Антидор что это и для чего используется
Просфора, антидор, артос — что это?
Просфора своим происхождением уходит в древние времена. Прообразом ее служили хлебы предложения в скинии Моисея. В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей — все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших также поминались в молитве. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложение в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.
Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НI КА (по-гречески победа). Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий. Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи — животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто.
Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым. Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человека до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство.
Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая».
В конце литургии молящимся раздается антидор — маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов анти — вместо и ди орон — дар, то есть точный перевод этого слова — вместодарие.
«Антидор, — говорит святой Симеон Солунский, — есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».
Антидор должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение.
Слово артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.
Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим.
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, — как знамение победы Христовой над смертью.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее против царских врат на уготованном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.
Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»
Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует сжечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.
Православная Жизнь
Разъясняет иерей Андрей Чиженко.
Слово «антидор» греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «анти» и «ди орон». «Анти» переводится на русский язык как «вместо», «ди орон» – «дар». То есть буквальный перевод слова – «вместодарие».
Что это обозначает? Мы знаем, что в проскомидии используются пять просфор. Если можно так выразиться, одна из них лучшая и главная. Она называется агничной. Из нее определенным образом с определенными молитвословиями священник вырезает агнец – сердцевину просфоры с печатью вверху в виде креста. Данная вырезанная просфора имеет трапециевидную форму. Позже на Литургии благодатью Святого Духа она пресуществится в Тело Христово.
Обрезки-остатки же этой просфоры, которые не вошли в агнец, в сущности и называются антидором. Он является также великой святыней. Святитель Симеон Солунский о нем писал: «Антидор есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб, как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их».
Другими словами, он является святыней потому, что участвовал в одном из главных священнодействий Православной Церкви – заготовлении Агнца для Тела Христового.
Антидором же он начал называться из следующих литургических и исторических предпосылок…
В древности во времена первых христиан верующие причащались практически на каждой Литургии. Позднейшая практика свидетельствует о том, что люди стали причащаться гораздо реже.
Времена Церкви I века – особый период в истории христианства – период святости, период огромных благодатных даров Святого Духа, период святых мучеников.
Позже верующие стали причащаться в четыре великих годовых поста и по мере внутренней необходимости, но не на каждой Божественной литургии. Но чтобы не лишить их святыни и, так сказать, момента соприкосновения с Телом и Кровью Христовыми, часто практически в каждом храме после отпуста Литургии выносится блюдо с порезанным на кусочки антидором, который раздается верующим.
Отсюда и название – «антидор», то есть вкушение вместо Тела и Крови Христовых для тех, кто по каким-то причинам не причащался во время святой Евхаристии.
Следует знать, что антидор – не Тело и Кровь Христовы. Поэтому, кроме молитвы на принятие святой воды и просфоры, для его вкушения не нужно читать каких-либо определенных молитв. Только потреблять антидор, так же, как просфору и святую воду, нужно натощак и благоговейно, помня, что это святыня. Ведь антидор участвовал в проскомидии и из него заготавливался агнец для Тела Христового.
Дорогие братья и сестры, если вы берете антидор и просфоры домой (а это очень даже хорошо), по опыту говорю: старайтесь их сразу, пока они еще не засохли, порезать на мелкие кусочки и хорошенько высушить, чтобы они не зацвели. К тому же мелкими кусочками со святой водичкой вам будет удобнее их потреблять. Нужно также понимать, что просфорочки – это святыня, крошки также нельзя ронять на пол, есть их небрежно или как простой хлеб.
Крошечки же из просфор или просфоры, которые зацвели, следует выбрасывать в проточную воду – реку или море. В небрежном обращении со святыньками также нужно исповедоваться.
Среди верующих существует очень хорошая и благочестивая традиция – после утренних молитв каждый день натощак вкушать святую воду и просфору (антидор, артос). Мне кажется, таким образом мы получаем благодатную помощь Святого Духа в наступающем дне и соприкасаемся с той пасхальной радостью, которой пронизана каждая Божественная литургия. Ее дарами как раз и есть просфора, артос и антидор.
Что такое антидор? И что с ним делать?
Слово «антидор» греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «анти» и «ди орон». «Анти» переводится на русский язык как «вместо», «ди орон» – «дар». То есть буквальный перевод слова – «вместодарие».
Что это обозначает? Мы знаем, что в проскомидии используются пять просфор. Если можно так выразиться, одна из них лучшая и главная. Она называется агничной. Из нее определенным образом с определенными молитвословиями священник вырезает агнец – сердцевину просфоры с печатью вверху в виде креста. Данная вырезанная просфора имеет трапециевидную форму. Позже на Литургии благодатью Святого Духа она пресуществится в Тело Христово.
Обрезки-остатки же этой просфоры, которые не вошли в агнец, в сущности и называются антидором. Он является также великой святыней. Святитель Симеон Солунский о нем писал: «Антидор есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб, как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их».
Другими словами, он является святыней потому, что участвовал в одном из главных священнодействий Православной Церкви – заготовлении Агнца для Тела Христового.
Антидором же он начал называться из следующих литургических и исторических предпосылок…
В древности во времена первых христиан верующие причащались практически на каждой Литургии. Позднейшая практика свидетельствует о том, что люди стали причащаться гораздо реже.
Времена Церкви I века – особый период в истории христианства – период святости, период огромных благодатных даров Святого Духа, период святых мучеников.
Позже верующие стали причащаться в четыре великих годовых поста и по мере внутренней необходимости, но не на каждой Божественной литургии. Но чтобы не лишить их святыни и, так сказать, момента соприкосновения с Телом и Кровью Христовыми, часто практически в каждом храме после отпуста Литургии выносится блюдо с порезанным на кусочки антидором, который раздается верующим.
Отсюда и название – «антидор», то есть вкушение вместо Тела и Крови Христовых для тех, кто по каким-то причинам не причащался во время святой Евхаристии.
Следует знать, что антидор – не Тело и Кровь Христовы. Поэтому, кроме молитвы на принятие святой воды и просфоры, для его вкушения не нужно читать каких-либо определенных молитв. Только потреблять антидор, так же, как просфору и святую воду, нужно натощак и благоговейно, помня, что это святыня. Ведь антидор участвовал в проскомидии и из него заготавливался агнец для Тела Христового.
Дорогие братья и сестры, если вы берете антидор и просфоры домой (а это очень даже хорошо), по опыту говорю: старайтесь их сразу, пока они еще не засохли, порезать на мелкие кусочки и хорошенько высушить, чтобы они не зацвели. К тому же мелкими кусочками со святой водичкой вам будет удобнее их потреблять. Нужно также понимать, что просфорочки – это святыня, крошки также нельзя ронять на пол, есть их небрежно или как простой хлеб.
Крошечки же из просфор или просфоры, которые зацвели, следует выбрасывать в проточную воду – реку или море. В небрежном обращении со святыньками также нужно исповедоваться.
Среди верующих существует очень хорошая и благочестивая традиция – после утренних молитв каждый день натощак вкушать святую воду и просфору (антидор, артос). Мне кажется, таким образом мы получаем благодатную помощь Святого Духа в наступающем дне и соприкасаемся с той пасхальной радостью, которой пронизана каждая Божественная литургия. Ее дарами как раз и есть просфора, артос и антидор.
Просфора
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК. Вы можете скачать его в формате PDF
Просфорá — с пециальным образом испеченный хлеб, используемый для совершения таинства Евхаристии.
Просфора переводится с греческого как «приношение». В древней Церкви хлеб для совершения Литургии приносили как свой дар Богу те, кто приходил в храм в воскресный день для участия в Литургии, то есть все христиане общины.
Просфора изображает хлеб Тайной Вечери, который Христос разделил между своими учениками: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19). Так было установлено таинство Евхаристии, где христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Спасителя и становятся едины с Ним. Участие в этом таинстве — необходимое условие пребывания в Церкви для каждого христианина.
Проскомидия (подробнее здесь) — первая часть Литургии, во время которой из хлеба (в виде просфор) и вина приготовляется вещество для Евхаристии.
Для совершения литургии используется 5 больших просфор
Патриарх Никон ввел этот обычай в Русской Церкви в память о евангельском чуде умножения хлебов, когда пятью хлебами были насыщены пять тысяч человек (Мф 14:15–21).
Пять просфор для совершения Литургии:
1. Агничная просфора
Большая просфора с крестом и печатью IC XC NIKA. Из нее специальным ножом — копием — вырезается Агнец — хлеб кубической формы.
Во время совершения Литургии Агнец становится истинным Телом Христа.
Антидор
Неиспользованная часть агничной просфоры называется антидор. По обычаю его раздают верующим после окончания Литургии (вместе с запивкой).
2. Богородичная просфора
Большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы. На проскомидии из ее верхней части вынимается частица треугольной формы и кладется на специальное блюдо — дискос — рядом с агнцем.
3. Девятичинная просфора
Посвящена святым. Из ее печати вынимается 9 частиц в память: Иоанна Крестителя; пророков; апостолов; святителей; архидиакона Стефана и мучеников; преподобных; бессребреников; Иоакима и Анны, Мефодия и Кирилла, князя Владимира и всех святых; а также святого автора литургии, которая будет служиться: Иоанна Златоустого или Василия Великого.
4. Заздравная просфора
предназначена для вынимания из ее печати двух частиц за всех, кто будет участвовать в Литургии, священнослужителей, совершающих Литургию, страну и народ.
5. Заупокойная просфора
Из ее верхней части берется одна частица за всех умерших православных христиан.
Частицы, вынутые (т. е. вырезанные) из просфор на проскомидии, изображают всю полноту Церкви. Священник кладет частицы на специальное блюдо — дискос. В центре располагается Агнец — Христос, справа и слева от него частицы Богородицы и всех святых, по краям — частицы, вынутые за всех живых и умерших православных.
Частицы из небольших просфор, тех, что после Литургии раздают верующим, священник также вынимает во время проскомидии. В это время он молится о здравии и упокоении тех людей, записки о которых были поданы до начала Литургии. Во время чтения имени из просфоры вынимается частица, символизирующая конкретного человека, и кладется на дискос. В конце Литургии священник со словами «омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею честною» ссыпает все эти частицы в Чашу с Кровью Христа.
Артос, буквально — «квасной хлеб». Именно так называется большая просфора, которую ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице. Освящают артос на Пасху, а разделяют и раздают верующим в субботу Светлой седмицы. Артос хранят дома до следующей Пасхи и употребляют натощак во время болезни.
Пасхальный кулич — сдобный сладкий хлеб с изюмом — народное переосмысление артоса. Куличи освящают в храме после литургии Великой Субботы.
Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК. Вы можете скачать его в формате PDF.
Уважаемая Поля,
просфоры- это особый хлеб, который используется во время богослужения: из них во время проскомидии вынимаются частички, когда людей поминают о здравии или о упокоении. Раньше (и даже в Российской империи до революции) просфоры пекли прихожане, приносили их в храм (отсюда и название «просфора» — в переводе с греческого это означает «приношение»), чтобы священники могли совершить литургию и вынуть частички с молитвой за тех, кто принес хлеб. Сегодня просфоры пекут при храмах или закупают их, например, в монастырских пекарнях. Прихожане просфоры не выпекают и не приносят, но литургия, как и много столетий назад, совершается с использованием просфор, из которых священник вынимает частички, поминая тех, о ком поданы записки. После литургии просфоры, из которых вынуты частички и которые, таким образом, являются уже освященными, потому что участвовали в богослужении, остаются. И дальше в разных приходах принято делать по-разному. Бывает, что священник, когда после службы подходят целовать крест, раздает просфоры тем, кто причащался. Бывает, их выносят за свечной ящик, где их может взять любой человек. В некоторых храмах просфоры выдают тем, кто подал записки на проскомидию, а в каких-то церквах за просфорку полагается дать небольшое пожертвование (все же мука и прочие ингредиенты сколько-то стоят).
Полностью ответ на ваш вопрос читайте здесь: https://foma.ru/komu-mozhno-brat-prosforyi-kak-ih-est.html
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
Как печется просфора
Просфоры приготавливаются из лучшей пшеничной муки, замешенной на чистой воде с добавлением соли, закваски из дрожжей и святой воды, и выпекаются с чтением Иисусовой молитвы просфорницами-женщинами благочестивой жизни.
Мука, вода и соль, соединенные огнем, означают, что Бог весь соединился с нами и подает нам Свою помощь и содействие, а особенно то, что Он весь соединился со всем нашим естеством.
Нельзя употреблять совсем черствые или заплесневелые просфоры. Для Агнца удобнее брать просфору немного затвердевшую (испеченную накануне), нежели свежеиспеченную, так как из первой легче вырезать святой Агнец и по освящении его удобнее раздроблять на частицы для причащения мирян.
Старинный способ выпечки:
Что такое антидор
«Антидор,- говорит святой Симеон Солунский,- есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их».
Обычай раздавать антидор возник, повидимому, в те времена, когда исчезла древняя традиция причащения всех присутствующих на Литургии. В древней Церкви каждый присутствовавший на Литургии считал обязанностью причащаться. Даже те, которые не могли присутствовать на Божественной Вечери, считали слишком тяжелым для себя лишение Святых Даров. Вот почему дьяконы разносили Дары больным, заключенным в темницах, находившимся под стражей. Те, кто отправлялся в дорогу, брали Дары с собой.
Первое свидетельство о раздавании частиц антидора не причащавшимся Святых Тайн относится к VII веку и содержится в правилах IX Камнетского Собора в Галлии.
В Восточной Церкви упоминание об антидоре впервые появляется не ранее XI века. Древнейшим можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию» Германа Константинопольского по списку XI века. Далее следует указать свидетельство Вальсамона (XII в.) в 15-м ответе Александрийскому патриарху Марку.
Согласно Номоканону, при недостаточности для антидора частиц просфоры, из которой вынут Святой Агнец, можно употреблять для его приготовления просфору в честь Пресвятой Богородицы. Согласно указанию Кормчей, антидор не преподается неверным и находящимся под эпитимиею.
Что такое артос
Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает молитву: «Боже Всесильный и Господи Вседержителю, Иже рабом Твоим Моисеем во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горький работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на Кресте закланнаго волею нас ради Агнца, вземлющаго всего мира грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа! Ты и ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы раби Твои в честь и славу, и в воспоминание славнаго Воскресения Тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечный работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и проведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу воссылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».
После молитвы иерей окропляет артос святой водой, говоря: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» (трижды). Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое перед иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.
В суббота Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангельский. Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, тридневнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вей, вкушающий от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».
Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.
Род артоса на нижней степени освящения представляет пасхальный кулич, церковно-обрядовая пища, но вовсе не мирская роскошь.
О вкушении просфоры, антидора и артоса
Просфора, которая дается после окончания Литургии, является святыней и благоговейно вкушается верующим прежде принятия всякой пищи.
По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого и получает небесное освящение.
Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».
Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует жечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.
Молитва на принятие просфоры и святой воды
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.
Почему Церковь освящает куличи и пасхи
Пасха христианская есть Сам Христос Своим Телом и Кровью. «Пасха Христос избавитель», как поет Церковь и говорит апостол Павел (1 Кор. 5, 7). Поэтому особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжение Великого поста и в светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемые пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.