Альтернативная хореография что это
Хореография
Хореогра́фия, хореографи́ческое иску́сство (от др.-греч. χορεία — танец, хоровод и γράφω — пишу) — искусство сочинения танца.
Содержание
Вступление
Танцевальное искусство существует с древнейших времен. Культовые, трудовые, охотничьи и другие обряды сопровождались не только игрой на музыкальных инструментах и пением, но и танцами. Развернутые танцевальные представления, нередко связанные с религиозными церемониями, существовали в Древнем Египте, Индии, Китае, Армении, Греции, Риме и других странах. Однако, применительно к танцевальным представлениям прошлого термин «балет» не употреблялся.
Слово «хореография» появилось около 1700 года как название для появлявшихся тогда систем стенографирования танцев. Впоследствии смысл термина изменился: он стал применяться к постановке танцев и даже к танцевальному искусству в целом.
О границах понятия
В соответствии с общеевропейским пониманием в настоящей энциклопедии хореография рассматривается как совокупность двух областей — искусства балета и искусства танца.
Балет и виды сценического танца
Балет — высшая «театральная» форма хореографического искусства, в которой оно поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Главное выразительное средство балета — система европейского классического танца. В исторически сформировавшейся программе подготовки артистов балета классический танец является базой, формирующей комплекс из следующих дисциплин сценического танца: дуэтно-классический танец, характерный танец (др. наим. — народно-характерный), исторический танец, современный танец и актерское мастерство.
В основе выразительных средств балета лежит сценический танец — один из основных видов хореографического искусства, предназначенный для зрителей и предполагающий создание хореографического образа на сцене. К разновидностям сценического танца в балете относятся: дуэтно-классический танец, характерный танец (др. наим. — народно-характерный), исторический танец, а также используемые в балетах виды современного танца.
Танец и виды танцевального искусства
Танец — форма хореографического искусства, в которой средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела.
Современный танец
Современный танец (Contemporary Dance) — направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела.
Свободный пластический танец — новый вид танца рождается на рубеже XIX—XX веков и благодаря, прежде всего, Айседоре Дункан. Айседора выдвигает новую философскую и художественную, основанную на античном идеале гармонического развития человека, концепцию «танца будущего». Дункан стремится сделать танец выражением личности, отражением неповторимой человеческой индивидуальности, инструментом самопознания. Дункан ценит в танце изначальную экспрессию человеческого тела, выражающуюся во взаиморасположении различных его частей — отсюда эпитет пластический. Дункан реформировала искусство танца, что заключалось в гармоничном слиянии всех его компонентов — музыки, пластики, костюма. Она разработала многие идеи и приемы танца, лучшие из которых вошли в сокровищницу мирового хореографического искусства.
Танец Модерн (Modern Dance) — направление искусства танца, развивавшееся в Европе и США в начале ХХ столетия, ведущими представителями которого являются Дорис Хамфри, Чарлз Вейдман, Мери Вигман, Ханья Хольм, Хосе Лимон, Лестер Хортон, Эрик Хоукинс, Анна Соколоф, Лой Фуллер, Марта Грэм, Айседора Дункан, Рут Сен-Дени, Тед Шоун.
Основные техники современного танца
1. Техника Грэм (Graham Technique) — техника танца модерн, созданная американской танцовщицей и хореографом Мартой Грэм (1894—1991);
2. Техника Хамфри-Вейдман (Humphrey-Weidman Technique) — техника танца модерн, основанная на теории и действии падения и восстановления танцовщицей Дорис Хамфри и Чарлзом Вейдманом в 1920—1930-е гг.;
3. Техника Лимон (Jose Limon Technique) — техника танца модерн, созданная танцовщиком и хореографом Хосе Аркадио Лимоном (1908—1972) в I половине XX века;
4. Техника Хортон (Lester Horton Technique) — техника танца модерн, созданная американским танцовщиком, хореографом и преподавателем танца Лестером Хортоном (1906—1953);
5. Техника Хоукинс (Hawkins Technique) — техника танца модерн, созданная американским танцовщиком и хореографом Эриком Хоукинсом (1909—1994);
6. Техника Каннингхэм (Cunningham Technique) — техника танца постмодерн, разработанная американским танцовщиком, хореографом и преподавателем Мерсом Каннингхэмом (род. 1919).
7. Техника релиз (Release based Technique)
Основные техники направления Соматики
1. Техника Александера (Alexander Technique)
2. Основы Бартеньефф (Bartenieff Fundamentals)
3. Система анализа танца Лабана (Laban Movement Analysis)
5. Техника Скиннер релиз (Skinner Release Technique)
6. Метод Боди-майнд сентеринг (Body-Mind Centering)
7. Метод Пилатес (Pilates)
Междисциплинарные области, связанные с хореографией
2.Этнохореография (ЭТНОХОРЕОЛОГИЯ) изучает:
— генезис танца (происхождение);
— описание танца в контексте календарной и бытовой обрядности;
— взаимовлияние традиционных танцевальных культур (межэтнические контакты);
— исследование культурно-исторической специфики возникновения жанров и форм танца той или иной этнокультурной популяции и др.
— исследование морфологии танца (формы, структуры, элементов танца) вопросы терминологии, понятийного аппарата, выработка подходов и методов описания/ исследования кинетического текста и его единиц; проблемы классификации и систематизации форм народной хореографии и др.
[С. С. Лисициан, Ж. К. Хачатрян (армянские танцы), Д.Мартин и Е.Пешовар (венгерские танцы), Х. Ю. Суна (латышские танцы), Е.Моркунене (литовские танцы), Э. А. Королева (молдавские танцы), О. Ю. Фурман, Ю. А. Стадник (танцы русских старообрядцев), А. А. Соколов, А. С. Фомин, М. Д. Яницкая (русские танцы) и др.]
— исследование семантики танца (значение, функции — содержание/ смысл танца на разных исторических этапах)
[С. С. Лисициан, Э. Х. Петросян, Л. Г. Лукина, О. Б. Буксикова и др.]
5.Танцевальная терапия — это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.
6.Палеохореография (Paleochoreography)- — зафиксированная на камне или других носителях пластика обрядов и ритуалов этносов.
7.Балетоведение — наука, изучающая историю и теорию балетного искусства, опираясь на методологию истории и литературоведения; отделом б. является балетная критика.
Образование в области хореографии
В соответствии с пониманием хореографии, как совокупности искусства балета и искусства танца образование в области хореографии понимается, как совокупность образования в области балета и в области танца.
Периоды формирования системы балетного образования в России
первый (1710-1756 гг.) — период начала подготовки танцовщиков в России на базе Танцевальной Ея Императорского Величества школы в Санкт-Петербурге, ориентированной на ремесленное обучение (техническое обучение танцу);
второй (1756-1829 гг.) — период интегрированного обучения всем видам искусства (балету, драме, музыке, живописи) с дальнейшей специализацией на основе анализа достигнутых успехов; в этот период в 1773 году открылись танцевальные классы при Московском воспитательном доме, ставшие основой Московского театрального училище (ныне — Московской государственной академии хореографии);
третий (1829-1917 гг.) — период организационного и учебно-методического оформления балетного образования, основная направленность которого заключалась в обеспечении профессиональной подготовки артиста балета, предполагавшего сокращение содержания и объема общеобразовательной подготовки;
четвертый (1917-1991 гг.) — период поиска интеграции профессиональной и общеобразовательной подготовки, включающей в себя несколько уровней и видов образования: основное общее, среднее, профессиональное образование в области балетного искусства.
Модели организации подготовки артистов балета
в течение указанных периодов в Танцевальной Ея Императорского Величества школе — Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой были опробованы следующие модели:
1.модель узко-профессиональной подготовки — обучение исключительно танцу (1738—1756 гг.);
2.модель учебного заведения, ориентированного на подготовку театральных специалистов разных видов (разработана А. Казасси) (1756—1829 гг.);
3.модель театрального учебного заведения, близкого к среднему учебному заведению — городскому училищу (1829—1917 гг.);
4.модель среднего специального учебного заведения (техникума-училища) (1917—1991 гг.);
5.модель нового не типового учебного заведения, ориентированного на подготовку артистов балета и сочетающего в себе нескольких уровней и видов образования: основное общее, среднее и высшее профессиональное образование в области балетного искусства, как учреждения отражающего культурно-исторические и образовательные традиции России (начало ХХI в.).
Особенности балетного учебного заведения
учебное заведение, ведущее подготовку артистов балета помимо типовых подразделений должно включать службы специального сопровождения: медицинскую часть, психологическую службу, интернат для иногородних учащихся, отдел сценической практики, научный отдел, видеокласс, фонотеку, столовую, библиотеку.
Специфические особенности балетного образования в России
1.ранняя профессионализация, когда освоение профессиональной программы начинается в десятилетнем возрасте;
2.специальная конкурсная процедура приема, включавшая выявление специальных параметров (способностей) тела, освидетельствование медиками и принятие решения о приеме на основании предшествующих заключений;
3.наличие конкурсной процедуры промежуточной аттестации, по итогам которой учащиеся, не готовые к продолжению специальной балетной подготовки, исключаются не только на основании результатов освоения профессиональной программы, но и по телесным (физическим) параметрам; обязательная ориентация профессиональной подготовки на требования работодателей — театров оперы и балета;
4.конфликтность целей общего и профессионального образования; противоречие между традиционной системой подготовки специалистов балета и государственной системой профессионального и общего образования;
5.высшее образование в области балетного искусства предполагает обязательное требование к наличию профессионального образования по специальности «Хореографическое искусство», квалификации «Артист балета» и определенного стажа работы в балетной труппе.
Сравнение отечественной подготовки артистов балета с западными аналогами показывает, что ключевой особенностью балетного образования (подготовки артистов балета) в России является тесное соединение профессионального и общего образования, что определяет качество отечественной системы балетного образования.
Образование в области искусства танца
— целенаправленный процесс воспитания и обучения в области танцевального искусства (не балета) в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней
Государственные образовательные стандарты в области хореографии
Перечни специальностей СПО 1990-х годов восходят к принципам типовых учебных планов советского времени. В области хореографии с середины 1990-х закрепилась одна специальность Хореографическое искусство с квалификациями артист балета и артист ансамбля народного танца. Подготовка по данной специальности ведется на основе двух образовательных стандартов: базового (2000 г.) и повышенного (2004 г.) уровней. В стандарте повышенного уровня квалификация артист ансамбля народного танца названа — «артист ансамбля». Произошедшие в последние годы сдвиги в системе образования нашли отражение в новом Перечне специальностей среднего профессионального образования, первоначально обсуждавшемся на совещании «Развитие системы среднего профессионального образования в области культуры и искусства в контексте модернизации Российского образования» 12-13 октября 2007 года в Москве и затем утвержденном приказом Минобрнауки России. Ключевым отличием данного проекта от Перечней прошлых лет является разведение некогда единой специальности Хореографическое искусство на две специальности: Шифр Наименование Код Квалификация (степень) 070302 Искусство балета 51 артист балета
070304 Искусство танца (по видам: народный, спортивный бальный, эстрадный, современный (модерн)) 51 артист танца
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Как появилась классическая хореография?
Стоит ли говорить, что каждая из многочисленных народностей, населяющих планету, имеет свои специфические танцы, особенности которых связаны с культурными, социальными и бытовыми традициями.
Классическая хореография вобрала в себя самые красивые, изящные и гармоничные движения, которые существовали в танцевальных культурах разных народов.
Предшественниками современных хореографов были танцмейстеры, которые служили при королевском дворе. Именно они разработали те единые стандарты (своего рода «танцевальный этикет»), которыми мы руководствуемся и сегодня.
Классическая хореография включает:
Занятия классической хореографией с ранних лет не только способствуют гармоничному физическому развитию ребенка, тренировке вестибулярного аппарата, формированию правильной, грациозной осанки, но и воспитывает в ребенке дисциплинированность и трудолюбие, упорство в достижении поставленной цели и стремление к совершенству.
Основные понятия
Классическая хореография для взрослых и детей складывается из одних и тех же элементов, но сложность и техника исполнения будут существенно отличаться. Тем не менее, основные понятия и требования остаются неизменными.
Первым и самым главным условием является хорошая выворотность.
Это способность разворачивать наружу бедренный сустав, что позволяет ноге и стопе, в частности, принимать основные позиции. Даже если данное свойство не дано человеку от рождения, его вполне возможно выработать путем регулярных и усердных занятий.
К основным относят круазе (croisee), эфасе (effacee), экарте (ecartee) и арабески (arabesques).
Позиции ног
Школа классической хореографии, зачастую, начинается с развития выворотности, которая позволяет ногам принимать основные позиции.
