Александрийский столп в честь чего
Александровская колонна
в Санкт-Петербурге
Александровская колонна — это один из наиболее известных памятников северной столицы. Находится она на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Это произведение архитектурного искусства дополнило общую композицию Арки Главного штаба, посвященную великой победе в Отечественной войне с французами. Александровская колонна — гордость и символ Санкт-Петербурга. Она олицетворяет мощь и несокрушимую силу русской армии.
Колонна была воздвигнута в честь Александра I и его победы над Наполеоном. Все гости города обязательно посещают Дворцовую площадь, чтобы помимо других достопримечательностей посмотреть на этот величественный памятник архитектуры. А россияне со школьной скамьи знакомятся с ним благодаря стихотворению Александра Пушкина «Памятник», где он торжественно называет Александровскую колонну Александрийским столпом.
Сила тяжести и высота
При одном взгляде на Александровскую колонну захватывает дух. И это неудивительно, ведь в высоту она достигает 47,5 метров. Александрийский столп на сегодняшний день считается самым высоким монументом в мире, который выполнен из цельного гранита, и занимает третье место по высоте среди всех монументальных колонн.
Александровская колонна весит 600 тонн. И тем удивительнее факт, что держится она на постаменте без дополнительных опор, а только благодаря своей силе тяжести. Первое время горожане боялись, что колонна может рухнуть, поэтому не гуляли возле нее. Чтобы их успокоить, архитектор памятника Монферран каждый вечер прогуливался вблизи него со своей собачкой.
Пьедестал и скульптура ангела
Вершина Александровской колонны украшена ангелом, который достигает в высоту почти 5 метров. Фигуру сделал Борис Орловский — русский скульптор, стараясь придать лицу ангела черты Александра I. Правая рука ангела вознесена к небу, а левой он держит крест, на который пытается взобраться змея. Эта фигура символизирует мир в государстве, наступивший после разгрома наполеоновской армии. По одной из версий, фигура ангела выбрана, потому что в семейном кругу Александра I называли «Наш Ангел». Кстати, по первоначальному замыслу архитектора он должен был быть позолоченным, но поскольку власти спешили с открытием памятника, от этой затеи отказались.
Особое внимание привлекает могущественный пьедестал, украшенный барельефами, которые удачно гармонируют друг с другом, создавая уникальный ансамбль. Центром композиции выступают две крылатые женщины, держащие в руках табличку с благодарственной надписью Александру I от всей России. Рядом с ними находятся символы двух рек — Неман и Вислы. Другие барельефы украшены символами Мира и Победы, Изобилия и Мудрости, а также Милосердия и Правосудия. Но особо выделяются двуглавые орлы, держащие в своих лапах гирлянды из лавра. Все рисунки для пьедестала изобразил Монферран, а уже по ним художники выполнили эскизы натурального размера, по которым скульпторы сделали формы для отливки.
История Александровской колонны
Первым поставить памятник Александру I предложил Фридрих Вильгельм IV, когда гостил в Петербурге. Также с таким предложением выступал Карл Росси — архитектор, который строил здание Главного штаба. Но официальный конкурс на создание проекта для возведения монумента был объявлен Николаем I в. 1829 г.
Проект Монферрана
Огюст Монферран принял участие в конкурсе и предложил построить гранитный обелиск по подобию обелисков Древнего Египта. Однако ему недвусмысленно указали, что памятник должен иметь форму колонны. Архитектор разработал другой проект, который и был реализован впоследствии. Его главной целью было возведение монумента, по высоте превышающего колонну, установленную в честь Наполеона на Вандомской площади в Париже.
Строительство
Строительные работы длились 5 лет. Александрийский столп сделан из красного гранита. Обрабатывали его возле Выборга, а для доставки колонны в Санкт-Петербург использовали огромное судно, которое буксировали 2 парохода. Под основанием памятника находится более 1000 свай, достигающих в длину 6 метров.
Установка колонны
Чтобы поднять огромную колонну, пришлось сконструировать специальные леса. На это торжественное событие прибыл сам государь с семьей и собрались тысячи горожан. Удивительно, но колонну установили менее чем за 2 часа. В этом участвовали 2000 солдат и 400 рабочих.
Открытие памятника
И вот пришел день открытия Александровской колонны — 11 сентября 1834 г. Это был особый день для всей России. На Дворцовой площади собралось стотысячное войско во главе с государем. Также на церемонии присутствовали дипломаты и царская семья. У колонны было проведено торжественное богослужение, а затем зрители с восхищением смотрели военный парад, где маршировали полки, участвовавшие в войне с французами. В этом же году в России выпустили мемориальный рубль, общий тираж которого составил 15 тыс.
Реставрация
Спустя два года после открытия Александровской колонны на камне начали образовываться светло-серые пятна. Николай I приказал осмотреть памятник, и в результате исследований выяснили, что на стадии обработки кристаллики гранита частично выкрошились, а оставшиеся впадины воспринимаются как пятнышки. До конца XX в. колонну реставрировали пять раз. Это были косметические работы. Последняя реставрация закончилась в 2003 г. Тогда оценить фронт работ помогли альпинисты, которые высадились на колонне с помощью специального пожарного крана.
Интересные факты
С Александровской колонной связано много интересных фактов. Все началось с момента ее открытия. Чтобы провести парад на Дворцовой площади, по проекту архитектора Монферрана построили Певческий мост. Неслучайно была выбрана и дата церемонии, ведь Александрийский столп открыли в день перенесения мощей Александра Невского в Санкт-Петербург. А он, как известно, считается небесным защитником северной столицы.
В годы революции отношение к Александровской колонне несколько изменилось. На праздники ангела закрывали красным колпаком или маскировали с помощью шаров. А во время перестройки газеты писали, что разрабатывается проект по установлению вместо ангела статуи Ленина. Кстати, позже многие СМИ утверждали, что планировалось поставить статую Сталина.
Одна из самых любимых традиций местных жителей связана с молодоженами. Считается, что жених должен пронести свою невесту на руках вокруг памятника. И сколько раз он сможет обойти колонну, столько деток у них и будет.
Как добраться
До Дворцовой площади, где находится Александровская колонна, можно добраться общественным транспортом — на метро, автобусах и троллейбусах. Также до нее легко доехать на такси. А еще около площади есть много пристаней, куда можно добраться на речном трамвайчике.
На метро
Удобнее и быстрее всего доехать до Александровской колонны на метро. Ближайшая к достопримечательности станция — «Адмиралтейская», к которой ведет фиолетовая линия. Она расположена чуть дальше чем в 300 метрах к юго-западу от памятника. Также недалеко от площади находятся станции метро «Невский проспект» (синяя линия) и «Гостиный двор» (зеленая линия).
Панорама: ангел, что венчает вершину Александровской колонны
На автобусе и троллейбусе
До Александровской колонны можно доехать и наземным автотранспортом. Примерно в 250 м к западу от нее расположена остановка «Дворцовая набережная», куда прибывают автобусы № 7, 10, 24, 191 и троллейбусы № 1, 7, 10, 11. В 325 м к юго-западу от колонны есть остановка «Метро Адмиралтейская». К ней можно доехать автобусами № 3, 10, 22, 27 и троллейбусами № 5, 22. Чуть ниже нее находится остановка «Адмиралтейский проспект», куда прибывает троллейбус № 17. В 520 м к юго-западу от колонны есть остановка «Исаакиевская площадь». К ней курсирует троллейбус № 5, а также маршрутка № 306.
На такси
Доехать до Александровской колонны можно и на такси. В Санкт-Петербурге работает много разных служб. Стоимость проезда включает расстояние, время суток, класс автомобиля и другие факторы. Наиболее популярные службы такси — Яндекс. Такси, Gett, Maxim.
Дворцовая площадь и Александровская колонна на видео
Александровская колонна в Санкт-Петербурге
Александровская колонна — памятник победы русского народа в Отечественной войне 1812 года на Дворцовой площади Санкт-Петербурга.
Названа в честь императора Александра I. Колонна была построена по распоряжению императора Николая I строителем Исаакиевского собора — французским архитектором Огюстом Монферраном.
Открытие памятника состоялось 10 сентября (30 августа по старому стилю) 1834 года.
Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба, которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года.
Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Открытый конкурс был официально объявлен от имени императора Николая I в 1829 году с формулировкой в память о «незабвенном брате «. Огюст Монферран откликнулся на этот вызов проектом воздвижения грандиозного гранитного обелиска, но этот вариант был отклонен императором.
Второй проект, который впоследствии и был реализован, заключался в установке колонны, высотой превышающей Вандомскую колонну (воздвигнутую в честь побед Наполеона в Париже). В качестве источника вдохновения Монферрану была предложена Колонна Траяна в Риме. Архитектор не удовлетворился повторением избранного образца, т. е. Траяновой колонны, а внес в проект нечто свое: откинул те барельефы, которые спиралью обвивают стержень античной колонны, соорудил его из колоссального монолита и сделал свой монумент выше всех прочих.
