за крепостью Розафа.
Говорят, что крепость построили иллирийцы в 3 веке до нашей эры. По легенде, крепость строили три брата. Строительство не шло — крепость постоянно обрушивалась, и братья ничего не могли с этим поделать. Единственным решением было укрепить стены кровью, принеся в жертву … жену младшего брата, прекрасную Розафу. Когда Розафа узнала об этом, то всего лишь попросила замуровать её так, чтобы она смогла кормить своего новорожденного сына.
По легенде братья живьём замуровали в стенах крепости и Розафу, и её сына. С тех пор крепость стоит несокрушимая. Правда, до нас дошли лишь руины крепости.
На территории есть музей истории крепости. Вход платный. На блогах я нашла отзывы, что смотреть в музее совсем нечего, поэтому мы не пошли внутрь.
Крепость на удивление большая, но всё самое интересное сохранилось лишь в одной её части.
Как видите, крепость находится на вершине холма, и выглядит достаточно неприступной. В 1912 году черногорцы пытались взять штурмом Розафу, потом целых 7 месяцев держали крепость в осаде. Больше 10 тысяч черногорцев погибли в боях под Розафой, но, как говорит вики, крепость могла держаться и дальше. А сдал Розафу албанский командующий только для того, чтобы присоединиться к антитурецкому восстанию в центральной Албании.
Кстати, с Розафы открываются прекрасные виды на Шкодер.
Город находится недалеко от места слияния двух рек — Дрин и Буна, а Розафа — самая правильная точка полюбоваться этим:
Я и не думала, что Албания такая красивая! А ведь мы от границы толком не отъехали. Что же будет дальше?
Видно с крепости и Свинцовую мечеть:
Розафу стоит посетить хотя бы из-за видов, которые с неё открываются. Это потрясающее место!
Вход в Розафу стоит 200 лек.
Свинцовая мечеть
Свинцовая мечеть находится совсем рядом с Розафой. Вход туда свободный и бесплатный. Такое странное название мечеть получила из-за свинца, которым укрепляли её стены во время строительства. Кстати, эта мечеть — одна из немногих уцелевших после культурной революции, устроенной Энвером Ходжи в Албании.
Старый османский мост в Месе
Мост не только красивый, но и один из самых длинных османских мостов, что сохранились до нашего времени. 108 метров красоты через бирюзовые воды реки Кир:
Красота? Хорошо, что фото не передают запахов 🙂 Рядом с мостом албанцы организовали несколько свалок, и вонь оттуда идёт — фу-фу-фу 🙁
Крепость в Лёже
Вход в крепость платный, но мы так и не поняли, сколько. В билетной будке сидел мужичок, от которого веяло перегаром. Лек у нас не было, дали ему 2 евро, основываясь на цене крепости Розафы. Он начал что-то ещё требовать, потом махнул рукой и пропустил нас.
Вот такие виды открываются с крепости на албанский городок Леже:
Живописное место! Цветастые дома, стадион, река и зелёные поля!
Не знаю, всегда ли так, но на крепости дул холодный пронзительный и немного даже ураганный ветер. Я даже соорудила себе чалму из шарфа, чтобы защитить уши.
Вот так выглядят руины крепости:
Немного заросшие травой, но с мусорными корзинами и разъясняющими табличками. Замок повидал на своём веку разных хозяев, но самый яркий след оставили турки. Внутри можно найти руины мечети и остатки османских зданий.
Про бункеры в Леже
С крепости в Леже открывается очень интересный вид на ещё одну достопримечательность — бункеры. Видите их на склоне холма?
Я максимально увеличила фото, чтобы можно было разглядеть какие-то входы/выходы рядом с бункерами. Что интересного в этих бункерах? Обычно встречаются одноместные бункеры с круглой крышей. А это похоже на военное укрепление с туннелями внутри скалы.
Ночь в Тиране
В Тирану мы приехали на закате. Пока заселились, пока поужинали, совсем стемнело. Ужинали в ресторане «Эра». У них блюда и албанской, и европейской кухни. Цены умеренные, но порции — микроскопические. В «Эре» понравилось обслуживание, официанты отлично говорят по-английски, но порции могли бы и побольше сделать!
Знакомились со Тираной под покровом ночи. Гуляли по улицам, даже что-то пофотографировали.
Оставили знакомство с городом на следующий день. Для одного дня и так неплохо получилось — больше 200 км. Приползли в около 11 вечера в гест, и я даже не помню, как уснула 🙂
День второй. Тирана — Круя
Самый главный бункер страны и канатная дорога
В Тиране мы поняли, что люди тут ездят либо на Порше, либо на Мерседесах, либо на больших черных джипах, предпочтительно марки LandRover, при этом кто победнее — тот педалит на велосипеде от прадедушки. И можно я ничего больше про Тирану тут писать не буду, потому что иначе я никогда не закончу пост?
О Тиране, желтых мерседесах и самом главном бункере Албании я расскажу в следующем посте. Там же и про австрийскую канатку замолвлю слово. Вот вам интригующая фоточка из Тираны:
Да-да, так выглядят улицы Тираны. Я себе столицу Албании не так представляла, а вы?
О Круе в интернетах пишут, что не стоит она посещения. В городе находится музей Скандербега, национального героя Албании, и руины крепости. От руин мало чего осталось, а музей вряд ли будет интересен, если вы только не хотите углубиться в историю Албании.
Зато в Круе, около руин замка, есть два ресторана с шикарным видом на горы и выросшие у их подножия дома. В ресторанах можно пообедать за …. 8$ на двоих. И это с напитками!
Кстати, дорога к Круе идёт через город-спутник Фиш-Круя. Примечательна Фиш-Круя бетонным заводом, который производил материал для постройки бункеров по всей стране.
А дальше — дорога домой, обратно в Черногорию. Честно сказать, хотелось остаться в Албании ещё хоть на денёк. Куда делись два дня, как они так быстро пролетели — не понятно. Двух дней для путешествия — пусть даже ознакомительного — показалось очень мало.
Граница Черногория-Албания
От Будвы до границы с Албанией всего 1.5 часа на машине. К пограничному переходу Сукобин есть две дороги: короткая и получше 🙂 Короткая путь идёт через Печурице, что за Доброй Водой, длинный — через Ульцин и Горна Клежна. Обе дороги узкие и с кучей поворотов, но короткий путь показался нам более раздолбанным и опасным.
Опасным потому что навстречу непредсказуемо вылетают машины с албанскими номерами. Не знаю, зачем они отчаянно едут по середине дороги, вдавливая педаль газа в самый пол, но чем ближе к Албании, тем внимательнее нужно быть на дороге.
На границе мы простояли минут 40 — огромная очередь, машины двигались еле-еле. Не знаю, с чем это связано. Всегда ли так? На обратной дороге границу прошли за 5 минут, без каких-либо проблем.
Маршрут путешествия по Албании
Маршрут рассчитан на 1-2 дня путешествия. На карте отмечены достопримечательности Албании, которые можно успеть посмотреть за это время.
В первый день мы выехали около 10 утра, простояли на границе минут 40 и не успели заехать в Дуррес. Во второй день проторчали в главном бункере страны больше положенного, потом катались на канатке и опять не попали в Дуррес, а заодно не заехали в замок Петлёре. Но об этом будет отдельный пост.
Что привезти из Албании?
В интернетах пишут, что в Албании делают неплохой коньяк, и стоит он совсем недорого. Мы взяли на подарок в Круе коньяк «Скандербег». В Албании дешевые фрукты и овощи, можно затариться ими. А что ещё привезти из страны мерседесов и бункеров, кроме ярких воспоминаний? И надо ли что-то ещё? 🙂
Привет!
Меня зовут Татьяна, и я рада видеть вас на блоге «Жизнь непредсказуема!».
Я люблю путешествовать, а в блоге делюсь своими впечатлениями, советами и прочими полезными заметками.
Понравилась статья? Поделитесь ей!
Буду очень благодарна, если вы оцените статью: