Альбуминовый отпечаток что это
Альбуминовая печать
Альбуми́новая печа́ть — технология для получения фотографических изображений, предложенная в 1850 г. Луи Дезире Бланкар-Эвраром (фр. Louis Désiré Blanquart-Evrard ). Технология была первым коммерчески успешным методом печати на обычной бумаге c исходного негатива. Этот метод, основанный на использовании альбумина из белков яиц для закрепления фотохимикатов на бумаге, стал доминирующим способом получения позитивов с 1855 г. и вплоть до конца XIX века.
Процесс состоял в следующем:
Альбуминовые отпечатки находились в непосредственном контакте с негативом. Так как при этом не использовались никакие дополнительные технические средства, а только свет, этот процесс и назвали «печатью», в отличие от других способов.
Далее снимок закреплялся в ванне с тиосульфатом натрия, что предотвращало дальнейшее потемнение. И наконец тонирование в золотистый оттенок (сепию) улучшало внешний вид фотографии и помогало избежать быстрого выцветания.
См.также
Полезное
Смотреть что такое «Альбуминовая печать» в других словарях:
Глубокая печать — Глубокая печать. Верхняя линия лист бумаги, нижняя матрица Глубокая печать, интаглио в полиграфии способ печати с использованием печатной формы, на которой печатающие элементы утоплены по отношению к пробельным … Википедия
Высокая печать — Наборная верстатка на шрифткассе Высокая печать в полиграфии способ печати, использующий формы, на которых печатающие элементы расположены выше … Википедия
Фотографические процессы — Фотографические процессы способы получения фотографий от подготовки исходного материала до момента получения готовой фотографии, описываемые в комплексе. Классические химические способы получения изображения на фотографиях или кинопленке на … Википедия
Фотографический процесс — Фотографические процессы способы получения фотографий от подготовки исходного материала до момента получения готовой фотографии, описываемые в комплексе. Классические химические способы получения фотографий на различных фотоматериалах. Цифровые… … Википедия
Дагеротипия — Пример дагеротипии: портрет Авраама Линкольна, 1864 Дагеротипия (дагерротипия) фотографический процес … Википедия
Дагерротип — Пример дагерротипии: портрет Авраама Линкольна, 1864 Дагерротипия (дагеротипия) фотографический процесс, способ непосредственного получения при съёмке позитивного изображения. Содержание 1 История … Википедия
Дагерротипия — Пример дагерротипии: портрет Авраама Линкольна, 1864 Дагерротипия (дагеротипия) фотографический процесс, способ непосредственного получения при съёмке позитивного изображения. Содержание 1 История … Википедия
Грейфраерс Бобби — Грейфраер с Бобби англ. Greyfriars Bobby Альбуминовая печ … Википедия
Беато — Беато, Феликс Феликс Беато Felice Beato Портрет Феликса Беато, 1866 год. Автор неизвестен. Дата рождени … Википедия
Сикандар Баг — Крепость Сикандар Баг хинди सिकन्दर बाग़, урду سِکندر باغ … Википедия
ФОТОИСТОРИЯ: Долгий путь от светописи к фотографии (часть 4)
Среди множества технологий получения фотоотпечатков в XIX веке, самым распространенным и успешным оказался альбуминовый процесс.
Процесс был запатентован в 1850 г. французом, торговцем ткани Луи Дезире (Louis-Desire Blanqart-Evrard). В 1840 г. он начал изучать фотографию, а именно калотипию, будучи первым, кто детально описал это процесс во Франции и предложил метод вымачивания бумаги в растворах йодида калия и нитрата серебра, а не нанесения их щеткой на поверхность.
Луи Дезире (Louis-Desire Blanqart-Evrard), 1869 г.
Красная Дверь, Нотр-Дам, фотограф Луи Дезире, 1851 г.
Визитные карточки получили огромную популярность в 1859 году, после опубликованной Диздери фотографии императора Наполеона III в этом формате. По легенде Император Наполеон III, направляясь в Италию, оставил свои войска ожидать на улице, а сам пошел в студию Диздери и долго позировал, чтобы получить портреты на «визитных карточках». Эта история разнеслась повсюду. И все в Париже немедленно пожелали иметь фотографии «карт де визит», сделанные Диздери. Новое изобретение очень быстро распространилось по всей Европе, а затем в Америке и остальной части мира.
Карт де визит Наполеона III, благодаря которой стал популярен формат CDV, 1859.
Альбомы для сбора и хранения визитных карточек были очень популярными в викторианских салонах. Карточки не только раздавались гостям и посетителям, а и продавались коллекции фотографий выдающихся лиц эпохи.
Одна из первых карт де визит королевы Виктории. Фотограф John Jabez Edwin Mayall, 1860 г.
В США «карт де визит» приобрели особенную популярность во время гражданской войны. Солдаты, друзья и члены семьи делали фотографии и отправляли в небольших конвертах.
Фотографии Авраама Линкольна, Улисса Гранта и других знаменитостей той эпохи стали хитом на Севере.
Авраам Линкольн, фотограф F. McNulty, 1883 «С негатива, сделаного в 1861 году, как раз перед отъездом в Вашингтон города, и предположительно единственный, предшествующий инаугурации в Президенты Соединенных Штатов. Это был последний негатив, снятый в штате Иллинойс».
Альбуминовые отпечатки со временем выцветали, но японские мастера-колористы вручную разукрашивали такие фотографии. Они продавались немногочисленным туристам, чтобы те смогли поделиться видами и стилем жизни в Японии (по сути, являлись аналогом современных открыток).
Продавец цветов, фотограф Kusakabe Kimbei, около 1880-1890 гг.
Альбуминовая печать стала самой первой коммерчески успешной технологией печати на простой бумаге с полученного негатива и сохраняла свою популярность до конца XIX века.
Продолжение истории: Часть 5
Технологии ранней цветной фотографии
Эксперименты по созданию цветной фотографии проводились практически с момента появления самой фотографии. Однако широкое применение цвета начинается в 1860-х годах.
Альбуминовая печать
Эту технику в 1850 году изобрёл Луи Бланкар-Эврар. Её преимущество заключалось в способности отображать мелкие детали и осуществлять многократную печать с одного негатива.
Альбуминовую печать можно узнать по гладкой, полуматовой или чуть глянцевой поверхности снимка с приятным тёплым оттенком. Техника допускает раскраску вручную акварелью и анилиновыми красками. Такие отпечатки очень тонкие, поэтому почти всегда монтируются на паспарту или помещаются в альбом.
Метод основан на использовании альбумина, получаемого из яичного белка. Бумагу покрывали эмульсией яичного белка и поваренной соли, затем помещали в водный раствор нитрата серебра. Так бумага становилась светочувствительной. Получавшийся бумажный материал просушивали в темноте, а после совмещали с негативом, чаще всего изготовленным из стекла, выдерживали под прямыми солнечными лучами до тех пор, пока не проявлялось изображение. Финальная стадия процесса — фиксация снимка. Она осуществлялась в специальной ванне с тиосульфатом натрия, который предотвращал дальнейшее потемнение и выцветание. После этого снимок тонировался.
Бромойль
Техника бромойля была изобретена в 1904 году Дж. Э. Роулинзом. Её можно узнать по мягкому матовому изображению, похожему на живопись. Способ широко применялся в первой половине 20-го века фотографами-пикториалистами (pictorialism от pictorial — «живописный»). Техника допускала не только контактную, но и проекционную печать, то есть она не требовала негатива того же формата, что и будущий отпечаток. Полученный отпечаток мог быть окончательным или использоваться в качестве клише для тиражирования снимка.
Бромойль или бромомасляный процесс — позитивная печать, основанная на дублении желатина. Дубление — это обработка желатина фотоэмульсии, делающая его труднорастворимым. Сначала получали чёрно-белый отпечаток на бромосеребряной бумаге. Проявленный снимок обрабатывали в дубящем желатин отбеливателе. Максимальное дубление происходило в наиболее тёмных местах отпечатка, минимальное — в самых светлых за счёт взаимодействия с серебром. Затем металлическое и бромистое серебро удаляли раствором красной кровяной соли и тиосульфата натрия.
После основательной промывки отпечаток клали в тёплую воду, что приводило к набуханию желатинового слоя. Тогда он приобретал способность к удержанию масляной краски в зависимости от степени дубления. На промытый снимок мягкой кисточкой наносилась краска, сильнее прилипавшая к задубленным местам теней и полутеней, в которых до отбеливания содержалось максимальное количество металлического серебра, и не ложилась на менее задубленные светлые участки. В результате на отпечатке появлялось полутоновое изображение, окрашенное в цвет накладываемой краски, и фотограф имел возможность контролировать локальные тона.
Метод трёхцветной фотографии
Этот метод относится к раннему цвету в фотографии. Он был разработан в 1861 году Джеймсом Максвеллом, а затем последовательно развивался Германом Вильгельмом Фогелем, Адольфом Мите и Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским. Метод требовал дополнительного оборудования: камеры с тремя объективами, фотофильтров, сенсибилизаторов (веществ, повышающих чувствительность серебряных соединений к свету) и оборудования для совмещения тройных снимков в одно цветное изображение. Предлагаем разобраться со всем по порядку.
В 1861 году Джеймс Максвелл для получения цветного изображения применил три фотокамеры, оснащённые разными цветными светофильтрами — красным, зелёным и синим. Однако получить цветной снимок можно было только при проекции. Дальше важную роль начинает играть фотохимия и развитие сенсибилизаторов.
В 1873 году немецкий фотохимик Герман Вильгельм Фогель разработал состав, чувствительный к зелёному участку спектра. В 1902 году ученик Фогеля, немецкий ученый Адольф Мите вывел сенсибилизаторы, делающие фотопластину чувствительной к другим участкам спектра. Он также сконструировал фотокамеру для трёхцветной съёмки и проектор для показа полученных цветных снимков.
В 1905 году ученик Мите Прокудин-Горский придумал свой рецепт сенсибилизатора, чувствительного к красно-оранжевому участку спектра, продолжив эксперименты своего учителя. Он использовал чёрно-белые пластинки, которые сенсибилизировал по своим рецептам, а также фотоаппарат собственной конструкции. Через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка — фотографу удалось сократить время экспозиции. С этого тройного негатива изготовлялся тройной позитив. Для просмотра фотографий использовался проектор с тремя объективами. При сложении трёх изображений на экране получалось одно полноцветное.
Автохром
Технологию придумали изобретатели кинематографа братья Люмьер в 1903 году. Основой для изображений служила стеклянная пластина. Их возможно было просматривать только на просвет или с помощью аппаратов, которые изначально выпускались теми же братьями Люмьер.
Сначала на стеклянную пластину наносился картофельный крахмал, гранулы которого предварительно окрашивались в три цвета: красный, синий и жёлтый. Потом накладывался второй слой крахмала, в результате чего получалась вся палитра цветов. Далее — слой светочувствительной эмульсии, после чего пластину экспонировали и проявляли.
Каждый диапозитив на стекле существует в единственном экземпляре. Техника не предполагала моментальный снимок: крахмальные эмульсии требовали длительной выдержки. Поэтому модели должны были оставаться неподвижными долгое время в процессе съёмки.
С 1907 года производство пластин достигло промышленных масштабов: за один день могли выпускать до 6 тыс. штук. Такие цифры означали большую популярность автохрома по всему миру. В России страстным поклонником технологии был дворянин Пётр Веденисов. Он каждую неделю получал из Франции пластины. Фотограф-любитель снимал чаще всего жизнь своей семьи и близких друзей. Серии его фотографий стали летописью уклада жизни дворянства накануне великих потрясений.
