Алчную землю что это такое
Словари
1. Одержимый страстью к наживе, к богатству; корыстный.
2. Свойственный такому человеку.
Проявляющийся сильно, страстно.
А́ЛЧНЫЙ, алчная, алчное; алчен, алчна, алчно. Жадный, корыстолюбивый. Алчный человек. Алчный к деньгам или до денег.
|| Страстно желающий (поэт.). Алчный к знаниям.
|| Голодный; ненасытный, прожорливый (книжн. устар.).
1. Жадный, корыстолюбивый. А. к деньгам или до денег.
2. Страстно желающий чего-н., выражающий такое желание. Алчные взоры (устар.).
Проявляющий неудержимое стремление к получению чего-л. в большем, чем необходимо, количестве; корыстолюбивый, корыстный.
Краткие формы прилагательного а́лчен, а́лчна, а́лчно, а́лчны не имеют вариантов ударения в пределах литературной нормы.
1. Устар. Жадный к еде.
2. Крайне жадный к наживе, богатству; корыстный. А. купец. А. на деньги кто-л. Бояре алчны до денег.
3. Высок. Страстно желающий чего-л., стремящийся к чему-л.; алчущий. А. к знаниям кто-л. А. ум.
◁ А́лчно, нареч. (1-2 зн.). А. оскалить зубы. А. схватить деньги.
1. Жадный к еде (устар.).
Страстно желающий чего-л., стремящийся к чему-л.
2. Жадный к наживе, приобретению; корыстный;
Мне ясно рисовался образ этого врача, черствого и алчного, видящего в страданиях больного лишь возможность получить с него столько-то рублей. Вересаев, Записки врача.
1. Ненасытный в еде; голодный.
► И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем. // Пушкин. Стихотворения //
► Подобно племени Батыя, Изменит прадедам Кавказ, Забудет алчной брани глас, Оставит стрелы боевые. // Пушкин. Кавказский пленник //
до чего, к чему и на что. Алчный до денег (к деньгам, на деньги).
а́лчный; кратк. форма а́лчен, а́лчна
а́лчный, а́лчен, а́лчна, а́лчно, а́лчны
а́лчный, кратк. ф. а́лчен, а́лчна (неправильно алчна́), а́лчно, а́лчны.
а́лчный, а́лчная, а́лчное, а́лчные, а́лчного, а́лчной, а́лчных, а́лчному, а́лчным, а́лчную, а́лчною, а́лчными, а́лчном, а́лчен, а́лчна, а́лчно, а́лчны, а́лчнее, поа́лчнее, а́лчней, поа́лчней
прил., кол-во синонимов: 12
испытывающий или демонстрирующий желание получить нечто в большем, чем необходимо, количестве)
Это прилагательное принадлежит к высокому стилю и редко используется в разговорной речи. А образовалось слово алчный из общеславянского глагола алкать, который первоначально значил «хотеть есть». В современном языке слово алчный редко употребляется в значении «жадный к еде», теперь оно значит «стремящийся к чему-либо, жадный к наживе».
Слово «алчный» было известно еще в древнерусском языке и получило распространение во время появления письменности на Руси (IX в.).
Сейчас «алчный» употребляется в значении «жадный, корыстолюбивый, ненасытный, без меры охочий до чего-либо человек».
К сожалению, жизнь показывает, что и сытый нередко бывает алчным.
Значение слова «алчный»
2. Жадный к наживе, приобретению; корыстный; Мне ясно рисовался образ этого врача, черствого и алчного, видящего в страданиях больного лишь возможность получить с него столько-то рублей. Вересаев, Записки врача.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
а́лчный
1. жадный, стяжательский, страстно желающий чего-либо, стремящийся получить что-либо
2. перен. выражающий жадность или страстное стремление к чему-либо ◆ Алчный взгляд. Алчное выражение лица.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: тюканье — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
алчный
Смотреть что такое «алчный» в других словарях:
алчный — См. корыстолюбивый … Словарь синонимов
АЛЧНЫЙ — АЛЧНЫЙ, алчная, алчное; алчен, алчна, алчно. Жадный, корыстолюбивый. Алчный человек. Алчный к деньгам или до денег. || Страстно желающий (поэт.). Алчный к знаниям. || Голодный; ненасытный, прожорливый (книжн. устар.). Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова
АЛЧНЫЙ — АЛЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна. 1. Жадный, корыстолюбивый. А. к деньгам или до денег. 2. Страстно желающий чего н., выражающий такое желание. Алчные взоры (устар.). | сущ. алчность, и, жен. (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова
алчный — алчный; кратк. форма алчен, алчна … Русский орфографический словарь
алчный — алчный, кратк. ф. алчен, алчна (неправильно алчна), алчно, алчны … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
алчный — Древнерусское – алчьнъ, алчъный. Старославянское – лачьнъ, алъчьнъ. Слово «алчный» было известно еще в древнерусском языке и получило распространение во время появления письменности на Руси (IX в.). В древнерусский язык слово пришло из… … Этимологический словарь русского языка Семенова
алчный — до чего, к чему и на что. Алчный до денег (к деньгам, на деньги) … Словарь управления
алчный — • очень алчный … Словарь русской идиоматики
алчный — ая, ое; а/лчен, а/лчна, а/лчны Проявляющий неудержимое стремление к получению чего л. в большем, чем необходимо, количестве; корыстолюбивый, корыстный. Алчный к деньгам. Синонимы: жа/дный, ненасы/тный Родственные слова: а/лчно, а/лчность… … Популярный словарь русского языка
Стихотворение и анализ «Туча»
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури.
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
Краткое содержание
Иман Малеки. Две тучи. 2010
Стихотворение «Туча» Александр Сергеевич Пушкин написал весной 1835 года. Это был уже поздний период его творчества, и в сочинениях этой поры все меньше ощущалось влияние романтизма. Последним произведением этого направления стала поэма «Цыганы». После ее написания Пушкин окончательно утвердился в литературе, как поэт-реалист. Несмотря на это, «Тучу», все-таки, стоит рассматривать, как пейзажную лирику, выдержанную в романтическом стиле.
Этот очередной шедевр можно назвать гимном внезапно налетевшей, кратковременной летней буре. Уже в первых строках автор, словно с одушевленным существом, беседует с тучей. Он обращается к ней с упреком и обвиняет в том, что она своим присутствием затмевает ясный, погожий день. Непогода уже в прошлом, снова сияет солнце, и только туча на фоне лазурного неба омрачает жизнерадостную картину.
Во второй части автор немного смягчается. Вспоминая грозу и молнии, которые обвивались вокруг тучи, он справедливо отмечает, что она освежила воздух, «и алчную землю поила дождем». В тот момент она представляла собой величественную и жестокую повелительницу небес.
В третьем четверостишии поэт снова повышает тональность своего обращения. Он просит ее «сокрыться», потому что уже ничто не предвещает очередной грозы, и ее миссия выполнена. Даже ветер гонит ее со спокойного неба. Природа обновилась, все омыто дождем, везде царят умиротворение и покой. Поэтому туче уже не место среди этой гармонии.
Анализ
История создания
Стихотворение было написано 13 апреля 1835 года. На следующий день у поэта была назначена встреча с шефом жандармов Бенкендорфом, который должен был решить судьбу его прошения на издание газеты. Скорее всего, в период этого тревожного ожидания поэт и стал свидетелем разыгравшейся бури, и у него возникла мысль описать эту послегрозовую картину. Задержавшаяся на небе тучка стала героиней этого лирического стихотворения.
В,Г. Белинский назвал «Тучу» образцом «пушкинского созерцания природы». Оно стало одним из первых произведений, напечатанных в новом журнале «Московский наблюдатель», в 1835 году. К сожалению, судьба журнала оказалась короткой – он просуществовал всего четыре года, в отличие от стихотворения, которое живо до сих пор.
Персонажи и образы
Главные персонажи произведения – лирический герой и туча. Последняя выступает в роли незваного гостя, от которого хотят побыстрее избавиться. Герой радуется окончанию ненастья и лазурному, ясному небу. Но задержавшаяся на нем туча мешает наслаждаться умиротворенной природой.
Кроме тучи в стихотворении присутствуют образы грома, ветра, дождя, неба, при описании которых автор подразумевает, что в природе всему находится место, и все имеет свою очередность. Буря сменяется грозой, на смену которой, в свою очередь, приходит ясный, погожий день. Таким образом, герой стремится к покою и свету после разбушевавшейся стихии, что нужно понимать не иначе, как усталость от переживаний и накала страстей. Изгоняя тучу, автор избавляется от того негатива, который до сих пор омрачал его настроение.
В стихотворении вполне могло отразиться воспоминание о восстании на Сенатской площади, с момента которого прошло уже десять лет. Здесь также проходит параллель с образом тучи: несмотря на то, что она уже выполнила свою миссию и теперь выступает в роли изгнанницы, ее можно рассматривать, как важное явление. Принято считать, что на смену грозе непременно приходит ясная погода, и пример с декабристами, которые своим выступлением вызвали определенные потрясения в обществе, этому подтверждение.
