Анамнезе что это такое в медицине означает простыми

Значение слова «анамнез»

Анамнезе что это такое в медицине означает простыми. android bar znachenije. Анамнезе что это такое в медицине означает простыми фото. Анамнезе что это такое в медицине означает простыми-android bar znachenije. картинка Анамнезе что это такое в медицине означает простыми. картинка android bar znachenije

[От греч. ’ανάμνησις — припоминание]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Данные анамнеза (сведения о развитии болезни, условиях жизни, перенесённых заболеваниях, операциях, травмах, беременностях, хронической патологии, аллергических реакциях, наследственности и др.) медицинский работник выясняет с целью их использования для диагностики, выбора метода лечения и/или профилактики. Сбор анамнеза является одним из основных методов медицинских исследований. В некоторых случаях, в совокупности с общим осмотром, он позволяет точно поставить диагноз без дальнейших диагностических процедур. Сбор анамнеза — это универсальный метод диагностики, применяемый во всех областях медицины.

Делаем Карту слов лучше вместе

Анамнезе что это такое в медицине означает простыми. USSR bot. Анамнезе что это такое в медицине означает простыми фото. Анамнезе что это такое в медицине означает простыми-USSR bot. картинка Анамнезе что это такое в медицине означает простыми. картинка USSR botПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: папироска — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Анамнез — это медицинский термин, смысл которого понимают не все врачи

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В медицине принято пользоваться терминами. Значение сложных слов понятно врачам, но редко знакомо пациентам в правильном смысле, хотя и те и другие встречаются с ними часто.

Анамнезе что это такое в медицине означает простыми. anamnez chto takoe. Анамнезе что это такое в медицине означает простыми фото. Анамнезе что это такое в медицине означает простыми-anamnez chto takoe. картинка Анамнезе что это такое в медицине означает простыми. картинка anamnez chto takoe

Сегодня будем разбираться со словом «анамнез». Его можно встретить в любой медицинской книге и специализированном руководстве, в большинстве медицинских статей на различных сайтах, а иногда – и при общении с медицинскими работниками.

Какой смысл в него вкладывают чаще всего, и что оно значит на самом деле?

Анамнез — это.

Дословно «анамнез» переводится с древнегреческого как «воспоминание» или «открытая память». Чаще всего под анамнезом понимают историю заболевания или другие сведения о пациенте, относящиеся к прошлому.

Медицина – это один из древнейших видов деятельности человека, сохранившийся до сих пор. Современная медицинская наука имеет очень мало общего с той, которая активно применялась несколько тысяч лет назад. Но медицина за время эволюции не изменила главную задачу – лечение пациента.

Само по себе лечение – это только один из этапов медицинской помощи. Ещё одна важная часть – правильная диагностика заболевания. Она, как и процесс лечения, значительно изменились за последнее время, хотя большинство основных принципов сохранилось до сих пор.

Сейчас для диагностики большинства болезней не обязательно наличие врача: достаточно нескольких лабораторных анализов и пары инструментальных исследований. Раньше же таких возможностей не было.

Основным методом диагностики было общение с пациентом для устного понимания жалоб и постановки примерного диагноза.

Дополнив разговор визуальным осмотром и иногда пальпацией (прощупыванием) лекарям нужно было определяться окончательно.

Информация о важности сбора анамнеза уже существовала во времена Гиппократа (примерно в 400 г. до н.э.).

Даже до этого времени было понятно, что качественно собранная информация о болезни – залог правильной диагностики и успешного лечения.

Виды анамнеза

Нынешние правила обследования пациента также значительно зависят от сбора анамнеза врачом. Нынешняя медицина выделяет множество видов:

Обычно это слово используется как сокращённый вариант «анамнез болезни» – история болезни от её начала до нынешнего времени.

Это действительно важная часть процесса диагностики, от которой зависят все дальнейшие диагностические и лечебные мероприятия.

Другие виды анамнеза также важны, но обычно имеют меньшее значение и не всегда используются.

Анамнез жизни – это история жизни пациента с момента рождения в медицинском аспекте (перенесённые и хронические заболевания, травмы и операции).

