Алфавит что это такое 5 класс

Алфавит что это такое 5 класс. shkololo2. Алфавит что это такое 5 класс фото. Алфавит что это такое 5 класс-shkololo2. картинка Алфавит что это такое 5 класс. картинка shkololo2

Определение: что такое алфавит

При изучении русского языка уже в 1 классе школьники изучают определение, что такое алфавит. Также данный термин понадобится учащимся 5 класса. Поэтому стоит разобраться, как объяснить ребенку, что такое алфавит и как правильно выглядит данное определение.

Что такое алфавит?

Определение, что такое алфавит, выглядит следующим образом – это совокупность всех букв, которые расположили в строго определенном порядке. Происходит оно от греческих «альфа» и «вита».

Говоря о том, что такое алфавит в русском языке, стоит отметить, что именно от них произошло название «азбука». За основу при этом брались две первые из них, а именно «аз» и «буки».

Буквы русского алфавита

Отдельно стоит разобраться, что такое буквы русского алфавита. Порядок их расположения традиционный. Он схож с греческим. Правда, звуков в каждом из языков существенно больше, а количество букв при этом остается ограниченным. Чем меньше их будет, тем удобнее пользоваться алфавитом и запомнить его.

Алфавит что это такое 5 класс. lazy placeholder. Алфавит что это такое 5 класс фото. Алфавит что это такое 5 класс-lazy placeholder. картинка Алфавит что это такое 5 класс. картинка lazy placeholder

О том, что такое русский алфавит, детально рассказал ученый по фамилии Яковлев, написавший статью, как строится алфавит согласно математической формуле. Эта формула является точным отражением русской письменности. Суть ее заключается в том, что все буквы делятся на согласные и гласные. Первую из этих групп можно немного уменьшить, а вторую увеличить. Таким образом будет создан идеальный алфавит.

На основе греческой письменности Мефодием и Кириллом был создан алфавит, который начал использоваться славянами. Часть греческих букв при этом было удалено, зато добавлены аффрикаты «ч» и «ц», а также шипящие «ж», «щ» и «ш».

Письменная реформа была очень долгой, постоянно вносились какие-то коррективы. Нередко при этом писцы старались сохранить те буквы, которые присутствуют в греческом алфавите.

Внести коррективы в свое время пытался и царь Петр Первый. Он считал, то определенные буквы следует исключить их алфавита. Правда, его решение вызвало массу недовольства у книжников и ученых. Поэтому пришлось искать компромисс. При этом было принято решение, что в русском языке больше не будет букв «пси», «от», а также «омега». В это же время были добавлены и новые буквы. Ввели такие из них, как «э» и «й».

Самой молодой среди всех букв русского языка считается «ё». Ее ввели лишь в 1797 году, но так до конца и не усовершенствовали. В обычных словах, где она находится не в начале, ее можно заменять гласной «е». Если же эта буква начинает слово, то в словарях такие слова нужно будет искать там же, где расположена буква «е». Несмотря на это, буква «ё» имеет немаловажное значение в русском языке. Нередко от нее зависит смысл слова. Это отчетливо заметно на примере неба и нёба.

Сейчас же наш алфавит состоит всего из 33 букв. Это крайне важно знать ученикам 5 класса, изучающим определение, что такое алфавит. Разобравшись в истории его создания, понять смысл данного термина не составит труда. Даже школьники, только пришедшие в 1 класс, с легкостью разберутся в этой несложной терминологии.

Источник

Урок русского языка по теме «Алфавит» (5 класс)

Тема урока Алфавит

Цель урока: дать знания об особенностях русского алфавита.

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Приветствие. Создание эмоционального настроя.
Сообщение темы и цели урока.

II. Повторение ранее усвоенных знаний. Комментированное письмо.

Задание 1. Запишите пословицы, прокомментируйте орфограммы и пунктограммы, которые встречаются в данных предложениях; произведите синтаксический разбор первого предложения.

Буквенный диктант (безуд гласная в корне)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Е о………о о о о о о а и

1)Места, 2)корневой, 3)солдат, 4)фонетика, 5)собака, 6)доска, 7) горевать, 8)родной, 9)сказать, 10)писать

Азбука – к мудрости ступенька.
Аз да буки избавляют от муки.
Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

– Как вы понимаете данные пословицы?

