Андеграунд в музыке что это значит
Что такое андеграунд
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Представители неофициального искусства нередко называют себя впечатляющим словом «Андеграунд».
Что стоит за этим определением, откуда пошло его название, кого из современных деятелей культуры можно отнести к андеграунду – узнаем из этой статьи.
Андеграунд — это.
Андеграунд – это культурная среда, объединяющая представителей современного искусства (музыки, кино, литературы), по каким-то причинам вышедших за официальные рамки, а также само это искусство.
Андеграунд противоположен поп-культуре, мейнстриму (что это такое?) и продуктам госзаказа.
Само слово «андеграунд» происходит от англ. «underground» («подполье», «подвал»).
Данное явление до сих пор не изучено в полной мере, так представители андеграундного искусства целенаправленно пишут «в стол», создавая шедевры для узкого круга ценителей.
Это культурное движение является протестным, бунтарским. Темами произведений для языковых, расовых, половых и социальных запретов. Однако при анализе подобных откровений важно не потерять чуткость к восприятию искусства.
Существует немало «творцов», реализующих свои страхи и комплексы через нецензурную брань, провокационные визуальные ряды и другие формы эпатажа. По каким-то причинам они не вписываются в официальное искусство.
Но если дальше эпатажа человек не пошёл, если его творчество не содержит внутри себя никакой обновляющей идеи, оно не может быть причислено к явлениям искусства.
Из истории термина
Термин «андеграунд» родился в американской культуре, затем «перебрался в Европу» и стал общепринятым уже во второй половине 20 века.
Зарождение подпольного искусства имеет социальную природу. Собираясь в закрытых клубах, под мостами, в гаражах и подвалах, собственную «правду о мире» впервые попытались сформулировать те, кто оказался за бортом концертных площадок и звукозаписывающих студий: латино- и афроамериканцы, представители маргинальной среды.
Изначально об андеграунде заговорили в музыке, имя ввиду гранж и экстремальный металл. В хип-хопе яркой иллюстрацией явления стал гангста-рэп.
История не одобренного государством искусства, почти 50 лет существовавшего в «подполье» СССР, породила специфический русский андеграунд, объединивший писателей-диссидентов, музыкантов-новаторов, режиссёров и художников-модернистов.
Так как Россия до конца 20 века была и оставалась литературоцентричной страной, особый размах приобрела подпольная литература: в Москве и Ленинграде стали набирать популярность поэтические квартирники, по рукам начали ходить «самиздатовские» сборники запрещённых поэтов.
Как явление андеграунда зародился русский рок. Подпольные репетиции, на которых музыканты могли почувствовать воздух свободы, вечная нищета, абсолютная неизвестность «наверху» и фантастическая популярность «среди своих» создавали романтический колорит вокруг искусства андеграунда.
Слово «подпольщик» в отношении автора стало восприниматься как синоним понятия «свободный художник». С постепенным выходом «в народ» и ослаблением цензуры (что это?) произведения подпольного искусства перестали восприниматься как запретные и начали формировать новый мейнстрим.
Приблизительно к 1993—1995 годам, когда границы государственного здания окончательно рухнули и стало неясно, где находится верхний, где нижний этаж, а где подвал, понятие «андеграунд» потеряло свои границы.
Встал вопрос, каким критериям должно соответствовать произведение, чтобы принадлежать к неофициальному искусству.
В настоящее время представителями андеграунда себя считают и те, кого не показывают по телевизору и не издают, и те, для кого эпатаж стал нормой жизни, и те, кто не согласен с государственной идеологией.
Как отмечают современные музыкальные критики, после первого гонорара исполнитель с удовольствием выбирается из подполья и начинает петь то, что нравится публике. То же происходит и в литературе.
Романтика чистого протеста практически сходит на нет. Свобода (что это?), которую даёт интернет-пространство, нивелирует (что это значит?) официальное и неофициальное искусство, так что понятие «андеграунд» нуждается в переосмыслении.
Как понять философию Андеграунда
Как мы уже сказали, андеграунд – это не только совокупность форм искусства, но и особая среда со своим мировоззрением, традициями, «поэтикой».
Проникнуться атмосферой культурного подполья поможет фильм «Андеграунд» Эмира Кустурицы, снятый в 1995-м году, а также роман Владимира Маканина «Андеграунд или Герой нашего времени», изданный тремя годами позже.
Чтобы составить представление о тех, кто сегодня считает себя андеграундом, есть смысл посмотреть интервью русских рэперов (как правило, их высказывания о собственном творчестве глубже, чем собственно творчество).
Так кто же такие художники андеграунда: гениальные неудачники или творцы, верные пушкинскому завету «Ты – царь, живи один»?
Знакомьтесь с ними, принимайте или отвергайте их ценности – и делайте собственный вывод.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Да вся эта шушера состоит из обычных неудачников и бездарей. Люди пишут в стол — это правда, но пишут ли они шедевры?
Я понимаю, когда в подполье уходили поэты, музыканты, писатели из-за государственной цензуры, тут и талантливые произведения могут попасть в опалу, но сегодня нет цензуры, делай что хочешь, создавай что можешь, а если твоё творчество не имеет успеха, то не нужно себя причислять к андеграунду, просто нужно понять — это не твоё и найти себе другое занятие.
Я еще столкнулась с тем, что авторы не сумевшие добиться популярности, также себя причисляют к андеграунду, хотя никакого отношения к протесту не имеют. Так они поднимают собственную значимость.
Будь в теме: что такое андеграунд на молодежном сленге
Новые слова появляются в языке постоянно, и в данной рубрике мы объясняем значения популярных сленговых выражений. Что такое чилить с крашем, шипперить знакомых и не только, мы уже рассказали. А сегодня поговорим про андеграунд – слово, которое часто встречается на просторах Интернета и в повседневной речи.
Что такое андеграунд на молодежном сленге
Андеграунд (от английского underground – подпольный, нелегальный) – понятие более широкое, чем РОФЛ, кринж или вайб. Андеграунд объединяет целое течение в культуре (в частности, в современном искусстве), которое противостоит классическим канонам и мейнстриму (массой культуре). Чаще всего андеграунд ассоциируется с чем-то запрещенным, бунтарским и смелым, он напрямую конфликтует с общественно-одобряемыми устоями и идеологией. Деятели андеграунда эпатируют общество и стремятся снимать негласные табу в разных сферах жизни.
Андеграунд в музыке, изобразительном искусстве и не только
Чаще всего андеграунд связывают с искусством – андеграунд в музыке, изобразительном творчестве, кино и так далее. При этом нередко деятельность, которая начиналась как «подпольная», со временем превращается в массовую.
Например, так произошло с рэпом – если в 2000-х провокационные песни с обсценной лексикой и табуированными темами вызывали волны негодования и общественного осуждения, то сейчас рэп-артисты выступают на одной сцене со звездами шоубизнеса, появляются на федеральных каналах и даже сотрудничают с политическими партиями. Такой процесс закономерен, ведь бунтарские выходки делают артиста популярным, а слава приносит финансовое благополучие, крупные контракты и обязательства. Получается, что некогда «андеграундный» артист начинает подчиняться общим правилам и подвергается критике, что «он уже не тот». Плюс сам жанр становится популярным и массовым, что прямо противоречит «подпольности».
Тем не менее граница андеграунда и массовой культуры крайне размыта и зачастую субъективна. Важно помнить, что смена интересов и направления деятельности в творчестве и жизни – вполне нормальный процесс.
Как использовать «андеграунд» в современном языке
Вы слышали фразу «это настоящий андеграунд!» или «он уже не андеграунд»? Суть таких молодежных выражений вытекает из предыдущего пункта: если деятель перестал спорить с обществом и начал подчиняться негласным правилам, значит, он больше «не андеграунд».
В обратной ситуации, когда человек продолжает делать смелые, но социально-осуждаемые поступки несмотря на препятствия, преследования и критику, то он имеет право называть себя «андеграунд».
В обычной речи это слово можно использовать и менее серьезно, например:
Конечно, слова современного сленга применяются в разных ситуациях, и их значение варьируется в зависимости от контекста, интонации и самих участников диалога. Но теперь вы знаете исконный смысл молодежного слова «андеграунд» и можете смело применять его в своей речи!
Андеграунд
Термин возник в США и начал употребляться во второй половине XX века, по отношению:
Искусство андеграунда всегда было проникнуто духом диссидентства. Оно отвергает и часто нарушает принятые в обществе политические, моральные и этические ориентации и стереотипы поведения, внедряя в повседневность новые схемы поведения. Типичная тематика американского и европейского андеграунда – «сексуальная революция», наркотики, проблемы маргинальных групп. В СССР это понятие приобрело несколько иной смысл и более политизированные формы: в силу строгости режима почти всякое неофициальное, т.е. не признанное властями, искусство, включая музыку и литературу, оказывалось андеграундом и, пытаясь существовать, иногда было вынуждено создавать свою субкультуру. Художественная оппозиция времен СССР: группы «Лианозовская» (Е.и Л. Кропивницкие, Л. Мастеркова, О.Рабин и др. (с 1956 до середины 1970-х гг.)), «Сретенский бульвар» (И.Кабаков, Э.Неизвестный, Ю.Соболев, Ю. Соостер и др. (с 1960 до середины 1970-х гг.)), «Коллективные действия» (А.Монастырский, Г. Кизельватер, И.Макаревич, С. Ромашко и другие (с 1975 г.)), «Мухоморы» (С.Гундлах, К.Звездочетов, В.Мироненко и др. (с1978г)). Также в русле андеграунда развивалось и творчество некоторых художников, не примкнувших ни к каким объединениям (В.Сидур, А.Зверев, М.Шемякин), были и представители соц-арта такого же типа отношений (Э.Булатов, В.Комар и А.Меламид) Сюда же относятся и представители других движений авангардизма «(Группа авангардистов», «Чемпионы мира»).
Содержание
Примеры андерграунда
Сформировавшиеся жанры андерграунд-культур, впоследствии ставшие самостоятельными:
Андерграунд: музыка, которая родилась в подполье
Сейчас мы знаем очень много музыкальных стилей: некоторые родились совсем недавно, какие-то возникли ещё давно, но продолжают радовать нас своим звучанием. Так или иначе, музыка развивается и меняется, появляются новые музыкальные стили, направления или феномены.
Об одном из таких явлений музыкальной культуры, об андерграунде, мы сейчас и поговорим.
Источник: promodj.com
Что такое андерграунд?
До сих пор одного из самых известных социально-культурных феноменов нет точного определения. Это достаточно распространенная ситуация: например, у перфоманса тоже нет яркого истолкования. Вот и андеграунд означает для каждого свое.
В США тематику стиля андеграунда определяют как сексуальную революцию, наркотики, которые становятся средством бегства от общества и реальности, освещение проблем маргинальных социальных групп.
Что касается нашей страны, России, все гораздо сложнее.
Андеграунд в советские времена был определен как «совокупность сообществ, представляющие неофициальное, не признанное властями искусство, а также литература, музыка и тому подобное».
Для советской интеллигенции и деятелей искусства андеграунд – это, конечно, же пресловутый «самиздат», известное течение «диссиденты» и «литературная деятельность как оппозиция существующему режиму».
В отличие от США, для России андеграунд был неразрывно связан не только с музыкой, живописью, но и с литературой, так как она являлась таким же культурообразующтм фактором, как и религия.
Сейчас андеграундом принято называть то, что было сделано артистами самостоятельно, без привлечения лейблов и без изначального прицела на коммерческий успех. Это та музыка, которая не делается ради денег, а потому честна и провокационна, как по форме, так и по содержанию.
Если утрировать, приводя примеры из реальной жизни: Тимати или примерно такой же растиражированный рэпер – это мейнстрим, а эхо прокуренных подъездов – это андеграунд.
Источник: tablyrics.com
История плохой музыки
Впервые андеграунд появился во второй половине двадцатого века. К нему относили экстремальный и авангардный метал и гранж.
В хип-хопе андеграундом был джи-фанк и ганста рэп, когда латино’ и афроамериканцы собирались под мостами, в парках и в старых клубах для рэп-баттлов. Можно сказать, что именно из этих «тусовок» и «чеканок» родился новый стиль – андеграунд, завоевавший популярность.
Источник: i-d.vice.com
В СССР андеграунд был несколько иным. Из-за цензуры все непризнанное и неофициальное, включая музыку и литературу, становилось андеграундом.
Это повлияло на зарождение большинства российских субкультур. Также стали появляться и другие явления именно советского пространства: самиздат, независимые книжные публикации, магнитиздат, распространение подпольной музыки, квартирники, неофициальные концерты – а значительная часть советского андеграунда была политизирована.
Как только началось развитие информационно-компьютерных технологий, андеграунд стал терять свои границы, становился размытым понятием, так как исчезли преграды между исполнителями и издательствами, а политизированность сменилась потреблением и рекламой.
То, что можно было назвать андеграундом раньше, теперь можно назвать консервативным и привычным. Двадцатый век определил андеграунд таким образом «вещь, которая не является как таковым андеграундом, но привлекает к себе внимание аудитории».
Российский андеграунд сейчас
Несмотря на то, что андеграунд на протяжении всего своего существования постоянно и сильно менялся, его представители есть среди нас и сейчас.
Гарри Топор
Источник: 24smi.org
О себе он говорит вот так:
«Я злой рэпер с неплохим чувством юмора»
Он родился 10 января 1989 года, в Санкт-Петербурге. Гарри Топор, он же Игорь Александров, теперь считается самопальным, подземным продуктом из неспокойного района Дыбенко. Его стиль – это «злой рэп» со смесью агрессии и юмора.
Творчество Гарри Топора отличает необычайная эмоциональность, агрессия, интересной читкой и подачей. У него все наполнено психической энергией.
Многоточие
Источник: mnogotochie.ru
Безо всякого сомнения, это было новым явлением не только в пространстве русского рэпа, но и вне его. Многоточие стали одними из немногих, которые смогли приобрести статус «культовых» андеграундных исполнителей. Их творчество отличает жестко отстаиваемое независимое мнение, исключение из правил повседневной жизни и, безусловно, «народная любовь».
Егор Летов
Источник: steamcommunity.com
Начавший музыкальную деятельность в начале 80-х он стал одним из символов панк-направления в музыке на постсоветском пространстве. Даже нынешнее поколение знает его песни, а их строки цитируются ими при каждом удобном случае.
Даже школьник знает, из какой песни: «Пластмассовый мир победил, макет оказался сильней…»
Его творчество едкое, злобное, предельно конформистское, но пронизано отчаянием и такой же безысходной проницательностью. Именно этот стиль вывел его в лидеры панк-движения СССР.
Вы здесь
15 августа 1990 года погиб Виктор Цой. Буквально недавно в нашей стране все помнили эту скорбную дату. Теперь творчество Цоя обзорно проходят в школе, упоминание его имени немыслимо без добавления слов «выдающийся» или «великий», а самого музыканта называют «самым ярким представителем русского андеграунда». Иногда даже последним. Что же тогда такое андеграунд в современной России, и есть ли он в ней вообще. Расшифровка такого понятия, как андеграунд даётся в словарях только с позиции культур двух цивилизаций – Соединённых Штатов Америки и Советского Союза.
Стиль
Как это обычно бывает, у разнополярных элементов всегда оказывается что-то общее. В США это составная часть контркультуры, противопоставившая себя ограничениям и условностям культуры, господствовавшей в буржуазном обществе. В США тематику стиля андеграунда составляют: сексуальная революция, наркотики как способ бегства от общества, проблемы маргинальных социальных групп. У нас же как всегда всё сложнее и куда более интеллектуальней.
В СССР андеграундом называли совокупность сообществ, представлявших неофициальное, не признанное властями искусство, а также литературу, музыку и т.д. Что такое андеграунд для советского интеллигента или деятеля искусства. Определяющие понятия здесь, конечно, «самиздат», «диссидент», «литературная деятельность как оппозиция существующему режиму». Для России литература – такой же культурообразующий фактор, что и религия.
Музыка
Именно поэтому любое произведение русский менталитет воспринимает не иначе, как текст. Музыка андеграунд для нас – текст, изобразительное искусство – текст. Если на Западе всегда было в ходу такое понятие, как саунд, то для России звук, а точнее качество звука оказывалось не столь важным, в музыке мы хотели найти прежде всего текст, смысл, откровение, правду. Здесь борьба Востока и Запада всегда понималась как борьба между принципом содержания и принципом формы. Отсюда и постоянные дискуссии о «немузыкальности» русского языка и музыкальной вторичности русского рока.
Но дело как раз в том, что русский рок 70–80-ых и не ставил себе задачу быть музыкальным – он действовал, как бы это парадоксально ни звучало, не на уровне слуха, а на уровне слова, того литературного текста, который не слушают, а слышат, чтобы впитать в себя целиком и полностью. Тот русский рок и нёс смысл, откровение, истину. Тот русский рок и был для СССР тем литературоцентричным андеграундом, интеллектуальным протестом официозу. А «музыкальность» у нас никогда бы не прижилась, это всё внешнее.
Внешний протест, протест формы – как раз прерогатива для США – Ирвин Вельш, Вильям Берроуз, Кустурица, Хантер Томпсон, «Sеx Pistols», «Velvet Underground» – эпатаж, стеб, атрибутика для андеграунда, рассчитанного сугубо на эстетический шок. Впрочем, для субкультуры, противопоставляющей себя всего лишь условностям культуры буржуазной, и не требуется большего, чем плодить условности иного порядка. Наше же подполье не только противопоставляло себя условностям строя и не искало способов бегства от общества, оно боролось. Андеграунд всегда выступает как оппонент массовой, общепринятой или официальной культуры, но при этом сам пытается занять её место.
Как правило, общество опять не устраивает такое положение дел и борьба начинается заново. Так было с джазом, затем с роком, затем дошла очередь и до андеграунд хип-хопа и рэп андеграунда. Отвергая старое, новое время требует для искусства нового языка. Советский же андеграунд парадоксален. Во-первых, он уже был массовым. Во-вторых, не принёс новых форм – только переосмысленное содержание. В-третьих, он так и не стал мейнстримом. Он легализовался, но легализовавшись – просто исчез.
В СССР
Интеллектуальный бунт завершился катастрофическим коллапсом. Советский андеграунд не смог существовать без соперничества с жёсткой официальной культурой – его собственная гибель была неизбежна одновременно с гибелью соцреализма. Эти отношения были подобны весу и противовесу – если нет одного, нет и другого. Вспомним, в конце концов, что именно в периоды усиления цензуры создавались наши лучшие произведения. Что значит андеграундом сейчас – слово не ушло из обихода, но это ещё не значит, что осталось само явление. Составляющие сегодняшней повседневности – «Бумер», «Бригада», «Парни из стали» и хрипатые мужики, по радио тоскующие о своём уголовном прошлом – теперь это почему-то называется «шансон».
Вот какой андеграунд стал мейнстримом, придя на смену официальной культуре, «скинутой с корабля современности». Что же касается русского рока, он тоже оказался за бортом. То обескровленное явление, которое именуют сегодня роком российским, лишено самого главного – литературной наполненности, текста в широком смысле. Прямая реализация принципа формы.
Современность
Серьёзный интеллектуальный рок андеграунд теперь – свободное плавание таких, бесспорно, талантливых имён, как Умка, С.Калугин, А.Непомнящий и другие. Их не крутят по радио, но знают и слышат те, кто хочет услышать. Беда в том, что среди них нет лидера поколения, того, как бы пафосно это ни звучало, «певца революции». Поколение 90-ых – первое поколение, живущее без своего певца.
Российский андеграунд сегодня – это уже не протест прессингу официальной культуры, это сопротивление обывательщине. Он существует, но его не замечают, он до сих пор не пассивен, но в нём нет людей, способных повести за собой. Именно поэтому складывается впечатление, что его попросту нет. Наверное, Цой навсегда останется «самым ярким представителем русского андеграунда». И последним.