Аничча что это значит
Аничча что это значит
редакция перевода: 14.10.2009
Перевод с английского: Рупасири Перера
источник:
Лекции, прочитанные на конференции,
посвященной памяти Салара Джунга
в музее Салара Джунга,
Хайдерабад, Индия 7 февраля 1999 г
Трилогия характерных черт сущности: Непостоянство (Аничча), Страдание (Дуккха), Отсутствие Самости (Анатта)
- 1. искажение видения непривлекательного как привлекательного.
2. искажение видения приносящего стадания как радостного.
3. искажение видения непостоянного как постоянного.
4. искажение видения того, что не является самостью как самость.
- 1. Он возникает из состояния невидоизмененной сущности.
2. Он проходит эволюцию до точки максимального видоизменения.
3. Он начинает разъединяться.
4. Затем он достигает стадии полной дезинтеграции, полного разрушения.
Что отрицает учение
- ٭ В возвратном значении, когда мы говорим о «себе».
Будда принимает такое употребление слова «себя». Он говорит, что вам надо тренировать себя, каждый должен очищать себя, вам надо стараться и т.д.
٭ Чтобы ссылаться на личность самого человека, ссылаться на составное целое тела и ума.
٭ Здесь слово самость,как емкое понятие, используется для того, чтобы легко и экономично ссылаться на то, что является сложным процессом. «Самость» в этом значении тоже приемлемо в Буддизме.
٭ Реальное существо самости (эго), сохраняющийся субъект, существующий в сердцевине психо-физической личности.
- ٭ Что именно является природой самости?
٭ Почему личность является не самостью? (Каковы причины, чтобы отрицать самость в пяти совокупностях?)
- 1. идея протяженности или продленности
2. простота, нецелостность существа
3. необусловленность
4. восприимчивость к контролю
Может ли учение о трилогии вести вас к освобождению
Аничча
дзэн-искусство-дзэн
Энциклопедическая справка:
Аничча (пали, санскр: анитья – “бренность, непостоянство”) — одна из основополагающих доктрин буддизма, наряду с дукхой и анаттой составляющая “Три признака существования”.
В соответствии с ней, всё в мире находится в постоянном движении и ничто не является неизменным, включая богов, демонов, звёзды, планеты и даже чёрные дыры (хотя, чёрт их знает, эти дыры).
Аничча проявляется в человеческой жизни в виде рождения, роста, старения, смерти, непрерывных жизненных перемен, восходов, закатов, шагов, вдохов, выдохов, приходов, уходов, секунд, потерь, находок, новых потерь, стука сердца, разбитых чашек, склеенных чашек, выпитых чашек, ещё раз разбитых чашек, и некоторых других феноменов.
Внимание вопрос:
Из чего сделаны эти украшения?
(прежде чем читать дальше, предлагаю вам сделать три попытки отгадать).
Из пластилина. Из пластилина, понимаете?!
Я вот не очень понимаю как… Как такое возможно?
Создаёт это эфемерное богатство Мария Ширяева – человек многих достоинств и умений.
Сама она говорит, что для неё это медитативная практика, и помогает ей во внутренней работе с тревогой, волнением. Для гармонизации состояния, в общем.
Но красота в глазах смотрящего, и я, ценя Машину скромность, тем не менее, вижу в её искусстве настоящее и глубокое Искусство
(с большой буквы, как вы можете заметить).
Когда-то, в детстве, в повести Джерома Сэлинджера “Выше стропила, плотники”, я прочёл такую сентенцию:
Я ничего тогда не понял ни в ней, ни в целом в этой книге (а в лошадях и до сих пор не понимаю), но почему-то цитата эта глубоко запала мне в душу и сделалась одним из символов моей жизни.
Потом я узнал о традиции китайских каллиграфов, в жаркий день рисовать иероглифы водой на горячем асфальте. Иероглифы, как вы понимаете, исчезали в момент завершения.
Затем я увидел как тибетские монахи в течение недели кропотливо создавали сложную мандалу из цветного песка. И я увидел также, как в момент завершения они тут же разрушили её несколькими взмахами рук.
Все эти виды искусства вызывают во мне глубокий резонанс – искусства не оставляющие следов.
Поэтому я люблю танец и перформанс, поэтому мне очень понравились Машины пластилиновые украшения. Они напоминают мне об осыпающихся лепестках цветущей яблони весной и кружащихся в воздухе осенних листьях. Они напоминают мне о нежности ребёнка и о моих стареющих родителях. Они напоминают мне о хрупкости и краткосрочности человеческой жизни… жизни вообще.
Другое
дзэн-искусство-дзэн
-Мария Ширяева
В ту ночь при свете фонарика Симор прочел Фрэнни свой любимый рассказ – даосскую легенду.
“Князь Му, повелитель Цзинь, сказал Бо Лэ: “Ты обременен годами. Может ли кто-нибудь из твоей семьи служить мне и выбирать лошадей вместо тебя?”
Бо Лэ отвечал:
“Хорошую лошадь можно узнать по ее виду и движениям. Но несравненный скакун – тот, что не касается праха и не оставляет следа, – это нечто таинственное и неуловимое, неосязаемое, как утренний туман. Таланты моих сыновей не достигают высшей ступени: они могут отличить хорошую лошадь, посмотрев на нее, но узнать несравненного скакуна они не могут. Однако у меня есть друг, по имени Цзю Фангао, торговец хворостом и овощами, – он не хуже меня знает толк в лошадях. Призови его к себе”.
Князь так и сделал. Вскоре он послал Цзю Фангао на поиски коня. Спустя три месяца тот вернулся и доложил, что лошадь найдена. “Она теперь в Шаю”, – добавил он. “А какая это лошадь” – спросил князь. “Гнедая кобыла”, – был ответ. Но когда послали за лошадью, оказалось, что это черный, как ворон, жеребец.
Князь в неудовольствии вызвал к себе Бо Лэ.
– Друг твой, которому я поручил найти коня, совсем осрамился. Он не в силах отличить жеребца от кобылы! Что он понимает в лошадях, если даже масть назвать не сумел!
Бо Лэ вздохнул с глубоким облегчением:
– Неужели он и вправду достиг этого – воскликнул он. – Тогда он стоит десяти тысяч таких, как я. Я не осмелюсь сравнить себя с ним. Ибо Гао проникает в строение духа. Постигая сущность, он забывает искусственные черты; прозревая внутренние достоинства, он теряет представление о внешнем. Он умеет видеть то, что нужно видеть, и не замечать ненужного. Он смотрит туда, куда следует смотреть, и пренебрегает тем, на что смотреть не стоит. Мудрость Гао столь велика, что он мог бы судить и о более важных вещах, чем достоинства лошадей.
И когда привели коня, оказалось, что он не имеет себе равных.
-Дж. Д. Сэлинджер, “Выше стропила, плотники”,
перевод Р. Райт-Ковалевой.
P.S. После выпуска поста, меня поправили специалисты: “Черные дыры кванотово испаряются и тоже рано или поздно исчезнут”. Так что, последняя надежда на постоянство в этом мире, испарилась.
Всего вам доброго, и надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!
Об авторе
Меня зовут Валерий Веряскин, и я веду этот блог, а также обучаю медитации.
А хочу я в меру сил поделиться своим опытом Практики Осознанности в повседневной жизни.
анитья
Смотреть что такое «анитья» в других словарях:
АНИТЬЯ — (санскр. невечность, непостоянство; пали аничча), одно из центральных понятий буддизма (см. БУДДИЗМ) (наряду с понятиями анатмана (см. АНАТМАН) и страдания). Означает непостоянство всего сущего, т. е. объективного и субъективного содержания… … Энциклопедический словарь
Анитья — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Анитья … Википедия
Кшаникавада — (санскр. क्षणिकवाद, «теория мгновенности») буддийское онтологическое учение о мгновенности бытия и непостоянстве любого состояния. «Кшана» означает мгновение время, за которое можно щелкнуть пальцами. Существуют переводы этой величины … Википедия
скандха — (санскр.), кхандха (пали). В абхидхармич. лит ре тхеравады природа С. объясняется с помощью закона зависимого происхождения. Доказывается, что выводы разума, к рый формируется в условиях сансары, это не что иное, как незнание, неведение,… … Буддизм
дхарма — ы; ж. В буддизме: мельчайшие неделимые духовные частицы, из которых складывается поток индивидуального сознания. ◁ Дхармический, ая, ое. * * * дхарма (санскр.), 1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, имеющее… … Энциклопедический словарь
БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ — БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ, основы буддийского учения, открытые Буддой в момент Просветления и сформулированные им в четырех утверждениях. * * * БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ (санскр. арья сатьяни, пали ария сачча), основные положения буддизма (см. БУДДИЗМ).… … Энциклопедический словарь
ВИПАШЬЯНА — (санскр.: проникновенное видение), в буддизме практический комлекс занятий по сосредоточенному созерцанию четырех благородных истин и основополагающих идей о невечности (анитья (см. АНИТЬЯ)), об отсутствии вечной души (анатман (см. АНАТМАН)), о… … Энциклопедический словарь
бахушрутийя — (санскр., в будд. традиции «те, кто много слышал», иначе «ученые, эрудиты») одна из школ раннего буддизма из ветви махасингхика. Возникла ок. 250 до н. э. в результате раскола школы гокулика. Основателем школы Б. будд. традиция признает архата… … Буддизм
випассана — (пали) высшая стадия медитации, способность проникновения в сущность вещей и явлений, мудрость (праджня). С помощью В. происходит освобождение от эгоцентризма (нама) и потребностей физич. тела (рупа), познается сущность скандх и источников… … Буддизм
Три характеристики существования: аничча, дуккха, анатта
«Появляются ли в мире Татхагаты, или нет – этот закон, эта истина Дхаммы всегда остаётся неизменной и постоянной: все формации непостоянны, все формации страдательны, все феномены безличностны» (Уппада сутта, АН 3.136)
Чтобы достичь полного освобождения, требуется познать эти три характеристики во всей глубине и полноте на прямом опыте. Эти три характеристики присущи всем феноменам бытия. Единственным феноменом, который не имеет характеристик непостоянства и страдательности, является ниббана. Однако даже ниббана имеет характеристику безличностности, т.к. не является составной частью личности (анатта) (Сабба сутта).
Непостоянство
Это первая из трёх характеристик существования. Именно из-за непостоянства все феномены страдательны и безличностны.
Непостоянство вещей – это их возникновение, проистекание и изменение, или же исчезновение тех вещей, которые уже возникли. Непостоянство означает, что эти вещи никогда не находятся в каком-либо продолжительном неизменном состоянии, а из мига в миг постоянно претерпевают изменения.
Непостоянство – это главная черта всех обусловленных феноменов, будь они материальными или умственными, грубыми или утончёнными, чьими-то собственными или внешними. Всеобщность непостоянства существования также часто описывается в рамках пяти совокупностей (ккандха), шести собственных и шести внешних сфер чувств (аятана) и т.д. Только необусловленная ниббана является постоянной.
Прозрение, ведущее к первой степени пробуждения (вступление в поток), часто выражается в познании непостоянства, то есть глубоком понимании тезиса: «То, что подвержено возникновению – то подвержено и прекращению».
Последними словами Будды было обращение к монахам: «Подвержены разрушению все составные вещи. С усердием идите к цели» (Махапариниббана сутта).
Без глубочайшего прозрения в непостоянство, страдательность и безличностность, нет возможности достичь полного освобождения от сансары.
Страдание
Вторая из трёх характеристик существования, а также первая благородная истина. Это понятие не ограничивается лишь болезненным телесным ощущением или неприятным умственным, но также означает неудовлетворительную природу всех составных (обусловленных) феноменов, которая является таковой из-за их непостоянства. Поэтому сюда же попадают и приятные ощущения. Слово «неудовлетворительность», возможно, позволяет более широко описать принцип страдательности.
Некоторые говорят о том, что принцип страдательности означает полное отсутствие приятных ощущений и переживаний. Однако, это неправильная трактовка. В Махали сутте Саньютта Никаи Будда говорит:
«. если бы форма (далее – чувства, восприятие и т.д.) была бы только страдательной – и из-за этой страдательности была бы наполнена страдательностью и не наполнена [хотя бы частично] приятностью – то существа не могли бы очаровываться формой. Но поскольку форма также и приятна – то из-за этой приятности форма наполнена приятностью и не наполнена [всецело] страдательностью – существа очаровываются формой. Очаровываясь ей, они её схватывают. Схватывая, они загрязняют [свой ум]. В этом причина, в этом условие загрязнений [ума] существ. Вот как существа загрязняют [ум] благодаря причине, а не беспричинно.
. если бы форма (далее – чувства, восприятие и т.д.) была бы только приятной – и из-за этой приятности была бы наполнена приятностью и не наполнена [хотя бы частично] страдательностью – то существа не могли бы отбросить очарованность формой. Но поскольку форма также и страдательна – то из-за этой страдательности форма наполнена страдательностью и не наполнена [всецело] приятностью – существа разочаровываются в форме. Через отсутствие очарованности они становятся беспристрастными. Через беспристрастность они очищают [свой ум]. В этом причина, в этом условие очищения [ума] существ. Вот как существа очищают [ум] благодаря причине, а не беспричинно».
Безличностность
Это последняя из трёх характеристик существования. Безличностность означает, что ни в теле, ни в уме, ни вне их нельзя найти что-то такое, что можно было бы считать своей абсолютной сущностью, неизменной личностью, которая существовала бы сама по себе и представляла собой некую реальную истинно существующую сущность, эго, душу и т.д.
Безличностность – это главнейший принцип в учении Будды. Без понимания этого принципа правильное понимание всей полноты невозможно. Это уникальная черта буддизма, на которую целиком опирается всё учение. Другие буддийские принципы можно в том или ином виде найти и в других философских или религиозных системах, но безличностности учил только Будда.
Тот, кто не смог увидеть безличностность всего существующего, и не понял, что в реальности существует только зависимый от различных вещей самоподдерживающий процесс возникновения телесных и умственных феноменов, в котором нет отдельной от него души или эго, не сможет правильно понять учение Будды. Такой человек будет думать, что его эго, его душа или его «я» – это то, что испытывает страдания, совершает добрые и плохие дела, перерождается в других жизнях (или наоборот, исчезает после смерти), или входит в ниббану, где и будет существовать вечно.
Поэтому для чёткого разъяснения принципа безличностности в Висуддхимагге сказано:
«Только страдания существуют, но не найти страдающего;
Поступки совершаются, но нет того, кто их совершает;
Ниббана есть, но нет того, кто в неё входит;
Путь существует, но не найти того, кто по нему идёт».
О том, какими бывают фичи, и как они создаются, будет рассказано в данной статье.
Виды и задачи фич
Чаще всего различные фичи используются:
в игровой индустрии. Фичами в играх могут быть необычные поведение персонажей или система диалога, конструкторы или внезапные сюжетные ходы;
в ПО основной фичей является кардинально новое оформление интерфейса;
В концепции продукта фича решает следующие задачи:
формирует механизм возвращения. Фичи должны быть привлекательными для пользователей и вырабатывать у них привычку к использованию функций сайта или приложения;
дает возможность измерять активацию пользователей продукта с помощью специальных метрик;
служит для повышения числа возвращений, вовлечений и для повышения монетизации продукта.
Кроме того, фичи должны «работать» на формирование положительного пользовательского опыта (UX). Это важно для успешности релиза, который должен иметь, благодаря внедрению тех или иных фич, высокие метрики. Фичи, которые делают продукт компании уникальным и отсутствуют в продуктах конкурентов, называются киллер-фичами.
Как фичи внедряются в продукт
Как правило, создание фич происходит обособленно от разработки общего продукта и включает следующие этапы:
формулирование основных целей, которых поможет достичь внедрение фич в проект (например, увеличение числа пользователей, приобретающих платную подписку, или отрыв от конкурентов);
выбор основных и вспомогательных метрик (ими могут быть количество посетителей, которые зарегистрировались на сайте, активация пользователей, понимающих ценность фичи, удержание пользователей);
сбор идей с помощью интервью, опросов, А/В-тестирования, записей на видео пользовательских сессий, UX-тестирования, продуктовой аналитики и анализа конкурентов;
расстановка приоритетов создания фич. Фичи оцениваются по их ценности (вкладу в продукт) и по трудозатратам на их реализацию. В зависимости от этих критериев фичи делятся на: Quick Wins (дающие большую ценность и наиболее быстро создаваемые), Big Bets (ценные, но труднореализуемые), Maybes (те, что легко реализуются, не имеют большой ценности и могут быть разработаны позже), Time Sinks (фичи не в приоритете);
отбор (скоринг) фич по критериям и их оценка по шкале от 0 до 10. Сравнение проводится по целевым метрикам, увеличению прибыли, привлечению и удержанию клиентов, по стратегической ценности и по иным параметрам;
внедрение фич в продукт и тестирование результатов. На этом этапе устраняются фичи, блокирующие развитие продукта, а также может быть создан новый альтернативный функционал.
ЦРК БИ (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ) НИУ ВШЭ приглашает всех желающих пройти обучение по созданию успешных и ценных фич для различных направлений IT. Записаться на данные курсы можно на нашем сайте.