Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем

С 6. Назовите три исторических типа общества.

Ответ:

Американский политолог С. Хантингтон сделал вывод, что «традиционное общество легче уничтожить, чем модернизировать». Каково понимание модернизации в обществоведческой науке? Какие проблемы модернизации традиционных обществ имеет в виду автор? Укажите любые две проблемы.

Ответ:

1) Модернизация – преобразование традиционного общества с аграрной в современное, отличающееся быстрыми темпами роста, ролью индустрии, сферы услуг, современных видов транспорта и связи.

2) проблемы модернизации традиционных обществ:

– преобладание статики в традиционном обществе, доминирование установки на воспроизводство старого;

– настороженное отношение к новому, сложность его восприятия и освоения.

Динамичная система

С 6. Перечислите любые три черты, характеризующие общество открытую динамическую систему.

Ответ:

связь общества с природой,

наличие подсистем и других структурных единиц (сфер общества, общественных институтов),

взаимосвязь частей и элементов общественной структуры,

постоянные изменения в жизни общества.

ПРОГРЕСС

ОТВЕТ:

1) сформулировано понимание слов автора, например:

– Автор связывает развитие общества, процветание стран с возрастающей активностью человека, способной преодолеть даже неблагоприятные природные факторы, например, отсутствие полезных ископаемых;

– свертывание освоения новых месторождений и т. д.

2) определен основной вектор общественного развития, например:

– развитие техники, технологий, способов воздействия человека на окружающую среду, путей удовлетворения растущих человеческих потребностей.

3) ценности современного общества:

— инициативность человека, свободная реализация его запросов;

— динамичность развития, способность общества быстро осваивать инновации;

— рационализм, научность, технологичность

С 5. Объясните, что обществоведы называют «социальным прогрессом». Составьте два предложения с применением этого понятия в контек­сте обществоведческого знания.

Ответ:

1) Социальным прогрессом назы­вают поступательное развитие общества или социальным про­грессом называют процесс общественного развития;

2) направления общественного прогресса: «Общественный, прогресс направлен в сторону совершенствования общества»;

критерии общественного прогресса :«Долгое время общест­венный прогресс связывался с развитием материальных тех­нологий»;

противоречивый характер общественного прогресса: «Про­явления общественного прогресса противоречивы — развитие одних сфер и институтов, как правило, сопровождается упад­ком, кризисом других».

С6. Назовите любые три характеристики общества как динамичной сис­темы.

Ответ:

2) состоит из взаимосвязанных элементов;

3) элементы изменяются с течением времени;

4) меняет характер взаимосвязи между системами;

5) меняется система в целом.

С 5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте 2 предложения, содержащих информацию об общественных отношениях.

Ответ:

Общественные отношения – это многообразные связи, возникающие между социальными группами и внутри них в процессе практической и духовной деятельности людей.

1) Общественные отношения складываются во всех сферах жизни людей.

2) Не все возникающие между людьми связи относятся к общественным отношениям.

С 6. Американский политолог С. Хантингтон сделал вывод, что «традиционное общество легче уничтожить, чем модернизировать». Каково понимание модернизации в обществоведческой науке? Какие проблемы модернизации традиционных обществ имеет в виду автор? Укажите любые две проблемы.

Ответ:

1) Модернизация – преобразование традиционного общества с аграрной экономикой в современное, отличающееся быстрыми темпами роста, ведущей ролью индустрии, сферы услуг, современных видов

транспорта и связи.

2) проблемы модернизации традиционных обществ,

– преобладание статики в традиционном обществе, доминирование установки на воспроизводство старого;

– настороженное отношение к новому, сложность его восприятия и освоения.

C7. Российский публицист и мыслитель XIX в. В.Г.Белинский писал:

«Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств».

Опираясь на авторское суждение, знание курса обществознания и истории, личный социальный опыт, приведите три пояснения (аргумента) в обоснование неразрывной связи человека с обществом.

Ответ:

Пояснениясвязи человека и общества

1) человек «болеет недугами общества», допустим, в фашистской Германии многие немцы поддерживали Гитлера и его деятельность, либо молчаливо принимали происходящее, не пытаясь сопротивляться, тем самым становясь пособниками фашистов;

– человек «мучится страданиями общества», допустим, в начале XX века многие представители интеллигенции сознавали кризисное состояние общества, несостоятельность самодержавия, находились в мучительных поисках выхода, думали о том, что делать. Выходы при этом находили разные, уходили в революцию, в либеральную оппозицию, раскол и метания страны переносились в умы и души отдельных людей;

– человек «цветет здоровьем общества, блаженствует его счастьем», допустим, бывают времена общей радости, торжества, единения человека с обществом вследствие каких-то общих побед, например, каждый советский человек был сопричастен победе над фашизмом, первому полету человека в космос. В таком случае радость общества становится радостью и отдельного человека.

Источник

Ребятушки очееень нужно. помогите!!Американский политолог Сэмюэль Хантингтон заметил, что «традиционное общество легче уничтож

Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем. answer avatar. Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем фото. Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем-answer avatar. картинка Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем. картинка answer avatar

Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем. answer avatar. Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем фото. Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем-answer avatar. картинка Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем. картинка answer avatar

Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем. answer avatar. Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем фото. Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем-answer avatar. картинка Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем. картинка answer avatar

Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем. answer avatar. Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем фото. Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем-answer avatar. картинка Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем. картинка answer avatar

К основным причинам дорожно-транспортных происшествий относятся:

Нетрезвое состояние водителя;

Превышение допустимой скорости движения;

Нарушение правил движения;

Передача управления машиной другим лицам;

Неправильная оценка дорожной обстановки и несвоевременное принятие мер по обеспечению безопасности движения;

Неопытность и невнимательность водителя;

Неверные действия водителем при ослеплении светом встречного транспорта;

Неудовлетворительное психофизическое состояние водителя(переутомление, болезненное состояние, сон за рулем.)

Водитель должен отчетливо понимать, что безопасность движения зависит прежде всего от него самого, его подготовленности, дисциплинированности,

Сознательно и не укоризненного выполнения Правил дорожного движения

Не разумное использование скоростных возможностей машины является основной причиной большинства аварий и несчастных случаев.

Водитель должен вести машину со скоростью не превышающей установленные ограничения с учетом интенсивности движения, дорожных условий, особенностей и состояния машины и груза, что обеспечит безопасное управление машиной.

Водитель в зависимости от скорости движения должен выбирать такую дистанцию.

Скорость движения и состояние дорожного покрытия являются

ПРОЕЗД ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДОВ:

основными факторами, влияющими на длину тормозного пути автомобиля.Так например при увеличении скорости в три раза тормозной путь увеличивается уже в 10раз.Надо запомнить эти цифры и осознать что строгое соблюдение установленных скоростей движения, практическое изучение условий, где требуется снизить скорость и где можно повысить скорость, основа безаварийного вождения автомобиля.

При переезде жел.пер. убедись в безопасности движения и руководствуясь дорожными знаками, световой и звуковой сигнализацией, положением шлагбаума и дежурным по переезду.

Для пропуска приближающегося поезда и в случаях, когда движение через переезд запрещено, остановись не ближе 5м.до шлагбаума или светофора, а при их отсутствии:

-Не ближе 10м. До первого рельса.

-Машины с грузом, ширина которого более 5м. Или высота от поверхности дороги более 4,5м.

-автопоезда, длина которого превышает с одним прицепом 20м,а с двумя и более 24м.

ПРОЕЗД НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕРЕКРЕСТКОВ: ВОДИТЕЛЮ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

-Провозить в нетранспортном состоянии сель.хоз.техн. через переезд.

-Самовольно открывать шлагбаум или объезжать его.

Твердо знай и строго выполняй следующие основные правила:

-При выезде на перекресток неравнозначных дорог пропусти транспорт движущийся по главной дороге.

-На равнозначном переезде пропусти транспорт движущийся с право от тебя; водитель трамвая на таких перекрестках имеет преимущество.

-При движении по главной дороге будь также внимателен как и при движении по второстепенной.

-при повороте налево или развороте уступи дорогу транспорту, движущему по равнозначной дороге со встречного
направления прямо или направо.

-При повороте налево или направо пропусти пешеходов.

Источник

Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем

Модернизация – процесс обновления и развития; процесс перехода из одного типа общества в другой, а именно из традиционного общества к индустриальному. Модернизация происходит посредством промышленного переворота, формирования рынка и гражданского общества.

Узкий смысл: переход из традиционного общества в индустиальное.

Широкий смысл: процесс обновления в целом.

Модернизация может быть и кардинальными изменениями. Сегодня – это проведение мер в развивающихся странах для того, чтобы догнать и соответствовать уровню развитых.

Какие проблемы модернизации традиционных обществ имеет в виду автор? Приведите не менее двух проблем.

Думаю, что Сангтингтон имел ввиду отсталость традиционного общества от индустриального в промышленном плане, его опору на традиции и обычаи, опору на натуральное хозяйство. Он также мог иметь ввиду общинность традиционного общества, его закрытый тип. Отказаться от традиций, общины, натурального хозяйства и закрытости в пользу мануфактур, наемного труда и массового производства очень трудно. У нас есть примеры даже в российской истории – переход к индустриальному типу происходил также долго и так болезненно, и почти всегда не естественно, а в рамках революционного процесса. Переход от традиционного общества к индустриальному – кардинальное изменение, с этим и позникают сложности.

Источник

Ребятушки очееень нужно! Американский политолог Сэмюэль Хантингтон заметил, что «традиционное общество легче уничтожить, чем модернизировать». Какой смысл вкладывают ученые в.

Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем. avatar m. Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем фото. Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем-avatar m. картинка Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем. картинка avatar m

Liliska отличник

Ребятушки очееень нужно!
Американский политолог Сэмюэль Хантингтон заметил, что «традиционное общество легче уничтожить, чем модернизировать». Какой смысл вкладывают ученые в понятие «модернизация»? Какие проблемы модернизации традиционных обществ имеет в виду автор? Приведите не менее двух проблем.

Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем. 1408. Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем фото. Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем-1408. картинка Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем. картинка 1408

lelka170 зубрила

Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем. 820. Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем фото. Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем-820. картинка Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем. картинка 820

Arisfera неофит

Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем. avatar m. Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем фото. Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем-avatar m. картинка Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем. картинка avatar m

It-Girl1 ботан

1)что такое раннее новое время? Каковы его хронологические рамки? 2)в чем состоит содержание и сущность модернизации? Как связаны понятия «традиционное общество», «индустриальное общество»,»модернизация»? 3)Каковы основные последствия Великих географических открытий для европейской и мировой истории? 4)Что такое революция цен? Какое значение она имела для модернизации? 5)Объясните значение термина «мануфактурный капитализм»? В чем отличия централизованных мануфактур от рассеянных? 6)Какое значение в изменении духовной сферы жизни общества имело Возрождение? Какие принципы и идеи можно считать наиболее важными для идеологии Возрождения? 7) В чем состояли причины и сущность Реформации? 8) Охарактеризуйте основные направления Реформации? В чем сходство учений Лютера и Кальвина и в чем они отличаются друг от друга? 9) Каково историческое значение Реформации? 10) В чем состоят особенности европейского общества 18 века? Почему историки говорят об этом времени как о периоде кризиса «старого порядка»? 11) Какие процессы, происходившие в 18 веке, позволяют говорить о продолжении и расширении модернизации?

Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем. avatar m. Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем фото. Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем-avatar m. картинка Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем. картинка avatar m

AlexVS2 ботан

)Понятие «Новая история», или «Новое время» относится к периоду с конца 15 до начала 20 в.
Условно этот временной отрезок разделяют на две части.
Первая часть Новой истории (раннее новое время) охватывает период с конца 15 до конца 18 века. В это время происходит разрушение традиционных обществ, складывается европейская (западная, христианская) цивилизация, главной идеей которой утверждается Свобода. 3)Великие географические открытия — период в истории человечества, начавшийся в XVвеке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты вАфрику, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнеров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе Историки обычно соотносят «Великие географические открытия» с первопроходческими дальними морскими путешествиями португальских и испанских путешественников в поисках альтернативных торговых путей в «Индии» за золотом, серебром и пряностями.

Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем. 499. Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем фото. Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем-499. картинка Американский политолог хантингтон сделал вывод что традиционное общество легче уничтожить чем. картинка 499

Ksuwka школьник

Глобализация – процесс складывания единого финансово-информационного пространства. Снятие формальных барьеров привело. Наряду с интеграцией наиболее развитой части человечества, к формированию барьера, в первую очередь технологического, между развитыми странами и остальным миром. Этот барьер практически непреодолим для слабых стран из-за качественного ужесточения конкуренции, ведущейся буквально на уничтожение.

Безысходность положения неразвитых стран бьет и по процветающим обществам, которые не могут расширять рынки сбыта своей продукции. Возникает системный кризис мировой экономики. При этом глобальный монополизм не дает снижать цены, а культурно-цивилизационный барьер ведет к попыткам насильственной вестернизации незападных обществ. Слабые общества удается разрушить, а сильные – оказывают сопротивление. В обоих случаях создается питательная почва для международного терроризма… ситуация усугубляется общим падением эффективности управления, связанным с глобализацией и превращением формирования сознания в наиболее прибыльный вид коммерческой деятельности…

Только разрушение загнивающих глобальных монополий, доступ стран к современным дешевым технологиям и восстановление возможностей прогресса для всего населения Земли кардинально сузит социальную базу терроризма и уничтожит его как существенную глобальную проблему. Но путь к этому будет не простым и болезненным. (М. Делягин)
С1 Какие последствия снятия формальных барьеров в процессе глобализации отметил автор? Назовите два последствия.

С2 Что, по мнению автора, способствует развитию международного терроризма? Назовите любые три предпосылки

С3 в чем, по мысли автора, проявляется взаимосвязь развития процветающих обществ и слаборазвитых стран? Назовите два проявления. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером.

С4 Автор утверждает, что «восстановление возможностей прогресса для всего населения Земли кардинально сузит социальную базу терроризма». Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни приведите три аргумента в обоснование своей позиции.

С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий общественного прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о критериях общественного прогресса.

С6Раскройте на примерах влияние природной среды на любые три сферы жизни общества

С7 известный современный общественный деятель сказал, что в эпоху глобализации изоляция в национальных границах «равносильна массовому самоубийству». Опираясь на знания обществоведческого курса приведите три аргумента в подтверждение высказанной позиции.

С8 Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Изменение взаимодействия человека и природы в процессе общественного развития». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Источник

Все о месячных. Ваш гид в гинекологии

Американский политолог С. Хантингтон сделал вывод, что «традиционное общество легче уничтожить, чем модернизировать». Каково понимание модернизации в обществоведческой науке? Какие проблемы модернизации традиционных обществ имеет в виду автор? Укажите любые две проблемы.

1) Модернизация – преобразование традиционного общества с аграрной в современное, отличающееся быстрыми темпами роста, ролью индустрии, сферы услуг, современных видов транспорта и связи.

2) проблемы модернизации традиционных обществ:

С 6. Перечислите любые три черты, характеризующие общество открытую динамическую систему.

связь общества с природой,

наличие подсистем и других структурных единиц (сфер общества, общественных институтов),

взаимосвязь частей и элементов общественной структуры,

постоянные изменения в жизни общества.

– свертывание освоения новых месторождений и т. д.

2) определен основной вектор общественного развития, например:

– развитие техники, технологий, способов воздействия человека на окружающую среду, путей удовлетворения растущих человеческих потребностей.

3) ценности современного общества:

Инициативность человека, свободная реализация его запросов;

Динамичность развития, способность общества быстро осваивать инновации;

Рационализм, научность, технологичность

С 5. Объясните, что обществоведы называют «социальным прогрессом». Составьте два предложения с применением этого понятия в контек­сте обществоведческого знания.

1) Социальным прогрессом назы­вают поступательное развитие общества или социальным про­грессом называют процесс общественного развития;

2) направления общественного прогресса : «Общественный, прогресс направлен в сторону совершенствования общества»;

критерии общественного прогресса :«Долгое время общест­венный прогресс связывался с развитием материальных тех­нологий»;

С6. Назовите любые три характеристики общества как динамичной сис­темы.

2) состоит из взаимосвязанных элементов;

3) элементы изменяются с течением времени;

4) меняет характер взаимосвязи между системами;

5) меняется система в целом.

С 5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте 2 предложения, содержащих информацию об общественных отношениях.

Общественные отношения – это многообразные связи, возникающие между социальными группами и внутри них в процессе практической и духовной деятельности людей.

1) Общественные отношения складываются во всех сферах жизни людей.

2) Не все возникающие между людьми связи относятся к общественным отношениям.

С 6. Американский политолог С. Хантингтон сделал вывод, что «традиционное общество легче уничтожить, чем модернизировать». Каково понимание модернизации в обществоведческой науке? Какие проблемы модернизации традиционных обществ имеет в виду автор? Укажите любые две проблемы.

1) Модернизация – преобразование традиционного общества с аграрной экономикой в современное, отличающееся быстрыми темпами роста, ведущей ролью индустрии, сферы услуг, современных видов

транспорта и связи.

2) проблемы модернизации традиционных обществ,

– преобладание статики в традиционном обществе, доминирование установки на воспроизводство старого;

– настороженное отношение к новому, сложность его восприятия и освоения.

C7. Российский публицист и мыслитель XIX в. В.Г.Белинский писал:

«Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств».

Пояснения связи человека и общества

1) человек «болеет недугами общества», допустим, в фашистской Германии многие немцы поддерживали Гитлера и его деятельность, либо молчаливо принимали происходящее, не пытаясь сопротивляться, тем самым становясь пособниками фашистов;

– человек «мучится страданиями общества», допустим, в начале XX века многие представители интеллигенции сознавали кризисное состояние общества, несостоятельность самодержавия, находились в мучительных поисках выхода, думали о том, что делать. Выходы при этом находили разные, уходили в революцию, в либеральную оппозицию, раскол и метания страны переносились в умы и души отдельных людей;

– человек «цветет здоровьем общества, блаженствует его счастьем», допустим, бывают времена общей радости, торжества, единения человека с обществом вследствие каких-то общих побед, например, каждый советский человек был сопричастен победе над фашизмом, первому полету человека в космос. В таком случае радость общества становится радостью и отдельного человека.

Историческая ситуация конца XX века характеризуется слож­ной этнокультурной обстановкой. Фундаментальной проблемой современной эпохи все более становится противостояние тради­ционной и модернизированной (современной) культур. Именно это противостояние оказывает возрастающее влияние на ход культурно-исторического процесса. Противостояние «современ­ного» и «традиционного» возникло в результате крушения коло­ниальной системы и возникновения необходимости адаптиро­вать вновь появившиеся на политической карте мира страны в современный мир, современную цивилизацию. Однако на деле процессы модернизации начались намного раньше, еще в коло­ниальные времена, когда европейские чиновники, твердо уве­ренные в благотворности и полезности своей деятельности для «туземцев», истребляли традиции и верования последних, кото­рые, по их мнению, были вредны для прогрессивного развития этих народов. Тогда предполагалось, что модернизация прежде всего подразумевает внедрение новых, прогрессивных форм деятельности, технологий и идей, она является средством ускоре­ния, упрощения и облегчения пути, который все равно пред­стояло пройти этим народам.

Разрушение многих культур, последовавшее за такой насильст­венной «модернизацией», привело к осознанию порочности подобного подхода, к необходимости создания научно обоснованных теорий модернизации, которые можно было бы применять на практике. В середине века многие антропологи делали попыток и взвешенного анализа традиционных культур, исходящего из отка­за от универсалистской концепции культуры. В частности, группа американских антропологов под руководством М. Херсковица в ходе подготовки Всеобщей декларации прав человека, проходив­шей под эгидой ООН, предложила исходить из того, что в каж­дой культуре стандарты и ценности имеют особый характер и что поэтому каждый человек имеет право жить согласно тому пониманию свободы, которое принято в его обществе. К сожалению, возобладала универсалистская точка зрения, вытекавшая из эволюционного подхода, именно эволюционистская парадигма легла в основу появившихся тогда теорий модернизации, и сегодня в этой декларации записано, что права человека едины для представителей всех обществ независимо от специфики их традиций. Но ведь не секрет, что записанные там права человека представляют собой постулаты, сформулированные именно европейской культурой.

Согласно преобладавшей тогда точке зрения переход от тра­диционного общества к современному (а он считался обязатель­ным для всех культур и народов) возможен только через модерни­зацию. Этот термин сегодня употребляется в нескольких смыслах, поэтому его следует уточнить.

В-третьих, под модернизацией понимаются усилия отсталых или слаборазвитых стран, предпринимаемые ими, чтобы догнать развитые страны.

Исходя из этого, модернизацию в самом общем виде можно рассматривать как сложный и противоречивый социокультурный процесс, в ходе которого формируются институты и структуры современного общества.

1) изменения в обществе являются однолинейными, следова­тельно, менее развитые страны должны пройти путь вслед за раз­витыми;

3) изменения носят постепенный, накопительный и мирный ха­рактер;

4) все стадии этого процесса должны быть неизбежно пройдены;

5) большое значение имеют внутренние источники этого дви­жения;

6) модернизация принесет улучшение существования этих стран.

Кроме того, было признано, что процессы модернизации долж­ны начинаться и контролироваться «сверху» интеллектуальной элитой. По сути, это осознанное копирование западного общества.

Рассматривая механизм модернизации, все теории утверждают, что это спонтанный процесс и, если устранить мешающие барье­ры, все пойдет само собой. Предполагалось, что достаточно пока­зать преимущества западной цивилизации (хотя бы по телевиде­нию), как всем тут же захочется жить так же.

Однако действительность опровергла эти прекрасные теории. Далеко не все общества, увидев поближе западный образ жизни, устремились ему подражать. А те, кто пошел по этому пути, быст­ро познакомились с изнанкой этой жизни, столкнувшись с ростом нищеты, социальной дезорганизацией, аномией, преступностью. Последние десятилетия также показали, что далеко не все в тра­диционных обществах плохо и некоторые их черты прекрасно со­четаются с суперсовременными технологиями. Это доказали пре­жде всего Япония, Южная Корея, чем поставили под сомнение прежнюю твердую ориентацию на Запад. Исторический опыт этих стран заставил отказаться от теорий однолинейности миро­вого развития как единственно верных и сформулировать новые теории модернизации, которые возродили цивилизационный подход к анализу этнокультурных процессов.

Среди ученых, занявшихся этой проблемой, нужно упомянуть прежде всего С. Хантингтона, который назвал девять главных ха­рактеристик модернизации, обнаруживающихся в явном или скрытом виде у всех авторов данных теорий:

Односторонность и теоретические недостатки концепций мо­дернизации были осознаны довольно быстро. Критике подверг­лись их принципиальные положения.

Также было не совсем ясно, что входит в понятие «современное общество». В эту категорию несомненно попадали современные западные страны, но что было делать с Японией и Южной Коре­ей? Возникал вопрос: можно ли говорить о современных незапад­ных странах и об их отличии от западных?

Критике был подвергнут тезис о том, что традиции и совре­менность взаимно исключают друг друга. На самом деле любое общество представляет собой сплав традиционных и современных элементов. И традиции не обязательно препятствуют модерниза­ции, а могут в чем-то и способствовать ей.

В 70-е годы против теорий модернизации были выдвинуты до­полнительные возражения. Среди них самым главным был упрек в этноцентризме. Поскольку роль образца, к которому следовало стремиться, играли США, то эти теории были истолкованы как попытка интеллектуальной элиты Америки осмыслить послево­енную роль США как мировой сверхдержавы.

Критическая оценка основных теорий модернизации в конеч­ном счете привела к дифференциации самого понятия «модер­низация». Исследователи стали различать первичную и вторич­ную модернизации.

Первичная модернизация обычно рассматривается как теорети­ческая конструкция, охватывающая разнообразные социокультурные изменения, сопровождающие период индустриализации и возникновения капитализма в отдельных странах Западной Евро­пы и Америки. Ее связывают с разрушением прежних, прежде все­го наследственных традиций и традиционного уклада жизни, с провозглашением и реализацией равных гражданских прав, ста­новлением демократии.

Основная идея первичной модернизации заключается в том, что процесс индустриализации и развития капитализма предпола­гает в качестве своей предпосылки и главной основы индивиду­альную свободу и автономию человека, расширение сферы его прав. По существу, эта идея совпадает с принципом индивидуа­лизма, сформулированным еще французскими просветителями.

Вторичная модернизация охватывает социокультурные измене­ния, происходящие в развивающихся странах (странах «третьего мира») в условиях цивилизованного окружения высокоразвитыми странами и при наличии сложившихся образцов социальной ор­ганизации и культуры.

В последнее десятилетие при рассмотрении процесса модерни­зации наибольший интерес вызывает модернизация бывших со­циалистических стран и стран, освободившихся от диктатуры. В связи с этим некоторые исследователи предлагают ввести поня­тие «третичная модернизация», обозначая им переход к современ­ности идустриально среднеразвитых стран, сохраняющих многие черты прежней политической и идеологической системы, которые тормозят сам процесс общественных преобразований.

В то же время изменения, накопившиеся в странах развитого ка­питализма, потребовали нового теоретического осмысления. В результате появились теории постиндустриального, супериндуст­риального, информационного, «технотронного», «кибернетиче­ского» общества (О. Тоффлер, Д. Белл, Р. Дарендорф, Ю. Хабермас, Э. Гудценс и др.). Основные положения этих концепций мож­но сформулировать следующим образом.

Постиндустриальное (или информационное) общество приходит на смену индустриальному, в котором преобладающей является промышленная (экологическая) сфера. Главными отличительными особенностями постиндустриального общества являются рост на­учного знания и перемещение центра общественной жизни из эко­номики в сферу науки, прежде всего в научные организации (университеты). Не капитал и материальные ресурсы выступают в нем ключевыми факторами, а информация, помноженная на рас­пространение образования и внедрение передовых технологий.

Старое классовое деление общества на владеющих собственно­стью и не владеющих ею (характерное для социальной структуры индустриального общества) уступает место другому типу страти­фикации, где главным показателем становится деление общества на владеющих информацией и не владеющих ею. Возникают кон­цепции «символического капитала» (П. Бурдье) и культурной идентичности, в которых классовая структура заменяется статус­ной иерархией, обусловленной ценностными ориентациями и об­разовательным потенциалом.

Конфликт между классами, характерный для индустриального общества, сменяется конфликтом между профессионализмом, и некомпетентностью, между интеллектуальным меньшинством (элитой) и некомпетентным большинством.

1) в качестве движущей силы процессов модернизации призна­ется уже не политическая и интеллектуальная элита, а самые ши­рокие массы, которые начинают активно действовать, если появ­ляется харизматический лидер, влекущий их за собой;

2) модернизация в этом случае становится не решением элиты, а массовым стремлением граждан изменить свою жизнь в соответ­ствии с западными стандартами под влиянием средств массовой коммуникации и личных контактов;

5) уже ясно, что нет и не может быть унифицированного про­цесса модернизации, ее темп, ритм и последствия в различных об­ластях социальной жизни в разных странах будут различны;

7) сегодня модернизация оценивается не только по экономиче­ским показателям, которые долгое время считались главными, но и по ценностям, культурным кодам;

8) предлагается активно использовать местные традиции;

Таким образом, сегодня модернизация рассматривается как исторически ограниченный процесс, узаконивающий институты и ценности современности: демократию, рынок, образование, разумное администрирование, самодисциплину, трудовую этику. При этом современное общество определяется либо как общество, приходящее на смену традиционному общественному укладу, ли­бо как общество, вырастающее из индустриальной стадии и несу­щее в себе все ее черты. Информационное же общество является стадией современного общества (а не новым типом общества), наступающей вслед за фазами индустриализации и технологизации, и характеризуется дальнейшим углублением гуманистиче­ских основ существования человека.

Установите безопасный браузер

Предпросмотр документа

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева»

«Проблема модернизации традиционных обществ»

Выполнил: ст. гр. МПД16-01

Проверил: доцент кафедры РК

традиционный модернизация индустриальный

Неравномерность, присущая развитию человеческой цивилизации вообще, обуславливает и в наше время существование глубоких различий в развитии стран и народов. Если одни страны имеют высокоразвитые производительные силы, другие выходят уверенно на уровень среднеразвитых стран, то в третьих еще только происходит процесс становления современных структур и отношений.

Основополагающие события последних десятилетий, такие, как глобализация, локальная и международная нестабильность, рост фундаментализма в исламском мире, национальный ренессанс (выражающийся во все усиливающемся интересе к самобытным, национальным культурам), создавшаяся в связи с человеческой деятельностью угроза экологической катастрофы делают актуальным вопрос о закономерностях и направленности тенденций мирового социального развития.

Условия существования в бедных странах Третьего мира: около миллиарда людей там оторваны от производительного труда. Каждый третий житель Земли все еще не пользуется электричеством, 1,5 млрд. не имеют доступа к безопасным источникам питьевой воды. Все это порождает социально-политическую напряженность. Количество эмигрантов и жертв межэтнических конфликтов стремительно возросло с 8 млн. человек в конце 1970-х гг. до 23 млн. человек к середине 1990-х гг. Еще 26 млн. человек являются временными переселенцами. Эти факты дают основание говорить об «органической недемократичности глобального универсума, его…сословности»

Модернизация происходит в обществах, в которых вплоть до настоящего времени в значительной степени сохраняется традиционное мировоззрение, влияющее как на особенности экономического и политического устройства, так и на характер и направленность изменений, вызванных модернизацией.

Современные ученые считают, что 2/3 населения земного шара в большей или меньшей степени имеет в своем образе жизни черты традиционных обществ.

Противостояние «современного» и «традиционного» возникло в результате крушения колониальной системы и необходимости адаптировать вновь появившиеся на политической карте мира страны к современному миру, современной цивилизации. В период с XVII и до начала XX века западные страны, используя в случае необходимости свое военное превосходство, превратили районы, ранее занятые традиционными обществами, в свои колонии. И хотя сегодня практически все колонии добились независимости, колониализм радикально изменил социальную и культурную карту земного шара. В некоторых регионах (в Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии), которые были населены относительно немногочисленными племенами охотников и собирателей, европейцы теперь составляют большинство населения. В других частях света, включая большую часть Азии, Африки и Южной Америки, пришельцы остались в меньшинстве. Общества, принадлежащие к первому типу, такие, как Соединенные Штаты, со временем превратились в индустриальные страны. Общества второй категории находятся, как правило, на гораздо более низком уровне индустриального развития, и нередко их называют странами третьего мира. Мировой рынок, начал складываться в эпоху Великих географических открытий, но только к началу 900-х гг. охватил весь мир. Практически весь мир оказался открытым для экономических связей. Европейский мир-экономика принял планетарный масштаб, он стал глобальным.

В конце XIX в. сложилась система глобального капитализма. Но на деле процессы модернизации начались намного раньше, еще в колониальные времена, когда европейские чиновники, будучи твердо уверены в благотворности и полезности своей деятельности для «туземцев», истребляли их традиции и верования, которые, по их мнению, были вредны для прогрессивного развития этих народов. Тогда предполагалось, что модернизация, прежде всего, подразумевает внедрение новых, прогрессивных форм деятельности, технологий и идей, что она является средством ускорения, упрощения и облегчения пути, который все равно предстоит пройти этим народам.

Разрушение многих культур, последовавшее за насильственной «модернизацией», привело к осознанию порочности подобного подхода, необходимости создания научно обоснованных теорий модернизации. Группа американских антропологов под руководством М. Херсковица в ходе подготовки Всеобщей декларации нрав человека, проходившей под эгидой ООН, предложила исходить из того, что в каждой культуре стандарты и ценности имеют особенный характер, поэтому каждый человек вправе жить согласно тому пониманию свободы, которое принято в его обществе. К сожалению, возобладала универсалистская точка зрения, вытекавшая из эволюционного подхода, и сегодня в этой Декларации записано, что права человека едины для представителей всех обществ, независимо от их традиций. Но ведь не секрет, что записанные там права человека представляют собой постулаты, сформулированные именно европейской культурой.

Считалось, что переход от традиционного общества к современному (а он считался обязательным для всех культур и народов) возможен только через модернизацию.

Изменения в обществе являются однолинейными, следовательно, менее развитые страны должны пройти путь вслед за развитыми:

Изменения носят постепенный, накопительный и мирный характер;

Все стадии этого процесса должны быть неизбежно пройдены;

Особую важность имеют внутренние источники этого движения;

Модернизация улучшит жизнь в этих странах.

Также было признано, что процессы модернизации должны начинаться и контролироваться «сверху» интеллектуальной элитой. По сути, это осознанное копирование западного общества.

Механизм модернизации все теории рассматривали как спонтанный процесс. Предполагалось, что, если устранить мешающие барьеры, все пойдет само собой, достаточно показать преимущества западной цивилизации (хотя бы по телевизору), как всем тут же захочется жить так же.

Но действительность опровергла эти теории. Далеко не все общества, увидев поближе западный образ жизни, устремились ему подражать. А те, кто пошел по этому пути, быстро познакомились с изнанкой этой жизни, столкнувшись с ростом нищеты, социальной дезорганизацией, аномией, преступностью. Кроме того, десятилетия показали, что далеко не все в традиционных обществах плохо и некоторые их черты прекрасно уживаются с суперсовременными технологиями. Это доказали прежде всего Япония, Южная Корея, чем поставили под сомнение прежнюю твердую ориентацию на Запад. Исторический опыт этих стран заставил отказаться от теорий однолинейного мирового развития как единственно верных и сформулировать новые теории, которые возродили цивилизационный подход к анализу этнокультурных процессов.

1. Концепции традиционного общества

некоторым общим особенностям функционирования культуры (огромная инерционность однажды принятых культурных образцов, обычаев, способов действия, трудовых навыков, неиндивидуальный характер творчества, преобладание предписанных моделей поведения и т. п.);

наличию в обоих случаях относительно простого и устойчивого разделения труда, тяготеющего к сословному или даже к кастовому закреплению.

Перечисленные особенности подчеркивают отличие всех прочих типов общественной организации от индустриально-рыночных, капиталистических обществ.

Традиционное общество является чрезвычайно устойчивым. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский, «в нём все взаимосвязано и очень трудно изъять или изменить какой-либо один элемент»

2. Специфические черты и особенностей развития развивающихся стран

В группу РС входит свыше 120 государств. К чертам (признакам) стран развивающегося мира, прежде всего, относят:

Переходный характер внутренних социально-экономических структур (дальность, многоукладность экономики PC);

Относительно низкий в целом уровень развития производительных сил, отсталость сельского хозяйства, промышленности, сферы услуг; и, как следствие,

Зависимое положение в системе мирового хозяйства.

Подразделение развивающихся стран осуществляется по таким индикаторам, как уровень и темпы их экономического развития, положение и специализация в мировом хозяйстве, структура экономики, обеспеченность топливно-сырьевыми ресурсами, характер зависимости от основных центров соперничества и т. п. Среди развивающихся стран принято выделять экспортеров и неэкспортеров нефти, а также государства и территории, которые специализируются на экспорте готовых изделий.

Для доиндустриальной стадии производства характерны следующие черты:

преобладает первичная сфера экономики (сельское хозяйство);

подавляющая часть трудоспособного населения занята земледелием и животноводством;

в хозяйственной деятельности господствует ручной труд (прогресс наблюдался только в переходе от простых инструментов к сложным);

в производстве очень слабо развито разделение труда и веками сохраняются примитивные формы его организации (натуральное хозяйство);

в массе населения преобладают самые элементарные потребности, находящиеся вместе с производством в застойном сосании.

Численность населения менее 75 млн. чел.

Исходная стадия производства до сих пор типична, например, для некоторых стран Африки (Гвиана, Мали, Гвинея, Сенегал и др.), где в сельском хозяйстве занято две трети населения). Примитивные орудия ручного труда позволяют работнику 4ю-кормить не более двух человек.

К странам, находящимся в процессе вялотекущего втягивания в систему капиталистических отношений, относятся

Страны Латинской Америки

Производство в этих странах, за исключением Чили и Мексики, либо модернизируется слабо (Аргентина, Бразилия), либо не модернизируется совсем, что предопределяет низкую конкурентоспособность экспортных товаров (например, аргентинских и бразильских автомобилей).

Преобразования в экономике зачастую осуществляются в отрыве от социальной сферы.

Развивающиеся страны Африки, для которых характерно:

Характер и темпы экономического роста находятся под воздействием ряда сдерживающих факторов, среди которых, помимо негативного влияния расточительного государственного сектора и неразвитой экономической инфраструктуры, следует назвать внутреннюю политическую нестабильность, межгосударственные конфликты, сокращение притока финансовых ресурсов извне, ухудшение условий торговли, затруднение доступа к международным рынкам.

Сильная зависимость экономики африканских государств от внешних факторов, и прежде всего от торговли с зарубежными странами; ее оздоровление может быть напрямую связано с принятием и осуществлением таких мер, как снижение импортных таможенных тарифов, отмена налогов на экспорт сельскохозяйственной продукции, сокращение налога на корпорации.

Высокий уровень корпоративного налога (40% и выше) фактически душит африканских предпринимателей, закрывая им доступ на внешние рынки, и создает питательную среду для коррупции и уклонения от налогов.

Нестабильность экономики (плохо развиты рынки капитала, нет хорошо разработанных схем страхования).

Перспективы выработки и проведения самостоятельной экономической политики в странах Африки ныне напрямую связаны с их обязательствами выполнять рекомендации МВФ и Мирового банка по осуществлению политики «структурной корректировки».

Новые индустриальные страны (НИС).

высокий уровень сбережений и инвестиций;

экспортная ориентация экономики;

высокая конкурентоспособность в связи с относительно низкими ставками заработной платы;

значительный приток иностранных прямых и портфельных инвестиций в силу относительной либерализации рынков капиталов;

благоприятные институциональные факторы становления «рыночноориентированной» экономики.

высокий уровень и доступность образования

Индонезия и Филиппины обладают богатым природно-ресурсным потенциалом для развития промышленности. Хотя сельскохозяйственный сектор занимает важную часть экономики, постепенно индустриализация наращивает темпы развития и растет доля непроизводственной сферы. Туризм является важным сектором экономики, привлекающий иностранный капитал в страны.

Природная часть рекреационных ресурсов Сингапура не так богата как индонезийская и филиппинская, но техногенная составляющая значительно больше и находится на одном из самых высоких уровней Юго-Восточной Азии и мира в целом.

Удобное географическое положение стран на перекрестке морских и воздушных путей также играют огромную роль в развитие экономики.

экономического роста, чем многие промышленно развитые страны, а также и существенно более высоким уровнем умственного развития по сравнению с основной группой развивающихся стран.

Страны НИС олицетворяют новые тенденции в развитии капитализма в современную эпоху, демонстрируют те возможности, которые несет с собой модернизация, ориентированная на западную цивилизацию с учетом национальных традиций и устоев. Новые индустриальные страны, опираясь на опыт и помощь ведущих капиталистических стран, осуществили чрезвычайно быстрое, всего за несколько десятилетий прохождение пути от неразвитости к индустриальной стадии развития и заняли определенное место в международном разделении труда, мировой экономике, развертывании современной технологической революции.

Одной из форм модернизации бывших колоний, наряду с капиталистической, стала социалистическая, открыв для некоторых стран путь некапиталистического развития или социалистической ориентации. Однако неспособность их к самостоятельному развитию, ошибки руководства в выборе экономической стратегии и методов ее реализации выявили несостоятельность этой модели развития. Здесь важно выяснить как внутренние, так и внешние факторы, повлиявшие на отказ этой группы стран от данной формы модернизации.

3. Изменения социально-классовой структуры традиционных обществ в процессе экономического развития

Как известно, институты гражданского общества выполняют в социальной жизни структурообразующую роль. В развивающихся странах становление современного хозяйства и рост государственного аппарата значительно обгоняют формирование институтов гражданского общества. Элементы гражданского общества, возникшие на самостоятельной основе, еще не образуют целостной и единой системы. Гражданское общество еще не вычленилось из государственных структур. До сих пор преобладают вертикальные социальные связи при слабых горизонтальных.

Особого внимания требует изучение вопроса о проблемах перехода от традиционного к непрерывно меняющемуся современному индустриальному обществу. Модернизация традиционных обществ современного мира существенно отличается от той, которая осуществлялась в период перехода от феодализма к капитализму. Для развивающихся стран в наше время нет необходимости повторять вариант промышленной революции, равно как и осуществлять социальные революции. Модернизация в этих странах протекает при наличии социально-культурных и экономических образцов, представленных развитыми странами. Однако ни одно из традиционных обществ не может заимствовать в чистом виде ту или иную модель социально-экономического развития, апробированную в западных странах.

Большинство исследователей глобализации отмечают, что ее «оборотной стороной» является процесс «регионализации» или «фрагментации», т.е. усиление социально-политической гетерогенности мира на фоне усиливающегося вестернизационного давления со стороны Запада. По замечанию М. Кастельса, «Эра глобализации экономики есть также эра локализации политики»

4. Концепции модернизации

Сегодня модернизация рассматривается как исторически ограниченный процесс, узаконивающий институты и ценности современности: демократию, рынок, образование, разумное администрирование, самодисциплину, трудовую этику. При этом современное общество определяется в них либо как общество, приходящее на смену традиционному общественному укладу, либо как общество, вырастающее из индустриальной стадии и несущее в себе все се черты. Информационное же общество представляет собой стадию современного общества (а не новый тип общества), наступающую вслед за фазами индустриализации и технологизации и характеризующуюся дальнейшим углублением гуманистических основ существования человека.

Ключевые положения в концепциях модернизации традиционных обществ:

В качестве движущей силы процессов модернизации признается уже не политическая и интеллектуальная элита, а самые широкие массы; если появляется харизматический лидер, они начинают активно действовать.

Модернизация в таком случае зависит не от решения элиты, а от массового стремления граждан изменить свою жизнь в соответствии с западными стандартами под влиянием средств массовой коммуникации и личных контактов.

Уже ясно, что не может быть унифицированного процесса модернизации, ее темп, ритм и последствия в различных областях социальной жизни в разных странах будут различны.

Сегодня модернизация оценивается не только по экономическим показателям, которые долгое время считались главными, но и по ценностям, культурным кодам.

Предлагается активно использовать местные традиции.

Несмотря на обилие модернизационных концепций, их анализ позволяет сделать вывод о существовании ряда общих характеристик, сопровождающих процесс модернизации, в политической (расширение функций государства, реформирование традиционных властных структур), экономической (индустриализация, создание воспроизводственного хозяйственного комплекса в национальном масштабе, использование достижений науки в практике), социальной (рост социальной мобильности, дифференциация социальных групп, урбанизация) и духовной (секуляризация и рационализация, возрастание автономии личности, внедрение всеобщего стандартизированного образования) сторонах жизни общества. Тем не менее, влияние модернизации на изменения, происходящие в ходе модернизации, сильно отличается в зависимости от ее типа. Основными из них являются: вестернизация, то есть уподобление Западу, и самобытное развитие, представляющее собой поиск альтернативного пути трансформации, сочетающего западный опыт с сохранением традиционного базиса модернизирующегося общества.

Вестернизация является наиболее распространенным в настоящее время типом модернизации, при котором изменения в традиционных обществах обслуживают, в первую очередь, интересы западной цивилизации. Вестернизация традиционных обществ приводит к тому, что они, фактически, раскалываются на две неравные части. Первая включает в себя небольшую часть населения, так или иначе связанную с западными центрами и воспринявшую ценности западного образа жизни. Большинство же населения страны отбрасывается в своем развитии назад. Эксплуатация Западом своей периферии, нещадное выкачивание из нее продукта, необходимого для развития самих традиционных обществ, приводит к их обеднению и архаизации на фоне относительного благополучия анклавов передового производства, ориентированных, впрочем, в значительной части на нужды самого Запада. Важнейшие элементы политической вестернизации (демократизация, внедрение многопартийной системы и т.д.), будучи неорганичными и привнесенными, в условиях традиционных обществ порождают совершенно иные эффекты, нежели на Западе. Это приводит к политизации религиозных и этнических идентичностей, всплеску этнических конфликтов, распаду традиционных ценностей и норм, трайбализму и коррупции, оказывая дестабилизирующее действие на ситуацию в традиционных обществах. Однако сопротивление современной глобализации реализуется в интернациональном, то есть как раз глобальном масштабе, правда, иногда и в форме уличных беспорядков.

Самобытное развитие как альтернативный тип модернизации традиционных обществ в значительной степени позволяет избежать свойственные вестернизации отрицательные последствия. Существует несколько идеологических концепций, заявляющих о необходимости самобытного развития: национализм, социализм и фундаментализм. Несмотря на значительные различия, все эти течения обладают и общими свойствами, которые позволяют сделать вывод о существовании самобытного развития как самостоятельного типа модернизации.

Основная суть самобытного развития заключается в соединении традиционного базиса и прогресса, сохранении культурных ценностей и интеграции на их основе новейших достижений человечества с целью ответить на вызовы современности, сохранить собственную политическую, экономическую независимость и культурную идентичность. Важнейшими характеристиками самобытного развития являются: синтез традиций и инноваций, учет культурных особенностей страны при осуществлении целей модернизации; сильная роль государственного сектора, который становится основным локомотивом модернизационных изменений и сохраняет ведущие позиции в экономике страны; стремление к сохранению социальной гармонии и единства общества, ограничение тенденций к социальному расслоению. В эпоху глобализации, когда изначально присущий западной цивилизации агрессивный универсализм претендует на мировое господство, данный тип модернизации является залогом самостоятельного политического развития, спасением культурного и цивилизационного разнообразия на Земле.

Без влияния глобализации разрыв между бедными и богатыми странами был бы более значительным, по крайней мере, по двум причинам: импорт в развитые страны и прямые иностранные инвестиции в страны периферии стимулируют экономический рост в развивающихся странах и потому смягчают неравенство.

Вельяминов Г.М. Россия и глобализация // Россия в глобальной политике. 2006.

Голенков Э.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.Н. Общая социология. М. 2005.

Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). СПб, 2000.

Знание-Сила, № 9, 2005, «Демографические странности»

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. Под науч. ред. О.И. Шкаратана. М., 2000.

Коллонтай В.М. О неолиберальной модели глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 1999. №10

Неклесса А.И. Конец цивилизации, или конфликт истории // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 3.

Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: Учебник. М., 2005.

Синцеров Л.М. Длинные волны глобальной интеграции // Мировая экономика и международные отношения. 2000.№ 5.

«Экономическая социология»: 2010. Т. 11. №5

Размещено на Allbest.ru

Историческая ситуация конца XX века характеризуется слож­ной этнокультурной обстановкой. Фундаментальной проблемой современной эпохи все более становится противостояние тради­ционной и модернизированной (современной) культур. Именно это противостояние оказывает возрастающее влияние на ход культурно-исторического процесса. Противостояние «современ­ного» и «традиционного» возникло в результате крушения коло­ниальной системы и возникновения необходимости адаптиро­вать вновь появившиеся на политической карте мира страны в современный мир, современную цивилизацию. Однако на деле процессы модернизации начались намного раньше, еще в коло­ниальные времена, когда европейские чиновники, твердо уве­ренные в благотворности и полезности своей деятельности для «туземцев», истребляли традиции и верования последних, кото­рые, по их мнению, были вредны для прогрессивного развития этих народов. Тогда предполагалось, что модернизация прежде всего подразумевает внедрение новых, прогрессивных форм деятельности, технологий и идей, она является средством ускоре­ния, упрощения и облегчения пути, который все равно пред­стояло пройти этим народам.

Разрушение многих культур, последовавшее за такой насильст­венной «модернизацией», привело к осознанию порочности подобного подхода, к необходимости создания научно обоснованных теорий модернизации, которые можно было бы применять на практике. В середине века многие антропологи делали попыток и взвешенного анализа традиционных культур, исходящего из отка­за от универсалистской концепции культуры. В частности, группа американских антропологов под руководством М. Херсковица в ходе подготовки Всеобщей декларации прав человека, проходив­шей под эгидой ООН, предложила исходить из того, что в каж­дой культуре стандарты и ценности имеют особый характер и что поэтому каждый человек имеет право жить согласно тому пониманию свободы, которое принято в его обществе. К сожалению, возобладала универсалистская точка зрения, вытекавшая из эволюционного подхода, именно эволюционистская парадигма легла в основу появившихся тогда теорий модернизации, и сегодня в этой декларации записано, что права человека едины для представителей всех обществ независимо от специфики их традиций. Но ведь не секрет, что записанные там права человека представляют собой постулаты, сформулированные именно европейской культурой.

Согласно преобладавшей тогда точке зрения переход от тра­диционного общества к современному (а он считался обязатель­ным для всех культур и народов) возможен только через модерни­зацию. Этот термин сегодня употребляется в нескольких смыслах, поэтому его следует уточнить.

В-третьих, под модернизацией понимаются усилия отсталых или слаборазвитых стран, предпринимаемые ими, чтобы догнать развитые страны.

Исходя из этого, модернизацию в самом общем виде можно рассматривать как сложный и противоречивый социокультурный процесс, в ходе которого формируются институты и структуры современного общества.

1) изменения в обществе являются однолинейными, следова­тельно, менее развитые страны должны пройти путь вслед за раз­витыми;

3) изменения носят постепенный, накопительный и мирный ха­рактер;

4) все стадии этого процесса должны быть неизбежно пройдены;

5) большое значение имеют внутренние источники этого дви­жения;

6) модернизация принесет улучшение существования этих стран.

Кроме того, было признано, что процессы модернизации долж­ны начинаться и контролироваться «сверху» интеллектуальной элитой. По сути, это осознанное копирование западного общества.

Рассматривая механизм модернизации, все теории утверждают, что это спонтанный процесс и, если устранить мешающие барье­ры, все пойдет само собой. Предполагалось, что достаточно пока­зать преимущества западной цивилизации (хотя бы по телевиде­нию), как всем тут же захочется жить так же.

Однако действительность опровергла эти прекрасные теории. Далеко не все общества, увидев поближе западный образ жизни, устремились ему подражать. А те, кто пошел по этому пути, быст­ро познакомились с изнанкой этой жизни, столкнувшись с ростом нищеты, социальной дезорганизацией, аномией, преступностью. Последние десятилетия также показали, что далеко не все в тра­диционных обществах плохо и некоторые их черты прекрасно со­четаются с суперсовременными технологиями. Это доказали пре­жде всего Япония, Южная Корея, чем поставили под сомнение прежнюю твердую ориентацию на Запад. Исторический опыт этих стран заставил отказаться от теорий однолинейности миро­вого развития как единственно верных и сформулировать новые теории модернизации, которые возродили цивилизационный подход к анализу этнокультурных процессов.

Среди ученых, занявшихся этой проблемой, нужно упомянуть прежде всего С. Хантингтона, который назвал девять главных ха­рактеристик модернизации, обнаруживающихся в явном или скрытом виде у всех авторов данных теорий:

Односторонность и теоретические недостатки концепций мо­дернизации были осознаны довольно быстро. Критике подверг­лись их принципиальные положения.

Также было не совсем ясно, что входит в понятие «современное общество». В эту категорию несомненно попадали современные западные страны, но что было делать с Японией и Южной Коре­ей? Возникал вопрос: можно ли говорить о современных незапад­ных странах и об их отличии от западных?

Критике был подвергнут тезис о том, что традиции и совре­менность взаимно исключают друг друга. На самом деле любое общество представляет собой сплав традиционных и современных элементов. И традиции не обязательно препятствуют модерниза­ции, а могут в чем-то и способствовать ей.

В 70-е годы против теорий модернизации были выдвинуты до­полнительные возражения. Среди них самым главным был упрек в этноцентризме. Поскольку роль образца, к которому следовало стремиться, играли США, то эти теории были истолкованы как попытка интеллектуальной элиты Америки осмыслить послево­енную роль США как мировой сверхдержавы.

Критическая оценка основных теорий модернизации в конеч­ном счете привела к дифференциации самого понятия «модер­низация». Исследователи стали различать первичную и вторич­ную модернизации.

Первичная модернизация обычно рассматривается как теорети­ческая конструкция, охватывающая разнообразные социокультурные изменения, сопровождающие период индустриализации и возникновения капитализма в отдельных странах Западной Евро­пы и Америки. Ее связывают с разрушением прежних, прежде все­го наследственных традиций и традиционного уклада жизни, с провозглашением и реализацией равных гражданских прав, ста­новлением демократии.

Основная идея первичной модернизации заключается в том, что процесс индустриализации и развития капитализма предпола­гает в качестве своей предпосылки и главной основы индивиду­альную свободу и автономию человека, расширение сферы его прав. По существу, эта идея совпадает с принципом индивидуа­лизма, сформулированным еще французскими просветителями.

Вторичная модернизация охватывает социокультурные измене­ния, происходящие в развивающихся странах (странах «третьего мира») в условиях цивилизованного окружения высокоразвитыми странами и при наличии сложившихся образцов социальной ор­ганизации и культуры.

В последнее десятилетие при рассмотрении процесса модерни­зации наибольший интерес вызывает модернизация бывших со­циалистических стран и стран, освободившихся от диктатуры. В связи с этим некоторые исследователи предлагают ввести поня­тие «третичная модернизация», обозначая им переход к современ­ности идустриально среднеразвитых стран, сохраняющих многие черты прежней политической и идеологической системы, которые тормозят сам процесс общественных преобразований.

В то же время изменения, накопившиеся в странах развитого ка­питализма, потребовали нового теоретического осмысления. В результате появились теории постиндустриального, супериндуст­риального, информационного, «технотронного», «кибернетиче­ского» общества (О. Тоффлер, Д. Белл, Р. Дарендорф, Ю. Хабермас, Э. Гудценс и др.). Основные положения этих концепций мож­но сформулировать следующим образом.

Постиндустриальное (или информационное) общество приходит на смену индустриальному, в котором преобладающей является промышленная (экологическая) сфера. Главными отличительными особенностями постиндустриального общества являются рост на­учного знания и перемещение центра общественной жизни из эко­номики в сферу науки, прежде всего в научные организации (университеты). Не капитал и материальные ресурсы выступают в нем ключевыми факторами, а информация, помноженная на рас­пространение образования и внедрение передовых технологий.

Старое классовое деление общества на владеющих собственно­стью и не владеющих ею (характерное для социальной структуры индустриального общества) уступает место другому типу страти­фикации, где главным показателем становится деление общества на владеющих информацией и не владеющих ею. Возникают кон­цепции «символического капитала» (П. Бурдье) и культурной идентичности, в которых классовая структура заменяется статус­ной иерархией, обусловленной ценностными ориентациями и об­разовательным потенциалом.

Конфликт между классами, характерный для индустриального общества, сменяется конфликтом между профессионализмом, и некомпетентностью, между интеллектуальным меньшинством (элитой) и некомпетентным большинством.

1) в качестве движущей силы процессов модернизации призна­ется уже не политическая и интеллектуальная элита, а самые ши­рокие массы, которые начинают активно действовать, если появ­ляется харизматический лидер, влекущий их за собой;

2) модернизация в этом случае становится не решением элиты, а массовым стремлением граждан изменить свою жизнь в соответ­ствии с западными стандартами под влиянием средств массовой коммуникации и личных контактов;

5) уже ясно, что нет и не может быть унифицированного про­цесса модернизации, ее темп, ритм и последствия в различных об­ластях социальной жизни в разных странах будут различны;

7) сегодня модернизация оценивается не только по экономиче­ским показателям, которые долгое время считались главными, но и по ценностям, культурным кодам;

8) предлагается активно использовать местные традиции;

Таким образом, сегодня модернизация рассматривается как исторически ограниченный процесс, узаконивающий институты и ценности современности: демократию, рынок, образование, разумное администрирование, самодисциплину, трудовую этику. При этом современное общество определяется либо как общество, приходящее на смену традиционному общественному укладу, ли­бо как общество, вырастающее из индустриальной стадии и несу­щее в себе все ее черты. Информационное же общество является стадией современного общества (а не новым типом общества), наступающей вслед за фазами индустриализации и технологизации, и характеризуется дальнейшим углублением гуманистиче­ских основ существования человека.

План семинарского занятия

1. Особенности восприятия и мышления в традиционных культурах.

2. Обзор основных теоретических концепций традиционного мышления.

3. Основные черты традиционной культуры, ее особенности по сравнению с современной культурой.

4. Специфика функционирования вещей в традиционной культуре.

5. Обычай и ритуал в традиционной культуре. Специфика ритуала в со­временной культуре.

6. Проблемы модернизации традиционных обществ. Основные положения теорий модернизации.

Темы докладов и рефератов

1. Л. Леви-Брюль об особенностях традиционного мышления.

2. К. Леви-Строс о первобытной культуре.

3. М. Коул и С. Скрибнер о связи мышления и культуры.

4. Обряд и ритуал в системе знаковых средств культуры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *