Алхимия кратко что это
Понятие и начальные сведения об алхимии
Что такое алхимия?
Химия изучает состав вещества. Молекулу воды можно расщепить на атомы водорода и кислорода.
Алхимия утверждает, что все атомы можно расщепить на еще более мелкие частицы, те, в свою очередь, на еще более мелкие, изменяя которые можно получить совершенно другое вещество. Расщепление атомов сейчас так же изучается наукой, но официальная наука далека от понятия, насколько мелкие могут быть частицы. Этим свойством, к слову, пользуются при материализации. Самые мельчайшие частицы веществ относятся к тонкому плану и астралу, даже современным приборам их практически не возможно зафиксировать.
Таким образом, считать алхимию устаревшей прародительницей химии в корне не верно. Это следует и из целей, которые преследуют алхимики.
Цели алхимии
Таким образом, можно выделить следующие цели:
Это все становится возможным, если учитывать, что алхимики не оперируют простым веществом. Они базируются на магических законах, которые основаны на том, что все есть энергия. Благодаря этому становится возможно создание голема или идеально гармоничного вещества, соотносить различные вещества в зависимости от энергии стихий и многое другое.
Различные аспекты магии
Магия не является чистым видом науки. Это точная наука, не терпящая пренебрежения, но все ее подразделы не могут рассматриваться обособленно. Алхимия также плотно переплетается со многими другими видами магических наук.
Элементальная магия также поможет лучше и правильней понять происходящие процессы.
Что такое алхимия и работала ли она когда-нибудь?
Что такое алхимия, в чем ее смысл и значение? Читайте!
Скажите слово “алхимия”, и большинство людей подумает либо о философском камне, либо о превращении свинца в золото. Но это слишком узкое понимание этого феномена.
Сегодня мы рассмотрим теорию алхимии со всех сторон.
Дочитав статью до конца, вы узнаете:
Алхимия является целым мировоззрением с множеством трактатов, написанных на греческом языке. Они пришли в Европу через Ближний Восток после перевода на арабский.
История развития алхимии
Изначально алхимия возникла в Египте. В то время там было много греков, который называли Египет – “Хем”.
Первым алхимиком, который свел воедино сплав греческих и египетских эзотерических традиций был легендарный Гермес Трисмегист.
Многие полагают, что именно он написал ряд революционных для того времени текстов об алхимии, магии и астрологии. К сожалению, современная наука доказала, что его тексты принадлежат авторству других ученых.
Так или иначе, тексты действительно существовали. Греки копили это алхимическое знание в Великой Александрийской библиотеке. Но однажды римляне подожгли библиотеку, чтобы люди не изучали алхимию и не наводняли рынок искусственным золотом.
Позже алхимия «переехала» на Ближний Восток, подальше от Римской империи.
«Khemia» – греческое название алхимии (в основном египетское искусство) – стало арабской фразой «аль-кимия». В его основе была трансмутация, превращение одной вещи в другую. Наиболее известные средневековые алхимики хотели превратить обычные металлы в редкие.
Превращение свинца в золото
Современные ученые признают металлы как отдельные элементы. Но у алхимиков не было периодической таблицы. Они рассматривали такие металлы, как золото, в качестве более «духовно развитых» версий таких металлов, как свинец. В этом принцип алхимии.
Таким образом, алхимики не пытались превратить свинец в золото. Это был, скорее, вопрос помощи свинцу самому превратиться в золото.
Алхимики считали, что все в природе состоит из четырех элементов: земли, воздуха, огня и воды. Если изменить пропорции – изменится все.
Духовное измерение алхимии побудило первых ученых попытаться сбалансировать пропорции свинца, чтобы получить золото. Но им также нужно было использовать астрологию, чтобы правильно определить время, когда это следовала делать.
Теория алхимии предполагает, что химические процессы не происходят сами по себе, а только в астрологически правильный момент.
Поэтому, если алхимик хотел объединить серебро и медь, планеты соответствующие этим металлам должны находиться в правильном созвездии.
Алхимия и философский камень
Чтобы превратить свинец в золото, нужно использовать философский камень. В «Гарри Поттере» он выглядит, как обычный булыжник. Но на самом деле алхимики считали, что это – порошок или даже жидкость.
Что такое алхимия: 10 удивительных фактов (видео 10 минут)
Первым ингредиентом, который был нужен алхимикам, был prima materia. Это было то, из чего произошли все другие элементы.
В средневековье некто Эдвард Келли утверждал, что обладает философским камнем. По его версии, он представлял собой красный порошок, и нагревание металла в тигле могло дать золото. Келли исчез после того, как люди стали просить его сделать для них золото.
В конце концов люди поняли, что использование алхимии было чепухой.
Но общественное мнение не повлияло на стремления военного хирурга 16-го века (мы знаем его как Парацельса) практиковать алхимию.
Роль алхимии в современной науке
Парацельс родился под именем Теофраста фон Хоэнхайма в 1493 году. Он был врачом, хирургом, алхимиком и астрологом. Как и предыдущие алхимики, он основывал большую часть своей работы на идее четырех элементов.
Парацельс дал каждому элементу свой “естественный дух”: гномы – для земли, саламандры – для огня, ундины (которые стали ассоциироваться с нимфами) – для воды, сильфы – для воздуха.
Также Парацельс является прародителем современной фармакологии. Он верил в изначальные знания алхимии, основанные на медицине.
Именно здесь алхимия переходит от погони за богатством к заботе о здоровье. Парацельс думал, что можно вылечить пациента, если узнать, чем вызвана болезнь, – проблемами с телом, душой или духом.
Он думал, что использование ядовитых материалов могло излечить болезнь при использовании в малых дозах. Некоторые из его «лекарств» включали в себя свинец, ртуть и мышьяк.
Хотя именно Парацельс изобрел лауданум и проложил путь к теории микробов, другие врачи взяли на себя его инициативу и разработали поле с менее ядовитыми лекарствами.
Если говорить в целом, то человечество обязано алхимикам получением важных сведений о химических и физических свойствах ряда веществ и соединений и составлением многих таблиц химических характеристик.
Тайны алхимии
К XVII веку средневековая алхимия превратилась в мистическую практику.
Знаменитый физик Исаак Ньютон был не только великим физиком но и не менее знаменитым алхимиком. Не один год он потратил на то, чтобы открыть тайны философского камня и научиться превращать свинец или ртуть в золото.
Он не публиковал многие свои открытия, потому что к его эпохе многие считали алхимию средневековой чепухой.
Тем не менее, люди изучали алхимию в конце XVIII века.В основном это были оккультные группы, такие, как розенкрейцеры.
Но средневековая алхимия, превращая один металл в другой, в значительной степени исчезла, когда химия стала признанной наукой. Алхимию стали изучать из-за ее мистических возможностей.
Алхимия стали воспринимать, как “метаморфоз вещества, организованного духом”.
Теория алхимии предполагает, что все во Вселенной связано и исходит из одного источника (иногда его называют Первичной Материей). Но несмотря на это, все также разделено уровнем вибрации.
Современная наука также признает этот уровень вибрации. Мы называем их световыми волнами, инфракрасными или звуковыми частотами.
Но там, где ученые пытаются выяснить, как энергия оживляет материю, алхимики пытаются использовать энергию для воздействия на материю.
В этой более мистической версии алхимии соль, сера и ртуть, столь присущие лабораторным работам, становятся телом, душой и духом соответственно. «Трансмутация» не ведет к золоту, это духовное развитие.
Работает ли алхимия?
Это зависит от вашего определения алхимии. Большинство согласно с тем, что алхимия связана с изменением состояния, от одного к другому. Это может быть мука и яйца – в торт, или любовь – в ненависть, или жадность – в благотворительность.
Также для многих алхимия – это мистическая практика.
Так или иначе, любой изменяющийся процесс может быть назван алхимическим.
Такие психологи, например, Карл Юнг, рассматривали алхимию как интеграцию аспектов Самости, чтобы стать цельными. Неплохая цель сама по себе.
Для современных практиков алхимия сродни химии. Многие готовят лекарства с использованием минералов или растений. В некоторых случаях это ближе к травничеству, но если вы чувствуете себя лучше, называя это алхимией, то в этом нет ничего плохого.
А если мы говорим о развитии алхимии средневекового периода и стремлении превратить основные металлы в золото?
Алхимия зависит от всего, что состоит из ртути, соли и серы. Отрегулируйте пропорции металла, и вы получите золото, верно?
Сегодня мы знаем, что атомы составляют все, что мы видим, чего касаемся, что потребляем и с чем взаимодействуем.
Вы не можете просто отрегулировать количество атомов в элементе. Вы можете комбинировать элементы. Добавьте две молекулы гидродрена к кислороду, и вы получите воду, или добавьте три молекулы водорода к азоту и получите аммиак. Чтобы создать что-то новое, вы должны взять две (или более) вещи и соединить их.
Итак, если использовать базовое определение алхимии, тогда можно сказать, что она работает. Но вы, конечно, не сможете найти бессмертие через философский камень.
Одно можно сказать точно, изучение теории алхимии не было пустой тратой времени. Это стало ценным шагом в развитии медицины, химии и фармакологии.
Итак, мы рассмотрели все самое главное про алхимию. Есть, что добавить? Пишите комментарии!
Значение слова «алхимия»
[Лат. alchymia из араб.]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
АЛХИ’МИЯ, и, мн. нет, ж. [араб. al-kimījā’ — философский камень, сокровенное искусство] (истор.). Средневековая мистическая наука, предшествовавшая научной химии, искавшая т. наз. философский камень, средство превращения простых металлов в драгоценные и т. п.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
алхи́мия
1. средневековое мистическое учение, являвшееся предшественником современной научной химии, направленное на поиски «философского камня», который должен был служить чудодейственным средством для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, для лечения всех болезней ◆ В них, словах, и заключена алхимия литературы. Березин Владимир, «Другой способ чтения // «Октябрь»», 2003 г. ◆ Алхимия, искавшая философского камня, сменилась химией, изыскивавшей наилучшие способы дешевого изготовления дешевых продуктов; астрология, гадавшая по звездам о судьбах человека, сменилась астрономией, предсказывавшей солнечные затмения и появления на небе комет. Л.И. Шестов, «Апофеоз беспочвенности», 1905 г. ◆ Выросла она на почве предрассудков, вскормлена предрассудками и составляет теперь такую же квинтэссенцию из предрассудков, как ее отжившие бабушки: алхимия, метафизика и философия. Чехов, «Скучная история», 1889 г. ◆ После нескольких консультаций у единомышленников Дина Мироновна окончательно уверилась в том, что древняя и порядком забытая всеми алхимия является чуть ли не последним достижением человеческой мысли, вроде сыроедения и лечения по телефону. Еремей Парнов, «Александрийская гемма», 1990 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: загримировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Алхимия
Содержание
История алхимии
Александрийская алхимия
Алхимия складывается в эпоху поздней античности (II—VI века н. э.) в александрийской культурной традиции и представляет собой форму ритуального герметического искусства. В большой степени алхимия базируется на учении о 4 первоэлементах Аристотеля.
Основными объектами изучения александрийской химии (термин «алхимия» появится позже у арабов) являлись металлы. В александрийский период сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующее небесное светило:
Небесным покровителем химии в Александрии стал египетский бог Тот или его греческий аналог Гермес.
Центром алхимии того периода считался храм Сераписа, при котором ок. 235 г. был открыт филиал Александрийской библиотеки. Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имя которых дошло до наших дней, можно отметить Болоса Демокритоса, Зосима Панополита, Олимпиодора. Написанная Болосом книга «Физика и мистика» (ок. 200 до н. э.) состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру. Болос впервые высказал идею трансмутации металлов — превращения одного металла в другой (прежде всего неблагородных металлов в золото), ставшую основной задачей всего алхимического периода. Зосим в своей энциклопедии (III в.) определил khemeia как искусство делания золота и серебра, описал «тетрасомату» — стадии процесса приготовления искусственного золота; особо он указывал на запрет разглашения тайн этого искусства.
В конце III в. в 296 г. египтяне под предводительством Домиция Домициана подняли восстание против римского императора Диоклетиана. Прибывший в Египет правитель Римской империи подавил восстание и издал эдикт, которым повелевалось собрать все старинные книги, учившие тому, как делать золото и серебро, и сжечь их. Это объясняли желанием Диоклетиана уничтожить источник богатства, а вместе с тем и высокомерия египтян. Однако от александрийского периода осталось также и множество герметических текстов, представлявших собой попытку философско-мистического объяснения превращений веществ, среди которых знаменитая «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста.
Алхимия на Арабском Востоке
После падения Римской империи центр алхимических исследований перемещается на Арабский Восток, и арабские учёные становятся главными исследователями и хранителями античных трудов.
В конце VIII века персидский алхимик Джабир ибн Хайян развил теорию Аристотеля о первоначальных свойствах веществ (тепле, холоде, сухости, влажности), добавив ещё два: свойство горючести и «металличности». Он предположил, что внутреннюю сущность каждого металла всегда раскрывают два из шести свойств. Например, свинец — холодный и сухой, золото — теплое и влажное. Горючесть он ассоциировал с серой, а «металличность» с ртутью, «идеальным металлом».
Другой арабский учёный Ар-Рази в конце IX века усовершенствовал теорию о первоначальных элементах, добавив ещё одно свойство металлов, «принцип твёрдости», которую он ассоциировал с солью.
Арабские алхимики внесли существенный вклад в развитие естественно-научных исследований, например, создав дистилляционный аппарат.
Центром арабской алхимии стал Багдад, а затем Академия в Кордове [5]
Проникновение алхимии в Европу
После захвата Омейядами Пиренейского полуострова в VIII в. европейская наука получила возможность обогатиться научными достижениями Арабского Востока. Кроме того, обстоятельством, способствующим проникновению древнегреческих алхимических представлений в Европу стало изучение античных трудов, например доминиканцами Альбертом Великим (трактаты «Пять книг о металлах и минералах», «Малый алхимический свод») и его учеником Фомой Аквинским.
Убежденный в совместимости греческой и арабской науки с христианской доктриной, Альберт Великий способствовал введению философии Аристотеля в схоластические курсы преподавания в Сорбонне (в 1250 г.).
Первым европейским алхимиком стал францисканец Роджер Бэкон (1214—1294) (трактаты «Зеркало алхимии», «О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии»), также положивший начало экспериментальной химии в Европе. [6] Он изучал свойства селитры и многих других веществ, нашёл способ изготовления чёрного пороха. Среди других европейских алхимиков следует упомянуть Арнольда из Виллановы (1235—1313), Раймунда Луллия (1235—1313), Василия Валентина (немецкого монаха 15-16 вв.). Уже в первой половине XIV в. папа римский Иоанн XXII запретил алхимию в Италии, тем самым положив начало «охоте на ведьм», направленной против алхимиков. [7]
Алхимия в эпоху Возрождения
В XIV—XVI вв. алхимия все теснее связывала свои цели с задачами практической металлургии, горного дела, медицины.
Наиболее значительный вклад в этот период совершил Парацельс. Он отказался от некоторых оккультных черт алхимии и сосредоточился на проведении физических и химических экспериментов, а также изучении свойств человеческого тела. Парацельс впервые начал использовать химические вещества и минералы в медицине. [8]
В то же время возможность получения золота способствовала росту числа шарлатанов и мошенников, стремившихся завладеть бесценными сокровищами. Кроме того многие алхимики (настоящие или мнимые) стали пользоваться поддержкой властей. Так, многие короли (Генрих VI, Карл VII) содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота.
Император Рудольф II был покровителем странствующих алхимиков, и его резиденция представляла центр алхимической науки того времени. Императора называли германским Гермесом Трисмегистом. Курфюрст Август Саксонский и его супруга Анна Датская лично проводили опыты: первый — в своем дрезденском «Золотом дворце», а его супруга — в роскошно устроенной лаборатории на своей даче «Фазаний сад». Дрезден долго оставался столицей государей, покровительствующих алхимии, особенно в то время, когда соперничество за польскую корону требовало значительных денежных расходов. При саксонском дворе алхимик Иоганн Бёттгер, не сумевший сделать золото, первым в Европе изготовил фарфоровые изделия.
Упадок алхимии начинается с XVI в., несмотря на то, что и в XVII и в XVIII в. некоторые учёные оставались приверженцами алхимических идей.
Философия алхимии
Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень».
Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, «пилюль бессмертия», изучением глубинной (оккультной) сущности веществ и химических реакций называют внешней алхимией.
Трансмутацией духа, достижением абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определенных упражнений — внутренней алхимией.
В рамках внутренней алхимии человек или его отдельные материальные и нематериальные компоненты (сознание, тело, дух, душа, отдельные энергии и т.п. ) рассматриваются как субстанции, обладающие определёнными химическими и физическими свойствами, с которыми можно производить операции, описываемые на языке химических превращений. Параллельно основной — химической — метафоре часто развиваются другие символические ряды; особенно богата в этом отношении европейская алхимия. Так например, философский камень именовался как «красный лев», «великий эликсир», «философское яйцо», «красная тинктура», «панацея», «жизненный эликсир» и пр. [9]
Все без исключения алхимические учения отличаются таинственностью и секретностью, что часто давало повод к их превратному пониманию. Однако магические обряды, ритуальные действия, заклинания рассматривались как способ влияния на природные и божественные силы, которые могли помочь в осуществлении мистического творения, то есть превращения одного вещества в другое (трансмутация, тетрасомата и пр.).
Превращения обоснованы наличием первоматерии, первоначальных элементов: четырёх в западной традиции (огня, воды, земли и воздуха) и пяти в восточной (огня, воды, земли, металла и дерева).
В европейской алхимии между первоматерией и отдельными порождёнными ею материальными телами лежат два промежуточных «звена».
Первое звено — это всеобщие качественные принципы мужского (сера) и женского (ртуть) начал. В XV веке к ним добавили ещё третье начало — «соль» (движение).
Второе звено — это состояния, качества, свойства первоэлементов: земля (твёрдое состояние тела), огонь (лучистое состояние), вода (жидкое состояние), воздух (газообразное состояние), квинтэссенция (эфирное состояние).
В результате взаимодействия качественных принципов (начал) и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ.
Во всех алхимических традициях исключительную роль играет ртуть и её сульфид — киноварь (HgS), которые порой даже дают название всей алхимической системе, как, например, «расаяна» (один из смыслов — «колесница ртути», «учение ртути») — индийская алхимическая традиция, «дань (цинь)» («(искусство) киновари») — название даосской алхимии. В европейской алхимии слово, обозначающее ртуть, совпадает с именем покровителя алхимии — Меркурия (бога и планеты) и её легендарного основателя (Гермеса Трисмегиста).
Кроме того, используются сера, 6 традиционных металлов (свинец, железо, медь, олово, серебро, золото), соединения мышьяка (прежде всего аурипигмент и реальгар), сурьма, селитры, щелочи и некоторые другие неорганические соединения и органические соединения. В китайской, индийской и тибетской алхимии также драгоценные камни и травы.
Во всех алхимических системах важное значение имеют идеи:
Для александрийской, арабской и европейской алхимических традиций крайне важную роль играет также идея смерти (обычно в форме убийства) и воскресения (воскрешения).
Роль алхимии в истории науки
Представление об алхимии как «примитивной химии», сложившееся в науке к концу XIX в., было полностью пересмотрено в XX в. Однако считается, что именно алхимия дала толчок к развитию современной химии. В исследованиях различных алхимических традиций алхимические системы трансформации человеческого существа часто обозначают как «внутреннюю алхимию», а практики получения различных веществ — как «внешнюю алхимию».
Реальные алхимические традиции, по всей видимости, сочетают внутреннюю работу с получением и приёмом некоторых веществ. Как и все эзотерические знания, алхимия строится на постулате о подобии микрокосма и макрокосма.
Неясно, насколько алхимические системы разных культур изоморфны друг другу и, в частности, насколько аналогичны их конечные результаты. Также остаются открытыми вопросы о генезе алхимических традиций, существовании единого их источника, взаимных связях и заимствованиях. Некоторыми исследователями предполагается связь внутри следующих групп: платонизм, позднеантичный гностицизм, христианство, неоплатонизм, зороастризм, манихейство, суфизм, эллинистическая, египетско-эллинистическая, византийская, арабская и европейская алхимия.
Психологическая интерпретация алхимии К. Юнгом
Следует отметить, что Юнг не был пионером в рассмотрении алхимии в свете психоанализа. Первым такой подход предложил Итан Аллен Хичкок ещё в XIX в. Затем, Херберт Зильберер, ученик Зигмунда Фрейда, рассмотрел поздний алхимический трактат «Парабола» в связи с «Эдиповым комплексом». Однако именно подход Юнга, с учением о коллективном бессознательном, достиг наибольшей популярности и обрёл последователей.