Антидор в православии что
Что такое антидор? И что с ним делать?
Слово «антидор» греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «анти» и «ди орон». «Анти» переводится на русский язык как «вместо», «ди орон» – «дар». То есть буквальный перевод слова – «вместодарие».
Что это обозначает? Мы знаем, что в проскомидии используются пять просфор. Если можно так выразиться, одна из них лучшая и главная. Она называется агничной. Из нее определенным образом с определенными молитвословиями священник вырезает агнец – сердцевину просфоры с печатью вверху в виде креста. Данная вырезанная просфора имеет трапециевидную форму. Позже на Литургии благодатью Святого Духа она пресуществится в Тело Христово.
Обрезки-остатки же этой просфоры, которые не вошли в агнец, в сущности и называются антидором. Он является также великой святыней. Святитель Симеон Солунский о нем писал: «Антидор есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб, как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их».
Другими словами, он является святыней потому, что участвовал в одном из главных священнодействий Православной Церкви – заготовлении Агнца для Тела Христового.
Антидором же он начал называться из следующих литургических и исторических предпосылок…
В древности во времена первых христиан верующие причащались практически на каждой Литургии. Позднейшая практика свидетельствует о том, что люди стали причащаться гораздо реже.
Времена Церкви I века – особый период в истории христианства – период святости, период огромных благодатных даров Святого Духа, период святых мучеников.
Позже верующие стали причащаться в четыре великих годовых поста и по мере внутренней необходимости, но не на каждой Божественной литургии. Но чтобы не лишить их святыни и, так сказать, момента соприкосновения с Телом и Кровью Христовыми, часто практически в каждом храме после отпуста Литургии выносится блюдо с порезанным на кусочки антидором, который раздается верующим.
Отсюда и название – «антидор», то есть вкушение вместо Тела и Крови Христовых для тех, кто по каким-то причинам не причащался во время святой Евхаристии.
Следует знать, что антидор – не Тело и Кровь Христовы. Поэтому, кроме молитвы на принятие святой воды и просфоры, для его вкушения не нужно читать каких-либо определенных молитв. Только потреблять антидор, так же, как просфору и святую воду, нужно натощак и благоговейно, помня, что это святыня. Ведь антидор участвовал в проскомидии и из него заготавливался агнец для Тела Христового.
Дорогие братья и сестры, если вы берете антидор и просфоры домой (а это очень даже хорошо), по опыту говорю: старайтесь их сразу, пока они еще не засохли, порезать на мелкие кусочки и хорошенько высушить, чтобы они не зацвели. К тому же мелкими кусочками со святой водичкой вам будет удобнее их потреблять. Нужно также понимать, что просфорочки – это святыня, крошки также нельзя ронять на пол, есть их небрежно или как простой хлеб.
Крошечки же из просфор или просфоры, которые зацвели, следует выбрасывать в проточную воду – реку или море. В небрежном обращении со святыньками также нужно исповедоваться.
Среди верующих существует очень хорошая и благочестивая традиция – после утренних молитв каждый день натощак вкушать святую воду и просфору (антидор, артос). Мне кажется, таким образом мы получаем благодатную помощь Святого Духа в наступающем дне и соприкасаемся с той пасхальной радостью, которой пронизана каждая Божественная литургия. Ее дарами как раз и есть просфора, артос и антидор.
Антидор в православии что
Просфора своим происхождением уходит в древние времена. Прообразом ее служили хлебы предложения в скинии Моисея. В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей — все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших также поминались в молитве. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложение в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.
Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НI КА (по-гречески победа). Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий. Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи — животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто.
Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым. Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человека до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство.
Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая».
В конце литургии молящимся раздается антидор — маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов анти — вместо и ди орон — дар, то есть точный перевод этого слова — вместодарие.
«Антидор, — говорит святой Симеон Солунский, — есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».
Антидор должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение.
Слово артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.
Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим.
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, — как знамение победы Христовой над смертью.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее против царских врат на уготованном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.
Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»
Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует сжечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.
Азы Православия. О просфоре, антидоре и артосе
Просфора своим происхождением уходит в древние времена. Прообразом ее служили хлебы предложения в скинии Моисея. В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей — все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших также поминались в молитве. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложение в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.
Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НI КА (по-гречески победа). Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий. Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи — животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто.
Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым. Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человека до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство.
Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая».
В конце литургии молящимся раздается антидор — маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов анти — вместо и ди орон — дар, то есть точный перевод этого слова — вместодарие.
«Антидор, — говорит святой Симеон Солунский, — есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».
Антидор должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение.
Слово артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.
Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим.
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, — как знамение победы Христовой над смертью.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее против царских врат на уготованном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.
Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»
Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует сжечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.
Просфора
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК. Вы можете скачать его в формате PDF
Просфорá — с пециальным образом испеченный хлеб, используемый для совершения таинства Евхаристии.