Задание 2. Произведите морфологический разбор имен существительных в 1 предложении с помощью лингвистического тренажёра.

Технология: ученик рассказывает об имени существительном на конкретном примере, показывая на приборе наглядно.

Задание 3. Запишите транскрипцию слова азбука.

Задание 4. Обратите внимание на слово (от) муки. Поставьте ударение на другой слог. Как называются такие слова?

III. Объяснение нового материала

1. Сообщение учителя с элементами эвристической беседы

– Как называются все буквы, собранные вместе?
– Правильно, алфавит.
– Как его ещё называют?
– Верно, азбука.
– Кто знает, как эти слова – алфавит и азбука, получили своё название?
– Эти слова, ребята, образованы одинаково: из названий двух первых букв, но слово алфавит – из первых двух букв греческого языка (альфа и вита), а азбука – из букв древнерусского языка (аз и буки).

Словарная работа (азбука, алфавит).

3. Показать отрывок урока виртуальной школы «Кирилла и Мефодия»

4. Продолжение беседы

– Ребята, как вы думаете, буквы раньше читались и писались так же, как и сейчас?
– Конечно, нет, в их написании очень многое изменилось. А раньше каждую букву учили по названию.

– Русский алфавит произошёл от славянского, созданного в 863г. двумя учёными монахами – братьями Кириллом и Мефодием на основе греческого. Оба они хорошо знали язык южных славян и были посланы византийским императором в Моравию – научить местных славян богослужению на родном языке. Для перевода священных книг и понадобился новый алфавит. Так родились первые славянские азбуки – глаголица и кириллица. Глаголица довольно быстро вышла из употребления.

– Вы видите, что запомнить такой алфавит было очень сложно. Поэтому в начале XVIII века Петр I провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся мы сейчас.
«При Петре Великом, – шутливо писал М.В.Ломоносов,– не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы (славянский шрифт) и нарядились в летние одежды (имеется в виду гражданская азбука)».
В 1917 – 18 годах была проведена следующая реформа и из азбуки исключены «i», «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова.
После исключения лишних букв кириллицы их должно было остаться в русском алфавите 31. А оказалось 33. Откуда же они взялись?
– Их придумали в 18-м веке для звуков, не существовавших в старославянском: й – в 1735г., а ё – в 1797г. Букву ё впервые использовал писатель Н.М.Карамзин, автор «Истории государства Российского».
Этих 33 букв нам сейчас вполне хватает.
– Давайте приоткроем завесу истории и, послушав отрывок из стихотворения Н.Кончаловской «Наша древняя столица», узнаем, как учили грамоте на Руси в старину.
(Эту часть урока можно оформить как «Историческая справка».)

5. Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

Словарная работа (дьяк, перочинный).

6. Работа с учебником

– Ребята, вы знаете, что есть правила произношения букв русского алфавита? Часть букв, обозначающих согласные звуки, произносится со звуком [а], часть со звуком [э] в начале, а часть со звуком [э] в конце. Внимательно прочитайте теоретический материал учебника.
– Сколько букв в русском алфавите?
– Сколько гласных букв?
– Сколько согласных букв?
– В чем особенность букв Ь и Ъ?
– Назовите буквы, в произношении которых мы произносим звук [а].
– Назовите буквы, в произношении которых мы произносим звук [э].

IV. Закрепление изученного материала

1. Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера с целью закрепления правильного произношения букв (слайд 9 спроецирован на экране и раздаётся на каждый стол).

Задание: определите, каких букв нет в стихотворении, и вставьте их на место.

Тридцать три родных сестрицы,
Писаны красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся.

К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!

Пять сестрёнок опоздали –
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ, –
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –
Оседлали петуха.
Цэ, Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я, –
Все теперь мои друзья!

Познакомьтесь с ними, дети.
Вот они стоят рядком,
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.

