Об этом музыкальном инструменте французский композитор Альбер Лавиньяк сказал, что он всегда готов прийти на помощь оркестру, но никогда не привлекает внимание к себе. Визуально альт легко спутать со скрипкой, но разница становится ощутима, как только он начинает звучать. Этот струнный смычковый музыкальный инструмент имеет благородный бархатный тембр, а предпочтение ему отдавали самые знаменитые музыканты мира.
Что такое альт
Смычковый струнный, относящийся к скрипичной группе инструментов, альт значительно крупнее скрипки. Но техника игры сходная. Поэтому детей не учат игре на этом инструменте. К нему приходят уже в юношеском или взрослом возрасте с навыками игры на меньшем представителе струнных, способностью к хорошей вибрации.
Чаще всего на альте играют люди с крупным телосложением и с крупными кистями рук. Наиболее востребованная сфера применения – струнные, камерные и симфонические оркестры.
Устройство инструмента
Альт и скрипка, действительно, похожи. Конструкция имеет верхнюю и нижнюю деку, гриф, струны и «эфы», как у младшего «собрата». Смычок альта тяжелее, его длина 74 сантиметра. Корпус по форме похож на скрипичный, но его размер варьируется от 35 до 43 сантиметров. У массивных альтов звучание интенсивное, насыщенное. Четыре струны изготавливаются из стали или из жил, как несколько веков назад, покрывают металлической оплеткой.
Инструмент выполнен из ценных пород дерева, чаще всего из клена. От повреждений поверхность защищает маслянистый лак. Лицевая часть или верхняя дека изготавливается из еловых пород, на ней делается вырез в виде буквы «f». Из них выходит звук, который извлекается при помощи смычка. Музыкант им водит по струнам, зажимая их пальцами.
Отличие от скрипки, виолончели, контрабаса
Все четыре инструмента относятся к одной группе струнных скрипичных. Главное их отличие друг от друга – звучание. От скрипки альт отличается только размерами. Конструкция один в один, но звук у нее более мощный, яркий, пронзительный.
Виолончель тоже отличается от альта размером, он крупнее. На нижней части деки есть шпиль, который музыкант упирает в пол во время игры. Без этого инструмента не обходится ни один струнный оркестр.
Контрабас самый большой представитель «семейства» струнных смычковых. Его высота около двух метров. Его звучание еще более низкое, а в современных моделях может быть добавлена пятая струна, которая позволяет извлекать пониженные до контроктавы звуки.
История альта
В XVI веке большой популярностью пользовались виолы – инструменты, чем-то напоминающие современный альт. Над совершенством формы последнего трудился знаменитый Страдивари, его гению принадлежат лучшие образцы. Музыканты несправедливо пренебрегали использованием новинки, предпочитая виолы. Они тогда переживали период расцвета.
В течение двух веков альт завоевывал мир, конкурируя с предшественником. Итальянские мастера, популяризируя свой инструмент, смогли доказать музыкальному сообществу, что резонансный насыщенный звук и диапазон придает общей оркестровой картине ноты, которые нельзя извлечь из других инструментов. При помощи них в мелодиях можно ярче передать грусть, мольбу, скорбь.
Старинные образцы инструмента не только хранятся в музеях, они активно используются ведущими музыкантами мира.
Звучание альта
Особенность звучания альта заключается в строе, который не соответствует размеру. В соответствие со стандартами, корпус инструмента должен быть больше на 10 см. Из-за такого несоответствия он звучит в более низком регистре. Диапазон альта менее подвижен, чем у других струнных смычковых представителей. В оркестре его используют для воспроизведения нейтральных и средних частот.
Строй инструмента на квинту ниже скрипичного, от виолончельного он выше на целую октаву. Звучание струн соответствует четырем нотам: «до», «соль», «ре», «ля». Из-за ограниченности диапазона (от «до» малой октавы до «ре» третьей октавы) альт редко используют соло. Он всегда стоял обособленно в оркестре, считался второстепенным, уступая место виолончели и скрипке.
В последнее время современные композиторы больше уделяют ему внимания, расширяя нотную библиотеку не только эпизодными вступлениями альта, но и сольными произведениями.
Интересные факты
В 70-е годы прошлого столетия знаменитый музыкант Юрий Башмет купил альт, изготовленный в середине XVIII века Паоло Тасторе в Италии. Чтобы приобрести уникальный шедевр, ему пришлось играть на дискотеках.
Есть и другие интересные факты, связанные с этим инструментом:
Самые великие композиторы в разные времена виртуозно владели альтом. П.И. Чайковский и Д.Д. Шостакович выделяли в своих знаменитых произведениях для него важные партии. Сегодня родоначальник скрипичного семейства продолжает свое шествие по истории музыки. Россияне могут гордиться тем, что лучшим альтистом современности признан Юрий Башмет, который переиграл более 200 произведений, а на своих концертах выступает с шедевром, который когда-то держал в своих руках В.А. Моцарт.
Альт очень припоминает скрипку, но он малость больше. Альт производит теплый, ласковый тон и является принципиальным инвентарем в оркестре либо струнном квартете. Соло на альте, но, встречается довольно изредка.
Тональный
спектр
3 октавы
Материал
Дерево, железные струны
Габариты
Корпус около 43 см (17 дюймов) длиной.
Происхождение
Как и скрипка, альт произошел от ранешних европейских скрипок, таких как, к примеру, ребек. Инструмент в первый раз появился сначала 16 века в Северной Италии.
Систематизация
Аккомпанирующий, инструмент, производящий звуки благодаря вибрации струн.
Увлекательный факт
Традиционные композиторы И.С. Бах (1685-1750) и В.А. Моцарт (1756-91) были известными исполнителями на альте.
Техника игры на альте
Приёмы игры на альте малость отличаются от приёмов игры на скрипке методом звукоизвлечения и техникой, но сама техника игры малость более ограниченная из-за бо́льших размеров, и как следствие, необходимости большей растяжки пальцев левой руки. Тембр альта ― наименее броский, чем скрипичный, но густой, матовый, бархатистый в нижнем регистре, несколько гнусавый в верхнем. Таковой тембр альта — следствие того, что размеры его корпуса («резонаторного ящика») не соответствуют его строю: при хорошей длине 46―47 см (такие альты изготовлялись старенькыми мастерами итальянских школ) современный инструмент имеет длину от 38 до 43 см. На альтах бо́льшего размера, приближающихся к традиционным, играют в главном сольные исполнители, владеющие более сильными руками и разработанной техникой.
Произведения для альта
В музыкантском фольклоре альтисты (вместе с исполнителями на духовых инструментах и вокалистами) ― одни из самых фаворитных персонажей проф шуток и анекдотов, в каких высмеивается их часто встречающийся непрофессионализм, замедленная реакция и др. Произведения для альта С оркестром • В. А. Моцарт. Концертная симфония для альта и скрипки с оркестром • Соната для огромного альта Никколо Паганини • Г. Берлиоз. Концертная симфония для альта с оркестром «Гарольд в Италии» • Концерт для альта с оркестром Б. Бартока
История и происхождение Альта
Альт
На вопрос, что такое альт, чуть не все отвечают: «Это скрипка, только побольше».
Таковой ответ верен, если подразумевать только форму инструмента, его внешний облик. Но альт имеет собственный соответствующий тембр, не схожий на звучание никакого другого инструмента, потому считать его всего-навсего большой скрипкой нельзя.
История альта драматична. Ему не везло, ну и на данный момент не очень везет. Дело в том, что корпус альта’, если делать его по акустическим расчетам, исходящим из строя инструмента, должен быть достаточно огромным — около 46 см в длину. Возрастает, конечно, и длина грифа. И чтоб играть на таком инструменте, музыкант обязан иметь длинноватые и сильные пальцы. А это бывает изредка. Вы спросите: как же тогда играют на виолончели и тем паче на контрабасе — ведь эти инструменты намного больше альта?
Достойные внимания факты
Альт – это инструмент-философ
Альт – это инструмент-философ, малость грустный и негромкий. Альт всегда готов придти на помощь другим инструментам, но никогда не пробует привлечь внимание к себе. Альбер Лавиньяк (1846-1916) Можно сказать, что самым незадачливым инвентарем современного оркестра был длительное время, непременно, альт. Альт – это струнный смычковый инструмент скрипичного семейства, он по своим размерам несколько превосходит скрипку. Самые ранешние эталоны этого инструмента относятся к XVI веку. В разработке лучшей конструкции альта гигантскую роль сыграл выдающийся итальянский мастер А. Страдивари. У этого инструмента 4 струны настроены по квинтам, всего на квинту ниже, чем у скрипки: до-соль-ре-ля. Сначала все струны на альте делали из жил, но в наше время их сердечник делают как из жил, так и из стали, которую сверху покрывают железной оплеткой. В сопоставлении со скрипкой альт – инструмент наименее подвижный, имеет глуховатый, мерклый, но мягенький и выразительный тембр. Издавна альт употреблялся в струнном квартете и симфоническом оркестре для наполнения средних, мелодически «нейтральных» голосов в общей звуковой гармонии и поэтому удерживался обычно на уровне менее развитого инструмента. Предпосылкой такового необычного явления послужило то событие, что с одной стороны — сами композиторы не стремились к развитию средних голосов, а с другой,— они в упор не желали замечать тех природных свойств альта, какими он обладал.
Когда думают о струнных инструментах, альт обычно забывают, отдавая предпочтение его меньшим или крупным собратьям, но богатый тембр и интересная история заставляют более пристально присмотреться к нему. Альт – это инструмент философ, не привлекая к себе внимание, он скромно устроился в оркестре между скрипкой и виолончелью.
Историю альта и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук
Колоритная тембральная окраска является результатом разнообразного звучания каждой струны инструмента. Самая нижняя по высоте струна «до» имеет мощный, резонансный, насыщенный тембр, способный передавать ощущение предчувствия и вызвать мрачные и хмурые настроения. А верхняя «ля» резко контрастируя с другими струнами, имеет свой индивидуальный характер: проникновенный и аскетичный.
Фото:
Интересные факты
Популярные произведения для альта:
Конструкция альта
Внешне альт очень похож скрипку , отличие лишь в том, что он по размеру немного больше скрипки.
Альт имеет четыре струны, которые настраиваются на квинту ниже, чем струны скрипки.
У альта нет такого понятия, как «полный», размер его может варьироваться от «просто больше, чем скрипка» до массивных альтов. Стоит заметить, чем больше альт, тем звук его более насыщенный. Однако музыкант выбирает тот инструмент, на котором ему удобно играть, все зависит от комплекции исполнителя, длины его рук и размера кисти.
Сегодня альт становится все более признанным инструментом. Производители продолжают экспериментировать с различными формами, чтобы максимизировать его уникальные звуковые качества и создавать новые. Например электрический альт не имеет акустического корпуса, так как нет необходимости, ведь звук появляется с помощью усилителей и микрофонов.
Применение и репертуар
Альт в основном используется в симфоническом оркестре и, как правило, в его состав входит от 6 до 10 инструментов. Ранее альт очень несправедливо называли «Золушкой» оркестра, ведь несмотря на то, что этот инструмент имеет богатый тембр и изысканный звук, он не получил большого признания.
Несмотря на то, что альт в основном используется в ансамблевой и оркестровой музыке, он завоевывает популярность и как солирующий инструмент. Первыми, кто вывел инструмент на большую сцену, были английские альтисты Л. Тертис и У. Примроуз.
Также нельзя не отметить имена таких выдающихся исполнителей как Ю. Башмет, В. Бакалейников, С. Качарян, Т. Циммерман, М. Иванов, Ю. Крамаров, М. Рысанов, Ф. Дружинин, К. Кашкашьян, Д. Шебалин, У. Примроуз, Р. Баршай и другие.
Нотная библиотека для альта, по сравнению с другими инструментами, не очень велика, но в последнее время из под пера композиторов выходят для него все больше и больше сочинений. Вот небольшой перечень сольных произведений, которые были написаны специально для альта: концерты Б. Бартока , П. Хиндемита, У. Уолтона, Э. Денисова, А. Шнитке , Д. Мийо, Э. Кройца, К. Пендерецкого; сонаты М. Глинки , Д. Шостаковича, И. Брамса, Н. Рославца, Р. Шумана, А. Хованесса, И. Дэвида, Б. Циммермана, Х. Хенца.
Приемы игры на альте
А вы знаете каких усилий требует игра на альте? Его большой корпус плюс длина грифа требуют от музыканта немалую силу и ловкость, ведь исполнение на этом инструменте сложно даже физически. Из-за больших размеров альта техника игры, по сравнению со скрипкой, несколько ограничена. Позиции на грифе располагаются дальше, что требует большой растяжки пальцев левой руки у исполнителя.
Основным приемом звукоизвлечения на альте является «арко»- перемещение смычка по струнам. Пиццикато, коль леньо, мартле, деташе, легато, стаккато, спиккато, тремоло, портаменто, рикошет, флажолеты, использование сурдины и другие приемы, которые используют скрипачи, подвластны и альтистам, но требуют от музыканта определенного мастерства. Следует обратить внимание еще на один факт: у альтистов, для удобства написания и чтения нот есть свой ключ – альтовый, тем не менее они должны уметь читать ноты и в скрипичном ключе. Это вызывает некоторые сложности и неудобства при игре с листа.
Обучение на альте в детском возрасте невозможно, так как инструмент имеет большие размеры. На нем начинают заниматься в последних классах музыкальной школы или на первом курсе музыкального училища.
История альта
История альта и так называемой скрипичной семьи тесно связаны. В прошлом классической музыки альт, хоть им и пренебрегали во многих аспектах, играл довольно важную роль.
Из старинных рукописей эпохи средневековья мы узнаем, что родиной струнно-смычковых инструментов была Индия. Инструменты путешествовали с торговыми людьми по многим странам мира, сначала попали к персам, арабам, народам Северной Африки и затем в восьмом веке в Европу.
Скрипичная семья альта появилась и начала развиваться приблизительно в 1500 годах в Италии от предыдущих смычковых инструментов. Форма альта, как это сегодня говорят, не была изобретена, она стала результатом эволюции предшествующих инструментов и экспериментов разных мастеров по достижению идеальной модели.
Альт: интересные факты, видео, история, фото, слушать
Альт: интересные факты, видео, история, фото, слушать
Музыкальный инструмент: Альт
На первый взгляд, этот струнно-смычковый инструмент непосвященный слушатель легко может спутать со скрипкой. Действительно, не считая размеров, внешне они схожи. Но стоит только прислушаться к его тембру – разница заметна сразу, грудное и в то же время удивительно мягкое и немного приглушенное звучание, направленное внутрь себя, напоминает контральто — мягкое и выразительное.
