Анатомический театр что это
Анатомический театр
История знает не мало странных, а порой даже жутких видов развлечений. И одно из таковых- это так называемые анатомические театры, где забавы ради разрезались и демонстрировались трупы людей. Причём зрелище было столь популярным, что приходили даже семьями! Но самое интересное началось, когда этих самых трупов стало не хватать.
В настоящее время анатомический театр понимается как помещение для учебного вскрытия трупов и чтения лекций в медицинских учреждениях. Исторически анатомический театр – это специфическое явление культуры эпохи барокко: театрализованное вскрытие трупов врачами в парадных костюмах и даже нередко сопровождаемое мелодией. Отсюда и получилось название — theatrum anatomicum, анатомический театр.
Но настоящий расцвет публичного интереса к анатомии в Европе начался в 1594 году с открытием первого публичного анатомического театра в Падуе. После которого они стали открываться просто один за другим. После чего «анатомикум» был открыт и в Голландии, в Лейдене, — именно его почти сто лет спустя посетил Петр I и стал открывать подобные учреждения в России.
Анатомические театры строились по типу цирка: по центру амфитеатра располагался стол, размером в человеческое тело средних размеров, вокруг которого располагалась галерея для зрителей. В этом театре собиралось множество людей: все профессоры, знатные представители, представители власти занимали первые (нижние) ряды. Чуть выше ряды занимали студенты медицинских институтов, а последние ряды для обычной публики. «Показы представлений» были зимой, это объясняется тем, что летом трупы хранить было негде. В некоторых театрах, вскрытие сопровождалось музыкой, а во время «антрактов» зрителям предлагалась выпивка и закуска. На подобное представление съезжались жители других городов вместе с детьми. Посещение анатомички позволяло показать окружающим свою просвещенность, любознательность, насладиться захватывающим зрелищем, аналог которому сложно было найти. Все состоятельные люди,которые путешествуют по миру, считали своим долгом прилететь в Италию и Голландию, что бы побывать в анатомическом театре, это считалось одной из достопримечательностей, которые стоит посетить.
Вскрытие мертвых тел затягивалось на несколько дней, поэтому один билет был своеобразным абонементом. В первый день патологоанатом в нарядной, или как говорили в то время парадной, одежде проникал в брюшную полость. Далее, он показывал органы грудной клетки. На третий день производилось вскрытие черепа, после чего дело доходило до костей, суставов и прочего «менее ценного по зрелищности».
Цена за абонемент зависела от пола вскрываемого тела. Если на столе при вскрытии лежала женщина, то цена была дороже в два раза ибо брюшную полость, которую вспарывают в первый день, считали священным местом «хранения детей».
Вскоре покойники стали для анатомов настоящим расходным материалом, и казненных преступников на всех не хватало. За свежую мертвечину платили хорошие деньги, и вскоре популярной темой для пересудов стали «похитители тел». На многих кладбищах появилась охрана, а самые предусмотрительные за отдельную плату выставляли у свежих могил своих родственников караул.
Одна из самых известных историй- это дело ирландцев Уильяма Бёрка и Уильяма Хэра, которые в течение 1828 года убили в Эдинбурге семнадцать человек и продали их тела профессору Роберту Ноксу, дававшему частные уроки по анатомии. Все началось с «невинной» кражи трупа какого-то бедолаги, но, почувствовав вкус к легким деньгам, Бёрк и Хэр поставили дело на поток: «наглядными пособиями» выступили нищая старуха и ее слепой внук, городской сумасшедший, восемнадцатилетние подруги-проститутки и т.д.
И в заключении.
На сегодняшний день анатомические театры, если их так можно сегодня называть, остались лишь в медицинских университетах, где будущим медикам рассказывается о строении человеческого тела. Так же в 2010 году Google запустил проект Google Body (сегодня доступен под названием Zygote Body, zygotebody.com) — онлайн-приложение, которое позволяет изучить устройство человека с помощью интерактивной 3D-модели. Так что даже это развлечение, можно сказать, стало доступно онлайн! 🙂
Понравилась публикация? Поделись ей с друзьями!
Анатомические театры: не совсем представление, но уж точно искусство
С глубокой древности изучение медицины неразрывно связано с аутопсией, то есть вскрытием трупов. Прежде чем начать практику, медики изучают строение человеческого организма на мертвых телах. Для максимально эффективного изучения тела большим количеством людей были придуманы анатомические театры.
В медицинских вузах оборудованы специальные помещения, где будущие врачи наблюдают за тем, как преподаватель совершает вскрытие. В последнее время многие учебные заведения перешли к более прогрессивному способу – там транслируют аутопсию в режиме онлайн.
В давние времена все было гораздо сложнее. И дело даже не в интернете и технологиях. Труп для аутопсии был настоящим раритетом, так как церковь крайне неодобрительно относилась к любым манипуляциям с мертвыми телами и их частями.
Император Священной Римской империи Фридрих II (1194 – 1250) издал указ, согласно которому каждый медик должен был присутствовать при вскрытии мертвых тел, прежде чем будет допущен к практике. Но на деле реализовать это было непросто – церковники разрешали каждому университету проводить лишь несколько вскрытий в год.
Именно для этого начали строить анатомические театры – специальные залы, оборудованные для наблюдения за вскрытием или хирургической операцией большим количеством зрителей. Первые такие помещения появились в 15 веке в Италии, которая считалась в то время европейским центром наук и искусств.
Известный хирург и анатом эпохи Возрождения Александр Бенедетти в 1493 году так описывает идеальную организацию анатомического театра своей эпохи:
Как видите, вскрытие трупов было не только учебным процессом, но и зрелищем для любопытных, которые были готовы за это платить. И это вполне нормально, ведь выбор развлечений у людей в Средние века был весьма скромным и специфическим.
Анатомические театры чаще всего представляли собой отдельно стоящие постройки, нередко расположенные за пределами университетского городка. Сначала для этих целей использовали любые подходящие помещения, арендуя их для аутопсии. Позднее начали строить здания, спроектированные для этих целей.
Первый постоянный анатомический театр появился в университете города Падуя на севере Италии в 1594 году. В нем было шесть рядов, вмещавших не менее 250 зрителей. Первые ряды были самыми почетными. Их занимали профессора университета, ректоры, представители городской власти и знатные гости. Места в остальных рядах предназначались для обычных наблюдателей.
Кресел в анатомическом театре в Падуе не было. Всем присутствующим, независимо от ранга и возраста, приходилось во время аутопсии наблюдать стоя. Процесс вскрытия с извлечением органов, их демонстрацией почтенной публике и лекцией был длительным. Иногда полная аутопсия растягивалась на две недели. В таких случаях зрители приходили в театр ежедневно.
При вскрытии трупов устраивали своеобразные «антракты», в ходе которых гостей развлекали музыканты и рассказчики. Так как систем вентиляции в те времена не было, а сквозняки, гуляющие через естественные проемы помещения, не всегда справлялись с запахами, в анатомических театрах зажигали ароматические свечи и целые жаровни с благовониями. Чаще всего сезон аутопсий приходился на холодные месяцы года, так как в жару расчленяемое тело очень быстро разлагалось.
Анатомический театр в Падуе использовался до 1872 года, пока медицинский факультет университета не отделился и не переехал в помещения монастыря святого Матфея. Несмотря на это, театр сохранили в первозданном виде, и он до сих пор считается предметом гордости учебного заведения.
За пределами прогрессивной Италии первый анатомический театр появился спустя три года, в 1597 году в голландском городе Лейдене. Основателем его стал профессор анатомии Лейденского университета Питер Пау. В зале театра было традиционно шесть рядов, но их сделали более широкими, чем в Падуе.
Дополнительное пространство было необходимо для того, чтобы использовать театр не только для вскрытий, но и для других образовательных мероприятий. Зал был многоцелевым – зимой там устраивали вскрытия как для медиков, так и для зрителей, а летом между рядами размещали экспонаты выставок естественных наук.
В Лейденском анатомическом театре демонстрировали скелеты людей и животных, египетские мумии, археологические находки и просто диковинки со всего света. Это была настоящая туристическая достопримечательность Лейдена, которую обязательно стремились посетить все, кто бывал в городе по делам или ради развлечения. Анатомический театр работал до 1821 года, пока университетский факультет анатомии не переехал в другое место.
В 1636 году анатомический театр появился в Лондоне, в здании с необычным для слуха современного человека названием – «Зал хирургов-парикмахеров». Цирюльники в то время почти всегда подрабатывали лекарями и обладали определенными медицинскими знаниями, так что это не было ни для кого странным.
Лондонский анатомический театр во многом копировал падуанский, но был оборудован всего четырьмя рядами для зрителей. Уменьшив количество рядов, английские архитекторы значительно их расширили, что позволило разместить кресла для всех присутствующих.
Это был первый анатомический театр, который, кроме функциональности, поражал еще и оформлением. Стены зала были облицованы деревом и украшены зодиакальными символами, а сиденья для публики — покрыты искусной резьбой. В стенах анатомического театра устроили ниши, в которых расположили черепа и скелеты. Над всем этим главенствовал в особом углублении под потолком бюст короля Карла I, с высочайшего позволения которого и был создан театр.
Англичане уже тогда любили во всем систему и порядок, поэтому аутопсии разбивались на три этапа и проходили в течение трех дней. После завершения вскрытия останки уносили, а зал проветривали, после чего там начиналась пирушка в честь завершения важной работы. Что поделать, люди были тогда не столь щепетильны и менее брезгливы, чем современные.
Но самый роскошный анатомический театр был построен в итальянской Болонье. Его возводили и декорировали в течение долгих 12-ти лет. Первое вскрытие в его стенах провели в 1637 году. Театр находился не в университете, а в частном дворце семьи Архигиннасио. Стены помещения были отделаны еловой древесиной, а потолок сделан из кедра. На трехметровом возвышении располагалось профессорское кресло, напоминавшее трон.
Сам театр вообще больше походил на церемониальную залу – его украшали скульптуры и картины. Над креслом профессора был устроен балдахин с фигурами. Науку анатомию изображала аллегорическая скульптура женщины и купидона, держащего в руке человеческую берцовую кость.
Триста лет мир не знал ничего подобного. Ни один анатомический театр не мог превзойти по изысканности и помпезности болонский. Во время Второй мировой войны этот замечательный памятник искусства и науки был почти полностью уничтожен и специалистам пришлось потратить немало сил и долгие годы, чтобы собрать по крупицам детали интерьера и восстановить его в первозданном виде. Сейчас анатомический театр в Болонье снова доступен для посещений, но уже как музей.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Анатомические театры в Европе как массовое публичное зрелище
Считается, что одним из первых публичных патологоанатомов в Европе был бельгийский ученый XVI века Андреас Везалий. К числу его заслуг приписывают многие анатомические открытия, которые он сделал опытным путем, вскрывая трупы повешенных преступников. В частности, он поставил под сомнение основополагающие труды известного античного медика Галена, который предполагал, что сердце человека имеет всего 2 камеры, хотя на самом деле их четыре. Сложность заключалась в том, что вскрытие человеческих тел было тогда под строжайшим запретом и многие представления о строении человеческого тела делались на основании изучения внутренностей животных, что согласитесь, несколько наивно.
Запрет на вскрытие тел, надолго затормозивший развитие современной хирургии, стал детищем Римской католической церкви, запрещающей не богоугодное дело из религиозных побуждений. Однако на рубеже XVI века некоторые судьи стали давать небольшие «поблажки» ученым, передавая тела казненных преступников для научных целей. Так, первым городом, где подобное стало возможно, была итальянская Падуя. Этим попустительством закона поспешил воспользоваться молодой ученый Андреас Везалий. Вскоре интерес к анатомии настолько возрос, что в 1594 году в этом же городе открылся первый анатомический театр, который, между прочим, сохранился до наших дней. Интерес к этому виду зрелищ только нарастал, когда вместо животных стали постепенно препарировать мертвых людей. Вскоре подобные дома с устройством скорее театра или даже цирка стали открываться по всей Европе.
В чем же театральность этого жуткого зрелища? Дело в том, что зачастую публичные вскрытия сопровождались живой музыкой, а сами эскулапы наряжались в помпезные наряды. Залы, где проходили препарирования, декорировали жуткими элементами «дизайна», типа костей или целых скелетов в самых необычных позах. Аудитория типичного анатомического театра больше походила на публику античного амфитеатра или театрона, где в центре располагались лектор и его помощники, которые препарировали тело. Вокруг них находились студенты, а выше в ложах располагались зрители. Им во время медицинского «перформанса» предлагались напитки и легкие закуски. Проводились публичные препарирования в холодное время года, поскольку холодильников тогда не было. Как правило, все действо проходило в несколько этапов и даже дней – билеты продавались заранее в виде абонементов сразу на все дни. Цена сильно увеличивалась в том случае, если на стол попадало женское тело. Считалось, что медики публично раскрывают тайны деторождения. На подобные зрелища приходили целыми семьями, а где-то, как, например, в Голландии, анатомические театры стали одной из главных достопримечательностей страны.
Так, однажды Петр I посетил подобное зрелище как раз в Голландии и впечатлился настолько, что вскоре первые анатомические театры появились и в России. Этому предшествовала забавная история, связанная с профессором анатомии Фредериком Рюйшем и его необычным музеем, который Петр посетил, находясь в голландском Лейдене. Интересуясь медициной и в частности хирургией, царь был поражен забальзамированными детскими телами и другими представленными экспонатами в посещенном им музее. Из воспоминаний Рюйша: «Я так искусно приготовил препарат, что великий монарх его поцеловал». Петр стал учеником голландского медика и вскоре объявил об этом публично. Этот музей вдохновил его на создание собственной коллекции, больше известной как Кунсткамера. А уже в 1716 году богатое собрание Рюйша переехало в Санкт-Петербург. С экспонатами ученый передал еще и технологию бальзамирования.
В связи с постепенно возрастающим ажиотажем на анатомические театры трупы для препараций добывать становилось все сложнее. В некоторых странах, например, в Англии вплоть до середины XIX века запрещено было использовать трупы умерших для анатомических шоу. Медикам разрешалось использовать только трупы преступников и то с большими ограничениями. «Спектакли» с трупами проводились постоянно и легальных мертвых на всех не хватало. Поэтому на помощь театрам приходили ресуррекционисты — люди специфической профессии (ныне не существующей), которые выкапывали трупы и получали за них вознаграждение от врачей. В 1828 году прогремело громкое дело Берка, который умертвил и продал анатомическому театру 16 человек. Данный случай приобрел настолько широкий резонанс, что власти разрешили привозить трупы в научных целях прямиком из больниц.
Анатомические театры несли не только развлекательную функцию, но и образовательную. На вскрытиях присутствовали не только студенты и жаждущие зрелищ зрители, но и лекари попроще, которые не знали латыни. В то время именно латынь была официальным языком медицины и далеко не все врачи были его носителями. Благодаря анатомическим театрам, где лекторы комментировали все свои действия на родном языке, многие не столь успешные медики из провинций могли пополнять свой скудный запас медицинских знаний. А некоторые театры за все время своего существования накопили столь много уникальных знаний и наблюдений, что впоследствии трансформировались в полноценные медицинские университеты с мировым именем.
Анатомический театр что это
Первые анатомические театры появились в Европе в XV–XVI вв., хотя интерес к строению собственного тела люди проявляли всегда. Но уже с античных времён существовали религиозные запреты на расчленение мёртвого тела. Полагают, что в Падуе в XV в. построили первый деревянный разборный анатомический театр, который можно было перевозить. Постоянный анатомический театр появился в университете Падуи в 1594 г. Его высота составляла 13 м, а в зале, имевшем конусообразную форму, могли разместиться 250 зрителей.
В 1597 г. стационарный анатомический театр был создан в Лейдене голландским профессором Петером Павом (1564–1617), декорировавшим его скелетами птиц, животных, людей, а также латинскими изречениями «Смерть есть рубеж всего сущего». Для публичных вскрытий брались трупы преступников, что как бы оправдывало такое их использование греховностью. Церемонию рассечения тела сопровождала музыка (небольшой оркестр или один-два флейтиста), в зале распылялись духи, большие свечи освещали прозекторский стол и прелектора в парадной одежде. Процедура вскрытия постепенно становилась похожей на торжественный спектакль, целью которого было просвещение и назидание зрителей в духе идеи суетности и быстротечности жизни, идеи, столь характерной для эпохи барокко. Само же помещение театра начало использоваться не только по его прямому назначению, но становилось также музеем, лекторием, местом дискуссий и экспериментов. Опытный умелый прелектор старался создать во время действа приподнятую театральную атмосферу. Особенно славился своим мастерством выдающийся голландский анатом Фредерик Рюйш (1638–1731), который в течение 30 лет проводил вскрытия в анатомическом театре Амстердама, посещавшиеся не только врачами и учёными из многих стран Европы, но и дипломатами, и знатью. Анатомический театр стал специфическим явлением XVII в., когда культурная парадигма была выстроена таким образом, что урок анатомии — вскрытие человеческого тела был выдержан как благородное мероприятие для общественности. С одной стороны публике обещали показать то, что Природа дала каждому, с другой стороны,- это демонстрировалось на трупе преступника, «злодея», что служило напоминанием о грехе.
Первое знакомство русских с анатомическим театром состоялось во время Великого посольства Петра I в Голландию в 1698 г. в Лейдене. Затем царь слушал там лекции по анатомии, брал уроки у Фредерика Рюйша и сумел оценить новую для русских науку как фундамент хирургии. Поэтому в Москве при создаваемом в 1706 г. госпитале по именному указу царя был устроен первый русский анатомический театр, который возглавил приглашённый из Голландии врач Николаас Бидлоо (1670–1735), а Пётр I «сам при разъятии мёртвых тел многократно присутствовал» и приобрёл «навык их методически разлагать».
Анатомический театр Академии наук был учреждён в Петербурге в недостроенном здании дворца царицы Прасковьи Фёдоровны и начал функционировать в 1726 г. Для работы в нем был приглашён из Германии профессор Иоганн Георг Дювернуа (1691–1759), приехавший из Тюбингенского университета вместе со своим студентом Иосиасом Вейтбрехтом. Дювернуа вскрывал не только трупы людей, направляемые сюда из Полицмейстерской и Медицинской канцелярий, но и тела умерших редких животных, которые содержались за счёт двора: слона, льва, леопарда.
27 июня 1727 г. Дювернуа выступил на публичной ассамблее с речью, где он «толковал состояние нынешнее о анатомии человека и животных и чинил описание новых вещей в анатомии слона, который был разобран в сем городе при окончании прошедшего года». Анатомические секции в России не вызывали того повышенного интереса, который проявлялся к ним на Западе. Однако результаты исследований Дювернуа оживлённо обсуждались в Конференции и на Ассамблее Академии наук, а начиная с 1728 г. публиковались в научном журнале «Commentarii Academiae scientiarum Petropolitanae». За 15 лет работы в России анатом опубликовал в «комментариях» около 20 статей, в их числе 2 тератологических.
К 1728 г. относится перевод анатомического театра в новое здание, построенное для Кунсткамеры. Он располагался здесь в просторном круглом зале, вход в который был непосредственно с набережной Невы. В помощники И.Г. Дювернуа был назначен И. Вейтбрехт, к которому постепенно перешла вся работа по анатомированию присланных из полиции трупов. В 1736 г. в Академию наук поступает еще один анатом из Германии Иоганн-Христиан де Вильде, который продолжает характерное для Дювернуа направление сравнительно-анатомических исследований: наблюдение по анатомии слона, исследование курицы-монстра и плода гидроцефала. В 1741 г. он принял дела от возвращающегося на родину Дювернуа, однако в 1744 г. тоже покинул Петербург.
Разрез I этажа башни Кунсткамеры – Анатомический театр.
Фрагмент чертежа VII из «Палаты Санктпетербургской…». 1741.
Фрагмент плана I этажа башни Кунсткамеры – Анатомический театр. Фрагмент чертежа V из «Палаты Санктпетербургской…». 1741. «Толкование литер и чисел:
…NN. Театр Анатомический. Шкафы 1-12. Всякие препарации, учиненные при театре Анатомическом. Каморки отгороженые 13-15. В оных работает Просектор и его помощники, при том же находятся инструменты Анатомические и прочие к тому принадлежащие припасы».
I. Weitbrecht. Syndesmologia sive Historia Ligamentorum… Petropli. 1742.
Статья И.Г. Дювернуа о монстре из Казани в Commentarii Academiae Scientiarum Imperialis Petropolitanae.
Медицинские интернет-конференции
Языки
Анатомические театры: история и современность
Щербакова К.Ф., Водолазов А.О., Болдов В.О.
Резюме
Щербакова К.Ф., Водолазов А.О., Болдов В.О.
Анатомические театры: история и современность
Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Ключевые слова
Статья
Анатомический театр изначально был местом для проведения анатомических и научных исследований и чтения лекций. В настоящее время он представляет собойпомещение для учебного вскрытия трупов в медицинских заведениях.
Анатомический театр изначально был местом для проведения анатомических и научных исследований и чтения лекций. В настоящее время он представляет собой помещение для учебного вскрытия трупов в медицинских заведениях.
Аудитория, в которой проводились манипуляции над трупами, была очень схожа с амфитеатрами, которые были в Древней Греции. В центре помещения находился большой стол, собственно на котором производилось вскрытие человеческого или животного трупа. Вокруг этого стола стояли студенты и великонспекты, а так же записывали замечания преподавателя, а в качестве наглядного пособия около студентов находились настоящие скелеты. На средневековых иллюстрациях можно заметить в руках студентов плакаты с надписями «MementoMori», что означает «Помни о смерти» [1, 3].
В XIV веке в Болонье Мондино де Люцци, которого считают отцом современной анатомии, написал трактат об устройстве органов человека. Анатом утверждал, что каждая часть нашего тела имеет свою иерархию и вновь сделал популярной практику публичных вскрытий, которые проводились на площадях.
С 1594 г. в Падуе начинает развиваться публичный интерес к анатомии. В Европеоткрываются анатомические театры анатомички. Самое первое здание было построено в 1594 году в городе Падуя и сохранилось до настоящего времени. Известная анатомичка была открыта и в Голландии, в Лейдене, послепосещения которой ПетромI подобные учреждения стали открываться в России.
Анатомические театры строились по типу цирка: по центру амфитеатра располагался стол, размером в человеческое тело средних размеров, вокруг которого располагалась галерея для зрителей.В этом театре собиралось множество людей:все профессоры, знатные представители, представители власти занимали первые (нижние) ряды. Чуть выше ряды занимали студенты медицинских институтов, а последние ряды для обычной публики. «Показы представлений» были зимой, это объясняется тем, что летом трупы хранить было негде.В некоторых театрах, вскрытие сопровождалось музыкой, а во время «антрактов» зрителям предлагалась выпивка и закуска.На подобное представление съезжались жители других городов вместе с детьми. Посещение анатомички позволяло показать окружающим свою просвещенность, любознательность, насладиться захватывающим зрелищем, аналог которому сложно было найти [5, 6]. Все состоятельные люди,которые путешествуют по миру, считали своим долгом прилететь в Италию и Голландию, что бы побывать в анатомическом театре, это считалось одной из достопримечательностей, которые стоит посетить.
Вскрытие мертвых тел затягивалось на несколько дней, поэтому один билет был своеобразным абонементом. В первый день патологоанатом в нарядной, или как говорили в то время парадной, одежде проникал в брюшную полость. Далее, он показывал органы грудной клетки. На третий день производилось вскрытие черепа, после чего дело доходило до костей, суставов и прочего «менее ценного по зрелищности».
Цена за абонемент зависела от пола вскрываемого тела. Если на столе при вскрытии лежала женщина, то цена была дороже в два раза ибо брюшную полость, которую вспарывают в первый день, считали священным местом «хранения детей»
В XIX век тела мертвых стали самым расходуемым материалом для изучения и тел казненных преступников было уже не достаточно. За свежее тело люди платили очень хорошие деньги, и тогда на этой почве стали развиваться так называемые «похитители тел».На кладбищах стала появляться охрана.Родственники только что умершего человека так же ставили караул, что бы свежее тело не было украдено.
Первый российский анатомический театр был открыт после посещения Петром первым Лейдан в 1706 году, где он познакомился с профессором Фредериком Рюйшем, а также взял у него несколько уроков медицины. В анатомический театр пригласили преподавать знаменитого голландского профессора Николаса Бидлоо. Сам Петр I был немало заинтересован наукой, и не раз он сам препарировал трупы[2, 4].
В 1726 году анатомический театр был переведен в здание Кунсткамеры, где как и прежде велась научно-исследовательская деятельность под руководством профессоров из Германии и других стран.Позже, театр был перемещен в Академию наук, и к началу XIX века стал утрачивать свою значимость.
Тем не менее, не только в Петербурге можно было наблюдать за препарированием трупов. Анатомический театр существовал и в Казани. В настоящее время, в анатомичке вскрытий уже не проводят, она превратилась в музей-театр человеческого тела. Так же в этом здании располагается кафедра нормальной анатомии Казанского медицинского университета. Здесь для студентов-медиков оборудованы библиотеки, кинозалы. Для изучения так же представлены натуральные препараты органов человека.
В XXI веке любой гражданин, которому интересна анатомия человека, может загрузить на свой гаджет виртуальный атлас человека, где в 3D-формате показан и описан каждый орган как в отдельности, так и в системе. В одно нажатие с виртуального тела можно снять кожу, затем послойно удалить мышцы, внутренние органы, подробно рассмотреть тело со всех сторон. И покупать билет в такой виртуальный анатомический театр не требуется.
Литература
1. Бурмистрова Д.Н., Ермолаева Е.В. Восприятие болезни в истории культуры // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 78.
2. Магомедова С.И., Рожкова В.П., Ермолаева Е.В. Развитие медицинского образования в России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 163.
3. Мамедова Н.Д., Нуржанова А.Б., Живайкина А.А. Анатомический рисунок: синтез науки и искусства // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2012. – Т. 2. – № 11. – С. 847.
4. Неснова Д.Ю., Насырина В.С., Ермолаева Е.В. Образ врача в русской культуре XVIII-XX веков // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 214.
5. Нестерова И.В., Ермолаева Е.В.Взаимодействие медицины и религии // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 239.
6. Яшина В.С., Ермолаева Е.В. История анатомических театров // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1486.