Аллаху принадлежит то что на небесах и на земле
Сура 3 «Аль-Имран» (Семейство Имрана), аят 129
وَلِلَّهِ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ ۚ يَغْفِرُ لِمَنْ يَشَاءُ وَيُعَذِّبُ مَنْ يَشَاءُ ۚ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ
Слушать аят Корана 3:129
Транслитерация
Wa lilaahi maa fissamaawaati wa maa fil-ard; yaghfiru limai-yashaaa’u wa yu’azzibu mai-yashaaa’; wallaahu Ghafoorur Raheem
Переводы смыслов Корана (Сура 3, аят 129)
Эльмир Кулиев
Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Он прощает, кого пожелает, и подвергает мучениям, кого пожелает. Аллах — Прощающий, Милосердный.
Абу Адель
И (только одному) Аллаху принадлежит (все) то, что в небесах, и (все) то, что на земле. Прощает Он [Аллах] (по Своему милосердию), кому пожелает, и наказывает (по Своей справедливости), кого пожелает. И (ведь) Аллах – прощающий (грехи Своих рабов), (и) милосердный (к ним)!
Магомед-Нури Османов
Аллаху принадлежит то, что в небесах и на земле. Он прощает, кому пожелает, и наказывает, кого пожелает. Аллах — прощающий, милостивый.
Валерия (Иман) Порохова
И лишь Аллах владеет всем, Что в небесах и на земле (пребудет), И Он один Своим желанием решит, Кто будет Им прощен, а кто — наказан, — Ведь всепрощающ Он и милосерд!
Игнатий Крачковский
Аллаху принадлежит то, что в небесах, и то, что на земле. Он прощает, кому захочет, и наказывает, кого захочет. Аллах — прощающий, милостивый!
Гордий Саблуков
Во власти Бога всё, что на небесах и что на земле: Он прощает кому хочет, и наказывает, кого хочет. Бог — прощающий, милосерд.
Михайло Якубович
Аллагу належать ті, хто на небесах, і ті, хто на землі. Він прощає того, кого побажає, і карає Він того, кого побажає. Аллаг — Прощаючий, Милосердний!
Тафсир (толкование) Корана (Сура 3, аят 129)
Абд ар-Рахман бин Насир Ас-Саади
Всевышний возвестил о том, что Он один управляет небесным и земным мирами. Он принимает покаяния тех, кого пожелает, и прощает им прегрешения. А тех, кого пожелает, Он лишает поддержки и подвергает наказанию. Его неотъемлемыми качествами являются всепрощение и совершенное милосердие, которые проявляются, когда Он творит и принимает решения. Он прощает кающихся грешников и милует тех, кто совершает деяния, позволяющие заслужить Божью милость. О таких деяниях Всевышний сказал: «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику, – быть может, вы будете помилованы» (3:132).
Аль-Мунтахаб
Аллаху принадлежит всё, что в небесах и на земле. Он Всемогущ, и всё в Его руках. Поистине, Он прощает, кого захочет, и наказывает, кого захочет. Его прощение близко, и Его милость надёжна! Ведь Аллах Всепрощающ, Милостив!
Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле.
СУРА «АЛЬ-БАКАРА» («КОРОВА»)
284. Аллаху принадлежит то, что нанебесах, и то, что на земле. Обнаружите ли вы то, что в ваших душах,или утаите, Аллах предъявит вам счет за это. Он прощает, кого пожелает,и причиняет мучения, кому пожелает. Аллах способен на всякую вещь.
Всевышний сообщил о своей безграничнойвласти на небесах и земле и своем всеобъемлющем знании о том, что рабысовершают открыто или скрывают в своих сердцах. Аллах непременнопризовет их к ответу за совершенные деяния и простит только тех, когопожелает. Этими рабами окажутся те, кто обратился к своему Господу спокаянием, потому что Всевышний Аллах сказал:
«Ваш Господь лучше всех знает то, что в ваших душах. И если вы будете праведниками, то ведь Он прощает тех, кто обращается к Нему с раскаянием» (17:25). А тех, кого пожелает, Всемогущий Аллах подвергнет мучительномунаказанию. Этими несчастными окажутся ослушники, которые неустанносовершали грехи душой и телом.
Этот аят не противоречит хадисам о том,что Аллах прощает людям дурные мысли, которые возникают в их душе, еслиони не совершают соответствующих проступков и не произносятсоответствующих дурных речей. В человеческой душе могут возникатьразличные мысли, которые не характерны для этого человека которые онотвергает. В обсуждаемом нами аяте речь идет о твердых намерениях икачествах, которые укоренились в человеческой душе и которые могут бытьхорошими или дурными.
Аллах также возвестил о том, что Онвластен над всем сущим, и совершенство его могущества проявляется втом, что Он властен призвать творения к ответу, одарить их заслуженнымвознаграждением или подвергнуть их заслуженному наказанию.
Сура аль-Маида
После упоминания о том, что люди обоих предыдущих Писаний заключили с Аллахом завет, который они впоследствии нарушили, Всевышний перечислил некоторые из их отвратительных высказываний.
Христиане говорят слова, которых не говорит никто другой. Они считают Мессию, сына Марьям, Богом и объясняют свое порочное воззрение тем, что он родился без отца. Однако они забывают то, что Хавва в этом отношении подобна Мессии, ведь она появилась на свет без матери, а Адам даже превосходит его в этом отношении, потому что был сотворен без отца и без матери. Почему же они не считают их богами, но обожествляют Мессию?
Из этого следует, что христиане потакают своим желаниям, не имея ни убедительных доказательств, ни даже сомнительных доводов. Аллах опроверг их утверждения ясными логическими аргументами и сказал, что ни Мессия, ни его мать, ни остальные обитатели земли не смогут защитить себя, если Аллах захочет погубить их. А кто не способен спастись от беды и уберечь от погибели самого себя, тот не заслуживает обожествления.
Еще одним логическим аргументом является тот факт, что Аллах один обладает властью над небесами, землей и всем, что между ними. Он управляет Вселенной в соответствии с законами Своего предопределения, Своей религии и законами справедливого возмездия, а все творения принадлежат Ему и подчиняются Его воле. Разве ж беспомощный раб, принадлежащий своему Господу, может быть Богом и не испытывать никакой нужды? Воистину, такое совершенно невозможно.
Христиане не должны удивляться тому, что Мессия Иса, сын Марьям, появился на свет без отца, потому что Аллах творит, что пожелает. Если Ему угодно, то люди появляются на свет от отца и матери, как это происходит с большинством потомков Адама. Если Ему угодно, то человек появляется на свет от отца и без матери, как это произошло с Хаввой. Если Ему угодно, то он рождается от матери и без участия отца, как это было с Исой. Если же Ему угодно, то он появляется на свет без отца и без матери, как это было с Адамом. Всевышний создал Свои творения разными, потому что Его воля неукоснительно исполняется, и для Него нет ничего невозможного.
Основы Ислама:1-Основы вероубеждения. Понятие Бога(Islam003)
Ислам на арабском языке означает «послушание» — покорность воле Аллаха и повиновение Его закону. Следовательно, правоверные мусульмане безоговорочно подчиняются воле Бога и повинуются Его заповедям, изложенным в Коране и переданным человечеству Мухаммадом, Его Посланником (САС).
Скажи: «Он — Аллах — един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!» Коран, 112:1-4
Давайте теперь подробнее рассмотрим исламскую концепцию Бога, первое из фундаментальных положений исламской веры. Насколько она соответствует концепциям Бога, которым учат другие религии, и в чем она уникальна?
«Хвалит Аллаха то, что в небесах, и то, что на земле. Он — Великий, Мудрый! Ему принадлежит власть над небесами и землей; Он живит и мертвит: ведь Он — мощен над всякой вещью. Он — первый и последний, явный и тайный, и Он о всякой вещи знающ. Он — Тот, Кто сотворил небеса и землю в шесть дней, потом утвердился на троне; Он знает, что входит в землю и что выходит из нее, что нисходит с неба и что поднимается там. И Он — с вами, где бы вы ни были. Аллах видит то, что вы делаете! Ему принадлежит власть над небесами и землей, и к Аллаху возвращаются все дела. Он вводит ночь в день и вводит день в ночь, и Он знает про то, что в груди». Коран, 57:1-6
Почти во всех религиях концепции Бога в большей или меньшей степени несут на себе печать ограниченности Его творений; тому можно было бы привести множество примеров. Ислам же уверенно заявляет, что Бог Всевышний, Творец и Вседержитель всего сущего, неизмеримо выше того, чтобы обладать каким-либо из приписанных Ему атрибутов, характерных для Его творений, также Он не ограничен никакими пределами, характерными для людей и прочего, созданного Им. У Него нет ни тела, ни формы, ни физических признаков или характеристик. Вернее сказать, он обладает признаками безграничности: у Него нет начала или конца, нет детей и родителей, физических размеров и таких потребностей, как питание, отдых или продолжение рода; не обладая ни одним из этих признаков, Он наделяет ими Свои творения.
«Он — Аллах, нет божества кроме Него, знающий Скрытое и Созерцаемое. Он — Милостивый, Милосердный! Он — Аллах, нет божества кроме Него, Царь, Святой, Мирный, Верный, Охранитель, Великий, Могучий, Превознесенный; хвала Аллаху, превыше Он того, что они придают Ему в соучастники! Он — Аллах, Творец, Создатель, Образователь. У Него самые прекрасные имена. Хвалит Его то, что в небесах и на земле. Он — Великий, Мудрый!»(59:22-24)
Тому, кто станет непредвзято размышлять о Боге, принимая во внимание наблюдаемые во Вселенной факты, не остается ничего другого, кроме как понять, что Он не какое-либо существо или некий сверхчеловек, сидящий на облаках и управляющий мирскими делами, обладая при этом потребностями и признаками Своих творений. Ведь Бог — Творец Вселенной со всеми ее обширными и совершенными системами, Тот, Кто приводит их в действие согласно Своим бесконечно мудрым законам и цели. И поэтому — как об этом недвусмысленно говорит Ислам — совершенно ясно, что Он выходит далеко за пределы всего того, что могут понять, постичь, вообразить или объяснить разум или чувства людей, и что Он несравненно выше любого из Его творений. Ибо лишь Он Создатель, а все прочее — творения; лишь Он Божество, и ни человек, ни какое-либо другое существо, ни в малейшей степени не может разделить с Ним божественность или Его неповторимые проявления Творца. Всевышний Бог не подобен ограниченным, ничтожным «богам», имеющим получеловеческую природу, изобретенным людьми с их несовершенными знаниями и разумом, чтобы восполнить недостаток своего понимания, «богам», которые вместе с тем настолько далеки от Бога. Его Божественная природа совершенно неповторима и может быть понята лишь путем размышления над Его знамениями и сотворенным Им мирозданием.
«Аллах — нет божества, кроме Него, вечно живого, вечно сущего; не овладевает Им ни дремота, ни сон; Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения? Он знает то, что было до них, и то, что будет после них, а они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Трон Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их, — поистине, Он — Всевышний, Великий». (2:255)
Однако человечеству нет дела до Бога, если Ему нет дела до своего мироздания или (как представляется некоторым людям) если Он создал Вселенную и людей, а затем забыл о них, оставив их на произвол судьбы. Но Ислам провозглашает, что Бог — Реальность, а значит, Его существование имеет огромную важность и значение для каждого человека, так как лишь благодаря Богу мы существуем и совершаем в этой жизни свой путь обратно к Нему. Ислам, таким образом, утверждает, что Бог всегда деятелен и озабочен каждой частью Своего мироздания — от громаднейших звезд до тех атомов, из которых они состоят, каждой частью его макро- и микросистем и что все это существует и выполняет свои функции по Его приказу и воле. Ибо Он не только создает, но также поддерживает, направляет и руководит, Он обеспечивает Свои творения всем необходимым, а что касается людей — Он дает им учение, необходимое для жизни в этом мире таким образом, чтобы обеспечить себе вечное благо в грядущей жизни.
Бог, однако, относится к человеку не как к единственному или же наиболее важному из Своих творений, а как к единственному существу на земле (которое является лишь одной частью Его невообразимо обширного и сложного создания), кого Он наделил мыслящим разумом, чувствующим сердцем, способностью хранить и передавать знания и которому Он дал свободу выбора. В то же время Бог требует от человека использовать эту свободу выбора для того, чтобы добровольно и осознанно выбирать то, что хочет для него Он, а не следовать собственным случайным и зачастую беспорядочным желаниям; то есть подчинить свои желания более высокой воле Бога и таким образом выполнять возложенные на него Богом обязанности как личные, так и коллективные. Ибо Творец имеет не только абсолютное право создавать те правила или законы, которые Он считает пригодными для Своих творений, но и абсолютное право на требования неукоснительного их соблюдения. В то же время, Он — Единственный, Кто обладает всеобъемлющим, абсолютным знанием и мудростью, чтобы дать Своим творениям такое учение-наставление, которое будет вести их к несомненному благосостоянию как в этом, так и в Грядущем мире.
Такая вера в Бога и связь человека с Ним для добросовестного мусульманина означает не просто интеллектуальное упражнение. Ибо поскольку он верит, что лишь только Бог является Властелином Вселенной, Господом людей, единственным Властителем и Обладателем могущества и что человек перед Ним есть не что иное, как смиренный раб, то из этого следует, что не должно быть других господ и другой власти в его жизни кроме Бога. Ислам заявляет, что все прочее, требующее от человека смирения и преданности, пытающееся управлять его жизнью или подчинить ее своей власти, является ложным и соперничает с Богом в господстве над человеком. Ислам настаивает на том, что тот, кто истинно и чистосердечно считает, что только Бог — Единственный и Законный Властитель и Законодатель, не должен и не будет ни подчиняться, ни выражать свою преданность другим претендентам на владычество. Он должен отвергнуть их всех, подчинив себя только Богу, и всячески бороться против владычества кого-либо, кроме Бога.
После небольшого размышления становится ясным, что каким бы свободным ни считал себя человек, он, тем не менее, подчинен какой-либо власти, ориентируется в своей жизни на какие-то цели, кому-то или чему-то предан. Каждый из нас подчиняется и поклоняется некоторому божеству, завладевшему нашим сердцем, и либо это божество — Сам Бог, либо, в любом без исключения случае, что-то менее значимое, чем Бог, так как все — менее значимо, ниже, чем Он. Таким божеством может быть человек, например, правитель, религиозная фигура, философ или член семьи; это может быть некая искусственная идеология или философия.
Такое поклонение может сделать своим идолом «производительность», «прогресс», «труд» или «государство»; это может быть любовь к самому себе, гордость своим семейством, происхождением, расой, образованием, родом занятий, богатством, статусом или умственными способностями; это может быть удовлетворение собственных желаний и порабощение ими человека. Это также может быть обожествление науки или искусства, превращение самого себя в раба причуд и мод, удовольствий, желаний и страстей, личных привычек или требований общества да и вообще в раба любого из известных всем нам тысячи и одного божества, изобретенных человеком, которыми легко заменить господство Всевышнего Бога над нашими сердцами и жизнями.
Мы говорили о таком атрибуте человека, как свобода выбора. Но это понятие не так просто применяется к разнообразным отдельным решениям, которые он принимает каждый день своей жизни в больших и малых делах. Такой выбор фактически будет зависеть от основного, решающего выбора, который делает человек, чтобы направить все свое существование по определенному пути. Самый большой и принципиальный выбор, который призван сделать каждый человек, — это решить, кто является его Господом, для кого он живет, кто является его целью и кому он поклоняется, служит и подчиняется. Действительно, Ислам однозначно заявляет, что выбор может быть сделан только между двумя возможностями: быть привязанным к человеческим идеям, целям и стремлениям или же сознательно и добровольно ограничивать себя, руководствуясь критериями и законами Одного лишь Бога; быть рабом людей, которые живут ценностями, философскими теориями и доктринами, созданными людьми, или истинного Властителя людей, Бога Всевышнего и Достохвального; удовлетворяться, чтобы жить и работать, чем-то второстепенным, менее значимым, или посвятить себя жизни и борьбе во имя Единственного, Кто может быть достоин такой преданности человека, Единственного, Кто может вести верным путем и придать смысл жизни человека, Одному лишь Всемогущему Богу.
В светском обществе мы сегодня слышим много разговоров о «свободе». Такая свобода, утверждает Ислам, на самом деле рабство — зависимость от собственного «я», других людей, их идей и ценностей. А всякая зависимость от чего-либо или кого-либо, кроме Всевышнего Бога, — это зависимость от того, что не достойно властвовать над человеком, ибо лишь Всевышний Создатель, Хранитель и Владыка Вселенной может быть достоин занимать это место в жизни того, кто был поставлен (как утверждает Коран) даже выше ангелов. Истинная свобода состоит не в позволении делать все, что хочется, будучи при этом рабом некоего собственного божества; свобода состоит в том, чтобы быть независимым от всего и всех, кроме своего истинного Властителя. Следовательно, главной задачей Ислама является освобождение человека от подчинения и служения чему-либо, кроме Бога, для того, чтобы он мог поклоняться и служить Одному лишь Ему.
З.Ы. По заявкам интересующихся и супротив требования исламофобов.
Сура Аль Имран (Семейство Имрана)
101. Как вы можете не веровать в то время, как вам читают знамения Аллаха, а Его Посланник находится среди вас? Кто крепко держится за Аллаха, тот действительно наставлен на прямой путь.
102. О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!
103. Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете прямым путем.
104. Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими.
105. Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения
106. в тот день, когда одни лица побелеют, а другие — почернеют. Тем, чьи лица почернеют, будет сказано: «Неужели вы стали неверующими после того, как уверовали? Вкусите же мучения за то, что вы не верили!».
107. Те же, чьи лица побелеют, окажутся в милости Аллаха. Они пребудут там вечно.
108. Таковы аяты Аллаха, которые Мы читаем тебе истинно. Аллах не желает поступать с мирами несправедливо.
109. Аллаху принадлежит то, что на небесах и на земле, и к Аллаху возвращаются дела.
110. Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха. Если бы люди Писания уверовали, то это было бы лучше для них. Среди них есть верующие, но большинство из них — нечестивцы.
111. Они не причинят вам никакого вреда, кроме досаждения. Если же они станут сражаться с вами, то повернутся к вам спиной, после чего им не будет оказана помощь.
112. Где бы их ни застали, их постигает унижение, если только они не окажутся под покровительством Аллаха и покровительством людей. Они попали под гнев Аллаха, и их постигла бедность. Это — за то, что они не веровали в знамения Аллаха и несправедливо убивали пророков. Это — за то, что они ослушались и преступали границы дозволенного.
113. Не все они одинаковы. Среди людей Писания есть праведные люди, которые читают аяты Аллаха по ночам, падая ниц.
114. Они веруют в Аллаха и в Последний день, велят творить одобряемое, запрещают предосудительное и торопятся совершать добрые дела. Они являются одними из праведников.
115. Какой бы добрый поступок они ни совершили, ничто не будет отвергнуто от них. Ведь Аллах знает богобоязненных.
116. Ни имущество, ни дети ничем не помогут перед Аллахом тем, которые не уверовали. Они будут обитателями Огня и пребудут там вечно.
117. То, что они расходуют в этой мирской жизни, подобно морозному (или завывающему; или огненному) ветру, который поразил ниву людей, поступивших несправедливо по отношению к себе, а затем погубил ее. Аллах не был несправедлив к ним — они сами поступали несправедливо по отношению к себе.
118. О те, которые уверовали! Не берите своими помощниками тех, кто не из вас. Они не упускают случая навредить вам и радуются вашим трудностям. Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется еще большая ненависть. Мы уже разъяснили вам знамения, если вы только разумеете!
119. Вот вы любите их, а они вас не любят. И вы верите во все Писания. Когда они встречаются с вами, то говорят: «Мы уверовали». Когда же остаются одни, то кусают кончики пальцев от злобы к вам. Скажи: «Умрите от своей злобы! Аллаху известно о том, что в груди».
120. Если с вами случается доброе, это огорчает их; если же вас постигает беда, они радуются. Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда. Воистину, Аллах объемлет все, что они совершают.
121. Вот ты покинул свою семью рано утром, чтобы расставить верующих по местам для сражения при Ухуде. Аллах — Слышащий, Знающий.
122. Когда два отряда среди вас готовы были пасть духом, Аллах был их Покровителем. Пусть же на Аллаха уповают верующие!
123. Аллах уже оказал вам поддержку при Бадре, когда вы были слабы. Бойтесь же Аллаха, — быть может, вы будете благодарны.
124. Вот ты сказал верующим: «Разве вам не достаточно того, что ваш Господь ниспосылает вам в помощь три тысячи ангелов?».
125. Конечно, да! Если же вы будете терпеливы и богобоязненны, и если враги нападут на вас прямо сейчас, то ваш Господь поможет вам пятью тысячами меченых ангелов.
126. Аллах сделал это всего лишь благой вестью для вас и сделал это, чтобы ваши сердца утешились благодаря этому, поскольку победа приходит только от Могущественного и Мудрого Аллаха,
127. и дабы отсечь от неверующих одну часть или разгромить их так, чтобы они вернулись разочарованными.
128. Ты не принимаешь никакого решения. Аллах же либо примет их покаяния, либо накажет их, ведь они являются беззаконниками.
129. Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Он прощает, кого пожелает, и подвергает мучениям, кого пожелает. Аллах — Прощающий, Милосердный.
130. О те, которые уверовали! Не пожирайте лихву в многократно умноженном размере и бойтесь Аллаха, — быть может, вы преуспеете.
131. Бойтесь Огня, который уготован неверующим.
132. Повинуйтесь Аллаху и Посланнику, — быть может, вы будете помилованы.
133. Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных,
134. которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро.
135. Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, — ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? — и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили,
136. воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние тружеников!
137. До вас также случалось подобное (люди подвергались искушению, подобному тому, которому верующие подверглись во время сражения при Ухуде). Постранствуйте по земле и посмотрите, каким был конец тех, кто считал лжецами посланников.
138. Это есть разъяснение людям, верное руководство и увещевание для богобоязненных.
139. Не слабейте и не печальтесь, в то время как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими.
140. Если вам нанесена рана, то ведь подобная рана уже была нанесена и тем людям. Мы чередуем дни (счастье и несчастье) для людей, чтобы Аллах узнал уверовавших и избрал среди вас павших мучеников, ведь Аллах не любит беззаконников,
141. и чтобы Аллах очистил тех, которые уверовали, и уничтожил неверующих.
142. Или вы полагали, что войдете в Рай, пока Аллах не узнал тех из вас, кто сражался и кто был терпелив?
143. Вы действительно желали смерти, пока не встретились с ней. Теперь вы увидели ее воочию.
144. Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ничуть не навредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных.
145. Ни одна душа не умирает, кроме как с дозволения Аллаха, в предписанный срок. Тому, кто желает вознаграждения в этом мире, Мы дадим его, и тому, кто желает вознаграждения в Последней жизни, Мы дадим его. Мы вознаградим благодарных.
146. Сколько было пророков, рядом с которыми сражалось много набожных верующих! Они не пали духом оттого, что постигло их на пути Аллаха, не проявили слабости и не смирились. Ведь Аллах любит терпеливых.
147. Они не произносили ничего, кроме слов: «Господь наш! Прости нам наши грехи и излишества, которые мы допустили в нашем деле, утверди наши стопы и даруй нам победу над людьми неверующими».
148. Аллах даровал им вознаграждение в этом мире и прекрасное вознаграждение в Последней жизни. Ведь Аллах любит творящих добро.
149. О те, которые уверовали! Если вы подчинитесь неверующим, то они обратят вас вспять, и вы вернетесь потерпевшими убыток.
150. О нет! Аллах является вашим Покровителем. Он — Наилучший из помощников.
151. Мы вселим ужас в сердца неверующих за то, что они приобщали к Аллаху сотоварищей, о которых Он не ниспослал никакого доказательства. Их пристанищем будет Огонь. Как же скверна обитель беззаконников!
152. Аллах исполнил данное вам обещание, когда вы уничтожали их с Его дозволения, пока вы не пали духом, не стали спорить относительно приказа и не ослушались после того, как Он показал вам то, что вы любите. Среди вас есть такие, которые желают этот мир, и такие, которые желают Последнюю жизнь. После этого Он заставил вас бежать от них, чтобы испытать вас. Он уже простил вас, ведь Аллах оказывает милость к верующим.
153. Вот вы бросились бежать, не оглядываясь друг на друга, тогда как Посланник призывал вас, находясь в последних (ближайших к противнику) рядах, и Аллах воздал вам печалью за печаль, чтобы вы не скорбели о том, что было вами упущено, и о том, что поразило вас. Аллаху известно о том, что вы совершаете.
154. После печали Он ниспослал вам успокоение — дремоту, охватившую некоторых из вас. Другие же были озабочены размышлениями о себе. Они несправедливо думали об Аллахе, как это делали во времена невежества, говоря: «Могли ли мы сами принять какое-нибудь решение (или получим ли мы что-нибудь от этого дела)?». Скажи: «Дела (или решения) целиком принадлежат Аллаху». Они скрывают в своих душах то, чего не открывают тебе, говоря: «Если бы мы сами могли принять какое-нибудь решение (или если бы мы что-нибудь получили от этого дела), то не были бы убиты здесь». Скажи: «Даже если бы вы остались в своих домах, то те, кому была предначертана гибель, непременно вышли бы к месту, где им суждено было полечь, и Аллах испытал бы то, что в вашей груди, и очистил бы то, что в ваших сердцах. Аллаху известно о том, что в груди».
155. Тех из вас, которые повернули назад в тот день, когда встретились два войска при Ухуде, дьявол заставил поскользнуться по причине некоторых их поступков. Аллах уже простил их, ведь Аллах — Прощающий, Выдержанный.
156. О те, которые уверовали! Не будьте похожи на неверующих, которые сказали о своих братьях, когда они странствовали по земле или участвовали в походе: «Если бы они были рядом с нами, то не умерли бы и не были бы убиты», — дабы Аллах сделал это причиной скорби в их сердцах. Аллах оживляет и умерщвляет, и Аллах видит то, что вы совершаете.
157. Если вы будете убиты на пути Аллаха или умрете, то прощение от Аллаха и милость окажутся лучше того, что они накапливают.
158. Если вы умрете или будете убиты, то вы непременно будете собраны к Аллаху.
159. По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих.
160. Если Аллах окажет вам поддержку, то никто не одолеет вас. Если же Он лишит вас поддержки, то кто же поможет вам вместо Него? Пусть же на Аллаха уповают верующие.
161. Пророку не подобает незаконно присваивать трофеи. Тот, кто незаконно присваивает трофеи, придет в День воскресения с тем, что он присвоил. Затем каждая душа сполна получит то, что она заработала, и с ними не поступят несправедливо.
162. Разве тот, кто последовал за довольством Аллаха, подобен тому, кто привел в ярость Аллаха и чьим пристанищем будет Геенна?! Как же скверно это место прибытия!
163. Они займут разные ступени перед Аллахом, ведь Аллах видит то, что они совершают.
164. Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении.
165. Когда несчастье постигло вас после того, как вы причинили вдвое большее несчастье, вы сказали: «Откуда все это?». Скажи: «От вас самих». Воистину, Аллах способен на всякую вещь.
166. То, что постигло вас в тот день, когда встретились две армии при Ухуде, произошло с дозволения Аллаха для того, чтобы Он узнал верующих
167. и узнал лицемеров. Им было сказано: «Придите и сразитесь на пути Аллаха или хотя бы защитите самих себя». Они сказали: «Если бы мы знали, что сражение состоится, то мы непременно последовали бы за вами». В тот день они были ближе к неверию, чем к вере. Они произносят своими устами то, чего нет в их сердцах, но Аллаху лучше знать о том, что они утаивают.
169. Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа,
170. радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости, и ликуя от того, что их последователи, которые еще не присоединились к ним, не познают страха и не будут опечалены.
171. Они радуются милости Аллаха и щедрости и тому, что Аллах не теряет награды верующих,
172. которые ответили Аллаху и Посланнику после того, как им нанесли ранение. Тем из них, которые вершили добро и были богобоязненны, уготована великая награда.
173. Люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: «Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!».
174. Они вернулись с милостью от Аллаха и щедротами. Зло не коснулось их, и они последовали за довольством Аллаха. Воистину, Аллах обладает великой милостью.
175. Это всего лишь дьявол пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими.
176. Пусть не печалят тебя те, которые спешат к неверию. Они ничем не навредят Аллаху. Аллах желает лишить их доли в Последней жизни, и им уготованы великие мучения.
177. Те, которые купили неверие за веру, не причинят никакого вреда Аллаху, и им уготованы мучительные страдания.
178. Пусть неверующие не думают, что предоставленная Нами отсрочка является благом для них. Мы предоставляем им отсрочку для того, чтобы они приумножили свои грехи. Им уготованы унизительные мучения.
179. Аллах не оставит верующих в том положении, в котором вы находитесь, пока не отличит скверного от благого. Аллах не откроет вам сокровенное знание, однако Аллах избирает среди Своих посланников того, кого пожелает. Уверуйте же в Аллаха и Его посланников, ведь если вы уверуете и будете богобоязненны, то получите великую награду.
180. Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать так лучше для них. Напротив, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут обернуты тем, что они жалели. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы совершаете.
181. Аллах услышал слова тех, которые сказали: «Аллах беден, а мы богаты». Мы запишем то, что они сказали, и то, как несправедливо они убивали пророков, и скажем: «Вкусите мучения от обжигающего Огня.
182. Это — за то, что приготовили ваши руки, ведь Аллах не поступает несправедливо с рабами».
183. Они сказали: «Аллах взял с нас обещание не верить ни одному посланнику, пока он не явится к нам с жертвой, которую будет пожирать огонь». Скажи: «До меня к вам приходили посланники с ясными знамениями и с тем, о чем вы говорите. Почему же вы убили их, если вы говорите правду?».
184. Если они сочтут тебя лжецом, то ведь лжецами считали многих посланников до тебя, которые принесли ясные знамения, книги и озаряющее Писание.
186. Вы непременно будете испытаны своим имуществом и самими собой, и вы непременно услышите от тех, кому было даровано Писание до вас, и от многобожников много неприятных слов. Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость.
187. Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его». Но они бросили его за спины и продали его за ничтожную цену. Как же скверно то, что они приобретают!
188. Не думай же, что те, которые радуются своим поступкам и любят, чтобы их хвалили за то, чего они не совершали, спасутся от мучений. Им уготованы мучительные страдания.
189. Аллаху принадлежит власть над небесами и землей, и Аллах способен на всякую вещь.
190. Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом,
191. которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне.
192. Господь наш! Тот, кого Ты ввергнешь в Огонь, будет опозорен, и не будет у беззаконников помощников.
193. Господь наш! Мы услышали глашатая (Мухаммада), который призывал к вере: «Уверуйте в вашего Господа», — и мы уверовали. Господь наш! Прости нам наши грехи, отпусти нам наши прегрешения и умертви нас вместе с благочестивыми.
194. Господь наш! Даруй нам то, что Ты обещал нам через Своих посланников, и не позорь нас в День воскресения, ведь Ты не нарушаешь обещаний».
195. Господь их ответил им: «Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина. Одни из вас произошли от других. А тем, которые переселились или были изгнаны из своих жилищ, были подвергнуты мучениям на Моем пути, сражались и были убиты, Я непременно прощу их злодеяния и введу их в Райские сады, в которых текут реки. Такой будет награда от Аллаха, а ведь у Аллаха — наилучшая награда».
196. Пусть не обольщает тебя свобода действий на земле тех, кто не уверовал.
197. Это — всего лишь недолгое (или небольшое) удовольствие, а затем их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это ложе!
198. Но для тех, которые боятся своего Господа, уготованы Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Таково угощение от Аллаха, и то, что у Аллаха, будет лучше для благочестивых.
199. Воистину, среди людей Писания есть такие, которые веруют в Аллаха и в то, что было ниспослано вам и что было ниспослано им, будучи смиренными перед Аллахом и не продавая знамения Аллаха за ничтожную цену. Их награда ожидает их у их Господа. Воистину, Аллах скор в расчете.
200. О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, — быть может, вы преуспеете.