Символично, что после грозы туче предстоит бесследно рассеяться, как и восстанию, которое было жестоко подавлено. Равнодушие общества к судьбе декабристов Пушкину, возможно, представлялось землей, которая получила долгожданную влагу. Но, как только буря сменилась солнечным днем, туча была изгнана в небытие в виду своей ненужности.
Композиция
Стихотворение композиционно делится на три части – три катрена (четверостишия). Первый катрен можно назвать кульминацией всего повествования. Экспрессивно окрашенное обращение героя к туче, главной героине этого вводного четверостишия, задает тон всему произведению. Второй катрен – воспоминание о буре, в котором звучит невольное восхищение тучей. Третье четверостишие наполнено спокойствием. Эмоции героя улеглись, и он просит тучу удалиться. На этом автор заканчивает повествование, финал которого оказался очень логичным.
Стихотворение относится к пейзажной лирике, три строфы-обращения к природе позволяют приобщить его к этому роду литературы. По жанру оно больше напоминает послание. Черты реализма, свойственные позднему творчеству поэта, уступают место романтическим описаниям. Таким образом, произведение можно охарактеризовать, как романтическое послание с ярко-выраженной принадлежностью к пейзажной лирике.
Размер и средства художественной выразительности
В стихотворении автор использует четырехстопный амфибрахий, который в сочетании с большим количеством союзов обеспечивает плавное, размеренное повествование. Женские и мужские рифмы попарно чередуются друг с другом: первые две строчки каждого катрена имеют женские рифмы, следующие две – мужские.
В тексте очень много эпитетов. Одни служат для описания ненастья: «унылая тень», «рассеянная буря», «таинственный гром». Другие изображают природу в состоянии покоя: «ясная лазурь», «ликующий день», «успокоенные небеса». Интересно, что в произведении нет эпитетов, которые обозначают цвет, что редко случается в пейзажной лирике.
Меткие и выразительные олицетворения помогают автору оживить природу: «молния обвивала», «земля освежилась», «буря промчалась», «ветер гонит». Особенно часто этот троп используется при описании тучи: «несешься», «наводишь», «печалишь», «облегала», «издавала», «поила».
Присутствуют в стихотворении и метафоры: «унылую тень», «ликующий день», «таинственный гром», «алчную землю», «успокоенных небес». Антитеза «унылая – ликующий» также служит для придания большей выразительности. Стихотворение не содержит устаревших слов, которые были характерны для произведений того времени и придавали тексту официальность и торжественность. Единственным исключением здесь является слово «древес», но в сочетании с ласкательной формой существительного «листочки» оно не выполняет здесь такой функции.
Проблематика и основная идея произведения
Главная тема стихотворения – человек и природа. Герой произведения становится свидетелем происходящих в ней изменений. Сначала он наблюдает за тем, как развивается буря, затем восхищается яркой картиной обновления. Образ земли сравним с человеком, который также полон жажды покоя и стремится освободиться от тревожащих его мыслей.
Мимолетно затрагивается в тексте тема одиночества, но она не является главной – одинокая тучка прогоняется набежавшим ветерком. В целом, все стихотворение, за исключением второго катрена, проникнуто умиротворением. Так автор соотносит тему с настроением человека – негативные эмоции всегда сменяются состояние покоя.
Таким образом, это выразительное и красивое стихотворение говорит о том, что в природе ничто не может оставаться неизменным. После дождя всегда появляется солнце. То же происходит и с человеком: проходит время, и заканчиваются все проблемы и неприятности, наступает ощущение легкости, прилив жизненной энергии. Буря в природе – это те же проблемы в человеческом мире. Нужно набраться терпения и сил, чтобы переждать ее, избавиться от всего негативного и разрушительного. Наступление солнечного дня нужно воспринимать, как личную одержанную победу.
«Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Туча.
История создания – Стихотворение написано в 1835 году.
Тема стихотворения – Переживания лирического героя, отражением которым стала природа.
Композиция – Композиционно произведение делится на три части по числу строф.
Жанр – Пейзажная лирика.
Стихотворный размер – Четырехстопный амфибрахий.
Метафоры – «алчная земля», «ясная лазурь».
Эпитеты – «унылая», «рассеянная», «таинственный», «алчная».
Олицетворения – «земля освежилась», «буря промчалась», «ветер гонит».
Образы и символы
Рассмотрим образы и символы в стихотворении также с двух сторон.
Стихотворение «Туча» – анализ по плану
Вариант 1
Стихотворение Пушкина «Туча» в стиле русского романтизма проникнуто свежестью летнего дня после грозы, пронизано солнечным светом, лишь задержавшаяся, почему-то, на небе туча «наводит унылую тень». Стихотворение «нетерпеливое»: и поэт, и природа, словно ждут, когда небо станет чистым, туча скроется за горизонтом.
Интересно построение стихотворения. В первом катрене поэт точно укоряет тучу за то, что она еще не скрылась, нагоняя тоску и воспоминания о минувшем ливне. Во втором четверостишии автор вспоминает минувшую грозу, когда земля жадно глотала живительную влагу, когда ослепительно сверкала молния, звучали раскаты грома… Когда эта туча была в расцвете своего могущества. В последних четырех строках поэт обращается к туче, говорит, что ее время прошло и призывает скорее скрыться с глаз.
Не случайно стихотворение так построено.
1 катрен повествует нам о туче, главной героине, это своеобразное «вводное» четверостишие. Здесь автор сожалеет, что туча еще омрачает «ясную лазурь» неба. 1 катрен – апофеоз, кульминация стихотворения. Воспоминания о вдохновляют поэта, он яркими сочными, красками рисует нам ее картину. Можно сказать, что эти четыре строки – самые агрессивные во всем стихотворении.
Последний, 3 катрен наполнен умиротворением. Автор уже никому не грозит, а лишь уговаривает тучу скрыться. Это и есть подходящее завершение стихотворения.
В стихотворении мы видим разнообразие стилистических фигур и тропов. Несмотря на то, что тема и идея стихотворения одна, каждый катрен имеет собственный стиль.
1 катрен – немного унылый; почувствовать его настроение помогают стилистические образы, созданные поэтом: «унылую тень», например, или целая строка «Одна ты печалишь ликующий день».
С другой стороны, это четверостишие словно подготавливает нас к следующему, более «боевитому». Здесь чувствуется и досада поэта на непокорную тучу. Это дает нам понять и обращение к туче, и троекратное повторение «одна ты».
Стиль 2 катрена – агрессивный «боевой». Об этом свидетельствуют и некоторые словосочетания: «грозно тебя обвивала», «издавала таинственный гром», «алчную землю». Помогают нам лучше воспринять настроение катрена и повторяющиеся «рычащие» согласные в словах «кругом», «грозно», «гром». Надо заметить, что они отсутствуют в последней строке, которая является главным переходом к 3 катрену. Его стиль и ключевое слово — умиротворение. Автор не требует, а просит тучу: «Довольно». Стилистические образы здесь тоже спокойные. Мы словно представляем себе «листочки древес» и «успокоенные небеса». Здесь употреблены и характерные слова со словосочетаниями: «миновалась», «освежилась», «лаская листочки древес», Все это помогает нам лучше прочувствовать свежесть и стиль завершающего катрена.
В стихотворении можно отметить категориальное различие и сходство глагола времен глагола. Настоящее время глагола употреблено и в 1, и в 3 четверостишиях. Нужно заметить, что и по стилю они схожи: поэт то требует, то просит тучу не омрачать солнечного дня. Во 2 катрене автор употребил прошедшее время глагола, вспоминая минувшую грозу. Этим он как бы подчеркнул различие между спокойными 1, 3 и «воинственным» 2 катренами.
В лирической миниатюре А. С. Пушкина «Туча» мы можем отметить и индивидуально-авторское сочетание слов. Поэт употребил здесь множество ярких эпитетов, кроме него не свойственных никому другому. Среди них выделяются следующие сочетания: «рассеянной бури», «ясной лазури», «унылую тень», «ликующий день». Заметьте: не радостный, не веселый, а именно «ликующий» день. «Грозно обвивала», «алчную землю», «таинственный гром», «успокоенных небес».
Данные художественные средства играют огромную роль: они помогают нам понять и прочувствовать настроение стихотворения. Они делают его богаче и ярче, Не будь их, было бы стихотворение?
Давайте проведем небольшой эксперимент: из 1 катрена удалим лишь эпитеты. Что получится?
Последняя туча … бури!
Одна ты несешься по небу,
Одна ты наводишь … тень,
Одна ты печалишь … день.
Ну разве это стихотворение? Нет, конечно. Нельзя забывать, что мы убрали только эпитеты, а что будет, если оставить стихотворение без метафор, инверсий, сравнений, гипербол?! Теперь, я думаю, ясно, что без художественных и языковых средств в стихотворении никак нельзя!
Лазурь – слово обозначает яркую, чистую синеву. В стихотворении это очень важное слово. Сравните: «по ясной лазури» и «по ясной синеве». Алчная – значит «жадная», это слово не менее важно в стихотворении.
Миновалась – то есть минула, прошла. Это слово устаревшее, теперь не употребляется.
Скройся – скройся, удались, это слово тоже устаревшее.
Древес – деревьев, это слово не употребляется в современном русском языке.
Эти слова, мне кажется, настраивают читателя на торжественный лад, служат для большей полноты раскрытия смысла стихотворения.
Именно на начало XIX в. приходится расцвет романтизма. Стихотворение, как говориться, соответствует. Оно проникнуто восторгом от ясного «ликующего» дня, от «ясной лазури», поэт в восхищении от природы. Да и недавнюю грозу описывает он ярко, красочно, что не менее характерно для романтизма.
Вариант 2
Один из выдающихся лириков русской литературы А.Пушкин применял в своих творческих работах прием сравнения природы с живим существом. Именно элегия «Туча» считается таким произведением. Эта элегия одна из шедевров Пушкина в пейзажной лирике. Ее можно причислить к заключительным творческим работам лирика в духе романтизма. Оно было издана в 1835 г. Элегия посвящена летнему теплому дождю. При анализе этого произведения необходимо разобрать композицию. Она имеет три части.
Произведение начинается с призыва к туче, которая после нескончаемой бури одиноко бежит по голубому небосклону, как будто ищет убежище. Следя за ней автор восторгается как прекрасно создан наш мир, но все же говорит туче, что ее участь окончена и ей необходимо покинуть небо. Только ты вселяешь тоскливую тень, огорчаешь светлый день,- говорит Пушкин.
Не так давно туча была так нужна и долгожданна, лирик желает изгнать тучу, которая печалит и портит ему настроение. Пушкин подмечает, что она напоила грешную землю долгожданной водой, что все живое вокруг так нуждалось в ней. К обыкновенной туче нужно относиться благородно и трепетно, как это делает гром и молния в произведении. И именно это изумительное явления природы сопровождает тучу.Но тут же лирик сам себе возражает и относится к туче очень пренебрежительно, что туча все исполнила и требует от ветра уносить тучу с небес.
Всем этим поэт желает показать читателям, что все в нашей жизни подчинено определенным силам и законам природы. Что человек не подвластен силам природы.И если нарушать эту необыкновенную гармонию, которая царит в окружающем мире, можно потерять человеческое счастье, дарованное нам самой природой.
Если небольшая тучка сумела опечалить лирика, что тогда говорит о поступках и мыслях людей, которые могут принести значительно больше печали и разочарований? Поэт пытается донести до читателей, истину, что нужно совершать поступки обдуманно, для того, что после не сожалеть о содеянном, Не быть изгнанным как эта маленькая тучка, с небосклона.
Эта элегия мне очень понравилась. Произведение эмоциональное очень насыщенное и красочное, в нем прослеживается отрада лирика от соединения с природой, от того что он испытывает и ощущает в это время охватывающую себя реальность.
После прочтения произведения Туча понимаешь, что — это талантливая творческая работа, которая показала, что Пушкин не поменялся и не потерял свой необыкновенный дар.
Вариант 3
Александр Пушкин всегда считался великим поэтом, который оставил для своих наследников прекрасный творческий багаж. В своих стихотворных работах он очень часто использовал такие литературные приемы, о которых другие авторы еще и не задумывались.
В стихотворной работе «Туча», которое было выдано в печать в 1835, автор наделяет природу качествами живого человека. Этот прием называется отождествлением.
Прочитав творческую работу, читатель знакомится с ее главной героиней – тучей, которая осталась в небе после бури. Она не знает, куда ей податься и где найти пристанище.
Поэт обращается к ней со словами о том, что только лишь ее образ в небе напоминает нам о буре, которая уже закончилась. С одной стороны, поэт пытается прогнать темную тучу. Она навеивает печаль, поэтому, и портит настроение автора. Но, с другой стороны, Пушкин говорит о том, что к этой туче нужно относиться с уважением. Ведь немного ранее, в ней нуждалась сухая земля, которая требовала влаги и воды. А к явлениям молнии и грома, которые исходили из тучи, нужно относиться возвышенно. Они говорят о необычайной силе данных природных явлений.