Карбо-процесс
Фотографии, полученные благодаря карбо-процессу, отличаются богатством и глубиной цвета. Технология, дающая такие блестящие результаты, была запатентована в 1905 году и требовала от фотографов большого мастерства, времени и усилий.
Сначала делали три бромсеребряных негатива через цветные фильтры. Далее их переносили на желатиновые пигментные листы трёх цветов: голубого, пурпурного и жёлтого. При их совмещении происходила химическая реакция. Желатин обрабатывался в зависимости от попавшего на него света, остатки вымывались. Затем листы друг за другом помещались на лист-основу. При совмещении цветовых матриц получалось финальное изображение.
Сложность техники увеличивала время изготовления отпечатка: на него у фотографа уходило около двух недель. Наибольшей популярностью карбо-процесс стал пользоваться во второй половине 1930-х. Крупные мастера отечественной фотографии, которые не боялись трудоёмкости технологии и часто к ней обращались: Пётр Клепиков, Василий Улитин, Владислав Микоша.
Отпечатки на солёной бумаге
Для изображений на солёной бумаге характерны мягкость и пониженная контрастность. Технология позволяет хорошо прорабатывать цвета. От фотографа требовались скорость и точное понимание предмета съёмки, так как солёная бумага могла храниться неиспользованной всего несколько дней. Необычную бумагу создал в 1834 году Уильям Генри Фокс Тальбот.
Первые опыты изобретателя представляли собой фотокопии, сделанные контактным способом. Тальбот взял бумагу обработанную хлористым серебром, выдержал на свету в течение часа, а затем приложил к ней светочувствительную бумагу, снова обработал светом и получил отпечаток. Для изготовления солёной бумаги он поместил тонкую бумагу высокого качества в раствор поваренной соли, высушил её, далее обработал раствором азотнокислого серебра с добавлением винной или лимонной кислоты. Благодаря химической реакции поверхность листа покрывалась хлористым серебром. Затем бумага была высушена в темноте. На свету она экспонировалась уже до проявления изображения, а чтобы оно не исчезло, лист промывался и покрывался гипосульфитом.
Аристотипия
Это фотографический процесс, основанный на светочувствительности хлорида серебра. Своё название техника получила от типа бумаги, на которой печаталось изображение, — аристотипной (от греч. «аристо» — наилучший), на которую наносилась хлорсеребряная желатиновая эмульсия.
Процесс был изобретён в 1882 году британским химиком, астрономом и фотографом Уильямом де Уайвлесли Эбнеем, а промышленное производство аристотипной бумаги было налажено в Германии уже в 1885 двумя компаниями: Obernetter в Мюнхене и Liesegang Technology в Дюссельдорфе.
Печать снимков почти всегда производилась контактным способом: негатив и фотобумага вплотную прижимались друг к другу эмульсионными слоями, экспонировались при дневном свете через стеклянную пластину.
Коллодион
Этот фотографический процесс был изобретён в 1851 году англичанином Фредериком Скоттом Арчером. Техника произвела революцию в фотографии, так как позволила получать изображения высокого качества, при этом длительность выдержки значительно сократилась.
Процесс основан на применении коллодия в качестве связующей среды для галогенидов серебра, которые наносились на прозрачную стеклянную подложку. Существуют мокрый и сухой коллодионные процессы. Первый, наиболее распространённый, требовал немедленного экспонирования и лабораторной обработки эмульсионного слоя, который терял свои свойства при высыхании. В сухом процессе использовались уже готовые стеклянные фотопластинки, покрытые коллодием. Низкая светочувствительность была непригодна для портретной съёмки, но позволяла долго сохранять свойства эмульсии и делать снимки вне студии — во время путешествий или экспедиций.
С 1884 года началось промышленное производство коллодионовой бумаги, имевшей трехслойную структуру. Между бумагой и светочувствительной эмульсией располагался баритовый слой, который выполнял защитные функции и устранял неровности бумажной поверхности.
Фотохром
Процесс создания цветных изображений на основе раскрашенных фотонегативов с использованием литографических печатных форм. Технология была изобретена Хансом Якобом Шмидтом в 1880-х годах.
Сначала чёрно-белое негативное изображение раскрашивали вручную в соответствии с комментариями и записями фотографа. Затем гладко отполированный литографический камень покрывали тонким слоем очищенного битума, растворённого в бензоле, и экспонировали при дневном свете через негатив. В результате битум постепенно затвердевал пропорционально количеству света, которое проходило через каждую часть негатива. Камень затем ретушировали для более точной передачи цветов, тонов и оттенков. Каждый цвет наносился по отдельности, всего для печати использовали от 6 до 15 камней.
Альбуминовая печать
Фотографический процесс, основанный на использовании альбумина, получаемого из белков яиц, в качестве связующего вещества для удержания светочувствительных веществ на бумаге.
Год, изобретатель
1850. Франция. Луи Дезире Бланкар-Эврар (Louis Désiré Blanquart-Evrard)
Даты бытования технологии
1855–1900-е
Особенности
Основа
Бумага
Цветовая гамма изображения
Монтаж
Отпечатки очень тонкие, подвержены скручиванию, поэтому почти всегда монтируются на паспарту из плотного картона (чаще всего светлых оттенков) или помещаются в альбом
Формат, размер
Визитная карточка (carte-de-visite) ок. 10×6 см, кабинетная карточка (cabinet portrait) ок. 16×10 см, стереофотография, большеформатные снимки (пейзажи, архитектурные виды, интерьеры, репродукции произведений искусства)
Вариации
Раскраска вручную акварелью и анилиновыми красками
Повреждения
Комментарий хранителя
Технологии ранней цветной фотографии
Эксперименты по созданию цветной фотографии проводились практически с момента появления самой фотографии. Однако широкое применение цвета начинается в 1860-х годах.
Альбуминовая печать
Эту технику в 1850 году изобрёл Луи Бланкар-Эврар. Её преимущество заключалось в способности отображать мелкие детали и осуществлять многократную печать с одного негатива.
Альбуминовую печать можно узнать по гладкой, полуматовой или чуть глянцевой поверхности снимка с приятным тёплым оттенком. Техника допускает раскраску вручную акварелью и анилиновыми красками. Такие отпечатки очень тонкие, поэтому почти всегда монтируются на паспарту или помещаются в альбом.
Александр Эйхенвальд. Портрет Софьи Алексеевны Бобринской. 1867−1871. Альбуминовый отпечаток, акварель. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Метод основан на использовании альбумина, получаемого из яичного белка. Бумагу покрывали эмульсией яичного белка и поваренной соли, затем помещали в водный раствор нитрата серебра. Так бумага становилась светочувствительной. Получавшийся бумажный материал просушивали в темноте, а после совмещали с негативом, чаще всего изготовленным из стекла, выдерживали под прямыми солнечными лучами до тех пор, пока не проявлялось изображение. Финальная стадия процесса — фиксация снимка. Она осуществлялась в специальной ванне с тиосульфатом натрия, который предотвращал дальнейшее потемнение и выцветание. После этого снимок тонировался.
Бромойль
Техника бромойля была изобретена в 1904 году Дж. Э. Роулинзом. Её можно узнать по мягкому матовому изображению, похожему на живопись. Способ широко применялся в первой половине 20-го века фотографами-пикториалистами (pictorialism от pictorial — «живописный»). Техника допускала не только контактную, но и проекционную печать, то есть она не требовала негатива того же формата, что и будущий отпечаток. Полученный отпечаток мог быть окончательным или использоваться в качестве клише для тиражирования снимка.
Василий Улитин. Балет «Пламя Парижа». 1932. Бромойль. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Бромойль или бромомасляный процесс — позитивная печать, основанная на дублении желатина. Дубление — это обработка желатина фотоэмульсии, делающая его труднорастворимым. Сначала получали чёрно-белый отпечаток на бромосеребряной бумаге. Проявленный снимок обрабатывали в дубящем желатин отбеливателе. Максимальное дубление происходило в наиболее тёмных местах отпечатка, минимальное — в самых светлых за счёт взаимодействия с серебром. Затем металлическое и бромистое серебро удаляли раствором красной кровяной соли и тиосульфата натрия.
После основательной промывки отпечаток клали в тёплую воду, что приводило к набуханию желатинового слоя. Тогда он приобретал способность к удержанию масляной краски в зависимости от степени дубления. На промытый снимок мягкой кисточкой наносилась краска, сильнее прилипавшая к задубленным местам теней и полутеней, в которых до отбеливания содержалось максимальное количество металлического серебра, и не ложилась на менее задубленные светлые участки. В результате на отпечатке появлялось полутоновое изображение, окрашенное в цвет накладываемой краски, и фотограф имел возможность контролировать локальные тона.
Метод трёхцветной фотографии
Этот метод относится к раннему цвету в фотографии. Он был разработан в 1861 году Джеймсом Максвеллом, а затем последовательно развивался Германом Вильгельмом Фогелем, Адольфом Мите и Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским. Метод требовал дополнительного оборудования: камеры с тремя объективами, фотофильтров, сенсибилизаторов (веществ, повышающих чувствительность серебряных соединений к свету) и оборудования для совмещения тройных снимков в одно цветное изображение. Предлагаем разобраться со всем по порядку.
Сергей Прокудин-Горский. Портрет Льва Толстого. 23 мая 1908. Фототипия. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
В 1861 году Джеймс Максвелл для получения цветного изображения применил три фотокамеры, оснащённые разными цветными светофильтрами — красным, зелёным и синим. Однако получить цветной снимок можно было только при проекции. Дальше важную роль начинает играть фотохимия и развитие сенсибилизаторов.
В 1873 году немецкий фотохимик Герман Вильгельм Фогель разработал состав, чувствительный к зелёному участку спектра. В 1902 году ученик Фогеля, немецкий ученый Адольф Мите вывел сенсибилизаторы, делающие фотопластину чувствительной к другим участкам спектра. Он также сконструировал фотокамеру для трёхцветной съёмки и проектор для показа полученных цветных снимков.
В 1905 году ученик Мите Прокудин-Горский придумал свой рецепт сенсибилизатора, чувствительного к красно-оранжевому участку спектра, продолжив эксперименты своего учителя. Он использовал чёрно-белые пластинки, которые сенсибилизировал по своим рецептам, а также фотоаппарат собственной конструкции. Через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка — фотографу удалось сократить время экспозиции. С этого тройного негатива изготовлялся тройной позитив. Для просмотра фотографий использовался проектор с тремя объективами. При сложении трёх изображений на экране получалось одно полноцветное.
Автохром
Технологию придумали изобретатели кинематографа братья Люмьер в 1903 году. Основой для изображений служила стеклянная пластина. Их возможно было просматривать только на просвет или с помощью аппаратов, которые изначально выпускались теми же братьями Люмьер.
Пётр Веденисов. Коля Козаков и собака Джипси. Ялта 1910−1911. Автохром. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Сначала на стеклянную пластину наносился картофельный крахмал, гранулы которого предварительно окрашивались в три цвета: красный, синий и жёлтый. Потом накладывался второй слой крахмала, в результате чего получалась вся палитра цветов. Далее — слой светочувствительной эмульсии, после чего пластину экспонировали и проявляли.
Каждый диапозитив на стекле существует в единственном экземпляре. Техника не предполагала моментальный снимок: крахмальные эмульсии требовали длительной выдержки. Поэтому модели должны были оставаться неподвижными долгое время в процессе съёмки.
С 1907 года производство пластин достигло промышленных масштабов: за один день могли выпускать до 6 тыс. штук. Такие цифры означали большую популярность автохрома по всему миру. В России страстным поклонником технологии был дворянин Пётр Веденисов. Он каждую неделю получал из Франции пластины. Фотограф-любитель снимал чаще всего жизнь своей семьи и близких друзей. Серии его фотографий стали летописью уклада жизни дворянства накануне великих потрясений.