Их выделяют шесть:
Позиции рук
Плавные движения рук придают танцу красоту, нежность и выразительность Тем не менее, чтобы добиться результата, важно знать их основные позиции, а именно:
Основные группы движений
Достаточно сложной наукой является хореография. Классический танец требует не только физических навыков, но также теоретических знаний.
Так, выделяют следующие основные группы движений;
Экзерсис у станка
Театр классической хореографии начинается с экзерсиса у специального балетного станка. Это комплекс упражнений, направленный на развитие опорно-двигательного аппарата.
Именно с экзерсиса начинает свое занятие любой танцор.
Комплекс включает в себя следующие основные упражнения:
Стоит отметить, что упражнения делаются так называемым крестом, в ходе которого нога поочередно двигается вперед, в сторону и назад.
При этом в самом начале обучения упражнения выполняются в элементарном базовом характере. Позже могут быть разучены более сложные комбинации, направленные на развитие пластичности и грации.
Классическая хореография для детей
Пожалуй, чаще чем в любые другие секции, родители отдают своих чад в танцевальные кружки. И даже если в будущем ребенок не станет знаменитым артистом балета, эти занятия не пройдут для него даром. Польза для детей от хореографии следующая:
Помимо всего прочего, регулярные занятия хореографией помогают выработать красивую походку, естественную грацию и. конечно же. гармоничную фигуру (что важно как для девочек, так и для мальчиков).
Тем не менее, если имеются проблемы с сердечнососудистой системой, к тренировкам стоит относиться с осторожностью. В некоторых случаях они могут быть противопоказаны.
Это основа хореографии. Танец представляет собой плавную попеременную смену позиций с использованием указанных базовых движений.
Изучение элементов классического танца способствует более тонкому восприятию музыки, наполняет смыслом каждое движение танца, помогая создавать единый образ, передавать чувства в каждом движении тела.
Уроки по хореографии обогащают внутренний мир ребенка, прививает галантные манеры, формирует чувство вкуса. Классический танец всегда ассоциируется с благородством, изяществом и глубиной чувств.
Занятия классической хореографией являются базой для начинающих танцоров, а также неотъемлемой частью самосовершенствования профессионалов.
Путем многократного повторения основных движений оттачивается искусство правильной постановки рук, ног, корпуса и головы. Хореография позволяет мастерски овладеть «языком» тела, чтобы в танце точно передать состояние души.
Виды танцевальных направлений
Танец – особенный вид искусства, в котором в качестве инструментов выражения чувств, эмоций и образов выступают движения тела человека, обычно под музыку. Танец берет свое начало в древнейших религиозных обрядах предков современного человека. Искусство танца развивалось и совершенствовалось на протяжении тысячелетий, поэтому считать его лишь развлечением и способом приятного времяпрепровождения было бы легкомысленно.
Танец – это язык тела. Все движения в танце имеют свой смысл, это не просто набор движений, это способ что-то сказать окружающим людям. В наше время существует огромное количество танцевальных направлений.
Виды танцевальных направлений
Балет, бальные танцы, исторические, народные танцы, современные, эротические, латиноамериканские танцы, хастл, свинг. Танцы, как и остальное искусство, постоянно прогрессируют и отображают реалии нашего времени и тенденции моды.
Балет
Это театральное представление, где характер персонажа, его чувства, эмоции и мысли артисты выражают при помощи танцевальных движений, пластики, жестов и мимики. Существуют такие виды балета: классический, романтический и современный.
Бальные танцы
Включают в себя два вида программы:
Исполняют их в паре мужчина и женщина. Бальные танцы популярны во всём мире.
Исторические танцы
К данному направлению относятся танцы прошлых столетий, которые исполняются по сей день и пришли к нам из эпохи Ренессанса (аллеманда, контраданс, павана), Барокко ( менуэт ) и из 19-го века (мазурка, полонез, кадриль).
Народное направление
У каждой национальности свои танцы, которые отражают характер, традиции и обычаи народа. К народным относятся: гопак, краковяк, полька, лезгинка, цыганочка, хоровод, чардаш, трепак и многие другие.
Свинг – это направление, которое родилось в начале 20-го века на основе афроамериканских танцевальных традиций. Практически все танцы этого направления предполагают джазовый синкопированный ритм. Виды свинга: чарльстон, блюз, джайв, рок-н-ролл, буги-вуги и это ещё далеко не всё.
Хастл – это парный танец, исполняемый под музыку в стиле диско. Научиться танцевать хастл очень просто, исполнять его сможет каждый желающий, он основан на импровизации. Разновидности хастла: спортивный, фристайл, шоу-хастл, джек-н-джилл, дабл-хастл, ледис-хастл.
Эротические танцы
Танец живота, стриптиз.
Стриптиз – это танец, предполагающий постепенное обнажение тела танцовщицы. Чаще всего такой танец исполняется с использованием пилона (шеста).
Современные стили
Кто-то предпочитает только самые новые и современные виды танцевальных направлений.
Список самых актуальных на сегодняшний день в молодёжной среде стилей выглядит так:
Клубные танцы
Танцевальные направления: электроданс, хаус, джампстайл, R&B, транс и тектоник – это направления для любителей зажигать на дискотеках и клубных вечеринках. Электроданс и транс танцуют под электронную музыку. Движения энергичные и экспрессивные, выполняются на высокой скорости и с большой амплитудой.
Тектоник – это сочетание элементов электроданса, поппинга, техно и хип-хопа, то есть прыжки, махи ногами и активные движения руками. Танец очень энергичный, подходит только для молодёжи, при этом он довольно монотонный и однообразный.
Уличные танцы
Танцевальные направления, относящиеся к уличным – это хип-хоп, брейк-данс, поппинг, локинг.
Хип-хоп – это не просто танец, это молодёжная субкультура, которая предполагает свой стиль не только в музыке и танцах, но и в манере одеваться, а также использование сленга и собственную философию. В хип-хопе сочетаются абсолютно различные танцевальные стили. Танец выглядит очень простым, но на самом деле, чтобы научиться танцевать хип-хоп, понадобятся упорные тренировки. Необходимы хорошая физическая подготовка и выносливость, так как нагрузка приходится на все группы мышц.
Брейк-данс – это идеальный танец для мальчиков, юношей и молодых мужчин. Это не только танец, это спорт, кроме танцевальных движений здесь присутствуют элементы акробатики и спортивной гимнастики. Занятия брейк-дансом развивают силу, выносливость, уверенность в себе, пластичность и формируют красивое мускулистое тело.
Современный балет
Контемпорари танцуют босиком. В основе этого танца лежат боевые искусства Востока. Контемпорари тсполняют сольно, дуэтом, в паре или группой. Главным в этом виде танца является самовыражение.
Латиноамериканские танцы
Виды танцевальных направлений латиноамериканского происхождения: бачата, аргентинское танго, меренге, мамбо, сальса, ламбада, фламенко, капоэйра, болеро.
Бачата – один из самых популярных на сегодняшний день латиноамериканский танцев, так же как и капоэйра. Бачата – парный танец.
Капоэйра – это боевое искусство Бразилии, которое сочетает в себе акробатику, удары ногами и выполняется под музыкальное сопровождение. Среди латиноамериканских танцев есть такие виды танцевальных направлений, где топают ногами и хлопают руками, например, знаменитое фламенко. Этот танец исполняется под гитару с использованием перкуссии, иногда танцующие используют кастаньеты.
Современные танцы для девушек
Стрип-пластика – это направление для девушек без комплексов или для желающих избавиться от таковых. Занятия стрип-пластикой – это залог красивой фигуры. Этот вид танца позволит обрести уверенность в себе, раскрепоститься, стать неотразимой в глазах любимого мужчины.
Танцы для детей
Виды танцевальных направлений для детей немногим отличаются от тех, что предлагаются для взрослых. Это хип-хоп, гоу-гоу, танец живота, тектоник, брейк-данс, бальные танцы, классический балет, джаз, модерн, танцы народов мира и так далее. Для детей занятия танцами очень полезны, они помогут улучшить осанку, будут способствовать физическому развитию и формировать красивую фигуру. Дети учатся всему гораздо быстрее, чем взрослые, у них больше энергии и более гибкое тело. В современном мире существуют разнообразные виды танцевальных направлений. В картинках, которые размещены в данной статье, представлены некоторые из них. Постепенно танцевальные стили развиваются, совершенствуются, на их основе появляются новые, поскольку каждое поколение стремится по-своему выражать себя, свои мысли и чувства. В наше время люди любых возрастов, от детей и до пенсионеров, могут найти подходящий для себя танцевальный стиль.