Когда думают о струнных инструментах, альт обычно забывают, отдавая предпочтение его меньшим или крупным собратьям, но богатый тембр и интересная история заставляют более пристально присмотреться к нему.
Альт, можно так сказать – это инструмент философ, не привлекая к себе внимание, он скромно устроился в оркестре между скрипкой и виолончелью.
Историю альта и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук
Томный, красноречивый, благородный, бархатный, чувствительный, мощный, а иногда завуалированный — так можно описать разнообразный тембр альта. Звучание его может быть не такое выразительное и яркое, как у скрипки, но гораздо теплее и мягче.
Колоритная тембральная окраска является результатом разнообразного звучания каждой струны инструмента. Самая нижняя по высоте струна «до» имеет мощный, резонансный, насыщенный тембр, способный передавать ощущение предчувствия и вызвать мрачные и хмурые настроения. А верхняя «ля» резко контрастируя с другими струнами, имеет свой индивидуальный характер: проникновенный и аскетичный.
Многие выдающиеся композиторы весьма изобразительно использовали характерное звучание альта: в увертюре «1812 год» П.И Чайковского — церковное песнопение; в опере «Пиковая дама» — пение монахинь в 5-ой картине, когда Герману представляется похоронное шествие; в симфонии Д.Д Шостаковича «1905 год» — мелодия песни «Вы жертвою пали».
Фото:
Интересные факты
Конструкция
Внешне альт очень похож скрипку, отличие лишь в том, что он по размеру немного больше скрипки.
Альт состоит из таких же деталей, что и скрипка: две деки — верхняя и нижняя, обечайки, гриф, ус, подставка, подгрифник, душка и другие – всего в общей сложности 70 элементов.
В верхней деке такие же звуковые отверстия как у скрипки, их обычно называют «эфы».
Для изготовления альта используются только лучшие образцы хорошо выдержанного дерева, которые покрываются лаком, изготовленным мастерами по своим уникальным рецептам.
Длина корпуса альта варьируется от 350 до 430 мм. Длина смычка — 74 см и он немного тяжелее скрипичного.
Альт имеет четыре струны, которые настраиваются на квинту ниже, чем струны скрипки.
Размеры альта не соответствуют его строю, для этого оптимальная длина корпуса инструмента должна быть не менее 540 мм, а на самом деле только 430 мм и то самого большого. Другими словами альт слишком мал по отношению к его настройке — это и является причиной его величественного тембра и отличительного звука.
У альта нет такого понятия, как «полный», размер его может варьироваться от «просто больше, чем скрипка» до массивных альтов. Стоит заметить, чем больше альт, тем звук его более насыщенный. Однако музыкант выбирает тот инструмент, на котором ему удобно играть, все зависит от комплекции исполнителя, длины его рук и размера кисти.
Сегодня альт становится все более признанным инструментом. Производители продолжают экспериментировать с различными формами, чтобы максимизировать его уникальные звуковые качества и создавать новые. Например электрический альт не имеет акустического корпуса, так как нет необходимости, ведь звук появляется с помощью усилителей и микрофонов.
Применение и репертуар
Альт в основном используется в симфоническом оркестре и, как правило, в его состав входит от 6 до 10 инструментов. Ранее альт очень несправедливо называли «Золушкой» оркестра, ведь несмотря на то, что этот инструмент имеет богатый тембр и изысканный звук, он не получил большого признания.
Тембр альта прекрасно сочетается со звуком других инструментов, таких как скрипка, виолончель, арфа, гобой, валторна – все они входят в состав камерного оркестра. Также необходимо заметить, что альт занимает важное место в струнном квартете, вместе с двумя скрипками и виолончелью.
Несмотря на то, что альт в основном используется в ансамблевой и оркестровой музыке, он завоевывает популярность и как солирующий инструмент. Первыми, кто вывел инструмент на большую сцену, были английские альтисты Л. Тертис и У. Примроуз.
Также нельзя не отметить имена таких выдающихся исполнителей как Ю. Башмет, В. Бакалейников, С. Качарян, Т. Циммерман, М. Иванов, Ю. Крамаров, М. Рысанов, Ф. Дружинин, К. Кашкашьян, Д. Шебалин, У. Примроуз, Р. Баршай и другие.
Нотная библиотека для альта, по сравнению с другими инструментами, не очень велика, но в последнее время из под пера композиторов выходят для него все больше и больше сочинений.
Вот небольшой перечень сольных произведений, которые были написаны специально для альта: концерты Б. Бартока, П. Хиндемита, У. Уолтона, Э. Денисова, А. Шнитке, Д. Мийо, Э. Кройца, К. Пендерецкого; сонаты М. Глинки, Д. Шостаковича, И. Брамса, Н.
Рославца, Р. Шумана, А. Хованесса, И. Дэвида, Б. Циммермана, Х. Хенца.
Популярные произведения для альта:
В.А. Моцарт: Симфония-кончертанте для скрипки, альта и оркестра (слушать)
А. Вьетан — Соната для альта и фортепиано (слушать)
А. Шнитке — Концерт для альта с оркестром (слушать)
Приемы игры
А вы знаете каких усилий требует игра на альте? Его большой корпус плюс длина грифа требуют от музыканта немалую силу и ловкость, ведь исполнение на этом инструменте сложно даже физически. Из-за больших размеров альта техника игры, по сравнению со скрипкой, несколько ограничена. Позиции на грифе располагаются дальше, что требует большой растяжки пальцев левой руки у исполнителя.
Основным приемом звукоизвлечения на альте является «арко»- перемещение смычка по струнам.
Пиццикато, коль леньо, мартле, деташе, легато, стаккато, спиккато, тремоло, портаменто, рикошет, флажолеты, использование сурдины и другие приемы, которые используют скрипачи, подвластны и альтистам, но требуют от музыканта определенного мастерства.
Следует обратить внимание еще на один факт: у альтистов, для удобства написания и чтения нот есть свой ключ – альтовый, тем не менее они должны уметь читать ноты и в скрипичном ключе. Это вызывает некоторые сложности и неудобства при игре с листа.
Обучение на альте в детском возрасте невозможно, так как инструмент имеет большие размеры. На нем начинают заниматься в последних классах музыкальной школы или на первом курсе музыкального училища.
История альта
История альта и так называемой скрипичной семьи тесно связаны. В прошлом классической музыки альт, хоть им и пренебрегали во многих аспектах, играл довольно важную роль.
Из старинных рукописей эпохи средневековья мы узнаем, что родиной струнно-смычковых инструментов была Индия. Инструменты путешествовали с торговыми людьми по многим странам мира, сначала попали к персам, арабам, народам Северной Африки и затем в восьмом веке в Европу.
Скрипичная семья альта появилась и начала развиваться приблизительно в 1500 годах в Италии от предыдущих смычковых инструментов. Форма альта, как это сегодня говорят, не была изобретена, она стала результатом эволюции предшествующих инструментов и экспериментов разных мастеров по достижению идеальной модели.
Некоторые утверждают, что альт предшествовал скрипке. Веский довод, поддерживающих эту теорию, содержится в названии инструмента. Сначала violа, затем viol+ino — маленький альт, альт сопрано, viol+onе — большой альт, басовый альт, viol+on +cello (меньший, чем violone)- меньший басовый альт.
Это логично, Так или иначе, но первыми кто сделал скрипичные инструменты были итальянские мастера из Кремоны — Андреа Амати и Гаспаро да Соло, а довели их до совершенства, именно с существующей ныне формой, Антонио Страдивари и Андреа Гварнери. Инструменты этих мастеров сохранились до наших дней и продолжают восхищать слушателей своим звуком.
Конструкция альта существенно не изменилась со времен появления, поэтому привычный нам внешний вид инструмента такой же как несколько веков назад.
Итальянские мастера изготавливали крупные альты, которые звучали восхитительно. Но случился парадокс: музыканты отказывались от больших альтов и выбирали себе инструменты меньших размеров — на них удобнее было играть. Мастера, исполняя заказы исполнителей, стали делать альты, которые были по размеру чуть больше скрипки и уступали по красоте звука прежним инструментам.
Альт — удивительный инструмент. За годы своего существования он все же смог превратиться из никому не заметной «оркестровой Золушки» в принцессу и подняться на один уровень с «королевой сцены» — скрипкой.
Именитые альтисты, сломав все стереотипы, доказали всему миру насколько прекрасен и популярен этот инструмент, а начало этому положил композитор К. Глюк, поручив именно альту главную мелодию в опере «Альцеста».
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Видео: слушать альт
Альт цікаві факти, відео, історія, фото, слухати
Музичний інструмент: Альт
На перший погляд, цей струнно-смичковий інструмент необізнаний слухач легко може сплутати зі скрипкою. Дійсно, не рахуючи розмірів, зовні вони схожі.
Але варто тільки прислухатися до його тембру — різниця помітна відразу, грудне і в той же час дивно м’яке і трохи приглушене звучання, спрямоване всередину себе, нагадує контральто — м’яке і виразне.
Коли думають про струнних інструментах, альт зазвичай забувають, віддаючи перевагу його меншим або більшим побратимам, але багатий тембр і цікава історія змушують пильніше придивитися до нього.
Альт, можна так сказати — це інструмент філософ, не привертаючи до себе увагу, він скромно влаштувався в оркестрі між скрипкою і віолончеллю.
Томний, красномовний, благородний, оксамитовий, чутливий, потужний, а іноді завуальований — так можна описати різноманітний тембр альта. Звучання його може бути не таке виразне і яскраве, як у скрипки, але набагато тепліше і м’якше.
Колоритна тембральная забарвлення є результатом різноманітного звучання кожної струни інструменту. Сама нижня по висоті струна «до» має потужний, резонансний, насичений тембр, здатний передавати відчуття передчуття і викликати похмурі і похмурі настрої. А верхня «ля» різко контрастуючи з іншими струнами, має свій індивідуальний характер: проникливий і аскетичний.
Багато видатні композитори досить зображально використовували характерне звучання альта: в увертюрі «1812» П. Чайковського — церковний спів; в опері «Пікова дама» — спів черниць в 5-ій картині, коли Герману представляється похоронне хід; в симфонії Д. Шостаковича «1905 рік» — мелодія пісні «Ви жертвою пали».
Зовні альт дуже схожий скрипку, відмінність лише в тому, що він за розміром трохи більше скрипки.
Альт складається з таких же деталей, що і скрипка: дві деки — верхня і нижня, обичайки, гриф, вус, підставка, подгріфнік, душка і інші — всього в цілому 70 елементів.
У верхній деці такі ж звукові отвори як у скрипки, їх зазвичай називають «ефи».
Для виготовлення альта використовуються тільки кращі зразки добре витриманого дерева, які покриваються лаком, виготовленим майстрами за своїми унікальними рецептами.
Довжина корпусу альта варіюється від 350 до 430 мм. Довжина смичка — 74 см і він трохи важче скрипкового.
Альт має чотири струни, які настроюються на квінту нижче, ніж струни скрипки.
Розміри альта не відповідають його строю, для цього оптимальна довжина корпусу інструменту повинна бути не менше 540 мм, а насправді тільки 430 мм і то найбільшого. Іншими словами альт занадто малий по відношенню до його налаштуванні — це і є причиною його величного тембру і відмітної звуку.
У альта немає такого поняття, як «повний», розмір його може варіюватися від «просто більше, ніж скрипка» до масивних альтів. Варто зауважити, що більше альт, тим звук його більш насичений. Однак музикант вибирає той інструмент, на якому йому зручно грати, все залежить від комплекції виконавця, довжини його рук і розміру кисті.
Сьогодні альт стає все більш визнаною інструментом. Виробники продовжують експериментувати з різними формами, щоб максимізувати його унікальні звукові якості і створювати нові. Наприклад електричний альт не має акустичного корпусу, так як немає необхідності, адже звук з’являється за допомогою підсилювачів і мікрофонів.
Застосування і репертуар:
Альт в основному використовується в симфонічному оркестрі і, як правило, в його склад входить від 6 до 10 інструментів. Раніше альт дуже несправедливо називали «Попелюшкою» оркестру, адже незважаючи на те, що цей інструмент має багатий тембр і вишуканий звук, він не набув великого визнання.
Тембр альта прекрасно поєднується зі звуком інших інструментів, таких як скрипка, віолончель, арфа, гобой, валторна — всі вони входять до складу камерного оркестру. Також необхідно зауважити, що альт займає важливе місце в струнному квартеті, разом з двома скрипками і віолончеллю.
Незважаючи на те, що альт в основному використовується в ансамблевої та оркестрової музики, він завойовує популярність і як виконуючий соло інструмент. Першими, хто вивів інструмент на велику сцену, були англійські альтисти Л. Тертіс і У. Прімроуз.
Нотна бібліотека для альта, в порівнянні з іншими інструментами, не дуже велика, але останнім часом з під пера композиторів виходять для нього все більше і більше творів. Ось невеликий перелік сольних творів, які були написані спеціально для альта: концерти Б.
Популярні твори для альта:
В.А. Моцарт: Симфонія-кончертанте для скрипки, альта і оркестру (слухати)
А. В’єтан — Соната для альта і фортепіано (слухати)
А. Шнітке — Концерт для альта з оркестром (слухати)
А ви знаєте яких зусиль вимагає гра на альті? Його великий корпус плюс довжина грифа вимагають від музиканта чималу силу і спритність, адже виконання на цьому інструменті складно навіть фізично. Через великих розмірів альта техніка гри, в порівнянні зі скрипкою, дещо обмежена. Позиції на грифі розташовуються далі, що вимагає великої розтяжки пальців лівої руки у виконавця.
Навчання на альті в дитячому віці неможливо, так як інструмент має великі розміри. На ньому починають займатися в останніх класах музичної школи або на першому курсі музичного училища.
Історія альта і так званої скрипкової родини тісно пов’язані. У минулому класичної музики альт, хоч їм і нехтували в багатьох аспектах, грав досить важливу роль.
Зі стародавніх рукописів епохи середньовіччя ми дізнаємося, що батьківщиною струнно-смичкових інструментів була Індія. Інструменти подорожували з торговими людьми по багатьом країнам світу, спочатку потрапили до персам, арабам, народам Північної Африки і потім у восьмому столітті до Європи.
Скрипкова родина альта з’явилася і почала розвиватися приблизно в 1500 роках в Італії від попередніх смичкових інструментів. Форма альта, як це сьогодні говорять, що не була винайдена, вона стала результатом еволюції попередніх інструментів і експериментів різних майстрів по досягненню ідеальної моделі.
Деякі стверджують, що альт передував скрипці. Вагомий аргумент, що підтримують цю теорію, міститься в назві інструмента. Спочатку violа, потім viol + ino — маленький альт, альт сопрано, viol + Onе — великий альт, басовий альт, viol + on + cello (менший, ніж violone) — менший басовий альт.