Просфора переводится с греческого как «приношение». В древней Церкви хлеб для совершения Литургии приносили как свой дар Богу те, кто приходил в храм в воскресный день для участия в Литургии, то есть все христиане общины.
Просфора изображает хлеб Тайной Вечери, который Христос разделил между своими учениками: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19). Так было установлено таинство Евхаристии, где христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Спасителя и становятся едины с Ним. Участие в этом таинстве — необходимое условие пребывания в Церкви для каждого христианина.
Проскомидия (подробнее здесь) — первая часть Литургии, во время которой из хлеба (в виде просфор) и вина приготовляется вещество для Евхаристии.
Для совершения литургии используется 5 больших просфор
Патриарх Никон ввел этот обычай в Русской Церкви в память о евангельском чуде умножения хлебов, когда пятью хлебами были насыщены пять тысяч человек (Мф 14:15–21).
Пять просфор для совершения Литургии:
1. Агничная просфора
Большая просфора с крестом и печатью IC XC NIKA. Из нее специальным ножом — копием — вырезается Агнец — хлеб кубической формы.
Во время совершения Литургии Агнец становится истинным Телом Христа.
Антидор
Неиспользованная часть агничной просфоры называется антидор. По обычаю его раздают верующим после окончания Литургии (вместе с запивкой).
2. Богородичная просфора
Большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы. На проскомидии из ее верхней части вынимается частица треугольной формы и кладется на специальное блюдо — дискос — рядом с агнцем.
3. Девятичинная просфора
Посвящена святым. Из ее печати вынимается 9 частиц в память: Иоанна Крестителя; пророков; апостолов; святителей; архидиакона Стефана и мучеников; преподобных; бессребреников; Иоакима и Анны, Мефодия и Кирилла, князя Владимира и всех святых; а также святого автора литургии, которая будет служиться: Иоанна Златоустого или Василия Великого.
4. Заздравная просфора
предназначена для вынимания из ее печати двух частиц за всех, кто будет участвовать в Литургии, священнослужителей, совершающих Литургию, страну и народ.
5. Заупокойная просфора
Из ее верхней части берется одна частица за всех умерших православных христиан.
Частицы, вынутые (т. е. вырезанные) из просфор на проскомидии, изображают всю полноту Церкви. Священник кладет частицы на специальное блюдо — дискос. В центре располагается Агнец — Христос, справа и слева от него частицы Богородицы и всех святых, по краям — частицы, вынутые за всех живых и умерших православных.
Частицы из небольших просфор, тех, что после Литургии раздают верующим, священник также вынимает во время проскомидии. В это время он молится о здравии и упокоении тех людей, записки о которых были поданы до начала Литургии. Во время чтения имени из просфоры вынимается частица, символизирующая конкретного человека, и кладется на дискос. В конце Литургии священник со словами «омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею честною» ссыпает все эти частицы в Чашу с Кровью Христа.
Артос, буквально — «квасной хлеб». Именно так называется большая просфора, которую ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице. Освящают артос на Пасху, а разделяют и раздают верующим в субботу Светлой седмицы. Артос хранят дома до следующей Пасхи и употребляют натощак во время болезни.
Пасхальный кулич — сдобный сладкий хлеб с изюмом — народное переосмысление артоса. Куличи освящают в храме после литургии Великой Субботы.
Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК. Вы можете скачать его в формате PDF.
Уважаемая Поля,
просфоры- это особый хлеб, который используется во время богослужения: из них во время проскомидии вынимаются частички, когда людей поминают о здравии или о упокоении. Раньше (и даже в Российской империи до революции) просфоры пекли прихожане, приносили их в храм (отсюда и название «просфора» — в переводе с греческого это означает «приношение»), чтобы священники могли совершить литургию и вынуть частички с молитвой за тех, кто принес хлеб. Сегодня просфоры пекут при храмах или закупают их, например, в монастырских пекарнях. Прихожане просфоры не выпекают и не приносят, но литургия, как и много столетий назад, совершается с использованием просфор, из которых священник вынимает частички, поминая тех, о ком поданы записки. После литургии просфоры, из которых вынуты частички и которые, таким образом, являются уже освященными, потому что участвовали в богослужении, остаются. И дальше в разных приходах принято делать по-разному. Бывает, что священник, когда после службы подходят целовать крест, раздает просфоры тем, кто причащался. Бывает, их выносят за свечной ящик, где их может взять любой человек. В некоторых храмах просфоры выдают тем, кто подал записки на проскомидию, а в каких-то церквах за просфорку полагается дать небольшое пожертвование (все же мука и прочие ингредиенты сколько-то стоят).
Полностью ответ на ваш вопрос читайте здесь: https://foma.ru/komu-mozhno-brat-prosforyi-kak-ih-est.html
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
Антидор
История о пропавших деньгах и угнанном автомобиле
Банк выставил наш дом на аукцион
История, которую я вам расскажу, покажется невероятной, но это действительно правда. Было начало декабря 2007 года. Каждодневные заботы, и особенно кое-какие семейные дела, очень сильно меня беспокоили. Ну, ничего, думала я, это жизнь. Но в то утро, так думалось мне тогда, я почувствовала – это конец! Старые задолженности очень тревожили меня. На службе, в кассе взаимопомощи сотрудников, я получила 20.000 евро, чтобы рассчитаться с банком. Банк выставил наш загородный дом на аукцион и приступил к процедуре конфискации. Я была подавлена, ибо дом этот был результатом наших трудов. В нём каждое лето я проводила с детьми свой отпуск. Не хотелось его терять ни в коем случае, хотя финансовое положение было тяжёлым, рассчитывать приходилось только на зарплату. Поэтому и пришлось взять на службе заём, с условием удержания из зарплаты 250 евро ежемесячно. Взяв наличные, первым делом перевела 6.000 евро моему дяде – он внёс эту сумму как гарантию, чтобы отсрочить конфискацию. А остальные собиралась положить на счёт в банк. Номера счёта у меня с собой не оказалось, надо было позвонить и узнать.
Пока я возилась со всем этим, банк закрылся. Решила оставить деньги и бумаги в машине, в кармане двери со стороны водителя. Всё равно завтра с утра пораньше надо ехать в банк. Никогда из машины ничего не пропадало. Всё положила в конверт. В эти конверты кассир на службе клал деньги, выдавая нам зарплату. Я всегда ворчала, считая это пережитком, но кассир продолжал следовать своей системе. Так конверты собирались и часто к чему-нибудь да пригождались. Наверное, я вас утомляю всеми этими подробностями, но ниже вы поймёте, для чего я это делаю.
Дом я теряю, потому что деньги на счёт не внесены. Ни машины, ни денег
Утром собралась ехать в банк внести сумму. Обычно я паркую машину около дома, но накануне вечером кто-то занял место моей парковки, и машину пришлось оставить неподалёку. Подхожу к месту – машины нет. Ноги подкосились. Это было невероятно. В нескольких метрах от дома. Ни разу я не слышала об угонах, район у нас спокойный. Я была близка к умопомешательству. Пропажа автомобиля сама по себе большая проблема. Как его найти, да и возможно ли это вообще? И другое: как теперь добираться до работы, как возить сына в школу почти каждое утро? Денег на приобретение новой машины нет, в украденной – 14.000 евро!! Ум не мог со всем этим справиться! Дом я теряю, потому что деньги на счёт не внесены. Ни машины, ни денег. К тому же из зарплаты будут удерживать 250 евро ежемесячно, в счёт кредита. Появился холодный пот и одышка. Вернувшись домой, села, чувствуя онемение во всём теле. Что делать? Позвонила в полицию.
«Что я могу вам сказать? – ответил полицейский. – В Афинах каждый день угоняют около ста автомобилей. Мы передадим все данные, и если машина будет обнаружена – вам повезло. И сходите в полицейский участок, напишите заявление о пропаже».
Всё в чёрном цвете! Пошла в наш полицейский участок, там тоже самое. Один паренёк, молодой полицейский, видя моё состояние, принёс мне воды.
– Не волнуйтесь, может быть, и найдётся.
Вернулась домой и стала ждать. Стала думать о произошедшем. Как это случилось, почему? Для чего Бог дает мне это испытание? Вспомнился давний разговор с одним старцем. Я очень беспокоилась о детях, о жизни моей. Плакала, говорила и плакала. Тогда он мне сказал: «Не плачь. Бог посылает нам испытания не без цели. Он наш Отец и любит Своих детей, желает нам только добра! Мы должны довериться Ему. Не напрасно посылает Он нам всё это. Не плачь, грех это. Этим ты показываешь, что не доверяешь Ему. Молись, и да будет на всё воля Его!»
Я человек мирской. Конечно же, я ищу духовные тропы, но невелика вера моя. Вспомнив слова старца, постаралась посмотреть на эти события другими глазами. Почему происходит всё это? Для чего-то же Бог посылает нам испытания. Это продолжалось недолго, снова безысходность овладела мной. И снова я начала думать о словах старца. Внезапно я вспомнила: он дал мне одну молитву, чтобы я читала её в горе и радости. Куда я её дела? Прошло лет 8–9 с тех пор. Всё-таки молитва нашлась, и я прочла её много раз. Это была молитва оптинских старцев:
«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей. На всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на всё воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь».
Снова позвонила в полицию. Ничего. Позвонила в участок – то же самое. Наступил полдень. Дети вернулись из школы. Я рассказала им всё подробно, и они очень расстроились. Меня не отпускало, но потихоньку я начала думать, что жизнь надо принимать такой, какая она есть. Доверюсь Богу. Но это происходило вынужденно, ничего другого сделать было нельзя. Всё же разговор со старцем не выходил у меня из ума. Во всём происходящем есть своя цель. Всё происходит не напрасно. «Значит, нужно задуматься, почему это происходит?» – говорила я себе. Это была привычная тактика, искать на всё объяснения. Но некоторые вещи превыше моих сил. Так прошёл день. Звонила, волновалась, снова и снова читала молитву.
Около 23:30 неожиданно зазвонил телефон.
– Полицейский участок района Като Патисиа. Вы владелица белого автомобиля такой-то марки и с такими-то номерами?
У меня чуть не случился разрыв сердца.
– Да, я. Что случилось?
– Здесь у нас двое, они ехали на вашей машине. Мы их остановили для проверки и обнаружили ваши права и документы. Немедленно приходите.
Я не пошла, я просто побежала. Это были два молодых человека, на вид неплохие ребята, глядящие себе под ноги.
– Госпожа, – обратился ко мне полицейский, – что у вас было в машине, кроме документов?
– Как же вы оставляете такую сумму в машине?
Что мне было ответить, он был абсолютно прав. Достав из ящика стола конверт, именно мой конверт, говорит: «Посчитайте».
У меня подкосились ноги. Разве такое бывает? Деньги на месте, до последнего евро
У меня подкосились ноги. Разве такое бывает? Стала считать. Все деньги на месте, до последнего евро.
– Этого не может быть, как такое возможно?
Тогда полицейский спросил у молодых людей:
– Как так получилось, что вы не тронули деньги? Не нашли, что ли?
– Нет, – ответил один из них. – То есть мы нашли конверт, но не открыли его.
– Почему? – спросил полицейский.
– Когда мы обыскивали машину, то в «бардачке» нашли права и документы на машину. Ещё нашли точно такой же конверт, в котором был кусок сухого хлеба из церкви.
– Антидор, болван, – подсказал друг.
– Да, антидор. Ну, стали искать дальше и в водительской двери нашли такой же точно конверт. Подумали, что и в этом лежит антидор – видимо, хозяйка очень верующая, – и не стали его открывать.
Все онемели. Полицейские стояли вокруг ошеломлённые. Никто не произнёс ни слова.
Не буду утомлять вас другими подробностями. Через некоторое время пришли родители молодых людей, очень хорошие люди. Я забрала заявление и пошла домой. Дети не могли поверить, что машина нашлась в целости и сохранности. И деньги. Только вот бензина в баке не было. Это было потрясающе. Маленький кусочек антидора смог изменить весь ход событий! Если бы они нашли деньги, все пошло бы совсем по-другому. Главное, я не помнила, как антидор оказался там. «Бардачок» я открывала крайне редко. Скорее всего, антидор этот был ещё с лета. Иногда я посещаю паломнические места. Но как антидор оказался в конверте? Ни за что не вспомню!
Эта молитва отпечаталась в уме и сердце
Значение имеет то, что это событие заставило меня совершенно иначе смотреть на жизнь. С уважением и благодарностью воспринимать всё, что происходит в жизни. Даже самое плохое. Этот случай повлиял на многих людей. Во-первых, на меня. Во-вторых, на моих детей. Обычно у нас были разногласия, но сейчас они постоянно ведут разговоры на духовные темы. А младший, выпускник лицея, в этом году первый раз постился. В то время я участвовала в последипломной программе и в тот день не пошла на занятия, объяснив причину преподавателю. На следующий день, выслушав продолжение истории, он задумчиво покачал головой и посоветовал пойти причаститься. Я причастилась в день памяти Николая Угодника. Излишне рассказывать, какое впечатление все это произвело в полицейском участке, все смотрели на меня с удивлением. Мать одного из молодых людей, угнавших машину, позвонила мне после Рождества и сказала, что её сын решил поститься и пойти к Причастию. На него произвел большое впечатление случай с антидором. И главное, что их злодеяние не повлекло последствий. Он горько во всём раскаялся. Коллеги на работе обо всем узнали. Кто-то забыл. Но с некоторыми мы часто говорим о существовании высших сил, которые устраивают нашу жизнь. И ещё. Это происшествие очень сблизило меня с моей подругой, которая помогает мне более уверенно шагать по духовному пути. Её зовут Ангелики. Слова старца, слова молитвы я помню всегда, когда всё плохо и когда всё хорошо. Эта молитва отпечаталась в уме и сердце. Я часто повторяю её про себя, можно сказать, каждый день.
«Господи. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано тобой. Научи меня, что ничего не происходит без твоего на то позволения. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня. И научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь».
Ведь в этой ежедневной суете не может человеческий ум представить, что будет и что может случиться завтра.