Иногда имеет значительную роль: диагностика психических заболеваний (которые могут развиваться несколько лет), детских болезней (проявления могут начинаться с рождения и быть незаметны для родителей).

Общим анамнезом называют опрос по системам. Здесь собирается информация об общем самочувствии и любых ощущениях в процессе работы основных органов (сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная, мочеполовая, нервная системы, опорно-двигательный аппарат, обмен веществ).

Акушерский анамнез важен для детей раннего возраста. К нему относится вся информация о беременности, родах, послеродовом периоде ребёнка. Также важна аналогичная информация о предыдущих беременностях и родах.

Гинекологический анамнез – это история заболеваний женской половой системы, операции на её органах, протекании менструального цикла – используется акушерами-гинекологами и хирургами.

Аллергическим анамнезом называют историю всех аллергических реакций в течение жизни человека. Имеются в виду любые виды аллергии: на еду, лекарства, вакцины, пыльцу растений, насекомых и т.д. Важно подробное описание признаков аллергии (зуд, покраснение, отёк, снижение артериального давления) и времени их развития.

Эпидемиологический анамнез собирают врачи-инфекционисты. Помогает в диагностике инфекционных заболеваний: некоторые легко и быстро передаются от человека другому человеку (большинство острых кишечных инфекций и ОРВИ), благодаря чему можно найти источник инфекции, а по срокам появления симптомов – уточнить диагноз.

Страховой анамнез – особенно важен в странах с обязательной страховой медициной. Информация о страховке должна быть как можно раньше получена и зафиксирована в медицинской документации для избегания возможных финансовых трудностей для пациента.

Выводы

«Анамнез» – это древнегреческое слово, которое сейчас по смыслу похоже на «история».

В медицине оно чаще используется как сокращённый вариант «анамнез болезни». Обычно врачи под анамнезом понимают только историю развития конкретного заболевания, но в медицинской науке выделяется множество различных видов анамнеза.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Абсолютно уверен, что есть люди которые не знают что это такое? Смешно, ведь у врача был хоть раз каждый из нас!

Чтоб был анамнез, человек должен периодически обращаться к врачу, у нас же многие предпочитают заниматься самолечением и история болезни таких людей почти равен нулю, отсюда и проблемы с постановкой правильного диагноза.

Источник

Анамнез

Анамнез (anamnesis; греч. anamnēsis воспоминание)

совокупность сведений о больном и его заболевании, полученных путем опроса самого больного и (или) знающих его лиц и используемых для установления диагноза, прогноза болезни, выбора оптимальных методов ее лечения и профилактики. А. как процесс получения этих сведений является одним из основных методов клинического обследования больного (Обследование больного).

Метод опроса больного целенаправленно разрабатывали и внедряли в клиническую практику классики отечественной медицины М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов. В современной клинической медицине А. продолжает играть существенную роль в познании больного и болезни. Он имеет первостепенное значение в диагностике психических заболеваний и ряда форм соматической патологии. Так, для диагноза стенокардии А. по информативности превышает многие другие методы исследования сердца.

Используя анамнестический метод, врач обязан следовать правилам деонтологии (см. Деонтология медицинская). Во время сбора А. должно быть достигнуто взаимопонимание и доверие между врачом и больным, гарантирована врачебная тайна. Сбор А. проводится в отсутствие других больных. Необходимо вначале выслушать самого больного — все, что он считает необходимым сообщить врачу, а затем задавать вопросы, не навязывая при этом свою характеристику симптомов и не подсказывая возможный ход развития болезни. Важно добиться получения достоверных сведений, что возможно при адекватном отношении больного к своей болезни. Иногда со стороны больного возможны диссимуляция, аггравация или симуляция; от опыта врача зависит умение распознать эти отклонения, выяснить их мотивацию. При обследовании больных, находящихся в крайне тяжелом или бессознательном состоянии, а также глухонемых используют сведения, получаемые от родственников больного и других знающих его лиц. В случае онкологического, венерического заболевания, туберкулеза, а также при экспертном обследовании А. обязательно дополняется данными медицинской документации.

