Анаморфная иллюзия что это
Как современные художники используют секреты да Винчи и иезуитов, чтобы показать то, чего нет на самом деле
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В эпоху Ренессанса художники стали использовать оптические иллюзии для настоящих фокусов с изображениями. Тут, конечно, не обошлось без Леонардо да Винчи. Его знаменитый растянутый глаз стал одним из первых анаморфных произведений.
Наиболее известным произведением того периода, включающее в себя элемент такой «обманки» являются «Послы» Ганса Гольдбейна младшего.
Странный вытянутый объект под ногами послов – это череп, который обретает форму, если посмотреть на него с определенных точек – справа сверху или снизу слева. Этот символ бренности всего живого придал картине дополнительную загадочность – о ее символизме и массе скрытых смыслов написана уже не одна научная работа, хотя есть и более «земное» объяснение такого оригинального художественного хода. Исследователи считают, что картина предназначалась для украшения лестничного пролета. Поднимаясь по ступеням, человек должен был в полной мере насладиться появлением призрачного изображения.
В XVII веке оптические иллюзии стали использовать в практических целях. Так, например, при построении Церкви святого Игнацио в Риме братьям-иезуитам удалось существенно сэкономить. Строение было возведено без купола, а необходимый объемный эффект был достигнут при росписи потолка. Художник Андреа Поццо смог создать настоящую иллюзию объема. Это удалось благодаря анаморфным искажениям. Правда, эффект идеален только в одной точке.
Именно к этому времени становится популярной оптическая игрушка, так восхищающая и современных зрителей – анаморфоскоп. Этот отражающий цилиндр собирает изображение и показывает его в виде отражения, являя, таким образом, идеальную дословную трактовку старинного термина.
Прекрасным примером использования анаморфоза стал фильм «Властелин колец». Благодаря принудительной перспективе и оптическим эффектам фигуру Гэндальфа удалось зрительно увеличить относительно хоббитов без дополнительных спецэффектов.
В 2016 году загадочный уличный художник и фотограф JR удивил весь мир, спрятав пирамиду у Лувра. В результате зрители смогли наслаждаться видом исторического здания дворца в том виде, как оно выглядело в XVII веке. Иллюзия была создана с помощью листков бумаги, закрепленных на поверхности пирамиды.
Современные художники успешно поражают воображение зрителя оптическими фокусами, придуманными еще 300 лет назад.
Картина «Послы» Ганса Гольдбейна младшего считается одним из самых загадочных творений этого мастера: 15 малоизвестных фактов о необычном портрете кисти придворного художника Генриха VIII
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
nathoncharova
fern flower
События
В Сеуле появилась реалистичная 3D иллюзия с набегающей океанской волной
Как правило, люди не очень жалуют рекламные щиты, но это до тех пор, пока не увидят что-нибудь действительно впечатляющее, например, набегающую океанскую волну, «бьющуюся» об экран дисплея. Этот необычный аквариум, расположенный перед входом в популярнейший торговый центр в Сеуле, признан настоящим визуальным произведением искусства и является самой большой и впечатляющей 3D иллюзией в мире.
В Сеуле появилась реалистичная 3D иллюзия с набегающей океанской волной, стремящейся вырваться наружу («WAVE»). | Фото: profile-stalker.to.
Невероятных размеров аквариум, внутри которого бушует настоящий океан с набегающими пенящимися волнами, можно увидеть в одном из самых прогрессивных городов мира – Сеуле (Южная Корея). Этот объемный 3D-резервуар расположен в районе Каннам у входа в выставочно-торговый комплекс COEX, который одновременно является самым посещаемым и известным торгово-развлекательным центром мегаполиса.
Несмотря на то, что это анаморфная иллюзия, бушующие волны «океана» можно увидеть сразу с нескольких точек площади («WAVE», Сеул). | Фото: viralbandit.com.
Таким впечатляющим образом корейская цифровая медиа-технологическая компания D’strict, которая специализируется на создании рекламы в формате DOOH (Digital out-of-home), решила сделать сюрприз для прохожих. И им это удалось сполна, ведь созданная анаморфная иллюзия, с бьющимися о прозрачные стены волнами океана, вызывает неподдельный восторг и удивление. Особенно если учесть, что воспроизводятся еще и соответствующие звуки морского прибоя. Поэтому немудрено, что, совмещая визуальный и звуковой эффекты, «WAVE» («Волна») производит неизгладимое впечатление.
Невероятный визуальный эффект дополняется еще и звуком прибоя («WAVE», Сеул). | Фото: boredpanda.com/ displaysolutions.samsung.com.
Справка от редакции Novate.ru: Принцип «работы» гигантской бушующей волны заключается в том, что для ее создания и движения используются методы анаморфной иллюзии, которая и передает визуальные эффекты. Обычно такая технология позволяет увидеть иллюзию только под определенным углом и из нескольких точек. Но в случае с «Волной», благодаря тщательному расчету и применению инновационных технологий, корейским разработчикам удалось найти лазейку и сделать картинку полностью «живой».
Надоедливая реклама очень быстро сменяется на шторм в океане («WAVE», Сеул). | Фото: news.myseldon.com/ boredpanda.com.
Созданию фантастического эффекта помогает внушительный набор высокотехнологичных «умных» LED-дисплеев, которые и координируют постоянно движущееся изображение. Общая же площадь экрана простирается на 80,1 м в длину и 20,1 м в высоту, что составляет ошеломляющую площадь в 1620 «квадратов» рекламного щита стиля «prime screen». Инновационный «аквариум», технически реализованный компанией Samsung, состоит из 31 тыс. светодиодных модулей отображения, поддерживающих разрешение до 7,840 х 1,952 пикселей.
На создание интерактивного рекламного баннера было потрачено огромное количество времени и сил. Как признаются разработчики: «Технология анаморфной иллюзии имеет ограничение, даже самые совершенные 3D-стереоскопические эффекты можно заметить только с определенных точек. Чтобы минимизировать искажение и создать узнаваемую картинку с любого другого места пришлось проводить немало стендовых испытаний и несколько раз изменять технологию. При этом самую большую сложность составляла высота волны и брызги «воды», которые оставляют мокрый след на потолке».
WAVE (Волна) – самая большая анаморфная иллюзия в мире (Сеул). | Фото: youtube.com/ © d’strict.
В действительности разработчики несколько раз изменяли проект и объем самого интерактивного «аквариума», чтобы достичь наиболее точной передачи бушующей воды, которая так и норовит пробить стекло и выплеснуться на улицы Сеула.
Южная Корея удивляет не только высокотехнологичными проектами и достижениями, но и тем, что в этой стране стараются обеспечить максимально комфортные условия жизни и быта как для своих граждан, так и туристов, и даже животных.
Оригинал взят у 55_77 в В Сеуле появилась реалистичная 3D иллюзия с набегающей океанской волной
Не верь глазам: потрясающие анаморфные иллюзии
Это пространственные оптические иллюзии, и даже понятно как сделанные, но от этого не менее впечатляющие. Ай-да мастера, ай-да музины дети!
Отцами-вдохновителями жанра художественных оптических иллюзий в истории искусства современные мастера считают Леонардо до Винчи (15-16 вв.) и Ханса Гольбейна Младшего (16 век) с их творческими экспериментами, Андреа Поццо (17 век) с масштабными архитектурными обманками; пользовались этим эффектом и Эшер, и Сальвадор Дали.
Череп, видимый с определенной позиции зрителя
Росписи Андреа Поццо, сделанные на плоском потолке
А это современные визиоиллюзионисты:
В эпоху Возрождения анаморфные иллюзии широко использовались для сокрытия изображений от ненужных глаз – так маскировали политические карикатуры, непристойные картинки, магические образы, важные портреты.
Одним из первых широко использовать технику стал Erhard Schön. На одной из его гравюр 1538 года сначала видишь только библейского Иону, кита и элементы ландшафта, но если посмотреть под малым углом снизу слева, композиция меняется и являет глазу сидящего на корточках крестьянина и кучку экскрементов. И лучше читается фраза «WAS. SICHST. DV» – «Что ты видишь?»
Cправедливости ради стоит занудно отметить, что всего существует 4 типа анаморфоза:
— оптический (перспективный, не требующий специальных приспособлений для просмотра), который использует перспективные искажения изображения, рассматриваемого под определенным углом или с определенной точки;
— катоптрический (зеркальный) – для создания и восстановления изображения необходимы зеркала-анаморфоскопы – плоские, конические, цилиндрические и пирамидальные, с разным количеством граней;
— диоптрический, для рассматривания которого нужны специальные очки;
— анорфоскопический – для просмотра таких изображений требуется вращение. Этот тип анаморфоза стал одним из прародителей кинематографа.
К примеру оптического анаморфоза – череп на картине Гольбейна нужно рассматривать под очень малым углом с нижней левой стороны, а иллюзорные архитектурные объемы Поццо во всей нереальной красе открываются с одной специально обозначенной точки на полу зала.
Неискушенному и испорченному школьным преподаванием физики современному зрителю не дает покоя вопрос – как это создавалось в докомпьютерную, донаучную эпоху? Для создания зеркальных анаморфоз всего-то использовали расчет, мастерство и различной формы анаморфоскопы.
А работает этот визуальный эффект вот так:
Цилиндрическими анаморфоскопами раньше служили отполированные до зеркального блеска медные, латунные или бронзовые цилиндры, – сейчас с этим проще. И колдовские растянутые изображения – цилиндрические анаморфозы, которые отображаются неискаженными только в цилиндрическом зеркале, современным художникам легче сделать на компьютере. Особенно, если этот эффект используется в трехмерных объектах.
Набоков в «Приглашении на казнь» описал анаморфные игрушки, которые были в ходу и 300-400 лет назад: «…Я помню: когда была ребенком, в моде были, – ах, не только у ребят, но и у взрослых, такие штуки, назывались «нетки», – и к ним полагалось, значит, особое зеркало, мало что кривое – абсолютно искаженное, ничего нельзя понять, провалы, путаница, все скользит в глазах, но его кривизна была неспроста, а как раз так пригнана. Или, скорее, к его кривизне были так подобраны. Нет, постойте, я плохо объясняю. Одним словом, у вас было такое вот дикое зеркало и целая коллекция разных неток, то есть абсолютно нелепых предметов: всякие такие бесформенные, пестрые, в дырках, в пятнах, рябые, шишковатые штуки, вроде каких-то ископаемых, – но зеркало, которое обыкновенные предметы абсолютно искажало, теперь, значит, получало настоящую пищу, то есть, когда вы такой непонятный и уродливый предмет ставили так, что он отражался в непонятном и уродливом зеркале, получалось замечательно; нет на нет давало да, все восстанавливалось, все было хорошо, – и вот из бесформенной пестряди получался в зеркале чудный стройный образ: цветы, корабль, фигура, какой-нибудь пейзаж. Можно было – на заказ – даже собственный портрет, то есть вам давали какую-то кошмарную кашу, а это и были вы, но ключ от вас был у зеркала. Ах, я помню, как было весело и немного жутко – вдруг ничего не получится! – брать в руку вот такую новую непонятную нетку и приближать к зеркалу, и видеть в нем, как твоя рука совершенно разлагается, но зато как бессмысленная нетка складывается в прелестную картину, ясную, ясную. »
Игрушка 19-го века с коническим анаморфоскопом
Это рукотворное чудотворение не оставило равнодушными и современных любителей оптических головоломок. Жаль, определить деятельность таких художников для удобства повествования не получается – анаморфозники, анаморфники, анаморфисты? Слова какие-то нехудожественные выходят, клинические. Но работы у этих художников-иллюзионистов – потрясающие. И люди все интеллектуальные, трудолюбивые, амбициозные, настойчиво развивающие направление.
Используется оптический анаморфный эффект и в дорожной разметке.
Венгерский художник, дизайнер и мультипликатор Иштван Орош (1951 г.р.) – признанный энтузиаст художественных шифровок. Иштван проработал все возможности анаморфоскопов разных конфигураций.
Felice Varini (1952 г.р.) занимается анаморфозом с 1979 года.
Bernard Pras прославился сериями портретов известных людей и копиями знаменитых картин, созданными из хитро скомпонованных в пространстве предметов обихода и всяких подручных материалов.
Художник Эдгар Дега говорил: «Искусство – это не то, что видите вы, а то, что будут видеть другие». Анаморфоз – одно из немногих направлений современного искусства, которое привлекает внимание тем, что неизменно интригует. И даже раскрытие «секретов» оптических фокусов не мешает волшебству и восхищению – такова уж наша первобытная природа. Обманываться мы рады.
Анаморфические иллюзии
Анаморф – это картина, на которую нужно смотреть под определённым углом или с помощью специальных приспособлений (зеркал, линз и т.д.), чтобы понять её значение.
В переводе с греческого, анаморфический — подвергающийся изменениям, искаженный. Анаморфные иллюзии появились еще в эпоху Возрождения. Они быстро стали очень популярными. Технику использовали в книжных иллюстрациях, гравюрах, настенных росписях, а также для сокрытия информации от лишних глаз.
Пользуясь оптическим обманом, можно было передать секретное послание или спрятать в изображении политическую карикатуру, магический символ или забавную непристойность.
Всего существует 4 вида анаморфоза:
Картина Ганса Гольбейна Младшего «Послы», где непонятный предмет на переднем плане при определённом угле обзора превращается в череп.
Новое в блогах
Не верь глазам: потрясающие анаморфные иллюзии
Это пространственные оптические иллюзии, и даже понятно как сделанные, но от этого не менее впечатляющие. Ай-да мастера, ай-да музины дети!
Отцами-вдохновителями жанра художественных оптических иллюзий в истории искусства современные мастера считают Леонардо до Винчи (15-16 вв.) и Ханса Гольбейна Младшего (16 век) с их творческими экспериментами, Андреа Поццо (17 век) с масштабными архитектурными обманками; пользовались этим эффектом и Эшер, и Сальвадор Дали.
Череп, видимый с определенной позиции зрителя
Росписи Андреа Поццо, сделанные на плоском потолке
А это современные визиоиллюзионисты:
В эпоху Возрождения анаморфные иллюзии широко использовались для сокрытия изображений от ненужных глаз – так маскировали политические карикатуры, непристойные картинки, магические образы, важные портреты.
Одним из первых широко использовать технику стал Erhard Schön. На одной из его гравюр 1538 года сначала видишь только библейского Иону, кита и элементы ландшафта, но если посмотреть под малым углом снизу слева, композиция меняется и являет глазу сидящего на корточках крестьянина и кучку экскрементов. И лучше читается фраза «WAS. SICHST. DV» – «Что ты видишь?»
Cправедливости ради стоит занудно отметить, что всего существует 4 типа анаморфоза:
— оптический (перспективный, не требующий специальных приспособлений для просмотра), который использует перспективные искажения изображения, рассматриваемого под определенным углом или с определенной точки;
— катоптрический (зеркальный) – для создания и восстановления изображения необходимы зеркала-анаморфоскопы – плоские, конические, цилиндрические и пирамидальные, с разным количеством граней;
— диоптрический, для рассматривания которого нужны специальные очки;
— анорфоскопический – для просмотра таких изображений требуется вращение. Этот тип анаморфоза стал одним из прародителей кинематографа.
К примеру оптического анаморфоза – череп на картине Гольбейна нужно рассматривать под очень малым углом с нижней левой стороны, а иллюзорные архитектурные объемы Поццо во всей нереальной красе открываются с одной специально обозначенной точки на полу зала.
Неискушенному и испорченному школьным преподаванием физики современному зрителю не дает покоя вопрос – как это создавалось в докомпьютерную, донаучную эпоху? Для создания зеркальных анаморфоз всего-то использовали расчет, мастерство и различной формы анаморфоскопы.
А работает этот визуальный эффект вот так:
Цилиндрическими анаморфоскопами раньше служили отполированные до зеркального блеска медные, латунные или бронзовые цилиндры, – сейчас с этим проще. И колдовские растянутые изображения – цилиндрические анаморфозы, которые отображаются неискаженными только в цилиндрическом зеркале, современным художникам легче сделать на компьютере. Особенно, если этот эффект используется в трехмерных объектах.
Набоков в «Приглашении на казнь» описал анаморфные игрушки, которые были в ходу и 300-400 лет назад: «…Я помню: когда была ребенком, в моде были, – ах, не только у ребят, но и у взрослых, такие штуки, назывались «нетки», – и к ним полагалось, значит, особое зеркало, мало что кривое – абсолютно искаженное, ничего нельзя понять, провалы, путаница, все скользит в глазах, но его кривизна была неспроста, а как раз так пригнана. Или, скорее, к его кривизне были так подобраны. Нет, постойте, я плохо объясняю. Одним словом, у вас было такое вот дикое зеркало и целая коллекция разных неток, то есть абсолютно нелепых предметов: всякие такие бесформенные, пестрые, в дырках, в пятнах, рябые, шишковатые штуки, вроде каких-то ископаемых, – но зеркало, которое обыкновенные предметы абсолютно искажало, теперь, значит, получало настоящую пищу, то есть, когда вы такой непонятный и уродливый предмет ставили так, что он отражался в непонятном и уродливом зеркале, получалось замечательно; нет на нет давало да, все восстанавливалось, все было хорошо, – и вот из бесформенной пестряди получался в зеркале чудный стройный образ: цветы, корабль, фигура, какой-нибудь пейзаж. Можно было – на заказ – даже собственный портрет, то есть вам давали какую-то кошмарную кашу, а это и были вы, но ключ от вас был у зеркала. Ах, я помню, как было весело и немного жутко – вдруг ничего не получится! – брать в руку вот такую новую непонятную нетку и приближать к зеркалу, и видеть в нем, как твоя рука совершенно разлагается, но зато как бессмысленная нетка складывается в прелестную картину, ясную, ясную. »
Игрушка 19-го века с коническим анаморфоскопом
Это рукотворное чудотворение не оставило равнодушными и современных любителей оптических головоломок. Жаль, определить деятельность таких художников для удобства повествования не получается – анаморфозники, анаморфники, анаморфисты? Слова какие-то нехудожественные выходят, клинические. Но работы у этих художников-иллюзионистов – потрясающие. И люди все интеллектуальные, трудолюбивые, амбициозные, настойчиво развивающие направление.
Используется оптический анаморфный эффект и в дорожной разметке.
Венгерский художник, дизайнер и мультипликатор Иштван Орош (1951 г.р.) – признанный энтузиаст художественных шифровок. Иштван проработал все возможности анаморфоскопов разных конфигураций.
Felice Varini (1952 г.р.) занимается анаморфозом с 1979 года.
Bernard Pras прославился сериями портретов известных людей и копиями знаменитых картин, созданными из хитро скомпонованных в пространстве предметов обихода и всяких подручных материалов.
Художник Эдгар Дега говорил: «Искусство – это не то, что видите вы, а то, что будут видеть другие». Анаморфоз – одно из немногих направлений современного искусства, которое привлекает внимание тем, что неизменно интригует. И даже раскрытие «секретов» оптических фокусов не мешает волшебству и восхищению – такова уж наша первобытная природа. Обманываться мы рады.