Анкетирование что это такое
Анкетирование — правила составления и виды вопросов, оформление результатов
Анкетирование – это метод сбора информации при помощи письменного опроса определенных общественных масс. Оно служит для того, чтобы собрать какую-либо информацию и на ее основании сделать определенные выводы и прогнозы на будущее.
Способы и виды
Анкетирование проводится в письменном виде, при этом анкетер может присутствовать или нет, но в отличие от интервьюирования, общение с анкетером сводится к минимуму. Отличительной чертой анкетирования является анонимность опрашиваемых.
Анкета может быть как индивидуальной, для одного опрашиваемого, так и групповой, чтобы опросить единовременно большую массу людей.
Рис. 1. Факторы анкетирования
По способу проведения опроса анкета может проводиться:
Важно! Основное преимущество анкетирования заключается в том, что можно получить в короткие сроки и с минимальными затратами всю необходимую информацию, за счет возможности опроса большого количества людей.
Несмотря на множество плюсов данного метода опроса, есть в нем и некоторые минусы, такие как:
Поэтому, помимо анкетирования, также рекомендуется применять и другие виды опроса.
Содержание анкеты
Анкета должна иметь определенную структуру и состоять из трех частей:
Вводная часть
Здесь обычно указываются сведения о сборщике информации, о причинах и целях опроса и некоторые пояснения по содержательной части анкеты.
В самом начале должно быть прописано название анкеты, которое отражает тему опроса. За этим следует дата и место выпуска анкеты, название организации, составившей ее.
Основная часть
Это часть, содержащая сами вопросы и варианты ответов на них. Вопросы должны быть структурно-организованными, иметь определенную последовательность и обязательную связь с темой.
Для получения максимально честных ответов, вопросы должны быть составлены правильно, иметь четкую формулировку и очередность.
Также следует учитывать, чтобы в опроснике было такое количество вопросов, чтобы участник потратил на них не более 40 минут, иначе ответы могут быть неточными, в связи с переутомлением и потерей интереса респондента к анкете.
Важно! Опрос составляется с учетом возраста, образования и уровня культуры опрашиваемого и должен начинаться с легких вопросов и заканчиваться такими же, а в середине должны стоять наиболее сложные вопросы.
Рис. 2. Структура анкеты
Заключительная часть
“Паспортичка” обычно находится в конце опроса и служит для сбора социально-демографической информации о респонденте, такой как пол, возраст, деятельность, национальность и др. Это нужно для того, чтобы создать полную и точную социальную картину, сопоставив ответы из основной части с личностью участника опроса. В заключительной части также обычно присутствует благодарность за участие в опросе.
Важно! Изначально анкетирование применялось только в научных целях, сейчас же такой метод опроса активно используется маркетологами, педагогами, работодателями, общественными организациями и т.д.
Анкетные вопросы и ответы — классификация
Виды вопросов в анкете бывают нескольких типов и отличаются по содержанию:
Форма ответов в анкете может быть трех видов:
Благодаря открытым ответам, можно получить более полную информацию по интересующему вопросу, но при этом повышается сложность обработки и анализа ответов.
Варианты ответов в закрытой форме могут быть следующими:
Рис. 3. Виды анкетирования
По цели исследования вопросы делятся на 3 вида:
Также формулировка вопроса может быть выражена по-разному, в зависимости от целей конкретного исследования:
Важно! Несмотря на то, что при анкетировании исследователь не общается с респондентом, первый оказывает сильное психологическое давление на второго, применяя различные психологические приемы влияния.
Анкетирование – это важная часть социологических исследований для выявления мнений, интересов, положения, ценностей различных слоев общества. Поэтому так важно, чтобы анкетер при разработке анкеты соблюдал все правила конструирования и руководствовался требованиями, повышающими ее обоснованность и надежность.
Чтобы понять, насколько интересен и целесообразен такой способ исследования, просмотрите также предложенное видео:
Анкетирование
Полезное
Смотреть что такое «Анкетирование» в других словарях:
анкетирование — я, ср. enquêter. Действие по значению глаг. анкетировать; метод социологического исследования с помощью анкет. БАС 2. Анкетирование указало еще на один тревожный момент атомизацию общества, растущее обособление людей. 1994. Родина 1990 4 10.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
АНКЕТИРОВАНИЕ — один из методов опроса клиентов в маркетинговом иссле довании. Процесс АНКЕТИРОВАНИЯ включает в себя следующие этапы: подготовка анкеты, на которую опрашиваемый должен дать ответы; распростране ние анкет, их обработка и анализ. Словарь финансовых … Финансовый словарь
анкетирование — опрашивание, опрос Словарь русских синонимов. анкетирование сущ., кол во синонимов: 3 • демоскопия (1) • … Словарь синонимов
Анкетирование — один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения (на бумаге) социолога и респондента. Источник: Приказ Минкультуры РФ от 06.05.2008 N 71 Об одобрении учебно методического пособия Методическое обеспечение социально… … Официальная терминология
Анкетирование — средство получения информации для социального обследования, применяется в социологических, социально психологических, экономических, демографических исследованиях. При А. каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, необходимо ответить на … Словарь бизнес-терминов
АНКЕТИРОВАНИЕ — техническое средство конкретного социального исследования, составление, распространение, изучение анкет. Применяется в общественных науках, при переписях населения, изучении общественного мнения … Большой Энциклопедический словарь
анкетирование — АНКЕТИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., что (книжн.). Собрать ( бирать) какие н. сведения путём проведения анкет (во 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
АНКЕТИРОВАНИЕ — [ Словарь иностранных слов русского языка
АНКЕТИРОВАНИЕ — англ. survey; нем. Befragung. Метод получения первичной информации, заключающийся в составлении анкет и проведении опроса; применяется в обществ, науках, при переписях населения, в изучении обществ, мнения. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
АНКЕТИРОВАНИЕ — АНКЕТИРОВАНИЕ. То же, что анкетный опрос. Вспомогательный метод исследования с помощью анкет. В процессе А. лицу или группе лиц предлагается ответить устно или письменно на вопросы: открытые (предполагается свободный ответ) или закрытые (ответ… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
анкетирование — АНКЕТИРОВАНИЕ1, я, ср Метод социологического исследования, состоящий в сборе сведений или мнений при помощи распространения и изучения анкет (опросных листов, составленных по определенной программе). Психологи произвели анкетирование.… … Толковый словарь русских существительных
Анкета – что это такое, для чего нужна, структура, виды вопросов и каналы распространения
Добрый день, уважаемые гости моего блога! Сегодня я хочу продолжить разговор о различных видах опросов и рассказать вам, что такое анкета. Вы уже наверняка сталкивались с этим понятием и имеете представление о предмете беседы, однако углубить знания никогда не помешает.
Из моей публикации вы узнаете о том, какие бывают анкеты и зачем они нужны в различных сферах нашей жизни. Я расскажу вам о правилах составления опросников и их примерной структуре, а также дам общую информацию о вопросах, которые могут быть в них включены. Итак, поехали!
Содержание понятия
С анкетами мы сталкиваемся постоянно: мы их заполняем при всевозможных соцопросах, оформлении на работу и даже посещении врача. Любой опрос по типовому плану – это анкетирование, а значит, в нем присутствуют анкеты.
Согласно определению, анкета (или опросник) – это набор вопросов, который позволяет собрать данные для систематизации. Ее структура и наполнение определяется целью исследования.
Человек, проводящий анкетирование, именуется анкетером или интервьюером, а отвечающий на вопросы – респондентом или информантом. Анкеты могут быть анонимными или персонифицированными, но данные используются в обобщенном виде. Правильно составленные опросники обрабатываются очень легко, что позволяет получить и систематизировать данные с минимальными затратами.
Анкету следует отличать от теста. Она позволяет собирать общие данные о человеке (его социальном положении, предпочтениях, мнении о чем-либо) и не требует от респондента специальных знаний. А тест – это именно проверка знаний, возможностей и навыков в какой-либо сфере.
Сфера применения
Различные виды анкет нашли широкое применение практически во всех областях деятельности человека. Но наиболее часто они встречаются в:
Структура анкеты
Типовая анкета, издавна использующаяся в социологии, представляет собой бумажный бланк для заполнения. Рассмотрим классический образец, состоящий из нескольких блоков:
Какими бывают вопросы?
Перечень и структура вопросов для анкеты определяется целями исследования. Составлением опросников занимаются, как правило, специалисты: социологи, маркетологи, психологи и так далее.
Требования к вопросам очень жесткие. Они должны быть сформулированы очень четко и грамотно, быть понятными среднестатистическому информанту, не допускать двоякого толкования и не содержать психологических триггеров, могущих послужить подсказками. Имеет значение и логика построения опросника.
По структуре вопросы могут быть:
Помимо основных (касающихся непосредственно целей исследования) бланк может включать и другие вопросы: буферные (переходные), контрольные (ловушки для проверки истинности ответов), контактные (для установления доверительной атмосферы) и так далее.
Каналы распространения
Существует масса способов распространения анкет, которые и определяют их вид. Традиционные опросники, как правило, распространяются лично: анкетирование проводится в местах наибольшей концентрации ЦА: по месту работы (в общем помещении) или досуга, в торговых центрах, спортзалах и кинотеатрах, поликлиниках и школах и так далее. Это раздаточное анкетирование, которое, как правило, бывает групповым.
В некоторых случаях анкетеры приезжают по месту жительства представителей ЦА или рассылают бланки по почте (или бросают в почтовые ящики), а в наши дни нередки и опросы в мессенджерах. Кроме того, анкетирование может проводиться и по интернету.
Интернет-анкетирование
Абсолютно все пользователи интернета неоднократно заполняли всевозможные анкеты. В частности, они широко используются во всех формах авторизации в браузерах, ПС, соцсетях и других ресурсах.
Всевозможные внутренние формы широко используются в соцсетях (во многих есть даже специальная кнопка типа «Создать опрос»). А владельцы сайтов часто используют это нехитрое средство для удержания внимания посетителей. Заполни анкету и узнай, кем ты был в прошлой жизни – интересно же!
Большинство сетевых опросников заполняется либо в обязательном порядке (регистрация) или по велению души (развлечение или желание обозначить собственную позицию).
Заказчиками опросов обычно выступают маркетинговые агентства и частные компании, реже – государственные и общественные организации. Им интересно мнение пользователей относительно конкретных вопросов: компаний, товаров, услуг, общественных явлений и так далее.
Для того чтобы высказать свое мнение и получить небольшое, но приятное вознаграждение, нужно зарегистрироваться на любой из площадок-опросников (или на нескольких: чем их больше, тем доходнее) и заполнить профиль.
Информация о доступных опросах будет приходить в личный кабинет и на почту. Все предельно просто: вы заполняете электронную анкету, денежка поступает к вам на баланс, вы копите минимальную сумму и выводите ее любым из предусмотренных функционалом площадки способом.
Ну вот, теперь вы узнали, какой может быть анкета и где с ней можно повстречаться в повседневной жизни. Спасибо за внимание и до новых встреч!
Теоретик и практик в области платных опросов. За время своего пятилетнего опыта в этой сфере деятельности изучил преимущества и недостатки множества опросников, о чем готов рассказать своим читателям.
Анкетирование — это
Анкетирование — это инструмент получения первичной психологической (социально-психологической) статистической информации. Проводится анкетирование с целью выяснить общую картину в определенной тематике. Привлечение к участию в опросе групп людей, отобранных по определенному признаку, а также корректное составление опросника повышает его достоверность.
Что такое анкетирование
Анкетирование — это прикладной метод исследования. Он подразумевает получение ответов от респондентов на заданные вопросы открытого или закрытого типа.
Анкетирование оформляется как набор вопросов, логически связанных с основной задачей исследования. Вопросы, представленные в анкете, выясняют биографические данные, мнения, оценки, установки, ценностные ориентации и другие аспекты.
Анкетирование проводится анонимно. В анкете может указываться возраст, пол респондента, род его деятельности, семейный статус и другие сведения.
Целью анкетирования может быть:
Анкетирование нередко применяется также и для налаживания положительно окрашенной связи с опрашиваемой группой. Люди, отвечающие на вопросы, воспринимают анкетирование как знак того, что их мнением интересуются. Это повышает лояльность исследуемой группы к тем, кто организаторам опроса.
Плюсы и минусы
Множество исследователей считает огромным преимуществом анкетирования перед другими методами сбора информации возможность за короткое время узнать мнение по заданным вопросам у большого количества людей. Исследование методом анкетирования позволяет:
Есть плюсы касающиеся того, кто проводит анкетирование. Интервьюеру не обязательно проходить специальное обучение, к нему нет особых требований.
При таком большом количестве положительных моментов, все же есть и негативные стороны у анкетирования. Они связаны с тем, что этот метод не дает возможности получить абсолютно достоверные данные. Они зачастую скудные, не раскрывают других вопросов (кроме указанных в анкете) исследуемой тематики.
Виды
Существует несколько типов анкетирования. В зависимости от количества участников выделяют индивидуальное и групповое.
В первом случае интервьюер находится один на один с респондентом, когда тот дает ответы на заданные вопросы. Групповое анкетирование проводится при участии большой группы участников собранных в одном помещении.
В зависимости от полноты охвата анкетирование может быть полным (например, все ученики одного класса) или выборочным (только несколько учеников одного класса, выбранные по определенному критерию).
Анкетирование может проводиться в присутствии интервьюера и заочно (респондент получает бланк со списком вопросов, после заполнения возвращает интервьюеру). Именно из-за того, что зачастую применяется такой метод анкетирования, все вопросы должны быть поставлены максимально четко, а им должна предшествовать пояснительная часть. В ней указывается, кто проводит опрос, с какой целью, предоставляется краткая инструкция по заполнению анкеты.
Раздаточное анкетирование
Этот вид анкетирования предполагает, что интервьюер вручает бланк с вопросами непосредственно в руки респонденту, тот заполняет поля для ответов и сразу возвращает бланк. Такое анкетирование считается наиболее достоверным — опрашиваемый попадает в условия, когда ему приходится отвечать быстро, максимально сосредоточенно. Почти всегда организаторы исследования получает все бланки с ответами назад.
Онлайн опросы
Онлайн-анкетирование — относительно новый метод исследования, ставший популярным, когда большинство людей получили доступ к глобальной сети. Исследование посредством интернета имеет особенность — на результаты опроса част влияет то, какие методы оформления анкеты применили организаторы — насколько удобна анкета при работе, быстро ли открывают новые вопросы.
Иные виды анкетирования
Ранее широко использовавшееся, сейчас применяется все реже анкетирование через почтовые сервисы. Этот вид исследования предполагает, что респонденты получают бланки для заполнения по почте, а после отправляют их по указанному адресу. Такой метод исследования не гарантирует полного возврата отправленных анкет, поэтому ценность опроса снижается. Для того, чтобы повысить процент возврата анкет, организаторы исследования часто дополняют анкету сопроводительным письмом с обращением к респонденту.
Еще один недостаток почтового анкетирования — искажение выборочной совокупности, которое тоже негативно влияет на достоверность исследования. Оно зачастую не дает возможности получить достоверные данные по интересующему вопросу. Причина тому — низкий возврат ответов — не более 5%.
Почтовое анкетирование дает максимальную результативность и достоверные данные в случае, если применяется для опроса экспертов в определенной отрасли.
Правила составления анкет
Составление анкеты начинается с того, что исследователь формулирует гипотезу, требующую проверки через получение ответов от респондентов. Он определяет, какая именно информация ему нужна, кто входит в группу респондентов. Составить анкету для разнородной группы сложно, поэтому зачастую используют очень узкую выборку. Например, для исследования социально-психологических факторов возникновения никотиновой зависимости у подростков привлекают учеников 10-11 классов.
Задача составителя — определить метод, который будет использован для работы с респондентами. На то, насколько полные и достоверные данные удастся получить, влияет содержание вопросов в анкете. Его организатор определяет, ориентируясь несколько факторов (табл.).
Содержание вопроса при составлении анкеты | Обоснование целесообразности | Пояснение |
Есть ли необходимость в этом вопросе? | вопрос должен способствовать получению данных, которые помогут принять решение | как удастся использовать полученные в ответе данные |
Достаточно ли вопроса, чтобы получить необходимые сведения? | удается ли получить необходимую информацию в полном объеме | полученные ответы должны максимально прояснить все интересующие интервьюера аспекты |
Может ли респондент дать правильный ответ на вопрос? | -респондент может не знать ответа; -респондент может знать ответ, но забыть его; -респондент не способен сформулировать ответ | — “несведущие респонденты” есть в каждом исследовании, их количество колеблется на уровне 7-9%; — снизить процент “забывчивости” у респондентов помогает телескопирование(подсказка); — ответы таких респондентов при обработке анкет выделяются в отдельный кластер “не смогли дать ответ” |
Даст ли респондент правильный ответ на вопрос? | — при анкетировании, касающемся личной информации, необходимо пояснить, почему именно она нужна; -вопросы деликтного содержания (о наличии зависимости, предпочтений) предлагаются в виде компенсирующих утверждений -в виде альтернативных вариантов ответа; -вопросы относительно престижа респондентов (уровня образования, доходов); — вопросы, касающиеся влияния внешний событий | — личные вопросы размещают в конце анкеты — компенсирующие утверждения позволяют переформулировать деликатные вопросы так, чтобы они выглядели общепринятыми; — при использовании альтернативных вариантов ответа расширяют шкалу; — окружающая обстановка может сказываться на ответах; |
При формулировании вопросов (максимально четких и понятных для респондента) нужно добиться, чтобы обе стороны (организатор и анкетируемые) одинаково понимали их значение. Для этого составители используют такие приемы:
Респонденты дают ответы, ориентируясь на форму поставленных вопросов. Они могут быть:
При составлении анкеты используются вопросы нескольких функциональных типов:
В анкете соотношение альтернатив с положительной и негативной направленностью должно быть одинаковым.
Вопросы выстраиваются в определенной последовательности. При определении ее составитель анкеты учитывает, что первым должен идти вопрос интересный, объективный, на который легко дать ответ. Также принимается во внимание, что обращение к респонденту во вступительной части отражается на рейтинге опроса. Вопросы:
После составления текста анкеты проводится работа по проверке, внесению корректив. Обращается особое внимание на последовательность задаваемых вопросов, их сложность, наличие переходов, четкой инструкции в начальной части.
Выясняются организационные моменты, касающиеся предварительного тестирования анкеты:
При составлении анкеты необходимо соблюдать порядок расстановки вопросов:
В начальной и завершающей части анкеты предлагаются простые для респондента вопросы, в середине — наиболее сложные. Деликатные вопросы задают в завершающей части анкеты.
Сфера применения
Анкетирование используется в различных отраслях. Чаще всего им пользуются социологи, психологи для выявления общей картины по интересующему вопросу (например, осведомленности подростков относительно факторов, способствующих возникновению алкогольной или наркотической зависимости).
Анкетирование применяется во время маркетинговых исследований. Тогда производители или продавцы какого-либо продукта изучают заинтересованность потребителей в нем, а также определяют мнение уже пользовавшихся продуктом людей. Анкетирования позволяет понять, целевую аудиторию, ее запрос, востребованность продукта, особенности, которые привлекают и не нравятся.
В медицине анкетирование проводится с целью определения степени осведомленности определенной группы людей относительно факторов риска заболеваний, возможностей профилактики и лечения. Фармацевтические компании часто проводят анкетирование пациентов в маркетинговых целях.
Анкетирование, которое проводится в учреждениях социальной сферы, культуры помогает повышать качество предоставляемых услуг, внедрять новые, более удобные для потребителей формы работы.
Примеры методики анкетирования в платных условиях
Самый простой пример платного анкетирования — это исследования, которые ежегодно проводятся в разных регионах государственными органами статистики. Рандомно выбираются домохозяйства, которым предлагают в течение года участвовать в заполнении журнала-анкеты, в котором отражаются основные расходы. Хозяева каждый день вписывают в него траты (сгруппированные по тематическим блокам) на лечение и медикаменты, продукты питания, учебу, проезд, бытовые товары и т.д.
Ежеквартально участники анкетирования сдают представителю органа статистики заполненный за журнал, получают плату. Данные, полученные таким путем используют для составления потребительской корзины и подсчета ее стоимости.
Анкетирование как метод исследования
В настоящее время анкетирование является самым популярным способом проведения опросов.
Что такое анкетирование
Анкетирование — эмпирический метод исследования, который строится на опросе определенного числа респондентов с помощью анкет.
Анкета — растиражированный, структурированный список вопросов, созданный с определенной исследовательской целью.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Основоположником этого метода исследования считают Ф. Гальтона, который первым в истории опросил сто человек при помощи анкеты.
Особенность данного метода опроса заключается в его анонимности (личность опрашиваемого в анкете не фиксируется, значение для исследования имеют только ответы).
Что дает такой способ исследования
Анкетирование проводится в тех случаях, когда необходимо выяснить мнение большого количества людей по каким-либо вопросам в короткий срок.
У этого метода есть ряд плюсов по сравнению с другими формами опросов:
Из минусов можно выделить недостаточную достоверность и скудность полученных данных.
Основные задачи
В зависимости от цели исследования задачи анкетирования могут заключаться:
Разновидности
По количеству опрашиваемых анкетирования бывают:
Индивидуальное анкетирование проводится с одним респондентом. Групповое, соответственно, — с группой людей, которые находятся в одном помещении.
По полноте охвата анкетирование может быть:
Сплошным называют такое анкетирование, когда происходит опрос всех представителей выборки. Выборочным — когда опрос проводится среди части представителей выборки.
Формы анкетирования
По способу взаимодействия с респондентами анкетирование бывает:
Очное анкетирование подразумевает ответы на вопросы анкеты при личном контакте интервьюера и респондента. Заочное предполагает заполнение опросника самостоятельно.
К заочным типам анкетирования относятся:
Компьютерное — один из самых удобных способов для опрашиваемых (анкету можно заполнить в любое время) и дешёвых для организатора исследования. В этом случае анкета отправляется респондентам по электронной почте.Телефонное анкетирование проводится по телефону. Это не самый удачный способ получить ответы на вопросы, так как большинство людей негативно реагирует на телефонные опросы. Анкетирование по почте — дорогой и не всегда эффективный способ. Нет никаких гарантий получить заполненную анкету в ответном письме. Адресное вручение ещё один недешевый способ проведения анкетирования. Он предполагает личное посещение исследователем квартиры или места работы опрашиваемого с целью раздать, а затем и собрать анкеты.
Как составлять анкету, план
Независимо от цели анкетирования опросник обычно состоит из 3-х частей:
Вводная часть содержит обращение к респонденту, сведения о компании, просьбу ответить на вопросы по заданной теме, гарантии конфиденциальности, благодарность за участие в анкетировании. «Паспортная» часть должна раскрывать статистические данные респондентов: пол, возраст, город проживания и т.п. Её советуют располагать в конце опросника. Основная часть состоит из тех самых вопросов, ради которых анкетирование и проводят. Анализ этой части анкет дает ту самую, необходимую исследователю, информацию.
Простые правила составления анкеты:
Типы вопросов в анкете
По содержанию вопросы в анкете бывают:
По функциям вопросы делятся на:
В анкетах можно встретить следующие виды вопросов по структуре:
По форме вопросы могут быть:
Прямые вопросы обращены лично к респонденту, косвенные задают в безличной форме. Последние особенно предпочтительны в тех исследованиях, которые направлены на выявление мнений, сильно разнящихся с общепринятыми.
Какие вопросы нельзя использовать
Психологи рекомендуют в анкетах избегать следующих видов вопросов:
Примеры методики анкетирования в современных условиях
Исторически анкеты использовали в научных целях сначала в психологии, затем в социологии. В настоящее время широкое применение метод анкетирования получил во многих сферах. Им пользуются общественные организации, статистические отделы, работодатели, педагоги, производители товаров и услуг. Но чаще всего анкетирование по-прежнему используется в психологии, социологии и еще маркетинге.
Цель проведения маркетинговых опросов заключается в получении объективной информации от пользователей о компании, продукте или услуге. Эти сведения позволяют лучше узнать целевую аудиторию, ее потребности и желания. Целью социологического анкетирования является исследование социальных событий и процессов, протекающих в обществе. Например, статистических данных о рождаемости, уровне безработицы, рейтинге президента. Анкетирование в психологии применяют для оценки профессиональных, психологических и моральных качеств личности. Анализ опросов подобного рода может быть использован при приеме на работу и аттестации персонала.