Основные разделы анамнеза — А. болезни и А. жизни, каждый из них собирается по определенному плану.

Анамнез болезни (anamnesis morbi) — сведения о возникновении и течении болезни. Устанавливают время и последовательность возникновения жалоб, характер начала болезни. Надо иметь в виду, что иногда болезнь после появления некоторых симптомов может затем длительно не проявляться, а в дальнейшем возникает осложнение, ошибочно принимаемое за начало болезни. Устанавливают причинные и способствующие развитию болезни факторы, повод для первого обращения к врачу, результаты проведенных исследований и установленный диагноз. Далее выясняют в хронологической последовательности течение заболевания, изменение субъективных и объективных признаков болезни в периоды обострений, длительность ремиссий. Короткий А. болезни дает основание подозревать острое заболевание или злокачественный процесс, а рецидивирующее течение — хронический процесс чаще воспалительного или аллергического характера. Устанавливают характер и последовательность появления новых симптомов, осложнений, динамику трудоспособности больного. Узнают, в какие лечебные учреждения обращался больной, какие применялись методы лечения, их эффективность. При возможности выявляют название и дозы применявшихся лекарств, оценивают их адекватность, эффект, переносимость, проявление побочных действий (фармакологический А.). Эти сведения обеспечивают преемственность в лечении на новом этапе болезни.

Анамнез жизни (anamnesis vitae) — сведения, характеризующие физическое, психическое и социальное развитие обследуемого, излагаемые в определенной последовательности. Объем этих сведений варьирует в зависимости от условий, в которых больному оказывается медпомощь. В неотложной ситуации выясняются только основные моменты, необходимые для диагноза и лечения. В целом, чем подробнее собран А. жизни, тем более понятен врачу больной с его индивидуальными особенностями, знание которых помогает уточнению диагноза и прогноза болезни, тактики лечения, профилактических рекомендаций. Необходимыми разделами А. жизни являются: физическое и психическое развитие в детстве и юности; семейная жизнь и бытовые условия; вредные привычки; профессиональный А.; перенесенные заболевания; аллергологический А.; наследственность. У женщин собирают также акушерский анамнез.

Оценка физического и психического развития больного в детстве, его этническая принадлежность, место рождения дают возможность заподозрить некоторые врожденные и эндемические заболевания. Для оценки психического развития больного важно уточнить, в каком возрасте он начал учиться в школе, какая была успеваемость, сколько классов окончил. Существенными для понимания больного являются сведения о его половом развитии, начале и особенностях семейной жизни. Выясняются условия жизни: характеристика жилища; материальная обеспеченность; полноценность питания (характер пищи, регулярность ее приема, периоды нарушенного питания); продолжительность и регулярность отдыха; занятия физкультурой и спортом. Уточняют, в каких местностях проживал или бывал обследуемый в течение жизни (климатический А.). Активно выясняют наличие и характер вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков, тонизирующих или токсических веществ; с какого возраста и в каком количестве употребляет их больной.

Профессиональный А. включает сведения о всех этапах трудовой деятельности, службе в армии (род войск); о возрасте, в котором больной начал работать, приобретенных профессиях, должности; имеется ли инвалидность, ее причина, группа. Необходимо составить представление о трудовом процессе и режиме труда, физических, химических и бактериологических профвредностях, санитарном состоянии помещений. Важно выяснить мнение больного о связи заболевания с тем или иным вредным фактором, влиянии его на трудоспособность. У пожилых выясняют участие в Великой Отечественной войне, с какого возраста на пенсии, занимается ли общественной работой.

Перенесенные заболевания, а также травмы, операции, контузии, ранения выясняют в хронологической последовательности, начиная с детства, отмечают их тяжесть, осложнения. Необходим анализ возможной связи настоящего заболевания с ранее перенесенной болезнью или ее лечением.

Аллергологический А. включает сведения о наличии аллергических заболеваний у больного и его родственников. Обязательно уточняют проявления аллергии (крапивница, отек Квинке, анафилактоидные реакции, шок, отек слизистых оболочек носа, голосовых связок, бронхообструктивный синдром и т.д.), по возможности выясняют аллерген или предполагают его отношение к какой-либо группе веществ (лекарство, летучие вещества, пищевые продукты, вакцины, сыворотки и т.д.).

При выяснении роли наследственности в развитии болезни устанавливают наличие того же заболевания или сходных болезней у кровных родственников. Выясняют возраст и причины смерти умерших родственников в предшествующих поколениях, здоровье детей больного. Уточняют наличие сходных болезней по линии только одного или обоих родителей.

Акушерский А. касается детородной функции женщины. Выясняются цикличность и характер менструаций, число беременностей, абортов, родов, особенности их течения, осложнения, перенесенные гинекологические заболевания, возраст наступления менопаузы. В период беременности и родов женщина обследуется всесторонне, и тогда нередко впервые выявляются скрыто протекавшие заболевания (например, пороки сердца, пиелонефрит, сахарный диабет и др.).

Новым направлением в развитии анамнестического метода является внедрение в практику программированного опроса по разным определенным разделам (аллергия, боли в грудной клетке, острый живот и т.д.), осуществляемого путем заполнения анкеты, данные которой могут быть введены в программы для машинной диагностики. Однако при заполнении анкет отсутствует весьма важное для врача непосредственное впечатление о личности больного и не реализуется нередко важное для больного ощущение уверенности в правильном понимании врачом его болезни.

Достоверность А. оценивают при сопоставлении с данными объективного обследования и медицинской документации.

Анамнез у детей собирают в основном путем опроса матери, отца и лиц, окружающих ребенка. Некоторые вопросы необходимо задавать ребенку дошкольного и школьного возрастов с целью установления с ним должного контакта, но ответы ребенка следует оценивать с осторожностью, т.к. дети легко внушаемы и недостаточно дифференцируют свои ощущения. Выслушивая жалобы матери, надо тактично, умелыми вопросами придать им желательное направление. Необходимо уточнить время возникновения заболевания, особенности его начала и течения, изменения температуры тела, проявления со стороны отдельных органов и систем, какое проводилось лечение, его результаты, наличие реакций на лекарства.

А. жизни у детей до 3-х лет начинают со сведений о матери. Необходимо узнать: от каких по счету беременности и родов ребенок; течение беременности, режим и питание беременной; здоровье матери (если болела, то чем и в какие сроки беременности, чем лечилась), за сколько времени до родов ушла в отпуск, наличие вредных привычек. Далее выясняют, закончилась ли беременность в срок, преждевременно или переношена; особенности родов (быстрые, затяжные), применялось ли акушерское пособие и какое; закричал ребенок сразу после рождения или после проведения мер оживления; его массу и рост; на какой день принесли матери ребенка для кормления, как взял грудь в первый раз и последующие дни; когда отпал остаток пуповины; какова была и когда восстановилась физиологическая потеря массы тела; заболевания в периоде новорожденности (какие и их лечение); на какой день и с какой массой тела ребенок выписан из роддома. Большое значение имеют данные о характере вскармливания (естественное, смешанное, искусственное), проводилось ли оно по часам или беспорядочно, когда и какие были введены докорм, прикорм, витамины; когда ребенок отнят от груди; при искусственном вскармливании — с какого возраста и чем кормили ребенка, в каком количестве и в какой последовательности; какое было питание после года и позже, особенности вкуса и аппетита. Для оценки физического и психомоторного развития ребенка выясняют: увеличение массы тела и роста ребенка на первом году жизни и после года; когда стал держать голову, сидеть, стоять, ходить, произносить первые слова, фразы, запас слов; сон, его особенность и продолжительность; прогулки, закаливание; когда прорезались первые зубы и порядок их прорезывания. А. обязательно включает сведения о перенесенных заболеваниях (их течение, находился ли ребенок под диспансерным наблюдением), профилактических прививках, реакции ни них; о результате туберкулиновой пробы, когда проводилась; о контакте с инфекционными больными.

Собирая А. жизни детей старшего возраста, выясняют, какой по счету ребенок, как развивался в период раннего детства; каковы поведение дома и в коллективе, успеваемость в школе; какие перенес заболевания, профилактические прививки; когда проводилась туберкулиновая проба и каков ее результат; был ли контакт с инфекционными больными.

В семейном анамнезе должны быть сведения о возрасте родителей, их профессии, материальной обеспеченности; когда и какими заболеваниями болели; о других детях в семье, их возрасте и развитии, здоровье (если умирали, то от каких причин); о посещении детских учреждений, школы, соблюдении режима дня, питания, у школьников — об успеваемости, дополнительных нагрузках. Особое внимание уделяют выявлению наследственных заболеваний.

В процессе обследования и лечения больного данные А. уточняются дополнительными сведениями.

Анамнез психически больных. Влияние психического заболевания на воспоминания больного и его отношение к прошлому обусловливает необходимость различать субъективный А. и объективный А., каждый из которых важен для понимания особенностей и течения болезни. При установлении первых признаков заболевания следует учитывать что больной, находящийся в патологическом состоянии, нередко интерпретирует прошлое под влиянием тех или иных расстройств, определяющих состояние больного (бредовая интерпретация, конфабуляции и т.д.). Путем опроса как больного, так и близких ему лиц необходимо тщательно исследовать наследственную отягощенность, состояние матери в период беременности, особенности родов, раннее развитие ребенка, физические и психические травмы. Особое значение имеют изучение характера ребенка, изменение его качеств и свойств, особенности развития в критические возрастные периоды. Необходимо выяснить, не было ли у больного задержки физического и психического развития, уточнить, в чем именно оно заключалось. Важно определить особенности контактов с окружающими в детском, юношеском и зрелом возрастах. Особое внимание следует обращать на период полового созревания, юношеские увлечения, склонность к употреблению алкоголя или наркотиков. В последующем необходимо тщательно расспросить больного о его учебе, семейной жизни, профессиональной деятельности, ибо ряд трудностей, неудач, сложностей могут быть объяснены заболеванием, нередко развивающимся исподволь. Вместе с этим необходимо выяснить и появление у ребенка страхов, навязчивостей, уточнить их характер, изменение их проявлений, расспросить об импульсивных поступках.

Явные признаки заболевания необходимо исследовать подробно, ибо нередко именно по их особенностям определяются характер и генез заболевания. Следует осторожно относиться к данным А. о значении различных вредностей, предшествовавших или якобы предшествовавших заболеванию. Нередко вредные воздействия являются не истинными причинами, а факторами, провоцирующими заболевание и накладывающими на него определенный оттенок.

Если в связи с психическим состоянием больного собрать субъективные анамнестические сведения не представляется возможным, собирают только объективный анамнез. Необходимо добиться от дающих сведения лиц непредвзятого описания особенностей и изменений личности больного, поведения в быту, на работе, контактов с окружающими. При этом следует особенно обращать внимание на характер мышления, ошибочные суждения больного, непонятные поступки, странные (неоправданные) действия. Рекомендуется с большой осторожностью относиться к попыткам близких и родных обывательски интерпретировать настораживающие в патологическом отношении поступки и действия больных

Библиогр.: Боткин С.П. Курс клиники внутренних болезней и клинические лекции, т. 1, М., 1950; Мазурин А.В. и Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней, с. 416, М., 1985; Руководство по педиатрии, под ред. Р.Е. Бермана и В.К. Вогана, пер. с англ., кн. 1, с.148, М., 1987; Руководство по психиатрии, под ред. Г.В. Морозова, т. 1, с. 212, М., 1988; Руководство по психиатрии, под ред. А.В. Снежневского, т. 1, с. 187, М., 1983; Справочник по психиатрии, под ред. А.В. Снежневского, с. 9, М., 1985; Тур А.Ф. Пропедевтика детских болезней, с. 231, Л., 1971; Шелагуров А.А. Методы исследования в клинике внутренних болезней, М., 1964; Шкляр Б.С. Диагностика внутренних болезней, с. 12, Киев, 1971.

Анамнез (anamnesis; греч. anamnēsis воспоминание)

совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путем опроса самого обследуемого и (или) знающих его лиц.