В эту же минуту, Пушкин меняет свое мнение, и с неким пренебрежением гонит тучу со спокойного неба. Он пишет о том, что она уже выполнила свою миссию и должна скрыться за горизонт. В этих строках поэт хочет донести до читателя мысль о том, что все в нашем мире имеет свою последовательность и свое место. Все явления подчиняются установленным правилам. И выстраивал эти правила определенно не человек, а силы свыше.
Александр Пушкин уверен в том, что ни в коем случае нельзя нарушать эти правила, иначе, это испортит гармонию и в человеке и в природе. Поэтому, автор делает особый акцент на мысли о том, что нужно быть своевременным и в поступках и действиях для того, чтобы не стать изгнанником, как эта темная туча.
Образы произведения
В стихотворении используются различные образы и средства, придающие ему выразительности. Туча — нежданный гость, появившийся на небе после бури. Гроза закончилась, но темное пятно не уходит. И это не дает покоя лирическому герою, который воспринимает образ серого облака в качестве напоминания о ненастьях. Такие же ассоциации вызывает туча и у автора. Но все меняется в последних строках, когда напряжение отступает и приходят упокоение, безмятежность и расслабленность.
В произведении Александра Сергеевича присутствуют и другие образы: гром, небо, ветер, ясный день и дождь. Каждое природное явление идет своим чередом, как и должно быть в природе. Туча приносит дождь, затем приходит буря, а после возникает ясное небо. Персонаж устал от громкого звука, издаваемого раскатами грома, и тяжелых капель дождя. Его сердце и душа жаждут спокойствия и ясного неба, что и происходит в последнем катрене. Серое и угрюмое облако прогоняет ветер, вместе с ним уходит и тень плохого настроения героя.
Если воспринимать стихотворение как описание восстания декабристов, то туча — неотъемлемая часть. Все хотели прогнать это явление, но без него бы не наступило благоприятное время. Взбунтовавшиеся люди сами погубили себя, но успели донести до людей свои идеи, что заставило их задуматься и пересмотреть положение вещей.
Александр Сергеевич Пушкин не скрывал того факта, что поддерживал восставших. Это явно проглядывается и в его произведении. Туча принесла с собой гром и напоила алчную землю каплями дождя, как декабристы пропагандировали свои идеи и наполняли ими разумы людей. Однако грозовое облако рассеялось, и восстание утихло. Но оно еще может вернуться, чего нельзя сказать про декабристов. Хотя они канули в лету, в народе появятся новые мыслители, которые вновь попытаются открыть людям глаза.
Автор сопоставлял себя с образом тучи. Он до конца был верен декабристским идеалам. Земля — равнодушное высшее сословие, которого не заботили страдания простого народа. Но серое облако выполнило свою задачу: заставило людей задуматься — «напоило алчную землю», хотя и стало ненужным после. Его просто забыли.
Средства выразительности
Пушкин использует много эпитетов, тем самым создавая живую и богатую картину. Те эпитеты, которые описывают тучу, окрашены негативно, в тусклые тона («туча рассеянной бури», «унылую тень», «таинственный гром»). Этим эпитетам противопоставляются светлые, радостные эпитеты, описывающие посветлевшее небо («по ясной лазури», «ликующий день», «с успокоенных небес»).
По тому же принципу противопоставления располагаются в пушкинской «Туче» и олицетворения. Так, туча ассоциируется со злобным, враждебным существом: «ты несешься», «ты печалишь» и тому подобное. Туче противопоставлен свежий ветер, сгоняющий ее с небес: «и ветер, лаская листочки древес, тебя с успокоенных гонит небес».
Стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, действительно, очень богато по настроению и идейному содержанию. Описание туч для поэта – это возможность поговорить о мироустройстве в целом и провести параллель между окружающим и внутренним миром человека.
Темы и настроение
Основная идея
Стихотворение обладает не только тонкой художественной красотой, но и глубоким смыслом. Погода, как настроение и ощущения человека, имеет свойство быстро изменяться. Она непостоянна: на смену буре все равно когда-нибудь придет ясный день.
Так же происходит и с человеком: все навалившиеся проблемы рано или поздно находят решение. Наконец, прогнав всякие неприятные чувства вон, он испытывает облегчение и приятные эмоции. В нем просыпаются новые жизненные силы. Переживания и тоска — такие же естественные для человека, как и дождь, гроза и буря — для земли. Главная мысль заключается в том, что нужно вовремя прогнать все гнетущие воспоминания, как последние тучи, чтобы насладиться ярким солнечным днем.