Анкетирование и опрос в чем разница
Разница между опросом и анкетой
С другой стороны, вопросники являются инструментом сбора данных по конкретной теме, который включает в себя распространение форм, которые включают вопросы, относящиеся к изучаемой теме. Эта статья представлена для того, чтобы вы знали разницу между опросом и анкетой.
Сравнительная таблица
Основа для сравнения | Опрос | Опросный лист |
---|---|---|
Имея в виду | Опрос относится к сбору, записи и анализу информации по конкретному предмету, области или группе людей. | Анкета подразумевает форму, содержащую список готовых вопросов, разосланных людям для получения статистической информации. |
Что это? | Процесс сбора и анализа данных | Инструмент сбора данных |
Время | Трудоемкий процесс | Быстрый процесс |
использование | Проводится на целевой аудитории. | Распространяется или доставляется респондентам. |
Вопросы | Открыто / закрыто | Закрыто закончено |
ответы | Субъективный или объективный | Задача |
Определение опроса
Под термином «опрос» мы понимаем процесс исследования, используемый для упорядоченного сбора и анализа информации группой людей для измерения мнений, мыслей, опыта и т. Д. Он не ограничивается сбором информации с помощью вопросов, но также включает в себя наблюдения, измерение, оценка данных и суждение исследователя.
Обследование может иметь различные формы, такие как обследование всего населения, известное как перепись, но оно также может проводиться на репрезентативной выборке группы с целью сделать выводы о большей численности населения. Выборочное обследование является широко используемым методом из-за его экономической эффективности, скорости и практического подхода. Существует много способов проведения опросов:
Определение вопросника
Термин «вопросник» относится к форме, которая содержит набор вопросов для обследования, разработанных таким образом, чтобы извлечь определенную информацию из респондента. Инструмент включает в себя вопросы, инструкции и места для ответов. Задаваемые вопросы составлены таким образом, чтобы получить от респондентов прямую информацию.
Анкета имеет письменный и печатный формат, доставляется или распространяется среди людей для предоставления ответов на факты или мнения. Инспектор использует эти ответы для статистического анализа. Он в основном используется для сбора фактической информации с целью раздвоить людей и их обстоятельства.
Ключевые различия между опросом и анкетой
Разница между опросом и анкетой может быть четко проведена по следующим основаниям:
Заключение
Методы опроса и анкетирования
Опрос как метод получения первичной информации характеризуется оперативностью, простотой и экономичностью. Однако для обеспечения репрезентативности данных опроса важно правильно сформировать совокупность респондентов.
Опрос представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (личного) или опосредованного (с помощью анкеты) социально-психологического общения исследователя и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на заранее подготовленные с конкретной исследовательской целью вопросы.
Опрос может проводиться в форме :
Анкетирование — письменная форма опроса, в которой используется готовый вопросник (или анкета, т. е. размноженный на компьютере или типографским способом документ, содержащий вопросы, адресованные респонденту).
При анкетировании возможны следующие способы общения с опрашиваемыми:
В зависимости от цели анкетирование может быть проведено по месту жительства и по месту работы респондентов.
Например, для оценки эффективности деятельности муниципальных органов в области организации сферы услуг анкетирование целесообразно проводить по месту жительства.
Анкета представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых отражает программные и процедурные задачи исследования.
В каждой анкете есть вводная часть, содержащая обращение к респонденту с пояснением цели и необходимости анкетирования, краткой характеристикой ожидаемых результатов и их полезности. Указывается степень анонимности опроса.
В анкете должна быть выражена благодарность респонденту за ответы на поставленные вопросы.
Требования к анкете :
Включаемые в анкету вопросы классифицируются по различным основаниям. В зависимости от отношения к цели исследования различают программно-тематические (содержательные, результативные) и процедурные (функциональные) опросы.
По предметному содержанию выделяют вопросы о фактах, знаниях, мнениях, установках, мотивах поведения.
Закрытые вопросы могут быть: дихотомическими («да— нет»); альтернативными и «вопросами-меню».
В открытых вопросах нет набора возможных ответов, что несколько затрудняет обработку полученного материала. Однако при открытых вопросах в большей мере учитывается мнение респондента по рассматриваемой проблеме.
Интервью – опрос в форме устной беседы исследователя с респондентом.
Экспертный опрос – опрашиваемые лица являются специалистами в определенной области.
Сплошной опрос – опрашиваемые лица принадлежат к какой-нибудь социальной группе;
Выборочный опрос – опрос, охватывающий отдельных представителей той или иной социальной группы в качестве респондентов.
СРАВНЕНИЕ. Анкетирование, опрос, интервью
Теоретический материал
Исследования
В рамках данного этапа социального проектирования мы предлагаем рассмотреть следующие понятия и теоретические моменты:
· Этапы социологического исследования……………………………. стр.5
· Методы сбора информации………………………………………. стр.6
· Различие между интервью и анкетированием……………………. стр.13
· Анализ результатов анкетирования…………………………………стр.14
· Отчет о результатах исследования………………………….……….стр.16
Обратите внимание на следующие понятия:
Исследование – это сбор информации по интересующей теме.
Анкетирование – это метод сбора информации через специально разработанную анкету.
Анкета – это упорядоченный список вопросов для проведения опроса, анкета состоит из трех частей: вводная, основная, паспортичка
Респондент – это человек, отвечающий на вопросы анкеты, или тот у которого берется интервью.
Интервью – это наиболее гибкий метод сбора информации через проведение беседы, основанной на непосредственном личном контакте; возможность задавать уточняющие вопросы.
ЭТАПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Социологическое исследование включает несколько этапов
1. Подготовка исследования: составление программы, разработка инструментария, составление анкет, вопросов для интервью, первичная апробация анкеты.
2. Сбор первичной социологической информации (проведение анкетирования, интервьюирования).
3. Обработка полученных материалов.
4. Анализ полученных данных и оформление выводов исследования.
Подробнее про этапы социологического исследования:
1. Подготовка исследования.Составление программы исследования включает в себя цель исследования, задачи, выбор методов, разработку анкет, интервью и т.д. обязательно надо определеить параметры целевой группы: то, что, по вашему мнению, важно (пол, возраст, занятость и пр.) также на этом этапе решаются организационные вопросы исследования.
2. Сбор первичной социологической информации.Сбор материалов по той теме, которая является предметом социологического исследования. Первичная информация может быть представленна в разной форме: ответы на вопросы интервью, заполненные бланки анкет, аудио- и видео записи и др.; количество первичной информации зависит от масштаба проводимого исследования.
3. Обработка данных.Полученный материал может быть обработан вручную или с помощью компьютера. Подготавливаются вспомогательные таблицы для облегчения процесса обработки.
4. Анализ данных и оформление выводов.После обработки материала, полученные данные оформляются в виде документов, отчетов, таблиц, диаграмм и т.д. затем они анализируются и делаются соответствующие выводы, которые становятся основой для дальнейшей работы.
МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ
Работа с текстом. Составление анкеты.
АНКЕТА –документ, представляющий собой набор вопросов, ответы на которые дают возможность судить об объективных и субъективных факторах.
Анкета состоит из трёх частей:
Вводная часть.
В водной части указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчёркивается анонимный характер её заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.
Вводная часть не должна быть большой, но обязательно ясной и понятной для респондента ( респондент – человек, отвечающий на вопросы анкеты или тот, у которого берется интервью), мотивирующей его на участие в опросе. Вводная часть по объему не большая, но очень важная. От того, как составлено обращение зависит отношение респондента к анкете.
Основная часть.
Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования. Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты.
В основной части необходимо выдержать логику составления и расположения вопросов. Первыми идут так называемые «контактные вопросы», их основная цель – заинтересовать респондента проблемой, включить в содержание исследуемой проблемы. Эти вопросы должны быть сформулированы достаточно просто и понятно. Следующие вопросы будут усложняться – данный способ расположения вопросов называется «Правилом воронки».
После контактных вопросов идут основные вопросы, ответы на которые дают информацию по интересующей исследовательской теме. Содержание именно этих вопросов должно соответствовать целям и задачам исследования. Для каждой задачи могут быть сформулированы отдельные блоки вопросов, они могут располагаться как вперемешку, так и по порядку. Идеальный вариант, когда сложные вопросы расположены в середине анкеты.
Завершающие анкету вопросы – заключительные. Основная функция заключительных вопросов – снять психологическое напряжение у респондентов. В связи с этим, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют особого напряжения памяти и внимания.
Расположение вопросов от простых к сложным, а затем опять к простым получило название «Эффект эха».
Паспортичка.
Содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, семейного положения, стажа работы респондента и др. в зависимости от целей и задач исследования, количество вопросов этого блока может быть либо увеличено, либо уменьшено.
Паспортичка может располагаться как в начале, так и в конце анкеты. В конце анкеты желательно поблагодарить респондента за участие в опросе. Это могут быть высказывания разного типа: «Благодарим за участие в исследовании», «Спасибо за помощь», «Спасибо!» и т.д.
В конце анкеты можно поставить вопрос о самом опросе. «насколько важным вы считаете проведение исследования данной темы?»
Вопросы, используемые в анкете, могут быть:
· О фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информацию о его действиях, поступках или последствиях.
· О знании.Их цель состоит в раскрытии того, что знает и что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа, имеющей целью выявить уровень информативности респондента и его знания в определённой области. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует опрашиваемого использования определенных навыков, знаний конкретных фактов, событий, имён.
· О мнении.Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения., основанные на индивидуальных представлениях. Через мнения выявляется отношение человека к тем или иным событиям.
· О мотивах.Эти вопросы призваны выявить субъективное представление человека о мотивах своей деятельности. Один вопрос о мотивах не может дать подлинную картину мотивации деятельности, для этого необходим целый комплекс подобных вопросов.
По логической природе вопросы подразделяются на:
· Основные.На основе ответов на эти вопросы строятся выводы об изучаемом явлении, они составляют большую часть анкеты.
· Фильтры.Эти вопросы задаются для отсева некомпетентных лиц при опросе по изучаемой проблеме или же выделение части респондентов из всего массива по определенному признаку.
· Контрольные.Служат для проверки устойчивости, правдивости и непротиворечивости ответов, определения их искренности и достоверности.
· Наводящие.Оказывают помощь респонденту в правильном осмыслении основного вопроса, помогают дать более точный ответ.
· Контактные.Служат для установки контакта с респондентом. Их цель – создать интерес к исследованию, побудить принять в нем участие.
· Прямые.Направлены на выражение отношения респондента – по поводу анализируемой проблемы, их оценку с его собственной позиции.
· Косвенные.При ответе на эти вопросы респондент отвечает от имени группы, коллектива, в безличной форме, что позволяет ему как бы скрыть свою собственную позицию. И усилить критический акцент своих высказываний. Косвенные вопросы задаются тогда, когда прямые не очень удобно задавать или есть предположение, что на них не будет получено искренних ответов, это ситуации косающиеся частных, интимных сторон человеческой жизни или их отношения к власти, к своему непосредственному начальнику и т.д.
По характеру ответов на составленные вопросы они подразделяются на:
· Открытые:предполагают повествовательный оригинальный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным.
· Полузакрытые:респонденту предоставляется возможность выбора подходящего ответа из предложенного перечня и/или высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки закрытости и открытости.
· Закрытые:предполагают ограниченный выбор ответов.
· Шкальные:ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель.
· Вопросы-меню:здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов.
· Альтернативные: предполагают ответы по принципу «да – нет», носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены.
По способу распространения анкет опросы разделяются на:
1. Раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее – очный раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету через несколько дней – заочный раздаточный опрос);
2. Почтовые(анкета по предварительному согласию высылается и получается через почту;
3. Прессовые(анкета предлагается читателю через печатное издание;
4. Телефонные(при этом способе распространение и сбор инструментария и сопровождающих его документов осуществляется с помощью телефонной сети).
ИНТЕРВЬЮ
1. Необходимо составить список вопросов, которые вы собираетесь задать, в письменном виде. Список должен быть организован так, чтобы вы смогли провести короткое (10 минут), среднее (20-30 минут) или длинное (1 час) интервью, и получить самую важную информацию, в независимости от количества времени, которое вам выделит интервьюируемый.
2. Составить план ведения записей ответов. Кроме диктофона позаботьтесь об альтернативном варианте, на тот случай, если человек не захочет, чтобы его записывали, или вы посчитаете, что это затрудняет ответы на вопросы.
3. Как только вы пришли на встречу, первый вопрос должен быть: «Сколько у нас есть времени?» это поможет вам сразу определить какой сценарий нужно использовать. Затем кратко объяснить цель интервью, сказать, как будет использована полученная информация, и рассказать о целях вашей команды/инициативной группы. По окончании интервью поинтересуйтесь: «Что, по-вашему, было наиболее важным из сказанного?», «Возможно, вы хотите что-нибудь добавить?». Поблагодарите человека и оговорите срок, когда вы представите ему копию подготовленного материала. Запомните: человек должен одобрить материал, перед тем как вы его начнете использовать.
ПАМЯТКА
Пример представления себя при обращении в организации, к специалистам, к интервьюируемым.
Меня зовут (имя и фамилия). Я ученик (класс и школа). Мы изучаем (цель исследования). Я являюсь ответственным за сбор информации по данной проблеме, которую мы будем обсуждать на сборе нашей команды.
Могу ли я задать Вам несколько вопросов прямо сейчас (или лучше позвонить вам в другой раз)? С кем бы еще я мог поговорить об этой проблеме? Имеется ли у вас какая-нибудь письменная информация по проблеме, которую Вы могли бы нам передать или выслать на наш адрес? (будьте готовы продиктовать ваш электронный адрес)
Бланк для интервью:
Лично . По телефону . В письме . Имя интервьюируемого Название организации, компании Номер его телефона Адрес (город, улиц, дом) Советы для проведения анкетирования, опроса, интервью: 1. Говорить четко, уверенно, ясно 3. Говорить с какой целью проходит исследование 4. Записывать все, что говорит респондент 5. Не перебивать респондента 6. Не задавать наводящих вопросов 7. Не навязывать своего мнения 8. Благодарить за уделенное время и за ответы – говорить спасибо. СРАВНЕНИЕ. Анкетирование, опрос, интервью.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ Полученные в ходе опроса и анкетирования данные необходимо обработать, то есть систематизировать содержание ответов в соответствии с программой исследования. При обработке открытых вопросов сначала следует выписать столбик полученные ответы, потом их классифицировать, подсчитав количество примерно одинаковых по содержанию ответов. И затем на основе подсчетов делать вывод. Для облегчения обработки можно использовать таблицу, в ней соединена и биографическая информация, и содержательная.
ИЗУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ Документы и публикации подбираются в соответствии с исследуемой проблематикой, преимущественно из печатных изданий Вашего города/региона или сети Интернет. Документацию необходимо анализировать по следующему алгоритму: — выходные данные публикации (издание, дата публикации, название, автор) — краткое описание содержания публикации (основные герои, в чем состоит событие/проблема); — каков с вашей точки зрения, уровень публикации (сухая информация, отчет «для галочки», попытка предложить читателю материал для анализа, глубокий качественный материал и т.п.); — что находится в фокусе стаитьи – люди, проблемы, пути решения пр.; — если в материале автором дается оценка или задается общий тон, каковы они: положительные, негативные? Что именно отмечается как положительное/негативное? — ваш комментарий к публикации. Общая схема анализа всей документации: 1. Полученные данные (факты, свидетельства, то, что вы узнали). 2. Интерпритация/объяснение (объяснение полученных данных, взаимосвязи между ними, причин). 3. Выводы/заключения (значение полученных данных – хорошо или плохо, мало или много, позитивно или негативно, желательном или не желательном направлении). 4. Рекомендации (предполагаемые направления действий, предполагаемые изменения в программе, советы заинтересованным сторонам, основанные на полученных данных, интерпретациях и выводах). Проведение опросов и анкетированиеОпрос и анкетирование являются ведущими, универсальными методами проведения социологических и маркетинговых исследований. Чаше всего, когда говорят о маркетинговом исследовании — сборе первичной информации, имеют в виду именно опрос или анкетирование, предполагающие прямое выяснение, непредвзятого мнения достаточно многочисленной группы респондентов. Массовым считается опрос, в ходе которого путем личной беседы сотрудника исследовательской компании — интервьюера с носителями информации (респондентами), состоящей из нескольких десятков коротких вопросов, изучаются мнения нескольких сотен (тысяч) человек. Под анкетированием понимают безличную форму общения исследователей с носителями информации, при которой респонденты самостоятельно отвечают на вопросы анкеты, следуя содержащейся в ней инструкции и не вступая в непосредственный контакт с интервьюерами. Конечной целью анкетирования и массового опроса является получение данных, характеризующих так называемую генеральную совокупность. Генеральная совокупность — это все представители какой-либо группы, носители какого-либо важного признака, например: Для того чтобы опросить десятки или сотни тысяч, а тем более — миллионы человек (компаний), из которых может состоять генеральная совокупность, нужны сотни или даже тысячи интервьюеров. На проведение подобного исследования могут понадобиться десятки, если не сотни миллионов долларов и не менее полугода напряженной работы. Такое возможно только при переписи населения (проводящейся не чаще одного раза в 10 лет). Однако в маркетинге этого и не требуется. Достаточно того, чтобы относительно небольшая выборка (от нескольких сотен до нескольких тысяч представителей) репрезентировала (выразила) мнение генеральной совокупности. Как такое возможно? На каком основании можно распространять данные, полученные от небольшой группы людей, на существенно (в десятки и сотни раз) большую группу? На основании гипотезы о том, что на поведение, знания, отношение потребителей к компании, товару, услуге или отдельных их компонентов оказывают влияние социально-демографические характеристики самих потребителей. Иными словами, большинство представителей четко определенной социально-демографический группы будут сходным образом реагировать на внешние, в данном случае — рыночные стимулы: товар, цену, упаковку, рекламу и т. д. и т. п. И нет никакой необходимости опрашивать всех представителей этой группы, поскольку ее мнение (с допустимой погрешностью) может представить (репрезентировать) небольшая выборка из ее представителей. Способы построения выборкиПервая группа методов (вероятностные) базируется на использовании теории вероятности. В основе ее применения лежит постулат, что репрезентация будет достигнута в случае, если каждой единице генеральной совокупности обеспечено равновероятное попадание в выборку. Например, если генеральной совокупностью является все взрослое (16-85 лет) население города (200 тыс. человек), то каждому жителю должна быть обеспечена вероятность стать участником исследования(попасть в выборку), равная 1 / 200 000. В противном случае выборка будет не случайной, а смещенной, т. е. менее репрезентативной. Реализовать это можно в случае, если все элементы генеральной совокупности могут быть тем или иным образом пронумерованы, а затем эти номера будут выбраны в определенной последовательности — «по воле случая». Например, в Москве около 2 500 средних школ, каждаяиз которых имеет свой номер. Мы могли бы выбрать наугад 100 номеров и провести опрос 100 директоров (завучей, учителей физики, классных руководителей 11-х классов и т. п.) в этих школах. Тем не менее у вероятностных методов построения выборки есть один весьма существенный недостаток. Каждый из них исходит из предположения о том, что все элементы генеральной совокупности являются равнодоступными: и в «техническом» смысле (у всех есть телефон для телефонного опроса или доступ в Интернет), и в «психологическом», т. е. все респонденты с примерно равной вероятностью согласятся или откажутся принимать участие в исследовании. Однако это не так. Менее образованные граждане идут на контакт с социологами менее охотно, чем лица с высшим образованием. Поэтому в большинстве выборок доля хорошо образованных граждан как правило существенно выше, чем в генеральной совокупности. Никто из сотрудников исследовательских компаний не желает общаться с бомжами, алкоголиками, наркоманами, психо- и социопатами и прочими маргиналами. И у руководителя исследования нет решительно никаких возможностей заставить своих сотрудников делать это. А между прочим, к этим группам в России по взвешенным оценкам относится от 12 до 15% жителей Следовательно, любая выборка смещена в сторону «вменяемых» граждан. Некоторые граждане боятся отвечать на вопросы, даже самые невинные. Таких людей немного, но они есть. А вот способов заставить их участвовать в опросе нет. Наконец, есть люди, которые просто не желают участвовать в исследовании. У них есть время, они ничего не боятся, они все понимают, но на вопросы отвечать отказываются. И точка. Это наиболее эффективный, на наш взгляд, метод проведения массовых опросов. При его использовании существенно облегчается задача поиска корреляционных связей, сравнения различных типов (групп) потребителей между собой и экстраполяции выявленных закономерностей на генеральную совокупность. Задача достижения строгой репрезентативности не всегда является важной. Иногда целесообразно воспользоваться существенно более простыми в реализации детерминированными методами: Достоверность и погрешности измеренийПод «достоверностью», уровнем достоверности понимают показатель вероятности того, что истинное значение изучаемого параметра генеральной совокупности попадет в доверительный интервал. Чем выше задаваемый уровень достоверности, тем больше должна быть выборка. Под доверительным интервалом понимают диапазон, в который попадет истинное значение изучаемого параметра генеральной совокупности при данном уровне достоверности. Чем он меньше, тем больше должна быть выборка. К примеру, общероссийская городская выборка (14-65 лет) в 1 200 респондентов имеет доверительный интервал 4 процентных пункта при уровне достоверности 0,95. При ее проведении 15% участников опроса заявили, что за последние три месяца были в кинотеатре хотя бы один раз. Эти данные позволяют нам утверждать с заданным уровнем достоверности, что от 11 до 19% жителей российских городов в возрасте от 14 до 65 лет были в кинотеатре хотя бы один раз за последние три месяца. Иными словами, можно сказать, что все значения между 11 и 19% в данном случае находятся в пределах «допустимой статистической погрешности». Если бы мы хотели задать доверительный интервал в 2 процентных пункта, то выборку (при прочих равных условиях) пришлось бы увеличить примерно в четыре раза. Со стороны уровня достоверности эти данные означают, что если бы было проведено 100 независимых измерении (опросов) по 1200 респондентов в каждом, то в 95 из них значение доли ответов на вопрос о посещении кинотеатра не вышло бы за пределы доверительного интервала (в этом конкретном случае — 11-19%). А в пяти исследованиях или бы получены значения, выходящие за пределы доверительного интервала. Если бы нас устраивала достоверность на уровне 0,9, то опросить можно было бы 200 человек. Если нам нужна достоверность на уровне 0,99, то пришлось бы опросить более 10 тыс. человек. Оптимальный размер выборки Вот одна из формул расчета необходимого объема выборки, используемая при известном среднем отклонении (дисперсии) и заданных уровнях достоверности и точности: где: N — искомый объем выборки; g — дисперсия признака, ожидаемое среднее отклонение получаемых результатов от ожидаемого среднего значения; z — коэффициент уровня достоверности (2 — для 0,95, 3 — для 0,99); d — уровень точности. Допустим, мы изучаем поведение покупателей в продовольственном магазине, в частности, мы хотим определить среднюю сумму чека. Из бесед с владельцем магазина мы узнаем, что она может быть в районе 500-700 руб., а среднее отклонение (g) может составить 200 руб. В ходе опроса мы хотели бы определить среднее значение с точностью (d) до 20 руб. при уровне достоверности (z) в 0,95. Подставляем значения формулу и получаем: 40000 * 4 / 400 = 400. Практическое использование этой и других формул, которые здесь не будут приводиться, весьма затруднено следующими обстоятельствами: На практике сначала определяют количество респондентов, которое исследователи предполагают опросить с учетом временных и финансовых ограничений, задают уровень достоверности (обычно — 0,95), а затем уже рассчитывают доверительный интервал. Определение необходимого и достаточного объема выборки происходит на основе опыта и неформальных «конвенций» исследователей между собой. Считается, и это многократно проверено на практике, что опрос 30-50 представителей конкретной, «узкой» социально-демографической группы населения, например «ярославских замужних женщин в возрасте 30-45 лет, имеющих одного ребенка, высшее образование и совокупный семейный доход в пределах от 1 500 до 3 000 долл. в месяц», можно распространять на всю эту группу, и допустимая ошибка (доверительный интервал) не превысит 4 процентных пунктов при уровне достоверности около 0,95. Однако полученные данные нельзя распространять, например, на незамужних женщин того же возраста, имеющих такой же доход и уровень образования. А также на женщин, имеющих иной доход, возраст или уровень образования. И уж тем более — на мужчин. Таким образом, если в задачу исследователя входит получение информации о мнениях, знаниях, поведении или отношении к некой проблеме всех ярославских женщин, и при этом все перечисленные выше социально-демографические факторы являются значимыми, необходимо построить такую выборку, в которой были бы представлены все «узко определенные» группы. В данном случае — две группы по семейному положению, три — по наличию и количеству детей, три возрастные, три доходные, две образовательные. Итого 108 групп, в каждой из которых должно быть не менее 30 представительниц. Всего — более 3 000 респондентов. На самом деле едва ли найдется вопрос или проблема, на которые все пять факторов будут оказывать взаимное перекрестное воздействие. В большинстве случаев вполне можно было бы обойтись опросом 400-600 респонденток, а затем провести попарный (а не перекрестный) факторный анализ. То есть отдельно исследовать влияние факторов «возраст», «образование», «доход», «семейное положение», «дети». При этом выборка каждый раз разбивалась бы на две-три группы, наполнение которых было бы не меньше 100-150 респондентов. Репрезентативная выборка, представляющая все население России, должна состоять из 3 600-9 000 человек и 180 групп (два пола, три возраста, два образовательных уровня, три доходные группы, пять типов поселений). Доверительный интервал будет в пределах ±3 процентных пункта. Это означает, что, к примеру, если 30% (12% или 45%) наших респондентов заявили, что регулярно употребляют в пищу майонез, то долю потребителей майонеза в России можно оценить в 27-33% (9-15 или 42-48% соответственно).
|