Американская трагедия чем закончилась
«Американская трагедия» — краткое содержание романа Теодора Драйзера
Роман «Американская трагедия», краткое содержание которого позволит бегло ознакомиться с ним — самое известное произведение Теодора Драйзера и одна из популярнейших книг литературы США XX века. Она вполне заслуживает того, чтобы прочесть её целиком. В ней рассказывается о том, насколько ложна «американская мечта» и что случается с теми, кто пытается угнаться за ней. Она написана по мотивам похожих дел Карлайла (Карла) Харриса и Честера Джиллетта.
Первая часть
Действие произведения начинается в американском городе Канзас-Сити. Главный герой, Клайд Гриффитс — уроженец семьи уличных христианских проповедников. Её глава и его жена воспитывают своих детей в строгости. Родители часто переезжают с одного места на другое, поэтому их сын нигде толком не учился.
С самого детства у Клайда была мечта вырваться из мира нищеты и вечной нехватки, в котором царит беспросветность унылого существования. Он устраивается на работу коридорным в шикарную гостиницу «Грин-Дэвидсон». Там у него появляются новые друзья, вместе с которыми парень приобщается к употреблению алкогольных напитков и походам к проституткам. Большую часть своих доходов юноша утаивает от родителей.
Клайд знакомится с молоденькой продавщицей Гортензией Бригс и влюбляется в неё. Но девушка оказывается хитрой и расчётливой и начинает использовать парня в собственных корыстных целях. Юноша несколько месяцев спускает на неё деньги, пытаясь добиться её расположения.
Мать Клайда, Эльвира, просит сына помочь финансово. Он с недовольством отдаёт каждую неделю по десять долларов вместо пяти. Вскоре ему начинает казаться, что мать что-то утаивает. Парень выясняет, что его сестра Эстер — беременна и не замужем.
Гортензия выпрашивает у Клайда новый меховой дорогой жакет, и юноше с трудом удаётся собрать деньги на него. В это же время мать просит у сына пятьдесят долларов, но Гриффитс врёт ей, что ещё якобы не возвратил деньги, взятые взаймы у товарищей.
Жизнь Клайда постепенно идёт своим чередом, пока трагический поворот судьбы заставляет его забыть о спокойной жизни. Гортензия начинает симпатизировать Спарсеру — работнику фермы, который взял напрокат дорогую машину. Из-за этого Гриффитс ссорится с девушкой и понимает, что она никогда не будет любить его. Клайд едет вместе с ними и остальными друзьями на автомобиле, который неожиданно сбивает маленькую девочку.
Полиция устраивает погоню за ними, и машина опять попадает в аварию. Все молодые люди убегают с места происшествия, и первой это делает Гортензия. В автомобиле остаются лишь Спарсер и ещё одна девушка из их компании, Лора. Гриффитсу приходится скрываться от полицейских и спешно покинуть Канзас-Сити.
Вторая часть
Переехав в Чикаго, Клайд три года живёт там под вымышленным именем Гарри Тенета. Неожиданно он встречает своего дядю Сэмюэла. Тот владеет огромной фабрикой и уже много лет не поддерживает контактов с семьёй племянника. Предприниматель соглашается дать работу Клайду, но для этого тот должен будет переехать в город Ликург, штат Нью-Йорк, где проживает дядя.
Сначала его холодно встречает сын Сэмюэла — Гилберт. Сперва наследник даёт гостю низкооплачиваемую работу в декоративочном цеху. Клайд проживает в скучном, но дешёвом пансионе у миссис Каппи. У него появляется друг — продавец из отдела мужской одежды Уолтер Диллард. Этот легкомысленный и ветреный юноша знакомит Гриффитса с двумя девушками — Ритой Дикермен и Зеллой Шумэн. Первая сразу же стремится взять Клайда в оборот, что не нравится молодому человеку.
Спустя некоторое время Гриффитс, не в последнюю очередь благодаря родственным связям, становится начальником штамповочного отдела. Дядя перед назначением даёт племяннику наставление, чтобы тот вёл себя достойно и благонравно среди женщин, работающих на предприятии.
Вскоре Гриффитс знакомится с сотрудницей фабрики Робертой Олден. Молодые люди влюбляются друг в друга. Девушка, воспитанная в строгих правилах, сначала не решается вступить в половую связь с Клайдом. Однако он упорствует, и Роберта соглашается, опасаясь лишиться расположения и внимания Гриффитса.
Получив новую должность, Клайд переезжает в шикарный дом на Джефферсон-авеню. Обвыкшись, он выделяет на работе трёх сотрудниц, не слишком обременённых нравственностью:
Вскоре Клайд случайно знакомится с 17-летней дочерью другого городского фабриканта, Сондрой Финчли. Она вводит его в общество «золотой молодёжи» Ликурга. Постепенно девушка влюбляется в юношу. Она начинает размышлять о свадьбе, невзирая на своё несовершеннолетие и разницу в социальном статусе с избранником.
Как гром среди ясного неба, звучит известие от Роберты о том, что она беременна. Клайд уговаривает девушку совершить подпольный аборт, но никто из врачей, к которым она обращается, не соглашается сделать операцию. Роберта угрожает парню предать их связь огласке и благодаря этому добивается от нерешительного Гриффитса обещания жениться.
Гибель Роберты
Читая газету, Клайд узнаёт о трагическом происшествии, недавно случившемся в Массачусетсе: лодка, где плавала молодая возлюбленная пара, опрокинулась на озере. Труп девушки был обнаружен, а вот тело её спутника так и не нашли. Клайд помышляет о том, что примерно таким же образом он мог бы решить свои проблемы и с Робертой. Сперва юноша пытается гнать от себя такую преступную идею, но со временем понимает, что только так он сумеет гарантированно преодолеть препятствие, стоящее на пути к браку с Сондрой и роскошной жизни.
Клайд бьёт девушку фотоаппаратом, который был с собой, по голове. Впоследствии он не мог понять, сделал это намеренно или нет. Лодка переворачивается и молодые люди оказываются в воде. Гриффитс специально не вытаскивает девушку, несмотря на её возгласы и мольбы о помощи, и она тонет. Замаскировав убийство под несчастный случай, парень покидает место происшествия.
Третья или заключительная
Расследованием гибели девушки занимается следователь из округа Катараки Фрейд Хейт и его 19-летний помощник Эрл Ньюком. В кармане Роберты они находят письмо к матери и берут показания у двух охотников, которые видели в лесу молодого человека.
Местный прокурор Орвил Мейсон, мечтающий о политической карьере, также подключается к расследованию. Он ставит в известность Тайтуса Олдена, отца Роберты, о трагической гибели его дочери. Мать убитой рассказывает прокурору о Клайде. Мейсон осматривает чемодан девушки, в котором находит подаренный Гриффитсом туалетный прибор с карточкой, подписанной юношей. В комнате парня проводят обыск, в ходе которого обнаруживают письма от погибшей невесты.
Клайд приезжает на дачу к своим друзьям Крэнстонам. Внешне он вполне спокоен, но в душе обеспокоен из-за совершённого злодеяния и боится разоблачения. В газете юноша читает о том, что тело девушки было найдено, и в панике сжигает костюм, в котором приезжал на озеро.
Узнав, что следствие разыскивает убийцу, Гриффитс сначала решает сам пойти в полицию и рассказать о происшествии в лодке, выставив всё, как несчастный случай. Поразмыслив получше, юноша понимает, что дело зашло слишком далеко и ему никто не поверит. Более того, из-за этого парень рискует навсегда потерять Сондру.
Задержание и суд над Клайдом
Вместе со своими новыми друзьями из «золотой молодёжи» и Сондрой он решает на неделю уехать отдохнуть на Медвежье озеро. В глухих лесах Гриффитс уже начинает размышлять о побеге и в этот момент его задерживает подручный шерифа Николас Краут. Это происходит прямо на глазах у товарищей. В участке Мейсон старается получить у юноши признание и угрожает отвести его к Сондре. Испугавшись, что девушка увидит его в качестве обвиняемого, Клайд рассказывает, что был с Робертой на озере, но добавляет, что она погибла случайно.
В городе становится известно, что преступник пойман. Местные жители даже стараются взглянуть на злодея. Гриффитс же продолжает упорно настаивать на своей невиновности. Водолазы осматривают дно озера и обнаруживают там фотоаппарат. Подробности убийства и выдержки из писем Роберты начинают публиковать газеты всей страны. Семейства Крэкстонов и Финчли в спешке покидают Ликург.
Сэмюэл решает помочь племяннику и просит своего адвоката Дарру Брукхарта разобраться в этом деле. Его помощник, Кетчумен, нанимает для Клайда юриста Элвина Белнепа, политического конкурента Мейсона. Он сразу же приходится Гриффитсу по душе, и тот рассказывает адвокату, как всё было в действительности. Рубен Джефсон, помощник Белнепа, не может до конца понять, виноват Клайд или нет, но придумывает оправдательную историю, которая выглядит достоверно.
Эстер рассказывает Эльвире, матери парня, что с ним произошла беда. Женщина пытается приехать навестить его, но юноша отговаривает её. Информация о детстве Гриффитса-младшего и его семействе попадает в газеты.
Значение и смысл
«Американская трагедия», анализ которой занимает литературоведов уже несколько десятилетий, отображает историко-общественные противоречия США начала прошлого века. Такую реальность сложно понять изнутри, но можно прочувствовать, представив себя на месте главного героя. Реализм автора ценится, благодаря близости к документалистике. Её сплетение с художественной классической литературой стало изюминкой «Американской трагедии», герои и характеры которой показаны максимально достоверно.
Драйзер не приукрашивал события, происходившие в стране, противопоставляя свой роман писателям, рассказывающим в то время невероятные истории любви, которые якобы могли сделать человека из низших слоёв уважаемой в обществе персоной.
Сюжет «Американской трагедии» говорит о том, что эта история опровергает американскую мечту, которая способна затмить совесть и разум как отдельного человека, так и целой эпохи. Тогдашнее искусство вбивало в головы, что любой может овладеть неземными богатствами, даже если он — выходец из самых низов общества. Драйзер же на страницах романа показывает, что подобное возможно, только если постоянно идти на сделки со своей совестью. Именно таким путём и решил пойти и Клайд Гриффитс, и он привёл парня к смерти и позору.
«Американская трагедия» Теодора Драйзера до сих пор популярна, есть несколько экранизаций романа. Одна из них сделана в СССР, и главную роль там исполнил известный актёр Гедиминас Сторпирштис. В этой же ленте сыграли такие легенды советского кино, как:
Помимо этой, ещё несколько экранизаций были сделаны в США. Это фильмы:
В декабре 2005 года в нью-йоркском театре «Метрополитен-опера» был представлена опера по роману. Книга известна во всём мире, её читают онлайн и в бумажном варианте, изучают в некоторых школах на уроках литературы и пишут по ней сочинения и аннотации, выделяют важные цитаты.
Отсылки к книге есть в творчестве многих музыкантов. Так, второй студийный альбом калифорнийской рэпкор-группы Hollywood Undead называется American Tragedy.
Отзывы читателей
Сильная книга. Определённо лучшее из того, что в XX веке было написано на английском языке. Все персонажи прописаны ярко и чётко. Только Драйзер мог завязать такой лихой и захватывающий сюжет.
Жаль, что я до этого не слышала о таком писателе. Вся книга, от заглавия до последних страниц, держит в напряжении. Прочитала подряд все части буквально запоем. Роман, по сути, — описание крушения американской мечты.
Пусть говорят, что эта книга уже стара, она всё равно актуальна и в наши дни. Она может научить читателя, что погоня за богатством почти всегда заставляет человека преступать закон.
Американская трагедия
Канзас-Сити, жаркий летний вечер. Двое взрослых и четверо детей распевают псалмы и раздают брошюры религиозного содержания. Старшему мальчику явно не нравится то, чем он вынужден заниматься, но его родители с жаром отдаются делу спасения заблудших душ, каковое, впрочем, приносит им лишь моральное удовлетворение. Эйса Грифитс, отец семейства, отличается большой непрактичностью, и семья еле-еле сводит концы с концами.
Юный Клайд Грифитс стремится вырваться из этого унылого мирка. Он устраивается помощником продавца содовой в аптеке, а затем рассыльным в отель «Грин-Дэвидсон». Работа в отеле не требует никаких особых навыков и умений, но приносит неплохие чаевые, что позволяет Клайду не только вносить свой вклад в семейный бюджет, но и покупать себе хорошую одежду и кое-что откладывать.
Товарищи по работе быстро принимают Клайда в свою компанию, и он с головой окунается в новое весёлое существование. Он знакомится с хорошенькой продавщицей Гортензией Бригс, которая, однако, не по годам расчётлива и не собирается оказывать кому-либо благосклонность исключительно за красивые глаза. Ей очень хочется модный жакет, который стоит сто пятнадцать долларов, и Клайду трудно устоять перед её желанием.
Вскоре Клайд с компанией отправляется на увеселительную прогулку в роскошном «паккарде». Эту машину один из молодых людей, Спарсер, взял без разрешения из гаража богача, у которого служит его отец. На обратном пути в Канзас-Сити погода начинает портиться, валит снег, и ехать приходится очень медленно. Клайд и его товарищи опаздывают на работу в отель и поэтому просят Спарсера прибавить скорость. Он так и поступает, но, зазевавшись, сбивает девочку, а потом, уходя от преследования, не справляется с управлением. Водитель и одна из девиц остаются лежать без сознания в разбитой машине, все прочие разбегаются.
На следующий день газеты помещают сообщение о происшествии. Девочка умерла, арестованный Спарсер назвал имена всех остальных участников пикника. Опасаясь ареста, Клайд и кое-кто из других членов компании покидают Канзас-Сити.- Три года Клайд живёт вдали от дома под чужим именем, выполняет грязную неблагодарную работу и получает за неё гроши. Но однажды в Чикаго он встречает своего приятеля Ретерера, который тоже был с ним в «паккарде». Ретерер устраивает его в «Юнион-клуб» рассыльным. Двадцатилетний Клайд вполне доволен своей новой жизнью, но как-то раз в клубе появляется Сэмюэл Грифитс, его дядя, живущий в городе Ликурге, штат Нью-Йорк, и владеющий фабрикой по производству воротничков. Результатом встречи родственников становится переезд Клайда в Ликург. Дядя обещает ему место на фабрике, хотя златых гор не сулит. Клайду же контакты с богатыми родственниками кажутся перспективнее работы в «Юнион-клубе», хотя зарабатывает он неплохо.
Сын Сэмюэла Гилберт без особой радости принимает двоюродного брата и, убедившись, что тот не обладает никакими полезными знаниями и навыками, определяет его на достаточно тяжёлую и малооплачиваемую работу в декатировочном цехе, размещённом в подвале. Клайд снимает комнату в дешёвом пансионе и начинает, что называется, с нуля, надеясь, однако, рано или поздно преуспеть.
Проходит месяц. Клайд исправно делает все, что ему поручено. Грифитс-старший интересуется у сына, какого тот мнения о Клайде, но Гилберт, весьма настороженно отнёсшийся к появлению бедного родственника, прохладен в оценках. По его мнению, Клайд вряд ли сумеет выдвинуться — у него нет образования, он недостаточно целеустремлён и слишком мягок. Впрочем, Сэмюэлу Клайд симпатичен и он готов дать племяннику шанс показать себя. Вопреки желанию Гилберта, Клайда приглашают в дом на семейный обед. Там он знакомится не только с семейством своего родственника, но и с очаровательными представительницами ликургского бомонда, юными Бертиной Крэнстон и Сондрой Финчли, которым вполне приглянулся красивый и воспитанный юноша.
Наконец, по настоянию отца, Гилберт находит для Клайда менее тяжёлую и более престижную работу — он становится учётчиком. Впрочем, Гилберт предупреждает его, что он должен «соблюдать приличия в отношениях с работницами» и всякого рода вольности будут решительно пресекаться. Клайд готов свято выполнять все предписания своих работодателей и, несмотря на попытки некоторых девушек завязать с ним отношения, остаётся глух к их заигрываниям.
Вскоре, однако, фабрика получает дополнительный заказ на воротнички, и это, в свою очередь, требует расширения штатов. На фабрику поступает юная Роберта Олден, перед обаянием которой Клайду нелегко устоять. Они начинают встречаться, ухаживания Клайда делаются все более настойчивыми, и воспитанной в строгих правилах Роберте все труднее и труднее помнить о девическом благоразумии. Тем временем Клайд снова встречается с Сондрой Финчли, и эта встреча круто меняет его жизнь. Богатая наследница, представительница местной денежной аристократии, Сондра проявляет неподдельный интерес к молодому человеку и приглашает его на вечер с танцами, где собирается ликургская золотая молодёжь. Под натиском новых впечатлений скромная прелесть Роберты начинает меркнуть в глазах Клайда. Девушка чувствует, что Клайд уже не так внимателен к ней, ей страшно потерять его любовь, и однажды она поддаётся искушению. Роберта и Клайд становятся любовниками.
Сондра Финчли, однако, не исчезает из его жизни. Напротив, она вводит Клайда в свой круг, и заманчивые перспективы кружат ему голову. Это не остаётся незамеченным Робертой, и она испытывает тяжкие муки ревности. В довершение ко всему выясняется, что она беременна. Она признается в этом Клайду, и он лихорадочно пытается найти выход из создавшегося положения. Но лекарства не приносят желанного результата, а врач, которого они находят с таким трудом, категорически отказывается сделать аборт.
Единственный выход — жениться, решительно не устраивает Клайда. Ведь это означает, что ему придётся расстаться с мечтами о блестящей будущности, которые вселили в него отношения с Сондрой. Роберта в отчаянии. Она готова пойти на то, чтобы рассказать о случившемся дяде Клайда. Это означало бы для него конец карьеры и крест на романе с Сондрой, но он проявляет нерешительность, надеясь что-то придумать. Он обещает Роберте или подыскать какого-то врача или, если за две недели такового не отыщется, жениться на ней, пусть даже формально, и поддерживать её какое-то время, пока она не сможет работать.
Клайд приглашает Роберту совершить поездку на озеро Большой Выпи, обещая затем обвенчаться с ней. Итак, вроде бы страшное решение принято, но он и сам не верит в то, что найдёт в себе силы осуществить задуманное. Одно дело совершить убийство в воображении и совсем другое — в реальности.
И вот Клайд и Роберта отправляются кататься на лодке по пустынному озеру. Мрачно-задумчивый вид Клайда пугает Роберту, она осторожно подбирается к нему, спрашивает, что с ним случилось. Но когда она пытается дотронуться до него, он, не помня себя, ударяет её фотоаппаратом и толкает так, что она теряет равновесие и падает. Лодка переворачивается, и её борт ударяет Роберту по голове. Она умоляет Клайда помочь ей, не дать утонуть, но он бездействует. То, о чем не раз он думал, свершилось. Он выбирается на берег один, без Роберты.
Но и перевёрнутую лодку, и тело Роберты быстро находят. Следователь Хейт и прокурор Мейсон энергично берутся за дело и вскоре выходят на Клайда. Тот поначалу запирается, но опытному прокурору не составляет труда загнать его в угол. Клайд арестован — теперь его судьбу решит суд.
Сэмюэл Грифитс, разумеется, шокирован случившимся, тем не менее он нанимает хороших адвокатов. Те сражаются изо всех сил, но и Мейсон знает своё дело. Долгое и напряжённое судебное разбирательство заканчивается вынесением смертного приговора. Состоятельные родственники прекращают оказывать помощь Клайду, и только его мать пытается для него что-то сделать.
Клайда переводят в тюрьму Оберна, именуемую Домом смерти. Отчаянные попытки матери найти деньги для продолжения борьбы за жизнь сына успеха не приносят. Общество утратило интерес к осуждённому, и ничто теперь не помешает машине правосудия довести дело до конца.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Первая часть
Действие произведения начинается в американском городе Канзас-Сити. Главный герой, Клайд Гриффитс — уроженец семьи уличных христианских проповедников. Её глава и его жена воспитывают своих детей в строгости. Родители часто переезжают с одного места на другое, поэтому их сын нигде толком не учился.
С самого детства у Клайда была мечта вырваться из мира нищеты и вечной нехватки, в котором царит беспросветность унылого существования. Он устраивается на работу коридорным в шикарную гостиницу «Грин-Дэвидсон». Там у него появляются новые друзья, вместе с которыми парень приобщается к употреблению алкогольных напитков и походам к проституткам. Большую часть своих доходов юноша утаивает от родителей.
Клайд знакомится с молоденькой продавщицей Гортензией Бригс и влюбляется в неё. Но девушка оказывается хитрой и расчётливой и начинает использовать парня в собственных корыстных целях. Юноша несколько месяцев спускает на неё деньги, пытаясь добиться её расположения.
Мать Клайда, Эльвира, просит сына помочь финансово. Он с недовольством отдаёт каждую неделю по десять долларов вместо пяти. Вскоре ему начинает казаться, что мать что-то утаивает. Парень выясняет, что его сестра Эстер — беременна и не замужем.
Гортензия выпрашивает у Клайда новый меховой дорогой жакет, и юноше с трудом удаётся собрать деньги на него. В это же время мать просит у сына пятьдесят долларов, но Гриффитс врёт ей, что ещё якобы не возвратил деньги, взятые взаймы у товарищей.
Жизнь Клайда постепенно идёт своим чередом, пока трагический поворот судьбы заставляет его забыть о спокойной жизни. Гортензия начинает симпатизировать Спарсеру — работнику фермы, который взял напрокат дорогую машину. Из-за этого Гриффитс ссорится с девушкой и понимает, что она никогда не будет любить его. Клайд едет вместе с ними и остальными друзьями на автомобиле, который неожиданно сбивает маленькую девочку.
Полиция устраивает погоню за ними, и машина опять попадает в аварию. Все молодые люди убегают с места происшествия, и первой это делает Гортензия. В автомобиле остаются лишь Спарсер и ещё одна девушка из их компании, Лора. Гриффитсу приходится скрываться от полицейских и спешно покинуть Канзас-Сити.
Вторая часть
Переехав в Чикаго, Клайд три года живёт там под вымышленным именем Гарри Тенета. Неожиданно он встречает своего дядю Сэмюэла. Тот владеет огромной фабрикой и уже много лет не поддерживает контактов с семьёй племянника. Предприниматель соглашается дать работу Клайду, но для этого тот должен будет переехать в город Ликург, штат Нью-Йорк, где проживает дядя.
Сначала его холодно встречает сын Сэмюэла — Гилберт. Сперва наследник даёт гостю низкооплачиваемую работу в декоративочном цеху. Клайд проживает в скучном, но дешёвом пансионе у миссис Каппи. У него появляется друг — продавец из отдела мужской одежды Уолтер Диллард. Этот легкомысленный и ветреный юноша знакомит Гриффитса с двумя девушками — Ритой Дикермен и Зеллой Шумэн. Первая сразу же стремится взять Клайда в оборот, что не нравится молодому человеку.
Спустя некоторое время Гриффитс, не в последнюю очередь благодаря родственным связям, становится начальником штамповочного отдела. Дядя перед назначением даёт племяннику наставление, чтобы тот вёл себя достойно и благонравно среди женщин, работающих на предприятии.
Вскоре Гриффитс знакомится с сотрудницей фабрики Робертой Олден. Молодые люди влюбляются друг в друга. Девушка, воспитанная в строгих правилах, сначала не решается вступить в половую связь с Клайдом. Однако он упорствует, и Роберта соглашается, опасаясь лишиться расположения и внимания Гриффитса.
Получив новую должность, Клайд переезжает в шикарный дом на Джефферсон-авеню. Обвыкшись, он выделяет на работе трёх сотрудниц, не слишком обременённых нравственностью:
Вскоре Клайд случайно знакомится с 17-летней дочерью другого городского фабриканта, Сондрой Финчли. Она вводит его в общество «золотой молодёжи» Ликурга. Постепенно девушка влюбляется в юношу. Она начинает размышлять о свадьбе, невзирая на своё несовершеннолетие и разницу в социальном статусе с избранником.
Как гром среди ясного неба, звучит известие от Роберты о том, что она беременна. Клайд уговаривает девушку совершить подпольный аборт, но никто из врачей, к которым она обращается, не соглашается сделать операцию. Роберта угрожает парню предать их связь огласке и благодаря этому добивается от нерешительного Гриффитса обещания жениться.
Гибель Роберты
Читая газету, Клайд узнаёт о трагическом происшествии, недавно случившемся в Массачусетсе: лодка, где плавала молодая возлюбленная пара, опрокинулась на озере. Труп девушки был обнаружен, а вот тело её спутника так и не нашли. Клайд помышляет о том, что примерно таким же образом он мог бы решить свои проблемы и с Робертой. Сперва юноша пытается гнать от себя такую преступную идею, но со временем понимает, что только так он сумеет гарантированно преодолеть препятствие, стоящее на пути к браку с Сондрой и роскошной жизни.
Клайд бьёт девушку фотоаппаратом, который был с собой, по голове. Впоследствии он не мог понять, сделал это намеренно или нет. Лодка переворачивается и молодые люди оказываются в воде. Гриффитс специально не вытаскивает девушку, несмотря на её возгласы и мольбы о помощи, и она тонет. Замаскировав убийство под несчастный случай, парень покидает место происшествия.
Третья или заключительная
Расследованием гибели девушки занимается следователь из округа Катараки Фрейд Хейт и его 19-летний помощник Эрл Ньюком. В кармане Роберты они находят письмо к матери и берут показания у двух охотников, которые видели в лесу молодого человека.
Местный прокурор Орвил Мейсон, мечтающий о политической карьере, также подключается к расследованию. Он ставит в известность Тайтуса Олдена, отца Роберты, о трагической гибели его дочери. Мать убитой рассказывает прокурору о Клайде. Мейсон осматривает чемодан девушки, в котором находит подаренный Гриффитсом туалетный прибор с карточкой, подписанной юношей. В комнате парня проводят обыск, в ходе которого обнаруживают письма от погибшей невесты.
Клайд приезжает на дачу к своим друзьям Крэнстонам. Внешне он вполне спокоен, но в душе обеспокоен из-за совершённого злодеяния и боится разоблачения. В газете юноша читает о том, что тело девушки было найдено, и в панике сжигает костюм, в котором приезжал на озеро.
Узнав, что следствие разыскивает убийцу, Гриффитс сначала решает сам пойти в полицию и рассказать о происшествии в лодке, выставив всё, как несчастный случай. Поразмыслив получше, юноша понимает, что дело зашло слишком далеко и ему никто не поверит. Более того, из-за этого парень рискует навсегда потерять Сондру.
Задержание и суд над Клайдом
Вместе со своими новыми друзьями из «золотой молодёжи» и Сондрой он решает на неделю уехать отдохнуть на Медвежье озеро. В глухих лесах Гриффитс уже начинает размышлять о побеге и в этот момент его задерживает подручный шерифа Николас Краут. Это происходит прямо на глазах у товарищей. В участке Мейсон старается получить у юноши признание и угрожает отвести его к Сондре. Испугавшись, что девушка увидит его в качестве обвиняемого, Клайд рассказывает, что был с Робертой на озере, но добавляет, что она погибла случайно.
В городе становится известно, что преступник пойман. Местные жители даже стараются взглянуть на злодея. Гриффитс же продолжает упорно настаивать на своей невиновности. Водолазы осматривают дно озера и обнаруживают там фотоаппарат. Подробности убийства и выдержки из писем Роберты начинают публиковать газеты всей страны. Семейства Крэкстонов и Финчли в спешке покидают Ликург.
Сэмюэл решает помочь племяннику и просит своего адвоката Дарру Брукхарта разобраться в этом деле. Его помощник, Кетчумен, нанимает для Клайда юриста Элвина Белнепа, политического конкурента Мейсона. Он сразу же приходится Гриффитсу по душе, и тот рассказывает адвокату, как всё было в действительности. Рубен Джефсон, помощник Белнепа, не может до конца понять, виноват Клайд или нет, но придумывает оправдательную историю, которая выглядит достоверно.
Эстер рассказывает Эльвире, матери парня, что с ним произошла беда. Женщина пытается приехать навестить его, но юноша отговаривает её. Информация о детстве Гриффитса-младшего и его семействе попадает в газеты.
Значение и смысл
«Американская трагедия», анализ которой занимает литературоведов уже несколько десятилетий, отображает историко-общественные противоречия США начала прошлого века. Такую реальность сложно понять изнутри, но можно прочувствовать, представив себя на месте главного героя. Реализм автора ценится, благодаря близости к документалистике. Её сплетение с художественной классической литературой стало изюминкой «Американской трагедии», герои и характеры которой показаны максимально достоверно.
Драйзер не приукрашивал события, происходившие в стране, противопоставляя свой роман писателям, рассказывающим в то время невероятные истории любви, которые якобы могли сделать человека из низших слоёв уважаемой в обществе персоной.
Сюжет «Американской трагедии» говорит о том, что эта история опровергает американскую мечту, которая способна затмить совесть и разум как отдельного человека, так и целой эпохи. Тогдашнее искусство вбивало в головы, что любой может овладеть неземными богатствами, даже если он — выходец из самых низов общества. Драйзер же на страницах романа показывает, что подобное возможно, только если постоянно идти на сделки со своей совестью. Именно таким путём и решил пойти и Клайд Гриффитс, и он привёл парня к смерти и позору.
«Американская трагедия» Теодора Драйзера до сих пор популярна, есть несколько экранизаций романа. Одна из них сделана в СССР, и главную роль там исполнил известный актёр Гедиминас Сторпирштис. В этой же ленте сыграли такие легенды советского кино, как:
Помимо этой, ещё несколько экранизаций были сделаны в США. Это фильмы:
В декабре 2005 года в нью-йоркском театре «Метрополитен-опера» был представлена опера по роману. Книга известна во всём мире, её читают онлайн и в бумажном варианте, изучают в некоторых школах на уроках литературы и пишут по ней сочинения и аннотации, выделяют важные цитаты.
Отсылки к книге есть в творчестве многих музыкантов. Так, второй студийный альбом калифорнийской рэпкор-группы Hollywood Undead называется American Tragedy.
Отзывы читателей
Сильная книга. Определённо лучшее из того, что в XX веке было написано на английском языке. Все персонажи прописаны ярко и чётко. Только Драйзер мог завязать такой лихой и захватывающий сюжет.
Жаль, что я до этого не слышала о таком писателе. Вся книга, от заглавия до последних страниц, держит в напряжении. Прочитала подряд все части буквально запоем. Роман, по сути, — описание крушения американской мечты.
Пусть говорят, что эта книга уже стара, она всё равно актуальна и в наши дни. Она может научить читателя, что погоня за богатством почти всегда заставляет человека преступать закон.