Аллокация на бирже что это
Что такое аллокация: виды и особенности при инвестировании
Инвесторы, которые покупают ценные бумаги при их первичном размещении (IPO), хорошо знакомы с термином “аллокация”. Для новичков это новое слово, незнание которого может сыграть злую шутку и лишить прибыли от вложения капитала в акции или облигации. В статье разберем, что такое аллокация, где применяется и как влияет на результат инвестирования.
Понятие и виды
Термин “аллокация” многогранен. Он используется в различных сферах экономической жизни: банковской, инвестиционной и макроэкономической. Я кратко остановлюсь на всех, но больший интерес для нас представляет область инвестиций. Ее мы рассмотрим подробнее. Остальные сферы оставим для профессионалов-экономистов.
Определение
Аллокация в экономике простыми словами – это распределение ограниченных ресурсов (финансовых, материальных и трудовых) таким образом, чтобы экономическая система работала эффективно, а поставленные цели были достигнуты.
Термин “аллокация” произошел от английского allocation – распределение. Им иногда заменяют это русское слово. К примеру, аллокация активов, т. е. их распределение, например, в инвестиционном портфеле инвестора. Аллокация расходов, доходов и капитала – в деятельности компании с целью повышения эффективности работы.
В рамках грамотного управления предприятием термин означает планирование деятельности и объема ресурсов, который для нее требуются. При этом учитываются дефицитность последних и время, необходимое для достижения плановых показателей.
Для экономики любого государства эффективное распределение ресурсов имеет важное значение. Умение это делать с минимальными затратами и максимальной эффективностью приводит к росту экономики и повышению благосостояния граждан.
В инвестиционной деятельности аллокацией называют процент удовлетворения заявки на покупку ценных бумаг при их первичном размещении на фондовом рынке (IPO).
Для инвестора размер этого процента имеет большое значение. От количества купленных акций или облигаций зависит прибыль от сделки. Как работает механизм и в чем его подводные камни, мы рассмотрим далее в статье.
Аллокация в экономике
Рассмотрим ее виды.
Здесь главными факторами выступают спрос, предложение и конкуренция. Распределение происходит на основе ценовых сигналов.
Например, рост цен на какой-то товар говорит, что он пользуется спросом. Это привлекает другие предприятия к производству пользующегося спросом товара. Происходит перетекание ресурсов (капитала и рабочей силы) из других отраслей в какую-то конкретную отрасль.
И наоборот. Снижение спроса и падение цен в отрасли приводит к уходу старых и ограничению прихода новых предприятий в эту отрасль. Следовательно, к ограниченному использованию ресурсов.
Специальные органы решают, какие товары и услуги производить, какие для этого нужно задействовать ресурсы и использовать технологии, кто потом все это будет потреблять.
Государство с помощью своей экономической политики может стимулировать развитие каких-то отраслей и устранять перекосы, возникающие в рыночном механизме. Такими мерами регулирования являются налоговые льготы, антимонопольное регулирование и др.
Аллокация в банке
В банке под аллокацией понимают распределение доходов и расходов по банковским продуктам для определения их прибыльности. При этом распределяются только те статьи, которые не могут быть напрямую отнесены к тому или иному продукту. Например, расходы на рекламу. Такие статьи еще называют косвенными. Распределение делают с целью:
Аллокация при инвестировании
Инвесторы сталкиваются с аллокацией при подаче заявки на IPO. Рассмотрим, что это такое и как может повлиять на прибыль.
Что такое IPO и выгоды для компании
IPO – это первичное размещение ценных бумаг на фондовом рынке. С этого момента компания становится публичной, а ее бумаги инвесторы могут приобрести в свои портфели.
Несмотря на то что это дебют, эмитент не является новичком на рынке. Он может существовать и активно развиваться ни один, ни два, а много лет прежде, чем примет решение о выходе на биржу.
Причин такого решения несколько:
Кроме преимуществ, публичность эмитента накладывает и серьезные обязательства перед акционерами, среди которых могут быть иностранные инвесторы и собственное государство. IPO – это серьезный шаг для компании, который требует тщательной подготовки. Иногда процедура выхода на фондовый рынок растягивается на 1–3 года из-за жестких правил регулятора.
Зачем инвестору участвовать в IPO
Для инвестора участие в первичном размещении ценных бумаг – это возможность получить прибыль в несколько десятков и сотен процентов. Такие IPO называют успешными. Примеры прибыльных размещений: Facebook, Tesla, Uber или Alibaba.
В 2019 году инвесторы получили доходность:
Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Есть и убыточные размещения акций. Например, в 2019 году биржа NASDAQ провела 151 IPO и только 57 было прибыльных. Это значит, что инвесторы в остальных случаях либо ничего не зарабатывали, либо теряли деньги.
Несмотря на высокий риск участия в IPO, соблазн заработать огромные прибыли слишком велик, поэтому число желающих поучаствовать в первичном размещении только растет.
Аллокация при IPO
Аллокация в IPO возникает из-за того, что желающих поучаствовать в аттракционе невиданной щедрости больше, чем выпускаемых эмитентом акций. Поэтому брокеру приходится уменьшать сумму заявок, чтобы удовлетворить всех инвесторов, пусть и частично.
И в том и в другом случае вы можете хорошо заработать или получить убыток. Но риск все потерять во втором случае значительно выше. Необходимо очень тщательно подходить к выбору компании для участия в IPO. Новичку в инвестициях там точно делать нечего. Эксперты советуют всего 5–10 % капитала отводить на участие в IPO, если оно вам интересно.
Брокеры дают инвесторам разные проценты распределения. Размер зависит от активности клиента, суммы участия и инструментов в портфеле клиента. Один из крупнейших брокеров, который предоставляет доступ к IPO, – это “Фридом Финанс”. Его процент удовлетворения заявки состоит из двух частей:
Брокер разработал алгоритм повышения объема аллокации:
Что такое аллокация
В большинстве случаев акции распределяются под руководством андеррайтера. В первую очередь рассматриваются заявки инвесторов с большим капиталом. Часть ценных бумаг реализуется еще до момента их вывода на рынок.
Внимание! Фонды имеют преимущество перед частными инвесторами, т. к. эти организации, как правило, подают заявку андеррайтеру напрямую, без участия брокера.
Когда возникает аллокация на примерах
К моменту выхода на IPO компания-эмитент, как правило, уже имеет определенную известность среди трейдеров и успешный бизнес. Чем выше перспективы ее дальнейшего развития, тем более востребованы ее активы. В результате спрос на такие ценные бумаги существенно превышает их предложение. Самыми востребованными являются акции компаний, работающих в таких сферах:
Не имея возможности удовлетворить все заявки, брокер вынужден распределять активы между всеми участниками. Результат во многом зависит от того, к какому брокеру обращается инвестор.
Например, компания приняла решение выйти на IPO и продать 10 % своего бизнеса, что составляет 100 000 долларов. Она производит эмиссию акций в количестве 1 000 штук стоимостью 100 долларов за одну единицу. После публикации данных о выпуске ценных бумаг от трейдеров поступают заявки на определенную сумму:
Получив заявки, брокер приступает к распределению акций между всеми участниками. Процедура может проводиться разными способами, например:
Какая аллокация выгодна инвестору
Существует несколько вариантов развития ситуации для инвестора:
Внимание! Заметный минус – во многих случаях для участия в IPO частному лицу необходимости иметь статус квалифицированного инвестора.
Как инвестору повысить уровень аллокации
Размер аллокации может различаться в зависимости от следующих показателей:
Чтобы повысить уровень аллокации, инвестору рекомендуется:
Внимание! Нередко аккаунт, который приносит брокеру большие комиссии, занимает приоритетную позицию в аллокации и обеспечивает инвестору максимальный процент при распределении акций. Инвесторы с низкой активностью не могут рассчитывать на такие преимущества.
Формируя заявку на IPO, важно учитывать аллокацию. В противном случае можно получить плохо сбалансированный портфель. Точно спрогнозировать процент удовлетворения заявки невозможно, но можно предсказать его приблизительную величину. Чем она выше, тем больше прибыль, которую в результате получит инвестор. Чтобы повысить аллокацию, рекомендуется принимать активное участие в торгах и пользоваться всеми услугами брокера. Сумма заявки также имеет большое значение.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Что такое аллокация, ее различные виды и что учитывать во время инвестирования на этапе IPO?
Оглавление:
Что такое аллокация и виды
Распределение денег сопровождает как микро, так и глобальную экономику. Рассмотрю вместе с вами такие виды аллокации:
А когда речь заходит о первичном размещении акций, в частности, на иностранных биржах, без брокеров IPO не обойтись. Да и в повседневной жизни мы сталкиваемся с этим понятием, например, аллокация расходов или доходов. В первом случае это «расставление приоритетов» куда потратить средства:
Банковская аллокация
Это распределение активов и трат таким образом, чтобы банковская система или определенная финансовая организация процветала и приносила прибыль. Распределение «по полочкам» позволяет банку выдавать кредиты, оформлять депозиты и даже самому брать или давать займы другим компаниям. Для этого используются современные методики, хотя ранее все расчеты и учет ввелись исключительно в ручном режиме. Сегодня, в частности, применяется корпоративное хранилище данных (Data Warehouse, DWH) и средства бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI). Распределение также проводится с целью контроля косвенных затратов и создания системы мотивации менеджеров.
Аллокация при инвестировании
Довольно ярким примером грамотной аллокации является распределение активов в несколько инструментов с учетом таких показателей:
Аллокация позволяет формировать максимально защищенный, активный портфель, устойчивый к просадкам или потерям в одном инструменте. Довольно часто распределение используется во время участия в первичном выходе акций на биржевой рынок.
Аллокация при IPO
Довольно часто аллокация в IPO показывается на одном простом примере. Сумма вашей заявки была 5 тысяч долларов, но вы купили акций всего на 1000$. Разница средств будет зачислена на ваш брокерский счет после «разморозки». В этом случае показатель аллокации составил 20% В минувшем году наблюдался настоящий бум по показателям заявок для IPO и фактическим количеством первичных размещений акций. Предлагаю посмотреть и проанализировать ситуацию на рынках.
Ключевые показатели IPO за 2020 год
От чего зависит
Брокеры в личном кабинете предлагают приблизительный расчет аллокации в зависимости от этих двух показателей.
Варианты распределения
Предлагаю обратить внимание на 2 различных варианта аллокации при первичном размещении, поскольку каждый из них имеет свои плюсы и минусы.
Что надо знать при участии в IPO
Некоторые брокеры предлагают рекомендации, как увеличить аллокацию, например, уже известный нам Фридом Финанс. Это правила можно логично объединить в 5 ключевых моментов:
Это логично, поскольку, работает правило, как в поговорке «каждый кулик свое болото хвалит». Помня о важных аспектах во время первичного размещения акций, можно получить весомую прибыль. Среди ключевых и проверенных характеристик процесса, такие:
Иногда аллокация имеет место и во время покупки фьючерсов на товар или акции, которые весьма популярны. А о том, что такое фьючерсы, какие их виды существуют, можно узнать из материала на www.gq-blog.com.
Аллокация на бирже что это
Успешность инвестиций зависит от многих факторов, аллокация – один из них. Чем больше интерес к ценным бумагам компании, тем ниже её значение.
Аллокация в IPO показывает, какова доля удовлетворения заявки инвестора на покупку акций. Выделяют полную, частичную и нулевую аллокацию. Разберём на примерах.
Расчёт процента аллокации
Полная или 100% аллокация в IPO бывает редко. При таком сценарии суммарный объём заявок меньше или равен количеству акций, выпускаемых компанией. В итоге все инвесторы получают желаемую долю.
Приобрести акции с аллокацией 100% можно до выхода бизнеса на фондовый рынок, на этапе Pre-IPO.
Когда спрос слишком высок, части потенциальных покупателей отказывают. Аллокация их заявок равна нулю. Заблокированные деньги вернут на брокерский счёт в полном объёме, но ни одной акции инвестор не получит.
От чего зависит аллокация
За несколько дней до IPO становится известна итоговая аллокация, то есть каким образом распределяются акции среди инвесторов. На неё влияют несколько факторов.
Приоритет крупных игроков
Институциональные инвесторы и фонды, как правило, одними из первых получают право на участие в распределении акций. Частные инвесторы последние в очереди, поэтому доля их акций в общем объёме значительно снижается.
В некоторых случаях бизнес ориентируется, напротив, на частных инвесторов. Которым и достаётся основная часть ценных бумаг.
Полезная информация и никакого спама
Присоединяйтесь к нам и получайте новые идеи по рынку акций!
Спрос на акции
Если предстоящее IPO широко освещают в прессе, а компанию оценивают как перспективную, – спрос на акции растёт. Соответственно, доля частных инвесторов размывается среди большого числа желающих. И заявка одного выполняется в меньшем объёме.
Высокий спрос традиционно возникает вокруг ценных бумаг компаний в активно растущих секторах рынка. Таких как:
Репутация и условия брокера
На степень удовлетворения заявки на покупку акций влияет то, через какого брокера она подаётся: процент аллокации будет различаться.
Полезная информация и никакого спама
Хотите быть впереди рынка? Начните прямо сейчас!
Хотите быть в курсе всех событий? Начните прямо сейчас!
Micron опубликовал сильные финансовые результаты за I кв. 2022 г. На фоне этого, акции Micron показывают вертикальный рост, стремясь к историческим максимумам.
Рассказываем, почему стоит покупать акции сектора здравоохранения именно сейчас.
Подписывайтесь на наши
социальные сети
Аллокация в IPO – что это и как влияет на прибыль инвестора?
Успешность работы на фондовом рынке зависит от целого ряда разных параметров. В отношении первичного размещения акций в данном качестве обычно используется аллокация. В статье будет рассмотрена в IPO – что это такое, насколько актуально, от чего зависит и т. д.
Аллокация в IPO – что это?
Что такое аллокация при IPO?
Если вкратце, то аллокация в IPO – это показатель того, какая доля заявки на покупки акций удовлетворена. Рассчитывается в процентах. Аллокация позволяет узнать, насколько сильно заинтересованы потенциальные инвесторы в том или ином первичном размещении на фондовой бирже.
Аллокация в IPO
Если компания, скажем, решила выпустить акции на 20 миллионов, но желающих приобрести их собралось на 100 миллионов, то может быть удовлетворено только 20% заявок. Неиспользованные средства будут возвращены брокером на счет клиента.
Пример. Вы решили вложить в IPO 50 000 долларов. Но акциями выбранной компании заинтересовались еще сотни и тысячи других инвесторов. В связи с этим брокер не сможет приобрести ценные бумаги на всю сумму, а лишь на 5% (т. е. на 2,5 тысячи).
В этом примере аллокация – это и есть те самые 5%.
Еще один пример. Ту самую сумму вы хотите вложить в компанию, не пользующуюся большой популярностью среди инвесторов. Желающих мало и брокер сможет удовлетворить вам аллокацию на 80%, купив ценных бумаг на 40 000 долларов.
В обоих случаях вы как инвестор можете или получить убыток, или хорошо заработать. Но во втором примере риск все потерять существенно выше. А потому советуем тщательно подбирать компанию для участия в IPO – «зеленому» новичку там точно делать нечего. По мнению экспертов, на участие в IPO, если это вам интересно, стоит отводить не больше 5-10% всего капитала.
Актуальность
Есть 2 основных параметра, влияющих на прибыльность инвестора – это количество купленных акций/облигаций и динамика изменения цены. Благодаря аллокации можно увидеть, насколько успешна реализация плана в отношении первой составляющей, то есть объема купленных ценных бумаг.
Процент исполнения заявок
На заметку! Цель любого инвестора – это, конечно, аллокация, равная 100%. Но на практике такой показатель встречается крайне редко и едва ли считается привлекательным. Ведь, как мы уже выяснили, 100% указывают на низкий спрос со стороны инвесторов.
Словом, чем ниже аллокация, тем более «горячим» является IPO.
От чего зависит аллокация в IPO?
Существует несколько факторов, влияющих на интерес к первичному размещению ценных бумаг. Ознакомимся с ними.
От чего зависит аллокация в IPO
Таблица. Факторы, влияющие на аллокацию при IPO.
Наименование | Краткое описание |
Место размещения | Как показывает практика, самыми успешными являются IPO крупнейшего в мире фондового рынка – американского. |
Вид деятельности эмитента | Интерес инвесторов привлекают, прежде всего, акции тех компаний, которые работают в активно развивающихся сферах рынка и заняты IT-технологиями, онлайн-торговлей и др. |
Известность | Тоже очень важна. Во многом от известности компании зависит интерес инвесторов. |
Успешность бизнес-модели | Прибыльные компании, которые на практике доказали эффективность своей работы, всегда популярнее, чем менее доходные. |
Обратите внимание! Инвестор не может повлиять на аллокацию в IPO, зато может сделать прогноз, основываясь на анализе описанных выше факторов. Аналитика почти каждого брокерского сервиса предоставляет итоговое значение аллокации.
Какие брокеры предоставляют доступ к IPO?
Инвесторы получают разные проценты распределения. Точное значение зависит от суммы участия, активности клиента и инструментов в его портфеле. Одним из крупнейших брокеров, предоставляющих доступ к IPO, является компания Freedom Finance.
«Фридом Финанс»
Процент удовлетворения в «Фридом Финанс» состоит из двух частей:
Алгоритм повышения объема аллокации, разработанный брокером, выглядит следующим образом.
Обратит внимание! Компания предоставляет примерный расчет аллокации для двух разных клиентов. Один из них – активный, а второй – нет. Первому достанется 15%, а второму – только 4,5%. В зависимости от брокера, алгоритмы расчета будут отличаться, но подходы во всех случаях примерно одни и те же.
Подводные камни аллокации
Главный подводный камень аллокации – это то, что процент удовлетворения заявки может существенно повлиять на конечный доход инвестора. Рассмотрим его на конкретном примере.
Во многом такая ситуация складывается потому, что инвестор не знает заранее, какой процент ему одобрит брокер. Помимо того, что есть базовый процент, который не зависит от конкретного брокера, есть еще и бонусная часть, находящаяся полностью на совести посредника. Одним он дает больше, другим – меньше. Контроль этого процесса со стороны инвестора полностью отсутствует, потому что система распределения абсолютно непрозрачная.
Подводя итоги
Аллокация – это всего лишь распределение. Вроде бы все просто. Но за этим термином скрывается целая наука поиска оптимального решения. Для нас с вами актуальна сфера инвестиций. Поэтому оставьте экономику для экономистов, а сами изучите систему распределения у вашего брокера, если собираетесь участвовать в первичном размещении ценных бумаг на фондовой бирже. И помните: узнать свой процент одобрения – это еще полдела, надо еще постараться найти успешные IPO, которые принесут вам трехзначные доходности. А это будет сделать сложнее.