2. Беседа:

– Какое практическое значение имеет знание алфавита?
– В каких сферах деятельности человеку необходимо знание алфавита?
– Действительно, алфавит экономит время, помогает систематизировать различный материал: пользуясь алфавитом, можно легко и быстро найти в любом словаре нужное слово, название учреждений и фамилии жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечной картотеке.
К сегодняшнему уроку некоторые ребята получили задание. Ребята, расскажите, что вы узнали?
– Как используют алфавит в библиотеке?
– Как помогает алфавит медицинским работникам?
– Помощник учителя.

3. Творческое списывание

Задание: запишите слова в алфавитном порядке, уточните написание при необходимости по орфографическому словарю.

Кор(?)еспондент, д…журный, арх…тектура, г…олог, ин…циатива, к…манда, г…нерал, сп…сибо, р…дакция, инст…тут, эксп…диция, б…бл…отека, к…т…лог, б…ография, с…наторий, а…томобиль, брош…ра.
(Автомобиль, архитектура, библиотека, биография, брошюра, генерал, геолог, дежурный, инициатива, институт, каталог, команда, корреспондент, редакция, санаторий, спасибо, экспедиция).

4. Игра «Кто быстрее?»

Задание: мысленно расположите слова по алфавиту, определите их очередность и соедините стрелочками с нужным номером. Каждый ученик заполняет индивидуальную карточку, которую он сдаёт после выполнения задания. Победитель определяется по двум критериям: правильность выполнения работы и скорость заполнения карточки.

5. Работа над культурой речи

– Посмотрите, ребята, на современный алфавит.
– О букве говорят, что она обозначает звук. Различайте звук и букву. Не произносите вместо звука название буквы.

( Приложение 1 , слайды 10, 11). «Помоги Незнайке».

– Ребята, помогите Незнайке. Посмотрите, как выполнил он задание. Найдите ошибки, запишите названия букв в исправленном виде.
– В слове лист 4 буквы: «ль», «и», «сэ», «тэ».
– В слове строчка 7 букв: «эс», «тэ», «рэ», «о», «че», «ка», «а».

Одна из загадок русского языка – мягкий знак. Буква, которая не обозначает звука. Как связан Ь с орфографией?
Мягкий знак – всегда орфограмма (ошибкоопасное место).

Задание : распределите слова в три группы.

Мальчик, роскошь, тетрадь, рассказываешь, вьётся, купаться, Софья, назначьте, возьми.

– Объясните свой выбор.

6. Комментированное письмо

– Какие буквы не обозначают звук? (ь, ъ)

Задание: определить род существительных и объясните постановку ь или его отсутствие на конце существительных с помощью тренажёра-круга.
Технология: у доски работают три ученика, остальные записывают в тетрадь. Один ученик читает пример, второй на тренажёре-круге определяет род, склонение существительного, третий с помощью тренажёра-круга объясняет написание Ь на конце существительных.

На море свирепствовал смерч; мальчику подарили мяч и игрушечный меч; в трюме была обнаружена течь; пробежала мышь; вовремя подоспела помощь; озорной малыш; печь обогревала все комнаты; сторожкараулил дом; рядом с домом был гараж; гуашь и тушь нужна художникам; вокруг тишь да гладь; лесная глушь; расцвёл ландыш; шумит камыш; купи мне брошь; смелая молодёжь.

7. Распределительный диктант

Расположите названия разделов науки о языке в алфавитном порядке: фонетика, морфология, графика, орфография, пунктуация, синтаксис, лексика, грамматика.

Технология: слова проецируются на экране и записаны на карточках, выходя к доске, ученик должен прикреплять картонную карточку с названием раздела науки о языке с помощью магнита на доску в алфавитном порядке.

8. Игра «Шифровальщик».

Задание: прочитайте и запишите зашифрованные слова.

9, 1, 4, 1, 5, 12, 1.
1, 13, 22, 1, 3, 10, 20.
9, 3, 21, 12, 10.
22, 16, 15, 6, 20, 10, 12, 1.
19, 10, 15, 20, 1, 12, 19, 10, 19.
2, 21, 12, 3, 29

Ответы: загадка, алфавит, звуки, фонетика, синтаксис, буквы.

Технология: у каждого ученика есть карточка с алфавитом, над буквами расставлены цифры. Ребята получают задание по рядам (по два слова, если остаётся время на уроке, шифруют все слова). Кто быстрее.

V. Подведение итога урока

– Что такое алфавит?
– Как образовалось это слово?
– Зачем нужно знать алфавит?
– Что вы узнали из истории азбуки?
– Сколько букв в русском алфавите?
– Какие буквы обозначают гласные звуки? Сколько их?
– Какие буквы обозначают согласные звуки? Сколько их?
– Какие буквы не обозначают звуков?
– Если первые буквы слов одинаковые, как правильно расположить слова?

VI. Выставление оценок

VII. Информация о домашнем задании

– Выучить алфавит.
– Выполнить упражнение № 289.

Дополнительное задание по желанию. Карточку ребята выбирают самостоятельно.

Индивидуальное задание по карточкам:

1. В данных словах вставьте пропущенные буквы, расставьте ударение. Распределите слова по следующим тематическим группам: «Школа», «Библиотека», «Театр» в алфавитном порядке.

2. В данных словах вставьте пропущенные гласные и согласные буквы, расставьте ударение. Выпишите слова по следующим тематическим группам: «Физкультура и спорт», «Наука и техника» в алфавитном порядке.

Арт..лерист, б..тальон, трен..ровка, с..м..фор, тр..лейбус, к..мета, пл..нета, экск..ватор, диз..ль, г..мнастика, д..визия, г..н..рал, к..р..бин, рот..принт, эск..латор, ст..дион, б..ссейн, тр..мплин, р..кетчик, к..нвейер, ш..нель, инт..ндант, к..н..нада, бл..када, р..портаж, ф..нал, к..мпьютер, г..потенуза, к..ррозия, м..лекула, ч..мпион, п..л..гон, к..зарма, п..л..тка, к..мпания, п..тит, ман..кен, р..нтген, д..агноз, п..циент, б..ктерия, бл..ндаж, б..с..ктриса, м..диана, с..ликаты, б..скетбол, тр..ншея.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Урок русского языка «Алфавит». 5-й класс

Класс: 5

Ожидаемые результаты:

Оборудование: Компьютер, проектор, экран; слайды презентации; словари и справочники, конверты с разрезными стихами (приложение 2); раздаточный материал для мини-исследования ; таблицы для работы в группах (приложение 3); список слов для работы со словарями (приложение 4); магниты для крепления букв алфавита; принадлежности для рисования, плакат “Алфавитный ералаш”

Ход урока

1. Организационный момент.

Прежде чем вы рассядетесь по местам и я объявлю тему урока, прошу вас встать по порядку имен от А до Я, только с условием, что ваши имена будут полными: не Настя, а Анастасия, не Толя, а Анатолий и т. д. (Учащиеся выстраиваются в три группы – по рядам, проверяют правильность построения, затем рассаживаются по группам).

— Давайте заглянем в орфографический словарь. Откройте на любой странице. Посмотрите внимательно на расположение слов. К какому выводу вы пришли? (Теперь вы знаете, как должны были встать Тамара и Татьяна, Анастасия и Анатолий, чтобы их имена соответствовали алфавитному порядку?)
— Расположите фамилии на букву “К” по порядку.
— Какие знания помогли вам в этом?

Совершенно верно. Здесь не обойтись без знания алфавита. Вот о нем-то и пойдет речь сегодня на уроке.

— А кто может дать определение слову “алфавит”? (Ребята предлагают свои варианты)
— Загляните в толковый словарь. Какое определение слову “алфавит” дается в нем?.

— А что такое азбука? Обратимся к тому же словарю.

Азбука – совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке (слайд 1).

Сравните определения, выведите общее. (Ребята предлагают варианты)

Запишите в тетради: Алфавит (от греч. альфа и вита) = азбука (от слав. аз и буки) – буквы или знаки, расположенные в определенном порядке.

На основе буквенного алфавита созданы азбука Морзе, азбука глухонемых, семафорная азбука и др. (слайд 2)

Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете алфавит.

Ребята читают отрывки из стихотворения С. Я. Маршака “Про всё на свете” (приложение 1), после прочтения своего отрывка каждый прикрепляет магнитом к доске красочное изображение своей буквы. (Стихи и рисунки школьники готовят заранее дома, но никто не знает, у кого какая буква).

Перед вами на доске русский алфавит. Каких букв в нем не хватает? (Ь, Ъ, Ы)

Пока представители каждой группы в художественной мастерской готовят буквы, остальные ребята соревнуются: кто быстрее восстановит разрезанное на части стихотворение. (Конверты с карточками выдаются каждой группе) – (приложение 2).

Художники укрепляют недостающие буквы на доске. Теперь все буквы алфавита на месте.

5. Экскурс в историю.

Славянская азбука очень молода. Ей немногим более тысячи ста лет. Она была создана в середине IX века выдающимися людьми своего времени – братьями Кириллом и Мефодием. (слайд 3). Они родились и выросли в византийском городе Фессалоники (Солунь) (слайд 4). С детства оба много читали, любили учиться. Кирилл получил блестящее образование в Константинополе. Знал 22 языка (слайд 5).

В то время у славян не было своей письменности. Они пользовались латинскими и греческими буквами. В 863 году по просьбе моравского князя Ростислава Кирилл и Мефодий стали создавать славянскую азбуку, названную впоследствии глаголицей (слайд 6).

После смерти Кирилла его ученики создали вторую и главную славянскую азбуку – кириллицу, названную в честь Кирилла (слайд 7).

Благодарные потомки установили памятники Кириллу и Мефодию во многих городах России и за рубежом (слайд 8).

Кирилл и Мефодий считаются святыми, а день их памяти стал Днем славянской письменности. Он отмечается 24 мая.

Давайте сравним три алфавита – глаголицу, кириллицу и современный алфавит.

У каждого из учащихся есть ксерокопии алфавитов (слайд 9), по которым они проводят мини-исследование. Вопросы проецируются на экран (слайд 10):

Алфавит что это такое 5 класс. img1. Алфавит что это такое 5 класс фото. Алфавит что это такое 5 класс-img1. картинка Алфавит что это такое 5 класс. картинка img1

— Сколько букв в каждом из алфавитов?
— Какой из них самый большой?
— Запишите рядом с кириллицей современные буквы алфавита.
— Сколько букв кириллицы совпадает с современным алфавитом?
— Какие кириллические буквы отсутствуют в современном алфавите? (выделите их маркером) Сколько их? (12: зело, и десятеричное, ук, омега, от, ять, юс малый, юс большой, кси, пси, фита, ижица).
— Какие буквы, отсутствовавшие в кириллице, появились в современном алфавите?
— Сравните названия букв глаголицы, кириллицы и названия современных букв. Различаются ли они?
— Какой алфавит легче выучить: современный или старый?
— Какой вывод можно сделать из проведенного вами исследования? (Изменения, произошедшие в алфавите, упростили современное письмо, названия букв близки к их звучанию) (Алфавит со временем изменился, букв стало меньше, их названия стали ближе к произношению). Запишите вывод в тетрадь.

7. Физминутка “Алфавитная разминка”.

На экран проецируются фигурки детей, изображающие буквы алфавита (слайд 11): Б, В, Г, Р, Т, Ф, Х, Ь, Я. Ученики повторяют движения, изображая буквы, при этом один из них называет буквы, которые нужно изобразить.

— Как вы думаете, зачем нужно знать алфавит? Где в жизни это может пригодиться? (Ребята дают ответы).

Существует великое множество словарей и справочников, в которых собраны сведения, накопленные человечеством за всю историю существования. Чтобы не заблудиться в этом лабиринте, чтобы быстро найти нужное слово, понятие, необходимо знать алфавит.

Давайте посмотрим, кто из вас может пользоваться этим знанием при поиске нужной информации.

8. Работа в группах со справочной литературой.

1) У вас есть список слов (приложение 4), сведения о которых содержатся в справочной литературе. Запишите рядом с каждым словом страницу словаря или справочника, на которой находятся сведения об этом слове.

2) Заполните таблицу (приложение 3). В алфавитном порядке запишите названия растений, животных, птиц, цветов, овощей, фруктов, имен и т. п. В случае затруднения можно пользоваться справочной литературой.

— Вы работали с печатными словарями и справочниками. А где ещё можно найти ответы на вопросы?
— В Интернете есть специальные сайты, где вы найдете нужные словари. Может быть, кто-то уже пользовался электронными справочниками и может показать, как это делать?

Кто-либо из учеников или учитель показывает образец поиска в электронных словарях и справочниках, например, на сайте portal@gramota.ru, site/www.gramota.ru, http://www.gramma.ru (проецировать на экран).

Если урок проводится в школьном медиацентре, пятиклассники могут сами поработать с электронными словарями.

10. Игра “Алфавитный ералаш”.

Если останется время, можно поиграть в “Алфавитный ералаш” (слайд 12). Один ученик медленно рассказывает алфавит, а другой в это время должен найти на плакате и показать названную букву.

При отсутствии времени мини-плакаты учащиеся забирают домой, где могут поиграть с домашними, продемонстрировать им знание алфавита.

Алфавит что это такое 5 класс. img2. Алфавит что это такое 5 класс фото. Алфавит что это такое 5 класс-img2. картинка Алфавит что это такое 5 класс. картинка img2

С детства мы знаем буквы нашего русского алфавита, пишем на русском языке и редко задумываемся о том, когда и как возник наш язык, какова его история. Сегодня мы прикоснулись к этой истории, узнали о развитии языка.

12. Домашнее задание:

Повторить алфавит (уметь рассказать, правильно называя буквы); составить задания, при выполнении которых требуется знание алфавита; найти в Интернете дополнительную информацию о создателях русской азбуки.

Источник

Урок русского языка в 5-м классе по теме «Алфавит»

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок-беседа.

Вид урока: иллюстративно-объяснительный.

Технология: на диалоговой основе с элементами игры.

Цель урока: дать знания об особенностях русского алфавита.

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Приветствие. Создание эмоционального настроя.
Сообщение темы и цели урока.

II. Повторение ранее усвоенных знаний. Комментированное письмо.

Задание 1. Запишите пословицы, прокомментируйте орфограммы и пунктограммы, которые встречаются в данных предложениях; произведите синтаксический разбор первого предложения.

Азбука – к мудрости ступенька.
Аз да буки избавляют от муки.
Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

– Как вы понимаете данные пословицы?

Задание 2. Произведите морфологический разбор имен существительных в 1 предложении с помощью лингвистического тренажёра.

Технология: ученик рассказывает об имени существительном на конкретном примере, показывая на приборе наглядно.

Задание 3. Запишите транскрипцию слова азбука.

Задание 4. Обратите внимание на слово (от) муки. Поставьте ударение на другой слог. Как называются такие слова?

III. Объяснение нового материала

1. Сообщение учителя с элементами эвристической беседы

– Как называются все буквы, собранные вместе?
– Правильно, алфавит.
– Как его ещё называют?
– Верно, азбука.
– Кто знает, как эти слова – алфавит и азбука, получили своё название?
– Эти слова, ребята, образованы одинаково: из названий двух первых букв, но слово алфавит – из первых двух букв греческого языка (альфа и вита), а азбука – из букв древнерусского языка (аз и буки).

Словарная работа (азбука, алфавит).

3. Показать отрывок урока виртуальной школы «Кирилла и Мефодия»

4. Продолжение беседы

– Ребята, как вы думаете, буквы раньше читались и писались так же, как и сейчас?
– Конечно, нет, в их написании очень многое изменилось. А раньше каждую букву учили по названию.

– Русский алфавит произошёл от славянского, созданного в 863г. двумя учёными монахами – братьями Кириллом и Мефодием на основе греческого. Оба они хорошо знали язык южных славян и были посланы византийским императором в Моравию – научить местных славян богослужению на родном языке. Для перевода священных книг и понадобился новый алфавит. Так родились первые славянские азбуки – глаголица и кириллица. Глаголица довольно быстро вышла из употребления.

– Вы видите, что запомнить такой алфавит было очень сложно. Поэтому в начале XVIII века Петр I провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся мы сейчас.
«При Петре Великом, – шутливо писал М.В.Ломоносов,– не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы (славянский шрифт) и нарядились в летние одежды (имеется в виду гражданская азбука)».
В 1917 – 18 годах была проведена следующая реформа и из азбуки исключены «i», «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова.
После исключения лишних букв кириллицы их должно было остаться в русском алфавите 31. А оказалось 33. Откуда же они взялись?
– Их придумали в 18-м веке для звуков, не существовавших в старославянском: й – в 1735г., а ё – в 1797г. Букву ё впервые использовал писатель Н.М.Карамзин, автор «Истории государства Российского».
Этих 33 букв нам сейчас вполне хватает.
– Давайте приоткроем завесу истории и, послушав отрывок из стихотворения Н.Кончаловской «Наша древняя столица», узнаем, как учили грамоте на Руси в старину.
(Эту часть урока можно оформить как «Историческая справка».)

5. Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

Словарная работа (дьяк, перочинный).

6. Работа с учебником

– Ребята, вы знаете, что есть правила произношения букв русского алфавита? Часть букв, обозначающих согласные звуки, произносится со звуком [а], часть со звуком [э] в начале, а часть со звуком [э] в конце. Внимательно прочитайте теоретический материал учебника.
– Сколько букв в русском алфавите?
– Сколько гласных букв?
– Сколько согласных букв?
– В чем особенность букв Ь и Ъ?
– Назовите буквы, в произношении которых мы произносим звук [а].
– Назовите буквы, в произношении которых мы произносим звук [э].

IV. Закрепление изученного материала

1. Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера с целью закрепления правильного произношения букв (слайд 9 спроецирован на экране и раздаётся на каждый стол).

Задание: определите, каких букв нет в стихотворении, и вставьте их на место.

Тридцать три родных сестрицы,
Писаны красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся.

К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!

Пять сестрёнок опоздали –
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ, –
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –
Оседлали петуха.
Цэ, Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я, –
Все теперь мои друзья!

Познакомьтесь с ними, дети.
Вот они стоят рядком,
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.

2. Беседа:

– Какое практическое значение имеет знание алфавита?
– В каких сферах деятельности человеку необходимо знание алфавита?
– Действительно, алфавит экономит время, помогает систематизировать различный материал: пользуясь алфавитом, можно легко и быстро найти в любом словаре нужное слово, название учреждений и фамилии жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечной картотеке.
К сегодняшнему уроку некоторые ребята получили задание. Ребята, расскажите, что вы узнали?
– Как используют алфавит в библиотеке?
– Как помогает алфавит медицинским работникам?
– Помощник учителя.

3. Творческое списывание

Задание: запишите слова в алфавитном порядке, уточните написание при необходимости по орфографическому словарю.

Кор(?)еспондент, д…журный, арх…тектура, г…олог, ин…циатива, к…манда, г…нерал, сп…сибо, р…дакция, инст…тут, эксп…диция, б…бл…отека, к…т…лог, б…ография, с…наторий, а…томобиль, брош…ра.
(Автомобиль, архитектура, библиотека, биография, брошюра, генерал, геолог, дежурный, инициатива, институт, каталог, команда, корреспондент, редакция, санаторий, спасибо, экспедиция).

4. Игра «Кто быстрее?»

Задание: мысленно расположите слова по алфавиту, определите их очередность и соедините стрелочками с нужным номером. Каждый ученик заполняет индивидуальную карточку, которую он сдаёт после выполнения задания. Победитель определяется по двум критериям: правильность выполнения работы и скорость заполнения карточки.

5. Работа над культурой речи

– Посмотрите, ребята, на современный алфавит.
– О букве говорят, что она обозначает звук. Различайте звук и букву. Не произносите вместо звука название буквы.

– Ребята, помогите Незнайке. Посмотрите, как выполнил он задание. Найдите ошибки, запишите названия букв в исправленном виде.
– В слове лист 4 буквы: «ль», «и», «сэ», «тэ».
– В слове строчка 7 букв: «эс», «тэ», «рэ», «о», «че», «ка», «а».

