Анскулинг что это такое простыми словами
Что такое анскулинг, и возможно ли обучать ребёнка без школы?
В наши дни многие родители прибегают к домашнему обучению по ряду собственных причин, никак не связанных со здоровьем детей. В обиходе продвинутого старшего поколения появилось понятие «анскулинг». В данной статье разберем, что это такое, рассмотрим плюсы, минусы и другие нюансы анскулинга, о которых стоит знать родителям, желающим обучать ребенка без школы.
Что такое анскулинг простыми словами
Анскулинг произошел от английского слова «unschooling» и переводится как «не обучение в школе». Простыми словами, анскулинг – это домашнее обучение, не имеющее правил, школьной программы и проверки познаний ребенка. Он обучается и воспитывается в кругу семьи и получает информацию, которая ему интересна. С 7 лет ведущая деятельность у ребенка автоматически сменяется с игровой на учебную, он начинает активно интересоваться книгами, учится читать и писать.
Родители анскулеров убеждены, что учащиеся дома получают более качественное образование, не тратя время на ненужные знания.
Получая школьное образование, ребята учатся только в учебном заведении. Дома же они поскорее делают уроки и отдыхают. Анскулера не принуждают к учебе в определенные часы и минуты, не заставляют заниматься нежеланными и неинтересными предметами. Обучение проходит в любое удобное время и в любом месте: дома, на отдыхе, во время прогулки, в путешествиях и т.п. Ребенок задает вопросы, отыскивает ответы самостоятельно или получает информацию от близких людей — поданная простыми словами, она легко усваивается и запоминается.
Преимущества и недостатки анскулинга
Все вышесказанное может привести большинство взрослых в шок. Получается, можно не водить ребенка в школу и обходиться без заданий на дом. Вместо этого, достаточно будет самостоятельно учить дочку или сына и самим решать, что им нужно, а что нет.
Разберем преимущества внешкольного учения:
Но кроме плюсов, такое обучение имеет ряд недостатков:
Анскулинг в России
Помимо указанных недостатков анскулинга, следует помнить, что, согласно федеральному закону «Об образовании в РФ», среднее общее образование у нас в стране является обязательным. Следовательно, полноценное внешкольное обучение в Российской Федерации невозможно.
Максимум для домашнего обучения – это получение знаний от родных, но с обязательной сдачей всех государственных экзаменов.
Дав общее представление о понятии «анскулинг» и особенностях данного вида обучения, стоит подчеркнуть, что нужно не раз оценить домашние возможности, прежде чем браться самостоятельно образовывать свое чадо. Анскулинг подходит далеко не всем детям, но для некоторых семей является спасением.
Анскулинг
Анскулинг (англ. Unschooling — от англ. school — школа) — философия и практика образования, основанная на важности соблюдения в первую очередь интересов ребёнка, когда ребенок обучается без отрыва от семьи, основываясь на опыте своей повседневной, зачастую весьма разнообразной жизни, задавая вопросы, получая или отыскивая самостоятельно ответы на них. Не признана в России.
Анскулинг — это один из вариантов хоумскулинга, который в русскоязычной среде называют домашним обучением. Иногда анскулинг противопоставляют хоумскулингу, т.к. хоумскулинг подразумевает следование школьной или иной программе, в отличие от анскулинга.
Анскулинг не предполагает обязательность любых систематических индивидуальных или коллективных занятий с учителями или лицами, их заменяющими.
Некоторые анскулеры допускают возможность дистанционного обучения, обучения по свободной программе, сдачу школьных предметов экстерном.
Более радикальные анскулеры вообще отвергают школу и учебную программу. У них есть возможность сдать экзамены сразу за весь школьный курс, чтобы получить аттестат зрелости или его аналог, если это необходимо для поступления в высшее или другое нешкольное учебное заведение, либо для получения работы.
Анскулеры не отвергают высшее образование, так как не находят в нём тех недостатков, какие они видят в школьном образовании.
Содержание
История
Аргументы анскулеров
Критика анскулинга
Анскулинг и законы
В некоторых странах посещение школы обязательно, например в Германии, Израиле. Домашнее обучение в этих странах возможно только при врачебном заключении о невозможности посещать школу. В других странах домашнее обучение возможно и без врачебного заключения, по желанию родителей — например, в России. При этом Анскулинг в России официально не разрешен. В большинстве стран возможно обучение экстерном, дистанционное обучение. В Канаде и США во многих штатах и провинциях анскулинг легален и достаточно распространен.
Живите сегодня!
персональный блог Лены Даниловой
Что такое анскулинг?
С семейными домашним образованием многие читатели уже знакомы. Семейная форма образование — это когда ребёнок учится дома, за его учёбу отвечают родители, а в школу он ходит только сдавать экзамены. Домашняя форма — это почти то же самое, но учителя приходят на дом. Такая форма годится для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу.
Есть ещё экстернат. На экстернате школьную программу проходят обычно в ускоренном темпе. И проходят не не школьной программе, а циклами — месяц все учат историю и в конце — сдают. Потом переключаются дальше. На такой форме можно за один раз сдать экзамены сразу за два года. То есть, историю за 6 и 7 класс, математику за 6 7 класс. И так далее. А к концу года шестиклассник сможет перейти сразу в восьмой класс.
А вот что такое анскулинг, многие даже и не слышали, а если и слышали, то, скорее всего считают странной причудой некоторых родителей. Таких сейчас во всем мире не мало. Но если посчитать в процентах от всех родителей школьников, то процент будет мизерный….
Так что же это? Для тех, кто не знает в принципе, что такое анскулинг, расскажу, что это учёба вообще без школы. То есть, абсолютно! Не выполнение норм и программ за тот или иной класс, год, уровень. А просто жизнь. И просто учёба и освоение тех или иных нужных навыков, умений и знаний — в тот момент когда они актуальны, или просто в тот момент, когда они уже понятны, или уже интересны. Словом, учёба с учётом интересов и потребностей. И к тому же — не оторванная от жизни. Анскулинг — это море времени и море возможностей для ребёнка….
Звучит с одной стороны очень заманчиво. А с другой стороны — пугающе. Например, встают такие вопросы: а чему учить? Как? В каком темпе? Как уговаривать заниматься, если нет маячащей проверки в виде контрольной?…
М-да. Это, наверно, самый важный момент для родителей — понять, что из-под палки ничему научиться нельзя. И хорошо бы учиться тому, что интересно, тогда и будет идти собственно развитие личности, развитие человека и его способностей. Но в то же время все мы знаем, что если не научить «пахать», потому что надо…. Ну вы дальше и без меня много раз это слышали. Ага, а если пахать, то уже из-под палки. Тут круг замыкается и руки опускаются. Что остаётся? Назад — в школу? Чтобы учиться пахать?
Но вернёмся к анскулингу.
Мне очень нравится идея учиться не по школьным программа и идея НЕ сдавать никаких выпускных экзаменов (про вступительные — чуть позже). Так вот, меня всегда поражало то количество ненужной информации, которая даётся в школе и полное отсутствие нужной (с моей точки зрения). Допустим, та самая набившая всем оскомину химия. Да, представление о химии иметь, безусловно, надо. Но не в том объеме, какой всегда был у нас в школе. Можно сказать еще иначе — химия нужна, и неорганическая, и органическая, которую все терпеть не могут, но интересная и сразу в каком-то прикладном виде (нужном для жизни, допустим), а не в решении десятков задач, которые многим школьникам просто непонятны… А музыка? В каком мизерном объеме проходят в школе музыку! Ни малейшего представления о сольфеджио, никаких азов музицирования, знакомство с мировой музыкальной культурой буквально вскользь… А уж про то, что танцами в школе никто не занимается и не будет заниматься, я вообще молчу. А насколько важнее для человека уметь владеть своим телом (а это не только в танце пригодится — для здоровья полезно и для освоения многих навыков тоже), чем умение решать сложные химические задачи…
Я не хочу снова скатиться к разговору о том, как несовершенны школьные программы. Совершенно очевидно, что изменить их невозможно. Или даже так. Когда их начинают менять, то почему-то получается ещё хуже.
Мне нравится в идее анскулинга именно то, что никто не скажет мне, что моему ребёнку химия нужнее музыки. Или не скажет мне, что надо обязательно зубрить все правила, чтобы знать, как правильно писать на русском языке. Для этого нужно пособие Зайцева «Русский для всех», где нет ни одного правила, но есть вся грамматика русского языка в удобном для понимания и запоминания виде. Опыт показывает, что по методике «Русский для всех» освоить весь объем материла по всему школьному курсу русского языка детям нужно 3-6 месяцев. причем, это не нудное переписывание нудных текстов в тетрадь. А устная работа по таблицам…
Вот если сдавать экзамены, то нужно учить массу бесполезного! Например, у Зайцева НЕТ нигде вообще деления русских слов на подгруппы по принципу склонений. Помните в школе: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение…. В пособии «Русский для всех» окончания существительных и прилагательных объединены в нескольких таблицах. Чуть было не сказала «объяснены». Это было бы неверным, потому что слов с пояснениями нет вообще. Только таблицы.
Словом, есть новые технологии, есть интересные методики изучения и запоминания принципиально других объёмов материала. Есть и компьютерные технологии, есть сотни познавательных фильмов, есть интернет, в конце концов — для подростка важнее научиться добывать информацию там, чем зазубривать тонную ненужно информации… Но есть школа. И среднестатистический ребёнок загнан в рамки программы и ему некогда познавать себя и этот мир с помощью новых технологий. У него на это нет времени. Я уж не говорю о том, что у них нет времени на то, чтобы освоить простые бытовые, житейские навыки.
У анскулинга есть ещё одно несомненное преимущество, кроме шансов выбрать себе программу обучения и методики. Анскулеру никто не ставит отметки! Вам, может, покажется, что это плохо. Но это очень хорошо. И не потому, что не надо ругать за двойки, а потому, что ребёнок учится сам оценивать свои знания, свои возможности, свои усилия. Сложнее всего приходится родителям, ведь нас растили в школе и нам ставили оценки. И так хочется оценить работу, приклеить «звёздочку» или нарисовать улыбку. Но работа «для галочки» — разве это хорошо?
И теперь «о грустном». Ести ты всего этого «не проходил», что прошли все остальные, то, скорее всего, ЕГЭ ты не сдашь. Ну или придется год готовиться с репетиторами, которые натаскивают конкретно под ЕГЭ. То есть, всё, чему мы так радовались (не надо учить то, что не хочется, а можно учить то, что нравится) по сути просто оттягивание времени. Мы всё равно вынуждены учить ИХ терминологию, чтобы сдать ИХ экзамены.
Но это тоже не совсем так. То есть, если вы вдруг придёте к анскулингу, то скорее всего, ваш ребёнок в 15-16 лет уже будет иметь кучу важных дел, зарабатывать деньги, жить интересной полной жизнью (что часто и происходит с большинством анскулеров). Им не нужен ВУЗ, как место, где можно учиться. Вся их жизнь — большая школа. Они учатся везде, всегда, всему. Они умеют учить сами себя.
На эту тему мне очень понравилась статья на сайте Свобода в образовании. Статья называется «Хоумскулер в университете».
Вот некоторые отрывки из этой статьи:
Для меня домашнее обучение означало возможность читать весь день, а затем читать весь следующий день. Это означало возможность пойти учиться к людям, работой которых я восхищалась, проводить много времени, играя в ручье неподалеку, писать книги, которых я не могла найти, но хотела прочесть, пытаться ставить пьесы Шекспира, учиться игре на фортепиано и греческому языку, и все это — совершенно не беспокоясь о том, что случится, если у меня не получится. Домашнее обучение – это когда можно сделать ошибку и у нее не будет больших последствий, чем минутное затруднение. Потому что мне не надо было достигать каких-то определенных уровней. Я просто старалась сделать лучше, потому что мне хотелось сделать лучше, потому что, я думаю, все люди стремятся к тому, чтобы сделать лучше то, что они делают.
Затем был случайный учебник по математике и онлайн курс биологии, который нашла и купила моя мама, когда ее стало это волновать. Иногда она становилась слишком обеспокоенной. Что, если я отстаю от школьников? Что, если я не поступлю в колледж? Было важно, чтобы я хорошо умела делать все то, что, как предполагается, должны уметь все. Я не волновалась. Я была счастлива.
Главным образом, проблема в том, что я думала, что колледж будет началом нового восхитительного периода в жизни. А вместо этого я чувствую, что это наоборот конец. Раньше обучение могло начаться в любой момент, и для этого не надо было ждать, когда преподаватель встанет у доски и начнет говорить. Можно было дружить с кем угодно, а не только с людьми строго твоего возраста. В домашнем обучении было много проблем и вот сейчас они становятся очевидными. Домашнее обучение заставило меня ожидать слишком многого. Оно дало мне много времени для того, чтобы подумать, кто я, поэтому мне не нужно делать этого сейчас. Колледж слишком искусственен для меня, тут все не так, как в реальном мире.
И это даже забавно, потому как всю мою жизнь люди говорили мне о том, что я, должно быть, не знаю реальной жизни. Люди часто думают, что хоумскулеры живут своей жизнью в своем маленьком замкнутом мире. Я не знаю, как доступно описать им свою жизнь. Не знаю, как преподнести бескрайний мир моего детства, в котором имели место правила, и я упорно трудилась над чем-то, просто потому что это было интересно. Что это за мир? Он не нормален. В нем нет уровней и степеней.
Для многих в России анскулинг невозможен. Хотя бы уже потому, что по нашим законам это недопустимо — у нас все дети имеют право учиться в школе и родители обязаны им это право обеспечить. а если не обеспечили, то можно и под суд попасть…
Но есть люди, которые готовы менять всю свою жизнь, вплоть до переезда в другую страну, ради того, чтобы растить творческую свободную личность.
Я не призываю всех срочно бросить школы или всем сбежать из России. Этот пост — это даже не статья, а рассуждение с сожалением в голосе. Это повод задуматься над тем, чему мы учим детей, чему учит их школа, как наше раннее развитие может естественным образом продолжится в анскулинге или утонуть в школьной рутине.
Мы — за анскулинг. Я, мои дети, мои друзья. И постепенно всё больше и больше я склоняюсь к мысли об анскулинге, как о единственно правильном пути. Еще немного смелости и уверенности в себе мне не помешают….
Не забудьте подписаться на обновления блога:
Что такое анскулинг и почему все больше родителей переводят детей на домашнее обучение
Все больше и больше родителей переводят детей на домашнее обучение. А в последние годы растет число тех, кто занимается с детьми по программе “анскулинг”. Она стала темой целых дебатов, ведь сторонников у программы так же много, как и противников.
Анскулинг часто называют “обучением под руководством ребенка”.
Как следует из названия (un – “не”, schooling – “обучение в школе”), анскулинг – это такой вид образования, при котором детям предлагается следовать только своим интересам и обучаться всему без отрыва от семьи. В такой системе родители выступают не в роли учителей, а больше в качестве посредников, наблюдая за тем, чем интересуются дети, и предоставляя им среду, ресурсы и возможности, чтобы развивать свои наклонности.
Скептики не уверены в положительных результатах такой программы, задавая вопрос – разве дети могут сами решать, что им нравится? На самом деле могут, парируют им сторонники анскулинга. Уже будучи взрослыми, такие дети более мотивированы на успех и умеют видеть возможности там, где другие не замечают ничего.
Немного истории
Термин “анскулинг” появился благодаря Джону Холту в 1977 году. Холт был школьным учителем, став знаменитым после опубликованной книги о недостатках традиционного образования. Позже некоторые его идеи взяла на заметку писатель Сандра Додд, которая основала “радикальный анскулинг”. Она утверждала, что ребенок должен руководить не только своим образованием, но и всеми аспектами жизни, на каждом этапе своего взросления.
Как проходит обучение
Непосвященному человеку кажется, что анскулинг – это просто средство занять ребенка в свободное время. Но на самом деле для семьи любые ежедневные занятия превращаются в образовательный процесс. Например, когда дети помогают на кухне, они развивают навыки чтения (изучая рецепт), счета (измеряя количество ингредиентов) и химии (наблюдая за готовкой и узнавая, почему еда так сильно меняется под воздействием температуры).
Философия анскулинга строится на том, что все дети по природе своей любопытны, умны и стремятся изучать что-то новое, а родители должны поддерживать их в этом. Если ребенок замечтался, то не стоит его ругать за это – родитель понимает, что за мечтанием стоит творческий процесс, который может привести к занятиям живописью или написанию рассказа.
Дети могут получать знания из практики. Фото outsideonline.com
“Я даже не знаю, что такое оценки”, – рассказывает Орион, который учится по программе анскулинг и ни разу не ходил в школу, не учился по плану и не сдавал тесты. Последние, по словам его матери, вообще унизительны для детей, так как вторгаются в их свободу мысли.
“Мы живем так, будто школы не существует в принципе. Людям там сильно промывают мозги, заставляя мыслить по стандартам. А ведь жизнь – это свобода, здесь не должно быть рамок и ограничений. Речь идет о том, чтобы научиться доверять своим детям. И это потрясающе – наблюдать, как это доверие оправдывает себя сполна”, – говорит мать Ориона.
Семья Ориона (слева внизу) перешла на анскулинг. Фото csmonitor.com
По ее словам, оставаясь наедине с собой и занимаясь только тем, что интересно, ее дети смогли выучить все – от этики до математики. И ее не очень волнует, что сын научился читать в 8 лет. Она говорит, что это не так важно – научиться читать тогда, когда сам решит. Ведь роль родителя – быть посредником, партнером, вдохновлять на новые изыскания, а не судить ребенка за то, что он что-то не умеет.
Анскулинг развивается не только в кругу отдельных семей. Открываются и школы, в которых используется этот метод образования. Например, JP Green School в окрестности Бостона. В ней дети учатся три дня в неделю, с понедельника по среду. И все занятия – практические. Они копаются в саду, изучая растения и насекомых, готовят полезные коктейли, занимаются спортом, изучая физику движения.
Какие методы образования чаще всего используются в анскулинге
Предоставление широкого спектра ресурсов. Родители не диктуют, что дети должны изучать, они наблюдают за их интересами, а потом дают все ресурсы для поощрения любопытства и исследования объекта интереса. Дом семьи, которая занимается анскулингом, как правило, забит книгами, красками и мольбертами, музыкальными инструментами – всем тем, что захочет ребенок.
Путешествия. Так как не нужно посещать школу, и у детей нет постоянного графика, они могут отправляться в путешествия в любое время. А это – огромный образовательный опыт сам по себе, ведь есть и погружение в культуру, и историю, и развиваются навыки общения.
Путешествия – потрясающе действенный способ получения новых знаний. Фото mothering.com
Проведение много времени на природе. Дети очень хорошо учатся на свежем воздухе, поэтому можно гулять в лесу, изучая флору и фауну, строить шалаши из веток, и многое другое. Именно здесь особенно нужна помощь родителей, которые должны показывать и рассказывать о природе все, что ребенку будет интересно узнать.
Глубокое погружение в тему. Дети в школах, как правило, не имеют возможности погружаться в свои интересы с головой, так как существует школьная программа и нужно успеть все. Анскулинг идет против такой системы и предлагает родителям позволить ребенку изучить объект своей страсти в полной мере. Это приводит к тому, что дети узнают о многом не поверхностно, как в школе, а становясь настоящими знатоками.
Использовать традиционные методы. Не стоит полностью отказываться от традиционного образования. Когда ребенок погружен в свои интересы, он хочет узнать о них все. Поэтому можно записать его на онлайн-курсы или купить учебник. Такие методы тоже очень полезны, хотя в анскулинге они не обязательны.
Очень важно много гулять на природе – это тоже отличный способ изучать мир. Фото adventuretravelfamily.co.uk
Количество семей, которые переходят на анскулинг в Америке, растет с каждым годом. Это связывают с растущим недовольством современным образованием, которое сосредоточены на стандартизированном тестировании детей.
Анскулинг не одинок. Есть также метод Монтессори или популярная педагогика Реджио Эмилии, которые тоже основаны на том, что детей нужно воспринимать как целостные личности, чье любопытство само даст им толчок к получению образования.
Но расцвет анскулинга и его растущая популярность отражают и нечто большее – изменение сознания. Эксперты считают, что то, что раньше считалось частью культуры хиппи, теперь становится новой практикой, которая очень вяжется с самой концепцией американской мечты. Ведь на первое место здесь ставится индивидуальность и свобода личности.
Что такое анскулинг
Наш человек aphika перевела статью с сайта «Жизнь без школы» (The Life Without School) о том, что такое анскулинг в понимании американских анскулеров. Грозится ещё и про социализацию перевести.) Enjoy.
Добро пожаловать в жизнь без школы!
Образ жизни в каждой семье, живущей без школы, очень разный. Мы все по-своему реализуем нашу потребность и право нести ответственность за свою жизнь, семью и собственных детей. Образ жизни нельзя подогнать под какой-то стандарт. Жизнь можно сравнить со шведским столом, предлагающим огромный выбор и многообразные возможности. Каждый проживает собственную жизнь и учится по-своему. Как описала свою жизнь с детьми одна мама-хоумскулер: «Это что-то живое и дышащее».
Что такое анскулинг?
«В чем нуждается ребенок? Не в новых улучшенных учебных планах, а в доступе к настоящему живому миру; в большом количестве времени и пространства, чтобы осмыслить собственный опыт, чтобы фантазировать и играть, наделяя этот опыт тем или иным значением; в добром совете, в картах и путеводителях, чтобы легче добраться туда, куда он хочет, (а не туда, куда он, по нашему мнению, должен идти) и отыскать то, что он хочет. «
— Джон Холт
Холт, дав название новому явлению, сфокусировал внимание на его концепции и на общественном движении. Он говорил и писал о хоумскулинге, издавал первую газету, журнал, в которых поддерживал родителей, решивших обучать детей вне институциональных и философских рамок образовательной системы, которую мы знаем по сей день. Он сумел проникнуть в суть явления, основываясь на своем практическом опыте педагога, осветил путь, на который многие уже готовы были ступить. Холт вдохновлял людей на переосмысление образования.
По словам Хегенер, деятельность Холта «придала невозмутимую уверенность» уже существующему сообществу анскулеров, которые прежде называли себя хоумскулерами. Многие из них до этих пор не имели нужды или желания заявлять о себе, как об анскулерах.
В ноябре 1977 г. Холт впервые употребил термин «анскулинг» во втором выпуске «Растем без школы». Он писал, что этот термин уместен в том случае, когда мы говорим «об изъятии ребенка из школы». Сюзанна Шеффер, редактор «Растем без школы», говорила, что изначально Холт использовал термин «анскулинг» как синоним понятия, которое мы сейчас называем «домашнее обучение». К 1979 году оба понятия используются попеременно, а к началу 80-х годов «хоумскулинг» становится термином-обозначением всего сообщества, тогда как понятие «анскулинг» начинает ассоциироваться с особым видом домашнего обучения. В это же время стало набирать обороты христианское движение за домашнее обучение, спровоцированное изменениями в налоговом законодательстве, из-за которых закрылись многие приходские школы. Под влиянием христиан-фундаменталистов, мечтающих о возрождении приходских школ в домашних стенах, в устоявшемся сообществе хоумскулеров появились методисты с учебными планами. Хорошо организованное движение христиан за «школу на дому», стало доминировать в хоумскулинге, как внутри самого сообщества, так и за его пределами. Для несведущего человека хоумскулинг стал ассоциироваться с фундаментальным христианством и с копированием школы в домашних условиях. Уникальное восприимчивое сообщество, которое когда-то стало основой движения хоумскулеров, в глазах общественности растворилось в христианском движении, которое в то время занимало доминантное положение. Хоумскулинг стали воспринимать, как движение христиан, которые выступают против влияния секуляризации на их семьи, но не отрицают стандартную образовательную модель государственной или частной школы; как движение фундаментальных христиан за «школу на дому».