Англоязычный трек вшэ что это
Единый трек обучения «магистратура – аспирантура» впервые стартует в ВШЭ
В Высшей школе экономики появился новый формат поддержки студентов, выбравших исследовательскую карьеру, – единый трек обучения «магистратура – аспирантура». Участие в конкурсном отборе могут принять студенты первого курса магистратуры, поступившие на бюджетные места. Об особенностях единого трека рассказывает проректор ВШЭ Сергей Рощин.
Во многих странах есть разновидность аспирантских программ (Structured PhD) с включенной магистерской подготовкой. Поступив на такие программы, студент в течение одного-двух лет слушает магистерские курсы, в ряде случаев получая после этого магистерский диплом, и одновременно приступает к подготовке кандидатской диссертации. Отдельная процедура поступления в аспирантуру не предусмотрена. Таким образом, устраняется разрыв между обучением в магистратуре и аспирантуре.
В России ведущие университеты, в том числе Высшая школа экономики, неоднократно выступали с инициативой создания аналогичных единых программ. Несмотря на наличие институционального барьера – необходимости сдавать вступительные экзамены при переходе из магистратуры в аспирантуру, – эта идея представляется нам очень продуктивной. Она активно обсуждалась при разработке Программы развития НИУ ВШЭ до 2030 года, была в ней закреплена, и в этом году было решено приступить к ее реализации.
Единый трек обучения «магистратура – аспирантура» – это поддержка молодых коллег, которые уже по окончании бакалавриата видят себя в качестве исследователей. Для тех, кто выбирает единый трек, индивидуальный учебный план в магистратуре координируется и корректируется соответствующей аспирантской школой, исходя из темы и задач их исследований. Научный руководитель магистерской диссертации является потенциальным руководителем диссертации кандидатской. При этом студенты проходят все обязательные базовые элементы магистерской подготовки.
Как известно, занятия академической наукой требуют определенного времени и ресурсов. В свое время, понимая, что аспиранты явно не могут существовать на обычную стипендию, ВШЭ инициировала трек академической аспирантуры – с повышенной стипендией и возможностями участия в оплачиваемых проектах внутри и вне университета. Аналогичные меры поддержки запланированы и для тех, кто выберет «единый трек»: стипендия в магистратуре составит 50 тыс. рублей, в аспирантуре – 70 тыс. рублей.
Мы бы хотели отобрать для участия в этом треке тех студентов, которые уже во время учебы в бакалавариате приобрели опыт исследовательской работы, имеют опубликованные статьи в соавторстве или индивидуально, а не просто хотят «заняться наукой». Отбор будет осуществляться максимально публично и открыто в соответствии с утвержденной процедурой. Научные результаты заслушают и обсудят в соответствующих подразделениях университета, и опытные коллеги смогут оценить перспективы развития каждого студента и возможность его поддержки в рамках нового трека.
Конечно, студентам, прошедшим отбор на единый трек, в случае успешного окончания магистратуры нужно будет поступить в аспирантуру в соответствии с едиными для всех правилами. У нас нет сомнений, что уровень их подготовки, сформированные компетенции, вовлеченность в академическую среду значительно повлияют на качество их портфолио, а значит будут способствовать успешному прохождению вступительных испытаний.
В этом году на едином треке обучения «магистратура – аспирантура» выделено 50 мест. Они не распределены между магистерскими программами заранее, главное – чтобы на этот трек попали наиболее достойные ребята вне зависимости от того, какое направление подготовки они выбрали и в рамках какой аспирантской школы планируют готовить свои диссертации. Заявления на участие в конкурсном отборе принимаются от студентов до 15 сентября. В следующем учебном году мы планируем продолжить реализацию этого проекта и объявить новый набор. Так что студенты четвертого курса бакалавриата и Вышки, и других вузов уже сегодня могут рассматривать единый трек как одну из возможностей своего дальнейшего профессионального развития.
Надеюсь, что реализация этого проекта будет способствовать притоку в академическую сферу талантливых молодых исследователей, что по окончании аспирантуры коллеги успешно защитят диссертации и придут работать в вузы и научные институты, станут частью не только российской, но и мировой науки.
«За год обучения на едином треке у студентов изменился горизонт исследовательского видения»
Высшая школа экономики продолжает развивать новый формат поддержки студентов, выбравших исследовательскую карьеру, – единый трек обучения «магистратура – аспирантура». На первом курсе магистратуры для них будет выделено 75 мест – на две трети больше, чем год назад. Чем привлекателен единый трек, как на него поступить и каких успехов добились студенты, выбравшие его в прошлом учебном году, рассказал проректор ВШЭ Сергей Рощин.
К реализации трека «магистратура – аспирантура» мы впервые приступили в 2020\2021 учебном году. Была поставлена задача отобрать талантливых студентов, которые еще в бакалавриате не только проявили интерес к исследовательской деятельности, но и продемонстрировали первые научные достижения.
Студенты, поступившие на «единый трек», сформировали свои индивидуальные учебные планы, в которые, помимо магистерских курсов, были включены курсы аспирантской подготовки и курсы, необходимые для продвижения в рамках выбранного научного исследования. Они встроились в научные проекты, реализуемые в подразделениях университета, выбрали научных руководителей своих магистерских диссертаций, то есть потенциальных руководителей кандидатских диссертаций.
В мае мы провели встречу со студентами единого трека, чтобы узнать, что изменилось в их жизни за прошедший год, что им удалось сделать. На встрече выступили порядка пятнадцати человек, и все они говорили, что за это время изменился горизонт их исследовательского видения. Поступая в магистратуру, они еще не понимали в полной мере, как вести исследования, как решать поставленные научные проблемы. Теперь же, общаясь со своими научными руководителями, в своих научных коллективах, они стали выстраивать свою работу на ближайшие 4-5 лет, хорошо понимая, куда она ведет и чем может завершиться. Почти все отметили свое продвижение в работе над исследовательскими проектами в первый год обучения, то есть на ранней стадии.
Радует, что практически у всех участников встречи уже есть те или иные исследовательские заделы, что они планируют завершить магистерский этап трека с опубликованными или с принятыми к публикации работами.
Студенты всерьез восприняли возможность сочетания обучения и исследовательской деятельности, они готовы демонстрировать академические результаты
Так что выбранная технология единого трека, на наш взгляд, оказалась эффективной, и теперь необходимо лишь уточнять детали – например, при выстраивании индивидуальных учебных планов больше внимания уделять их сочетанию с исследовательской проблематикой.
В 2021/22 учебном году набор на единый трек будет проведен по той же схеме, как и год назад. Каждая аспирантская школа определит, студентов каких магистерских программ она готова пригласить на единый трек. Подчеркну, что речь идет только о студентах, поступивших на места без оплаты обучения. Подать заявления и сформировать портфолио нужно будет до 15 сентября, после чего состоится отбор. Индивидуализация учебного плана, выбор научного руководителя, встраивание в научную работу в сочетание с обучением, стипендия 50 тыс. рублей – для тех, кто пройдет конкурс, все это предусмотрено, как и в прошлом году.
Единый трек «магистратура – аспирантура» в Вышке будет развиваться и дальше. Мы рассматриваем его как магистральный путь развития молодых коллег, как инструмент формирования аспирантуры с заблаговременным отбором кандидатов, как стандарт качества академической подготовки. Единый трек позволяет быстро преодолеть «школьно-учебную» стадию, которая иногда бывает характерна для магистерской подготовки, и сразу включиться в исследования. Надеюсь, что со временем мы сможем расширить ресурсные и организационные возможности этого проекта.
Для ряда студентов единый трек «магистратура – аспирантура» в ВШЭ – хорошая альтернатива обучению за рубежом на программах PhD, куда принимают сразу после бакалавриата. Поступать просто в магистратуру или в магистратуру с возможностью выбора серьезного исследовательского трека – это разные опции и с точки зрения индивидуального выбора, и в части возможностей, которые предоставляют выпускникам бакалавриатов российские университеты.
Уверен, что среди тех, кто сейчас поступает в нашу магистратуру, найдется немало желающих и достойных учиться по программе единого трека.
Рассказывают студенты
Алиса Кузьмина, студентка магистерской программы «Позитивная психология»
На третьем курсе на вопрос другого преподавателя «Кто хочет стать великим психологом?» я решительно ответила: «Я!» (про себя, разумеется). Возможные траектории и сегодня остаются для меня туманными, но год назад, когда научный руководитель рассказал мне про единый трек (или, как он его называет, «дабл трабл»), я поняла, что эта программа для меня. Судя по тому, что пройти конкурс мне удалось, я в достаточной мере сумела продемонстрировать это отборочной комиссии.
Надо признаться, что этот учебный год стал для меня настоящим испытанием. Социальная изоляция, минимум физической активности, высокая академичная нагрузка – уже в январе я с трудом могла выполнять намеченный план по работе над статьями. Но в тот период благодаря единому треку я ощущала поддержку родного университета, сохранила огонёк желания быть ученым, и с каждым днём он разгорается сильнее. До конца года успела написать и отправить в журналы две статьи, провести первую открытую лекцию и пройти аспирантский курс по философии науки.
Сейчас я веду междисциплинарные исследования на стыке психологии, лингвистики и компьютерных наук, работаю на факультете гуманитарных наук в НУЛ лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик, всё ближе подбираюсь к той теме, которая могла бы стать основой моей исследовательской программы. Хотелось бы обрасти контактами ученых, которым тоже интересна эта тема и мой взгляд на неё. Со следующего года начну преподавать авторский курс по машинному анализу текстов. Надеюсь создать на базе Департамента психологии группу студентов-исследователей, которые будут внедрять методы компьютерной лингвистики в исследовательскую работу психологов.
Сергей Трошин, студент магистерской программы «Науки о данных»
На единый трек я поступал по рекомендации Екатерины. На тот момент я уже почти определился, что хочу и дальше развиваться в академической среде, учиться в аспирантуре в России, а единый трек только укрепил это стремление. Не был уверен, что меня выберут, так как от кандидатов ожидают хотя бы одну публикацию, а не просто желание заниматься наукой. Однако у меня на тот момент был препринт статьи и неплохой план исследований, мотивация, что позволило пройти конкурс.
Студентам единого трека нужно проявлять публикационную активность. Нам с Надеждой Чирковой по итогам года удалось опубликовать две статьи на ведущих международных конференциях на тему анализа исходных кодов программ с помощью глубинного обучения — я считаю это большим достижением. Наши исследования могут облегчить задачи разработчиков программного обеспечения, и мы планируем и дальше работать в этом актуальном направлении.
О наших работах я рассказал на аспирантском семинаре. Помимо учебы, стараюсь понемногу включаться в преподавательскую деятельность, на многих курсах был учебным ассистентом, вел семинарские занятия по машинному обучению, а в следующем учебном году буду вести научно-исследовательский семинар у студентов третьего курса. В ближайшие несколько лет хотелось бы продолжать работу в Центре глубинного обучения и байесовских методов, опубликовать пару узнаваемых статей, защитить кандидатскую диссертацию.
Валерия Кондратенко, студентка магистерской программы «Прикладные методы социального анализа рынков»
О едином треке я узнала от Диляры Ибрагимовой, у которой была учебным ассистентом, и в очень сжатые сроки собрала документы на конкурс. Самой сложной оказалась подготовка плана-проспекта исследования – не только магистерского, но и аспирантского: нужно было за две недели распланировать свою жизнь на пять лет. Еще в бакалавриате я заинтересовалась темой потребления алкоголя и теперь решила ее продолжить: в магистратуре изучаю влияние родителей на детей в части потребления алкоголя, а в аспирантуре буду рассматривать влияние супругов друг на друга.
У всех, кто хочет развиваться в академической среде, должны быть серьезные требования к самому себе. И главное из этих требований – публиковать статьи в ведущих журналах. Публикации – это наше все. Одну статью в этом году я уже опубликовала в «Экономической социологии», еще одну – в соавторстве, по результатам моего бакалаврского диплома – планирую «добить» в следующем году. Кандидатскую диссертацию хотелось бы защитить по статьям.
В конце учебного года студенты единого трека обсуждали результаты своей учебы с проректором Сергеем Рощиным, и один из выводов заключался в том, что самое важное для нас – включенность в научное сообщество. Мы должны демонстрировать друг другу свои результаты, искать их пути их улучшения, и это можно делать в рамках научных лабораторий. Я работаю в Лаборатории экономико-социологических исследований, выступаю на конференциях, и это помогает себя реализовать в научном мире.
Единый трек – хорошая альтернатива зарубежным программам PhD. Для себя я вижу больше перспектив в России, к тому же моя исследовательская тема интересна в Вышке многим коллегам. Было бы глупо уехать ради того, чтобы уехать, когда здесь есть столько перспектив. Обучение за рубежом я рассматриваю только как возможность мобильности – осенью по обмену поеду на семестр в Болонью.
Анастасия Кромина, студентка магистерской программы «Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию»
Когда узнала о существовании единого трека, очень заинтересовалась, потому что он, во-первых, может упростить путь в аспирантуру и, во-вторых, дает шанс пройти в магистратуре аспирантские курсы, актуальные уже на данный момент. В-третьих, важным фактором была повышенная стипендия – как и всякое финансирование, это важная мотивация для оперативной работы над исследованием.
За год обучения на едином треке я прошла два аспирантских курса, приняла участие с двумя постерными докладами, устным докладом и flash-докладом в российской и международных конференциях, а самое главное – начала писать статью в международный рецензируемый журнал, которую планирую завершить уже в начале следующего учебного года.
В дальнейшем собираюсь окончить магистратуру, поступить в аспирантуру, написать и защитить диссертацию, продолжать развиваться как исследователь, делать карьеру и стать человеком, которого узнают в научном сообществе в моей сфере. Я давно построила свои академические планы на ближайшие несколько лет, но теперь благодаря единому треку гораздо больше уверена, что их удастся реализовать.
Узнать подробности о поступлении на единый трек обучения «магистратура-аспирантура» можно тут.
Единый трек обучения «магистратура-аспирантура»
Программа предусмотрена для магистрантов, поступивших на бюджетные места в 2021 году.
Участие в конкурсе на поступление на совместный трек возможно только для магистрантов 1 курса.
Подробно о регламенте и критериях отбора
Особенности программы на этапе «магистратура»
Индивидуальный учебный план (ИУП)
1. Обязательное включение дисциплин, направленных на развитие академических навыков.
2. Включение дисциплин для подготовки к сдаче кандидатского (квалификационного) экзамена по специальности.
3. Участие в исследовательском проекте.
Возможность выбора дисциплин/практик из образовательных программ и магистратуры, и аспирантуры.
ВКР как основа кандидатской диссертации
Темы курсовой работы/ВКР и кандидатура научного руководителя магистранта согласовываются Академическим советом профильной Аспирантской школы.
К научному соруководству магистрантом могут привлекаться ведущие ученые из партнерских университетов.
Финансирование
Стипендия с месяца зачисления на программу до окончания магистратуры (30 июня) в размере 50 тыс.рублей.
Отчисление с трека возможно только одновременно с отчислением из магистратуры.
Особенности программы на этапе «аспирантура»
Поступление в аспирантуру
1. Поступление участников единого трека в аспирантуру, в соответствии с законодательством РФ, на общих основаниях. Однако формирование во время обучения в магистратуре соответствующего портфолио позволит участникам трека успешно проходить вступительные испытания.
Индивидуальный учебный план аспиранта
Основная трудоемкость программы аспирантуры – работа над текстом диссертации и публикациями.
Предусмотрено выполнение «дисциплинарной» компоненты программы еще на этапе «магистратура».
Финансирование
Аспиранты трека получают стипендию 70 тыс. рублей ежемесячно.
Ежегодное подтверждение участия в едином треке на аттестации.
Английский язык в бакалавриате
Кроме студентов образовательных программ МИЭФ, совместного бакалавриата с LSE по международным отношениям, совместного бакалавриата НИУ ВШЭ и РЭШ и программы двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета «Прикладной анализ данных», у которых особая программа изучения английского языка
Умение свободно читать профессиональную литературу, изъясняться с будущими партнерами, писать и учиться на английском языке — одна из самых необходимых компетенций для студентов НИУ ВШЭ.
Как можно выучить английский язык во время учебы в НИУ ВШЭ?
Дисциплины модуля «Английский язык» не входят в основную часть образовательной программы бакалавриата. Они предлагаются всем студентам факультативно.
Начиная с 2020 года набора, в соответствии с концепцией развития англоязычной коммуникативной компетенции студентов, перечень дисциплин, из которого студенты могут выбрать дисциплины, зависит от входного тестирования.
Если студент включает в свой ИУП факультатив по английскому языку, то он принимает на себя ответственность по добросовестному освоению учебного плана в полном объеме. В этом случае статус «факультатив» никак не облегчает работу студента — все оценки, полученные по английскому языку учитываются также, как и оценки по другим дисциплинам (базовым, вариативным, любым, включенным в ИУП).
Где пригодится английский язык студентам бакалавриата?
На 3-м и 4-м курсах многие дисциплины будут читаться на английском языке. Кроме того, при подготовке выпускной квалификационной работы студенты должны использовать источники на иностранном языке. На выпускном курсе каждый студент готовит развернутый план (Project Proposal) и аннотацию на английском языке для своей выпускной квалификационной работы (если основной текст выполняется на русском или отличном от английского иностранном языке). Project Proposal проверяется системой Антиплагиат и оценивается отдельно — на 2 месяца раньше защиты выпускной работы.
Кстати, студенты во время учебы могут учиться в зарубежных университетах (от коротких двухнедельных программ академической мобильности до годичных стажировок), а это требует хороших умений грамотно выражаться на английском языке.
Как и когда Вышка проверяет знания студентов по английскому языку?
В сентябре 2021/2022 учебного года все студенты, зачисленные на 1 курс бакалавриата и специалитета НИУ ВШЭ, должны пройти Входное тестирование по английскому языку (ВТ).О Входном тестировании по английскому языку Вы можете узнать здесь.
В середине первого курса проводится промежуточное тестирование с целью определения прогресса студента в первом и втором модулях и является возможной точкой перехода на другой уровень изучения дисциплины того же или иного направления. Такое тестирование проводится для всех студентов первого курса, а результаты не учитываются в рейтинге студента (не влияют на скидки и стипендию).
В конце первого курса студенты сдают внутренний экзамен. Особенность этого экзамена в том, что его принимают преподаватели НИУ ВШЭ, которые не учили студентов английскому языку во время учебного года. Экзамен проводится в течение двух дней по единой программе на всех образовательных программах всех кампусов Вышки. Оценка учитывается в летнем текущем рейтинге. Больше информации о Внутреннем экзамене по английскому языку Вы можете узнать здесь.
Студенты третьего сдают внешний независимый экзамен. Особенность экзамена в том, что его проведение максимально приближено к процедуре сдачи экзаменов на международные сертификаты. Ни один из преподавателей английского языка Вышки не принимает участие в экзамене. Оценка, полученная по этому экзамену, обязательно включается в приложение к диплому выпускникам бакалавриата НИУ ВШЭ. Эта же оценка учитывается в летнем текущем рейтинге второго курса.
Альтернативное освоение английского языка
Если студент имеет один из действующих международных сертификатов, подтверждающих знание английского языка, и имеет желание, возможности и время посещать факультатив, то он может предъявить сертификат в учебный офис своей образовательной программы и перезачесть оценку за оценку по факультативу, а также по внутреннему или внешнему экзаменам. Подробнее о перезачете по ссылке.
Студент может вовсе не выбирать бесплатный факультатив по английскому языку и выбрать путь самостоятельного изучения: в платных языковых школах, самостоятельно с помощью онлайн-ресурсов, на курсах дополнительного профессионального обучения в НИУ ВШЭ. В этом случае он в обязательном порядке должен будет подтвердить свою готовность учиться в дальнейшем на английском языке, а именно сдать промежуточный и внутренний экзамены на первом курсе и внешний независимый экзамен на втором курсе. Приложение к диплому у такого студента не содержит запись о факультативной дисциплине «Английский язык», но обязательно указывается оценка, полученная на внешнем независимом экзамене.
Для студентов, имеющих уровень Elementary, на странице Бакалавр+ размещена информация о Программе Ускоренный курс английского языка для академических целей. Программа предусматривает интенсивное обучение слушателей, владеющих английским языком на уровне А1-А2, испытывающих сложности в использовании английского языка для целей общения в академической среде, а также в освоении английского языка в рамках основной образовательной программы.
Работает ли такая система?
Работает и результат хороший.
Ежегодно около одного процента от числа студентов предъявляют к перезачету международные сертификаты и поддерживают уровень языка самостоятельно. Такие студенты до поступления в НИУ ВШЭ «вложились» в изучение английского, приобрели привычку к самоподготовке и имеют возможность высвободить время для чего-то более интересного и полезного.
Средний балл результатов внешнего независимого экзамена на втором курсе — выше 6 баллов (на протяжении минимум пяти лет), что по международным меркам свидетельствует о готовности и способности учиться на английском языке.
Подавляющее большинство студентов посещают факультатив по английскому языку в течение двух лет. И это правильно — почему же не использовать дополнительный безвозмездный для студента ресурс, помогающий поддерживать одну из основных компетенций в хорошей форме.
Куда можно направить замечания и предложения по преподаванию английского языка?
На странице Школы иностранных языков работает горячая линия «Выразительная кнопка». С помощью нее Вы можете выразить свое отношение к преподаванию английского языка в НИУ ВШЭ.
Какие нормативные документы регулируют изучение английского языка?
Трек «Магистратура – аспирантура»
Первый набор в 2020 году
Дополнительная программа для тех, кто поступает в магистратуру Института образования или других факультетов Вышки и планирует академическую карьеру в области образования. Помогает подготовиться к поступлению в аспирантскую школу по образованию, пройти часть продвинутых курсов для аспирантов и работать над исследованием еще в магистратуре. И таким образом увеличить свои шансы на получение степени PhD in Education. Трек включает работу в лабораториях и центрах института, постоянный контакт с командой научных руководителей и углубленное изучение отдельных дисциплин.
Что нужно на старте?
К программе могут присоединиться студенты, планирующие поступление на магистерские программы ВШЭ, которым интересен академический трек, учеба в аспирантуре и перспектива без опозданий выйти на защиту кандидатской диссертации.
Обязательное условие – идеи, которые вы намерены развивать в рамках научной работы. Изложите в мотивационном письме идеи, замыслы и проекты, которые, на ваш взгляд, могли бы стать отправной точкой для диссертации, и аргументированно обоснуйте свое желание поступать на пятилетний академический трек. Письмо и другие документы подаются при поступлении в портфолио.Задача конкурса – отобрать самых мотивированных магистрантов.
Обратите внимание: набор на трек идет по приоритетным направлениям исследований Института образования. Перед подготовкой мотивационного письма изучите список и определите направление, которое вы хотели бы развивать в своих исследованиях.
Отбор проходит в два этапа:
В процессе учебы
Уже в магистратуре вы сможете пройти ряд продвинутых учебных курсов для аспирантов — в области образовательных теорий, методов сбора и анализа данных, развития навыков академического письма на русском и английском языках.
Для участников трека разработан специальный углубленный курс английского языка для получения сертификата IELTS: он откроет путь к специальной «академической аспирантуре», повышенной стипендии и длительным стажировкам в любой стране и университете мира. Для участников трека сдача экзамена на сертификат IELTS является бесплатной.
В рамках научно-исследовательского семинара магистрант сможет поэтапно «докручивать» первоначальные идеи, с которыми он поступил на трек, до полноценной научной работы. К моменту поступления в аспирантуру идеи должны вырасти до грамотного план-проспекта исследования, качество которого оценит академический совет аспирантской школы.
Все участники трека будут трудоустроены в научные центры Института образования. Это позволит работать над самыми передовыми исследованиями, в том числе в крупных международных проектах, и не разрываться между учебой и работой: это единственный вид совмещения, который позволяет эффективно учиться в аспирантуре и вовремя выходить на защиту.
Магистранты получат поддержку в подготовке научных публикаций – в том числе есть возможность преобразовать в публикацию магистерское исследование. Наличие публикаций – бонус при поступлении в аспирантскую школу и одна из ступеней на пути к защите диссертации.
После выпуска
Выпускники аспирантской школы и кандидаты наук об образовании добиваются успеха не только как ученые и преподаватели, но и становятся востребованными экспертами, аналитиками, консультантами. Их мультидисциплинарные знания востребованы во многих сферах, связанных с развитием человеческого капитала.
Упрощенное поступление в аспирантуру и меньшая учебная нагрузка – в том числе благодаря проработанному план-проспекту, зачету ряда курсов и публикациям;