Одна из загадок русского языка – мягкий знак. Буква, которая не обозначает звука. Как связан Ь с орфографией?
Мягкий знак – всегда орфограмма (ошибкоопасное место).

Задание: распределите слова в три группы.

Мальчик, роскошь, тетрадь, рассказываешь, вьётся, купаться, Софья, назначьте, возьми.

– Объясните свой выбор.

6. Комментированное письмо

– Какие буквы не обозначают звук? (ь, ъ)

Задание: определить род существительных и объясните постановку ь или его отсутствие на конце существительных с помощью тренажёра-круга.
Технология: у доски работают три ученика, остальные записывают в тетрадь. Один ученик читает пример, второй на тренажёре-круге определяет род, склонение существительного, третий с помощью тренажёра-круга объясняет написание Ь на конце существительных.

На море свирепствовал смерч; мальчику подарили мяч и игрушечный меч; в трюме была обнаружена течь; пробежала мышь; вовремя подоспела помощь; озорной малыш; печь обогревала все комнаты; сторож караулил дом; рядом с домом был гараж; гуашь и тушь нужна художникам; вокруг тишь да гладь; лесная глушь; расцвёл ландыш; шумит камыш; купи мне брошь; смелая молодёжь.

7. Распределительный диктант

Расположите названия разделов науки о языке в алфавитном порядке: фонетика, морфология, графика, орфография, пунктуация, синтаксис, лексика, грамматика.

Технология: слова проецируются на экране и записаны на карточках, выходя к доске, ученик должен прикреплять картонную карточку с названием раздела науки о языке с помощью магнита на доску в алфавитном порядке.

8. Игра «Шифровальщик».

Задание: прочитайте и запишите зашифрованные слова.

9, 1, 4, 1, 5, 12, 1.
1, 13, 22, 1, 3, 10, 20.
9, 3, 21, 12, 10.
22, 16, 15, 6, 20, 10, 12, 1.
19, 10, 15, 20, 1, 12, 19, 10, 19.
2, 21, 12, 3, 29

Ответы: загадка, алфавит, звуки, фонетика, синтаксис, буквы.

Технология: у каждого ученика есть карточка с алфавитом, над буквами расставлены цифры. Ребята получают задание по рядам (по два слова, если остаётся время на уроке, шифруют все слова). Кто быстрее.

V. Подведение итога урока

– Что такое алфавит?
– Как образовалось это слово?
– Зачем нужно знать алфавит?
– Что вы узнали из истории азбуки?
– Сколько букв в русском алфавите?
– Какие буквы обозначают гласные звуки? Сколько их?
– Какие буквы обозначают согласные звуки? Сколько их?
– Какие буквы не обозначают звуков?
– Если первые буквы слов одинаковые, как правильно расположить слова?

VI. Выставление оценок

VII. Информация о домашнем задании

– Выучить алфавит.
– Выполнить упражнение № 289.

Дополнительное задание по желанию. Карточку ребята выбирают самостоятельно.

Индивидуальное задание по карточкам:

1. В данных словах вставьте пропущенные буквы, расставьте ударение. Распределите слова по следующим тематическим группам: «Школа», «Библиотека», «Театр» в алфавитном порядке.

2. В данных словах вставьте пропущенные гласные и согласные буквы, расставьте ударение. Выпишите слова по следующим тематическим группам: «Физкультура и спорт», «Наука и техника» в алфавитном порядке.

Арт..лерист, б..тальон, трен..ровка, с..м..фор, тр..лейбус, к..мета, пл..нета, экск..ватор, диз..ль, г..мнастика, д..визия, г..н..рал, к..р..бин, рот..принт, эск..латор, ст..дион, б..ссейн, тр..мплин, р..кетчик, к..нвейер, ш..нель, инт..ндант, к..н..нада, бл..када, р..портаж, ф..нал, к..мпьютер, г..потенуза, к..ррозия, м..лекула, ч..мпион, п..л..гон, к..зарма, п..л..тка, к..мпания, п..тит, ман..кен, р..нтген, д..агноз, п..циент, б..ктерия, бл..ндаж, б..с..ктриса, м..диана, с..ликаты, б..скетбол, тр..ншея.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *