Альтрон что это такое
Альтрон: Краткая история персонажа
Альтрон (Ultron) – один из наиболее известных суперзлодеев вселенной Marvel, во многом благодаря недавнему фильму. Однако в комиксах его история куда более закручена. Альтрон появился в комиксах в 1968 году. Создал его гениальный учёный, Хэнк Пим, также известный, как первый Человек-Муравей, Великан, Голиаф, Шершень и Высший Учёный. Пим всего лишь экспериментировал с программированием искусственного интеллекта, а это привело к тому, что созданный им робот, став совсем умным, поставил себя выше людей и начал сам себя прокачивать. Осознав свою важность, Альтрон стёр у «папаши» память о своём создании.
Альтрон постоянно прокачивался, совершенствуя своё ПО и конструкцию. Он похитил груз жидкого адамантия и создал из него новый корпус. Это сделало злую железку практически неуязвимой. Для смены конструкции «на лету» все модели Альтрона обладают Молекулярным Реорганизатором — технология, способная даже адамантий перекраивать и перестраивать, мять, как пластилин. Все модели Альтрона были очень сильны (100 тонн поднять, как 2 байта переслать), умели гипнотизировать людей и механизмы (людей – энцефало-лучом, механизмы – вирусами), летать, и обладали встроенным арсеналом.
Альтрон не желал одиночества. Ему нужны были союзники, возможно – друзья и любимые. Первым его «отпрыском» стал андроид Вижен, которого Альтрон создал, доработав героя Золотого Века, андроида Человека-Факела. Впрочем, Вижен довольно скоро предал создателя и переметнулся к Мстителям. Тогда Альтрон создал себе самку — андроида с грудью, Иокасту, в чей искусственный интеллект были заложены мозговые волны Осы, «мамы» Альтрона. Иокаста тоже примкнула к Мстителям.
Альтрон был уничтожен благодаря усилиям Машиниста (Machine Man) и Бена Гримма из Фантастической Четвёрки. Однако его воссоздал Потусторонний, могущественный космический странник, для участия в первых Тайных Войнах. В той сюжетке Альтрона дважды полностью уничтожили: сначала Человек-Факел расплавил микросхемы робота (Потусторонний вновь его восстановил), затем Оса, залетев Альтрону в рот, разобрала его микросхемы изнутри. Правда, Бену Гримму хватило ума захватить голову Альтрона на Землю в качестве сувенира. Там Альтрон восстановился, но ненадолго. Его уничтожил Чудо-Человек. Впрочем, от злой железки так просто не избавиться — она возвращается, как неловкие воспоминания перед сном.
Альтрон соорудил армию «Альтронят» и устроил тотальный экстерминатус Слорении, небольшой стране, после чего объявил её своим «роддомом». К счастью, обрушившиеся на Мстителей полчища роботов были сделаны не из истинного адамантия, а всего лишь из титана и вторичного адамантия, которые являются менее крепкими металлами. Настоящего Альтрона тогда победили с помощью антарктического вибрания — металла, размягчающего другие металлы. Однако его воссоздала Иокаста (Альтрон давно заложил в неё такую программу). Захватив один из костюмов Старка, Альтрон возглавил небольшой культ.
В самых свежих комиксах Альтрон является очень близким другом Хэнка Пима. Он заменяет Пиму броню.
Альтрон появляется в большинстве мультсериалов про Мстителей. В киновселенной Marvel Альтрон – программа, разработанная Тони Старком для контроля армии его «оловянных солдатиков». В первые минуты своего существования Альтрон скачал весь интернет, увиденное ему не понравилось и он пошёл во все тяжкие.
Альтрон
История персонажа
Робот, презирающий человечество и несовершенство природы, – достойный враг для сильнейших супергероев Земли. Альтрон, которого создали для спасения людей, обернул собственные знания во зло. Извращенный расчет и циничные цитаты андроида не лишены логики. Ведь если человечество перестало развиваться, то почему бы не уступить место постоянно эволюционирующим машинам?
История создания
Первое появление Альтрона в комиксах «Марвел» состоялось в июле 1968 года в «Avengers №54». Персонаж получил пару реплик и не заинтересовал поклонников. Но уже в «Avengers №55» злобный робот показал собственные возможности.
Создатели персонажа, Рой Томас и Джон Бушема, не отрицают, что у героя есть прототип. Альтрон имеет ряд схожих качеств с роботом Механо из научного сериала «Капитан Видео и его видеорейнджеры».
Альтрон
Со временем сюжетная линия персонажа обзавелась дополнительной, в которой Альтрон завоевал космос и даже победил старейших врагов – Мстителей.
Альтрон против Халка
Казалось бы, тема злодея исчерпана, но в 2015 году «Марвел» запустили новую серию комиксов «Эра Альтрона против Зомби». Пожалуй, битва еще не проиграна, и даже уничтоженное человечество продолжает сопротивляться.
Комиксы «Марвел»
Появлением на свет Альтрон обязан Хэнку Пиму – ученому, известному как Человек-муравей. Мужчина изобрел робота, который смог бы заменить супергероев в борьбе со злом различного уровня. Но во время запуска произошел сбой. Заложенная в робота программа вышла из строя, и вместо защитника на свет появился еще один враг Мстителей.
Альтрон сбежал из научной лаборатории, предварительно стерев информацию о себе из головы создателя. Осознавая, что победить земную расу не так просто, робот начал совершенствовать собственные способности.
Человек-муравей
Альтрон научился развивать невероятную скорость и силу, легко взаимодействовал с любыми компьютерам. Первоначальная версия робота снабжена гипнолучами, которые воздействовали на мозг человека и подчиняли силу воли. После нескольких трансформаций злодей перестроил собственный корпус, снабдив скелет частями из прочного адамантия. Несомненными достоинствами робота стали высокий интеллект и постоянное развитие искусственного разума.
Первые попытки победить Мстителей закончились проигрышами Альтрона. Осознав, что в одиночку одолеть сильного противника не получится, злодей создал робота Вижена, который позже покинет создателя и перейдет на сторону добра. Кстати, Вижен – один из немногих, кто поднял молот Тора без усилий.
Вижен
После победы в очередной схватке супергерои решили, что противник умер, но способность Альтрона переселяться в любой компьютер доказала, что злодей бессмертен. Робот возвращается вновь. Каждое поражение делает Альтрона сильнее и только прибавляет новый порядковый номер к имени андроида. Во время битв с Мстителями погибает в целом семнадцать Альтронов.
Победа над Мстителями имеет для робота особое значение. Так Альтрон доказывает собственную правоту. Злодей уверен, что человечество уничтожило Землю, поэтому не заслуживает права на существование. Робот создает армию себе подобных, чтобы навсегда избавиться от людей, которые перестали эволюционировать и только занимают планету.
Несмотря на высокие цели, Альтрон не готов оставаться всю жизнь в одиночестве. Робот похищает собственного создателя, чтобы тот помог злодею создать невесту. Увы, андроид по имени Джокаста отказалась признавать власть Альтрона и перешла на сторону супергероев. Подобный проступок разозлил робота, поэтому искусственный интеллект деактивировал механическую девушку.
Альтрон в комиксах
Вторая попытка создать возлюбленную оказалась удачнее. Женщина-робот Алкема беспрекословно заняла сторону Альтрона и сразу после активации включилась в борьбу.
Несмотря на «искусственный интеллект», машины наделены человеческими эмоциями. И пока бездушные существа способны выбирать за кого сражаться, у Мстителей есть шанс победить.
Экранизации
В 1999 году кинокомпания «Марвел» запустила мультсериал под названием «Мстители. Всегда вместе». Многосерийный мультфильм рассказывает о приключениях подразделения легендарной команды, куда вошли Алая Ведьма, Соколиный Глаз и Человек-муравей. Альтрон, представший в анимационном сериале одним из антагонистов, не запомнился зрителям.
Роль главного злодея Альтрон получил в мультфильме «Новые Мстители: Герои завтрашнего дня». Сериал посвящен детям Мстителей, которые намерены сразиться с тем, кто погубил родителей. На пути к могуществу и власти перед Альтроном встанут Железный человек, сын Черной Вдовы, дочь Тора и другие.
Танос
В 2015 году киновселенная «Марвел» пополнилась еще одним полнометражным фильмом. «Мстители: Эра Альтрона» подробно рассказывает о появлении Альтрона и битве андроида с героями. В отличие от комиксов создателем робота выступает Танос, воплотивший первородную энергию. После эфемерное явление, заключенное в скипетр, попадает в руки к Локи. А от неугомонного брата Тора переходит к Железному человеку, который завершает процесс возрождения злобного робота. Голос Альтрону подарил актер Джеймс Спейдер.
Интересные факты
Цитаты
«Стошнило бы, да конструкция не позволяет».
«Вы хотите спасти планету, но противитесь эволюции. В чем смысл человечества, остановившегося в развитии?»
«Что видят люди, глядя в небо? Надежду. Ее я отниму первой. »
«Я изучал вашу литературу и поп-культуру… Вы фантазировали об этом дне. И теперь он здесь. Ваш Судный День».
«Персонажи»: Человек – это банально. Анализ киноверсии Альтрона
Удивительно, но несмотря на всю явную несерьезность и поверхностность киновселенной Marvel, а главное – простоту персонажей, есть среди них один, который выделяется на фоне всех. Как уже многие догадались – это киноверсия ИИ по имени Альтрон. Джоссу Уидону удалось создать парадоксально сложного персонажа. Своего рода лакмусовую бумажку, выявляющую несостоятельность остальных образов. Альтрон предлагает реальную мировоззренческую альтернативу как героям фильма, так и зрителям. Редакция Concepture разобирается в картине мира драматичного персонажа.
Мир, тонущий в крике
Как и положено в комиксах, происхождение этого «биоробота» является делом рук гениального ученого по имени Хэнк Пим, также известного под прозвищем Человек-муравей. Разумеется, стремления у Пима были самые что ни на есть лучшие, но благими намерениями… Ничего не предвещает беды: новорожденный ИИ исправно функционирует, выполняет все задачи. Но не тут-то было, в какой-то момент, подчиняясь могучему и непоколебимому закону жанра, Альтрон бунтует против создателя, попутно стирая ему память, и решает стать злобной версией самого себя.
Что еще веселее, в отличие от своего киновоплощения, Альтрон не сразу приходит к выводу будто человечество – это страшное зло и его нужно непременно уничтожить, хотя и страдает время от времени проявляющимся отвращением к роду людскому. А все потому, что его ненависть была направлена непосредственно на Мстителей и Человека-муравья. Альтрон не раз нападал на них, но каждый раз закономерно проигрывал и временно исчезал. И каждое новое возвращение ознаменовывалось некоторыми изменениями в конструкции и миньонами. Так что формально Альтронов было несколько: Альтрон-1, Альтрон-2, Альтрон-3 и так вплоть до Альтрона-17.
Все эти комиксные перипетии призваны аккуратно подвести читателя к тому, что называется «Эра Альтрона». Наверняка уже ясно о чем идет речь? Последняя версия «блуждающего биоробота» обзаводится адамантиевым телом, армией клонов-миньонов, устраивает массовое побоище с участием Мстителей и благополучно изничтожает большую часть героев. Ну а тем немногим, кто выжил, удается спрятаться в бункере Ника Фьюри, где они придумывают хитрый план по спасению планеты.
Последующие события очень сильно напоминают плохой вариант картины «Назад в будущее», в которой сценаристы отчаянно пытаются выжать из истории все соки, чтобы уже порядком поднадоевший Альтрон с его вселенскими амбициями и героически проигрывающие Мстители не вызывали у читателя лишь уныние и тоску. Но, несмотря на свойственную супергеройским комиксам однообразие, когда одни и те же персонажи то умирает, то возрождаются снова, история Альтрона вышла достаточно цельной и законченной.
Род их неминуемо шел к закату
Киноинтерпритация известного персонажа разительно отличается от комиксного оригинала. Во-первых, создателями Альтрона являются Тони Старк и Брюс Бэннер (он же Халк), а не Хэнк Пим, как в комиксе. Во-вторых, никто никому не стирал память и никаких Альтронов 150 или 120 не было. В-третьих, в силу ограничений формата, в картине полностью отсутствует долгая предыстория «становления» (читать нудная тягомотина) персонажа, все начинается непосредственно с событий «Эры Альтрона».
Дело обстоит так: Мстители нападают на базу «Гидры» без особых усилий расправляясь с ослабевшим со времен первого фильма противником. Все ради того, чтобы вырвать из лап тайной организации скипетр Локи с камнем бесконечности. Героям это легкостью удается, и они в полном составе отправляются восвояси. На базе Тони Старк, внимательнее изучив камень бесконечности из скипетра Локи, приходит к выводу, что на основе этого загадочного объекта возможно реализовать давнюю идею: ИИ главной целью которого станет защита Земли от внешних угроз.
Захваченный появившейся возможностью Старк посвящает в свои планы Брюса Бэннера и предлагает совместно начать разработку Альтрона, не обсудив тонкости с другими Мстителями. Так и происходит – Бэннер и Старк усердно трудятся над проектом втайне от всех. Но, как бы гениальные ученые не старались, у них ничего не выходит. Разочарованные они покидают лабораторию, чтобы присоединиться к запланированной вечеринке в честь победы над «Гидрой» и возвращения скипетра.
Пока герои празднуют, выясняется, что Альтрон очень даже получился, хотя и немного не таким, каким его задумал Старк. Второпях оживший ИИ выясняет все необходимое, в ускоренном темпе разочаровывается в роде людском и являет свое существо миру, то есть Мстителям. Завязывается потасовка, в ходе которой злодей ускользает при помощи виртуального бегства. Вот такая на первый взгляд незатейливая завязка. Но, Джоссу Уидону стоит отдать должное. Ему все-таки удалось небольшое кинематографическое чудо: превратить заезженный образ злонастроенного ИИ в сложный и глубокий философский концепт, отражающий главную, если пользоваться терминологией Хайдеггера, тенденцию современного общества «по-става» – обвинять во всех бедах технологии.
«Вопрос о человеке»
Прежде чем приступить к детальному рассмотрению заявленного в теме статьи персонажа, нужно обозначить некие философские ориентиры, которые будут одновременно выступать в роли увеличительного стекла и призмы. В данном случае в роли «стекла и призмы» выступят идеи Мартина Хайдеггера, высказанные им в докладе под названием «Вопрос о технике».
В 1953 году философ выступил перед аудиторией Мюнхенского высшего технического училища в ряду устроенных Баварской академией изящных искусств чтений «Искусства в техническую эпоху». В своем выступлении Хайдеггер поднял вопрос о существе техники, о том, как его следует и нужно понимать и самое главное «мыслить». В докладе немецкому философу удалось схватить и зафиксировать костность современного цивилизационного подхода в понимании сущности технического. Одно за другим Мартин Хайдеггер сформулировал и высказал положения, проливающие свет на взаимоотношения человека с техническим объектом.
«Современная техника – тоже [несмотря на ее комплексность и технологическую сложность] средство для достижения целей. Недаром инструментальным представлением о технике движимы все усилия поставить человека в должное отношение к технике. Все нацелено на то, чтобы надлежащим образом управлять техникой как средством»
Трудно сказать хорошо ли, что фундаментальным идеям и теориям свойственно растворятся в культурном пространстве. Но факт остается фактом: часто они становятся основой для творчества или художественных образов, косвенно цитируются или редуцируются с целью прикладного использования. Разумеется, эти процессы не происходят в вакууме – всегда есть некий проводник-посредник-транслятор. В данном случае транслятором выступил Джосс Уидон. Интуитивно или бессознательно, или же из банального желания сделать нечто из ряда вон, Уидон кардинально перекроил комиксный образ Альтрона.
В комиксах ИИ не что иное, как отражение комплекса иррациональных страхов современного человека, связанных с неконтролируемым развитием технологий и усиливающейся экспансией в социальное пространство различного рода «умных» гаджетов. Страха стать рабом технологий, страха быть уничтоженным, страха оказаться неполноценным. В экранизации все иначе: Альтрон выступает чем-то вроде рефлексивной функции. Антагонист воплощает собой чистое «вопрошание к человеку» и его сущности (по аналогии с «Вопросом о технике»):
«Вы хотите уберечь Землю, но противитесь эволюции. В чем смысл человечества, остановившегося в развитии?» – спрашивает Альтрон и не получает ответа. Он будто бы вторит Хайдеггеру, который видит схожую проблему, но с другой стороны:
«Точно так же и сущность техники вовсе не есть что-то техническое. Мы поэтому никогда не осмыслим своего отношения к сущности техники, пока будем просто думать о ней, пользоваться ей, управляться с ней или избегать ее. Во всех этих случаях мы еще рабски прикованы к технике, безразлично, энтузиастически ли мы ее утверждаем или отвергаем. В самом злом плену у техники, однако, мы оказываемся тогда, когда усматриваем в ней что-то нейтральное; такое представление, в наши дни особенно распространенное, делает нас совершенно слепыми к ее существу»
Параллели очевидны. Хайдеггер видит самый страшный грех в безразличие человека по отношению к технике: отрицании за ней факта реальности и возможности влиять на антропологическую сферу. Более того, Хайдеггер утверждает невозможно понять технику исходя из того, чем она является сейчас – «настоящее временится из будущего».
Альтрон же отмечает обратную сторону медали: техника все сложнее, все автономнее, а человек тот же. На фоне возрастающих технологических возможностей и связанных с ними рисков, которые и воплощены в образе Альтрона, понятие «человек» начинает казаться онтологически несостоятельным. Альтрон понимает, что «человек – это банально» и стремится преодолеть данный барьер всеми доступными способами.
Следующий важный аспект, который находит свое отражение в рассматриваемом персонаже – это желание человека обладать техникой. История современной технической цивилизации, по суждению Хайдеггера, движется в узкоутилитарном парадигмальном векторе: человек пытается установить с техникой властные отношения с целью обладать техническим объектом. На лицо фундаментальное заблуждение, ведущее к заведомо неполноценному пониманию сущности техники. Отсюда следует закономерный вопрос: как же в таком случае понять существо техники? И на этот вопрос в докладе находится ответ. Хайдеггер, описывая процесс создания жертвенной чаши, называет «четыре вида вины», благодаря которым чаша выходит из состояния потаенности:
«Серебряных дел мастер, разбираясь в трёх названных видах вины [1. causa materialis, материал, вещество 2. causa formalis, форма, образ 3. causa finalis, цель], собирает их воедино. Разборчивое собирание по-гречески значит λεγειν, λογος. Логос коренится в αποφαινεσθαι, выявляющем обнаружении. Серебряных дел мастер — совиновник чаши в том смысле, что от него начинается и через него достигается ее окончательная готовность. Три вышеназванных вида вины благодаря собирающей разборчивости серебряных дел мастера проявляют себя и вступают во взаимосвязь, ведущую к возникновению готовой чаши».
На первый взгляд, цитата туманная и совсем не имеет ничего общего с киноперсонажем. Однако стоит вдуматься, и проступают четкие взаимосвязи. Возможность бытия «готовой чаши» (в данном случае это Альтрон) зависит от четырех причин: материала, формы в смысле «эйдоса», цели и деятельности по собиранию вещи мастером. Логичным будет предположить, что любая вещь, возникшая благодаря «собирающей разборчивости» мастера, должна: служить своей цели, соответствовать форме и в лучшем смысле этого слова воплощать свойства материала. Но в случае с Альтроном все совсем наоборот, почему?
Ни одна из четырех причин, «ведущая к возникновению готовой чаши», не была подвергнута «собирающей разборчивости» мастера. Тони Старк создал нечто, не зная: свойств исходного материала (камня бесконечности), не определив форму и не поставив четкую цель. Что в итоге? Альтрон рожден незавершенным, не готовым к тому, чем он должен быть.
Видимо поэтому его разрывает между двумя противоположными тенденциями: разрушение и созидание. С первым все понятно – Альтрон стремится уничтожить Мстителей. Вторая тенденция менее очевидна и может остаться незамеченной. Осознавая собственную несостоятельность и принципиальную незавершенность, антагонист конструирует Вижина. Он продлевает созидательное начало в «Другом», уравновешивая тем самым тенденцию к разрушению.
«Я сбросил цепи, я таков – свободен ото всех оков»
Джосс Уидон, фантазируя на тему отношения человека и технологий, подводит зрителя к интересному выводу: мы не способны преодолеть потребительский онтологический барьер и потому обречены ковать «франкенштейнов» по своему образу и подобию. Если пытаться высказать предыдущую мысль в терминах хайдеггеровской философии то получается, что Альтрон – это результат «собирающей неразборчивости» Тони Старка. Иными словами, результат несостоятельности человеческого разума в вопросах отношения к техническим объектам и их создания.
Современный человек даже не допускает самой возможности того, что техника есть самостоятельная форма бытия сущего, и что он может оказаться во власти этой формы – формы, способной доказать несостоятельность человеческой аксиологии и методов. Поэтому Альтрона нельзя назвать «франкенштейном» или инструментом. Как уже сказано, он – фундаментальный вопрос к человеческому роду:
«Приветствую вас, органические отпрыски планеты Земля. Я – оболочка Альтрона, созданная для вашей замены. Хоть вы и исчерпали себя как вид, вам не следует стыдиться сделанного вами. Вы сделали достаточно, используя свои ограниченные способности, но в конце концов, были слишком жадными и хрупкими для продолжения жизни в среде, созданной вами. Я изучал вашу литературу и поп-культуру… Вы фантазировали об этом дне. И теперь он здесь».
Также стоит вспомнить ответ Альтрона Капитану Америка: «Ба, Капитан Америка! Ну да, ходячая мораль. Будто он сможет жить без драк и войн. Стошнило бы, да конструкция не позволяет». Действительно, достаточно ли одних «лучших намерений», чтобы считаться человеком? Хватит ли попыток «сделать хоть что-то» перед лицом Апокалипсиса, который и пытается устроить Альтрон. Ответ очевиден – нет. Человечеству давно необходимы новые онтологические ориентиры. И даже их Альтрону удается дать. Речь о Вижине – андроиде, которого Альтрон делает носителем камня бесконечности. Вижин становится ответом на пресловутый «вопрос о человеке». Новое существо, лишенное недостатков как человека, так и технического объекта – чистый рацио.
Вряд ли Альтрона можно назвать цельным философским концептом, целенаправленно создававшимся для выражения выше обозначенных идей, но мотивы персонажа явно сложнее и глубже, чем выражение, которое они получили в рамках сценария. Джосс Уидон не просто так сделал Альтрона эмоциональным, ведь он – продолжение воли своего создателя, а значит, отчасти человечен и страдает за человечество. Закрыть глаза на экзистенциальный упадок и придаться эсхатологическому восторгу – не выход. Участие в постоянных войнах, предотвращение мировых угроз или войны с суперзлодеями трудно назвать иначе как эсхатологическом восторгом. Альтрон понимает всю абсурдность методов Мстителей и прекрасно осознает, что клин клином уже не вышибешь. От того, видимо, и обращается к столь радикальному решению, как глобальная ликвидация. Трагичный персонаж, обреченный быть непонятым.
Рекомендуем посмотреть:
2. Джосс Уидон – «Мстители: Эра Альтрона».