Анафора и эпифора что это
Что такое эпифора в литературе? Примеры эпифоры. Эпифора и анафора
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Эпифора в риторике
Виды эпифоры: грамматическая, лексическая, риторическая
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Все мое, сказало злато;
Все мое, сказал булат.
Все куплю, сказало злато;
Все возьму, сказал булат.
Развернутая эпифора содержится в пушкинском стихотворении «Моя родословная». Каждую строфу Пушкин заканчивает одним и тем же словом, иронически называя себя мещанином, а не дворянином: « И я родился мещанин », « Я просто русский мещанин » и т.п.
Эпифора в литературе. Примеры
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман.
А.С. Пушкин
Милый друг, в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти покоя в тихом доме
Возле мирного огня.
Александр Блок
Ну, а я. Иду дорогой,
Не тяжел привычный труд:
Есть кой-где, что верят в бога.
Нет попа,
А я и тут.
Что такое Анафора
Ана́фора (греч. anaphora — вынесение вверх) — стилистический приём, когда в начале каждого ряда стиха, строфы или фразы повторяются одни и те же слова, элементы или звуки. Например:
«Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской. «.
«Город пышный, город бедный. «.
«Будешь счастлив, Калистратушка, будешь жить ты припеваючи!».
«Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём, клянусь позором преступленья. «.
«Как ни гнетёт рука судьбины, как ни томит людей обман, как ни браздят чело морщины. «.
Чтобы легче было запомнить, можно называть анафору единоначатием: одно и то же начало каждой строки, предложения.
Анафора — один из видов лексического повтора (приём, когда в тексте повторяется слово, фраза или речевой оборот), наряду с эпифорой, анадиплосисом и симплокой (об их отличиях мы поговорим ниже).
В православии под анафорой подразумевается центральная, евхаристическая молитва. Т. е. такая молитва, которую читали при обряде освящения вина и хлеба. Анафору ещё называют вступительной молитвой.
Для чего используется анафора?
В литературе используется для того, чтобы речь звучала более выразительно и эмоционально, для драматического эффекта.
В СМИ (т. е. публицистических текстах — газетах, статьях, репортажах, интервью и т. д.) используется:
Какие бывают виды анафоры?
Рассмотрим каждый вид в отдельности.
Лексическая анафора
Повторяются одни и те же слова:
«Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза. «.
Звуковая анафора
В начале рядов повторяются сочетания звуков:
«Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища. «.
Морфемная анафора
Повторяются одни и те же части слов или морфемы:
«Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Чёрноглазую девицу,
Чёрногривого коня. «.
Синтаксическая анафора
В тексте присутствуют одинаковые синтаксические конструкции:
«И в августе зацвел жасмин,
И в сентябре — шиповник,
И ты приснился мне — один
Всех бед моих виновник».
«Как у нашей у яблонки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери».
Строфическая анафора
Повторяются одни и те же элементы в начале нескольких строк (строф):
«Прославим, братья, сумерки свободы,
Великий сумеречный год!
В кипящие ночные воды
Опущен грузный лес тенет.
Восходишь ты в глухие годы —
О солнце, судия, народ.
Прославим роковое бремя,
Которое в слезах народный вождь берёт.
Прославим власти сумрачное бремя,
Ее невыносимый гнёт.
B ком сердце есть — тот должен слышать, время,
Как твой корабль ко дну идёт».
Другими редкими видами анафоры являются ритмическая и паузная анафоры. Их применение связано с построением особой структуры стихотворения, использованием слов с определённым количеством слогов.
Анафора в «Слово о полку Игореве»
«Если б ты о битвах наших дней
Пел, скача по мысленному древу;
Если б ты, взлетев под облака,
Нашу славу с дедовскою славой
Сочетал на долгие века,
Чтоб прославить сына Святослава;
Если б ты Трояновой тропой
Средь полей помчался и курганов. «.
«Кличет Див над ним с вершины древа,
Кличет Див, как половец в дозоре. «.
«Уж не каркнет ворон в поле,
Уж не крикнет галка там,
Не трещат сороки боле,
Только скачут по кустам».
«Слава князю Игорю,
Буй-тур Всеволоду.
Владимиру Игоревичу!
Слава всем, кто, не жалея сил,
За христиан полки поганых бил!».
Отличие анафоры от эпифоры
Эпи́фора (от др. греч. epiphora — повторение; также эпистрофа) — стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз из предыдущей строки в следующем ряду.
Если анафора — это единоначатие, то эпифора — это единоконцовка.
Видом эпифоры является рифма (повторяются последние звуки слов). Например:
«Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости. «.
«Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?».
«Струится нетихнущий дождь, томительный дождь. «.
Отличие анафоры от симплоки
Симпло́ка (от др. греч. συμπλοκή — сплетение) — стилистическая фигура, включает в себя и эпифору, и анафору. То есть в каждом ряду повторяется его начало и конец, середина может отличаться. Например:
«Во поле берёза стояла.
Во поле кудрявая стояла. «.
Русская народная песня
«Я пришёл, открой мне ворота, откуда я вышел.
Я пришёл войти в те ворота, откуда я вышел. «.
Отличие анафоры от анадиплосиса
Анади́плосис (от др. греч. ἀναδίπλωσις — сдвоенность) — повторение слова или нескольких слов предыдущей строки в начале следующей. Например:
«К нам вернулась она, молодая весна,
Молодая весна возвратилась. «.
Анафора, эпифора и другие стилистические фигуры
Стилистические фигуры – фигуры речи, усиливающие ее воздействие благодаря определенным синтаксическим построениям, но не привносящие нового содержания.
АНАФОРА — единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший.
АНАФОРА (греч. anaphora – вынесение; русский термин – единоначатие) – стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков (частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции.
Например:
Это – круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьёв поединок.
(Б. Л. Пастернак, «Определение поэзии»)
Анафора, как и вообще всякого рода повторения отдельных слов или выражений, независимо от местоположения их, придает часто стиху остроту и выразительность, подчеркивая известные моменты подобно руководящему мотиву (лейтмотив) в музыкальном произведении.
Так, в строфе Блока:
Опять с вековой тоскою
Пригнулись к земле ковыли,
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали… –
анафорическое «опять» в первом и третьем стихе строфы оттеняет «вековечность» русской тоски и несмолкаемость голоса, который зовет куда-то поэта.
Другим примером анафоры могут быть:
1) анафорическое «сумрак» в полустишиях тютчевского стиха:
« Сумрак тихий, сумрак сонный», где повторением слова «сумрак» поддерживается определенное мелодическое воздействие стиха или
2) анафорическое «край» или приближающиеся к полной словесной анафоре «эти» и «эта» в знаменитой строфе Тютчева:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.
Расположением в этой строфе анафор в начале каждой пары стихов Тютчев, конечно, подчеркивает, что именно «эти селенья» и «эта природа», родной ему край — Россия.
Разновидности анафоры
Например:
Гр озой снесённые мосты,
Гр оба с размытого кладбища»
(Пушкин А.С.)
Например:
Чёрно глазую девицу,
Чёрно гривого коня.
(Лермонтов М.Ю.)
3. Анафора лексическая — повторение одних и тех же слов:
Например:
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
(Есенин С.А.)
Например:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
(Пушкин А.С.)
5. Анафора строфическая
Земля.
От влаги снеговой
Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
Земля.
Она бежит, бежит
На тыщи верст вперед,
Над нею жаворонок дрожит
И про нее поет.
Земля.
Все краше и видней
Она вокруг лежит.
И лучше счастья нет, — на ней
До самой смерти жить.
Земля.
На запад, на восток,
На север и на юг.
Припал бы, обнял Моргунок,
Да нехватает рук.
(Твардовский А.Т.)
