Аллитерация это что означает
Значение слова «аллитерация»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Подразумевается бо́льшая, по сравнению со среднеязыковой, частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на всём его протяжении. Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем. Слововым видом аллитерации является тавтограмма.
На аллитерации построены многие пословицы и поговорки («Мели, Емеля, твоя неделя»), а также скороговорки («Купи кипу пик»).
АЛЛИТЕРА’ЦИЯ, и, ж. [от латин. littera — буква] (лит.). В древнегерманском стихосложении — созвучие, образуемое повторением одинаковых согласных в начале слов. || Поэтический прием, состоящий в повторении одинаковых согласных, напр. «чуждый чарам черный челн». Бльмнт.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
аллитера́ция
1. филол. стилистический приём усиления звуковой выразительности художественной речи подбором, повторением одинаковых или однородных согласных звуков ◆ Ещё одно замечание о скандинавском тексте. Звенящее золото — выражено аллитерациею: gialla gull. Ф. И. Буслаев, «Песни «Древней Эдды» о Зигурде и Муромская легенда», 1858 г. (цитата из НКРЯ) ◆ При этом, сообразно со свойствами тюркских языков, подчиняющих гласные слова законам гармонии, гласные при аллитерации и при рифме играют незначительную роль: биринджи (первый) может рифмовать с онунджу (десятый). Н. С. Трубецкой, «О туранском элементе в русской культуре», 1925 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Художественная проза гораздо чаще, чем принято думать, стремится к кадансу, к ритмической последовательности голосовых подъёмов и падений, к аллитерации и внутренним рифмам. К. И. Чуковский, «Высокое искусство», 1968 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — Неплохо. «Тихо падают вниз звезды первые белыми брызгами…» Есть ненавязчивая аллитерация, и рифма «измызганный — брызгами» не затаскана. Владимир Войнович, «Замысел», 1999 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перегоночный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
АЛЛИТЕРАЦИЯ
аллитерация ж. Повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).
аллитерация
ж. лит.
alliteration
Аллитерация — происходит тогда, когда в известном ряду слов несколько из них начинаются одинаковыми согласными звуками. Это встречается весьма часто в немецкой литературе, что даже является основанием древненемецкой версификации, а также встречается и в некоторых поговорках нар.: «St o ck und Stein» «Wind und Wetter», «Kind und Kegel» и т. д. В стихах аллитерация проявляется таким образом, что в первой половине стиха стоят два слова, начинающиеся с одинакового согласного звука, в другой же — третье такое слово; иногда же в целом стихе встречаются только два таких слова: одно в первой, другое во второй половине его. Это было первоначальное правило; мы приводим здесь пример такой аллитерации из древнесаксонской поэмы «Helland»: «So lerda he tho thea liudi — l iot hon wordon», что значит «так учил он людей благосклонными словами». В немецкой поэзии аллитерация исчезает уже в IX веке, в то время, когда в англосаксонской поэзии она существовала столетием позднее при все больше и больше распространявшемся созвучии окончаний стихов; в Ирландии употребляется еще до сих пор; в славянской поэзии нет совсем ее следов. Новые немецкие поэты, как Иордан, Рикерт и др., а также Р. Вагнер, снова старались ввести аллитерацию в употребление, но попытки были напрасны, и отжившая форма не воскресла. Об аллитерации писал Феттер: «Zum Muspilli und zur germanischen Alliterationspoesie» (Вена, 1872).
1) тем, что тождественные (повторяющиеся) звуки локализуются не в конце, а в начале стиха и слова (тогда как в рифме повторяются или корреспондируют концы стихов, а следовательно и слов);
2) тем, что материалом повтора, т. е. повторяющимися или корреспондирующими звуками, оказываются в большинстве случаев и гл. обр., согласные.
Последнее обстоятельство дало повод к упрощенному пониманию термина А. как всякого повтора согласных (в отличие от ассонанса (см.) — повтора или созвучия гласных). Т. к. большинство яз., в поэтике к-рых канонизована (т. е. принята в качестве обязательного приема — наподобие напр. рифмы в русском стихе) А., в частности яз. финские (напр. суоми — в эпосе Калевала (см.), эстонский в эпосе Калеви — поэт) и германские (ср. древнегерманский аллитерационный стих (см.)), обладают законом начального ударения (на первом слоге), то выбор А. в качестве основного технического приема поэзии можно поставить в связь именно с этим законом. До известной степени это применимо и к якутскому яз., также канонизовавшему А. в своей народной, а за последнее время и искусственной поэзии, и др. алтайским яз. В русской поэзии А. ограничивается ролью факультативного (не канонизованного) приема; подчеркнуто ею пользуются лишь некоторые поэты (Бальмонт (см.) (чуждый чарам черный челн), Маяковский (см.)), и то в большинстве относимых к А.случаев мы видим на самом деле не А. в узком смысле, а лишь насыщенные случаи согласных повторов, напр. «Где роща ржуща ружей ржет».
Аллитерация. Примеры из художественной литературы
Аллитерация — это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность.
Узнаем, что такое аллитерация в поэтической речи, какими средствами создается и для чего применяется в художественной литературе.
Что такое аллитерация?
Художник слова, создавая свое произведение, стремится всеми возможными лексическими, синтаксическими и стилевыми средствами создать яркую образную картину, воздействовать на аудиторию читателей и вызвать определенный отклик. Для этого используются различные фигуры художественной речи.
Понятие фигуры включает в себя синтаксические и стилистические конструкции, основанные на повторении отдельных звуков, слов, союзов, несущих основную смысловую нагрузку в художественном тексте. Такой способ выделения слов называется повтором.
Повторы могут быть образованы повторением звуков различных категорий — согласных и гласных или их сочетанием. Если художником слова в тексте поэтического произведения намеренно используется повтор отдельных согласных звуков или их сочетаний, тогда речь идет об аллитерации. Аллитерация — это стилистическая фигура поэтической речи.
Аллитерация, как один из способов звуковой организации речи, рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины. Слова, связанные аллитерацией, при произношении выделяются а речевом потоке и приобретают особую звуковую и интонационную значимость.
Например, читаем у Сергея Есенина:
Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.
Повтор свистящего согласного звука [с] в первой строке рождает имитацию свиста зимнего холодного ветра. Во второй строке стиха повторяется шипящий согласный [ш], который призван создать у читателя яркое впечатление шелеста быстро падающего снега или стелющейся поземки, густой метели.
Аллитерация в художественной литературе
Аллитерация подчеркивает звучание отдельных слов в творчестве классика русской литературы А.С. Пушкина. Поэт намеренно подбирает слова с одинаковыми согласными, этим выделяя их в потоке речи и создавая особый звуковой эффект.
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь…
Подобна лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла-Рук…
Прием аллитерации часто использовал в своем творчестве В.В. Маяковский, что придавало поэтическому тексту особенное выразительное значение.
Читая эти строки, мы как будто в самом деле слышим чёткую барабанную дробь. Этого эффекта поэт добивается повторением звонких согласных звуков «б» и «р», с помощью которых он достигает имитации барабанного боя.
В сто сорок солнц закат пылал…
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
Откроем томик стихов Марины Цветаев и прочтем:
Город во мгле засыпает,
Серп серебристый возник,
Звездами снег осыпает
Твой воротник.
Здесь у каждого мысль двоякая,
Здесь, ездок, торопи коня.
Мы пройдем, кошельком не звякая
И браслетами не звеня.
Ресницы, ресницы,
склоненные ниц.
Стыдливостью ресниц
Затменные — солнце в венце стрел!
А вот как создает звуковые эффекты с помощью аллитерации поэт Константин Бальмонт:
-Полночной порой в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
Ветер, Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Буря близко. В берег бьётся
Чуждый чарам черный челн.
Видеоурок «Повтор (анафора, аллитерация, лексический повтор)»
Аллитерация — это художественное повторение звуков
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о таком термине в русском языке как АЛЛИТЕРАЦИЯ. Слово это имеет латинские корни, и «litera» переводится как «буква».
Но это мало о чем говорит, поэтому рассмотрим на примерах, что такое аллитерация и где она чаще всего применяется.
Аллитерация — что это на примерах
Аллитерация – это повторение одинаковых или созвучных согласных. Может использоваться как на протяжении всего текста, так и в какой-то отдельной строке. Служит для придания выразительности.
Самый простой и понятный пример аллитерации можно встретить в скороговорках. Это специальные фразы, в которых буквы специально повторяются, чтобы улучшить дикцию.
Например,
Подобных скороговорок существует несколько сотен. Но все они строятся на едином принципе – повторе определенных букв. Так, в первом предложении это «С» и «Ш». Во втором – «Ч», «Р» и немного «Н». Ну а в третьем целая россыпь таких согласных – «К», «Р», «Л» и «В».
Немало примеров аллитерации можно встретить в народных поговорках:
Проще пареной репы.
Мели, Емеля, твоя неделя.
От горшка два вершка.
Тише едешь – дальше будешь.
Для чего это делается? Во-первых, так поговорки проще запоминаются и ими проще оперировать в своей речи. А во-вторых, повторение согласных делает фразы более весомыми. Они звучат гораздо выразительнее.
Конечно, можно было в этих поговорках заменить, например, Емелю на Добрыню, а репу на картошку. Смысл бы не слишком изменился, но звучали бы фразы уже не столь убедительно, и они могли бы уже не пойти так в народ.
Аллитерация в поэзии
Именно в поэзии аллитерацию можно встретить чаще всего. Причем этот прием использовали еще при написании очень древних произведений. Вот пример из «Слово о полку Игореве», которое было создано так давно, что даже автор его неизвестен.
Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле.
С помощью повторяющихся звуков «Т» и «С» автор усиливает ощущение тревоги. И действительно момент особый, ведь русские князья узнают о войне. А в строчках
В пятокъ потоптапша поганыя плъкы половецкыя.
постоянное построение звуков «П», «Ш», «Т» и «К» автор наглядно рисует перед взором читателя, как движется тяжелое войско половцев.
Активно использовали аллитерацию в своих произведениях и самые известные русские поэты. Вот, например, у Александра Пушкина есть следующие строчки:
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь.
За счет повторяющегося звука «К», усиливается ощущение неспокойности реки.
А в строчках Сергея Есенина
Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.
за счет звуков «С» и «Ш» мы действительно слышим свист, о котором пишет поэт.
А вот знакомые всем строчки из стихотворения Федора Тютчева:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
И за счет повторений звука «Г» автор очень ярко передает, как грохочет гром.
Но еще явственней аллитерация читается в стихотворениях Владимира Маяковского. Ну, например:
Бей, барабан!
Барабан, барабань.
Барбей!
Барбань!
Барабан!
Здесь даже особо ничего додумывать не надо. В стихотворении речь про барабан, и благодаря постоянному звуку «Б» читатель действительно и представляет, и что главное – слышит этот музыкальный инструмент.
Кстати, если вы внимательно изучили эти примеры, то могли заметить интересную особенность. А именно то, что при аллитерации идет повторение чаще всего той согласной буквы, с которой начинается слово, которое и хочет выделить автор.
Так, у Пушкина – это буква «К», так как речь идет о клубнях волн. У Есенина звук «С» говорит о свисте. У Тютчева звук «Г» — это гроза и гром. И наконец, буква «Б» и барабан у Маяковского.
Аллитерация в прозе
В прозе аллитерация встречается гораздо реже, чем в поэзии. Тут дело в том, что использование одинаковых букв и буквенных сочетаний может быть тяжеловато для читателя. Тем не менее можно привести несколько примеров очень удачного использования этого литературного приема.
Так, у Владимира Набокова в рассказе «Слово» есть такая строчка
Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал.
Но еще интересней отрывок из знаменитого романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова:
В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
В первую очередь здесь очень часто повторяется звук «Р», что придает тексту резкость, тревогу и напряжение самому моменту. А также говорит о том, что Понтий Пилат обладает неограниченной властью и его действительно стоит бояться.
Аллитерация в рекламе
Этот литературный прием (как и другие в русском языке) с удовольствием используют в своих целях представители рекламных кампаний.
Дело в том, что повторение одинаковых букв и звуков более запоминающееся. А соответственно, название продукта или слоган с использованием аллитерации будет лучше откладываться в голове потенциального потребителя.
Вот пример таких названий:
И слоганы у этих товаров соответствующие. «Ваша киска купила бы вискас», «Не тормози – сникерсни».
Вместо заключения
А есть в русском языке другой прием, когда повторяются не согласные буквы, а, наоборот, гласные. Он также широко используется в поэзии. Например, отрывок из известного «Бородино» Михаила Лермонтова, где почти в каждом слове есть звук «У»:
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Называется такой прием АССОНАНС. Но подробнее об этом мы расскажем в другой статье. До скорых встреч на страницах нашего блога.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Сами классики то знали, что их приемы называются таким мудреным словом? Наверняка понятия не имели, всё на интуиции писали, вот в этом и кроется гениальность.
Когда поэты используют такой приём, то и учить стихи проще, слова сами на язык нанизываются.
Аллитерация
Аллитера́ция — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).
Подразумевается бо́льшая по сравнению со среднерусской частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на всём его протяжении. Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем. Слововым видом аллитерации является тавтограмма.
На аллитерации построены многие пословицы и поговорки («Мели, Емеля, твоя неделя»), а также скороговорки («Купи кипу пик»). [1]
Содержание
Примеры аллитераций в русской поэзии
Лет до ста
расти
нам без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости.
Славьте,
молот и стих,
землю молодости.
И тогда под звуки мандолины
Выйдешь ты в туман долины,
Чтобы в медленном кругу гавота
Беспокойно ожидать кого-то.
И шальной, шевелюру ероша,
В замешательстве смысл темня,
Ошарашит тебя нехорошей
Глупой сказкой своей про меня.
На диване
Надю Ваня
Папины дочки
Щёткины почки
Сидеть ли дома скуку пить
Или пойти треску купить?
Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила,
Говорила им горилла,
Приговаривала
Необычным примером аллитерации служит палиндром Айдына Ханмагомедова, где всего 5 согласных букв и одна из них повторяется 14 раз:
Вол около коков, оков, колов,
но около мокко
молоко он волок в око,
в око колоколов.
В зарубежной литературе
В зарубежной литературе аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных только в начале слова, что является частным случаем литературного консонанса, где таковые согласные имеют повторение в любой части слова.
Пример аллитерации в зарубежной литературе: few flocked to the fight.
Пример литературного консонанса в зарубежной литературе: mammals named Sam.
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Аллитерация» в других словарях:
Аллитерация — в узком (лингвистическом) смысле особый, канонизованный в некоторых (особенно «народных») литературах, прием поэтической техники (или фонетической организации стиха); иначе говоря один из видов «звукового повтора», отличающийся от прочих видов, в … Литературная энциклопедия
АЛЛИТЕРАЦИЯ — (лат. alliteratio, от ad при, и littera буква). Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же букв или слогов в начале стиха или периода. Напр., Бога браней благодатью. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
Аллитерация — АЛЛИТЕРАЦИЯ повторение одинаковых согласных. Такого рода повторение одинаковых согласных или групп их является в поэтическом языке одним из важнейших средств для сообщения стихотворной речи благозвучия и «музыкальности». Конечно, не всякое… … Словарь литературных терминов
Аллитерация — происходит тогда, когда в известном ряду слов несколькоиз них начинаются одинаковыми согласными звуками. Это встречается весьмачасто в немецкой литературе, что даже является основанием древненемецкойверсификации, а также встречается и в некоторых … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
аллитерация — и, ж. allitération <лат. ad littera. 1751. Лексис. В художественной литературе повтор согласного или группы согласных, отчетливо выявляющих звуковой облик слова, напр.: Подобна лилии крылатой, Колеблясь входит Лалла Рук. Пушкин. СИС 1985. Он… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
АЛЛИТЕРАЦИЯ — (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит (А.С. Пушкин) … Современная энциклопедия
АЛЛИТЕРАЦИЯ — (от лат. ad к при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Напр., Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин) … Большой Энциклопедический словарь
АЛЛИТЕРАЦИЯ — АЛЛИТЕРАЦИЯ, аллитерации, жен. (от лат. littera буква) (лит.). В древнегерманском стихосложении созвучие, образуемое повторением одинаковых согласных в начале слов. || Поэтический прием, состоящий в повторении одинаковых согласных, напр. «Чуждый… … Толковый словарь Ушакова
аллитерация — сущ., кол во синонимов: 1 • парономазия (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Аллитерация — (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит” (А.С. Пушкин). … Иллюстрированный энциклопедический словарь