В этом новом виде в 1829 году проект без скульптурного завершения был утвержден императором Николаем I.
Строительство велось с 1829 по 1834 год. С 1831 года председателем «Комиссии о построении Исаакиевского собора», отвечавшей и за установку колонны был назначен граф Юлий Литта.
Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую наметил скульптор во время своей поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830-1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась между Выборгом и Фридрихсгамом.
10 сентября (30 августа по старому стилю) 1834 года состоялось открытие Александровской колонны — памятник был торжественно освящен в присутствии императора Николая I, царского семейства, дипломатического корпуса, стотысячного русского войска и представителей прусской армии. В честь открытия в этот же день состоялся парад гвардейских полков, а также выбита мемориальная медаль.
Александровская колонна — это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита, и третий по высоте после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и Трафальгарской (колонны Нельсона) в Лондоне.
Колонна выполнена в стиле триумфальных сооружений античности, монумент обладает удивительной четкостью пропорций, лаконизмом формы, красотой силуэта. Здания, окаймляющие Дворцовую площадь, и колонна создают единый архитектурный ансамбль.
В основание постамента памятника забито 1250 свай длиной по 6 метров. Высота монолита Александровской колонны — свыше 25,5 метров, нижний диаметр — 3,66 метров, верхний — 3,19 метров, масса около 600 тонн.
Текст на табличке памятника гласит: «Александру I благодарная Россия».
Венчает колонну бронзовая фигура ангела (его лицу приданы черты императора Александра I), попирающего крестом змею — символ победы добра над злом (скульптор Борис Орловский). Постамент украшен бронзовыми барельефами аллегорического содержания (скульпторы Петр Свинцов, Иван Леппе, по эскизам Джованни Батиста Скотти). Общая высота Александровской колонны — 47,5 метров.
В период блокады памятник был поврежден осколками снарядов, реставрирован в 1963 году. В 1977 году асфальтовое покрытие вокруг Александровской колонны было заменено диабазовой брусчаткой, воссозданы в первоначальных формах 4 фонаря по ее углам. В конце XX века было принято решение о новой комплексной реставрации, которая прошла в 2002-2003 годах.
С момента официального открытия и по сей день Александровская колонна привлекает к себе внимание как ученых-искусствоведов, так и обыкновенных людей.
Первыми откликнулись на появление Александровской колонны художники. В качестве знакового элемента городского пейзажа она была неоднократно изображена пейзажистами (работы Луи Бишебуа, Адольфа Байо, Василия Садовникова, Василия Раева).
«Александрийский столп» упоминается в знаменитом стихотворении Александра Пушкина «Памятник», ему посвящено стихотворение Валерия Брюсова «Александрийский столп» и др.
В 2009 году в честь 175-летия со дня установки Александровской колонны на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге прошла торжественная церемония, а в Эрмитаже был учрежден день Александровской колонны.
25 сентября 2009 года Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей посвященную 175-летию Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Монета изготовлена из серебра 925-й пробы тиражом 1000 экземпляров и весом 169,00 грамма.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Александрийский столп в Санкт-Петербурге
Аудиогид
Фотографии
Александровскую колонну часто называют Александрийским столпом. Такое название появилось благодаря стихотворению Александра Пушкина «Памятник». Александрийский столп — литературный образ, который использовал русский поэт в своём произведении, делая отсылку к Александровской колонне, расположенной в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга.
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Стоит заметить, что с тех пор, когда был написан «Памятник» в 1836 году, до настоящего времени у пушкиноведов нет единого мнения о прототипе этого символа. Отождествление «Александрийского столпа» с Александровской колонной, которую в далёкие годы нередко называли «Александровским столбом», скорее служит поэтическим приёмом облагораживания наименования.
Но оставим споры учёным, а нас больше интересует сейчас создание Александровской колонны, или говоря более возвышенно, — Александрийского столпа. Мы воспользуемся распространённой версией, согласно которой Пушкин в качестве прообраза для своего столпа использовал эту колонну в центре Дворцовой площади.
Ведь в приведённых выше строках классик прочил своему аллегорическому памятнику, то есть славе, вознестись над этим монументом, воздвигнутом в честь императора Александра I, победившего Наполеона. Однако поэт говорил не о своей популярности в веках.
Александр Сергеевич имел в виду, что его поэзия как «души прекрасные порывы» к лучшей жизни ради Отчизны станет выше этого символа самодержавной власти, которым служил Александровский столб, а он был в то время самой высокой монолитной колонной в мире.
Александрийский столп, или Александровская колонна, является памятником, воздвигнутым по указу императора Николая I в честь победы его старшего брата Александра I в Великой Отечественной войне 1812 года. Высотная доминанта находится в центре Дворцовой площади.
Архитектор Александрийского столпа
Спроектировал и построил эту достопримечательность с большим величием здесь в 1834 году известный французский архитектор Огюст Монферран, — «отец» Исаакия. Александровскую колонну мастер возвёл в стиле «ампир», в то время как Исаакиевский собор отличается поздним классицизмом. Огюст был гениальным мастером.
Торжественное открытие Александровской колонны на Дворцовой площади
Александрийский столп был торжественно открыт на Дворцовой площади 11 сентября (30 августа по старому стилю) 1834 года. В церемонии участвовали государь и всё царское семейство, а также дипломатический корпус, стотысячное русское войско и прочие военнослужащие отечественной армии.
Знаменательное событие сопровождалось богослужением у подножия колонны под открытым небом, которое проводило параллель с историческим молебном русских войск в Париже, в день Православной Пасхи 10 апреля 1814 года.
Впоследствии состоялся военный парад на Дворцовой площади, где маршировали полки, отличившиеся в Великой Отечественной войне 1812 года. В общей сложности, в параде приняли участие свыше ста тысяч человек.
Описание Александрийского столпа
Александровская колонна дополнила композицию Арки Главного штаба, которая также посвящена победе над Наполеоном в Великой Отечественной войне 1812 года. Высотная стела в центре площади имеет некоторое сходство с триумфальными сооружениями античности. Автор Монферран придал монументу поразительную чёткость пропорций.
Колонну отличает лаконизм формы и красота силуэта, её венчает фигура Ангела, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским. Александрийский столп представляет собой не только архитектурный шедевр, но и выдающееся достижение инженерной мысли — он стал самым высоким монументом в мире, выполненным из цельного гранита.
Высота Александрийского столпа
Александровская колонна — третья по высоте из всех монументальных колонн, после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и колонны Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне. Александрийский столп в Санкт-Петербурге выше Вандомской колонны в Париже, колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии.
Ствол Александровской колонны — самый высокий, он выполнен из самого тяжёлого монолита, когда-либо установленного в виде колонны или вертикального обелиска. Александрийский столп стал одним из пяти величайших за всю историю монолитов, вторым — после Гром-камня, перемещённых когда-либо человеком. Вес столба составляет 704 тонны. Высота монумента — 47,5 метров, гранитного монолита — 25,88 метра.
История создания Александровской колонны
Инициатором установки памятника в центре Дворцовой площади выступил знаменитый архитектор Карл Росси, который возвёл здание Главного штаба и завершал обустройство ансамбля главной площади города. Мастер был не против установки тут ещё одного конного памятника Петру Великому.
Монумент Александру I, увенчанного фигурой ангела, предложил воздвигнуть Фридрих Вильгельм IV во время своего пребывания в Петербурге. Всем было известно семейное прозвище Александра — «наш Ангел».
Выслушав оба мнения, император Николай I объявил открытый конкурс на создание монумента в 1829 году с формулировкой в память о «незабвенном брате». На этот конкурс откликнулся Огюст Монферран, строивший тогда Исаакиевский собор с 1818 года. Он представил эскиз проекта грандиозного гранитного обелиска в центре площади.
Эскизы и изыски Монферрана
Французский архитектор сразу отказался от варианта со скульптурным монументом, осознавая тот факт, что даже самый гениальный памятник, не обладающий колоссальными размерами, просто потеряется в ансамбле Дворцовой площади и не будет выглядеть ей под стать и достойно.
Монферран думал поставить гранитный обелиск, в древнеегипетском исполнении, на гранитном цоколе. В работе автора указывалось, что обелиск своей высотой обязан был превзойти все известные в мире монолиты. Однако эту идею отверг царь, а Монферрану было велено рассматривать колонну в качестве наиболее подходящей формы памятника.
Монолит для Александровского столба
Впоследствии был реализован второй эскиз Огюста Монферрана. Для основной части колонны, в частности гранитного монолита, архитектор подыскал скалу в предыдущие свои поездки в Финляндию. Для обтёски монолита потребовалось полгода. Руководить работами Монферран назначил каменного дел мастера Эжена Паскаля.
Чтобы сдвинуть глыбу с места, использовались гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота. Из этой же скалы были вырублены громадные камни, которые пошли на фундамент памятника. Самые большие из них весили свыше 400 тонн. Доставляли заготовки в Санкт-Петербург по воде; для этого задействовали баржу особой конструкции.