Анамнез акушерский (a. obstetrica) — часть А., посвященная генеративной (детородной) функции женщины (характер менструации, число беременностей, абортов и родов, особенности их течения и характер осложнений).

Анамнез аллергологический (а. allergologica) — часть А., посвященная проявлениям аллергических заболеваний у самого больного, его родителей и других родственников, а также возможному контакту с аллергенами.

Анамнез болезни (a. morbi) — часть А., посвященная возникновению и течению данного заболевания и эффективности ранее проведенного лечения.

Анамнез жизни (a. vitae) — часть А., посвященная физическому, психическому и социальному развитию обследуемого.

Анамнез наследственный (a. hereditaria) — часть семейного А., посвященная заболеваниям родителей и других кровных родственников больного.

Анамнез профессиональный (a. professionalis) — часть А. жизни, посвященная характеру и условиям труда больного, например наличию профессиональных вредностей.

Анамнез психиатрический (a. psychiatrica) — А., включающий особенности психического развития, наследственности, склада личности, обучения и профессиональной деятельности больного, круга его интересов и влечений, семейных взаимоотношений.

Анамнез семейный (a. familiaris) — часть А. жизни, посвященная составу семьи больного, психологической обстановке в ней, заболеваниям отдельных ее представителей и т.д.

Анамнез социальный — часть А. жизни, описывающая бытовые условия, общественное положение и социальную активность больного.

Анамнез спортивный — А., собираемый у спортсменов и касающийся их физического развития, физической подготовленности, методики и режима тренировки, переносимости тренировочных нагрузок, динамики спортивных результатов.

Анамнез фармакологический — часть А. болезни, посвященная дозам, способам применения, лечебному и побочным эффектам ранее применявшихся лекарственных средств, а также сведениям о лекарственной непереносимости.

Анамнез эпидемиологический — А., собираемый в случае инфекционного заболевания с целью установления возможного источника инфекции и путей передачи ее возбудителя.

Источник

АНАМНЕЗ

Смотреть что такое АНАМНЕЗ в других словарях:

АНАМНЕЗ

описание прошлой жизни больного и история его болезни с самого начала ее, притом как внешних (объективных) проявлений ее, так и всех ненормальных ощуще. смотреть

АНАМНЕЗ

(греч. anamnesis — воспоминание) сведения об условиях жизни больного, предшествовавших данному заболеванию, а также вся история развития болезни. смотреть

АНАМНЕЗ

АНАМНЕЗ

анамнез м. Сведения об условиях жизни, перенесенных заболеваниях, истории развития болезни, полученные от больного или его близких.

АНАМНЕЗ

анамнез м. мед.anamnesis

АНАМНЕЗ

АНАМНЕЗ

Анамнез — описание прошлой жизни больного и история его болезни с самого начала ее, притом как внешних (объективных) проявлений ее, так и всех ненормальных ощущений, которыми она сопровождалась. А. имеет большое значение для распознавания (диагноза) болезни.

АНАМНЕЗ

(от греч. anamnesis) – в психоанализе: воспоминание, восстановление в памяти пациента событий прошлого, предопределивших его заболевание. Представление об анамнезе как воспоминании событий прошлого, оказавших воздействие на возникновение невротических симптомов, было выдвинуто Й. Брейером и З. Фрейдом в период их терапевтической деятельности, предшествовавшей становлению психоанализа. В предварительном сообщении «О психическом механизме феномена истерии» (1893) они писали о том, что истерические симптомы исчезают и больше не возвращаются, если удавалось восстановить в памяти событие, послужившее причиной этих симптомов. «Восстановление в памяти события и сопутствующего ему аффекта имело целью позволить больному потом как можно подробнее описывать событие и выразить словами переживаемый при этом аффект». Для восстановления в памяти пациента события Й. Брейер и З. Фрейд использовали катартический метод: пациент вводился в гипнотическое состояние, способствующее воспоминанию событий прошлого, и заново переживал эти события; в процессе повторного переживания устранялось воздействие ранее неотреагированного первоначального представления, и ущемленный аффект возвращался в сознание, что вело, как предполагалось, к исцелению. Эти идеи были высказаны ими подробнее в работе «Исследования истерии» (1895). В терапевтической практике З. Фрейд встретился с тем затруднением, что некоторые пациенты не поддавались гипнозу. Поскольку гипноз требовался для расширения памяти, для обнаружения патогенных воспоминаний, то З. Фрейд должен был или отказаться от таких пациентов, или использовать другие методы. Задача состояла в том, чтобы избежать гипноза и в то же время иными средствами добиться у пациентов патогенных воспоминаний. Решая эту задачу, З. Фрейд стал использовать метод «концентрации», «настойчивости» или «психического принуждения»: он уверял пациента, что тот может вспомнить события прошлого; настойчиво требовал, чтобы тот шел в своих воспоминаниях все дальше и дальше. Затем он стал прибегать к «методологической уловке»: надавливал на лоб пациента пальцами рук и настоятельно просил, чтобы тот сообщал ему все, что пришло в голову. При сложном анализе требовалось непрерывное применение надавливания рукой на лоб, так как часто у пациента всплывали воспоминания, являвшиеся средним звеном между исходными и исконными патогенными представлениями. Терапевтическая работа заключалась, по З. Фрейду, в том, чтобы, преодолевая сопротивления пациента, раскрыть тройное расположение психического материала: выявить «пучки воспоминаний, представляющих собой линейное наслоение друг на друга и образующих определенные темы»; обнажить второй вид размещения воспоминаний, являющихся концентрическим кругом, расположенным вокруг «патогенного ядра»; добраться до материала, составляющего ядро патогенной организации. В процессе дальнейшей терапевтической деятельности З. Фрейд столкнулся с двумя трудностями: с одной стороны, процедура надавливания пальцами рук на лоб пациента оказывалась не всегда эффективной, так как подчас не вызывала никаких воспоминаний, несмотря на настойчивость и напор врача; с другой – порой сами пациенты говорили о том, что настойчивость, напор, давление со стороны врача не только не способствовали, но, напротив, мешали возникновению воспоминаний. Принимая во внимание эти трудности, З. Фрейд отказался от «методологической уловки» и стал использовать метод «свободных ассоциаций», открывавший простор для спонтанных воспоминаний пациента. Отказ от гипноза и использование метода «свободных ассоциаций» как раз и стали основой для возникновения психоанализа. Благодаря методу «свободных ассоциаций» удавалось добиться у пациентов таких патогенных воспоминаний, которые уходили своими корнями в раннее детство и оказывались связанными с реальными событиями сексуального совращения, соблазнения ребенка. Основываясь на подобных воспоминаниях, З. Фрейд выдвинул теорию «совращения», объясняющую причины возникновения невроза у человека. Однако вскоре ему удалось обнаружить, что часто пациенты его обманывали, и в действительности речь шла не о реальных событиях детства, а о фантазиях, которым предавались дети и взрослые. Как правило, фантазией совращения ребенок прикрывал инфантильный период своей сексуальной деятельности. Тем не менее для понимания невроза важно, как считал З. Фрейд, выявление воспоминания о травмирующем детском переживании, независимо от того, связано ли оно с реальным событием или фантазией. Для невроза существенное значение имеет не столько физическая, сколько психическая реальность, находящая свое отражение в фантазии человека. Отсюда – одна из основных задач психоанализа, заключающаяся в воспоминании (воскрешении, восстановлении) в памяти пациента травмирующей ситуации, связанной с переживанием в раннем детстве реального или воображаемого события и доведения ее до его сознания с целью последующего сознательного, а не бессознательного, что имело место в прошлом, разрешения внутрипсихического конфликта. Анамнез становится важной, необходимой составной частью аналитической работы, ориентированной на устранение симптомов заболевания и исцеление обратившегося за помощью пациента. смотреть

АНАМНЕЗ

АНАМНЕЗрезультат опроса больного со сведениями о его прежней жизни, ходе болезни, самочувствии и прочем, записанный на память.Полный словарь иностранны. смотреть

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *