Амуры и зефиры все распроданы поодиночке что это значит
Амуры и Зефиры все распроданы поодиночке
Крепостные театры в России недолго оставались домашней забавой дворян. К середине XIX века некоторые из них могли тягаться с государственными: театр Шепелева во Владимирской губернии был немногим меньше Мариинского театра, а со сцены графа Волькенштейна сошел знаменитый Михаил Семенович Щепкин. Diletant.media решил вспомнить историю крепостных театров.
Крепостные театры появились в России в XVIII веке, еще при Екатерине II. Одним из первых, кто устроил у себя в усадьбе театр, был знаменитый граф Шереметев. Долгое время у театра графа было две сцены: одна располагалась в специальном театральном флигеле в московском доме, другая — в усадьбе в Кусково. Именно в усадьбе в 1779 году дебютировала в 13 лет крепостная крестьянка Ковалева. Первой ее ролью стала служанка в опере Андре Гретри «Опыт дружбы». Но настоящий успех пришел к ней после участия в опере «Дезертир или Беглый солдат». Чуть позже уже известная на всю Россию актриса выступала в роли Элианы в спектакле «Самнитские браки» перед самой императрицей. Все отмечали удивительный сопрано Ковалевой-Жемчуговой, выигрышно звучавший в операх, обожаемых Шереметевым. В 1801 актриса, получившая вольную, вышла замуж за графа Шереметева.
В 1792 Шереметев отстроил новый театр в Останкино. Он просуществовал более 10 лет и был одним из самых больших крепостных театров того времени. Театр Шереметева соперничал в роскоши убранства даже с Эрмитажным театром Екатерины II. Шереметев не скупился и выписывал лучших наставников для своих актеров.
У красивой игры на сцене была и обратная сторона. Нередко именно за кулисами разыгрывались настоящие драмы. Благодаря своему жестокому отношению к актерам из крепостных крестьян прославился граф Каменский. Он построил в Орле первый публичный театр. Граф лично продавал билеты на спектакли, сидя в кассе. А во время представлений внимательно следил за игрой актеров: в его ложе находилась специальная книга, куда он записывал все промахи, и в антракты до зрителей доносились крики крепостных, которых Каменский бил плетями.
О тиранстве Каменского вспоминал Лесков в своем «Тупейном художнике». Имение графа не сохранилось, но в Орловском драматическом театре можно найти мемориальную «сцену графа». Над креслом последнего ряда висит портрет Каменского и розги.
Мемориальная «сцена графа Каменского» в Орле
Крестьяне, занятые в спектаклях, не освобождались от других занятий. Днем они работали в поле или по дому, а вечером выступали на сцене. Актеры были таким же предметом торга, как гончие собаки. Стоит вспомнить «Горе от ума» Грибоедова:
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Иногда актеров сдавали в аренду для императорских постановок, и большой удачей было, если крестьянина затем выкупали. Каменский не оставлял попыток купить у графа Волькенштейна Михаила Щепкина, еще одного знаменитого актера, выходца из крепостных. В 1800 Щепкин сыграл свою первую роль: Розмарина в комедии «Вздорщица», а на профессиональной сцене по появился спустя 5 лет. Эта роль была везением: актер, который должен был играть, ушел в запой, так что Щепкина попросили его подменить. С того момента и начался путь крестьянина к славе.
Михаил Щепкин в спектакле «Горе от ума» в Малом театре
За почти 2 десятка лет он сменяет несколько трупп: театр братьев Барсовых, затем — Штейна и Калиновского, а в 1818 попадает в Полтавский театр. В то время им руководил писатель Котляревский, который вместе с генералом-майором Волконским организовал подписку по сбору денег в пользу Щепкина. В 1822 крепостной крестьянин был выкуплен и получил вольную. После этого актера пригласили в Малый театр, где он и прославился.
Похожая судьба была у Екатерины Семеновой, рожденной от крепостной крестьянки и помещика Путяты. Знаменитой ее сделала своеобразная дуэль с французской актрисой Жорж. В течение почти трех лет они выступали на сценах Петербурга в одних и же ролях. Победительницей была признана Семенова, и именно тогда Пушкин назвал ее «царицей русской сцены».
Театры оперы и балета
Среди крепостных театров знаменит был театр Юсуповых в подмосковном Архангельском. Блистал и театр в их петербургском дворце на Мойке. В Архангельском ставились оперы, и давались пышные балетные представления. Для своей труппы Юсупов специально пригласил известного танцмейстера Йогеля. Крепостной балет держал и Григорий Ржевский. Пользовались популярностью также театры Апраксина в Ольгове, графини Салтыковой в Марфине, Демидова в Алмазово (там играл Мочалов-старший, отец Павла Мочалова), Нарышкиных в Петербурге во дворце на Фонтанке. В 1811 в Москве появился театр Познякова, который называли настоящим феноменом. Игравшие в нем актеры талантом превосходили многих вольных и блистали в комических операх.
ИЗ ГРИБОЕДОВА: «Сам погружён умом в зефирах и амурах, заставил всю Москву дивиться их красе. Но должников не согласил
В монологе Чацкий обличает некоего крепостника, любителя прекрасного,
который создал балет из крепостных, преимущественно малолетних:
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в зефирах и в амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке.
Балет-то он собрал, и спектакль поставил, но на это пришлось занимать
деньги. А когда пришла пора их отдавать, то отдавать-то было нечем.
А заимодавцы не согласились отсрочить долг
(должников не согласил к отсрочке).
Чтобы расплатиться с долгами, малолетних крепостных танцовщиков
(от матерей, отцов отторженных детей) пришлось распродать
поодиночке.
Людей продавали и дарили, и целыми деревнями, и поодиночке; отдавали в
услужение друзьям и знакомым; законтрактовывали партиями на фабрики,
заводы, в судовую работу (бурлачество); торговали рекрутскими квитанциями
и проч. В особенности жестоко было крепостное право относительно
дворовых людей: даже волосы крепостных девок эксплуатировали,
продавая их косы парикмахерам.
Ярко подобная, часто встречающаяся ситуация описана у Радищева в
«Путешествии из Петербурга в Москву «(гл. Медное)
«Продолжив свой путь, герой принимается за чтение местной газеты, в
которой натыкается на объявление о продаже имений и крестьян.
К подобной мере прибегают разорившиеся помещики. Очень часто при таких
торгах крестьянские семьи навеки разлучаются, оказываясь у разных хозяев.
Новых владельцев мало беспокоит нечеловеческое горе их новой прислуги,
которую они принимают за бесправный скот».
И здесь жестокие времена, крепостное право.
Рязанский герой Грибоедова
Александр Сергеевич Грибоедов был всесторонне одарённой личностью. Он прекрасно играл на рояле, сочинял музыку (до сих пор на концертах звучит его вальс), писал стихи, водевили и лёгкие светские комедии, успешно зарекомендовал себя на дипломатическом поприще, но прославился он как писатель одной книги — автор комедии «Горе от ума».
Александр Сергеевич Грибоедов был всесторонне одарённой личностью. Он прекрасно играл на рояле, сочинял музыку (до сих пор на концертах звучит его вальс), писал стихи, водевили и лёгкие светские комедии, успешно зарекомендовал себя на дипломатическом поприще, но прославился он как писатель одной книги — автор комедии «Горе от ума».
Трудная судьба комедии
Это произведение Грибоедов написал в 1822-1823 годах, но все хлопоты автора о его публикации сталкивались с препонами цензуры. Лишь в альманахе «Русская Талия на 1825 год», издаваемом Фаддеем Булгариным, были опубликованы отрывок из первого действия комедии и действие третье, урезанное, исправленное цензурой до неузнаваемости. Однако полный текст комедии распространялся по России в списках. Очевидно, ходили такие списки по рукам и в Рязани.
Впервые комедию «Горе от ума» опубликовали в Ревеле (Таллине) на немецком языке в 1831 году. На русском творение Грибоедова увидело свет в 1833 году в Москве, уже после смерти автора.
Обложка первого издания «Горе от ума»
Впервые отрывки из пьесы на сцене были поставлены в 1827 году в Ереване, в любительском спектакле. Тогда как серьёзные и профессиональные театры «Горе от ума» начали ставить с 1829 года — в отрывках, затем (с 1831 года) почти полностью, с цензурными урезками.
В нашем городе театр, один из первых в России, был создан в 1787 году. Назывался он Оперным домом. Для этого у въезда в город со стороны Москвы был построен деревянный дом в два этажа, со зрительным залом, служебными помещениями, где и стали ставить спектакли. Здесь трижды в неделю давали оперы и комедии. Зачастую в Оперном доме выступала крепостная балетная труппа местного помещика Григория Ржевского, которая впоследствии составила ядро балета Большого театра.
Усадьба Ржевского в Исадах
В 1862 году театр переехал в новое каменное здание на Соборной площади (сегодня здесь располагается Театр на Соборной). И именно на этой сцене были осуществлены постановки многих знаменитых произведений драматургии, в том числе и комедии «Горе от ума» Грибоедова.
Балетная труппа в Исадах
Надо сказать, что Григорий Павлович Ржевский был большим любителем театрального действа. И капиталы у него имелись. Денег этот ревностный обожатель Мельпомены на любимое дело не жалел. В начале XIX века он приобрёл усадьбу в старинном приокском селе Исады (ныне Спасского района), когда-то принадлежавшую прославленному роду Ляпуновых, который к тому времени угас. Ржевский носил звание действительного камергера, высоко ценил красоту в каких бы то ни было проявлениях, театральные постановки обожал, сам писал стихи. Свою любовь к театру помещик решил осуществить на деле и создал в Исадах балетную труппу из крепостных актрис.
При этом вполне вероятно, что исадский «просвещённый театрал» в обыденной жизни был обычным для того времени крепостником-самодуром. Исследователи полагают, что Александр Грибоедов именно о Ржевском писал в комедии «Горе от ума»:
На крепостной балет
согнал на многих фурах
в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Грибоедов писал о «погружённом умом в Зефирах и в Амурах» владельце крепостного театра, имея в виду его занятия с актёрами, изображавшими в балете мифологические образы Зефиров (лёгких ветерков) и Амуров (древнеримских богов любви).
Судя по всему, крепостные балерины владели незаурядным мастерством, раз уж ими заинтересовались в российских столицах и дирекция императорских театров купила у Ржевского балетную труппу в составе 21 человека, заплатив за неё огромную сумму — 28 тысяч рублей. Москва аплодировала бывшим крепостным актрисам. Что же касается утверждения Грибоедова, что все они были «распроданы поодиночке», — очевидно, это художественный вымысел автора.
Конец балетного гнезда
Долгие годы на высоком берегу Оки в Исадах среди зелени красовались два усадебных дома, Белый и Красный. Их было видно ещё издалека с проплывающих по реке пароходов, и для капитанов судов здания служили своеобразным ориентиром. Краеведы утверждают: Белый дом — двухэтажное здание на высоком обрыве над Окой, с одноэтажной пристройкой, террасой — издавна принадлежал семейству Ляпуновых. Рядом с ним возвышался так называемый Красный дом, фасад которого украшал четырёхколонный портик с фронтоном. Окна дома были украшены декором, а стены выложены из красного кирпича и оштукатурены не были, что придавало строению своеобразный внешний облик и дало ему упомянутое выше название. Красный дом был построен в XVIII столетии. В нём располагались помещения для крепостных балерин Ржевского. Здесь же была устроена сцена, где давались спектакли и проводились репетиции.
Но, к сожалению, оба дома в Исадах до наших дней не сохранились: во времена советской власти их за ненадобностью разобрали. С течением лет забылось и имя одного из персонажей «Горя от ума», и лишь в великой комедии Грибоедова да в записках краеведов оживает память далёкого прошлого.
«Амуры и Зефиры все распроданы поодиночке»
Знаете, иногда неожиданная фраза все карты путает, точнее, замыслы поворачивает совсем в другую сторону. Только воспаришь к эмпиреям, а тут раз — и резко возвращаешься на землю. Потому что нечего отвлекаться, как раз стирка закончилась, надо идти развешивать. Поэтому у нас и утюг — брат родной, иначе гора невыглаженного белья сразу же уронит вашу репутацию в глазах старших родственниц. А злые языки, понятное дело, страшнее пистолета. Да и нет у нас привычки надевать высушенную после стирки одежду без танцев вокруг гладильной доски. Но поскольку все течет, все изменяется, идеально наглаженная одежда бывает только на манекене, а люди предпочитают двигаться. Ведь сейчас технологии позволяют жить, больше времени посвящая себе, своим увлечениям или своим близким, а не заниматься банальным обслуживанием их бытовых потребностей. Когда появились первые автоматические стиральные машины, то одна мысль, что можно руки не утруждать стиркой, а воскресенье не превращать в стиральную эпопею, сразу же сделали людей на порядок счастливее. Но к хорошему привыкаешь быстро, и уже мало кто вспоминает, как романтично скрывалась в тумане кухня во время вываривания постельного белья в могучей пятиведерной емкости. Правда, со временем чувство эйфории притупилось, народ как-то потянулся к стилю минимализм и хайтек в квартире. И тут же споткнулся об извечную проблему сушки белья на балконе или на протянутых через всю комнату веревках. Согласитесь, что в «хайтековский» интерьер развешанные пододеяльники никак не вписываются. И тогда самые прогрессивные хозяйки потянулись к тем машинкам, которые обещали не только хорошо постирать белье, но и высушить его, не выставляя напоказ. Но что же делать с утюгом? Ничего особенного, просто оставьте в покое все постельное, нательное, спортивное, туристическое, активно-прогулочное — потому что выглаженная фуболка выглядит так же нелепо, как рабочие рукавицы из натурального шелка. И только швеям-мастерицам известно истинное назначение утюга — это надежный способ зафиксировать шов, чтобы потом аккуратно сострочить несколько фрагментов воедино. А при чем тут Амуры и Зефиры? Как известно, у Грибоедова это было гневное обличение помещиков, которые, будучи погружены в неземное мечтание, не заметили своего банкротство и распродажу крепостных актеров. Так вот, чтобы у нас не получилась аналогичная история с утюгом. Можно не заметить, как незаметно испарится бесценное время. Никакая гора выглаженного белья не стоит упущенных возможностей из-за потери времени — лучше потратьте его на творчество.
Шипиловский проезд дом 61 корпус 1,Россия, Москва
Словари
Лёгкий теплый западный ветер, олицетворенный в античной мифологии и поэзии в виде крылатого юноши.
► Листы на дереве с зефирами шеп тали, хвалились густотой, зеленостью своей И вот Как о себе зефиры толковали. // Крылов. Басни //; Пускай же солнца ясный лик Отныне радостью блистает, И облачком зефир играет, И тихо зыблется тростник. // Пушкин. Стихотворения //
ЗЕФИР а, м. zéphire m. <гр.
2. Некоторые щеголихи носят небольшия квадратныя шали, называемыя зефирами, с узорами ярких цветов. МТ 1830 10 184.
3. Торговый высший разбор гребенной шерсти. Даль. Вавилов 1856.
4. Легкая прозрачная шерстяная ткань. Даль. Вавилов 1856. Шерстяная ткань из лучших сортов овечьей шерсти, используемая гл. обр. для пошива мужских рубашек. Рубашка из зефира. Васюкова 1999.
6. кулин. Род пастилы с фруктовой начинкой. Уш. 1934.
7. кулин. Род легкого пирожного из протертых ягод со взбитыми сливками. Уш. 1934. Зефиром у нас называется вроде пирожного, буше там, и вообще воздушное. Шмелев Человек из ресторана 89. Мы дети, заинтересованные не петербургским гостем, а удивительным пирожным в форме пряничной горы с летящими с нея катальщиками, красовавшимся посреди обеденного стола на огромном блюде, края которого были обложены любимыми «розовыми «зефирами». Лаврентьева 19.
Прюдо́н Пьер Поль (Prud‛hon) (1758-1823), французский живописец. В классицистические композиции вносил повышенную эмоциональность и живописность, предвосхитив искусство романтиков («Психея, похищаемая зефирами», 1808).
ШЕПТА́ТЬ, шепчу, шепчешь, несовер.
1. (совер. прошептать) что. Говорить тихо, шопотом. «Бес ему шепчет в уши звуки битвы.» Пушкин. «Петр Иваныч, шептала она, перестань.» Гончаров. «Ей кто-то шепчет: он придет!» Лермонтов.
|| перен. Шелестеть, как бы что-нибудь выражая (поэт.). «Что-то шепчут зеленые травы.» Некрасов.
2. без доп. То же, что шептаться (обл.). «Листки на дереве с зефирами шептали.» Крылов. «Мы, как заговорщики, шепчем друг с другом.» Л.Толстой.
3. что. То же, что нашептывать (см. нашептать в 1 и 2 знач.).
шепчу́, ше́пчешь; несов.
Говорить, произносить очень тихо, шепотом.
Глаза прелестные читали Меня с улыбкою любви; Уста волшебные шептали Мне звуки сладкие мои. Пушкин, Разговор книгопродавца с поэтом.
Мишель что-то шептал на ухо Дарье Ивановне. Писемский, Комик.
Но я не мог крикнуть; я только беззвучно шептал, пока доктор осматривал мою простреленную навылет грудь. Гаршин, Надежда Николаевна.
Издавать какие-л. тихие звуки (слабый шум, шелест и т. п.).
Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. Н. Некрасов, Перед дождем.
На небе занялись звезды, и море так ласково шептало. Станюкович, Севастопольский мальчик.
2. (в форме 3 л. мн. ч.). разг.
Передавать какие-л. слухи по секрету, негласно.
— Знаешь, что еще шепчут? «В Преображенском, мол, сильный царь подрастает». А. Н. Толстой, Петр Первый.
Шепотом произносить наговор, колдовать.
Знахарка в нашем живет околотке: На воду шепчет; на гуще, на водке Да на каких-то гадает травах. Н. Некрасов, Знахарка.
Довольный праздничным обедом, Сосед сопит перед соседом; Подсели дамы к камельку; Девицы шепчут в уголку. Пушкин, Евгений Онегин.
В прекрасный летний день, Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами шептали. И. Крылов, Листы и Корни.
Прюдо́н (Prudhon) Пьер Поль (17581823), французский живописец. В классицистические композиции вносил повышенную эмоциональность и живописность, предвосхитив искусство романтиков («Психея, похищаемая зефирами», 1808).
— Французский живописец 18-19 вв., автор картины «Психея, похищаемая зефирами».
— Французский живописец 18-19 вв., автор картин «Венера и Адонис», «Портрет императрицы Жозефины».
— Олицетворение души в древнегреческой мифологии.
— Поэт XVIII века Ипполит Богданович написал поэму-сказку «Душенька» на сюжет греческой легенды об этой влюблённой героине.
— В греческой мифологии она представлялась и изображалась в виде молодой девушки с крыльями бабочки.
— Сборник венгерского поэта Шандора Вёреша.
— Картина французского живописца Пьера Прюдона «. похищаемая зефирами».
— Картина французского художника Франсуа Жерара «. и Амур».
— Стихотворение российской писательницы Марины Цветаевой.
— Трагедия-балет французского драматурга Мольера.