Анафора что это в литературе
Что такое анафора. Примеры анафоры в художественной литературе
Анафора — это стилистическая фигура речи, оборот поэтической речи, состоящий в повторении начальных созвучий, частей слов, словосочетаний и синтаксических конструкций.
В художественной литературе одним из средств создания образной и выразительной речи является анафора. В переводе с греческого этот лингвистический термин буквально значит «вынесение, отнесение».
Что такое анафора
Анафора — одна из фигур художественной речи. В произведении этот стилистический прием используется художниками слова с целью усиления эмоционально-торжественного, возвышенного тона, смыслового и логического выделения наиболее важных мыслей, объединения в одно целое различных по строению и синтаксическому уровню конструкций.
Анафора представляет собой оборот поэтической речи, состоящий в повторении одинаковых слов, выражений, звуковых сочетаний, синтаксических построений в начале стихотворных строф, частей сложного предложения, фраз, периодов, абзацев в прозаическом художественном произведении.
Примеры анафоры в литературе
Наиболее широко анафора распространена в поэтических текстах:
Анафора может быть звуковой, когда в начале строк повторяются только одинаковые звуки или звуковые сочетания. Приведем классический пример звуковой анафоры:
Гро зой снесенные мосты,
Гро ба с размытого кладбища.
Морфемная анафора предполагает повторение частей слов или одних и тех же морфем, как в стихотворении «Узник» М.Ю.Лермонтова:
Черно глазую девицу,
Черно гривого коня.
В поэтической и прозаической речи часто употребляется лексическая анафора, которая состоит в повторении одинаковых слов в начале строки, строфы или каждой части предложения в прозе. Она придает остроту и выразительность, подчеркивая известные моменты, как лейтмотив в музыкальном произведении, например в этой строфе С. Есенина:
Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света. (Л.Толстой)
Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя. (Ф.Достоевский)
Будешь счастлив, Калистратушка!
Будешь жить ты припеваючи!
Синтаксическая анафора состоит в повторении одинаковых или однотипных синтаксических конструкций, что создает особый эффект выразительности художественной речи.
Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. (Л. Леонов)
Быть может, вся Природа — мозаика цветов?
Быть может, вся Природа — различность голосов?
Быть может, вся Природа — лишь числа и черты?
Быть может, вся Природа — желанье красоты?
Как мы шли в ночную сырость,
Как бежали мы сквозь тьму —
Мы не скажем командиру,
Не расскажем никому.
Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка,
А я была дерзкой, злой и весёлой
И вовсе не знала, что это — счастье.
(А.Ахматова. У самого моря)
Приведем пример строфической анафоры:
Мама,
У тебя такие старые волосы…
Мама,
У тебя совсем молодые глаза.
А в комоде лежит отрезанная молодость —
Длинная и черная коса.
(Майя Румянцева. Баллада об отрезанной косе)
Видеоурок «ЕГЭ по русскому языку: Фигуры речи. Анафора. Антитеза.»
Борис Пастернак. «Определение поэзии»
Анафора встречается и в устной речи, и в прозе.Например, в Библии: Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное.
Любят анафору ораторы. Например, британский премьер-министр Уинстон Черчилль в своей речи после вступления Великобритании во Вторую мировую войну говорил:
Мы пойдем до конца, мы будем биться во Франции, мы будем бороться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш Остров, какова бы ни была цена, мы будем драться на пляжах, мы будем драться на побережьях, мы будем драться в полях и на улицах, мы будем биться на холмах; мы никогда не сдадимся…
Нежный цвет его кудрей,
Золотых, как луч заката,
Золотых, как мед пчелиный,
Тех кудрей, что так чудесно
Оттеняли нежный стан.
Виды анафоры: звуковая, лексическая, синтаксическая
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
М.Ю. Лермонтов, «Узник»
Я не люблю себя, когда я трушу,
И не люблю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
А.С. Пушкин. «Брожу ли я вдоль улиц шумных»
Голубой саксонский лес
Снега битого фарфор.
Мир бесцветен, мир белес,
точно извести раствор.
Голубой саксонский лес.
К взгляду в зеркало и вдаль
потерявший интерес
глаза серого хрусталь.
И.А. Бродский. «В горах»
Плывет в тоске необъяснимой
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый
из Александровского сада.
Плывет в тоске необъяснимой
певец печальный по столице,
стоит у лавки керосинной
печальный дворник круглолицый,
спешит по улице невзрачной
любовник старый и красивый.
Полночный поезд новобрачный
плывет в тоске необъяснимой.
Плывет во мгле замоскворецкой,
пловец в несчастие случайный,
блуждает выговор еврейский
на желтой лестнице печальной.
Плывет в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони.
И.А. Бродский. «Рождественски романс»
Свеча нагорела. Портреты в тени.
Сидишь прилежно и скромно ты.
Старушке зевнулось. По окнам огни
Прошли в те дальние комнаты.
Никак комара не прогонишь ты прочь,
Поет и к свету все просится.
Взглянуть ты не смеешь на лунную ночь,
Куда душа переносится.
Афанасий Фет
Анафора и градация
Анафора в литературе. Примеры
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Сергей Есенин
Пляшет перед звездами звезда,
Пляшет колокольчиком вода,
Пляшет шмель и в дудочку дудит,
Пляшет перед скинией Давид.
Плачет птица об одном крыле,
Плачет погорелец на золе,
Плачет мать над люлькою пустой,
Плачет крепкий камень под пятой.
Арсений Тарковский
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Измучась всем, я умереть хочу.
Тоска смотреть, как мается бедняк,
И как шутя живется богачу,
И доверять, и попадать впросак,
И наблюдать, как наглость лезет в свет,
И честь девичья катится ко дну,
И знать, что ходу совершенствам нет,
И видеть мощь у немощи в плену,
И вспоминать, что мысли замкнут рот,
И разум сносит глупости хулу,
И прямодушье простотой слывет,
И доброта прислуживает злу.
Измучась всем, не стал бы жить и дня,
Да другу трудно будет без меня.
Уильям Шекспир (перевод Бориса Пастернака)
Будет ласковый дождь, будет запах земли,
Щебет юрких стрижей от зари до зари,
И ночные рулады лягушек в прудах,
И цветение слив в белопенных садах.
И ни птица, ни ива слезы не прольет,
Если сгинет с Земли человеческий род.
И весна… и весна встретит новый рассвет,
Не заметив, что нас уже нет.
Сара Тисдейл (перевод Льва Жданова)
Анафора как стилистический приём
Анафора – это единоначалие, то есть каждое высказывание или стихотворная строка начинается с одного и того же слова. В широком смысле, анафора – это ещё и повторение одинаковых комбинаций звуков.
Примеры анафоры можно найти в разговорной речи, публицистическом и художественном стилях. Это сильное выразительное средство, украшающее устную и письменную речь.
В наших глазах крики «Вперед!»
В наших глазах окрики «Стой!»
В наших глазах рождение дня.
Так сложилось исторически, что многие изобразительно-выразительные средства, в том числе и анафора, греческого происхождения. Это связано с тем, что в Древней Греции была мощная риторическая школа во главе с Аристотелем, которая и заложила основы всей риторической науки.
Определение, отличие от других литературных приёмов
Анафора как лексический повтор первого слова или фразы отличается от иных литературных выразительных средств тем, что совмещает в себе лексическую и синтаксическую экспрессию, то есть это фигура экспрессивного синтаксиса и лексикологии.
В литературе существует и такой приём как эпифора, по сути это противоположность анафоры, когда имеет место повтор концовки в высказывании. Иногда в текстах они встречаются вместе для удвоения эффекта и образуют новую стилистическую фигуру – симплоку, например:
Там, где ты, нет меня.
Там, где я, там нет тебя,
Там нет со мною места рядом, милый!
Употребление эпифоры неоднотипно и отличается многогранностью и разнообразием:
Виды анафоры на примерах из литературы
Возвращаясь к теме, давайте ознакомимся с употреблением рассматриваемого художественного приёма при помощи специально подобранных примеров анафоры в литературе.
Звуковая анафора
Тут в начале строк повторяются несколько звуков, например:
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрестках мирозданья…
Морфемная анафора
Допускает повторение морфемы или части сложных слов для создания внутренней рифмы, например:
Тешится люд — бьют старых богов,
Молится люд — ждут праведных снов.
Лексическая анафора
Самый узнаваемый и распространенный вид анафоры, когда для придания высказыванию особой важности повторяются одинаковые слова, например:
Мы хотели пить, не было воды.
Мы хотели света, не было звезды.
…
Мы хотели песен, не было слов.
Мы хотели спать, не было снов.
Синтаксическая анафора
Похожа на синтаксический параллелизм, так как и там, и там повторяются сходные структуры:
И зимой, и летом небывалых ждать чудес…
И в сугробах снежных, и по лужам сентября…
Строфическая анафора
Отмечается единоначалием целых фрагментов текста, например, абзацев или строф, для того, чтобы слушающий или читающий не потерял смысл. Например:
Покло́нимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Покло́нимся и мёртвым и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя,
Покло́нимся, покло́нимся, друзья!
Анафора в прозе и повседневной жизни
Что такое анафора знают не только ученые, поэты и писатели. В бытовом общении мы прибегаем к анафоре довольно часто. Например, когда зовем кого-то или ругаем: Олеся! Олеся! – Ах, Олеся, Олеся! Или когда скандируем на стадионе: Спартак – чемпион! Спартак – чемпион!
Если мы по несколько раз просим кого-то что-то сделать, то в ход идет единое начало: Катя, принеси бумагу! Я же просила: «Катя, принеси бумагу!»
Примеры анафоры в художественной и специальной литературе расписаны и описаны давно, так как это выразительное средство было известно еще с незапамятных времён.
Анафора
Ана́фора или единоначатие (др.-греч. ἀναφορά — приписывание, средство к исправлению [1] ) — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков). [2] [3] Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и в метрических стихах (см. ниже):
Содержание
Литературные примеры [2] [4]
Анафора звуковая
Повторение одних и тех же сочетаний звуков:
Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища
Анафора морфемная
Повторение одних и тех же морфем или частей слов:
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Анафора лексическая
Повторение одних и тех же слов:
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
Анафора синтаксическая
Повторение одних и тех же синтаксических конструкций:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Анафора строфическая
З е м л я.
От влаги снеговой
Она ещё свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
З е м л я.
Она бежит, бежит
На тыщи верст вперед,
Над нею жаворонок дрожит
И про неё поет.
З е м л я.
Всё краше и видней
Она вокруг лежит.
И лучше счастья нет, — на ней
До самой смерти жить.
З е м л я.
На запад, на восток,
На север и на юг…
Припал бы, обнял Моргунок,
Да не хватает рук…
Возможны объединения вышеперечисленных типов анафор. Например:
Строфико-синтаксическая анафора
Пока не жаждет пулемёт
Распотрошить людскую гущу,
Живёт и здравствует омет
Средь мельниц, урожай жующих.
Пока не страждет командарм
Рассечь врага одним ударом,
Амбары полнятся недаром
Полей золотоносным даром.
Пока не скажет вражий гром
Своё вступительное слово,
В полях не может быть иного
Ловца пространств, чем агроном.
Ритмическая анафора
Очень редкий приём — использование ритмической анафоры. В приводимом ниже стихотворении ритмическая анафора заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в чётных стихах:
Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни. /\
Си|дишь /\ при|лежно и | скромно ты.| /\ /\
Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни /\
Про|шли /\ в те | дальние | комнаты.| /\ /\
Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — /\
По|ёт /\ и к свету всё | просится |. /\ /\
Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, /\
Ку|да /\ ду|ша переносится…| /\ /\
Анафору можно рассматривать как один из видов слитного предложения. В качестве формы связи частей предложения и целых предложений анафора встречается в старо-германской поэзии и образует особую строфу «анафорический трёхсложник».
Часто анафора соединяется с другой риторической фигурой — градацией, то есть с постепенным повышением эмоционального характера слов в речи, например, в Эдде: «Умирает скот, умирает друг, умирает и сам человек».
Анафора встречается и в прозаической речи. Формы приветствия и прощания чаще всего строятся анафорические (в подражание народному у миннезингеров, трубадуров, также и у поэтов нового времени). Интересно отметить в такой анафоре её историко-культурную подкладку.
Ещё более важным считалось некогда совершенно одинаковое обращение к богам, чтобы не разгневать ни одного из них, или к властителям, заседающим вместе (например, на суде, военном собрании, на званом пиру):
Примечания
Анафору используют чаще всего Пушкин и Лермонтов
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Анафора» в других словарях:
Анафора — (греч. αναφορα возвращение, единоначатие, скреп) повторение каких либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф). А. может быть звуковой: «В речном тумане виснет ниже Вечерний красный парус дня».… … Литературная энциклопедия
АНАФОРА — (греч. anaphora, от ana опять, и phero несу). Риторическая фигура, состоящая в повторении, с особым ударением, одного или даже нескольких слов в начале каждого предложения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка
анафора — единоначатие Словарь русских синонимов. анафора сущ. • единоначатие Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012. анафора … Словарь синонимов
Анафора — АНАФОРА единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Анафора может иметь место как в ряде следующих один за другим стихов (строф, полустиший), так и стихов, разделенных… … Словарь литературных терминов
анафора — и устарелое анафора … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
АНАФОРА — (греч. anaphora букв. вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз): Город пышный, город бедный. (А. С. Пушкин) … Большой Энциклопедический словарь
АНАФОРА — [греч. ἀναφορά возношение], евхаристическая молитва. Термином «А.» в литургике и в богослужебной практике большинства христ. Церквей (напр., в чине литургии визант. обряда: « … Православная энциклопедия
анафора — ы; ж. [греч. anaphora]. Лит. Стилистический приём, состоящий в повторении одних и тех же слов, предложений, звуков в начале смежных или близко расположенных друг к другу строк, строф или фраз (например: Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на… … Энциклопедический словарь
Анафора — (греч. άναφορά, от άναφέρω возносить) центральная часть Божественной литургии; во время А. совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. А. именуется также евхаристической молитвой. Существенными элементами текста большинства А … Католическая энциклопедия
анафора — (греч. anaphora вынесение вверх). Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка). Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний звуков … Словарь лингвистических терминов
Анафора — это повторение во имя торжества смысла
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы расскажем о литературном приеме, который называется АНАФОРА (для правильного произношения ударение надо ставить на вторую букву «А»).
Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции. А само слово «αναφορα» переводится как «повторение, возвращение, восхождение, единоначатие».
Определение — что это такое
Анафора – это стилистический прием, который заключается в повторении некоторых звуков, слов или словосочетаний (что это?). Используется поэтами и писателями для усиления эмоциональной части произведения, создания возвышенного тона или смыслового выделения наиболее важных, по мнению автора, кусков текста.
В отличие от других литературных приемов, анафора чаще всего располагается в начале предложений, то есть они начинаются с одних и тех же строк.
Приведем несколько примеров из жизни. Вспомните строчки известной песни Юрия Антонова:
МОИ года – МОЁ богатство
Здесь анафорой является притяжательное местоимение «мой». Таким образом, автор делает акцент, во-первых, что речь идет именно о нем, а во-вторых, прямо дает понять, что гордится своим возрастом.
А вот футбольные болельщики наверняка помнят скандальную фразу Андрея Аршавина после провального для сборной России Чемпионата Европы 2012 года. На упреки болельщиков в слабой игре, он ответил:
ВАШИ ожидания – это ВАШИ проблемы
Анафора в этом случае получилась очень недвусмысленной и эмоциональной. Вот только сам Аршавин, наверное, сто раз уже пожалел о том, что сказал.
Примеры анафор в поэзии
Чаще всего анафоры можно встретить именно в поэзии. Этот прием придает стихотворениям большую выразительность и яркость. И его можно расценивать как некий «голос поэта», он позволяет передать душевное состояние автора и те эмоции, которые он испытывал во время написания.
Наиболее яркий пример можно найти у Александра Сергеевича Пушкина – в его поэме «Медный всадник»:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид …
Глагол «люблю» очень эмоционально передает отношение автора к Петербургу. Ведь Пушкин действительно обожал город на Неве, и в этих строчках это особенно чувствуется.
А ведь дальше есть и продолжение:
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз …
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей …
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром …
И как противоположность – известные стихи Владимира Высоцкого «Я не люблю»:
Я не люблю себя, когда я трушу,
И не люблю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю, —
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.
А еще вспомните, насколько эмоционально пел Высоцкий. И в совокупности с анафорой это вообще выглядело как крик души.
А еще в качестве анафоры может использоваться не целое слово, а лишь приставка к нему. Например, отрицание «НЕ» в известном стихотворении Сергея Есенина:
НЕ жалею, НЕ зову, НЕ плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Анафора в прозаической литературе
В прозе анафоры встречаются гораздо реже, потому что использовать этот прием сложнее. При неправильном подходе, он будет похож на тавтологию, что всегда идет только во вред. Но если сделать все правильно, создается очень сильный и эмоциональный текст. Хорошие примеры можно найти даже в Библии:
Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное.
К анафоре редко, но любили прибегать и классики русской литературы:
Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света (Толстой)
Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно, и ненавидя. (Достоевский)
Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. (Леонов)
Разновидности анафоры (примеры)
Все анафоры условно делят на несколько видов:
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища. (Пушкин)
ЧЕРНОглазую девицу,
ЧЕРНОгривого коня. (Лермонтов)
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь. (Есенин)
Быть может, вся Природа – мозаика цветов?
Быть может, вся Природа – различность голосов? (Бальмонт)
З е м л я.
От влаги снеговой
Она ещё свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
З е м л я.
Всё краше и видней
Она вокруг лежит.
И лучше счастья нет, — на ней
До самой смерти жить. (Твардовский)
Анафора в повседневной жизни
Стилистические повторения, которые призваны усилить речь, нередко используют в рекламных целях:
Твой день – твоя вода (Архыз)
Новые компьютеры – новые доходы (Intel)
Конструкции с использованием повторов можно часто услышать на заседаниях суда или на любых многочисленных собраниях. Их используют, например, в качестве приветствий:
Многоуважаемый судья, многоуважаемые присяжные, многоуважаемые присутствующие…
И наконец, анафоры любят использовать политтехнологи, когда пишут речи для своих «хозяев». Один из ярких примеров – выступление Уинстона Черчилля перед вступлением Великобритании во Вторую мировую войну.
В ней он в каждом предложении использовал местоимение «МЫ», чтобы воодушевить всех сограждан:
«Мы пойдем до конца. Мы будем сражаться во Франции, мы будем сражаться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем охранять наш остров, чего бы это нам ни стоило, мы будем сражаться на пляжах, мы будем сражаться на месте высадки, мы будем сражаться в полях и на улицах, мы будем сражаться на холмах. Мы никогда не сдадимся».
Вместо заключения
Есть в русском языке прием, который очень напоминает анафору. Он называется ЭПИФОРА, и в нем также используются повторения различных слов или словосочетаний. Но разница в том, что анафора ставится в начале текста, в эпифора – в конце.
Но об этом подробнее расскажем в следующий раз. До новых встреч на страницах нашего блога.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
В прошлом некоторые заказчики платили писателям и поэтам построчно, так что анафора может использоваться не только как стилистический прием, но и для повышения дохода.