6. Строфико-синтаксическая анафора
Например:
Пока не жаждет пулемет
Распотрошить людскую гущу,
Живет и здравствует омет
Средь мельниц, урожай жующих.
Пока не страждет командарм
Рассечь врага одним ударом,
Амбары полнятся недаром
Полей золотоносным даром.
Пока не скажет вражий гром
Свое вступительное слово,
В полях не может быть иного
Ловца пространств, чем агроном.
(Тихонов Н.С.)
Анафора может располагаться в начале полустиший (» Город пышный, город бедный«), строк (» Она не страшилась возмездия, Она не боялась утрат«), строф, проводиться через все стихотворение в тех или иных комбинациях (Лермонтов «Когда волнуется«; Фет «Это утро, радость эта» и т. д.).
Анафорой называют также стихотворение, все слова которого начинаются одним и тем же звуком.
Например:
Л учистый лен любовно лепит
Л азурь ласкающих лесов,
Л юблю лукавых лилий лепет,
Л етящий ладан лепестков.
Часто анафора соединяется с другой риторической фигурой — градацией.
Климакс — одна из популярных фигур русской поэзии, в которой слова и выражения в фразе расположены в порядке их возрастающего значения.
Например:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
(С.А. Есенин)
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
минута – и стихи свободно потекут.
(А.С. Пушкин)
Антиклимакс — фигура, в которой слова и выражения расположены по силе интонации и по смыслу в нисходящем порядке.
Например:
Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам;
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
(О.Г.Бергольц)
Наиболее распространена трехчленная градация.
Например:
Пришел, увидел, победил. (Цезарь);
Впечатление градации усиливается особым ритмико-синтаксическим строением, часто — анафорой (смотрите выше).
Иногда средние члены градации по своему логическому значению не образуют строгого нарастания, но благодаря мелодии стиха, синтаксическим его особенностям, получается впечатление градации, которое в этом случае более явственно при декламации.
Сами по себе более или менее равносильные образы цветов, источника, лучей и неба образуют нарастающий ряд, главным образом, благодаря тому, что первый образ выражается одним словом — общим понятием, во втором выделяется существенный признак, а третий и четвертый начинаются с анафорического и, повышающего интонацию, которая достигает кульминации своей в усилительном прилагательном «самый», предваряющем последний образ.
И обратно, смысловое нарастание, не поддержанное ритмико-синтаксически, не дает достаточного ощущения градации.
Градация может быть принципом композиции целого стихотворения.
Подобным же образом мы можем наблюдать градацию в сюжетном строении более крупных литературных жанров, сказок, новелл и пр., например, в народной сказке «Мена» (у Афанасьева, параллели у бр. Гриммов, Андерсена и др.), в «Сказке о рыбаке и рыбке» и др., в повести Леонида Андреева «Жизнь Василия Фивейского», в библейской истории Иова и т. п.
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
(А. Блок)
Ну, а я. Иду дорогой,
Не тяжел привычный труд:
Есть кой-где, что верят в бога.
Нет попа,
А я и тут.
Там жених с невестой ждут, —
Нет попа,
А я и тут.
Там младенца берегут, —
Нет попа,
а я и тут.
(А. Твардовский)
Меня зовут юнцом безусым,
Мне это, право, всё равно.
Зато не величают трусом…
Давным-давно… Давным-давно…
Иной усищи крутит яро,
Бутылкам всем глядится в дно,
Но сам лишь копия гусара…
Давным-давно… Давным-давно…
Иной клянётся страстью пылкой,
Но, коли выпито вино,
Вся страсть его на дне бутылки…
Давным-давно… Давным-давно…
Влюблённым море по колено,
Я с ними в этом заодно,
Но караулит всех измена…
Давным-давно… Давным-давно…
(А. Гладков)
Стилистический приём повтора одних и тех же звуков на концах смежных слов в строках можно ярко продемонстрировать простой рифмой. Это – грамматическая эпифора.: Иногда с целью подчеркивания важности какого-то одного слова или словосочетания его повторяют в конце строфы или строк, образуя так называемую тавтологическую рифму.
Эпифора, как и анафора, имеет свои разновидности:
1. Грамматическая эпифора — приём повтора одних и тех же звуков на концах смежных слов в строках. Примеры её часто встречаются в детских стихах
2. Лексическая эпифора — повторение в конце отрезка речи одного и того же слова.
Например:
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман…
(А.С.Пушкин)
3. Семантическая эпифора — повторение в конце синонимичного слова.
4. Риторическая эпифора.
Часто в поэзии употребляют повтор первого четверостишия в заключении. Иногда они слегка отличаются, чаще – повторяются дословно. Это также риторическая эпифора.
Часто в прозе авторы хотят подчеркнуть значимость какого-то одного момента, эпизода, предмета. Тогда художник слова использует повтор эпизода или одной какой-то фразы, отрывка.
Эпифора постоянно используется в самых разных стихотворных жанрах.
Подлинную трагедию одиночества выражают стихи З.Н. Гиппиус, уже очень немолодой поэтессы, потерявшей мужа Д.С. Мережковского, с которым она не разлучалась ни на один день более 50 лет. Стихи, посвященные их с мужем секретарю и давнему другу В.А. Злобину, являются примером эпифоры, имеющей даже графическое выражение:
Эпифора в чистом виде употребляется реже, чем анафора, но в ослабленном варианте (параллелизм синонимов или грамматических форм) — гораздо чаще.
Эпифора как фигура противоположна анафоре, в соединении с которой образует новую фигуру — симплоку.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. — идущий рядом, параллельный) — композиционный прием, подчеркивающий структурную связь двух (обычно) или трех элементов стиля в художественном произведении; связь этих элементов состоит в том, что они располагаются параллельно в двух или трех смежных фразах, стихах, строфах, благодаря чему выявляется их общность.
Современной поэтикой установлены следующие типы параллелизма:
1. Синтаксический параллелизм, наиболее распространенный, заключается в том, что в смежных стихах соблюдается одинаковая структура предложений.
Когда умирают кони — дышат,
Когда умирают травы — сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут,
Когда умирают люди — поют песни.
(В. Хлебников)
Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка!
(А. Ахматова)
Светлою волною всколыхнулись свечи.
Темною волною всколыхнулись думы.
(М.Цветаева.)
Я не знаю, где граница
Между Севером и Югом,
Я не знаю, где граница
Меж товарищем и другом.
. Я не знаю, где граница
Между пламенем и дымом,
Я не знаю, где граница
Меж подругой и любимой.
(М. Светлов)
Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой.
(С. Поделков)
Два бессмертия у Волги —
устье и исток.
Две тревоги у солдата —
Запад и Восток!
Две надежды у деревьев —
осень и весна.
Две заботы у солдата —
пушка и война.
(А. Недогонов)
Синтаксический параллелизм способствует ритмизации речи и выполняет в тексте усилительно-выделительную функцию. Он может поддерживаться лексическим повтором, использованием слов одной лексико-семантической или тематической группы.
2. Строфический параллелизм состоит в том, что в смежных строфах стихотворения повторяется одинаковое синтаксическое, а иногда и лексическое построение:
Горе несешь — думаешь,
Как бы с плеч сбросить,
Куда бы его покинуть,
Где бы его оставить.
Счастье несешь — думаешь,
Как бы с ним не споткнуться,
Как бы оно не разбилось,
Кто бы его не отнял.
(В. Тушнова)
3. Ритмический параллелизм выражается в том, что мотивы стихотворения подчеркиваются соответствующим повтором ритмического рисунка.
4. Помимо прямого параллелизма, в поэзии встречается отрицательный параллелизм, состоящий в том, что первый член параллели дается с отрицательной частицей «не». Такая форма параллелизма особенно употребительна в народной поэзии, нередка она и в авторских стихах.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПОВТОРЫ – повторение одного и того же слова, словосочетания.
И вот мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина и показала мальчикам, как их нужно разогревать. (Е.Шварц)
В одних случаях это невозможно, в других – будет ненужным обеднением, обесцвечиванием речи.
Несколько однокоренных слов в предложении стилистически оправданы и в том случае, если родственные слова являются единственными носителями соответствующих значений и их не удается заменить синонимами.
Лексические повторы могут использоваться и как средство юмора. В пародийном тексте нагромождение одинаковых слов отражает комизм описываемой ситуации.
В художественной речи словесные повторы могут выполнять разные стилистические функции. Это необходимо учитывать, давая стилистическую оценку использованию слова в тексте.
СИМПЛОКА (греч. — сплетение) — фигура синтаксического параллелизма в смежных стихах, у которых а) одинаковые начало и конец при разной середине и б) наоборот, — разные начало и конец при одинаковой середине.
Образцы симплоки первого вида чаще встречаются в народной поэзии.
Очень редка симплока первого вида в авторской поэзии.
Примеры симплоки второго вида:
Молодым везде у нас дорога,
Старикам везде у нас почёт.
(В. Лебедев-Кумач)
Море люблю с кораблями,
Небо люблю с журавлями.
(В. Боков)
Ненавижу всяческую мертвечину!
Обожаю всяческую жизнь!
(В. Маяковский)
Какими тропами ходят фигуры речи. Эллипсис, апосиопеза, просиопеза, анафора и эпифора.
К одной цели часто ведут разные пути, дорожки и тропинки. Добиться выразительности речи можно как лаконичностью, так и многословностью. Красочные эпитеты, являющиеся второстепенными членами предложения, мы уже упоминали ранее. Многозначительное молчание и умолчание как раз относится к противоположному виду. Нас же больше интересует золотая середина, позволяющая произносить оптимально-минимальное количество слов, чтобы быть понятым, найти кратчайшую дорогу к умам и сердцам читателей. Некоторые рады будут меня упрекнуть, что я опять конструирую какой-то недоразвитый оксюморон. Попробую вам пояснить свою мысль. И не волнуйтесь, чтобы выбрать правильный путь, изучать теорию графов не потребуется!
В повседневной жизни никто не выражается цветисто по-гоголевски. Про иного человека даже говорят, что он два слова с трудом может связать. По утрам я это делать даже не пытаюсь, и только к вечеру язык немного разрабатывается и речь становится более гладкой. Или наоборот: язык ложится отдохнуть на плечо.
Итак, эллипсис — отбрасывание второстепенных слов, которые не влияют на общий смысл выражения. Часто используется в разговорной речи, где лень ворочает языком. Одна из риторических фигур повседневного быта. Иногда понять такой «обрубок» может только близкий человек. Профессиональная речь склонна к эллипсису, который перемежается сленгом.
Смысл лаконично сказанного легко или не очень восполняется из контекста. Эллипсис часто применяют в пословицах, но и в серьезных литературных произведениях он оживляет речь, делает ее естественной и разговорной, придает динамизм происходящему.
Глаголы, передающие движение, отбрасываются для большей стремительности — парадокс?
У Цветаевой в первом четверостишии глаголы совсем не нужны, чтобы не сгладить — не замылить острые углы смысла, а во втором — обнажены и выставлены напоказ:
Кроме апосиопезы, существует просиопеза, когда отбрасывается начальная часть высказывания, обычно первое слово в устойчивом выражении или словосочетании. Например, опуская «имя» в конструкции «имя и отчество». Таким образом, начальников можно именовать ильичами, лукичами и алексеичами… Согласитесь, что мы имеем дело с обыкновенным эллипсисом. Произнесение отчества в определенном узком кругу однозначно определяет человека (имя — избыточная информация).
Просиопеза с кошкой.
На столе лежало мясо, Мурка спала и не проявляла к нему никакого интереса. Я отлучился всего лишь на минуту — возвращаюсь — с ним была плутовка такова!
Теперь скажите мне, можно ли засчитать просиопезу, если по возвращении я крикну что-то вроде:
В Союзе нет ещё пока команды лучше «Спартака»!
Модифицируем в эмигрантскую — появляются вопросы.
После пяти лет в Штатах мне очень захотелось вернуться в Союз.
Если подходить формально, то «Штаты» выдернуты из серединки (США), а не конца. Опять имеем дело с обычным эллипсисом? Как правильно квалифицировать двухстороннее обрезание?
Часто эллипсис используется в диалоге или монологе, чтобы избежать повторение слов. Дабы усложнить задачу, давайте перейдем на английский язык. Повторим уже пройденный материал.
Мне хорошо запомнилось шекспировское:
This love feel I, that feel no love in this
Я над ним не перестаю думать. Что здесь со строгой английской грамматикой?
Во второй части явно не хватает подлежащего that [I] feel no love in this
Наверное, так можно поступить, чтобы не повторять «I» из первой части. А вы заметили нарушенный порядок слов? Мы совершили восхождение на вершину (любви), а потом проделали обратный путь, оказавшись у ее подножия (у разбитого корыта).
Мне теперь кажется, что Шекспир вывел формулу любви, или нелюбви? По крайней мере, он попытался. Посмотрим, что говорят в «Формуле любви» у нас:
— В конце концов, вы собираетесь быть принцем? — Йес, итыс!
Да, «итыс» — ответ двоечника, которому рано готовиться в прынцы, а надо идти в подготовительную группу английского языка. В школе нас учили коротким ответам, но не таким. А как бы ответили вы? Подумайте, как бы звучал вопрос и ответ по-английски. А мы пока приведем другие похожие примеры разговорной речи.
— [Do you] want to be a prince? Или короче: wanna be a prince?
Если же сомневаешься, какой вспомогательный глагол использовать, то просто скажи «Yes», коротко и ясно. Главное — не сказать «Yes», где требуется «No».
В вопросе допустимо отбросить местоимение и вспомогательный глагол — и так понятно из контекста.
Например, do you hear me? — Hear me?
Всякие там I see you later можно сократить до see you.
При перечислении последовательности действий также нет необходимости всегда начинать с местоимения-подлежащего.
I said good bye, [I] closed the door, [I] went to the airport.
В стихах — тем более, так как строчки не резиновые, все лишнее надо отбросить.
Собираясь на задание в английские земли, скажем, в Садбери для изучения истоков творчества художника Гейнсборо, не забудьте предварительно заглянуть в Википедию для краткого ознакомления с предметом и повторить правила эллипсиса в английской разговорной речи. И хватит английского — вернемся к родному древнегреческому!
Со стихами и литературой дело обстоит даже сложнее. Для выразительности, в том числе разговорной речи, используется не только эллипсис, но и многословные повторы слов, словосочетаний и фраз. Повторение — мать учения, как не устают повторять любители разного рода тавтологий и плеоназмов. Правда, у «учения» есть и тетки-мамки-няньки-воспитательницы, которых зовут анафора и эпифора. Ох, в родственных отношениях стилистических фигур, фигур речи и тропов легко запутаться, но мы попытаемся разобраться.
Анафора (в переводе с древнегреческого «восхождение», ударение на втором слоге) — повторение одинаковых или сходных звуков, слов или их частей и групп слов в начальных отрезках речи, близко друг от друга расположенных.
Итак, если эллипсис — сестра таланта, оксюморон — парадоксов друг, апросдокетон — враг идиомы, катахреза дочь ошибки и подруга оксюморона c апросдокетоном, а учение — двоюродный брат таланта, то в каких отношениях состоят анафора и эпифора с эллипсисом?
Не задумывайтесь сильно над написанным выше вопросом, но обратите внимание, что многословность и лаконичность в поэзии очень часто мирно сосуществуют рядом. И вот пример:
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим — сон глубок.
Согласитесь, что здесь присутствует и эллипсис, и анафора. В выбранных фрагментах нет ни одного глагола, а «имя твое», можно сказать, вспухает в мозгу подобно горельефу.
Желающие могут разгадать загадку — слово из пяти букв. Отмечу, что стихотворение было написано более века назад, поэтому аллюзии на современные «оды» случайные и непредумышленные.
Опять с вековой тоскою
Пригнулись к земле ковыли,
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали.
«Опять» подчеркивает неизбежность, неотвратимость, тщетность что-либо изменить, извечную тоску.
Анафора может быть и в прозе. Пример из «Тараса Бульбы» Гоголя:
Анафоры и параллелизм усиливают драматизм речи панночки (в которую влюблен Андрий).
Эпифора (в переводе с древнегреческого «добавка», «прибавление», ударение на втором слоге) — повторение одинаковых или сходных звуков, слов или их частей и групп слов в конечных отрезках речи, близко друг от друга расположенных. Очень часто эпифоры используются в песнях и стихах.
Достаточно вспомнить песню из Гусарской баллады, где каждое четверостишие заканчивается повторяющимся: «Давным-давно… Давным-давно…»
В романсе Чайковского «Корольки» в конце каждого четного четверостишия повторяется «нитка корольков», которая подобно красной нити или алым бусинам проходит через все повествование, постепенно усиливая трагизм происходящего: от дурного предчувствия — до зловещей развязки.
В какой-нибудь попсе так много повторов, что становится их трудно классифицировать!
От песен перейдем к стихам.
Стихотворный пример у Блока с усилением «тихого» для лучшего противопоставления «лихорадке»:
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
Прозаический пример из «Мертвых душ» Гоголя (хотя это поэма), где используется эпифора, рисует такую картину в стиле рококо:
Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.
Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Таким образом, анафора и эпифора — противоположны друг другу (сидят с разных сторон одной жердочки), хотя обе используют повторение звуков и слов (в начале или конце речевых отрезков). Их взаимное расположение напоминает апосиопезу и просиопезу (с недосказанностью в конце или начале речевого отрезка). Как мы с вами выяснили, разговорная речь, стремясь к лаконичности, не брезгует многочисленными повторами. Фигуры речи, тропы, стилистические приемы имеют много сходных черт и родственных отношений, а гуманитарным наукам не хватает строгости определений, поэтому любые высотные конструкции, воздвигнутые на таком шатком фундаменте, балансируют на грани обрушения.
Освоив живописные возможности литературной речи, вы готовы к покорению главных интернет-страниц-вершин известных веб-ресурсов. Двери всех виртуальных порталов для вас широко открыты, а если нет, то вы легко их распахнете сильной ногой в сочетании с метким словом. Как говорил один мой знакомый администратор бассейна, если будете себя слишком хорошо вести, то вам никогда не нальют воды.
Надеюсь, вам не было скучно, а древнегреческие понятия из труднопроизносимых звукосочетаний превратились в приятную музыку, радующую ум и сердце. В заключение приведу небольшой список, в котором у вас много хороших знакомых, и на них всегда можно положиться.
Алогизм. Анафора. Антитеза. Апосиопеза. Апросдокетон. Гипербола. Голофразис. Каламбур. Катахреза. Метафора. Метонимия. Нонсенс. Оксюморон. Парадокс. Параллелизм. Параномазия. Перифраз. Пролепса. Просиопеза. Синекдоха. Синестезия. Сравнение. Тавтология. Эллипсис. Эпитет. Эпифора.
Все совпадения с реальными людьми, событиями и ситуациями являются случайными, любые фигуры речи, использованные в примерах в качестве иллюстративного материала и напоминающие апосиопезы, могут быть домыслены читателями самостоятельно (на свой страх и риск). Автор предоставляет инструмент, но не берет на себя ответственность за его использование, не считает свое дилетантское мнение абсолютно верным, не выносит окончательный вердикт. Умолчания и недоговоренности не имеют однозначного объяснения и продолжения, поэтому и выводы на их основе могут оказаться диаметрально противоположными.