Амортизация что это такое простыми словами
Что такое амортизация. Понятно и по-бухгалтерски правильно
Разбираем вроде бы понятную амортизацию так, как это делают на качественных бухгалтерских курсах и в ВУЗах.
Амортизация (Amortization) — это перенос стоимости основных средств и нематериальных активов на себестоимость продукции, работ или услуг. Дальше для экономии места я буду говорить только об основных средствах, но все сказанное относится и к нематериальным активам.
Введу еще пару терминов, а потом объясню, как это работает.
1. Срок полезного использования (СПИ) — период времени, в течение которого основное средство способно приносить компании экономическую выгоду.
2. Первоначальная стоимость (ПС) — сумма затрат на приобретение основного средства. Сюда входят все затраты, которые были понесены до момента ввода в эксплуатацию, включая доставку, страхование в пути, растаможку, разгрузку, пуско-наладочные работы. Не входят НДС и акцизы.
Смысл амортизации в ежемесячном включении части ПС в себестоимость продукции. Это нужно для того, чтобы получать в составе выручки достаточно денежных средств для замены отслуживших свое основных средств новыми. Цена продукции должна окупать все расходы на ее производство и продажу. В том числе амортизацию. Иначе рано или поздно настанет момент, когда производить будет не на чем. Многие предприниматели выбрасывают амортизацию из управленческого учета. Не делайте этого.
Не считать амортизацию расходом все равно, что жить в домике из печенья и потихоньку есть его.
Основные средства используются для производства многих единиц продукции, поэтому их стоимость «размазывается» на себестоимость этих единиц в течение всего СПИ. Если включить ПС в расходы сразу при их приобретении, то себестоимость в этом месяце резко подскочит вверх. При этом основным средством компания будет пользоваться еще долго.
Пример 1.
Кофейня приобрела кофе-машину за 106 тыс. руб. Еще 2 тыс. руб. заплатила за доставку. Итого ПС составила 108 тыс. руб.
Допустим, в месяц продается 300 стаканчиков кофе. Если отнести ПС на расходы сразу после приобретения кофе-машины, то на каждый стаканчик придется 360 руб. (108 тыс. руб. / 300). Это, не считая стоимости зерен и прочих составляющих себестоимости. А все следующие стаканчики будут как будто бы бесплатными. Предприниматель сначала зафиксирует убыток, которых нет, а потом будет продавать недооцененный кофе. И может принять неправильное решение продавать их близко к этой «себестоимости», лишая себя возможности погасить этот убыток.
Амортизация позволяет распределить ПС на всю продукцию, которая будет произведена при помощи основного средства. Самый простой способ амортизации — линейный. Он подразумевает равномерное списание ПС в течение СПИ.
Пример 2.
Вернемся к кофе-машине. Производитель указал, что ее нормальный срок службы 3 года. Значит, экономические выгоды в виде выручки от продажи кофе будут поступать в кофейню в течение 3 лет. Тогда в год нужно списывать на себестоимость 1/3 от ПС, а в месяц — 1/36. Это позволит каждый месяц начислять 3000 руб. амортизации. Каждый стаканчик станет дороже на 10 руб. Эту сумму надо закладывать при ценообразовании.
И еще небольшой, но важный нюанс. Вопреки устоявшемуся в бухгалтерских кругах мнению, СПИ не устанавливается раз и навсегда. И не определяется Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы. Все это верно лишь для налогового учета. В бухучете СПИ — оценочное значение, которое определяется, исходя из предполагаемой продолжительности потока экономических выгод от использования основного средства. Оно должно пересматриваться, если эта продолжительность изменилась. Так предписывает ПБУ 21/08 «Изменение оценочных значений». Амортизация после этого начисляется уже в других суммах.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Амортизация в экономике — что это и как работает
Давайте разберёмся в понятии амортизация, которое пришло к нам из мира бизнеса и бухгалтерии. Что это такое и как она рассчитывается. Какие существуют способы подсчета.
1. Что такое амортизация простыми словами
Под основными средствами понимается все возможные для получения прибыли составляющие:
Из-за того, что все со временем изнашивается необходимо периодически обновлять/модернизировать активы. Эти затраты учитываются в бухгалтерском отчёте в виде ежемесячных/ежеквартальных амортизационных отчислений.
Износ – это утрата ключевых свойств того или иного объекта с течением времени.
Создаются амортизационные фонды для накопления денежных средств для дальнейшей покупки. По факту эти фонды представляют из себя будущие траты. Отдельного банковского счёта для них нет, поскольку каждый рубль компании должен работать и приносить прибыль, а не лежать без дела.
Группа | Норма | Количество лет |
---|---|---|
1 | 14,3 | 1-2 |
2 | 8,8 | 2-3 |
3 | 5,6 | 3-5 |
4 | 3,8 | 5-7 |
5 | 2,7 | 7-10 |
6 | 1,8 | 10-15 |
7 | 1,0 | 15-20 |
8 | 0,8 | 20-25 |
9 | 0,7 | 25-30 |
За время пользования оборудованием компания должна окупить её стоимость и что-то заработать, иначе бизнес окажется убыточным.
2. Пример амортизации
Самым простым примером может быть бизнес такси/лизинга. Компания покупает автомобили, которые приносят прибыль. Но со временем они теряют свою рыночную стоимость, ломаются и прочее.
Например, у КИА гарантия 5 лет. Значит закупив этот парк автомобилей компания может рассчитывать, что за 5 лет желательно все расходы окупить.
Например, новый автомобиль стоит 1,2 млн рублей. С учетом равномерного износа делим 1 200 000 на 60, получаем 20 000 рублей в месяц. Такую сумму будут списывать с баланса компании в виде амортизации.
Конечно, это ещё не все расходы. Есть ещё замена колес, масла, фильтра и прочее. Но сама «стоимость» автомобиля должна окупаться за 5 лет.
Через 5 лет она еще будет ездит и компания её сможет реализовать за какие-то деньги. Но это учитывается уже в виде дополнительной прибыли. В изначальном бизнес плане эти остаточные деньги не стоит учитывать.
3. Способы расчета амортизации
Для расчёта амортизации необходимы следующие данные:
Для некоторого долгосрочного оборудования (чей срок службы превышает 20 лет) разрешается использовать только линейный способ расчета амортизации.
3.1. Линейный
Чтобы посчитать месячную норму надо умножить показатель Н на 1/12.
3.2. Амортизация методом уменьшаемого остатка
В расчёте участвует не первоначальная стоимость, а остаточная на начало года. Также используется коэффициент ускорения, чтобы корректировать правильность подсчета изнашивания оборудования. При этом он не может быть более 3.
Пример. Объект стоит 500 000 рублей со сроком 5 лет. Коэффициент ускорения — 2. Рассчитаем амортизацию отчислений методом уменьшаемого остатка:
3.3. По остаточной стоимости объекта (годовая)
Позволяет рассчитать амортизационные отчисления на 1 год. Главным плюсом является, что он позволяет вносить корректировки в случае изменения объекта.
Смотрите также видео «Амортизация основных средств»:
Что такое амортизация понятным языком – объясняю на примере, чтобы вы точно поняли
Распределение затрат на тот срок, в течение которого они приносят прибыль.
Амортизация – это распределение затрат на то время, в течение которого источник затрат приносит прибыль. Сейчас это объяснение вам кажется сложным и непонятным, ниже я постараюсь передать его более простыми словами.
Пример использования амортизации
Вот смотрите, я копирайтер. Я веду учет доходов и расходов. Я купил ноутбук за 48 000 рублей. Я могу этот расход указать в том месяце, в котором ноутбук был куплен, и тогда в течение одного месяца у меня будет гигантский расход, а в течение остальных месяцев расходов не будет вообще. Ну, кроме оплаты за электричество.
Это не совсем правильно, потому что я ведь работаю на своем ноутбуке. Я его использовал не только в том месяце, когда купил.
Допустим, что срок использования моего ноутбука – 4 года. Через 4 года мне надо будет покупать другой ноутбук.
В течение четырех лет, или 48 месяцев, мой ноутбук будет исправно мне служить и я с его помощью буду зарабатывать на текстах. Если распределить стоимость ноутбука на весь период его использования, то получится 48 000 рублей / 48 месяцев = 1 000 рублей в месяц.
Я как бы трачу по тысяче рублей в месяц в течение 48 месяцев. Вот и получается амортизация.
Как она связана с затратами
Амортизировать можно только капитальные затраты.
Все затраты делятся на две большие категории – операционные и капитальные. Операционные – это такие, которые идут собственно на производство. Например, оплата электричества для моего ноутбука – операционный тип затрат. Чем больше я пишу, тем больше надо электричества.
А вот капитальные затраты не связаны с операционной деятельностью. И с объемом производства тоже. Например, мой ноутбук, который я один раз купил и постоянно использую, – пример капитальной затраты.
Капитальные затраты как раз можно амортизировать – распределить на тот срок, в течение которого они приносят прибыль. Выше я уже «распределил» таким образом стоимость своего ноутбука на срок его службы.
Операционные затраты в принципе невозможно амортизировать. Потому что сегодня я написал две статьи и потратил столько-то киловатт электричества, завтра написал четыре и потратил в 4 раза больше. А послезавтра я напишу одну статью, но буду долго над ней сидеть и потрачу электричества столько же, сколько хватило бы для двух статей. Какое-либо распределение тут делать сложно. Да и незачем.
Как связаны амортизация и EBITDA
Никак. EBITDA – это операционная прибыль. То есть прибыль компании за какой-то период времени минус операционные затраты. В случае с моим копирайтингом это деньги за статьи, которые я получил, минус оплата за электричество.
Из EBITDA впоследствии вычитается амортизация, вычисляются налоги, платежи по кредитам и пр. И получается уже чистая прибыль, которую предприниматель благополучно кладет себе в карман.
Зачем делать амортизацию
Чтобы более правильно вести финансовое планирование. Каждую капитальную затрату надо распределять на то время, в течение которого она действует. То есть на период до того момента, когда нужна будет новая затрата. И на основании этого уже делать выводы о прибыльности и убыточности бизнеса.
Предположим, что я получаю бесплатную электроэнергию и для копирайтинга мне нужен только мой ноутбук. На покупку ноутбука я потратил 48 000 рублей, а копирайтинг мне приносит каждый месяц только 30 000 рублей.
Если прописать всю капитальную затрату в одном месяце, то получится доход в размере 30 тысяч, расход в размере 48 тысяч. Суммарный убыток – 18 тысяч.
Но это неправильно. Правильно будет вычитать стоимость ноутбука из моей прибыли в течение всего времени его работы. И ежемесячная прибыль тогда будет равняться 29 000 рублей в течение 4 лет – всё хорошо, всё процветает, все довольны.
Другое объяснение с примерами можно посмотреть в видео.
Заключение
Я постарался понятным языком рассказать вам о том, что такое амортизация. Справился ли я со своей задачей? Понятно ли вам теперь, как происходит амортизация капитальных затрат и для чего она нужна?
Если у вас есть вопросы по статье, задавайте их в комментариях. Если есть другие финансовые термины, в которых вы хотели бы разобраться – пишите про них тоже.
Что такое амортизация. Объясняем простыми словами
Амортизация — постепенный перенос стоимости основных средств производства на себестоимость продукции (по мере их материального износа или морального устаревания).
Проще говоря, любая компания что-то приобретает — технику, инструменты, недвижимость, транспорт. Со временем всё это изнашивается. Нужны деньги на обновление. Где их брать? Амортизация — простой и эффективной способ сохранить материальные активы.
Суть амортизации в том, что организация благодаря амортизационным отчислениям постепенно возмещает стоимость объекта. Процесс может выглядеть следующим образом:
Далее, когда актив изнашивается, его могут либо списать и заменить на новый, либо использовать дальше — и получать уже чистую прибыль.
Пример употребления на «Секрете»
«Поскольку амортизация — это чисто налоговый расход, который не затрагивает ваши денежные средства, необходимо добавить их (теперь уже со знаком плюс — мы же не тратим эти суммы) к сумме чистой прибыли».
(Региональный финансовый директор ESAB (Russia & CIS) Алексей Нужный — о том, как прогнозировать бюджет компании.)
Нюанс
Процент отчислений на амортизацию зависит от типа износа. Если объект подвергается нескольким типам износа сразу (моральный и материальный), то коэффициент износа будет максимальным. Уровень износа напрямую зависит от интенсивности использования основных средств.
Термин «амортизация» происходит от латинского amortizatio, что означает «погашение».
Амортизация
Процесс, при котором стоимость основных средств и нематериальных активов постепенно включают в себестоимость товара, работы или услуги.
Бизнес потратил деньги на недвижимость или дорогое оборудование. Это могут быть затраты на покупку основных средств — например, новое здание или станок — или на нематериальный актив — патент на разработку или компьютерную программу. Со временем здание обветшает, детали в станке сотрутся, а программа устареет — накопится износ.
Чтобы себестоимость товара не увеличивалась резко при покупке дорогостоящих активов, их первоначальную стоимость делят на части и включают в себестоимость постепенно. Это и есть амортизация.
Что можно амортизировать
Не все активы можно амортизировать.
✅ Амортизируют основные средства и нематериальные активы. Например, здания и сооружения, транспорт, оборудование, компьютеры, дорогостоящие программы, патенты и так далее.
❌ Водные ресурсы, земельные участки и объекты природопользования, музейные предметы и музейные коллекции не амортизируют. У них нет срока полезного использования, они не устаревают и не изнашиваются.
Где учитывают амортизацию
Амортизацию считают в налоговом и бухгалтерском учете.
В налоговом учете. Амортизацию используют для расчета налога на имущество организаций, налога на прибыль, НДФЛ для ИП на ОСН.
У ИП на УСН и ПСН амортизации нет.
Для целей налогообложения амортизируют основные средства со сроком полезного использования больше одного года и стоимостью выше 100 000 ₽.
Все основные средства разбивают на группы по срокам полезного использования. Всего таких групп 10. Они указаны в постановлении правительства от 01.01.2002 № 1.
Если актива там нет, используют срок полезного использования из его технической документации.
Медцентр купил медицинские инструменты стоимостью 120 000 ₽ 20 декабря 2021 года. Инструменты входят в первую группу основных средств с полезным сроком использования свыше одного года и до двух лет. Конкретный срок в этом диапазоне выбирает владелец основных средств. Минимальный — 13 месяцев, максимальный — 24 месяца. Допустим, медцентр выбрал срок полезного использования 24 месяца. Это значит, что стоимость инструментов можно списывать на затраты каждый месяц в течение этого срока.
В бухгалтерском учете. Амортизацию используют для формирования себестоимости, расчета износа и остаточной балансовой стоимости активов. С 2022 года компании будут устанавливать лимит по первоначальной стоимости основных средств сами. Чтобы избежать разницы в налоговом и бухгалтерском учете, в последнем можно установить такой же лимит — 100 000 ₽.
ИП бухучет не ведут и амортизацию не начисляют.
При определении срока полезного использования в бухучете обычно применяют налоговую классификацию по группам.
Как рассчитывать амортизацию
Амортизацию начисляют ежемесячно с первого числа месяца, следующего за вводом актива в эксплуатацию, и прекращают с первого числа месяца, следующего за выбытием.
Сломался станок. 5 декабря 2021 года его вывели из эксплуатации и продали на металлолом. Компания купила новый. Его ввели в эксплуатацию 20 декабря 2021 года.
На старый станок не начисляют амортизацию с 1 января 2022 года. А на новый начинают начислять с этой же даты.
В налоговом учете есть два способа начисления амортизации, а в бухгалтерском учете их три.
В бухгалтерском учете:
Самый простой — линейный способ начисления амортизации. Он подойдет для всех видов учета. О нем подробнее расскажем дальше.
Если хотите сделать расчет амортизационных отчислений другим способом, рекомендуем проконсультироваться с бухгалтером, чтобы все учесть правильно.
Линейный метод начисления амортизации. Для расчета нужно знать срок полезного использования и первоначальную стоимость. В первоначальную стоимость входит цена приобретения, стоимость доставки, установки и наладки и любые другие расходы, которые нужны для начала полноценной работы.
Разберем на примере. Пекарня купила оборудование для выпечки хлеба за 1 000 000 ₽. Доставка обошлась в 3000 ₽, а установка и наладка — в 150 000 ₽. Срок полезного использования печи — код ОКОФ: 14 2945000, свыше пяти и до семи лет. Собственник выбрал семь лет, или 84 месяца. Сделаем расчет амортизации: