Анартрия что это такое
Анартрия (отсутствие речи) причины, симптомы, методы лечения и профилактики
Анартрия (отсутствие речи) — заболевание, подразумевающее нарушение работы нервно-мышечного аппарата, который обеспечивает коррекцию звуков языком, зубами и щеками. Больной понимает всё сказанное от другого человека. Заболевание требует консультации врача.
Симптомы анартрии (отсутствия речи)
Болезнь сопровождается следующими признаками:
Статью проверил
Дата публикации: 24 Марта 2021 года
Дата проверки: 24 Марта 2021 года
Дата обновления: 25 Декабря 2021 года
Содержание статьи
Причины
Стадии развития анартрии (отсутствия речи)
Врачи выделяют несколько стадий болезни:
Разновидности
Патологию классифицируют в зависимости от расположения пораженной области центральной нервной системы:
Диагностика
Врач собирает жалобу, изучает анамнез болезни, уточняет время появления симптомов, принимает во внимание наличие заболевания у родственников. Для постановки диагноза доктор проводит осмотр глотки, проверяет нижнечелюстной рефлекс, наличие или отсутствие дистрофии мышечных ткани, осматривает лицо на наличие асимметрии. Отоларинголог проверяет состояние гортани, носа, подтверждает или опровергает наличие опухолей и физических повреждений органов. Логопед оценивает качество речи, её темп, тембр, затруднения пациента во время произношения звуков и букв. Для подтверждения диагноза больному назначают КТ или магнитно-резонансную томографию. Инструментальные методы исследования определяют область поражения головного мозга, помогают установить причину возникновения синдрома. В сети клиник ЦМРТ используют следующие методы диагностики:
Что такое анартрия и как ее лечить
Анартрия — потеря речи, которая происходит вследствие поражений нервно-мышечного аппарата. Когда структура повреждена, она не может обеспечить артикуляционный компонент речи, то есть коррекция произносимых звуком при помощи глотки, языка, зубов и щёк не происходит. При этом у пациента сохраняется понимание речи других, он воспринимает то, что ему говорят, но затрудняется или вообще не может ответить.
Анартрия даёт о себе знать выраженной нечленораздельностью речи: пациент произносит слова очень медленно, с запинками и трудом. При тяжелых формах расстройства теряется способность произносить слова или отдельные звуки. Также у пациента развиваются проблемы с приёмом пищи.
Методы лечения
Лечение первопричины
Чтобы успешно восстановить нарушенную речевую функцию, важно устранить заболевание или последствия травмы, которые спровоцировали проблему. При опухолях головного мозга, абсцессах и внутренних кровоизлияниях проводят хирургическое вмешательство. При проблемах с мозговым кровообращением назначают курс ноотропов, например, пирацетама, а также ангиопротекторов. Для лечения инфекций проводят антибактериальную терапию.
Занятия с логопедом
После устранения причины проблемы восстанавливают нарушенную речь при помощи специальных тренировок. Логопед занимается с пациентом лечебной физкультурой и подбирает упражнения для нормализации мышечного тонуса, увеличения объёма движений щёк, губ, языка.
Физиотерапия
Физиотерапевтические процедуры проводят, чтобы улучшить общее состояние больного во время реабилитации после болезни, ускорить восстановление речевой функции. В лечении анартрии хорошо зарекомендовали себя иглорефлексотерапия и магнитотерапия, а также лечение токами ультравысокой частоты УВЧ.
Статью проверил
Дата публикации: 16 Марта 2021 года
Дата проверки: 16 Марта 2021 года
Дата обновления: 25 Декабря 2021 года
Содержание статьи
Лечение анартрии в клиниках ЦМРТ
Если вы или ваш близкий страдаете от нарушения речи, не медлите с визитом к врачу и обратитесь в ЦМРТ. Мы диагностируем первопричину анартрии, поможем устранить её или последствия, а также назначим занятия с логопедом и физиотерапевтические процедуры. Для записи в ЦМРТ присылайте заявку онлайн или звоните.
Анартрия
Анартрия – это наиболее тяжелая степень дизартрии, приводящая практически к полному отсутствию звуковых и голосовых реакций. Выраженность варьирует от полной неспособности произнести речевые звуки до наличия отдельных вокализаций, гласных звуков, слогов. Также у больных затруднено жевание, глотание, отсутствует мимика, выражена гиперсаливация. Церебральные поражения диагностируются при помощи томографических методов (МРТ, КТ), речевой статус уточняется в рамках логопедического обследования. Лечение комплексное: медикаментозная коррекция неврологических расстройств, нейрореабилитация, логотерапия.
МКБ-10
Общие сведения
Анартрия (греч. «anarthros» – неразборчивый, невнятный) – грубая иннервационная недостаточность речевого аппарата, характеризующаяся парезом или полным параличом речедвигательных мышц и утратой членораздельной речи. Согласно классификации, предложенной французским неврологом Ж. Тардье в 1968 г., анартрия соответствует дизартрии четвертой степени тяжести. В клинике ДЦП анартрия встречается в 5 раз реже, чем дизартрический синдром легкой, средней или тяжелой степени. Патология диагностируется как у детей, так и у глубоких стариков, популяционная частота не имеет гендерных различий.
Причины анартрии
Дефект речи формируется в условиях тяжелого органического поражение головного мозга. Это поражение может быть как врожденным, так и рано/поздно приобретенным. Анартрия у детей чаще всего ассоциирована с церебральным параличом (ДЦП). В перинатальном анамнезе у них обычно имеются указания на внутриутробные инфекции, резус-конфликт, родовые травмы, синюю асфиксию при рождении, затянувшуюся неонатальную желтуху. Реже речевая патология связана с мышечными дистрофиями (синдром Фацио-Лонде) и другими генетическими патологиями.
Тяжелая форма дизартрии либо анартрия у взрослых развивается вследствие неврологических заболеваний, сопровождающихся бульбарным или псевдобульбарным параличом. Наиболее распространенными причинами выступают:
Патогенез
Анартрия развивается в результате двустороннего пареза или паралича речевых мышц: губ, языка, мягкого неба, глотки, гортани. Этому предшествуют очаговые поражения продолговатого мозга, Варолиева моста, мозжечка, базальных ядер, проводящих нервных путей (пирамидного, экстрапирамидного). Вследствие спастического пареза, гиперкинезов, атаксии и апраксии утрачивается контроль над речевыми мышцами, становится невозможной произвольная моторная реализация речи.
Наряду с расстройствами артикуляционного праксиса нарушается работа фонаторного и дыхательного отделов речевого анализатора, поэтому вместе с произносительными трудностями возникает расстройство голосообразования и дыхания. Также страдает иннервация мимических, жевательных, глоточных мышц, что обусловливает сложный патологический симптомокомплекс при анартрии.
Классификация
В зависимости от клинических проявлений анартрии и ее тяжести различают три варианта речевой патологии. Данное деление предложено отечественным логопедом И.И. Панченко в 1979 г.:
Симптомы анартрии
Психическое развитие детей с тяжелым врожденным расстройством иннервации речевого аппарата значительно отстает от нормы. Практически у всех в анамнезе отсутствует лепет, первые голосовые реакции появляются в возрасте 3-4 лет и позднее. Они представляют собой отдельные гласные звуки (а, о, у) или однотипные слоговые комплексы («да», «не», «ма»). Голос глухой, прерывистый, без модуляций. Отмечается артикуляционно-фонаторно-дыхательная асинергия, скандированный ритм речи. При тяжелой анартрии произносительная и голосовая активность отсутствует полностью.
Особенности психической сферы при анартрии демонстрируют быструю истощаемость произвольного слухоречевого и зрительного внимания. Интеллект может быть не нарушен или снижен. Обращенную речь пациенты понимают. Из-за грубых нарушений фонематической системы школьники с трудом учатся читать, моторные трудности препятствуют овладению письмом.
Лицо пациента маскообразное, амимичное, выражена гиперсаливация. Затруднено жевание пищи твердой консистенции, при глотании возникает поперхивание. Тяжесть речевой дисфункции коррелирует с выраженностью двигательных расстройств: анартрии обычно сопутствует двойная гемиплегия. Многие дети не владеют навыками ходьбы, не могут пользоваться руками, самостоятельно переворачиваться в постели, сидеть без фиксации. Имеются выраженные гиперкинезы, часто диагностируется эписиндром.
Осложнения
Следствием анартрии становится социальная изолированность, дефицит речевых контактов, депрессивные расстройства. Обездвиженные пациенты являются глубокими инвалидами, не способными к самообслуживанию. При ненадлежащем уходе у них нередко образуются пролежни, возникает застойная и аспирационная пневмония. Спастичность мышц приводит к формированию вторичных ортопедических осложнений: суставных контрактур, деформаций позвоночника, вывиха тазобедренных суставов.
Диагностика
Ведением пациентов с анартрией занимается команда специалистов: логопед-дефектолог, клинический психолог, врач-невролог, реабилитолог. Для составления полной картины расстройства и выработки плана лечебно-реабилитационных мероприятий проводится:
Лечение анартрии
Терапия ведущего синдрома
Лечебно-реабилитационная тактика разрабатывается междисциплинарной группой специалистов (неврологами, логопедами, реабилитологами) с учетом этиологии, возраста, сопутствующих расстройств. При анартрии проводится:
Логопедическая коррекция
Первоочередными задачами логотерапии являются нормализации речевой моторики и орального праксиса, формирование фонематических дифференцировок, лексико-грамматических категорий. При трудностях глотания логопед также подбирает оптимальную консистенцию и объем пищи, обучает родственников безопасной технике кормления пациента. В структуру занятий при анартрии обязательно включают:
Как правило, максимальный результат, которого удается добиться у данного контингента больных, ‒ это формирование произвольных мимических, жестовых, голосовых реакций, возможности произнесения отдельных слогов и слов. Иногда пациенты научаются читать и общаться с помощью разрезной азбуки.
Прогноз
Эффективность восстановительной работы при анартрии зависит от сроков начала реабилитации, регулярности терапии, причин речевого расстройства, возраста больного, мотивационной готовности. Некоторую положительную динамику демонстрируют дети, больные ДЦП. При систематическом проведении коррекционно-логопедической работы у них увеличивается голосовая и звуковая активность, появляются произвольные вербальные реакции. Вместе с тем, произносительные возможности остаются на лепетном уровне, а без постоянных логопедических занятий навыки быстро утрачиваются. При прогрессирующей нейродегенерации прогноз на восстановление речи неутешительный.
Профилактика
Так как врожденная анартрия тесно связана с внутриутробными патологиями и травмами, ее профилактикой является перинатальная охрана здоровья плода и новорожденного. Женщинам рекомендуется проведение прегравидарной подготовки, ранняя постановка на учет по беременности, соблюдение рекомендаций акушера-гинеколога, прохождение необходимых скринингов. Во избежание родовых травм младенца необходимо заблаговременно решить вопрос о способе родоразрешения. Профилактика анартрии у взрослых требует сокращения факторов риска неврологических заболеваний (тромбозов, интоксикаций, инфекций, травм и др.).
Анартрия что это такое
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Бесплатные занятия с логопедом
«Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем». («Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)
Дизартрия проявляется нарушением звукопроизношения, темпа, ритма речи, интонации, тембра голоса, речевого дыхания.
Как известно, человек говорит не языком (точнее, не только языком), а головой (точнее, головным мозгом). Головной мозг, как центр управления, должен быть связан с исполнителями (язык, губы, щеки, нёбо, нижняя челюсть, глотка, гортань, диафрагма) с помощью «проводов» — проводящих путей (нервов). При дизартрии нарушается работа именно этих проводящих путей на разных уровнях: от самой коры до иннервируемых мышц.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДИЗАРТРИИ
В зависимости от места поражения различают следующие виды Дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую и корковую. Каждый вид имеет свои особенности, как в симптоматике, так и в лечении.
В зависимости от степени тяжести проявления речевых нарушений различают 4 степени: самая легкая 1 степень, т.н. «стертая форма дизартрии» – нарушения звукопроизношения выглядят, как обычная дислалия, и отличить их может только логопед, проведя специальные функциональные пробы; при 2 степени окружающие замечают нарушения речи ребенка и характеризуют их как «каша во рту»; при 3 степени посторонние люди уже не могут понять ребенка, его понимают только близкие; 4 степень, самая тяжелая, имеет название «анартрия», при ней речь практически отсутствует.
Дизартрия часто сопровождает ДЦП, т.к. причины и механизм один и тот же.
А вот дизартрия со снижением интеллекта прямой зависимости не имеют. Они могут совпасть как два самостоятельных заболевания, снижение интеллекта может быть вторичным, при тяжелых степенях дизартрии, поскольку в этом случае страдают все стороны речи (лексика, грамматика, связная речь). Но изначально при дизартрии интеллект сохранен.
ПРИЧИНЫ:
воздействие «различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение неравной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже – нарушения мозгового кровообращения, опухоль головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мёбиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем». («Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)
ЛЕЧЕНИЕ И ПРОГНОЗ
При дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Результативность логопедической работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда с невропатологом, который назначает медикаментозное лечение. При серьезных двигательных нарушениях, обусловленных нарушением мышечного тонуса, необходима помощь физиотерапевта: лечебная физкультура, массаж, гимнастики.
Логопедическую работу необходимо начинать как можно раньше и проводить систематически.
ДИЗАРТРИЮ НЕОБХОДИМО ОТГРАНИЧИВАТЬ ОТ ДРУГИХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ.
Стертая форма дизартрии внешне выглядит как дислалия, но в лечении есть свои особенности. Отличить эти нарушения, кроме данных анамнеза и данных неврологического обследования (которое не всегда выявляет признаки органического поражения ЦНС), позволяет проведение функциональных проб в ходе обследования (если не на первичном осмотре, то в процессе динамического обследования).
Более тяжелые формы дизартрии следует отличать от алалии. Дело в том, что, несмотря на сходство внешних проявлений (отсутствие речи), два этих речевых нарушения радикально отличаются друг от друга по своей сути, и лечение должно быть совершенно разным
При моторной (экспрессивной ) алалии работа строится на формировании языковых моделей у ребенка (т.е. по сути вербального проявления мыслительных функций), а при дизартрии смысл коррекционной работы состоит в формировании произносительных навыков.
Помимо этого возможно сочетание нескольких диагнозов.
Анартрия что это такое
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Кропотливая работа над звукопроизношением при дизартрии включает занятия с логопедом, массаж, самомассаж, ЛФК, медикаментозное лечение.
Бесплатные занятия с логопедом
Дизартрия у детей – сложный диагноз, который ставится не только педиатром. Для диагностики требуется провести ряд мероприятий: собрать анамнез, провести исследования, пациента должен осмотреть невропатолог, провести консультацию логопед, психиатр. Кропотливая работа над звукопроизношением при дизартрии включает занятия с логопедом, массаж, самомассаж, ЛФК, медикаментозное лечение.
Диагноз дизартрия у детей: что это такое
Дизартрия – это заболевание, которое характеризуется расстройством речи: нарушены артикуляция, фонация, речевое дыхание, темп, ритм, интонация речи. Она становится невнятной и неразборчивой. Процент детей, у которых могут выявить эту болезнь, раньше равнялся 3-6, теперь это значение увеличивается.
Логопедами дизартрия выделена в числе первых трех самых распространенных типов расстройства устной формы речи. Происхождение заболевания находится в поражении органов ЦНС и ПНС, поэтому его изучают узкие специалисты – неврологи и психиатры. Код дизартрии по мкб 10 R47.1. Основное описание дизартрии: что это такое, ее формы и классификация — представлены ниже.
Бульбарная
Данный вид расстройства речи выражается в атрофии или параличе мышц языка и глотки, также снижен мышечный тонус, слабая мимика. Звуки произносятся замедленно, невнятно, неразборчиво. Бульбарная дизартрия – это нарушения, выраженные при разных заболеваниях продолговатого тела мозга (опухоли, воспалительные процессы), следствием которых разрушаются ядра нервов.
Псевдобульбарная
Псевдобульбарная дизартрия у детей диагностируется чаще всего. Различают спастическую (спазматическая скованность мышц), паретическую (полная неподвижность мышц), и смешанную форму – спастико паретическую дизартрию. Причины этого заболевания могут быть разными:
Псевдобульбарная форма заболевания различается по степени: бывает легкой, средней и тяжелой. Характеристика псевдобульбарной дизартрии определяет расстройство речи как последствие нейродегенеративного нарушения, обычно еще в перинатальном периоде жизни малыша либо в раннем детстве.
Лечение псевдобульбарной дизартрии у детей требует огромного терпения от близких. В первую очередь нужно устранить причину пареза (спастических явлений лицевых мышц и языка). При раннем начале терапии возможно восстановление речевых функций, но оно редко бывает полным.
Подкорковая
Эта форма развивается вследствие поражения подкорковых узлов головного мозга. Симптоматика: медленная неразборчивая речь, непроизвольность мимики или неконтролируемое движение артикуляционных мышц, поэтому появляются спазмы мышц лица и вырываются выкрики из гортани. Также может быть изменен темп и тембр речи, нарушена интонация.
Мозжечковая
Данный вид встречается нечасто. Для речи при мозжечковой дизартрии характерны колебания громкости, выкрикивание слов и отдельных звуков, неуверенная, неловкая походка, нарушение равновесия.
Корковая
Логопедия классифицирует дизартрию еще по показателю ясности речи и выделяет следующие формы заболевания:
Для корковой дизартрии характерно нарушение артикуляции. Если слоги правильно произносятся, воспроизведение их затруднено. Расстройства в умении читать и писать нет.
Причины
Чаще всего дизартрию диагностируют у детей с ДЦП (60-85%). В основе заболевания лежат те же причины: поражение ЦНС в утробе матери, во время родов или в ранний период жизни (до 2-х лет). Чтобы понять, что такое дизартрия, нужно изучить частые околородовые факторы, указывающие на заболевание:
Уровень проявления заболевания зависит от тяжести двигательных реакций при ДЦП. В возрасте до 2-х лет может возникнуть дизартрия после перенесения других заболеваний.
Это менингит, гнойный отит среднего уха, гидроцефалия, черепно-мозговая травма, тяжелая форма обезвоживания организма. Возникнуть дизартрия может и у взрослых после инсульта, травмы головы, операции в области нейрохирургии, встречается при рассеянном склерозе, болезни Паркинсона, церебральным атеросклерозом.
Симптомы
Дизартрия это расстройство речи которое выражается в затрудненном движении артикулярного аппарата. Характерны признаки, которые заметны еще в раннем возрасте. Малыш позже сверстников держит голову (около 5-7 месяцев), навыки сидеть, ползать приобретаются в 8-11 месяцев. Первые навыки ходьбы появляются после 1,5 лет. Во младенчестве слабый сосательный рефлекс ведет к быстрой утомляемости. Захват соска неправильный из-за слабости артикуляционных мышц.
Малыш позже установленной нормы начинает произносить звуки, слова (они однообразны, артикуляция слабая, невыраженная). Нет реакции на действия родителей (отсутствие улыбки, гуления, двигательной активности рук и ног, проявления чувства радости). Из более поздних симптомов дизартрии можно выделить следующие:
Повышенный тонус мышц речевого аппарата, в результате чего говорящий быстро устает. Или возникает гипотензия (вялые язык, губы, щеки, повышенное слюноотделение). В дальнейшем такие отклонения в неврологии проявляются в слишком сильном или слабом захвате, действия нескоординированные. Отмечаются нарушения в области зрительного и пространственного восприятия (неправильно определяется форма, размер предметов, их расположение).
Устные задания, физические упражнения, танцевальные, подражательные движения выполняются трудно, лепка из пластилина или глины тоже не удается. Неполноценно сформированы графо-моторные навыки (не получается правильно держать пишущий предмет, провести прямую, нарисовать фигуру).
Вторично при дизартрии нарушаются следующие компоненты речи: фонематика и фонетика, лексика, грамматика. Повышенный тонус лицевых мышц и речевого аппарата приводит к слабой артикуляции, появляются произвольные движения (тремор, миоклония). Отмечается небогатый словарный запас, амимичность, иногда встречается и отсутствие эмоций.
Дети с дизартрией не могут самостоятельно преодолеть возникшие трудности при произнесении звуков. Чтобы подобрать верную методику лечения, необходимо правильно диагностировать заболевание, возможные симптомы с проблемами произношения звуков связаны с другим расстройством.
По внешним проявлениям дизартрия может быть похожа на алалию. Но причины речевых расстройств различные. Если при алалии подвижность артикуляционных мышц не задета, то у детей с дизартрией наоборот, в первую очередь страдает речевой аппарат.
Симптомы стертой дизартрии
Дизартрия стертая это последствие поражения головного мозга. Произношение слабо нарушено, речевая патология заметна близким ребенка далеко не сразу. Выделяется следующая симптоматика при стертой форме дизартрии:
Если у родителей есть предположение о наличии такого заболевания, необходимо проконсультироваться у невропатолога. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста хорошо поддается коррекции.
Мелкая моторика у детей с дизартрией
Мелкая моторика — точные, скоординированные движения кистями и ступнями, пальцами. Существует прямая взаимосвязь между развитием мелкой моторики и становлением речи, психического восприятия. У детей с дизартрией общая и мелкая моторика тела скована, тонкие действия даются с большим трудом.
Причина кроется в недостаточности двигательного отдела мозга, первые признаки которой дают о себе знать с младенчества. В раннем возрасте малыш не проявляет интерес к игрушкам над колыбелью, к предметам в руках у родителей. Этот интерес необходим для перехода к общению на основе совместных действий, для развития жестовой формы общения.
В последующий период развития индикатором дизартрии служит отсутствие предметных действий. Для дизартрии характерно отставание от сверстников в хватании, восприятии предметов. Пинцетный захват пальцами не появляется или дается с большим трудом. Манипуляции с игрушками неадекватны, либо характерны для нормально развивающихся детей более младшего возраста.
Неадекватные действия с предметами, неумение соотнести формы и размеры – явный индикатор диагноза дизартрия. Последовательность действий малыша не познавательна: большой мячик он пытается протолкнуть через маленькое отверстие, не понимает, как нанизывать кольца на пирамиду, в игрушку-сортер пытается поместить неподходящие фигурки.
Через сформированность движений пальцев стимулируется развитие речи детей. Общая моторика тела может быть в норме, но, если развитие тонких и точных движений пальцев рук отстает, речевое развитие чаще всего задерживается. Легче всего поддается коррекции отставание развития мелкой моторики при стертой форме дизартрии. Минимальные дизартрические расстройства очень распространены в практике логопедов и дефектологов.
Обратите внимание! Под влиянием коррекционно-воспитательной работы недостатки мелкой моторике при стертой форме дизартрии успешно корректируются и сглаживаются, особенно в младшие и средние дошкольные годы.
Способы коррекции мелкой моторики у детей с дизартрией
Страдающих дизартрией детей часто называют неуклюжими – они не могут четко выполнять двигательные упражнения, стоять или прыгать на одной ноге. Развитие мелкой моторики должно проводиться задолго до школьного возраста, чтобы решить следующие задачи:
Сначала занятия носят пассивный характер – в младенческом периоде жизни кисти рук осторожно поглаживаются, пальчики массируются, сгибаются и разгибаются, соприкасаются друг с другом. По мере роста ребенка упражнения усложняются.
Развитие мелкой моторики при дизартрии
Начиная с первого года жизни показаны простейшие занятия логопедической ритмикой. В более позднем возрасте логоритмические упражнения усложняются. С 2-3 лет постепенно развивается ручная умелость, пальчиковая гимнастика выполняется от простых к более сложным движениям:
Помимо специальной пальчиковой гимнастики простор возможных видов занятий неограничен, это и прополка грядок на огороде, и сбор ягод, перебирание крупы, чистка и нарезка овощей (не требующая острого ножа!). Важно привлекать ребенка к любой доступной для него деятельности. Систематическое разнообразие позволит набрать силу рук и улучшит дифференцированность движений.
Диагностика
Внимательные родители могут заметить симптомы дизартрии у ребенка в первый год жизни. Дети в грудном возрасте дают понять своим родным что их что-то беспокоит, чего они хотят с помощью громкого и звонкого крика.
Если этого нет или крик глухой и слабый, можно предположить недостаточное развитие нервно-мышечной системы артикуляционного аппарата. Также маму должны насторожить: слабый сосательный рефлекс и неправильный захват груди, трудности при глотании жидкости (постоянно вытекает молоко изо рта и носа во время кормления). Если помимо симптомов отсутствует интерес к окружающему миру, есть проблемы с дыханием, с пережевыванием пищи, питьем из чашки – это говорит о псевдобульбарном синдроме, который проявляется в раннем возрасте.
Дети с тяжелым анамнезом фетального, перинатального и родового периода наблюдаются у невролога в течение первого года жизни. Если отсутствуют выраженные отклонения в физическом и интеллектуальном развитии, то с учета ребенка могут снять, контроль и ответственность за жизнь, здоровье и развитие малыша лежит на родителях.
Во время постепенного развития навыка речи проблемы могут проявиться, поэтому следует обратиться к логопеду, который может отправить на дополнительную консультацию невропатолога, он и определит причину отклонения, но диагноз еще поставить не может. Возможно многие патологии скорректируются к 4-5 годам с помощью компенсаторных функций головного мозга.
Если восстановление артикуляции не произошло, выявлены дополнительные отклонения в речи и моторике, которые не дают возможность нормальному обучению в общеобразовательном учреждении, врач ставит диагноз «дизартрия» и дает рекомендации по лечению. Специалист занимается с ребенком, корректируя его речь. Родители и дефектолог помогают малышу выработать недостающие навыки с помощью логопедического массажа при дизартрии.
Степени дизартрии
Классифицировал дизартрию по степеням тяжести французский невропатолог Тардье. Эта работа была проведена им в 1968 году. Он выделил четыре степени тяжести этого заболевания:
При четвертой степени происходит абсолютная неподвижность мускулатуры, отвечающей за артикуляцию. Она может быть иметь три степени тяжести.
Средняя тяжесть может выражаться в псевдобульбарной дизартрии. При ней могут двигаться некоторые артикуляционные мышцы. Легкая степень – наличие неврологических симптомов, смазанность речи, проговаривание звуков носом. Могут наблюдаться парезы мышц и нарущенное произношение звуков.
Классификация дизартрии
Форма этого заболевания зависит от локализации поражений нервной системы. Неврологи разработали разные типы и формы классификации, в которой различают шесть форм:
Психолого-педагогическая характеристика
Распознать дизартрию можно по мимике, дыханию, рефлекторным движениям языка, его формы и положения, умению удержать артикуляционную позу, звукопроизношению, есть ли произвольное движение губ и языка. Если нарушена двигательная функция мышц лица, то нет правильной артикуляции.
Дети, которые не могут правильно произносить звуки, часто их смешивают, заменяют и пропускают их. Звуки «д», «т», «л», «н», «с» произносятся не по правилам – между зубов, согласные звуки – смягчаются, «р», свистящие и шипящие – боковой частью языка. Это получается из-за того, что средняя часть языка напряжена.
Лечение заболевания
Дизартрия – не только логопедические проблемы, она наблюдается при разных формах проявления расстройств ЦНС. Лечение дизартрии назначает врач после диагностических мер, основываясь на возрасте и состоянии ребенка. В зависимости от стадии заболевания, применяют комплекс мероприятий:
Медикаменты подбирает психоневропатолог. Стоит отметить, что специальных лекарственных средств для борьбы с дизартрией нет. Врач с помощью медикаментов только убирает некоторые симптомы и облегчает самочувствие. Детям 2-3 лет показаны занятия логоритмикой.
Для коррекции дизартрии у детей лечение в 5 лет и старше должно проводиться в комплексе со специалистом-дефектологом. Борьба с заболеванием, которое спровоцировало появление симптомов дизартрии, мероприятия, направленные на реабилитацию (коррекция звуков логопедом), медикаменты. Занятия с логопедом должны быть регулярными, могут проводиться как в группе, так и индивидуально. Исследования показывают, что благоприятно влияет на исход лечения иппотерапия и дельфинотерапия.
Лечебные мероприятия в домашних условиях
Можно проводить лечебные мероприятия дома, согласовывая действия с неврологом и логопедом. Есть ряд упражнений, которые можно делать самостоятельно дома для речевой моторики:
Хорошо тренируют мимические мышцы скороговорки. Лучше подбирать такие, в которых есть плохо выговариваемые звуки. А также показан расслабляющий логопедический массаж.
Упражнения для детей дома
Нужно дополнительно заниматься с ребенком дома, иначе одни занятия с логопедом будут бессмысленными. Прежде, чем начать работать над проблемным звуком, нужно сделать массаж лицевых мышц (пощипывание и поглаживание губ, щек и нижней челюсти), научить ребенка делать и самомассаж перед зеркалом и вообще все упражнения делать перед ним. Ребенок будет смотреть на себя, изучать свое лицо и видеть работу мимических мышц.
После проговорить звуки, которые ребенок хорошо и без труда произносит. Это могут быть и те звуки, которые в слове или фразе произносятся ошибочно, а отдельно, повторяя за взрослым, – верно. Перед постановкой проблемных звуков нужно добиться от ребенка умения их отличать на слух, улавливая отличия в неправильном произношении.
Для того, чтобы довести звук до автоматизма, необходимо параллельно произносить звук и выполнять моторное действие. К примеру, устная и письменная речь, говорение и хлопок в ладоши, топотание ног или развитие мелкой моторики рук: перебирание бусин, пуговиц, горошин и других мелких предметов под контролем взрослого. Затем звук закрепляют в слоге, слове и предложении (от простого к сложному, увеличивая темп).
Воспитание детей с нарушением речи
Когда ребенок взрослеет, приходит понимание, что он отличается от сверстников. Нередко дети с дизартрией замыкаются в себе, предпочитают отмалчиваться. Родителям необходимо создать дома доброжелательную и доверительную атмосферу. Нужно дать понять ребенку, что он не хуже других. Близкие должны заниматься с ребенком, развивать его мелкую моторику, поддерживать его эмоционально.
Профилактика и прогноз дизартрии
Если у ребенка первая степень заболевания, то при выполнении всех рекомендаций можно нормализовать речь, и ребенок может учиться в общеобразовательной школе и общаться со ровесниками.
При тяжелой форме дизартрии этого результата сложно достичь. Но можно добиться значительной коррекции дефектов речи. Здесь и комплекс лечения намного больше, а ребенок должен суметь адаптироваться в специализированном учреждении, которые связаны и идут друг за другом: логопедический детский сад, коррекционная школа.
Профилактика заболевания зависит от действий во время беременности и после родов. Нужно ограждать ребенка от возможных черепно-мозговых травм, нейроинфекций, исключить риск от токсического воздействия.
Дизартрию можно корректировать. Чем раньше диагностировали заболевание и начали лечение, тем больше шансов на успех. Основное значение в достижении успеха имеет окружение больного, вклад родителей и его личная работа в процессе терапии.