Амрита сиддхи йога что такое
Yoga in Astrology • When is a good time to start something new in 2021?
As per Indian astrology, certain combinations of tithi (lunar day), nakshatra (stars) and vaar (week days) are considered auspicious and therefore ideal to perform certain activities or start something new. These auspicious timing or muhurat guarantees favourable results.
Amrit Siddhi Yoga in December, 2021
Amrit Siddhi Yog or Amritha Siddha Yoga is an intersection of our Nakshatra (star sign) and Vaar (week) which can give us an especially auspicious ‘muhurat’ in our life. Keeping our important things in life to start in such auspicious time frames can certainly keep us at a far better chance to achieve success and good fortune
Ashwini and Tuesday
From : 14/12/21 06:26 AM
To : 15/12/21 04:40 AM
Rohini and Saturday
From : 18/12/21 06:28 AM
To : 18/12/21 01:48 PM
Hasta and Sunday
From : 27/12/21 05:25 AM
To : 27/12/21 06:32 AM
Events/Activities prohibited during Amrit Siddha Yoga
What is amrit siddhi yoga and how is it calculated?
Given below are the different combinations of vara and nakshatra which forms amrit siddhi yoga, a very auspicious yoga which gurantees success in all your endeavours.
Activities that bring good results during amrit siddhi yoga
This yoga is very good for creative types of work and auspicious undertakings.
Mayura Jyotish Master
Главное меню
Мантры
Авторизация
Йоги астрологов, целителей, мистиков
Астрологические прогнозы, астрологические новости, полезные и интересные заметки для тех, кто изучает и просто интересуется джьотиш в нашей рассылке.
Астрологические комбинации в гороскопах мистиков, астрологов и целителей (Часть I)
Перевод Маюры (при содействии Ольги Баковой)
Подход к изучению мистицизма в джьотише – принципы 8-го дома.
Из ведических трактатов мы знаем, что существует 5 махабхут, грубых состояний вещества и энергии, также называемых панчататтвами: земля, вода, огонь, воздух, и эфир.
Они проявлены в форме пяти тонких элементов (танматра): звук, форма, свет, вкус и аромат. Восприятие элементов человеческими существами с помощью пяти органов действия (карменрдия) и пяти органов чувств (джанендрия)формирует основу материального существования.
Тонкие и грубые элементы
Согласно Бхагават Гите, существующая материальная природа состоит из трех гун <или качеств>материальной природы, в то время как стремление к чувственным удовольствиям с помощью органов чувств, знаний (джнанендрия) и органов действий (кармендрия) вовлекает человека в череду перевоплощений.
Всё знание Вед направлено на то, чтобы дать человеку понимание необходимости ограничивать свою зависимость от чувственного восприятия и деятельности, обусловленной чувственным восприятием, вместо которой следует концентрировать внимание на внутренней форме Бога (параматма), что даст освобождение от цепи перерождений (мокшу).
Таким образом, мастерство контроля над грубыми и тонкими элементами, а также над тремя планами человеческого сознания: ум, разум, эго – через которые поступают желательные или нежелательные чувственные ощущения, – это цель йоги.
В частности, аштанга-йоги, из которой произошли все нынешние разновидности йоги, которую изложил Патанджали. (И из которой происходят такие современные системы йоги, как кундалини, сиддха, крийя, тантра, хатха и т.д.)
Принципы, которые сопровождают 8 ступеней эволюции, относятся к мастерству контроля над пятью грубыми и тонкими элементами и тремя тонкими стадиями сознания и соединяют йогическую систему с восьмым домом астрологической карты.
Последовательность ступеней в йоге
Последовательность <проработки>материальных элементов(Природа от грубого к тонкому)
Нияма (сублимация чувственных желаний)
Асана («гимнастические» позы)
Пранаяма (контроль дыхания)
Пратьяхара (уклонение от внешних раздражителей,отвлекающих факторов)
Дхарана (концентрация на одном объекте)
Дхьяна (медитация на параматму в своем сердце)
Восходящий знак (Лагна) (также Буддха по другим источникам. Прим. пер.)
Самадхи (мистическое совершество, или Брахмасиддхи)
Ловушки, которые должен избегать йогин
Ловушки, которые подстерегают последователя системы йоги на его пути – привлекательная возможность получить так называемые сиддхи, сверхспособности, которые сопровождают различные ступени эволюции. Сиддхи –это сила и способность контролировать специфические силы природы. (Ловушка, очевидно, в том, что сверхспособности – это лишь побочный продукт практики, привязанность к которому превращает саму практику в фарс. – Прим. пер.)
Существует 8 сиддх
1.Анима. Становиться маленьким, как самая маленькая частица
2.Лакхима. Становиться легче пушинки
3.Прапти. Доставать и доставлять что угодно и кого угодно, откуда угодно и куда угодно
4.Махима. Становиться тяжелее самого тяжелого
5.Ишитва. Свободно создавать что-то прекрасное илиуничтожать что угодно по желанию
6.Вашитва. Контролировать материальные элементы
7.Пракамья. Все желания исполняются (нет никаких препятствий к исполнению желаний)
8.Камавасайита. Принимать любую форму по желанию.
Также следует отметить, что каждая сиддха управляет одним из восьми направлений: четырьмя главными направлениями и четырьмя вторичными.
Йоги, таким образом, стремятся контролировать все влияния, приходящие из восьми направлений, с помощью достижения всех восьми сиддх.
Использование <в своих интересах>мистических способностей, которые описаны, сопровождаются ужасными страданиями, которые наиболее типично представлены планетами, расположенными в восьмом доме гороскопа.
Те, кто имеет внутреннее видение, также как и другие мистические способности – целительские, к примеру, – часто имеют мощные комбинации (йоги) в восьмом доме или связанные с восьмым домом (через хозяина этого дома, к примеру. – Прим. пер.), а также в Арудхе этого дома (мритьюпада, или А8. – Прим. пер.).
В частности, у астрологов в их гороскопах эти области ярко выражены.
Так как восьмой дом и различные вопросы, которые относятся к сфере этого дома, является основной темой данной статьи, существует множество тонкостей, которые можно увидеть в гороскопах людей с выраженным восьмым домом и являющихся мистиками (теми, кто готов использовать законы природы во благо, с благими намерениями), астрологами, целителями.
Временные показатели (сигнификаторы) <чара караки>и Калачакра – еще одно звено, относящееся к восьмому дому в джьотише
Истоки джьотиша связаны с двенадцатью Адитьями (12 Сыновей, или знаков зодиака, которые отражают процесс эволюции Атмы), восемью Васу (теми, кто дает свет и средства для существования материальной формы Атмы) и одиннадцатью Рудрами (которые отнимают жизнь).
Восемь Васу соотносятся с девами (божествами), которые дают свет и направляют человеческие существа. Свет дается в форме атма-видтья, или духовного знания, которое включает в себя самопознание (души) и вопросы загробной жизни. Восемь Васу относятся к деятельности Вишну, или Васудевы.
Их имена даны в Sathapatha Brahmana (по другим источникам– в Брихатараньяка Упанишад, а также в Махабхарате):(1) Агни (огонь) Agni, или Anala; (2) Prithvi (земля); (3) Vayu (воздух); (4) Antariksa (атмосфера, также Дхрува, полярная звезда, которая в Бхагават Гите называется Дхрува Локой), или (5) Aditya (вечный); (6) Dyaus (небо): (7) Chandrama (луна); (8) Nakshatra (звезда).
Эти божества представляют 8 источников света, который связан с процессом поддержания, получения опыта и обучения атмы (души).
В оригинале статьи дан несколько иной список имен:
1. Apah – jala tattva –
2. Dhara – prithvi tattva земля, твердая материя
3. Anila – vayu tattva – воздух
4. Anala – agni tattva – огонь
5. Dhruva – Полярная звезда, которая также называется в Шримад Бхагаватам Дхрува Локой. Дхрува представляет Акаши Таттву, или пространство, и обеспечивает фиксированность сидерического зодиака (не совсем понятно, что имел в виду автор, так как точкой отсчета для сидерического зодиака принято считать звезду Спика в 0°00’ Весов. – Прим. пер.). Также она является поводом для введения Анайамши.
7. Pratyusa – периодический Восход, который можно разделить на два значения:
a. Солнце – источник света перед Восходом
b. Восходящий знак (Лагна) –точка на восточном горизонте, которая представляет личность, и которая приравнена к Восходу (то есть персональный Восход. – Прим. пер.)
8. Prabhasa – великолепное сияние звезд, которые распределны по группам 27 (или 28, если учитывать Абхиджит) Накшатр (созвездий)
Здесь бросается в глаза символическая связь с восемью чара караками (временными показателями), которыми управляет Вишну. Они также связаны с Калачакрой (astadala pada, или восьмилепестковый лотос), который подобен колесу времени. Функции поддержания или сохранения живых существ, в конечном счете, реализуются через знание, и это знание было дано в Ведах, которые впоследствии разделилась на четыре (Риг Веда, Яджур Веда, Сама Веда, Атхарва Веда).
Веды в дальнейшем были поданы Васудевой, составителем Вед, в форме Веданта Сутр.
Васу представляют сущностные составляющие, определяющие все творения.
В частности, они включают в себя панчататтву, или пять элементов – Луну, Солнце и Накшатры (созвездия).
Этот список указывает на основные принципы, с которыми имеет дело джьотиш. То есть описывает вещества, из которых состоят тела живых существ, и знания, которые направляют существа в их деятельности.
Так же как материал, из которого созданы живые существа, находится под контролем этих восьми Васу, существует восемь указателей (чара карак), которые составляют основу жизни<деятельности>.
Так как Раху включен в список восьми чара карак, очевидно, что желания, которые представляет Раху, – подоплека перерождений в этом мире.
Калачакра, или восьмилепестковый лотос, представляет движение времени, которое определяет за каждым из 4-х подвижных, и 4-й фиксированных знаков главные направления, в то время как четыре промежуточных направления определяют двойственные знаки.
Начиная с Овна/Тельца в Восточном направлении, знаки (подвижные и фиксированные) двигаются по часовой стрелке к Раку/Льву в Южном направлении, Весам/Скорпионам на Западе, Козерогу/Водолею на Севере. Двойственные знаки, начиная с Девы, продвигаются с Юго-востока к Стрельцам на Юго-западе, Рыбам на Северо-западе и Близнецам на Северо-востоке. Каждая из 8-ми спиц в колесе представляет главные и промежуточные направления, определяются (представляются) титтхами (лунными сутками – пер.) и их планетными управителями, божества представляют специфические функции, элементы и животные символы.
Кроме того 28 накшатр (Включая Абхиджит) по своему располагаются на спицах колеса в 8-ми направлениях. Начинается «построение» накшатр с той, в которой находилось Солнце в момент рождения, и размещается эта накшатра в Восточном направлении.
Божества, которые управляют каждым из 8-ми направлений, такие же, как и те, что управляют направлениями в Дашамше (Д-10) – дробной карте. В Дашамше, однако, два восходящих и нисходящих направления обычно дополнительно принимаются во внимание, которые не применяются в Калачакре.
Таким образом, атма, или душа, рождается под влиянием желаний, тогда как условия для ее существования обуславливаются вышеперечисленными путями. Чтобы увидеть в гороскопе желания души как причины рождения нужно по порядку исследовать Джьотир-Лигна и Титтхи рождения, которые ярко демонстрируют эти желания.
Луна, двигаясь по своей обычной орбите, ищет соединения с Солнцем. Существует 12 Джьотир-Линга, или соединений Солнца и Луны в году, тогда как титтхи или лунные сутки случаются каждый раз, когда Луна проходит следующие 12 градусов от Солнца.
Таким образом, тогда как Солнце проходит один градус за день, Луна проходит 12 градусов за такой же период времени, период, который составляет титтхи. Существует 15 титтхи во время растущей Луны, и 15 титтхи, во время убывающей. Таким образом, лунный месяц длится примерно тридцать дней.
Пример 1.1. Бхукта Титтхи Раши и Спхута в гороскопе Свами Вивекананды
В гороскопе Свами Вивекананды 49.85 % Кришна Самтами Титтхи не пройдено. Вычитаем 49.85 из 100 = 50.15% это пройденные титтхи. Дальнейше действия помогут вычислить Бхукта Титтхи Раши и Спхута:
1) 50.15% конвертируем в десятичное число = 0. 5015
2) Умножаем его на 12 = 6.02. Это означает, что 6 знаков уже пройдено, и начался 7-й знак (естественного Зодиака – пер.), то есть Весы. Преобразовываем остаток 0,02 в градусы и минуты. Для этого умножаем остаток на 30 (количество градусов в знаке) = 0,6. Преобразовываем в минуты, для этого умножаем 0,6 на 60 (количество минут в знаке) = 36 минут. Итого, Бхукта Титтхи Раши – Весы, БТС = 0°36’
Эти 0°36’ знаков Весов (БТС) показывают цели воплощения Свами Вивекананды. Управитель накшатры этого знака (этих градусов), а также дом, который соответствует данному знаку в различных варгах, даст указание на то, как жизненные цели, стремления реализуются.
Значение данных подсчетов становится более существенным, если рассмотреть следующие факторы в гороскопе:
Сильный хозяин 9-го дома Солнце занимает Лагну, в то время как хозяин Лагны Юпитер и мощный хозяин 5-го дома Марс взаимно аспектируют друг друга формируя раджа-йогу. Эти факты подчеркивают цели распространения дхармы и делают человека мировым духовным учителем и автором духовных трудов.
Венера, Сатурн и Кету находятся в триконах друг от друга, формируя Тапасви-йогу в этом гороскопе. Эта комбинация говорит о величайшей духовной строгости и аскетизме. Участие Венеры в этой йоге еще более значимо в связи с тем, что она управляет 10-м домом от Арудха Лагны, в то время как Меркурий (лекции и авторство), управляет 10-м от Лагны.
И, наконец, Атмакарака Солнце и Аматьякарака Луна расположены во взаимных кендрах в этом гороскопе, занимают Лагну и 10-й дом соответственно. Это дает еще одну раджа-йогу, которая способствует духовной силе рожденного, содействует его миссии.
Жизненные устремления, на которые указывают БТС и БТР
В гороскопе примера БТС – варготтама (с БТР), и занимает положение в Весах очень близкое к положению Юпитера в этом знаке. Юпитер управляет Лагной и знаком, в котором находится АК (Солнце), его участие в раджа-йоге с Марсом указывает на жизненные устремления рожденного. Тогда как положение БТС рядом с Юпитером дополнительно увеличивает силу духовной миссии в жизни. Так как БТС занимает накшатру Читра, которая управляется Марсом, значимость раджа-йоги Юпитер-Марс становится еще более очевидной, в контексте жизненных устремлений рожденного.
От Чандра Лагны Венера управляет 9-м домом и соединяется с управителем 10-го дома Меркурием, формируя Дхарма-кармадхипати йогу. Так как все важные комбинации аскетства и раджа-йоги в этом гороскопе связаны с БТС и его управителем Венерой, предназначение рожденного стало тем более определенным и ясным.
В Навамше БТР занимает 12-й дом, в то время как его хозяин Венера в экзальтации. В добавок, диспозитор Венеры Юпитер занимает 12-й дом от Каракамша Лагны. Это положение показывает, что благоприятная карма связана с распространением дхармы на протяжении жизни рожденного, а также сопровождается серьезной возможностью для мокши после смерти.
Таким же образом БТС может быть рассмотрен во всех варгах, для уточнения жизненных устремлений рожденного в контексте сферы жизни, которую представляет та или иная дробная карта (варга).
Информацию о жизненных целях и устремлениях можно получать по следующему алгоритму:
Посмотреть, какое отношение этого знака к Восходящему знаку данного гороскопа. Находится ли он в триконах, кендрах или в 6/8/12 от Лагны.
Посмотреть находятся ли в этом знаке злонесущие или благонесущие грахи, а также, аспектируют ли они этот знак.
Посмотреть какие дома, отсчитывая от этого знака, сильные, слабые или поврежденные. То же самое в отношении хозяев этих домов.
О происхождении «хатха-йоги»
Некоторые западные индологи постоянно выдвигают различные версии по поводу происхождения йоги, ее практик, текстов и, в частности, хатха-йоги. Здесь приводятся доказательства того, что хатха-йога и многие другие техники, которые потом могли встречаться в буддизме или других традициях, имеют индийское (часто натховское) происхождение.
Тексты Хатха-йога прадипика и Амрита-сиддхи
В одном из своих видео Дж. Маллинсон относит известный натховский текст «Хатха-йога прадипика» к традиции вирашайвов. Ранее он утверждал, что текст «Амрита-сиддхи» – исключительно буддийский.
Комментарий Гуруджи Матсьендранатха:
Из довольно большого списка йогинов и учителей натхов в «Хатха-йога прадипике» он выбрал всего лишь одно имя – Алламы Прабхудевы, и заключил, что текст вирашайвовский. Маллинсон совершенно не учитывает, что Аллама Прабхудева мог быть, например, как и Джнянешвар. Джнянешвар (Джнянанатх) был и вайшнавом (Варкхари) и натхом одновременно, также и Аллама Прабхудева мог быть и вирашайвом, и параллельно натхом. В «Прабхулинга-лиле» VI в. описана встреча Горакши и Прабхудевы, но по поводу таких вот историй каждая конфессия в Индии может иметь свои версии. Если бы это был текст вирашайвов, то там должны были бы быть и другие подобные хатха-йогические тексты. Но вирашайвы занимаются совсем другим.
Сначала они [западные индологи] выдают, что «Амрита-сиддхи» – «буддийский текст» и что «Хатха-йога прадипика» взяла оттуда несколько видов шуньи. Затем «Хатха-йога прадипика», в их интерпретации, – «вирашайвоский текст», или же «буддийско-вирашайвовский», но с огромным количеством имен натхов в самом ее начале.
Если вы посетите храм в Горакхпуре, то в местном музее и библиотеке вы увидите массу статуй не только натхов, но и святых разных конфессий. Там есть и Рамануджа, и Шанкара, и много других, потому что натхи считают, что эти святые, которые глубоко продвинулись на своем пути, тоже приблизились к пути йоги. Потому это нормальное дело у натхов почитать и Будду, и Гуру Нанака, и многих других, даже если натхи их видят по-своему. Тамильцы, например, тоже почитают Горакшу, но он у них «свой», т.е. он – ученик Агастьи и т.п. Так многие в традиции в Индии делают. Но когда текст по духу и содержанию очень далек от того, чем занимаются буддисты и вирашайвы или какие-нибудь бхактийские культы, вытаскивать всего одно крайне спорное имя и говорить, что это вирашайвовский текст – это уже совсем абсурд. Особенно если человек претендует, как ученый, на «объективность».
Что касается текста «Амрита-сиддхи», в общем-то, там та же история.
Вот вам отрывок из этого текста, я перевел его. Обратите внимание на терминологию (я ее специально оставляю как есть):
म्रियन्ते मेरुवेधेन ब्रह्माद्या देवता ध्रुवम्
आदौ संजायते क्षिप्रं वेधो ऽयं ब्रह्मग्रन्थितः
Посредством пронзания Меру (сушумны праной), Брахма и другие Боги умервщляются.
Вначале эта (прана) быстро пронзает Брахма-грантхи (узел Брахмы).
ब्रह्मग्रन्थिं ततो भित्त्वा विष्णुग्रन्थिं भिनत्यसौ
विष्णुग्रन्थिं ततो भित्त्वा रुद्रग्रन्थिं भिनत्यसौ
Таким образом, когда пронзен Брахма-грантхи, пронзается Вишну-грантхи (узел Вишну).
Когда пронзен Вишну-грантхи, пронзается Рудра-грантхи (узел Рудры).
रुद्रग्रन्थिं ततो भित्त्वा छित्वा मोहमयीं लताम्
उद् घाटयत्ययं वायुर्ब्रह्मद्वारं सुगोपितम्
Так, пронзая Рудра-грантхи, отсекаются «лианы иллюзий» (хитросплетения Майи).
Далее, восходя вверх, Вайю (воздух) проникает в сверх тайное, Брахмадвару (дверь Брахмы).
Что здесь «буддийского» в этих образах пуранических Деват, и где в буддизме есть такие названия грантх?
И это только малая часть, там и каналы называются «ида, пингала и сушумна», хотя есть конечно и буддийские названия, и понятия тоже. Но по количеству они в разы уступают индуистским.
Там описаны очень важные мудры в практике йоги: махамудра, махабандха и махаведха. И я хочу заметить, что к тому времени в Ваджраяне уже существовала практика махамудры, но скорее, это именно аналог Дзогчена. Спрашивается, зачем буддисту нужно было двумя одинаковыми названиями называть разные практики в одной системе? Там вообще достаточно много элементов описано и названий, которые в обилии присутствуют в большинстве индийских йогических текстов.
С Вирупой, на самом деле, ситуация не менее интересная, чем с Алламой. Потому что у натхов Вирупа, достаточно известен как Вирупакшанатха, он входит в список Чаураси-сиддхов. Но безусловно, мы допускаем и то, что Вирупакша также практиковал и ваджраянские методы, это известный факт. Тут вполне можно допустить, что это мог быть один и тот же йогин, каковых было не много, но и не мало. По содержанию этого текста, лично для меня, очевидно другое, что текст, в большей степени натховский, чем буддийский. А то что в нем есть какие-то буддийские элементы, так чему удивляться, буддисты что-то заимствовали у шайвов (почитайте статьи Сандерсона) и наоборот. Более того, то что описано в «Амрита-сиддхи», все же, в первую очередь отображает индийскую йогу, нежели техники тхрулкоров, туммо из Йог Наропы, Нигумы и т.п. Говорить, что это «буддийский текст» – это не корректно, версия крайне натянутая.
О термине «хатха-йога»
Маллинсон утверждает, что впервые хатха-йога была описана в буддийских источниках, ссылаясь на такие тексты как «Гухьясамаджа-тантра», «Бодхисаттва-бхуми».
Комментарий Гуруджи Матсьендранатха:
По поводу термина «хатха-йога». Вот ссылка на текст Махаяны, «Бодхисаттва-бхуми», там достаточно большое объем текста. Текст говорит, что врожденные качества не обретаются посредством хатха-йоги (न हठयोगेन, стоит отрицание и сам термин в творительном падеже). Т.е., на основе этого текста Махаяны не понятно что думать о создателях текста: то ли была у них хатха-йога, как некая низшая практика; то ли они вообще говорят о последователях другого учения, отрицая их методы хатха-йоги. Его нельзя использовать как доказательную базу наличия хатха-йоги, особенно в Махаяне, и особенно в том контексте, как многие хатха-йогу понимают. В тексте нет ни одного упоминания ни о мудрах, ни о бандхах, ни о чем-то, хоть близко похожем.
Идем дальше, 18 глава «Гухьясамаджа-тантры», там уже немного поинтересней, но там говорится:
दर्शनं च द्विधा यावत् तावत् षण्मासभावनम्।सर्वकामोपभोगैस्तु कर्तव्यं सर्वतः सदा॥१६०॥
darśanaṃ ca dvidhā yāvat tāvat ṣaṇmāsabhāvanam।sarvakāmopabhogaistu kartavyaṃ sarvataḥ sadā॥160॥
Есть два вида откровений в садхане (даршана), надо понемногу, постоянно практиковать до шести месяцев, со всеми второстепенными обязанностями и их второстепенными стремлениями.
दर्शनं यदि षण्मासैर्यदुक्तं नैव जायते।आरभेत त्रिभिर्वारैर्यथोक्तविधिसम्बरैः॥ १६१॥
दर्शनं तु कृतेऽप्येवं साधकस्य न जायते।यदा न सिद्ध्यते बोधिर्हठयोगेन साधयेत्॥१६२॥
ज्ञानसिद्धिस्तदा तस्य योगेनैवोपजायते।कुलभेदप्रयोगेण वज्रकीलेन कीलयेत्॥१६३॥
darśanaṃ yadi ṣaṇmāsairyaduktaṃ naiva jāyate।ārabheta tribhirvārairyathoktavidhisambaraiḥ॥ 161॥
darśanaṃ tu kṛte’pyevaṃ sādhakasya na jāyate।yadā na siddhyate bodhirhaṭhayogena sādhayet॥162॥
jñānasiddhistadā tasya yogenaivopajāyate।kulabhedaprayogeṇa vajrakīlena kīlayet॥163॥
Если даршан в течении шести месяцев не будет достигнут, тогда, как ранее упоминалось, надо повторить еще трижды. И если после этого не будет откровения (даршаны), тогда надо пробудить совершенства посредством хатха-йоги, посредством этой йоги обретаются джняна-сиддхи (совершенные знания или опыт). Посредством разных прайог (процедур) нужно установить ваджра-килану.
Там конечно уже есть и упоминание о шестичастной йоге, но с очень своеобразной последовательностью:
1) пратьяхара, 2) дхьяна, 3) пранаяма, 4) дхарана, 5) анусмрити, 6) самадхи.
Честно говоря, кроме регуляции праны (пранаямы), упоминаний шести чакр (без деталей), мало что схоже с общепринятым понимаем хатха-йоги. Кто способен читать и переводить с санскрита (или хотя бы хинди), вот тут есть в оригинале, с переводом на хинди.
Можете сами посмотреть содержание, сравнить с реальными хатха-йогическими текстами натхов, насколько там есть что-то общее или нет. На мой взгляд, весьма не густо и расплывчато. «Гухьясамаджа-тантру», Маллинсон и многие другие его коллеги относят к VIII в., это действительно текст, где уже есть какие-то элементы, хоть и туманно, похожие на что-то из хатха-йоги. Однако их теория о том, что это первый текст по хатха-йоге, очень натянута. В качестве примера приведу вам то, что они почему-то не учли. Вот текст «Апарокшанубхути», принадлежащий Шанкарачарье, где конкретно говорится о хатха-йоге. Напомню, что Шанкара мог жить максимум в VIII в.н.э.
एभिरङ्गैः समायुक्तो राजयोग उदाहृतः। किञ्चित्पक्वकषायाणां हठयोगेन संयुतः॥१४३॥
ebhiraṅgaiḥ samāyukto rājayoga udāhṛtaḥ। kiñcitpakvakaṣāyāṇāṃ haṭhayogena saṃyutaḥ॥143॥
Таким образом, описанная раджа-йога имеет эти ступени (описанные ранее). Те, кто менее зрелы, сочетают ее с хатха-йогой.
И это уже опровергает версию, что «Гухьясамаджа» первая описывает практику хатха-йоги. Более того, в этом тексте Шанкары, куда больше упомянуто элементов, которые действительно ближе классической хатха-йоге. Там упомянута практика асаны и конкретно говорится о сиддхасане, пранасамьяме (пранаяма т.е.) и именно о кумбхаке, мула-бандхе и др. Конечно, они описаны весьма специфично, скорее, как нечто нераздельное с высшим духовным опытом, реализацией в Брахмане и т.д. Но если вдуматься, то хатха-йога, согласно всем текстам, ведет к раджа-йоге, к самадхи.
Если вы внимательно посмотрите на контент технических элементов, который в наибольшей степени ассоциируется с хатха-йогой в натховских текстах, то вы увидите, что это различные асаны, разные пранаямы, это бандхи, мудры, техники работы с точками в теле (мармы, стханы, адхары), например, в пратьяхаре. Также техники дхараны на пяти махабхутах, пробуждение Кундалини и восхождение ее к сахасраре или брахмарандхре. Так вот, это все вместе или отчасти встречается в очень ранних индийских текстах. Например, в наиболее ранней «Катха-упанишаде» мы уже находим упоминание центрального канала от сердца к макушке головы, мы встречаем в «Шандилья-упанишаде» рекомендации принятия ровной асаны, там идет описание восьми асан (есть даже маюрасана), пранаяму, работу с пятью элементами. Эта упанишада вообще могла быть от первого столетия до н.э. и максимум 3-е столетие н.э. Это к теме того, что, как уверяет Маллинсон, первые силовые асаны появились в вайшнавском тексте Панчаратры, «Шандилья-упаниша», и не только, это опровергает. Но я это говорю к тому, что даже если название «хатха-йога» там и не упомянуто, практики по своей сути были связаны с хатха-йогой, чего ну никак не скажешь о тех буддийских текстах, что я выше тут упомянул. Более того, сам термин «хатха» можно переводить по-разному. И если его переводить, как многие и привыкли, без «эзотерики» (впрочем, ее тоже нельзя исключить), то значение будет что-то типа «йога с усилием», «натуга». Далее, если вы возьмете термин «йога» согласно Панини, то из корня युज्” «юдж» вы получите такие вот три основных варианта:
३-३-१ “युज्” इति दिवादि (४) अनिट् आत्मनेपदी धातुः । युज समाधौ (युज् = сосредотачиваться) ।
3-3-1 “yuj” iti divādi (4) aniṭ ātmanepadī dhātuḥ । yuja samādhau ।
३-३-२ “युज्” इति रुदादि (७) अनिट् उभयपदी धातुः । युजिर् योगे (युज् = соединять) ।
3-3-2 “yuj” iti rudādi (7) aniṭ ubhayapadī dhātuḥ । yujir yoge ।
३-३-३ “युज्” इति चुरादि (१०) सेट् उभयपदी धातुः । युज संयमने (युज् = контролировать, регулировать) ।
3-3-3 “yuj” iti curādi (10) seṭ ubhayapadī dhātuḥ । yuja saṃyamane ।
Третий вариант, по сути, очень схож со значением «хатха-йога», потому что «юдж», как контроль, в ранних текстах ассоциировался с «уздой», отсюда и натуга с контролем (пран, чувств, тела). Это примерно как если бы какой-то текст вместо слова «асана» использовал, например, «питха» или как вместо «пранаяма» говорят «прананиродха», «пранасамьяма», «прана-лайя» и т.д. Какая разница, какая там игра слов для обозначения, в сущности, того же смысла? Так вот по этой причине, вы вряд ли встретите натхов, которые говорят что они «последователи хатха-йоги», скорее всего, они вам скажут, что просто «последователи йоги» (йогическая традиция).
Ваджроли-мудра и Калачакра-тантра
В «Калачакра-тантре» (4-119) и в комментарии Вималапрабхи на него, действительно, встречается термин «хатха-йога». Из текста ясно, что речь идет о практиках карма-мудры и остальных мудр (джняна, махамудра). Хотя внешне эта буддийская махамудра не имеет никаких сходств с той махамудрой, что в «Амрита-сиддхи». Тем не менее, там очевидно, что это практика, очень напоминающая всем пресловутую известную вамачарскую майтхуну. Вот что там сказано, какие-то моменты я чуть больше пояснил, это в комментарии Вималапрабхи на «Калачакра-тантру» (4-119):
इदानीं हठयोग उच्यते।
idānīṃ haṭhayoga ucyate।
Сейчас хатха-йога объяснена.
इह यदा प्रत्याहारादिभिर्बिम्बे दुष्टे सत्यप्यक्षरक्षणं नोत्पद्यतेऽयन्त्रितप्राणतया ।
iha yadā pratyāhārādibhirbimbe duṣṭe satyapyakṣarakṣaṇaṃ notpadyate’yantritaprāṇatayā ।
Здесь, когда во время пратьяхары и других (методов) воспринят отражающий пустоту образ, но нерушимый момент не восходит, если прана (аянтрита) не подчинена.
तदा नादाभ्यासाद् हठेन प्राणं मध्यमायां वाहयित्वा प्रज्ञाब्जगतकुलिशमणौ बोधिचित्तबिन्दुनिरोधादक्षरक्षणं साधयेन्निष्पन्देनेति हठयोगः।
tadā nādābhyāsād haṭhena prāṇaṃ madhyamāyāṃ vāhayitvā prajñābjagatakuliśamaṇau bodhicittabindunirodhādakṣarakṣaṇaṃ sādhayenniṣpandeneti haṭhayogaḥ।
Тогда, посредством постоянного упражнения с надой, методом хатха-йоги, направив жизненную силу в центральный канал. Нужно (вахаитва) двигающуюся бодхичитта-бинду (сперму вместе с пробужденным сознанием) в ваджре (пенисе), который находится в праджня-абджа (буквально – «рожденном из воды лотосе глубокого познания», имеется ввиду вагина), придержать (ниродха) без спонтанной пульсации (нишпанда). Это есть хатха-йога.
Однако, самое раннее упоминание практики удержания семени, все же, встречается еще в «Брихадараньякопанишад» (6.4.10):
अथ यामिच्छेन्न गर्भं दधीतेति तस्यामर्थं निष्ठाय मुखेन मुखं सन्धायाभिप्राण्यापान्यादिन्द्रियेण ते रेतसा रेत आदद इत्यरेता एव भवति ॥ १० ॥
atha yāmicchenna garbhaṃ dadhīteti tasyāmarthaṃ niṣṭhāya mukhena mukhaṃ sandhāyābhiprāṇyāpānyādindriyeṇa te retasā reta ādada ityaretā eva bhavati ॥ 10 ॥
Если он не желает сделать ей зачатие плода, тогда, поместив в нее свой пенис, मुखेन मुखम् सन्धाय соединив свой и ее рты*, сделает в ее «рот» (йони) вдох и выдох и скажет ते रेतः रेतसा इन्द्रियेण आददे «моим органом соития я беру твое семя, посредством своего семени». इति अरेताः एव भवति Таким образом, она становится не имеющей семени.
*мукха – также может означать женский половой орган, в виде треугольника, который в перевернутом виде может быть мужским половым органом. Это может быть или поцелуй, или возможно само соитие.
По сути, это и есть описание ваджроли-мудры, хотя, там нет такого названия. Кстати, там вообще очень много интересного, например, в 3й шлоке, где говорится, что ее йони – это веди (место для проведения хомы). Еще говорится «ломани бархи» – волосы ее тела являются жертвенной травой (т.е. трава «куша», которая раскладывается вокруг хаван-кунды) и т.д. Фактически, это обряд ритуальной майтхуны, который совершают и в вамачаре. А в 10-й шлоке говорится о практике, особой части ритуала, которая по сути – ваджроли. Трудно сказать, от буддистов ли пошли названия: ваджроли, сахаджоли и амароли, есть большая вероятность этого. Однако сама технология индуистская, как ведическая, так и тантрическая, буддисты могли только взять сам метод и поменять его название. И хочу напомнить, что «Брихадараньяка» – весьма ранняя упанишада, есть много разногласий на этот счет, до нашей эры она написана или после. Но то, что она раньше буддийских текстов, где описана карма-мудра, со всеми ее тонкостями, в этом нет ни малейшего сомнения.
Конечно, это нисколько не отменяет ценности буддийских тантр, того, что на самом деле буддисты могли открыть и привнести в уже имеющиеся методы. Мне самому многое там нравится, это полезно изучать. Однако то, что основа этого всего лежит в индуистских источниках, это более чем очевидно.