Альтернативная коммуникация для детей с умственной отсталостью что это
Методы Альтернативной коммуникации
Использование методов «Альтернативной коммуникации» на уроке «Альтернативное чтение»
по «Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой
Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое общение? На ум сразу приходит следующая картина: два человека сидят рядом и беседуют. Однако общение — это не просто беседа, а обмен информацией. Это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. Но коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей.
Учитывая то, что дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не могут в полной мере использовать речь, которая играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности общения и образования. В основу предмета «Альтернативное чтение» в «Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.
Процесс чтения — условное понятие по отношению к учащимся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «чтения»:
— «чтение» телесных и мимических движений;
— «чтение» изображений на картинках и картинах;
— «аудиальное чтение»: слушание аудиокниг (литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокасеты, CD-диски и др.);
— «чтение видеоизображений» (изображений на CD-дисках, видеофильмов: мультфильмов, документальных фильмов о природе, животных, фрагментов художественных фильмов и т. п.);
— чтение букв, цифр и других знаков.
Такое широкое понимание «чтения» и в соответствии этим обучение кодированию и декодированию визуальной и аудиальной информации способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Процесс «чтения» в широком его понимании очень важен для формирования у ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью правильных представлений о себе, социальном и природном мире.
Альтернативные системы общения на уроках чтения могут использоваться в следующем качестве:
— как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть устной речью. В этом случае их задача — сохранить мотивацию и желание общаться;
— как средство постоянного общения для учащихся, неспособных говорить и в будущем;
— как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формирования элементарных представлений и понятий);
— как этап в освоении детьми чтения.
Так что же такое невербальная или альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная. Иногда можно встретить английскую аббревиатуру AAC — аугментативная (augmentative — увеличивающий) и альтернативная коммуникация.
Альтернативная коммуникация может:
• быть необходима постоянно;
• применяться как временная помощь;
• рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.
Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом спо- собствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.
Случаи, в которых используется дополнительная коммуникация:
• Нарушение слуха (дополнительная коммуникация всегда использовалась в среде глухих — это язык жестов).
• Двигательные нарушения, создающие моторные трудности (дизартрия, анартрия, апраксия).
• Интеллектуальные проблемы, влияющие на способность усвоения вербальных символов из-за ограничений возможностей памяти, внимания, аб- страктного мышления (умственная отсталость).
• Эмоциональные проблемы и нарушение контакта (аутизм, ограничи- вающие способность к восприятию слов собеседника, а также способность выразить мысли с помощью абстрактных символов, знаков, вербальных слов.
• Специфические органические проблемы артикуляционных органов (при синдроме Дауна низкий тонус артикуляционных мышц мешает овладеть вербальной речью).
• Прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия, мно- жественный склероз).
• Приобретённые заболевания или травмы (в результате аварий или инсульта).
• Временные ограничения речевых возможностей (например, из-за трахеотомии).
При подборе средств дополнительной коммуникации необходимо учиты- вать сильные стороны ребёнка и особенности его развития. У некоторых людей в силу особенностей развития и специфики диагноза понимание смысла коммуникации и отклика на неё занимает долгое время. Например, у детей с синдромом Дауна трудности в коммуникации могут быть связаны с замедленной обработкой информации и нарушениями речевого развития. Такому ребёнку нужно гораздо больше времени, чтобы отозваться на предложенное общение. Но при этом у детей с синдромом Дауна очень высока способность к восприятию зрительной (визуальной) информации и к имитации действий. Поэтому оптимальными системами дополнительной коммуникации для данной категории детей могут стать жестовая система, система обучения глобальному чтению, использование системы карточек (пиктограмм) как дополнительная поддержка на этапе формирования активной речи.
Основные принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации:
1. Принцип «от более реального к более абстрактному».
При обучении использованию графической системы символов ребёнку сначала необходимо предъявлять фотографии реального объекта (к примеру, собаки, потом — рисунок с объектом, и затем — пиктограмму.
2. Принцип избыточности символов (совмещение различных систем коммуникации — жестов, картинок и, например, написанного слова). Использование как можно большего количества дополнительных знаков и символов помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность способствуя таким образом развитию понимания и вербальной (звуковой) речи.
3. Принцип постоянной поддержки мотивации. Обучение использованию любой системы дополнительной коммуникации — это чаще всего сложная, долгая и упорная работа, которая требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации и заинтересованности, так как не всегда система воспринимается легко и быстро.
4. Принцип функционального использования в коммуникации. Особенно трудно вывести использование системы дополнительной коммуникации за пределы занятия и использовать приобретённые навыки в повседневной деятельности, что, собственно, и является основной целью применения системы дополнительной коммуникации.
1. Система жестов. Жест (лат. gestus — движение тел а).
Система жестов. Жест (лат. gestus — движение тела).— некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
Несколько причин использовать жесты при нарушениях коммуникации:
• они делают слово «видимым»;
• они помогают создать «мостик» к устной речи;
• они помогают ребёнку лучше запоминать и усваивать новые слова;
• они помогают ребёнку пользоваться словами, которые он ещё не может произнести;
• они помогают донести до собеседника послание, когда речь ещё не сформирована, либо неразборчива.
Жест является уникальным инструментом, позволяющим визуализировать образ того или иного слова, действия. Здесь следует понимать, что жесты стимулируют развитие речи, когда используются совместно со словом, которое проговаривается вслух.
1. Символические социальные жесты и движения.
Данные жесты ребёнок усваивает постепенно в процессе ситуативно-делового общения:
• Указательный жест. • Да. • Нет. • Нельзя. • Дай. • На. • Иди сюда. • Иди на ручки. • Дай ручку. • Уходи. • Сядь. • Встань, поднимись. • Привет. • До свидания (пока-пока). • Спасибо. • Мой. • Хорошо.
2. Дополнительные социальные жесты:
• Смотри (указательный палец к глазу). • Слушай (указательный палец к уху). • Говори (указательный палец ко рту). •
Другие варианты использования указательного жеста.
3. Группа жестов, являющихся имитацией простых предметных действий. С данными жестами ребёнок начинает знакомиться и использовать их постепенно, по мере формирования предметной деятельности:
• Корова — жест «рога», «забодаю». • Дом — ладони соединены кончиками пальцев, как двускатная крыша дома. • Книга, читать — соединить внешние рёбра ладоней, можно произвести движение, изображающее, как открывается книга. • Самолёт — жест «крылья»: развести руки в стороны. • Высоко — поднять руки вверх. • Большой — развести руки в стороны. • Маленький — соединить обе ладони, либо соединить указательный и большой палец руки. • Часы — указательным пальцем одной руки указать на запястье другой.
С данными жестами ребёнок начинает знакомиться и использовать их постепенно, по мере формирования предметной деятельности:
• Ложка, кушать. • Каша, варить кашу. • Чашка, пить. • Зубная щётка, чистить зубы. • Умываться. • Мыть руки. • Причёсываться. • Телефон, звонить по телефону.
• Машина, ехать на машине. • Барабан, играть на барабане. • Гармошка, играть на гармошке. • Дудочка, играть на дудочке. • Колокольчик, звенеть в колокольчик.
• Спать. • Плакать. • Поцеловать. • Упасть. • Идти. • Холодно, замёрз.
4. Жесты описательного характера.
Передают характерные черты и свойства, присущие определённому субъекту: • Зайчик — показать, как прыгает зайчик или изобразить «ушки». • Кошка — погладить ладонью одной руки тыльную сторону другой руки или изобразить усы. • Курочка — жест «клюёт». • Лошадь — изобразить движение «скачем на лошадке»: руки сжаты в кулачки и подняты на уровень груди, подскоки. • Медведь — показать, как мишка ходит. • Петушок — изобразить гребешок. • Птичка — жест «полетели». • Мышка — рукой, сжатой в кулак, показать, как мышка бегает. • Свинка — жест «пятачок»: кулаком или указательным пальцем потереть нос. • Собака — жест «лает»: большой палец противопоставлен остальным, несколько раз сомкнуть и разомкнуть пальцы.
• Корова — жест «рога», «забодаю». • Дом — ладони соединены кончиками пальцев, как двускатная крыша дома. • Книга, читать — соединить внешние рёбра ладоней, можно произвести движение, изображающее, как открывается книга. • Самолёт — жест «крылья»: развести руки в стороны. • Высоко — поднять руки вверх. • Большой — развести руки в стороны. • Маленький — соединить обе ладони, либо соединить указательный и большой палец руки. • Часы — указательным пальцем одной руки указать на запястье другой.
Для изучения и запоминания жестов можно использовать на занятии альбом с крупными картинками или фотографиями, изображающими эти предметы или действия, сопровождая демонстрацию соответствующими жестами. Альбомы можно включать в сюжетную игру, например, при изучении распорядка дня. Также для запоминания жестов используются разнообразные пальчиковые игры и стихи.
Преимущества и недостатки системы жестов.
Преимущества: • Руками для использования системы жестов мы можем воспользоваться всегда, в отличие от других специальных приспособлений. • Язык жестов легче понять и «произнести», чем речь. • Язык жестов часто наглядeн. • Ребёнку можно помочь своими руками. • Обращение идёт непосредственно к тому, с кем говорят, и имеет место зрительный контакт. Недостатки: • Некоторые жесты понятны только «посвящённым». • Такое общение ограничено для детей с нарушениями двигательных функций. • Жесты динамичны, то есть исчезают сразу после того, как их «произнесли». • Ребёнок должен помнить жесты и извлекать их из памяти.
2. Метод пиктограмм
Эффективным средством, позволяющим удовлетворять одну из главных человеческих потребностей — потребность в общении, является метод пиктограмм. Этот метод положен основу обучения альтернативному чтению.
Цель применения метода пиктограмм, прежде всего, организовать коммуникацию с неговорящими учащимися, пробудить и актуализировать их перцептуальные и понятийные возможности, активизировать невербальный интеллект. Пиктограммы — эффективное средство коррекции психики умственно отсталых детей. Уроки-занятия с использованием пиктограмм пробуждают и развивают их когнитивные возможности, стимулируют и активизируют деятельность учащихся, в том числе и коммуникативную. Опора на «графический» язык помогает становлению импрессивной речи учащихся, что создает благоприятные предпосылки для формирования зачатков их экспрессивной речи.
Большое внимание в работе с пиктограммами уделяется тем символическим изображениям, которые часто встречаем в окружающем ребенка социальном мире (разрешающие, запрещающие, предупреждающие, информационные знаки и т. п).
В настоящее время создан кодовый словарь, который можно использовать и в повседневной жизни, и в процессе обучения неговорящего ребенка грамоте. (См. : Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я — говорю! Упражнения с пиктограммами: Рабочие тетради. — М. : Дрофа, 2007- 2007). В нем даны символические изображения (пиктограммы, замещающие слова, и надписи-обозначения. Пиктограммы слов в зависимости от их грамматической категории изображены на разном цветном фоне. Цветной фон вызывает ассоциацию с определенной грамматической категорией, что является немаловажным для обучения функциональным связям элементов через подключение синтаксиса. Символическое изображение при этом достаточно конкретно, хорошо узнаваемо, чтобы ученик мог безошибочно идентифицировать его с реальным предметом или его реалистичным изображением. Кодовый словарь позволяет учащемуся с умеренной умственной отсталостью, а в ряде случаев и учащимся с тяжелой умственной отсталостью вступать в общение не только дома (в детском доме-интернате, в классе, но и в разнообразных ситуациях повседневной жизни.
Система работы с невербальными средствами коммуникациивключает следующие этапы:
— первоначальное формирование понятия знака (пиктограммы);
— формирование обобщающего понятия на основе изученных знаков;
— закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммой;
— самостоятельную ориентировку в системе предлагаемых знаков — «чтение пиктограмм».
3. Обучение глобальному чтению.
С точки зрения психологии чтение представляет собой воспринимаемую форму общения и складывается из двух взаимосвязанных процессов: техники чтения и понимания читаемого текста. При этом следует подчеркнуть, что восприятие написанного само по себе не является чтением. Ребёнок должен понимать смысл написанного слова или текста. Поэтому чтение с точки зрения психологии является ещё и своеобразным мыслительным процессом. Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память. Глобальное чтение является одной из ведущих методик дополнительной коммуникации для стимуляции речевого развития у детей с синдромом Дауна, так как сильной стороной данных детей является зрительное и образное восприятие. Суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать белый картон с чёрными буквами высотой от 2 до 5 сантиметров. При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребёнка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.
Подготовка к обучению глобальному чтению.
Для формирования глобального чтения требуется проведение подготовительной работы — это разнообразные игры и упражнения на развитие: • зрительного восприятия; • внимания; • зрительной памяти; • понимания обращённой речи; • выполнения простых инструкций; • умения подбирать парные предметы и картинки; • умения соотносить предмет и его изображение; • понимания содержания читаемого.
Вводить обучение глобальному чтению можно не раньше, чем у ребёнка будут сформированы вышеперечисленные умения
Целесообразно использовать дидактические игры, целью которых является прослеживание дорожек, выкладывание узоров из мозаики по образцу, декоративное рисование. Важно также обеспечить мотивацию использования табличек с напечатанными словами и фразами, что можно достичь в процессе проведения игр с куклами и игрушками-животными. Это такие игры, как: • «Лабиринты», • «Кто где живёт?», • «Лото», • «Найди по контуру», • «Что пропало?», • «Найди по силуэту», • «Найди место куклам», • «Парные картинки».
Виды работ при обучении глобальному чтению:
1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребёнка, имена его близких, клички домашних животных). Для обучение глобальному чтению можно использовать самодельные книжки или так называемые простые коммуникативные альбомы с картинками и подписями к ним. Сначала они составляются без учёта определённой темы и содержат тот материал, который чаще всего встречается ребёнку в жизненной ситуации. Удобно использовать семейный фотоальбом как дактический материал, снабдив его соответствующими печатными надписями. Надписи дублируются на отдельных карточках, и ребёнок учится подбирать одинаковые слова. Затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются, и от ребёнка требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить её к рисунку. Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью. По мере накопления словаря к картинкам даются двух-трёхсловные подписи (например: «Вот мама Ира», «Это папа Юра»).
2. Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями. Хорошо начать с темы «Игрушки». Сначала берём две таблички с различными по написанию словами (например, «кукла» и «мяч»). Нельзя брать слова, похожие по написанию (например, «мишка», «машина»).
3. Чтение письменных инструкций. Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол. Тематика предложений: • Схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза», «Покажи руки» и так далее — здесь удобно работать перед зеркалом). • План комнаты («Подойди к двери», «Подойди к окну», «Подойди к шкафу» и так далее). Предъявляя карточки, обращаем внимание ребёнка на различное написание вторых слов в предложениях.
4. 4. Чтение предложений. Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия (Кошка сидит. Кошка спит. Кошка бежит. Кошка ест.).
Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем альтернативной (дополнительной) коммуникации, всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения.
Требования к символам системы дополнительной коммуникации: • Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было догадаться об их значении. • Картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными для манипуляций с ними (приклеивать-отклеивать, опускать в ящик — доставать из ящика). • Лица и предметы, изображённые на фотографиях, должны быть знакомы ребёнку. • Предметы и игрушки должны быть яркими и интересными ребёнку. • Слово должно быть написано специальным простым шрифтом. • Поза для жестов: напротив, на уровне глаз, дающая возможность ассистенту помочь сзади сделать жест.
Конспект интегрированного НОД в подготовительной группе по коммуникации «Весна» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по коммуникации «Весна» Программное содержание: Создание социальной ситуации.
Конспект интегрированного занятия по коммуникации «Осень золотая» Конспект интегрированного занятия по коммуникации Тема: Осень золотая. Задачи : Продолжать учить понимать образную основу поэтических произведений;.
Конспект НОД коммуникации подготовительной группы: Тема: «Здравствуй, Космос!» Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы. Цель: Обобщить знания.
Конспект НОД по коммуникации к 1 апреля «Смешное занятие: сочиняем небылицы» Конспект НОД ОО «Коммуникация» в старшей, подготовительной группе к 1 апреля Тема: «Смешное занятие: сочиняем небылицы» Автор: Соболева.
Конспект НОД по коммуникации «Овощи Кубани» во 2-ой мл. гр. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье». Цель:.
Конспект НОД по коммуникации в подготовительной группе Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие,.
НОД по коммуникации в старшей группе «Беседа о весне» Конспект О. Д. по коммуникации в старшей группе «Беседа о весне» Воспитатель Григорова Татьяна Владимировна Образовательная область: коммуникация.
Особенности коммуникации воспитателя и ребенка, сопряженные с их национальной ментальностью Особенности коммуникации воспитателя и ребенка,сопряженные с их национальной ментальностью 1. Введение в проблему Освоение детьми дошкольного.
Занятие по коммуникации (обучение грамоте) в подготовительной группе «Звуки [Т] и [Т’]» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 комбинированного вида» с. Визинга. Занятие по коммуникации.
Презентация «Использование средств альтернативной коммуникации при работе с детьми с умеренной умственной отсталостью»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Использование средств альтернативной коммуникации
в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью
Выполнила: учитель –дефектолог
Самойленко Т.В.
Описание слайда:
Коммуникация, или общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Альтернативная коммуникация ( дополнительная, аугментативная,
вспомогательная, тотальная) – это способы коммуникации, дополняющие
или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут с её помощью
удовлетворительно общаться.
Описание слайда:
Когда используется АК?
Двигательные или анатомические нарушения, создающие моторные трудности для произношения звуков(анартрия, апраксия, макроглоссия).
Прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия, множественный склероз).
Приобретённые заболевания или травмы (в результате аварий или инсульта).
Временные ограничения речевых возможностей (например, из-за трахеотомии).
Описание слайда:
• может быть необходима постоянно;
• может применяться ситуативно;
• может рассматриваться как помощь в овладении устной речью
Описание слайда:
Средства поддерживающей коммуникации:
Мимика, жесты и движения тела
графические символы, карточки PCS
Описание слайда:
Жесты и движения тела.
Описание слайда:
Причины использовать жесты:
являются неотъемлемым средством общения и взаимодействия взрослого и ребенка,
для которого не доступны другие средства коммуникации;
жесты всегда находятся «под руками», их можно применять всегда и везде в отличие
от технических средств коммуникации;
жесты располагают намного большим «словарем», чем другие наборы символов;
обучение жестам не требует от окружающих каких-либо специальных знаний.
выполнение и восприятие жестов задействует различные анализаторные системы
(зрительную, кинестетическую), что улучшает понимание сообщения;
визуализация языка побуждает ребенка к внимательному наблюдению заговорящим,
что улучшает его восприятие (видит мимику, артикуляцию, движения тела);
Описание слайда:
Требования к жестовой коммуникации:
жесты должны быть моторно-доступными и простыми;
жест всегда должен сопровождаться речью;
оптимальная поза для предъявления жеста – напротив, на уровне глаз;
для обучения лучше всего использовать жесты, основанные на сходстве или ассоциациях
с понятием;
по возможности, жесты должны изображать объект или действия с ним, например,
чашка – жест «пить»;
жесты должны сопровождать весь процесс жизнедеятельности ребенка в течение дня;
должна быть разработана своя «Книга жестов».
применяемые жесты должны быть одинаковыми для всех сотрудников детского дома-
интерната работающих с этими детьми.
Описание слайда:
Символические социальные жесты (смотри, слушай, да, нет, нельзя, …);
Жесты движения и имитации простых предметных действий (возьми, положи, сядь, умываться, пить…)
Жесты описательного характера предметного и природного мира (дом, дерево, мишка, курочка, мяч, большой…)
Описание слайда:
Графические символы
Фотографии
Описание слайда:
Пиктограмма — это схематичная картинка, обозначающая какой-либо предмет или
действие.
Пиктограммы помогают выражать желания, просьбы, потребности, чувства на всех
уровнях жизнедеятельности ребёнка — в окружающей обстановке и при общении со
сверстниками, социумом.
Обучение использованию и пониманию пиктограмм должно вестись совместно всеми
сотрудниками работающими непосредственно с ребенком.
Педагог обучает ребёнка на специально организованных занятиях, а остальные
сотрудники применяет данную методику в своей работе.
Описание слайда:
Условия использования графических символов при работе с детьми:
изображения должны быть яркими, простыми, знакомы ребенку;
картинки удобны для манипуляций с ними;
постепенно переходить с цветных картинок на чёрно-белые;
пиктограммы должны сопровождать ребенка во всех сферах его деятельности;
создание единого «Пиктомира»
Описание слайда:
Алгоритм обучения ребенка использованию графических символов
Установить зрительный и эмоциональный контакт с ребенком
Исследовать предметный мир с помощью органов чувств (поиск нужно предмета, показ действия)
Познакомить ребенка с реалистическим изображением изучаемого объекта или действия
Выбор изображения среди остальных
Познакомить ребенка со схематическим изображением (пиктограммой) изучаемого объекта или действия
Выбор нужной пиктограммы среди остальных.
Описание слайда:
Алгоритм работы персонала с альтернативными средствами коммуникации:
I.
Если необходимо сообщить информацию ребенку
Установить эмоциональный и зрительный контакт с ребенком
Сообщить ребенку необходимую информацию, подкрепляя ее жестом
Предъявить ребенку графическое изображение предмета или действия
Пример:
— Сейчас ты будешь кушать.
II.
Если необходимо получить от ребенка ответную реакцию на задаваемый вопрос
1.Установить эмоциональный и зрительный контакт с ребенком
2. Задать ребенку вопрос подкрепляя его жестом, графическим изображением
Дождаться ответной реакции от ребенка в виде жеста, показа нужного изображения (в альбоме, на планшете, на доске)
Если необходимо сопроводить ребенка, помочь ему достать карточку, нажать на изображение объекта.
Пример:
Что ты будешь делать. Умываться или кушать?
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
данная презентация поможет учителю-логопеду в работе с неговорящими детьми.
Общая информация
Похожие материалы
Детско-родительская группа для детей с ОВЗ и их родителей «Теплые ладони»
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ «Психологический практикум»
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ «Развитие познавательной сферы»
Психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ
Статья ««Внедрение билингвального компонента в работе с детьми с ТНР КВ группы ДОУ» (из опыта работы)
Презентация на тему: «Основные этапы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса»
Конспект занятия на тему «Дифференциация [л-м] в слогах и словах».
Презентация » В поисках клада»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5423753 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.