Антагонист что это значит
Значение слова «антагонист»
1. Непримиримый противник.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Антагонист — вещество, которое ослабляет действие другого вещества или проявляет противоположные эффекты.
Антагонист — мышца противоположного действия, например, разгибатель по отношению к мышце-сгибателю.
Антагонист — персонаж, противодействующий протагонисту.
АНТАГОНИ’СТ, а, м. [греч. antagōnistēs] (книжн.). Противник, соперник. Политический союз Англии
и Франции, а также других государств, выступавших вместе с ними против Германии в мировой войне 1914—1918 гг.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
антагони́ст
1. истор. в древнегреческой драме — персонаж, активно противодействующий основному герою (протагонисту) на пути к достижению его целей
2. перен. книжн. непримиримый противник
3. хим. вещество, биологическое действие которого противоположно действию другого вещества — агониста ◆ Комбинированный препарат, в составе которого симпатомиметик фенилэфрин и антагонист гистаминовых рецепторов диметинден. Лучихин Л. А., Магомедов М. М. и др., «Заболевания верхних дыхательных путей и уха», 2013 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вложенность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «антагонист»
Синонимы к слову «антагонист»
Предложения со словом «антагонист»
Цитаты из русской классики со словом «антагонист»
Сочетаемость слова «антагонист»
Каким бывает «антагонист»
Понятия со словом «антагонист»
Афоризмы русских писателей со словом «антагонист»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «антагонист»
Эти каналы также обнаружены в пейсмекерных клетках синусового и атриовентрикулярного узлов, активируются во время диастолической деполяризации, блокируются антагонистом кальция никардипином.
Эксплуататорская система всегда подразумевает наличие двух антагонистов – эксплуататоров и эксплуатируемых, угнетателей и угнетённых.
Однако, если посмотреть на этот процесс со стороны, то, очевидно, что зачастую эти самые традиции и учения являются непримиримыми антагонистами.
Антагонист: кто это такой, примеры и значение, виды, зачем нужен в истории
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Включая очередной фильм или сериал, зритель в первую очередь хочет следить за историей главного героя. Именно его приключения лежат в основе сюжета, к нему подключается публика и за него переживает.
Но чтобы герой выглядел по-настоящему сильным и интересным, повествованию нужен еще и злодей. Роберт Макки сказал: «Ваш герой хорош настолько, насколько хорош его антагонист».
И это, безусловно, так. Только хороший антагонист, может по-настоящему раскрыть героя. Он стрит козни, расставляет препятствия, которые герою нужно преодолеть. А ведь именно преодоление проблем показывает истинную силу протагониста.
А раз так, то давайте в этом материале подробней поговорим о злодее – антагонисте.
Цели и задачи антагониста
Итак, кто такой антагонист?
Антагонист – это персонаж, который по каким-то своим причинам не хочет, чтобы герой достиг своей цели. И так как мы говорим о драматическом персонаже, то антагонист не может просто сидеть и надеяться, что герой сам сдастся: он обязательно начинает действовать.
Обратите внимание, что антагонист никогда не делает герою зло, просто чтобы сотворить пакость. Такие злодеи есть только в совсем детских мультиках. У антагониста всегда есть собственная цель. Мотивированная и обоснованная. Просто его цель и цель героя несовместимы. Если один дойдет до конца, у второго уже не получится.
Это можно рассмотреть на примере условной романтической комедии. Допустим, у нас есть девушка, в которую влюблен герой-неудачник. Но у нее уже есть жених, который на первый взгляд лучше протагониста. Богаче, умнее, красивее.
Они оба хотят заполучить сердце девушки, но если победит один, второй уже не сможет добиться своей цели.
На этом же примере можно понять, что антагонист далеко не всегда злодей. Более того, в истории, рассказанной с его точки зрения – он герой.
Представим тот же самый сюжет, но уже глазами богатого жениха. Он много работал, добился в жизни успеха, нашел себе девушку, которую полюбил. И вдруг из ниоткуда появляется какой-то неудачник, например, чистильщик бассейнов, который в наглую пытается отбить его невесту. С такой точки зрения – это наш герой настоящий злодей.
Как отличить антагониста от протагониста?
Последняя мысль предыдущего раздела показывает, что на самом деле не всегда просто отличить героя от антагониста.
Хорошо, если моральные акценты заданы изначально: вот этот персонаж хороший, а вот этот плохой. За плохими персонажами интересно наблюдать, но всерьез ассоциировать себя с ними не будет никакой зритель.
А что делать, если у каждого персонажа своя правда. И оба находятся где-то в серой зоне морали: как наши влюбленные в одну девушку парни. Между этими персонажами слишком много общего и слишком небольшая разница.
И героем станет тот, к кому сценарист решит подключить зрителя. Мы считаем героем того персонажа, которому больше эмоционально сопереживаем. А сопереживаем мы тому, кого считаем лучше.
Именно поэтому, у каждого антагониста рано или поздно проявляются серьезные отрицательные черты.
Да, жених из нашего примера, богат, красив и умен, но…
Из всех сценарных теоретиков подробнее всего создание антагониста рассматривает Роберт Макки. В своей книге «История на миллион долларов», он посвятил этим персонажами целый раздел. Если вы хотите изучить этот вопрос всесторонне и во всех подробностях, обязательно ознакомьтесь с этой книгой.
Что-то всегда обязательно вскрывается. Может не в начале сюжета, а где-нибудь во втором акте. Какая-то черта, какой-то недостаток с которым зрители не согласны мириться. И это не случайно, это точный расчет сценариста. Если присмотреться внимательней, то можно увидеть, что в этом же сценарии герой:
Разумеется, в сценарий не нужно вставлять все сразу. Даже одного такого момента может быть достаточно, чтобы однозначно объяснить зрителям, кто здесь герой, а кто «злодей».
Какими могут быть антагонисты
Антагонисты были в историях всегда. За всю историю литературы, живописи, кинематографа и компьютерных игр было придуманы миллионы разнообразных злодеев, разных уровней и масштабов. Начиная от злых богов Древней Греции и заканчивая хулиганом-одноклассником.
Пытаться подогнать их всех под какую-то классификацию – дело бесполезное. Но некоторые общие черты у части антагонистов выделить все же можно. Понятно, что это будет не полный список, а скорее самые частые из встречающихся видов.
Подлинный злодей
К этой категории можно отнести всех злобных колдунов и тиранов живущих в темных замках на обрыве скалы или вершине горной гряды.
Основная черта всех этих антагонистов – они абсолютное зло. И не скрывают этого.
Имератор Палпатин (Звездные Войны), Доктор Ноу (007 Доктор Ноу), Джокер (Темный Рыцарь), Антон Чигур (Старикам тут не место) – все это примеры подлинных злодеев.
Нужно понимать, что когда мы говорим о настоящем злодее, речь не всегда идет о кровавых боевиках или триллерах. Истинный злодей может быть и комедийным.
Главное, чтобы с первого взгляда на такого персонажа зритель понимал – это плохой человек. Так что грабители-балбесы из «Один дома», Круэлла Девиль из «101 долматинца» и Мистер Бернс из «Симпсонов» такие же подлинные злодеи как и Воландеморт (Гарри Поттер) или Ганс Грубер (Крепкий Орешек).
Популярность этого вида антагонистов лежит в глубинах человеческой психологии. Всем людям иногда хочется полностью отдаться во власть своих пороков и начать творить зло. Выпуская пар. Возвращая давние обиды. Просто развлекаясь.
Если человек не психопат, он никогда не поддастся этому желанию. Но как бы хотелось хотя бы одним глазком посмотреть, каково это?
Тут на помощь и приходят истинные злодеи.
Часто злодеи ассоциируются у зрителей с плоскими и клишированными персонажами. Но на самом деле это не обязательно должно быть так. Оставаясь ярым приверженцем сил зла, такой антагонист вполне может быть многогранным и интересным. Достаточно просто обратить внимание на примеры из этого блока. В большинстве своем – это больше чем просто страшно смеющийся мерзкий старикашка в темном замке.
«Обыкновенный» антагонист
Это как раз богатый жених из нашего примера романтической комедии.
Обыкновенный персонаж, имеющий как свои недостатки, так и видимые плюсы. Он антагонист только в этой истории. В любой другой он мог бы быть героем.
Взять хотя бы персонажа Сергея Безрукова Ираклия из «Иронии судьбы. Продолжение». По сути, в нем нет ничего явно плохого. Он не злодей. И не портит другим жизнь ради развлечения. Просто он не тянет на героя именно в этом повествовании. Именно события этого сюжета раскрывают его негативные черты.
Он просто жертва обстоятельств.
Точно также, например, в фильмах о знакомстве жениха с родителями («Почему он?», «Знакомство с родителями», «Угадай кто?») отец невесты никак не тянет на истинного злодея. Он просто заботливый папа, который пытается уберечь свою дочь.
Характерной особенностью такого антагониста является, то что в конце он чаще всего делает правильный вывод. Понимает, почему был не прав. И смиряется с поражением.
Групповой антагонист
Антагонистом в истории может быть как один персонаж, так и какой-то социум. А может даже общество в целом.
Речь идет о персонажах-бунтарях. Тех, кто идет против системы. Тех, кто отличается от остальных. Внешним видом, поведением, жизненными целями.
Хороший пример, группового антагониста можно найти в фильме Эдварт Руки-Ножницы. Странный, бледный, искусственно созданный Эдварт не может влиться в розовое, штампованное общество пригорода.
И в итоге все жители восстают против него.
Точно также групповым антагонистом выступают жители Вероны в шекспировской трагедии «Ромео и Джульета». Весь город, поделенный на два враждующих клана против их отношений. Общество никогда не примет их любовь.
Похожие тропы можно найти во «Франкенштейне», «Выпускнике», «Бриолине», «Бунтаре поневоле», «Пролетая над гнездом кукушки». Среди отечественных фильмов можно, например, вспомнить «Дурака» Быкова, советскую экранизацию «Чучело» и кино времен перестройки «Беспредел».
Внутренний антагонист
Внутренний антагонист появляется, когда персонаж сам себе враг. Такой герой сам делает себе хуже. Хотя он это понимает, он не может остановиться.
Внутренний антагонист создает долгоиграющие проблемы герою. Поэтому такой вид злодея внутри персонажа очень любят сценаристы сериалов. Сам с собой человек может бороться несколько сезонов, то побеждая, то проигрывая. И за этим очень интересно смотреть.
Чтобы сделать героя врагом самому себе, его нужно либо наделить сложным внутренним конфликтом, либо дать ему зависимость, с которой он не может справиться.
В качестве человека с внутренним конфликтом, можно привести пример с героем сериала «Друзья» Чендлером Бингом. У этого персонажа сильный внутренний конфликт – он на протяжении всего сериала пытается найти себе девушку, для длительных отношений. Но в итоге сам все рушит, потому что не верит, что в отношениях можно быть счастливым (сказалась детская травма, нанесенная разводом родителей).
В итоге каждый раз, делая шаг в сторону своей мечты, он уже через минуту пугается и отступает назад. Именно поэтому он столько раз порывал и снова начинал встречаться с Дженис. Именно поэтому он устроил скандал и оттолкнул от себя Кейти. И так далее.
Если же говорить о персонаже, который сам себе враг из-за зависимости, то в голову сразу же приходит другой телевизионный герой – Доктор Хаус. Он наркоман, сидящий на сильных обезболивающих. Он понимает, что эти обезболивающие порт его жизнь. Он не раз сталкивается с последствиями своей наркомании. Но его страх перед возможной болью настолько силен, что он готов пожертвовать всем в своей жизни, лишь бы никогда ее не испытывать.
Силы антагонизма
Антагонист не обязательно должен быть персонифицированным персонажем. Это вполне может быть некая сила, обстоятельства мешающие главному герою достичь своей цели. В таком случае правильней будет говорить не об «антагонисте» а именно о «силах антагонизма».
Лучше всего силы антагонизма иллюстрируют фильмы-катастрофы «2012», «Послезавтра», «Экипаж», «Армагеддон» и так далее. В большинстве из них главную опасность для героя – это природа. А у природы, разумеется, нет задачи уничтожить конкретно этого главного героя. Это просто сила, которая разрушает все на своем пути.
Точно также силами антагонизма могут быть и, например, некие обстоятельства, которые герой не может контролировать. Чтобы понять, о чем мы, освежите в памяти замечательный фильм с Георгием Вициным – «Неисправимый лжец». В нем герой попадает в неприятности из-за серии забавных совпадений. В этом никто не виноват. А силой антагонизма в этом случае выступает – случайность.
Антагонист: кто это такой, примеры и значение
Приветствую Вас, друзья!
Вы готовы узнать всё о том, кто такой антагонист, в какой сфере и для чего используется данный термин, а также рассмотреть примеры наиболее известных антагонистов? Не будем медлить, начнем.
Кто такой антагонист?
Антагонист (от греч. ανταγωνισης) — это персонаж, противостоящий главному герою (протагонисту) или злодей, чьи действия направлены на разрушение планов героя, создание препятствий, достижение своих конкретных целей, идущих вразрез с планами протагониста. Несмотря на то, что данный термин применяется в различных сферах, в наибольшей степени это понятие относится всё же к миру искусства и, в частности, к литературе и кинематографу.
Антагонист – сложный, хорошо проработанный персонаж, который обладает определенным набором качеств, сформировавшимися взглядами и хорошо выраженными чертами характера, его поступки отвечают конкретным целям и направлены на достижение определенного результата. При этом антагонист вовсе не обязательно должен быть злодеем. Это персонаж, наличие которого помогает развитию линии главного героя, раскрывает нам его качества и помогает отследить становление характера.
Примечательно то, что антагонист и протагонист объединены тесной связью, ведь если в произведении нет антагониста, то и протагониста в нем, скорее всего, не будет, т.к. попросту некому противостоять. Однако, за редким исключение, такие случаи все же встречаются. Например, такое возможно, если сюжетом созданы условия, где герой напрямую никому не противостоит, а все трудности вызваны событиями, которые «антагонистом» назвать нельзя (они не обладают собственной волей и стремлением противостоять герою).
Но обычно классической основой для произведения является конфликт, который разворачивается вокруг противостояния антагонист-протагонист. Зачастую именно такому противостоянию отведена роль движущей силы в произведении.
Примеры антагониста
Разобраться в том, кто такой антагонист, лучше всего помогут конкретные примеры. Возьмем несколько наиболее известных и авторитетных антагонистов современного кинематографа.
Джокер
Этот персонаж известен нам из серии фильмов про Бэтмена, однако образ получился столь удачным, что в 2019 году про него вышел отдельный фильм «Джокер».
Волан-де-Морт
Этот персонаж, чье имя нельзя произносить, известен нам из культовой вселенной Гарри Поттера, состоящей из 8 фильмов, каждый из которых получил высокие оценки зрителей и кинокритиков.
Бейн — это ещё один очень интересный и проработанный персонаж из вселенной Бэтмена, известный нам по фильму «Тёмный рыцарь: возрождение легенды» (2012). Фильм занимает 92 строчку в рейтинге кинопоиска «250 лучших фильмов всех времен».
Термин «антагонист» возник в Древней Греции и в переводе означает «соперник» или «противник». Чтобы понять, почему в Древней Греции появилась необходимость обозначить кого-то таким термином, нужно вспомнить, что именно это античное государство явилось колыбелью зарождения современного драматического театра.
В Древней Греции поклонялись множеству различных богов, для которых устраивали пышные религиозные обряды с подношениями, и именно с этих обрядов зародились первые театральные представления. Огромный успех подобных представлений у публики положил начало развитию театрального искусства. В любом таком представлении участвовала группа действующих лиц – персонажей, каждый из которых играл свою роль. Таким образом, термин «антагонист» появился из необходимости обозначить персонажа, намерения и действия которого противопоставлены действиям главного героя представления (протагониста).
Цели и задачи антагониста
Антагонист в произведении используется в качестве контрастного персонажа, дающего почву для конфликта. Но помимо этого он необходим для более детальной прорисовки образа главного героя, который должен справиться с собственными недостатками и побороть внутренний конфликт, что будет иллюстрировать его личностный рост и развитие и давать целостное представление о персонаже. Антагонист в этом случае выгодно оттеняет личность протагониста, давая читателю возможность сделать о нем свои выводы.
Когда появляется необходимость определить персонажа в произведении, чтобы не ошибиться, нужно проанализировать действующих героев и определить, какие задачи они выполняют, и кто из них движется к достижению главной цели, лежащей в основе повествования? Здесь может возникнуть сложность, так как довольно часто антагонист и протагонист имеют несколько важных общих качеств.
Среди общих черт можно выделить следующие:
Как отличить антагониста от протагониста
Чтобы не возникало трудностей в различение протагониста от антагониста, нужно запомнить, что протагонист – главный персонаж в произведении. Это правило относится не только к различным литературным произведениям (проза, поэзия), но и другим формам искусства (кинематограф, балет, опера).
Главный герой является центральным персонажем, история разворачивается вокруг него, его действия имеют влияние на других героев произведения. Он принимает решения, совершает ошибки и сталкивается с последствиями своих поступков. В какой-то степени он выступает несущей конструкцией всего произведения, обеспечивающей развитие сюжета.
Протагонист – персонаж, который фигурирует в большинстве значимых событий, он чаще всего находится на виду у аудитории. Это касается не только длинных цельных произведений, если история рассказывается частями, в виде отдельных новелл, в каждой из них будет свой протагонист.
Антагонист же, олицетворяет собой испытания для главного героя, на базе его образа в произведении создается конфликт. Антагонист привносит в жизнь главного героя трудности и препятствия, которые тот должен преодолеть, тем самым закаляя свой характер и проявляя определенные черты личности.
Как мы уже говорили, антагонист не обязательно является отрицательным персонажем. Однако в классическом стиле повествования, в качестве антагониста выступает именно враг-злодей, которого и пытается одолеть протагонист по ходу истории.
Антагонист
Антагони́ст (лит.) — персонаж (или группа персонажей) какого-либо произведения, активно противодействующий протагонисту (или протагонистам) на пути к достижению его целей. В классической литературе роль антагониста играет верховный злодей, а протагониста — главный герой, однако в более современных произведениях их роли зачастую меняются, создавая более сложные и запутанные конфликты.
См. также
Смотреть что такое «Антагонист» в других словарях:
АНТАГОНИСТ — (греч. antagonistes, от anti против, и agonizomai борюсь). Противник, враг, гонитель чьего либо мнения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНТАГОНИСТ греч. antagonistes, от anti, против, и agonizomai,… … Словарь иностранных слов русского языка
антагонист — См … Словарь синонимов
АНТАГОНИСТ — АНТАГОНИСТ, в биологии мышца, которая по своему действию противоположна другой мышце. Например, пару антагонистов составляют бицепс и трицепс. В медицине антагонист это лекарственное вещество или гормон, который противоположен по действию другому … Научно-технический энциклопедический словарь
АНТАГОНИСТ — АНТАГОНИСТ, антагониста, муж. (греч. antagonistes) (книжн.). Противник, соперник. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
АНТАГОНИСТ — АНТАГОНИСТ, а, муж. Непримиримый противник. | жен. антагонистка, и (разг.). | прил. антагонистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
антагонист — Организм (обычно патоген), который не причиняет хозяину значительного ущерба, но колонизация которым хозяина защищает последнего от серьёзного ущерба со стороны вредного организма (МСФМ № 3, 1996). [Mеждународные стандарты по фитосанитарным мерам … Справочник технического переводчика
Антагонист — I м. Непримиримый противник. II м. см. антагонисты II III м. см. антагонисты III IV м. см. антагонисты IV Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Антагонист — I м. Непримиримый противник. II м. см. антагонисты II III м. см. антагонисты III IV м. см. антагонисты IV Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Антагонист — I м. Непримиримый противник. II м. см. антагонисты II III м. см. антагонисты III IV м. см. антагонисты IV Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Кто такой антагонист
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Происхождение многих слов уходит корнями в античность. Так произошло и с понятием «антагонист», которое переводится с греческого языка как «противник».
Примечательно, что у него довольно много значений и они зависят от того, в какой области знаний данный термин применяется. Например, недавно я публиковал статью про антагонизм в философии.
Но слово антагонист — это все же в большей степени термин, имеющий отношение к литературе, о чем мы сегодня и поговорим, не забыв упомянуть и другие области его применения.
Определение термина антагонист — что это такое
Толковый словарь даёт несколько значений слова «антагонист», сообщая, что такое понятие есть в самых разных сферах человеческой деятельности.
К примеру, в языке спорта антагонистами называются мышцы, параллельные друг другу. При сгибании руки работает бицепс. Это мускул-антагонист. Ему противопоставлен трицепс – антагонист, отвечающий за разгибание. На методике развития мышц-антагонистов построены основы современного бодибилдинга.
Также это слово широко используется в сфере психологии, философии, искусства. Его нередко можно встретить в критических статьях, посвящённых разбору литературных произведений. Чтобы знать значение термина и самостоятельно использовать его при написании эссе и сочинений, заглянем в историю и теорию литературы.
Антагони́ст в литературе – это персонаж, который стоит на пути главного героя и мешает ему достичь цели. Главный герой называется протагонистом.
Но эти два понятия используются в связке: не всегда можно назвать того или иного героя протагонистом, если в произведении отсутствует его антагонист. Хотя и такие случаи возможны.
Основа развития сюжета – это конфликт. Нередко причиной его зарождения становится противостояние антагониста и протагониста. Если вернуться к разговору о спорте, где противоположные друг другу мускулы отвечают за движение, можно отметить, что и в художественном произведении борьба противников задаёт внутреннее сюжетное движение.
Силой, противопоставляющей себя основному герою (антагонистом), не всегда выступает человек. Это может быть группа лиц, коллектив, общество или некая обобщённая безличная сила (молва, общественное мнение, природный катаклизм).
Например, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» протагонисту Чацкому принято противопоставлять не Фамусова, Скалозуба и Молчалина по отдельности, а «фамусовское общество» в целом.
В более узком смысле антагонистом считается отрицательный персонаж произведения, любым способом «мешающий» положительному герою. Это главный злодей, задача которого сбить остальных с пути истинного.
Вспомните популярные фильмы (блокбастеры) — их сюжеты основаны как раз на этом принципе, где обязательно есть злодей (человек или что-то более общее), с чем борется главный герой.
Выше приведен отличный ролик раскладывающий роль протагониста и антагониста на составляющие и объясняющий, как это все реализовано в сценарии к популярному фильму. Думаю, что молодому поколению такой ликбез (что это?) будет понятнее.
Антагонист – это плохой или хороший герой?
В классической греческой трагедии «заряд» души антагониста однозначно был отрицательным. Ему противопоставлялся идеализированный протагонист. Литература Нового времени расставила акценты по-другому: иногда антагонист выглядел в ней обаятельней и живей напыщенного протагониста.
Этот мировоззренческий сдвиг породил жанр плутовского романа, прославляющего проделки свободного от моральных догм хитреца. В зависимости от жанра фигура антагониста меняется, получая новые роли.
В комедии антагонист, как правило, вовлекает главного героя в забавные ситуации и ставит его в двусмысленное положение. В любовном романе для женщин, героиней которого является невинная девушка, антагонистка в виде женщины с опытом втягивает протагонистку в любовную авантюру.
Задачей триллера часто становится описание самых ужасных свойств антагониста. Он выступает настоящим воплощением зла, инициирует сцены рукопашных схваток, насилия, жестокости. В каждом из случаев он сближается по своим функциям с трикстером (героем-провокатором).
Примеры антагонистов в литературных произведениях
Чтобы не обознаться, научитесь отличать антагониста от антигероя – протагониста с отрицательными свойствами. Например, Иудушка Головлёв из романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» – антигерой. А вот Алексей Швабрин из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина – антагонист Петра Гринёва.
Рассмотрев программные произведения русской классики, можно выявить целый ряд оппозиций «антагонист-протагонист»:
В романе о Гарри Поттере антагонистами главного героя выступают Дурсли – семейка маглов, чья жизнь – сплошное антиволшебство. Лорда Волан де Морта можно назвать как личным противником Гарри, так и антагонистом всего сообщества добрых волшебников, олицетворением мирового зла.
У знаменитого сыщика Шерлока Холмса тоже есть антагонист – это профессор Мориарти. Он умён и проницателен, изворотлив и коварен. Его гениальность позволяет Шерлоку всегда держать ухо востро, вдохновляя на новые дела.
А вот в романе «Евгений Онегин» не всё так однозначно. Если внимательно проанализировать дневники А. С. Пушкина, черновые записи и письма к друзьям, становится ясно, что главный герой произведения – отнюдь не Онегин, а Татьяна. На ней держится лирический сюжет.
Своей искренней и глубокой любовью она оттеняет поверхностный изменчивый нрав Евгения. Онегин – её антагонист. Противопоставление же Онегина Ленскому, Татьяны — Ольге нельзя назвать центральными конфликтами произведения. Они нужны автору для вспомогательных целей, так как позволяют раскрыть характеры героев.
Краткое резюме
Присмотревшись к людям вокруг, вы наверняка найдёте тех, кто мыслит и действует не так, как вы. Их нельзя назвать врагами, но между вами при определённых обстоятельствах возможен конфликт.
Соперничество – это не всегда плохо. Как в литературе, так и в жизни оно заставляет нас двигаться дальше. Так что цените и уважайте своих антагонистов!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Да и в жизни полно наших антагонистов, тем более, что мы в собственной жизни, уж точно главные герои. А если взять религию, есть Бог, но его антагонист — это дьявол, Бог есть добро, а дьявол — зло.