Андреевская казна что это
царская казна
Смотреть что такое «царская казна» в других словарях:
КАЗНА КНЯЖЕСКАЯ (ЦАРСКАЯ) — 1) канцелярия, архив и хранилище ценностей великих и удельных князей в России XIV XVI вв.; 2) в Русском государстве с середины XV в. центральное ведомство по финансовым вопросам; управляло рядом областей и некоторыми разрядами населения … Юридический словарь
КАЗНА КНЯЖЕСКАЯ — (царская) 1) канцелярия, архив и хранилище ценностей великих и удельных князей в России 14 16 вв.2) В Русском государстве с сер. 15 в. центральное ведомство по финансовым вопросам, управляло рядом областей и некоторыми разрядами населения … Большой Энциклопедический словарь
КАЗНА — (княжеская, царская), 1) в 14 16 вв. канцелярия, архив и хранилище ценностей великих и удельных князей. 2) В середине 15 16 вв. центральное ведомство по финансовым вопросам, центральный орган государственного делопроизводства, управлял рядом… … Русская история
казна княжеская — (царская), 1) канцелярия, архив и хранилище ценностей великих и удельных князей в России XIV XVI вв. 2) В Русском государстве с середины XV в. центральное ведомство по финансовым вопросам, управляло рядом областей и некоторыми разрядами населения … Энциклопедический словарь
Казна княжеская — (царская) 1) канцелярия, архив и хранилище ценностей великих и удельных князей в России 14 16 вв.; 2) в Русском государстве с сер. 15 в. центральное ведомство по финансовым вопросам, управляло рядом областей и некоторыми разрядами населения.… … Политология. Словарь.
казна княжеская (царская) — 1) канцелярия, архив и хранилище ценностей великих и удельных князей в России XIV XVI вв.; 2) в Русском государстве с середины XV в. центральное ведомство по финансовым вопросам; управляло рядом областей и некоторыми разрядами населения … Большой юридический словарь
казна царская — 1) канцелярия, архив и хранилище ценностей великих и удельных князей в России XIV XVI вв.; 2) в Русском государстве с середины XV в. центральное ведомство по финансовым вопросам; управляло рядом областей и некоторыми разрядами населения … Большой юридический словарь
Внешняя торговля Русского Царства — Аполлинарий Михайлович Васнецов. Новгородский торг. Торговля Московского государства с другими странами, как правило, оптовая, меновая. Иностранные купцы, торгующие на золотую и серебряную монеты, получали дополнительные … Википедия
Оружейная палата — Координаты: 55°44′58.25″ с. ш. 37°36′47.9″ в. д. / 55.749514° с. ш. 37.613306° в. д. … Википедия
Промышленность Русского Царства — Промышленность Московского государства казённая и частная. Казённая промышленность часто отдавалась в откуп, или управлялась на вере. Развитие промышленности сдерживалось большим количеством налогов, сборов, пошлин. Многие отрасли… … Википедия
Его спускали только дважды. История Андреевского флага
Апостол Андрей Первозванный, один из двенадцати учеников Иисуса Христа, был по преданию распят именно на косом кресте. Апостол Андрей отправился с проповедью по целому ряду стран, которые выпали ему по жребию. Андрей Первозванный проповедовал в Вифинии, Понте, Фракии, Македонии, Фессалии, Элладе, Ахайе и Скифии. Он стал первым проповедником христианства на побережье Черного моря, а слушали его моряки и рыбаки.
Рождение флага с косым крестом связано с событиями более поздних веков. В 832 г. скотты и пикты Шотландии сражались с англами. Король Ангус II дал обет, что если его войско скоттов и пиктов победит, то он объявит апостола Андрея Первозванного покровителем Шотландии. И действительно, победа над англами была одержана, что убедило скоттов и пиктов – им помогал сам Андрей Первозванный. Флагом Шотландии стал белый косой крест на голубом полотнище.
Когда в 1606 г. была заключена личная уния Англии и Шотландии, косой крест стал компонентом флага объединенного государства. Он присутствует на государственном флаге Великобритании, если мы присмотримся, и в настоящее время.
Повлиял ли этот флаг на Петра I? Скорее всего, ибо Англия к тому времени уже была серьезной морской державой, одной из сильнейших в мире. С другой стороны, Андрей Первозванный считался и покровителем Руси. Существовало предание, что он якобы путешествовал по землям, где впоследствии появилось русское государство, и проповедовал здесь учение Христа. Конечно, это только легенда. Ведь Древнейший свод 1039 года и Начальный свод 1095 года, «Чтение о Борисе и Глебе» заявляют, что на Русь апостолы Иисуса Христа не ходили. Тем не менее, с XI века апостол Андрей Первозванный считался покровителем земли Русской. Поэтому выбор Петра был вполне обоснованным и, более того, очень точным.
Петр I прекрасно понимал значение символов для укрепления единства государства, для поднятия боевого духа армии и флота. Но требовались такие символы, которые бы заставляли благоговеть перед ними любого русского человека. Лучше всего на эту роль подходили как раз символы, связанные со святыми. Андрей Первозванный был одним из самых почитаемых на Руси христианских святых и Петр это прекрасно понимал, когда в 1699 году утвердил флаг с синим косым крестом на белом полотнище флагом русского флота.
Уже в XVIII веке Андреевский флаг был покрыт славой морских сражений, в которых под ним участвовали корабли русского флота. Многочисленные русско-турецкие войны, экспедиции в далекие страны – все это проходило для флота под Андреевским флагом. Естественно, что у моряков почитание Андреевского флага стало настоящей традицией. Он превратился в главную святыню русского военного моряка, его гордость.
По мере развития русского флота, участия его во все новых и новых войнах, в 1819 году был принят Георгиевский адмиральский флаг, представлявший собой все тот же Андреевский флаг, в центре которого находился красный геральдический щит, а на нем – изображение святого Георгия Победоносца, также считавшегося одним из покровителей воинов Земли Русской. Получить такой флаг корабельному экипажу считалось огромным почетом. Его вручали за особые боевые заслуги, например – за мужество, проявленное при защите Андреевского флага во время морского сражения.
Император Николай I относился к воинской славе очень ревностно. Поэтому когда стало известно о позорном для флота поступке, фрегат «Рафаил» было предписано, если он вдруг будет захвачен русскими моряками, сжечь. Капитан 2-го ранга Семен Стройников был разжалован в простые матросы, лишен наград и званий. Император запретил Семену Стройникову жениться, чтобы он не дал России «потомство труса». Правда, к тому времени Семен Стройников уже был отцом двоих сыновей. И они, что интересно, не просто поступили на военно-морскую службу, но и оба дослужились до чина контр-адмирала.
Что касается фрегата «Рафаил», то его действительно постигла судьба, предписанная императором Николаем I. Спустя 24 года после его сдачи туркам, во время Синопского сражения, фрегат был сожжен. Приказ императора исполнил знаменитый адмирал Павел Нахимов. Имя «Рафаил» запретили давать кораблям российского флота на веки вечные.
Вторая печальная история произошла во время Цусимского сражения. Тогда Вторая тихоокеанская эскадра, столкнувшаяся с превосходящими силами японского флота, была вынуждена капитулировать. Контр-адмирал Николай Иванович Небогатов, служивший младшим флагманом эскадры и заменивший раненого командира вице-адмирала Рожественского, принял решение о капитуляции. Он также рассчитывал спасти жизнь оставшимся офицерам и матросам. Андреевские флаги были спущены на кораблях, сдавшихся японцам.
Контр-адмиралу Небогатову, принявшему решение о капитуляции эскадры, удалось спасти жизни 2280 русских моряков – офицеров, кондукторов и матросов. Все это были живые люди – чьи-то отцы, братья, сыновья. Но такой своеобразный поступок адмирала не оценили штабные командиры в Санкт-Петербурге и власти Российской империи, которые сочли заботу о сохранении жизней своих подчиненных банальной трусостью. Когда после Портсмутского мира контр-адмирал Небогатов был освобожден из плена и вернулся в Россию, его лишили чинов, предали суду и в декабре 1906 года приговорили к смертной казни. Но вышестоящим указом приговор контр-адмиралу был заменен на десятилетнее заключение в крепости, а еще через 25 месяцев он вышел на свободу, получив помилование.
Но был в истории российского флота и третий случай, когда Андреевские флаги были спущены на русских кораблях. В 1917 году Андреевский флаг перестал быть флагом российского флота, а в 1924 году его добровольно спустили на кораблях русской эскадры в порту Бизерта на африканском побережье Средиземного моря. Это было связано с тем, что Франция, которой тогда принадлежал порт Бизерта, официально признала Советский Союз и, следовательно, русские корабли просто были вынуждены подчиниться распоряжениям французских колониальных властей.
С революционными событиями и Андреевским флагом связана и одна очень интересная история. В 1920 году тральщик «Китобой», которым командовал эстонский лейтенант Оскар Ферсман, ушел из Эстонии, опасаясь захвата большевиками. Командир тральщика распорядился поднять Андреевский флаг, после чего направился через Европу в сторону Крыма, намереваясь присоединиться к войскам барона Врангеля.
Однако, когда 27 февраля корабль прибыл в Копенгаген, где находилась британская эскадра, ее командование приказало Ферсману спустить Андреевский флаг. Командир британской эскадры подчеркнул, что Лондон более не признает Андреевский флаг. Но лейтенант Ферсман отказался подчиняться распоряжениям англичан, подчеркивая, что готов вступить в неравный бой, хотя его корабль обладал всего двумя пушками.
Вполне вероятно, что эта противоречивая ситуация разрешилась бы вооруженным конфликтом и гибелью русских моряков в неравном столкновении с английской эскадрой, но вмешалась императрица Мария Федоровна, которая по счастливой случайности находилась в этот момент в Копенгагене. Она обратилась к британскому руководству и добилась не только дальнейшего пропуска для корабля, но и его снабжения углем и продовольствием. В итоге «Китобой» все же добрался до Севастополя, а затем, с остальной врангелевской эскадрой, отошел в Бизерту. Вот таким была одна из последних битв моряков старого русского флота за святой для них Андреевский флаг.
В Советском Союзе для ВМФ был принят совершенно другой флаг, построенный на основе традиционной советской символики – серп, молот, красная звезда. В истории же использования Андреевского флага наступило более чем семидесятилетнее промедление, омраченное очень неблаговидными событиями. В годы Великой Отечественной войны Андреевский флаг стала использовать в качестве символики «Русская освободительная армия» генерала Андрея Власова, сражавшаяся против Советского Союза на стороне гитлеровской Германии. Андреевский флаг был изображен на шевронах военной формы РОА и носившие его на руке предатели совершали преступления против собственного народа, служа фюреру – кровавому палачу Русской земли. Тем не менее, знающие люди и после войны прекрасно понимали, что власовщина не могла омрачить многовековую историю Андреевского флага как символа героического русского флота.
В январе 1992 года правительство суверенной России приняло решение о возрождении Андреевского флага как символа Военно-морского флота Российской Федерации. Тем самым, была отдана дань многовековым традициям русского флота. 26 июля 1992 года флаги ВМФ СССР были последний раз подняты на кораблях российского флота, после чего прозвучал гимн Советского Союза, под звуки которого они были спущены и вместо них под гимн Российской Федерации подняты Андреевские флаги. С этого времени Андреевский флаг является официальным флагом Военно-морского флота Российской Федерации и поднимается на всех кораблях и судах, входящих в его состав. Символика с Андреевским флагом используется в униформе личного состава ВМФ Российской Федерации.
При всем уважении к флагу ВМФ СССР и героическим подвигам, которые под ним совершали советские моряки в годы Великой Отечественной войны, в боевых походах и операциях послевоенного времени, нельзя не согласиться с тем, что возвращение Андреевского флага как символа российского флота стало настоящим возрождением традиций, и сегодня российские моряки вновь ценят и любят Андреевский флаг, хранят ему верность. Как говорили русские капитаны при вступлении своих кораблей в бой – «С нами Бог и Андреевский флаг!»
Государева казна
Государева казна — рассказ о формировании коллекции Оружейной палаты.
Оружейная палата — это редкий тип музея-сокровищницы. Такие собрания формируются на протяжении столетий. Прежде чем стать музейным экспонатом, многие памятники Оружейной палаты прошли долгий путь.
В основе музея оказались вещи из царской сокровищницы.
Не стоит забывать, что в XVIII-XIX веках в Кремле проходили многие торжественные церемонии, например коронации российских императоров. Эти события также отражены в собрании.
Третьим этапом формирования коллекции стал советский период. В ХХ веке в ГОП поступили произведения из императорских резиденций и частных собраний.
Государева казна. Духовные грамоты Ивана Калиты и Дмитрия Донского
История Оружейной палаты началась в XIV веке, со времени правления Ивана Даниловича Калиты. В духовной грамоте Великого Князя Владимирского и князя Московского перечисялись основные сокровища, передаваемые в наследство сыновьям и супруге.
Все московские князья обязательно составляли духовные грамоты и по этим спискам можно судить о том, что входило в сокровищницу Московских князей в XIV-XV веках и как эти ценности распределялись между членами княжеского семейства. В списках перечислялись пояса, крабицы (коробочки), чаши золотые, блюда персидские. Своей супруге Иван Калита передал в наследство ожерелья, монисто, чело, гривну, коробочку золотую. Старший сын, Иван Красный, получил по завещанию «шапку золотую и бармы». Это первое упоминание о некоей золотой шапке. По мнению историков это и есть шапка Мономаха. Позднее она стала главным символом царской власти. Особенностью духовных грамот был делёж казны между несколькими наследниками. Казна преумножалась, но она ещё не была государственной, неделимой.
Подобные списки есть и в завещании Дмитрия Донского. Казна приумножалась и в духовной грамоте появился новый, очень важный момент. Первую строчку занял предмет домашнего благочестия — чаще всего это особо чтимая икона.
По завещанию отца, Ивана Ивановича Красного, Дмитрий Донской получил образ Александра Невского. В свою очередь Дмитрий Иванович передал старшему сыну некую другую драгоценную икону.
Среди знаков власти традиционно упоминаются золотые цепи и пояса. В XIV веке именно пояс, а не шапка, олицетворяла княжескую власть.
Завещания Василия I и Василия Тёмного
В завещании Великого князя Василия I Дмитриевича говорится, что казна хранится в подклете Благовещенской церкви.
Позже храм перестроили в Благовещенский собор. Там хранились главные сокровища Московских князей. Казна княгини находилась в подклете домовой церкви Рождества Богородицы на Сенях, храм стоял на княжеском дворе.
Василий Дмитриевич завещал своим сыновьям икону, бармы, шапку, коробку (крабицу) сердоликовую, пояса золотые с каменьями. Казна ежегодно пополнялась святынями, церковными реликвиями. В духовной грамоте упоминается реликварий «Страсти большие», то есть суздальский мощевик XIV века. Его также хранили в подклете Благовещенского собора.
Благовещенский собор и его подклет
Ковчег-мощевик «Страсти большие» перевезли в Москву из Суздаля. В XV веке этим ковчегом отец благословил старшего сына на Великое княжение.
Иван III и Казённый двор
В конце XV века при Иване III Русь становится единым государством со столицей в Москве. Кремль приобретает значение резиденции Государя Всея Руси. Ценности хранившиеся в подклете Благовещенского собора становятся государственными. С этого момента казна неделима. Теперь её наследуют не все сыновья и супруга князя, а лишь старший сын как правитель государства.
Для хранения государевых сокровищ решено было построить особое здание Казённого двора. Его возвели на Соборной площади рядом с Благовещенским собором.
Иван III и Государева Казённая палата
Там было несколько комнат, в том числе Казённая палата, где хранились различные ценности Русских государей и «Большая государева шкатула». Так называлась комната, где хранились и знаки власти, и драгоценные камни. То есть в Большой государевой шкатуле содержались:
Здание Казённого двора было не единственных хранилищем ценностей. Но имело статус важнейшего. Ведь именно там находились знаки власти. В XVI-XVII столетиях к ним относились царские венцы, троны государей, бармы и златые цепи и т.д. Туда поступали на хранение все дипломатические дары.
На миниатюре Казённый двор обведён красным овалом
Государева казна на плане Кремленаград
Помимо Казённого двора, находившегося на Соборной площади, в кремле были и иные хранилища. Они обозначены на известной карте кремля именуемой «Кремленаград».
К рубежу XV-XVI веков выделется несколько хранилищ: Постельная казна, Конюшенная казна, Казённый двор, В XVI веке четвёртым казнохранилищем становится Оружейная казна. Она обособилась позднее других.
Постельная казна объединяла личные вещи великокняжеской, а затем царской семьи. Это была не только одежда, но и различные бытовые предметы. Их использовали в повседневной жизни и в некоторых парадных церемониях.
Конюшенный приказ — это и мастерская, и хранилище. Там создавали конское убранство. Эти предметы были чрезвычайно важны, ибо их использовали во время торжественных выездов государя.
Казенный двор и прочие сокровищницы хранили не деньги, а драгоценные предметы, сокровища, которые использовали во время различных торжественных церемоний и даже в повседневной жизни государей.
В сокровищницу входила и драгоценная посуда. Часть её находилась на Казённом дворе, а другая часть поступала на Сытенный двор. Он сложился уже в XVII веке.
На Казённом дворе хранились и драгоценные монеты. Это была не ходячая монета, находившаяся в обращении, а большие золотые монеты. Они поступали в казну в качестве даров и подношений от подданных и иноземных послов. Накопление золотых монет было традицией многих европейских дворов. Этой традиции следует великокняжеский двор Ивана III, а затем и царские дворы XVI-XVII веков.
Посещение казны иноземцами
Неизвестно, как выглядели интерьеры Казённого двора. Рисунки и описания не сохранились. В XIX веке художник Литовченко написал картину «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею».
Безусловно это полотно является художественным вымыслом. Живописец изобразил помещение, созданное по мотивам Теремного дворца. Известно, что на Казённом дворе были сводчатые потолки. Русский царь действительно приглашал дипломатов для осмотра Государевой казны. Не всех, но лишь тех, к которым он был расположен. Об этом упоминает английский посланник Флетчер. Сцена с визитом Горсея в царскую сокровищницу действительно имела место.
Статья написана по материалам лекции методиста экскурсионно-методического отдела Юлии Николаевны Уваровой.
Русское поле
Содружество литературных проектов
«БЕЙЕШ».
Это моя песня. Собственная, меня одного. Не с первого раза, как услышал, а со второго, то есть когда она была спета только для меня. И кто бы и где бы ни запел эту песню, лишь для меня звучит она. И сердце вбирает ее всю, без остатка. Но утолиться не может.
Впрочем, начать бы надо издалека, с того конца долгого, очень долгого пути, который привел сюда. Не то у пряжи нашего повествования может распуститься узелок.
Но гармонь сердечной боли не уняла. Вышли на улицу.
— Давай на Бирге-тау поднимемся.
— Уж не знаю, силенок-то хватит ли.
Однако решились, пошли. Когда до первого уступа добрались, я остановился, дескать, по сторонам смотрю, окрестностями наслаждаюсь. А сам поглубже вдохнуть стараюсь. Рауза шагов на десять повыше, на козьей тропке стоит. Подол синего платья ветерок теребит, загорелые уже коленки то и дело выглядывают и исчезают. Она такая молодая, красивая, крепкая. Словно тугокрылая птица с точеной шеей.
— Нет. Остановился, чтобы на мир полюбоваться и на тебя.
Так, с остановками, пошли вверх. Она впереди шагает, я сзади иду. Уже и до вершины недалеко осталось. И вдруг тонкая нежная мелодия, словно дуновение с небес, коснулась слуха и дошла до сердца. Я вскинул голову, посмотрел на небо: только оттуда могла быть она.
Из белой заячьей шкуры я шубу справила.
В прежние годы я слышал эту песню, Асма Шаймуратова пела ее. Красивая мелодия, протяжная, душу пленила. Но в душе долго не гостила, уходила вскоре.
Но что за чудо?! Та же самая песня, но с первой же нотой в горле ком остановился, по телу озноб прошел. И только тогда увидел: высоко надо мной стоит на большом камне Рауза и поет. Я и прежде ее песни слышал, но «Бэйеш» она раньше не пела. От мягких трелей опустившейся на скалу синей птицы мой разум, словно дым, развеивается, душа с небом сливаются.
Из белой заячьей шкуры я шубу справила.
Из чего же верх будет?
Тонка нить птичьей трели, но крепка, тянет меня, я на этой нити карабкаюсь вверх, только доберусь, как птичка вспархивает выше. У меня же только страсти добавляется, новые силы прибывают. Вольной песне вслед и у меня дыхание открывается. Я теперь самого себя моложе. Судьба беспечальна, не было бед и невзгод, ни войны позади, ни тяжкого дыхания смерти. Певчая птичка уже до вершины долетела. Я не отстаю от нее, уже и обогнать готов.
Я смотрю в печальные глаза жены. А песня все тянется:
Лето на этой летовке прошло,
Зиму где буду зимовать?
Последние звуки ветер унес в сторону.
— Откуда пришла к тебе эта песня?
— Еще один куплет знаю. Только сейчас петь не буду. Боюсь, не получится.
Я кивнул только. Потому что молния, если и дважды сверкнет, бьет только раз.
Вот потому-то «Бейеш» моя песня, собственная. И кто бы где бы ни запел ее, звучит она для меня одного. Словно я на вершине Бирге-тау стою. Сердце вбирает ее всю, без остатка, но утолиться не может. Об одном жалею: когда я с этой летовки откочую, она сиротой останется. Это я про песню говорю.
Деньги Романовых: от сундука в подвале до ценных бумаг на бирже
Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
История личного обогащения царей династии Романовых — это история сложного и трудно проходившего процесса осознания российскими самодержцами довольно простой истины: богатство государства, даже при абсолютной монархии, отнюдь не равноценно личному богатству монарха. Когда они это окончательно осознали и приняли, большая часть истории их династии была уже позади.
Царство сундука
По общепринятому у историков мнению, до Петра I русские цари не особенно различали свои личные деньги и государственную казну — бюджетные деньги, как сказали бы сейчас. Мол, это было связано с сакральным характером царской власти в России и с тем, что до Петра просто не было финансовой структуры, способной отделить личные деньги царей от казенных.
Но существовала еще третья причина: самих денег было мало, для управлениями ими особый финансовый менеджмент не требовался. Был подвал с сундуками, где хранилась царская казна, она же — государственный золотовалютный резерв.
Наличные деньги в государстве, конечно, ходили, но их роль в экономике по сравнению с бартерными сделками была ничтожна. Достаточно сказать, что одной из самых важных статей российского импорта были иностранные золотые монеты, своих просто не было.
Доходы царской казны при Грозном оценивались его иностранными современниками в 1,2 млн. рублей в год, царь был один из богатейших монархов мира. Но и ежегодные поступления в царскую казну, и богатство царя состояло в основном из ценностей в натуральном виде — земельных наделов, продуктов земледелия, промышленных товаров и драгоценностей.
Последние вместе с иностранной золотой и серебряной валютой оседали в подвалах Кремля и, хотя фактически были в полном распоряжении царской семьи, на деле тратились в основном на государственные нужды.
Главными статьями расходов были зарплата постоянному контингенту иностранных наемных войск (который даже между войнами составлял от 1,5 до 3 тысяч человек) и обеспечение наличными посольств за рубежом.
Кабинет больших возможностей
Такая ситуация с путаницей личного и государственного продолжалась и при первых царях новой династии. Только Петр сделал попытку выделить из госказны свои личные деньги, учредив в 1704 году личную канцелярию — Кабинет Его Императорского Величества. Кабинет среди прочего вел учет личного имущества царской семьи и следил за своевременностью выплаты царю его зарплаты как офицеру Преображенского полка.
Однако через два года после смерти Петра Кабинет был ликвидирован, потом при Анне Иоанновне восстановлен, потом снова ликвидирован, и только с восшествием на престол Елизаветы Петровны в 1741-м был восстановлен окончательно и просуществовал до 1917 года.
Но на протяжении XVIII века при сменяющих друг друга императрицах Кабинет был скорее политическим органом, чем финансовым — он был посредником между монархами и правительством. Подпись главы Кабинета, кабинет-секретаря, на распоряжениях императриц была равносильна императорской. А как он этим правом пользовался, показывает история падения всесильного канцлера Алексея Бестужева при Елизавете Петровне.
Свалить его противникам удалось, только добившись отставки кабинет-секретаря барона Ивана Черкасова и проведя на его пост своего человека — Адама Олсуфьева. Как записал тогда в своем дневнике французский посланник маркиз де Лопиталь, «Олсуфьев будет единственным хранителем драгоценностей и денег ее величества и будет производить все расходы на ее одежду и гардероб. Бестужев теряет возможность контролировать туалет Елизаветы». Для канцлера это был конец, через несколько месяцев Олсуфьев своей рукой подписал манифест государыни об отставке и аресте графа Бестужева.
Понятно, что от кабинет-секретаря требовались совсем иные качества, чем компетентность в экономике и финансах. Путаница личных царских денег и бюджетных продолжалась.
Когда деньги в кассе Кабинета заканчивались, их просто брали из казны. К концу царствования Елизаветы Петровны дефицит личных средств императрицы достигал 10 млн. рублей, она постоянно занимала деньги у графа Романа Воронцова, одного из богатейших людей империи и одного из первых русских масонов, мастера Петербургской ложи.
Но при воцарении Екатерины II в кассе Кабинета чудесным образом оказалось около 2 млн. рублей, а ее наследник Павел при восшествии на престол нашел там больше 4 млн. рублей. В свою очередь, его наследник Александр I обнаружил кассу пустой, там лежали одни расписки на 1 339 509 рублей долгов.
Но как раз император Павел Петрович, а не Петр I был тем Романовым, кто первым реально, а не формально отделил личные деньги царской семьи от государственной казны.
Сиротские дивиденды
При Павле был принят закон, по которому при рождении императрицей ребенка младенцу сразу начислялось 42 858 рублей. Не ахти какие деньги, но кроме того на крестины, на дни рождения ребенку дарили крупные суммы — «на бриллианты», как записывался этот приход в бухгалтерских книгах Кабинета Его Императорского Величества.
Это были уже настоящие личные деньги членов царствующего дома, до совершеннолетия их владельца деньгами управляла их мать-императрица, а по достижении совершеннолетия великие князья и княжны могли их истратить, а могли пустить в оборот и увеличить свой личный капитал.
Первым финансовым управляющим личных денег царственных отроков и отроковиц была жена Павла I Мария Федоровна. Она, мягко говоря, довольно свободно распоряжалась казенными суммами из кассы Кабинета своего супруга.
Ревизия при воцарении ее старшего сына Александра Павловича показала, что касса пуста, потому что его мать накупила драгоценностей на 3,5 млн. рублей (это даже заставило молодого императора в дальнейшем лично контролировать покупки матери и жены).
Но что касается «материнского капитала» своих детей, то здесь Мария Федоровна повела себя как настоящий инвестор, часть детских денег она положила в банк.
Первые банки появились в России еще при Анне Иоанновне в виде сохранных и ссудных касс, которые платили проценты по депозитам и выдавали кредиты дворянам и купцам.
Мария Федоровна делала депозиты в Сохранную казну Московского Воспитательного дома и Сохранную казну Петербургского Воспитательного дома, всего на сумму больше 10 млн. рублей.
Эти Воспитательные дома были сиротскими приютами, но не обычными. Они патронировались лично Марией Федоровной, и разрешение им вести банковскую деятельность подразумевало, что доходы от этой деятельности пойдут на сирот.
Фактически, в современных терминах, это был «карманный банк» императрицы, финансовая устойчивость которого обеспечивалось гарантированными и регулярными взносами спонсоров и государственными налогами — 25% с каждого публичного увеселения (от уличных праздников до театральных постановок) и по 5 копеек с каждой проданной в империи колоды игральных карт.
Через двадцать лет на всех счетах императора Николая I в «сиротских» банках только процентов накопилось около 400 тыс. рублей.
Окончательное разграничение личного и общественного
При Николае I личные средства членов императорского дома окончательно выделяются из государственной казны. Сокровища короны в виде драгоценностей фактически стали общественным достоянием еще при его старшем брате Александре Павловиче, который вынес их из подвалов на всеобщее обозрение, повелев выстроить в Кремле здание Оружейной палаты.
Ни одна женщина, даже императрица, не стала бы закупать драгоценности за казенный счет с прежним азартом, коль скоро они автоматически попадали не в ее шкатулки, а в музей. А царские инвестиции в предметы искусства стали публичными еще при Екатерине II. На что тратит свои денежки матушка-государыня, ее подданные могли лично увидеть в Эрмитаже Зимнего дворца.
Николай Павлович лишь подвел по этим бюрократическую черту, создав в 1826 году Министерство двора. В его состав вошел и Кабинет Его Императорского Величества, который сосредоточился на управлении личным имуществом царской семьи.
Понятно, что теперь российским самодержцам требовались финансовые управляющие совсем иного склада, чем барон Черкасов и Адам Ольсуфьев. Это были уже настоящие финансовые менеджеры, сами они в политику не лезли, да и не могли бы этого делать в силу незначительности своих придворных чинов, и поименно их знают разве что узкие специалисты-историки по тому или иному царствованию. Зато эти скромные финансисты имели доступ к самой сокровенной инсайдерской информации как в государственной финансовой политике, так и в частных российских банках.
Кстати, именно по этой причине, а не из-за «финансового патриотизма» Романовых, очень долго они не имели заграничных счетов. Член императорской фамилии обязан был только богатеть, а о том, чтобы он разорился, и вовсе не шло речи.
Управляющие их капиталами могли это гарантировать только внутри российской финансовой системы, где не только было «все схвачено», но можно было при крайней нужде даже повлиять на процесс в нужную сторону.
Детство и отрочество царственных миллионеров
Тогда же, при Николае I, детям императоров начали преподавать предмет, который сейчас, в XXI веке, хотят ввести в школьный курс под названием «личные финансы». Кроме изучения теории, дети должны были вести дневники доходов и расходов карманных денег и еженедельно подводить их баланс, получая выговор от преподавателей, если он не сходился.
Сохранился отчет воспитателя будущего императора Александра III, который при очередной проверке обнаружил у наследника недостачу в 11 рублей серебром.
Научившись распоряжаться мелкими суммами, Романовы по достижении совершеннолетия (цесаревич в 16 лет, его братья и сестры — в 20) становились обладателями очень солидных личных капиталов, росших все эти годы вместе с ними, и достигавших в конечном итоге сумм от 1 до 4 млн. рублей, размещенных в основном в ценных бумагах.
Тайная попытка бегства капиталов и их тайное возвращение
Рано или поздно такие суммы должны были выплеснуться за пределы российского финансового рынка, и это происходит, начиная со второй половины XIX века.
Сначала счета в иностранных банках открывают великие князья. Но царские инвестиции ограничиваются только сравнительно небольшими вкладами Александра II и Александра III в английские банки, обеспечивающими кредит императорам при их путешествиях по Европе, и приобретением зарубежной недвижимости, тоже в скромных масштабах.
После 1917 года выяснилось, что все зарубежные дома и виллы Романовых можно пересчитать на пальцах двух рук, причем несколько пальцев останутся свободными (два имения в Польше и пять домов на Лазурном берегу Франции и в Дании).
Сам же Николай спохватился, когда после дарования им октябрьским манифестом «конституции» своему народу этот народ бросился снимать наличные со своих банковских счетов. От коллапса банковскую систему страны спасла только всеобщая почтово-телеграфная забастовка, парализовавшая банковские транзакции.
Тогда же, в ноябре 1905 года, начался тайный перевод личных денег царской семьи за границу. После революции были найдены документы о переводе на анонимные счета в немецкие банки около полумиллиона фунтов стерлингов и больше полутора миллионов немецких марок. Что касается английских и французских банков, то таких документов относительно личных денег Романовых до сих пор не обнаружено.
Зато хорошо задокументирован тайный возврат практически всех царских денег из немецких банков в Россию в 1913 году, то есть за год до выстрелов Гаврилы Принципа в Сараево. На этот факт почему-то мало обращают внимание современные историки, занимающиеся периодом Первой мировой, хотя «инсайдерская информация» императора о начале войны бросается в глаза любому неспециалисту.
Подводя итог более чем трем столетиям накопления личного богатства Романовыми, нельзя не заметить двух главных особенностей этого процесса. Первая: сравнительно поздно, только на третий век своего царствования, они научились различать личное богатство и государственное, но все-таки научились.
И вторая особенность: при практически неограниченных возможностях вывести свои личные капиталы за границу они этим в конечном итоге не воспользовались. Вероятно, потому, что никогда не мыслили себя вне России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции