Аничкова слобода что это
Аничков мост — один из самых известных мостов Санкт-Петербурга
Аничков мост — один из самых известных мостов Санкт-Петербурга, который находится в Центральном районе города, проходит через реку Фонтанку и соединяет Спасский и Безымянный острова. Мост расположен по оси Невского проспекта. Выше по течению находится мост Белинского, ниже — мост Ломоносова.
Название моста
Мост был назван в честь подполковника-инженера Михаила Аничкова, чей батальон во времена правления Петра I дислоцировался за Фонтанкой в, так называемой, Аничковой слободе.
Якобы народное происхождение имени моста в честь некой Анне или Анечке не имеет под собой никакой исторически правдивой основы.
Скульптуры Аничкова моста
Знаменитые «Укротители коней» были созданы скульптором Петром Клодтом. Первые две скульптуры были отлиты в бронзе: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». Они появились на западной стороне в 1841 г.
На восточном берегу скульптуры повторяли западные, но были выполнены из гипса, покрашенного под бронзу. Бронзовых коней буквально горячими прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине.
В 1844 году восточные гипсовые скульптуры заменили на бронзовые. Но простояли они недолго, через 2 года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии. В 1846 году они оказались в Неаполе. В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках.
Судьба статуй
Судьба «Укротителей коней» была непростой и изменчивой. Их каждый раз снимали с моста и заменяли гипсовыми копиями. В 1851 году мост был вполне оформлен. Скульптор Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции. В итоге, статуи стали изображать 4 разных стадии покорения коня.
Скульптуры ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца. В 2000 году они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.
Интересные факты
История Аничкова моста
Сначала на этом месте был построен деревянный мост. До 1712-1714 годов Фонтанка называлась Ериком или Безымянным Ериком. Тогда прокладывали Невский проспект, который был одним из важных путей новой столицы. А на пересечении 2-х путей было необходимо устроить постоянную переправу. В 1715 году Пётр I издал указ:
За Большою Невой на Фонтанной реке по перспективе сделать мост.
К маю 1716 года работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму.
Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров. Строился мост силами инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Аничков. Батальон Аничкова размещался на берегу Фонтанки в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой».
Боковые пролёты моста были одинаковы по величине и перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролёт был выполнен в дереве и раскрывался для пропуска малых судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые покоились на речных опорах, были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма полотен разводной части.
В XIX веке проезжая часть Невского проспекта стала значительно шире полотна Аничкова моста. И средняя деревянная часть моста оказалась непригодной. Работы по перестройки начались декабре 1840 года и проходили под руководством генерал-лейтенанта А. Д. Готмана. В 1841 году старый мост разобрали и возвели новый. В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы.
Здесь устроили чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков и русалок, выполненные по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля. Современный вид мост приобрёл в 1841-42 годах. Мост был расширен, но исчезли башни. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом.
Появились гранитные пьедесталы, на которые воздвигли знаменитые скульптуры «Укротители коней». Архитектурную композицию создал скульптор П. К. Клодт во время украшения Адмиралтейской набережной.
Реконструкция Аничкова моста велась в 1906—1908 годах под руководством архитектора П. В. Щусева. Длина пролётов составила: среднего — 12,5 м, крайних — по 12,6 м. Ширина моста — 37,9 м, из которых проезжая часть занимает 31,9 м.
Юбилей Аничкова моста
В 2021 году отмечает юбилей Аничков мост, один из самых известных в Санкт-Петербурге. 180 лет исполняется знаменитой переправе, украшенной всемирно известными конями работы скульптора Петра Клодта.
История
Главная магистраль Санкт-Петербурга — Невская Першпектива (ныне Невский проспект) была проложена в 1710-х годах. Она соединила Адмиралтейство (промышленный центр новой столицы) и Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру — монастырь, заложенный в те же годы Петром I.
Первый мост через Фонтанку по оси Невской Першпективы был сооружен по указу Петра I от 1715 года. Император повелел «за Большою Невой на Фонтанной реке по перспективе сделать мост». В мае 1716 года был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, пересекавший как саму реку, так и заболоченную пойму Фонтанки с островами и заводями.
Длина моста составляла около 170 метров, ширина — около 6,5 метров, судя по докладу от 15 мая 1716 года: «На першпективе через реку Фонтанку сделано: намощено на обрубах длиннику 80 сажень, поперёк 3 сажени пластинами, да сверх пластин о весь мост намощено досками ширины 4,5 аршина, и подъёмные щиты сделаны, и во весь мост по обе стороны на перила положены брусья». Для проводки по Фонтанке мачтовых судов подъёмные щиты снимали, а затем возвращали на место вручную.
Строительство моста обошлось казне в 50 рублей. Переправа сооружалась силами инженерного батальона под командованием инженера-подполковника Михаила Аничкова, чей полк базировался неподалеку, в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой». По имени своего строителя получил название и Аничков мост (произносится с ударением на второй слог).
В течение XVIII века по реке Фонтанке проходила граница города. На Аничковом мосту стоял шлагбаум, а рядом, на левом берегу Фонтанки, в 1726 году построили Караульный дом. Здесь находилась «рогатка» — застава, где у въезжающих в Санкт-Петербург проверяли документы и брали плату за въезд, в качестве которой могли быть как деньги, так и камни, необходимые городу для мощения улиц.
В 1730 году рядом с Аничковым мостом, в честь вступления на престол императрицы Анны Иоанновны, была установлена триумфальная арка. В 1741 году арку отреставрировали для встречи новой императрицы – Елизаветы Петровны, а в 1751 году — разобрали.
Реконструкции и ремонты
Деревянный Аничков мост быстро обветшал, и 3 апреля 1719 года генерал-полицмейстер А.М. Девиер сообщил в своем докладе обер-комиссару Канцелярии городовых дел А. М. Черкасскому о том, что из-за плохого состояния моста через Фонтанку проезд по Невской першпективе затруднен, и переправе требуется срочный ремонт.
В 1721 году мост перестроили по проекту голландского инженера Хармана ван Болеса при участии архитектора Доменико Трезини. Переправа была расширена, стала 18-пролетной с разводным пролетом подъемного типа. Разводился мост вручную с помощью деревянного рычажного устройства.
В 1723 году деревянные перила Аничкова моста покрасили в красный цвет.
В 1749 году архитектор Семен Волков построил в этом месте новый, более широкий, деревянный мост по типовому проекту того времени. Пролеты моста были обшиты деревом и отделаны под гранитный руст. Опоры – свайные. При въезде установили фонари на высоких деревянных столбах.
В 1780-х годах началось сооружение гранитной набережной реки Фонтанки. Работами руководил инженер-полковник И.К. Герард. С 1782 по 1788 год было построено семь мостов через Фонтанку: Симеоновский, Аничков, Чернышёв, Семеновский, Обуховский, Измайловский и Калинкин, а также гранитные набережные.
Мосты возводились по типовому проекту, который разработали, согласно различным источникам, инженеры И.К. Герард, П.К. Сухтелен, Ф. Бауэр или Ж-Р. Перроне (большинство историков склоняется к тому, что автором типового моста был французский архитектор Жан-Родольф Перроне).
Новый Аничков мост был сооружен в 1785 году. Как и его собратья, он представлял собой трехпролетное каменное сооружение с деревянным двукрылым разводным пролетом в центре и каменными арками по бокам. Опоры моста — каменные, облицованы гранитом. На опорах снизу расположены треугольные гранитные ледорезы, а сверху — четыре гранитные башни, где размещались подъемные механизмы. Мост разводился вручную с помощью цепей.
Мост был огражден каменным парапетом, на разводной части — легкая металлическая решетка. В первой половине XIX века парапеты заменили чугунными решетками с каменными тумбами. При входах на мост установили каменные обелиски с овальными фонарями на кронштейнах.
В 1839 году узкая проезжая часть Аничкова моста перестала справляться с возросшим движением по Невскому проспекту, и было принято решение о реконструкции. Проект разработали инженеры И.Ф. Буттац и А.Х. Редер. В декабре 1840 года царь Николай I утвердил проект, затем старый мост разобрали, и 22 мая 1841 началось строительство новой переправы под руководством директора Путейского института генерал-лейтенанта А.Д. Готмана.
Мост перестал быть разводным и сделался трехпролетным, равным по ширине Невскому проспекту.
На въездах с четырех сторон были воздвигнуты гранитные постаменты, на которых стоят знаменитые скульптурные группы «Укрощение коня» работы скульптора П.К. Клодта.
Для перил были отлиты чугунные решетки, чей узор повторяет рисунок перил Дворцового моста в Берлине, построенного в 1824 году немецким архитектором Карлом Шинкелем. Массивные звенья с русалками, дельфинами и морскими коньками-гиппокампами чередуются между собой. Над промежуточными опорами решетки разделены гранитными тумбами, на которых по изначальному проекту планировалось установить вазы, но позднее строители отказались от этой идеи.
Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 года.
Эксплуатация нового моста выявила серьёзные конструктивные недостатки, которые уже в 1843 году привели к деформациям в сводах: жёсткая гранитная облицовка была недостаточно прочно связана с легкосжимаемой кирпичной кладкой. При отсутствии качественной гидроизоляции в щели в местах соприкосновения разнородных материалов попадала вода, разрушавшая своды.
В связи с прокладкой трамвайной линии по Невскому проспекту возник риск, что своды моста не выдержат нагрузки. В 1907–1908 годах Аничков мост был реконструирован по проекту С.П. Бобровского и Н.Г. Кривошеина под руководством архитектора П.В. Щусева. Замена сводов потребовала и замены опор, поэтому мост был полностью разобран.
Перестройка производилась секциями, при этом швы между ними оставались незаполненными. После реконструкции быки и устои остались прежними, кирпичные своды были выложены из кирпича, выдержавшего 15-кратное замораживание, и облицованы розовым гранитом. Все конструкции моста заизолированы рольным свинцом.
Большое внимание в проекте реконструкции было уделено не только укреплению конструкций, но и сохранению исторического архитектурного облика переправы.
В годы войны и блокады Ленинграда знаменитые скульптурные группы П.К. Клодта были сняты с пьедесталов и закопаны в саду Дворца пионеров (Аничкова дворца). 9 июня 1945 года «Укротители коней» вернулись на свои места.
При этом сама конструкция Аничкова моста не пострадала, и он долго и бесперебойно функционировал без капремонта.
В середине 1990-х годов была выполнена замена чугунных перильных ограждений: их сняли с моста и отлили заново.
В 2000 году были отреставрированы скульптурные группы П.К. Клодта.
В 2007–2008 годах пролетное строение переправы капитально отремонтировали. Генеральным проектировщиком выступило НПО «Ранд», а строительные работы выполнило ЗАО «Пилон».
В рамках капитального ремонта произведена вычинка кирпичной кладки сводов в местах локальных вывалов и сильно деструктированных зон кладки, инъектирование кирпичной кладки сводов цементным раствором под давлением, замена гидроизоляции пролетного строения и асфальтобетонного покрытия проезжей части, реставрация гранитных тротуарных плит и чугунных решеток перильного ограждения.
Движение по Невскому проспекту на время ремонта не закрывали.
Характеристики моста
Аничков мост, перекинутый через реку Фонтанку в створе Невского проспекта, соединяет Спасский и Безымянный острова. Это трехпролетное сооружение на каменных опорах, облицованных гранитом. Пролетное строение выполнено в виде трех пологих сводов, выложено из кирпича и облицовано гранитом.
Длина моста по задним граням устоев – 50 метров, ширина между осями перил – 38,2 метров.
Мост находится на учете Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.
Информация для туристов
Интересно, что скульптуры коней на правом берегу Фонтанки имеют на своих копытах подковы, а на левом — не подкованы. Согласно легенде, это объясняется тем, что в XVIII веке в Литейной части находились литейные мастерские и кузницы. Поэтому подкованные лошади «скачут» от кузниц в сторону Адмиралтейства, а неподкованные — наоборот, «идут» к кузницам, в сторону Литейного проспекта.
Люди и кони
21.07.2015 | Людмила Иванова, Санкт-Петербург | №24-25 (374) 12.07.15
Вряд ли какое другое сооружение петровской столицы имеет такую культурную мифологию, связанную даже не столько с самим мостом, сколько с его украшением — конями Клодта
Сегодня кажется, что фигуры Диоскуров были на Аничковом мосту всегда, Санкт-Петербург, 1912–1914 годы
Когда в 1715 году Петр I подписывал указ — сделать мост на Фонтанной реке в продолжение Першпективной дороги, будущего Невского проспекта, — вряд ли он думал о том, что именно этой переправе уготована необычная судьба. Топоры стучали повсюду, и мосты наводили массово. Уже 15 мая 1716 года царю доложили: «На першпективе через реку Фонтанную сделаны: намощено на обрубах длиннику 80 сажень, поперек 3 сажени пластинами, да сверх пластин о весь мост намощено досками ширины 4,5 аршина и подъемные щиты сделаны, и во весь мост по обе стороны на перила положены брусья». Так на границе Петербурга появился деревянный многопролетный мост на свайных опорах, раскрашенный «под камень», перекрывающий и проток Фонтанки, и заболоченную пойму.
И даже когда императрица Елизавета Петровна, взойдя на престол, задумала украсить въезд в столицу и повелела построить у моста дворец для своего фаворита Алексея Разумовского, высокое барокко Растрелли тут же нарекли Аничковым дворцом.
Аничковы вели свой род от татарского хана Берка, который в 1301 году поступил на службу к московскому князю Ивану Калите и получил при крещении имя Оникий. В роду были стольники, думские дворяне, воеводы больших городов, один основал Кузнецк (теперь Новокузнецк), другой был послом в Швеции, но всемирную славу роду принес простой офицер, известный как строитель деревянной переправы. Да и она, как вскоре выяснилось, была построена так себе. Мост быстро вышел из строя. В 1749 году архитектор Семен Волков срочно возвел новый, типовой деревянный мост, украшенный фонарями на высоких деревянных столбах и оградой из деревянных балясин, стоящих между тумбами с вазами и шарами. Тогда из Тегерана в дар императорскому дому шествовали слоны, и караван хотели встретить достойно.
В 1780–1789 годах Фонтанку обустраивали — одели в каменные береговые стены со спусками к воде и поставили семь каменных однотипных мостов, крайние своды которых были облицованы гранитными блоками.
В «счастливое царствование» Екатерины II Петербург расширил свои границы. Аничков мост утратил статус ворот города, но приобрел идеологическое значение. В Александров день, 30 августа, от Казанского собора в Александро-Невскую лавру крестный ход шел уже по Невскому. На мосту шествие останавливалось, и старший духовный чин произносил молитву о благосостоянии столицы.
В декабре 1840 года Николай I утвердил очередной проект перестройки Аничкова моста, деревянная часть которого обветшала. К тому же Невский стал шире, и узкая переправа мешала движению.
Новую переправу возвели за семь месяцев, к осени 1841 года. Мост расширили, опоры и пролеты облицевали розовым гранитом, который сначала предназначался для Исаакиевского собора. Поставили чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков и русалок по рисункам Карла Фридриха Шинкеля. Точно такие же можно увидеть на Дворцовом мосту в Берлине. Лидер «романтического историзма» в немецком зодчестве был тогда в зените славы и нарасхват. Хотя историк Владимир Курбатов приписывает рисунок перил строителю Исаакиевского собора Огюсту Монферрану.
На каждой из опор поставили постаменты для бронзовых ваз, но вазы остались только в проекте. На границах моста появились гранитные пьедесталы для статуй.
«Вид Аничкова моста», акварель Василия Садовникова, Эрмитаж, 1842 год
Однажды Николаю I, большому любителю лошадей, подарили деревянного всадника. Скульптура так понравилась императору, что это чудесным образом изменило судьбу резчика по дереву. Автор деревянных коней барон Петр Клодт фон Юргенсбург, сын героя войны 1812 года, потомственный военный, недавно вышедший в отставку, бедствовал тогда в подвале на Выборгской стороне. Он вырезал из дерева фигурки лошадей, раскрашивал их, вставлял стеклянные глаза и делал гривы и хвосты из волос — на это и жил. Фигурки пользовались успехом, но большого дохода не приносили.
«Портрет скульптора П.К. Клодта фон Юргенсбурга»
работы Петра Соколова,
Государственная Третьяковская галерея,
1840–1849 годы
Но к тому времени царь раздумал ставить коней на пристани у Адмиралтейства. Скульптор был этому рад. Он нашел другое место для своего творения.
20 ноября 1841 года состоялось торжественное открытие заново отстроенного Аничкова моста. Газеты захлебывались от восторга:
«Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми — смело скажем — единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Въехав на мост, кажется, что отдохнул… Ни одно из петербургских сооружений не производило такого впечатления на жителей столицы, как Аничков мост! Честь и хвала строителям!»
В суматохе торжеств мало кто рассмотрел, что бронзовыми были лишь статуи на правом берегу, на левом поставили гипсовые раскрашенные копии.
«Вид с Аничкова моста на дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге». Литография с рисунка Иосифа Шарлеманя, 1850-е годы
«Мост восемнадцати яиц»
Вторую пару отлили через год. Но они на мост не попали, а украсили главные ворота дворца короля Фридриха Вильгельма в Берлине.
Прусский правитель был растроган подарком русского царя и послал в ответ два изваяния Славы, которые установили на Конногвардейском бульваре в Петербурге. Не остался без внимания и скульптор — Фридрих Вильгельм пожаловал Клодту орден Красного орла и бриллиантовую табакерку.
Новые статуи установили на Аничковом в октябре 1843 года, но в апреле 1846 сняли. На этот раз Николай I решил отблагодарить короля Сицилии Фердинанда за пышный прием русской императрицы. Оригиналы отправили в Неаполь, они там пришлись ко двору. На мосту опять поставили копии.
Европейские газеты писали: «В Неаполе нынче находится три чуда: тело Спасителя, снятое с креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, «Снятие Спасителя с креста» — картина Эспаньолетто и бронзовые кони русского барона Клодта».
Русский скульптор получил звание почетного члена академий художеств Берлина, Парижа, Рима и всемирную известность.
Тем временем гипсовые копии приходили в негодность.
Обер-полицейский докладывал президенту Академии художеств: «У алебастровой фигуры лошади оказалась трещина, а алебастр местами начал отваливаться, отчего фигура делается безобразной».
Кони Клодта украшали главные ворота Берлинского замка до 1945 года, Берлин, до 1870 года
И тогда у скульптора родились два новых сюжета для Аничкова, связанных с усмирением коня человеком. Сын Клодта Михаил писал: «В Павловске отец завел лошадей. Серко — старый ветеран придворной конюшни, совершенно белый, служил моделью, когда лепил Аничковых коней. Другая — Аламатбек — белая арабская, послушная, безукоризненно сложенная. Отец дрессировал ее: по приказу становилась на дыбы, принимала всевозможные позы. Двенадцатилетняя сестра ездила на ней в амазонке, по воле отца лошадь с всадницей лихо взвивалась на дыбы». В 1850 году на мосту наконец встали все четыре группы. Современники признали, что скульптуры Клодта — одна из вершин изобразительного искусства. Император по-солдатски прямо резанул: «Ну, Клодт, ты делаешь коней лучше, чем жеребец». Городской фольклор не отстал от венценосной особы:
«Барон фон Клодт представлен ко кресту / За то, что на Аничковом мосту/ На удивленье всей Европы / Он выставил четыре голых ж…».
Тогда же родилось и фольклорное название — «мост восемнадцати яиц». После открытия моста и до 1917 года там постоянно дежурил городовой.
Фердинанд II приказал установить «Укротителей коней» напротив Королевского дворца, Неаполь, 1880 год
Наполеон под хвостом
Аничков мост приобрел статус городской достопримечательности, что городские власти восприняли как руководство к действию. Несмотря на протесты Академии художеств, на мосту поставили фонари входящего в моду газового освещения. Потом появилась небольшая часовенка. Но уже в 1843 году обнаружилась беда пострашнее — деформация сводов. Переправу взяли «под особый контроль», периодически фиксируя разрушения. Но лишь в октябре 1902 года мост признали аварийным. По Невскому проспекту решили пустить трамвай, отступать было некуда. Комиссия городской железной дороги предложила мост полностью разобрать и возвести новый, однопролетный — так дешевле и быстрее.
В городе началась паника. Академия художеств официально выступила за сохранение исторического облика переправы, настаивая на полном сохранении даже патины на скульптурах. Академиков поддержал строительный комитет министерства внутренних дел.
Бойцы откапывают скульптуры Петра Клодта
в саду Аничкова дворца,
Ленинград, весна 1945 года
К авторитетному мнению прислушались. Реконструкцией, которая продолжалась с 1906 по 1908 год, руководил Алексей Щусев. Устои и быки (опоры моста. — NT ) остались прежние, кирпичные своды переложены, для удобства пешеходов узкие сходни с моста заменили широкими ступенями. Такой большой реконструкции Аничкова больше не было. В 2008 году провели лишь капитальный ремонт сводов.
Сегодня невозможно себе представить Петербург без Аничкова моста. Мост «коня и человека» знают во всем мире. Если вы остановитесь и начнете рассматривать скульптуры, наверняка найдется человек, который объяснит, что Клодт подковал только тех коней, что ближе к Адмиралтейству, а другая пара лишь «собирается к кузнецам на Литейный». От экскурсоводов можно услышать и о том, как во время войны все скульптуры зарыли в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они снова покинули постаменты, отправившись на реставрацию. Вам могут показать память о 250-килограммовой бомбе, попавшей в переправу во время блокады, — не только выбоины в постаменте, но и клейма «Лентрублита» на восстановленных решетках.
Ну и конечно, подведут к скульптуре у Аничкова дворца, чтобы в абрисе под хвостом коня вы увидели чеканный мужской профиль. По мнению многих, это портрет Наполеона.