Це логічно, Так чи інакше, але першими хто зробив скрипкові інструменти були італійські майстри з Кремони — Андреа Аматі і Гаспар да Соло, а довели їх до досконалості, саме з існуючою нині формою, Антоніо Страдіварі і Андреа Гварнері. Інструменти цих майстрів збереглися до наших днів і продовжують захоплювати слухачів своїм звуком.
Конструкція альта істотно не змінилася з часів появи, тому звичний нам зовнішній вигляд інструменту такий же як кілька століть тому.
Італійські майстри виготовляли великі альти, які звучали чудово. Але трапився парадокс: музиканти відмовлялися від великих альтів і вибирали собі інструменти менших розмірів — на них зручніше було грати. Майстри, виконуючи замовлення виконавців, стали робити альти, які були за розміром трохи більше скрипки і поступалися по красі звуку колишнім інструментам.
Альт — дивовижний інструмент. За роки свого існування він все ж зміг перетворитися з нікому не помітною «оркестрової Попелюшки» в принцесу і піднятися на один рівень з «королевою сцени» — скрипкою.
Імениті альтисти, зламавши всі стереотипи, довели всьому світу наскільки прекрасний і популярний цей інструмент, а початок цьому поклав композитор К.
Глюк, доручивши саме альта головну мелодію в опері «Альцеста».
Схожі статті
Альт (скрипичный)
Альт или альт скрипичный — струнный смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре.
Названия альта на других языках:
Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных — c, g, d1,a1 (до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы). Наиболее употребительный диапазон — от c (до малой октавы) до e3 (ми третьей октавы), в сольных произведениях возможно употребление более высоких звуков. Ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах.
Приёмы игры на альте и штрихи — те же, что и на скрипке, но звук менее яркий, матовый, бархатистый, но слегка гнусавый (пример звучания альта).
Такой тембр альта — следствие того, что размеры его корпуса («резонаторного ящика») не соответствуют его строю.
Если сконструировать альт большего размера, то его невозможно будет держать на плече, как скрипку, но возможно между ног, как маленькую виолончель.
В качестве сольного инструмента альт встречается относительно редко. Основная сфера применения альтов — симфонический и струнный оркестры, где они исполняют, как правило, средние голоса. Альт — обязательный участник струнного квартета, часто используется в других камерных составах.
Альтистами не становятся с детства, на этот инструмент переходят в более зрелом возрасте (в конце музыкальной школы, при поступлении в училище или консерваторию). В основном на альт переходят скрипачи крупного телосложения с большими руками и широкой вибрацией.
Знаменитые альтисты
Видео: Альт на видео + звучание
Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:
Продажа инструментов: где купить/заказать?
В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!
Альт (струнный инструмент). История и происхождение. Альт(англ. и итал. viola, фр. alto, нем. Bratsche) или альт скрипичный смычковый струнный музыкальный. — презентация
3 Альт (струнный инструмент). История и происхождение. Альт(англ. и итал. viola, фр. alto, нем. Bratsche) или альт скрипичный смычковый струнный музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах. Самые ранние образцы этого инструмента относятся к XVI веку. В разработке наилучшей конструкции альта огромную роль сыграл выдающийся итальянский мастер А. Страдивари. У этого инструмента 4 струны настроены по квинтам, всего на квинту ниже, чем у скрипки: до-соль-ре-ля.
4 На первый взгляд, этот струнно-смычковый инструмент непосвященный слушатель легко может спутать со скрипкой. Действительно, не считая размеров, внешне они схожи. Но стоит только прислушаться к его тембру – разница заметна сразу, грудное и в то же время удивительно мягкое и немного приглушенное звучание, направленное внутрь себя, напоминает контральто — мягкое и выразительное. Когда думают о струнных инструментах, альт обычно забывают, отдавая предпочтение его меньшим или крупным собратьям, но богатый тембр и интересная история заставляют более пристально присмотреться к нему. Альт, можно так сказать – это инструмент философ, не привлекая к себе внимание, он скромно устроился в оркестре между скрипкой и виолончелью.
5 На первый взгляд, этот струнно-смычковый инструмент непосвященный слушатель легко может спутать со скрипкой. Действительно, не считая размеров, внешне они схожи. Но стоит только прислушаться к его тембру – разница заметна сразу, грудное и в то же время удивительно мягкое и немного приглушенное звучание, направленное внутрь себя, напоминает контральто — мягкое и выразительное. Когда думают о струнных инструментах, альт обычно забывают, отдавая предпочтение его меньшим или крупным собратьям, но богатый тембр и интересная история заставляют более пристально присмотреться к нему. Альт, можно так сказать – это инструмент философ, не привлекая к себе внимание, он скромно устроился в оркестре между скрипкой и виолончелью.
6 Интересные факты Лучшим альтистом нашего времени признан Юрий Башмет. За 230 лет он первый кому разрешили играть на инструменте В.А.Моцарта в Зальцбурге. Этот талантливый музыкант фактически переиграл весь репертуар написанный для альта – это около 200 музыкальных произведений, из которых 40 сочинили и посвятили ему современные композиторы.
Музыкальное видео: история и факты
Музыкальное видео – это целый пласт культуры с богатой историей. И это постоянный поиск средств и возможностей, которыми можно “отобразить” музыку или “зарисовать” звук, а не просто показать, артиста, исполняющего песню на красивом фоне.
Что важнее, звук или изображение? Самое главное, что с появлением кино, они стали неразделимы. В синематографах играли тапёры, и музыка дополняла происходящее на экране.
Основное достоинство музыки это то, что она абстрактна и способна создавать атмосферу, а не только пересказывать сюжет.
Первый расцвет этого художественного симбиоза пришелся на 20-е годы ХХ века: “визуальная музыка” Оскара Фишингера — что можно считать первым музыкальным, “Человек с киноаппаратом” Дзиги Вертова — выдержавший уже не одну музыкальную интерпретацию, “Entr’acte” — детище композитора Эрика Сати и режиссера Рене Клера.
Попытки сделать музыкальное видео массовым жанром производились буквально с момента его появления. Система «Витафон» в середине 20-х одной из первых «механизировала» совмещение музыки и картинки — изображение на пленке синхронизировалось с проигрыванием пластинок на специальном аппарате.
Чуть позже братья Уорнеры и Уолт Дисней запустили первые короткометражные сериалы, где уже не музыка сопровождала изображение, а анимированные зарисовки были поставлены на службу песням и мелодиям. По мере развития звукового кино и появления телевидения, артисты получили возможность регулярно «выступать» с экрана.
Правда, подавляющая часть музыкальных видео до 60-х годов оставалась не более чем концертным номером, запечатленным на пленку.
Находились и те, кто пытался идти путем экспериментов: так, абстрактную анимацию Нормана Макларена “Begone Dull Care” на музыку Оскара Петерсона можно считать одним из прародителей современных клипов, где изображение «иллюстрирует» саму музыку и не сосредоточено на конкретном сюжете или тексте.
В 60х-70х музыкальные видео вышли на новую орбиту: The Beatles, The Doors, The Rolling Stones, The Beach Boys, Pink Floyd, ABBA, Queen, The Jacksons, Дэвид Боуи стали снимать уже не просто концертные номера, а, собственно, промо-клипы в современном понимании. В них работа режиссера оказывалась уже ничуть не менее важной, чем сам артист и его песни. Фундамент был заложен, а ротации песен на телеканалах постепенно становились все более обширными.
Сам термин «музыкальное видео» впервые был употреблен в 1959-м году американским радио-диджеем Джей Пи Ричардсоном, а примерно через десять лет к нему добавилось и понятие «видеоклип». Многие до сих пор ломают голову, как же правильно назвать видео, где одновременно есть и музыка, и красивая картинка. Все объясняется довольно просто.
В то время, когда музыкальное видео начало полномасштабно выходить на телеэкраны, такие группы как The Beatles начали снимать полуигровые музыкальные фильмы — “Hard Day’s Night” или “Magical Mystery Tour”.
Но показывать их каждый раз целиком телеканалы возможности не имели, поэтому, из этих фильмов крутили главным образом музыкальные отрывки — клипы. Сами музыкальные фильмы со временем выделились в отдельную категорию. Выражения «видеоклип» и «музыкальное видео» со временем стали вполне равноценны.
Считается, например, что «видеоклип» это более европейский термин. В Китае и вовсе прижилось обозначение «MTV» — из-за того, что музыкальные видео пришли туда, в первую очередь, с запуском одноименного канала.
С появлением MTV в 1981 году началась эра 24-часового музыкального вещания по телевидению. Мир открыл для себя музыкальные видео в том виде, в каком мы его сейчас знаем.
Их популярность и востребованность очевидна: музыкальные видеоклипы легко доносятся до зрителя, они кратки и ёмки, находятся на стыке множества жанров и техник и постоянно развиваются. Любое изобретение, относящееся к сфере видео, немедленно попадает на «обкатку» к режиссерам, снимающим клипы для артистов.
А такие мастера как Спайк Джонз или Мишель Гондри оказываются не менее известны, чем режиссеры кино. В наши дни музыкальный видеоклип – это в первую очередь, промо-продукт, с помощью которого мы узнаем о новых исполнителях и направлениях.
Но не каждый такой «рекламный ролик» содержит в себе художественный смысл или является искусством. В тоже время, ситуация, существующая на мировом рынке, не позволяет увидеть зрителю большинство работ.
Самые интересные клипы далеко не всегда показывают по телевидению, которое даже в эпоху Интернета продолжает оставаться основой раскрутки артиста. Именно «другие» и попадают в поле зрения «искателей» и именно они будут представлены на Международном фестивале музыкального видео MUSEEK 26, 27 и 28 февраля, 2010 в кинотеатре «Пионер» (Москва).