Для транспортировки монолита корабельный инженер полковник К. А. Глазырин сконструировал и построил специальный бот грузоподъёмностью до 65 тысяч пудов (почти 1065 тонн), которому дали название «Святой Николай».
Для выполнения погрузочных работ соорудили специальный мол. Монолит загружали 600 солдат, который отправился в Кронштадт, чтобы оттуда попасть на Дворцовую набережную Санкт-Петербурга. Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года.
Фундамент для пьедестала, водка и мыло
Работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны велись с 1829 года. Ими руководил лично Монферран. После того, как заложили фундамент, на него водрузили громадный монолит, весом 400 тонн, который служит основанием пьедестала. Его привезли из Пютерлакской каменоломни. Позже Огюст Монферран вспоминал:
Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор.
К июлю 1832 года завершили строительство пьедестала, а тут и монолит колонны был на подходе. Самой сложной задачей стала установка колонны на пьедестал. Для установки колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года сконструировали оригинальную подъёмную систему. И в этот раз она была успешно использована.
Водружение колонны и ангел с крестом
Посмотреть на это грандиозное событие в 1832 году собрался весь Петербург. Люди заняли всю площадь. На поднятие колонны прибыл и сам государь, а также вся императорская семья. Чтобы привести столп в вертикальное положение, потребовались силы 2000 солдат и 400 рабочих, они справились с работой за 1 час 45 минут. После успешной установки монолита народ дружно прокричал «Ура!» А восхищенный император произнёс:
Одновременно со строительством колонны, с сентября 1830 года Монферран работал над статуей для размещения на ней. Николай I пожелал, чтобы она была обращена к Зимнему дворцу. Предлагались несколько вариантов композиций, в итоге, к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским, с выразительной надписью:
Дух захватывает и Монферран показывает
Гранитная колонная и водружённый на ней бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Когда подойдёшь к этой доминанте совсем близко, и, высоко подняв голову, посмотришь вверх, то аж дух захватывает — колонна то покачивается.
С момента открытия Александрийского столпа, он внушал горожанам и восхищение, и страх одновременно. Опасаясь падения колонны, люди обходили её десятой дорогой. Что говорить про простой народ, если даже бабушка Михаила Лермонтова сильно боялась, что колонна упадёт, поэтому не ездила по Дворцовой площади. А графиня Толстая запрещала своему кучеру провозить её мимо колонны.
Но тогда ещё по Дворцовой площади ездили экипажи, позже машины, а сейчас по ней ходят только ножками. И Монферран, живший неподалёку, на Мойке, чтобы развенчать мифы и тревоги жителей города на Неве, стал ежедневно прогуливаться вокруг столба. Французский архитектор до конца своей жизни вечерами подолгу совершал променад, описывая круги возле колонны, вместе со своей собачкой.
Так зодчий демонстрировал народу свою «монолитную» уверенность в том, что он всё правильно рассчитал и колонне никогда и ни за что на свете не рухнуть. Действительно, Александрийский столп был испытан временем и бурями, революциями и войнами, и устоял, а архитектор не ошибся.
Центр притяжения и молодожёны
Со стороны место установки Александровской колонны выглядит центральной точкой Дворцовой площади. На самом деле, Александрийский столп удалён на 100 метров от Зимнего дворца и почти на 140 метров от арки здания Главного штаба. А смотрится он как будто точно по центру. Хотя для величественной площади как Дворцовая эти десятки метров погоды не строят.
Александрийский столп прекрасен в любую погоду и пору года. Он является центром притяжения. Его величавая стать отлично вписывается в ансамбль Дворцовой площади. На фоне Александровской колонны туристы любят делать селфи. А как любят тут бывать и фотографироваться молодожёны, не передать словами.
Влюблённые приходят к Александровской колонне. По традиции жених должен взять невесту на руки и пройтись с ней вокруг колонны. Существует поверью, сколько раз пара обойдёт Александрийский столп, столько у них родится детей.
Ангел на колонне и святой Александр Невский
Оба события — установка колонны на пьедестал и открытие Александровской колонны состоялись 11 сентября (30 августа по старому стилю), что неслучайно. Эта дата является главным Днём почитания святого Александра Невского.
В этот день были перенесены мощи святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург. Александр Невский — небесный покровитель Петербурга, поэтому ангел, взирающий с вершины Александринского столпа, воспринимается, прежде всего, как страж и защитник великого города на Неве.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.**
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.