Анатомический театр что это такое
Анатомический театр
История знает не мало странных, а порой даже жутких видов развлечений. И одно из таковых- это так называемые анатомические театры, где забавы ради разрезались и демонстрировались трупы людей. Причём зрелище было столь популярным, что приходили даже семьями! Но самое интересное началось, когда этих самых трупов стало не хватать.
В настоящее время анатомический театр понимается как помещение для учебного вскрытия трупов и чтения лекций в медицинских учреждениях. Исторически анатомический театр – это специфическое явление культуры эпохи барокко: театрализованное вскрытие трупов врачами в парадных костюмах и даже нередко сопровождаемое мелодией. Отсюда и получилось название — theatrum anatomicum, анатомический театр.
Но настоящий расцвет публичного интереса к анатомии в Европе начался в 1594 году с открытием первого публичного анатомического театра в Падуе. После которого они стали открываться просто один за другим. После чего «анатомикум» был открыт и в Голландии, в Лейдене, — именно его почти сто лет спустя посетил Петр I и стал открывать подобные учреждения в России.
Анатомические театры строились по типу цирка: по центру амфитеатра располагался стол, размером в человеческое тело средних размеров, вокруг которого располагалась галерея для зрителей. В этом театре собиралось множество людей: все профессоры, знатные представители, представители власти занимали первые (нижние) ряды. Чуть выше ряды занимали студенты медицинских институтов, а последние ряды для обычной публики. «Показы представлений» были зимой, это объясняется тем, что летом трупы хранить было негде. В некоторых театрах, вскрытие сопровождалось музыкой, а во время «антрактов» зрителям предлагалась выпивка и закуска. На подобное представление съезжались жители других городов вместе с детьми. Посещение анатомички позволяло показать окружающим свою просвещенность, любознательность, насладиться захватывающим зрелищем, аналог которому сложно было найти. Все состоятельные люди,которые путешествуют по миру, считали своим долгом прилететь в Италию и Голландию, что бы побывать в анатомическом театре, это считалось одной из достопримечательностей, которые стоит посетить.
Вскрытие мертвых тел затягивалось на несколько дней, поэтому один билет был своеобразным абонементом. В первый день патологоанатом в нарядной, или как говорили в то время парадной, одежде проникал в брюшную полость. Далее, он показывал органы грудной клетки. На третий день производилось вскрытие черепа, после чего дело доходило до костей, суставов и прочего «менее ценного по зрелищности».
Цена за абонемент зависела от пола вскрываемого тела. Если на столе при вскрытии лежала женщина, то цена была дороже в два раза ибо брюшную полость, которую вспарывают в первый день, считали священным местом «хранения детей».
Вскоре покойники стали для анатомов настоящим расходным материалом, и казненных преступников на всех не хватало. За свежую мертвечину платили хорошие деньги, и вскоре популярной темой для пересудов стали «похитители тел». На многих кладбищах появилась охрана, а самые предусмотрительные за отдельную плату выставляли у свежих могил своих родственников караул.
Одна из самых известных историй- это дело ирландцев Уильяма Бёрка и Уильяма Хэра, которые в течение 1828 года убили в Эдинбурге семнадцать человек и продали их тела профессору Роберту Ноксу, дававшему частные уроки по анатомии. Все началось с «невинной» кражи трупа какого-то бедолаги, но, почувствовав вкус к легким деньгам, Бёрк и Хэр поставили дело на поток: «наглядными пособиями» выступили нищая старуха и ее слепой внук, городской сумасшедший, восемнадцатилетние подруги-проститутки и т.д.
И в заключении.
На сегодняшний день анатомические театры, если их так можно сегодня называть, остались лишь в медицинских университетах, где будущим медикам рассказывается о строении человеческого тела. Так же в 2010 году Google запустил проект Google Body (сегодня доступен под названием Zygote Body, zygotebody.com) — онлайн-приложение, которое позволяет изучить устройство человека с помощью интерактивной 3D-модели. Так что даже это развлечение, можно сказать, стало доступно онлайн! 🙂
Понравилась публикация? Поделись ей с друзьями!
Анатомический театр что это такое
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Это интересно. Откуда есть пошел анатомический театр («секционка»)
Об истории и сути анатомических театров рассказывает историк Борис Зарудин. Вопросы задает Евгения Квитко.
— Борис, когда возникли анатомические театры и как они выглядели?
— Анатомические театры возникли в 16 веке в Италии. Первый был открыт в 1594 году в Падуе, там и сейчас сохранилось это здание. Затем распространились во Франции, Нидерландах, Германии. Часто это были театры по типу «шапито», которые переезжали из города в город. Но стационарные театры открывались обычно в роскошных помещениях по образцу римских амфитеатров. Сцена была круглой формы, внизу стоял стол для вскрытия, а зрители сидели на ступеньках вокруг сцены. Никаких научных целей врач не преследовал. Только – демонстрация. Он методично доставал один орган за другим и показывал их. Подняв высоко в воздухе.
— Почему на такое страшное и неприятное для непрофессионала зрелище был спрос?
— Люди хотели узнать, грубо говоря, из чего они «состоят». Вскрытия к 16 веку уже не были новостью для человечества. В Древнем Египте для проведения бальзамирования были описаны некоторые органы и их функции. Древние греки искусно владели техникой препарирования. В древнем Риме создали анатомическую терминологию. Расчленяли труппы и в средние века. Например, мощи святых. Существует легенда о рыцаре Райнольди – покровителе и защитнике Дортмунда. Он учувствовал в строительстве собора и был утоплен «коллегами» в Рейне. На месте убийства стали происходить чудеса исцеления. Тогда Райнольди причислили к лику святых, и, расчленив, стали распространять части по городам Германии, Испании и Чехии.
Но, тем не менее, за редчайшими исключениями, средневековая церковь категорически запрещала вскрытие человека. Поэтому наука анатомия была в самом зачаточном состоянии. Наконец, в эпоху Возрождения запреты стали постепенно сниматься. Ученым удалось доказать церкви, что такие запреты антигуманны. Ведь не имея знаний в области анатомии, врач не может помочь больному. А это противоречит постулатам о любви к ближнему и обязанностям христианина прийти на помощь страждущему. Правда, церковь «сдавалась» медленно: сначала она разрешила вскрытия один раз в пять лет, потом – раз в год. И затем уже публичные представления участились.
Естественно, когда первые вскрытия были разрешены, из них сделали шоу. И церковь этому уже не сопротивлялась. Известно, что даже Папы Римские высказывались за открытия анатомических театров. Кто-то – например, врачи, художники, скульпторы – приходили на представления с профессиональным интересом. Великий Леонардо да Винчи не только посещал такие театры, но и сам проводил вскрытия. Впоследствии он первым изобразил различные органы человеческого тела.
Но большинство были просто любопытствующие. Это были абсолютно новые знания – такое нельзя было отыскать даже в научных книгах. Тогда еще не существовало анатомических атласов со схемами строения человека. Знания реально было подчеркнуть только из собственного опыта при посещении анатомического театра. Поэтому залы заполнялись до отказа. Народ ломился на представления анатомического театра. Иногда на одно представление собиралось до 800 зрителей. Приходили семьями, с детьми. Считалось даже престижным присутствовать в театре. Люди, таким образом, демонстрировали стремлением к знаниям. Так что в зале сидела обычно вся городская знать.
— Это было платное зрелище?
— Да, и билет стоил недешево. Причем, если вскрывали женщину, то билет удорожался вдвое. Считалось, патологоанатом вскрывает божественную тайну деторождения. Билеты обычно покупали не один «спектакль», а на весь цикл. Дело в том, что вскрытие длилось несколько дней. Врач в первый день демонстрировал внутренности живота, во второй – органы грудной клетки, в третий – содержание черепа, в четвертый – суставы, кости, позвоночник. И «спектакль» длился часто с утра до вечера. Так что люди приходили на весь день. В перерывах работал буфет, они покупали легкую закуску. Обычно анатомические театры работали зимой, чтобы упростить проблемы консервации.
— Кого препарировали?
— Долгое время было разрешено вскрывать только иностранцев. Потом к ним прибавились приговоренные к смертной казни после приведения смертного приговора в исполнение. Так разбойники послужили развитию медицины. Между прочим, врачи-анатомы перед началом вскрытия объявляли, что демонстрируют только то, как Всевышний гармонично создал человека. И к профессии патологоанатома допускались только самые искусные специалисты – они ведь доказывали на практике, что вскрытие не разрушает Божье творение (хирурги получали специальные сертификаты, позволяющие заниматься этим видом деятельности).
— В ту пору во всех европейских странах существовали такие театры?
— В большинстве. Несколько анатомических театров существовало в Германии. Самые крупные – В Лейпциге, Регенсбурге и Марбурге. Известны театры во Франции, Италии. Аристократы Лондона, побывав в Лейпциге и Амстердаме, вернулись возмущенные. Они выговаривали властям, что в Лондоне даже для гильдии хирургов анатомические представления проводились только четыре раза в год, а в Голландии – любой человек может самообразовываться сколько хочет. И тогда в Англии тоже появились такие театры. Но все-таки самыми известными театрами Европы считались голландские. В Лейденском университете выросла целая плеяда блестящих хирургов-анатомов. Например, знаменитый Фредерик Рюйш, у которого Петр Первый приобрел свою первую анатомическую коллекцию, Николас Тульп (вспомним полотно Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа»). В России анатомических театров как общественно-массовых мероприятий не было. В России, по приказу Петра Первого, развивались научные направления в медицине.
— Когда анатомические театры прекратили свое существование?
— Анатомический театр как общественное зрелище ушел в небытие примерно в 18 веке. К тому времени уже были составлены анатомические схемы, атласы. Анатомия стала уделом специалистов. И интерес к таким показам постепенно угас.
Анатомические театры в Европе как массовое публичное зрелище
Считается, что одним из первых публичных патологоанатомов в Европе был бельгийский ученый XVI века Андреас Везалий. К числу его заслуг приписывают многие анатомические открытия, которые он сделал опытным путем, вскрывая трупы повешенных преступников. В частности, он поставил под сомнение основополагающие труды известного античного медика Галена, который предполагал, что сердце человека имеет всего 2 камеры, хотя на самом деле их четыре. Сложность заключалась в том, что вскрытие человеческих тел было тогда под строжайшим запретом и многие представления о строении человеческого тела делались на основании изучения внутренностей животных, что согласитесь, несколько наивно.
Запрет на вскрытие тел, надолго затормозивший развитие современной хирургии, стал детищем Римской католической церкви, запрещающей не богоугодное дело из религиозных побуждений. Однако на рубеже XVI века некоторые судьи стали давать небольшие «поблажки» ученым, передавая тела казненных преступников для научных целей. Так, первым городом, где подобное стало возможно, была итальянская Падуя. Этим попустительством закона поспешил воспользоваться молодой ученый Андреас Везалий. Вскоре интерес к анатомии настолько возрос, что в 1594 году в этом же городе открылся первый анатомический театр, который, между прочим, сохранился до наших дней. Интерес к этому виду зрелищ только нарастал, когда вместо животных стали постепенно препарировать мертвых людей. Вскоре подобные дома с устройством скорее театра или даже цирка стали открываться по всей Европе.
В чем же театральность этого жуткого зрелища? Дело в том, что зачастую публичные вскрытия сопровождались живой музыкой, а сами эскулапы наряжались в помпезные наряды. Залы, где проходили препарирования, декорировали жуткими элементами «дизайна», типа костей или целых скелетов в самых необычных позах. Аудитория типичного анатомического театра больше походила на публику античного амфитеатра или театрона, где в центре располагались лектор и его помощники, которые препарировали тело. Вокруг них находились студенты, а выше в ложах располагались зрители. Им во время медицинского «перформанса» предлагались напитки и легкие закуски. Проводились публичные препарирования в холодное время года, поскольку холодильников тогда не было. Как правило, все действо проходило в несколько этапов и даже дней – билеты продавались заранее в виде абонементов сразу на все дни. Цена сильно увеличивалась в том случае, если на стол попадало женское тело. Считалось, что медики публично раскрывают тайны деторождения. На подобные зрелища приходили целыми семьями, а где-то, как, например, в Голландии, анатомические театры стали одной из главных достопримечательностей страны.
Так, однажды Петр I посетил подобное зрелище как раз в Голландии и впечатлился настолько, что вскоре первые анатомические театры появились и в России. Этому предшествовала забавная история, связанная с профессором анатомии Фредериком Рюйшем и его необычным музеем, который Петр посетил, находясь в голландском Лейдене. Интересуясь медициной и в частности хирургией, царь был поражен забальзамированными детскими телами и другими представленными экспонатами в посещенном им музее. Из воспоминаний Рюйша: «Я так искусно приготовил препарат, что великий монарх его поцеловал». Петр стал учеником голландского медика и вскоре объявил об этом публично. Этот музей вдохновил его на создание собственной коллекции, больше известной как Кунсткамера. А уже в 1716 году богатое собрание Рюйша переехало в Санкт-Петербург. С экспонатами ученый передал еще и технологию бальзамирования.
В связи с постепенно возрастающим ажиотажем на анатомические театры трупы для препараций добывать становилось все сложнее. В некоторых странах, например, в Англии вплоть до середины XIX века запрещено было использовать трупы умерших для анатомических шоу. Медикам разрешалось использовать только трупы преступников и то с большими ограничениями. «Спектакли» с трупами проводились постоянно и легальных мертвых на всех не хватало. Поэтому на помощь театрам приходили ресуррекционисты — люди специфической профессии (ныне не существующей), которые выкапывали трупы и получали за них вознаграждение от врачей. В 1828 году прогремело громкое дело Берка, который умертвил и продал анатомическому театру 16 человек. Данный случай приобрел настолько широкий резонанс, что власти разрешили привозить трупы в научных целях прямиком из больниц.
Анатомические театры несли не только развлекательную функцию, но и образовательную. На вскрытиях присутствовали не только студенты и жаждущие зрелищ зрители, но и лекари попроще, которые не знали латыни. В то время именно латынь была официальным языком медицины и далеко не все врачи были его носителями. Благодаря анатомическим театрам, где лекторы комментировали все свои действия на родном языке, многие не столь успешные медики из провинций могли пополнять свой скудный запас медицинских знаний. А некоторые театры за все время своего существования накопили столь много уникальных знаний и наблюдений, что впоследствии трансформировались в полноценные медицинские университеты с мировым именем.
Анатомический театр что это такое
Первые анатомические театры появились в Европе в XV–XVI вв., хотя интерес к строению собственного тела люди проявляли всегда. Но уже с античных времён существовали религиозные запреты на расчленение мёртвого тела. Полагают, что в Падуе в XV в. построили первый деревянный разборный анатомический театр, который можно было перевозить. Постоянный анатомический театр появился в университете Падуи в 1594 г. Его высота составляла 13 м, а в зале, имевшем конусообразную форму, могли разместиться 250 зрителей.
В 1597 г. стационарный анатомический театр был создан в Лейдене голландским профессором Петером Павом (1564–1617), декорировавшим его скелетами птиц, животных, людей, а также латинскими изречениями «Смерть есть рубеж всего сущего». Для публичных вскрытий брались трупы преступников, что как бы оправдывало такое их использование греховностью. Церемонию рассечения тела сопровождала музыка (небольшой оркестр или один-два флейтиста), в зале распылялись духи, большие свечи освещали прозекторский стол и прелектора в парадной одежде. Процедура вскрытия постепенно становилась похожей на торжественный спектакль, целью которого было просвещение и назидание зрителей в духе идеи суетности и быстротечности жизни, идеи, столь характерной для эпохи барокко. Само же помещение театра начало использоваться не только по его прямому назначению, но становилось также музеем, лекторием, местом дискуссий и экспериментов. Опытный умелый прелектор старался создать во время действа приподнятую театральную атмосферу. Особенно славился своим мастерством выдающийся голландский анатом Фредерик Рюйш (1638–1731), который в течение 30 лет проводил вскрытия в анатомическом театре Амстердама, посещавшиеся не только врачами и учёными из многих стран Европы, но и дипломатами, и знатью. Анатомический театр стал специфическим явлением XVII в., когда культурная парадигма была выстроена таким образом, что урок анатомии — вскрытие человеческого тела был выдержан как благородное мероприятие для общественности. С одной стороны публике обещали показать то, что Природа дала каждому, с другой стороны,- это демонстрировалось на трупе преступника, «злодея», что служило напоминанием о грехе.
Первое знакомство русских с анатомическим театром состоялось во время Великого посольства Петра I в Голландию в 1698 г. в Лейдене. Затем царь слушал там лекции по анатомии, брал уроки у Фредерика Рюйша и сумел оценить новую для русских науку как фундамент хирургии. Поэтому в Москве при создаваемом в 1706 г. госпитале по именному указу царя был устроен первый русский анатомический театр, который возглавил приглашённый из Голландии врач Николаас Бидлоо (1670–1735), а Пётр I «сам при разъятии мёртвых тел многократно присутствовал» и приобрёл «навык их методически разлагать».
Анатомический театр Академии наук был учреждён в Петербурге в недостроенном здании дворца царицы Прасковьи Фёдоровны и начал функционировать в 1726 г. Для работы в нем был приглашён из Германии профессор Иоганн Георг Дювернуа (1691–1759), приехавший из Тюбингенского университета вместе со своим студентом Иосиасом Вейтбрехтом. Дювернуа вскрывал не только трупы людей, направляемые сюда из Полицмейстерской и Медицинской канцелярий, но и тела умерших редких животных, которые содержались за счёт двора: слона, льва, леопарда.
27 июня 1727 г. Дювернуа выступил на публичной ассамблее с речью, где он «толковал состояние нынешнее о анатомии человека и животных и чинил описание новых вещей в анатомии слона, который был разобран в сем городе при окончании прошедшего года». Анатомические секции в России не вызывали того повышенного интереса, который проявлялся к ним на Западе. Однако результаты исследований Дювернуа оживлённо обсуждались в Конференции и на Ассамблее Академии наук, а начиная с 1728 г. публиковались в научном журнале «Commentarii Academiae scientiarum Petropolitanae». За 15 лет работы в России анатом опубликовал в «комментариях» около 20 статей, в их числе 2 тератологических.
К 1728 г. относится перевод анатомического театра в новое здание, построенное для Кунсткамеры. Он располагался здесь в просторном круглом зале, вход в который был непосредственно с набережной Невы. В помощники И.Г. Дювернуа был назначен И. Вейтбрехт, к которому постепенно перешла вся работа по анатомированию присланных из полиции трупов. В 1736 г. в Академию наук поступает еще один анатом из Германии Иоганн-Христиан де Вильде, который продолжает характерное для Дювернуа направление сравнительно-анатомических исследований: наблюдение по анатомии слона, исследование курицы-монстра и плода гидроцефала. В 1741 г. он принял дела от возвращающегося на родину Дювернуа, однако в 1744 г. тоже покинул Петербург.
Разрез I этажа башни Кунсткамеры – Анатомический театр.
Фрагмент чертежа VII из «Палаты Санктпетербургской…». 1741.
Фрагмент плана I этажа башни Кунсткамеры – Анатомический театр. Фрагмент чертежа V из «Палаты Санктпетербургской…». 1741. «Толкование литер и чисел:
…NN. Театр Анатомический. Шкафы 1-12. Всякие препарации, учиненные при театре Анатомическом. Каморки отгороженые 13-15. В оных работает Просектор и его помощники, при том же находятся инструменты Анатомические и прочие к тому принадлежащие припасы».
I. Weitbrecht. Syndesmologia sive Historia Ligamentorum… Petropli. 1742.
Статья И.Г. Дювернуа о монстре из Казани в Commentarii Academiae Scientiarum Imperialis Petropolitanae.
Анатомические театры в Европе
Анатомические театры несли не только развлекательную функцию, но и образовательную. На вскрытиях присутствовали лекари, студенты и жаждущие зрелищ зрители.
Запрет на вскрытие тел, надолго затормозивший развитие современной хирургии, стал детищем Римской католической церкви, запрещающей не богоугодное дело из религиозных побуждений. Однако на рубеже XVI века некоторые судьи стали давать небольшие «поблажки» ученым, передавая тела казненных преступников для научных целей. Так, первым городом, где подобное стало возможно, была итальянская Падуя. Этим попустительством закона поспешил воспользоваться молодой ученый Андреас Везалий.
Вскоре интерес к анатомии настолько возрос, что в 1594 году в этом же городе открылся первый анатомический театр, который, между прочим, сохранился до наших дней. Интерес к этому виду зрелищ только нарастал, когда вместо животных стали постепенно препарировать мертвых людей. Вскоре подобные дома с устройством скорее театра или даже цирка стали открываться по всей Европе.
В чем же театральность этого жуткого зрелища? Дело в том, что зачастую публичные вскрытия сопровождались живой музыкой, а сами эскулапы наряжались в помпезные наряды. Залы, где проходили препарирования, декорировали жуткими элементами «дизайна», типа костей или целых скелетов в самых необычных позах. Аудитория типичного анатомического театра больше походила на публику античного амфитеатра или театрона, где в центре располагались лектор и его помощники, которые препарировали тело. Вокруг них находились студенты, а выше в ложах располагались зрители. Им во время медицинского «перформанса» предлагались напитки и легкие закуски. Проводились публичные препарирования в холодное время года, поскольку холодильников тогда не было. Как правило, все действо проходило в несколько этапов и даже дней — билеты продавались заранее в виде абонементов сразу на все дни. Цена сильно увеличивалась в том случае, если на стол попадало женское тело. Считалось, что медики публично раскрывают тайны деторождения. На подобные зрелища приходили целыми семьями, а где-то, как, например, в Голландии, анатомические театры стали одной из главных достопримечательностей страны.
Так, однажды Петр I посетил подобное зрелище как раз в Голландии и впечатлился настолько, что вскоре первые анатомические театры появились и в России. Этому предшествовала забавная история, связанная с профессором анатомии Фредериком Рюйшем и его необычным музеем, который Петр посетил, находясь в голландском Лейдене. Интересуясь медициной и в частности хирургией, царь был поражен забальзамированными детскими телами и другими представленными экспонатами в посещенном им музее. Из воспоминаний Рюйша: «Я так искусно приготовил препарат, что великий монарх его поцеловал». Петр стал учеником голландского медика и вскоре объявил об этом публично. Этот музей вдохновил его на создание собственной коллекции, больше известной как Кунсткамера. А уже в 1716 году богатое собрание Рюйша переехало в Санкт-Петербург. С экспонатами ученый передал еще и технологию бальзамирования.
В связи с постепенно возрастающим ажиотажем на анатомические театры трупы для препараций добывать становилось все сложнее. В некоторых странах, например, в Англии вплоть до середины XIX века запрещено было использовать трупы умерших для анатомических шоу. Медикам разрешалось использовать только трупы преступников и то с большими ограничениями. «Спектакли» с трупами проводились постоянно и легальных мертвых на всех не хватало. Поэтому на помощь театрам приходили ресуррекционисты — люди специфической профессии (ныне не существующей), которые выкапывали трупы и получали за них вознаграждение от врачей. В 1828 году прогремело громкое дело Берка, который умертвил и продал анатомическому театру 16 человек. Данный случай приобрел настолько широкий резонанс, что власти разрешили привозить трупы в научных целях прямиком из больниц.
Анатомические театры несли не только развлекательную функцию, но и образовательную. На вскрытиях присутствовали не только студенты и жаждущие зрелищ зрители, но и лекари попроще, которые не знали латыни. В то время именно латынь была официальным языком медицины и далеко не все врачи были его носителями. Благодаря анатомическим театрам, где лекторы комментировали все свои действия на родном языке, многие не столь успешные медики из провинций могли пополнять свой скудный запас медицинских знаний. А некоторые театры за все время своего существования накопили столь много уникальных знаний и наблюдений, что впоследствии трансформировались в полноценные медицинские университеты с мировым именем.