Антихрист что это значит
Кто такой антихрист – отличие от Сатаны, существующие предсказания, знак, число, молитва
В христианском учении, как и в большинстве других религий, существуют не только положительные образы, но и отрицательные. О ключевом воплощении зла повествуется в писаниях, рассказывая, кто такой антихрист. Существует несколько версий о его миссии, времени прихода, внешнем виде и последствиях пришествия.
Антихрист – кто это?
В любой религии говорится о том, что есть добро и зло. В христианстве воплощениями добра считаются святые и Бог в образе Святой Троицы, в которую входит и Иисус Христос. Негативный образ заключен в антихристе, кто это такой можно описать по-разному:
Сатана и антихрист – в чем разница?
В христианском учении есть и другие представители темных сил, поэтому многие часто думают, что антихрист – это Дьявол. На самом деле это абсолютно разные понятия:
Предсказания об антихристе
Определенные пророчества об антихристе можно встретить в различных трудах святцев и служителей церкви, их высказываниях, записанных другими людьми. Самые популярные и цитируемые в христианстве можно встретить в:
Как будет выглядеть антихрист?
Больше всего легенд и мифов о пришествии антихриста строится на внешнем виде беззаконника. Мнения здесь разнятся:
Зачем придет антихрист?
В христианской религии точно сформулировано предположение о том, с какой целью состоится приход антихриста на Землю:
Когда придет антихрист?
Многие религиозные философы и деятели стараются рассчитать, когда придет антихрист на землю, подтверждая свои предположения строками из Священного Писания. В нем же указано, что «Пути Господа неисповедимы… тот, кто попытается вычислить дату конца света, преступит повеление Господа и будет наказан». Единственным фактом остается то, что приход антихриста станет началом конца света и второго пришествия Христа. Из писания пророка Даниила известно, сколько лет будет править антихрист – 7 лет, после которых можно ожидать спасителя. По другим данным этот срок – 42 мес.
Как появится антихрист?
Основной идеей того, кто такой лжепророк антихрист, является намеренное введение людей в заблуждение лжецерковными деяниями. Многими признаны и так называемые предвестники, или события, предшествующие появлению лжепророка. Признаки прихода антихриста:
Что будет после антихриста?
В религиозных учениях антихрист – это не только проклятие христианству, но и закономерный этап развития человечества и истории Земли, который является лишь одним из неизбежных этапов следующих событий:
Знак антихриста
В писаниях Иоанна Богослова говорится о некой «печати антихриста», как символе отречения от истинного Бога и следовании за Сатаной. Ее нанесение на руку и чело означает об осознанном или неверном выборе человеком пути против Христа. Некоторые считают таким знаком так называемый крест антихриста. Он представляет собой перевернутый на 180 крест, означающий издевку и насмешку над религией.
Некоторые представители религиозных течений считают, что антихрист уже родился из-за повсеместного распространения штрих-кодов и кредитных карт, электронных паспортов, получивших популярность во всем мире. Оценивают такие изображения как знаки лжепророка, которые имеет большая часть людей на планете. То есть считается, что предписанное «клеймение» уже произошло.
Число антихриста
Во многих религиозных учениях и кинематографе объяснение того, кто такой антихрист по Библии, сопровождается особым номерным знаком или числом зверя. Считается, что 666 – это нумерологическое шифрование имени ставленника Сатаны. Оно часто употребляется в сатанинской атрибутике, также как и перевернутый крест. Во все времена в облике или имени предполагаемого антихриста люди пытались вычислить это число, руководствуясь различными методиками исчисления и предположениями. Официальная церковь отрицает нумерологию и ее влияние на приход лжепророка и спасителя.
Молитва против антихриста
Для спасения человеческой души перед своим вторым пришествием Христос, оставил определенные руководства к действию:
Молитва от антихриста была написана Оптинскими старцами, являющимися представителями духовного руководства. Существует две самые распространенные ее вариации:
Кто такой антихрист?
В Библии есть пророчество об антихристе, который явится в конце человеческой истории, объединит под своей властью все земные государства и сделает всё для того, чтобы люди окончательно забыли о Христе. Но что же это за загадочный персонаж? Разбираемся в слайдах.
Антихрист — это сатана, какое-то особое существо или человек?
Это не сатана, ведь сатана — падший ангел, он дух и никогда не воплощался. Антихрист — это человек. Апостол Павел описывает его так: человекгреха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2 Фес 2:3–4). Сатана действует через него и всячески ему помогает — но это не одно и то же лицо.
Когда придет антихрист?
В Библии нет точных указаний на время прихода антихриста, есть только косвенные. Например, Господь Иисус Христос говорит апостолам, что это случится, когда, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф 24:12), и не прежде, чем проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам (Мф 24:14). А апостол Павел пишет, что «пагуба» настигнет людей именно тогда, когда будут говорить: «мир и безопасность» (1 Фес 5:3) и когда будет взят от среды удерживающий теперь (2 Фес 2:7). О том, кто этот удерживающий, святые отцы высказывали самые разные мнения, подразумевая под ним то праведного царя, то церковную власть, то Самого Бога.
А почему его так странно называют — антихрист?
Для нас слово «антихрист»звучит прежде всего как «противник Христа». Да, антихрист определенно противник Господа Иисуса, но важно не упустить из вида то, чем антихрист отличается от любого богоборца или плохого человека вообще.
Греческая приставка «анти-» означает не только «против», но и «вместо». Антихрист — это «вместохристос», ложный, подменный спаситель, который отчасти обольщением, а отчасти принуждением склоняет людей принять его вместо Христа — и проявить безусловную преданность и доверие именно ему, а не Спасителю.
Так его многие примут за Христа? Но почему?
По свидетельству святых отцов, то есть тех канонизированных Церковью святых, которые оставили нам свои писания, правление антихриста хотя и примет жестокий и тиранический характер, но не сразу. Первоначально он будет производить впечатление доброго и справедливого человека. Он также привлечет доверие людей своими чудесами и знамениями.
А в чем главная разница между Христом и антихристом?
Христос смиренен — а антихрист горд. Христос смиренно служит Богу — и людям. Как говорит Он сам, Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк 10:45).
В Евангелии Христос предостерегает тех, кто не верит Ему: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете (Ин 5:43). Так вот: антихрист приходит «во имя свое» и хочет прославить и превознести самого себя.
Как не обмануться поведением антихриста?
Писание говорит, что обольстятся и погибнут те, которые не приняли любви истины для своего спасения (2 Фес 2:10).Отсюда можно заключить, что те, кто любят Христа и с радостью следуют Его заповедям, обмануться не должны. Христос обещает в Евангелии: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18).
Чем завершится правление антихриста?
Беззаконная тирания антихриста продлится не так долго — три с половиной года. Она будет пресечена Вторым Пришествием Иисуса Христа, Который низвергнет антихриста, вынесет окончательный вердикт о каждом из когда-либо живших на земле и введет верных Ему в Свое Царство, которому не будет конца.
А почему Библия упоминает еще каких-то «антихристов»? Кто это?
Действительно, апостол Иоанн Богослов упоминает о многих антихристах(1 Ин 2:18). Речь идет о явлении, которое много раз возникало в истории — от римских императоров до вождей тоталитарных режимов ХХ века, — когда смертные правители требовали себе божеских почестей и преследовали всех, кто им в таких почестях отказывал, особенно христиан.
«Антихристами» (в несравненно меньших масштабах) можно назвать и лидеров тоталитарных культов, которых их последователи окружают атмосферой безудержного восхваления и безоговорочной преданности.
Во всех этих обожествленных императорах, вождях и лидерах культов проявляется «дух антихриста», и все они напоминают того последнего тирана и обманщика.
Что такое печать антихриста?
Это некий знак, который, согласно книге Откровения Иоанна Богослова, будет нанесен на руку и на лоб всякому человеку, сознательно согласившемуся поклониться антихристу. Человек с такой печатью сможет пользоваться всеми материальными благами, но уже не сможет призывать Бога — и при Втором Пришествии Христа он погибнет. Подробнее о печати антихриста, а также числе зверя читайте здесь.
Печать антихриста и число зверя. Самые загадочные пророчества Библии
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила…
Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».
Наверное, самое знаменитое из новозаветных пророчеств, известное даже абсолютно неверующим людям, — это пророчество об антихристе, который явится в конце человеческой истории, объединит под своей властью все земные государства и сделает всё для того, чтобы люди окончательно забыли о Христе. На руки и лбы людям будут наносить специальные «начертания», после чего человек уже не сможет призвать имя Господа и спастись. Вместо имени Божия человек будет нести на себе имя зверя — таинственные и пугающие три шестерки:
И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. …и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю… и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
Откровение Иоанна Богослова, глава 13, стихи 1, 2, 11–13, 16–18
Как это понимать?
Вся книга Откровения является таинственной: иносказаний и символов в ней больше, чем явных предсказаний. Но некоторые символы расшифровываются сравнительно легко. Например, образ апокалиптического зверя с семью головами — это явно символ антихриста, который будет управлять народами малое время (сорок два месяца, то есть три с половиной года). А другой зверь с рогами, подобными агнчим, символизирует лжепророка или, как говорит святой Андрей Кесарийский, предтечу антихриста, задачей которого будет подкреплять претензии антихриста на всемирное господство разными внешними эффектами и чудесами, на которые так падки люди. Внешне он будет подобен Христу (Агнцу Божию, Который берет на Себя грех мира, Ин 1:29), но в реальности окажется полной Его противоположностью.
А вот число 666, начертание которого будут наносить по приказанию лжепророка на правую руку или на лоб человека, и сам способ нанесения этого числа и поныне остаются предметами дискуссий. Не идет ли речь о татуировках? Или о массовом чипировании людей? Еще недавно некоторые православные пытались разглядеть пресловутую «печать антихриста» в индивидуальных налоговых номерах (ИНН), штрих-кодах, электронных паспортах и т. д. Поэтому стоит разобраться, о чем на самом деле говорит пророчество Иоанна Богослова, а где наши домыслы.
Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, — пишет святой апостол Иоанн (1 Ин 2:18), а далее уточняет: антихрист — это лжец, который отвергает, что Иисус есть Христос. Это антихрист, отвергающий Отца и Сына (1 Ин 2:22). Если следовать такому пониманию, то нужно сказать, что антихристы существуют во всякую эпоху. И разные антихристы использовали разные «печати», пишет священномученик Ипполит Римский.
Он приводит в пример сирийского царя Антиоха Епифана (II век до Р. Х.), который захватил Иерусалим и жестоко преследовал иудеев, предписав им поставить перед дверями своих домов жертвенники языческим богам, принести им жертвы, а потом, увенчавшись плющами, устроить торжества в честь Диониса. Тех, которые не пожелали повиноваться, он повелел пытать, допрашивать и в конце концов умерщвлять.
Очевидно, Антиоха Епифана трудно назвать антихристом в точном смысле слова (в его времена еще просто не было христиан), но предшественником — вполне можно.
Впоследствии римские императоры заставляли христиан под угрозой смерти совершать приношения статуям языческих богов — и этот акт демонстрации лояльности тоже вполне можно назвать печатью антихриста, ведь он символизировал отказ от Христа.
Печать антихриста — всё, что ведет к сознательному отречению от Христа, писал в конце 1990-х годов один из самых авторитетных духовников Русской Церкви, «всероссийский старец» Иоанн (Крестьянкин): «Печать последует только за личным отречением человека от Бога, а не обманом. Обман смысла не имеет. Господу нужно наше сердце, любящее Его». Сейчас ИНН и прочие электронные документы «опасности для нас не представляют. Но безусловно, что это один из этапов в подготовке к будущему страху».
«Таким образом, в штрих-кодах, по воле создателей международной системы их написания, заключено изображение числа 666, которое упомянуто в книге Откровения святого Иоанна Богослова как число антихриста». Не было никакой необходимости использовать в качестве разделительной линии именно знак цифры «6», а значит, «сознательно или несознательно, но разработчики глобальной системы штрих-кода… избрали символ, оскорбительный и тревожный для христиан, что выглядит по крайней мере как дерзостная насмешка», — заявил Священный Синод. Тем не менее он призвал всех православных людей «хранить христианское трезвомыслие» и не бояться внешних символов и знаков, ведь «ничто и никто не может поколебать веры человека, если он воистину пребывает со Христом и прибегает к таинствам церковным».
Никто из святых отцов не считал, что печать антихриста сможет магически повлиять на человека и заставить его отречься от Христа помимо его воли. Все они понимали ее как «знак, закрепляющий сознательное отречение от Христа».
Вот что писал, например, святой Ипполит Римский: «та печать будет гласить: “Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от Крещения; отрекаюсь от служения моего Богу и присоединяюсь к тебе и в тебя верую”». Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры, резюмировал Священный Синод, однако призвал власти дать людям возможность пользоваться альтернативными технологиями без двусмысленных обозначений.
Чем важно это пророчество?
Подобно многим другим пророчествам Библии, оно призвано вовсе не вселить в нас ужас перед грядущими бедствиями, а напомнить нам о необходимости быть более бдительными и внимательными, прежде всего — к самим себе. Как это хорошо выразил в Первом послании к Коринфянам апостол Павел, всё мне позволительно, но не всё полезно (1 Кор 6:12). Неполезно — и, более того, очень опасно — всё то, что уводит наше внимание в сторону от Христа, что подталкивает к отказу от евангельской правды, что делает человека всё менее и менее человечным. И это могут быть очень разные вещи. Возможно, поэтому автор Откровения и не стал уточнять, что представляют собой эти три шестерки. Мы должны сами следовать призыву Христа: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф 26:41).
Где еще звучит это пророчество?
Книга Откровение Иоанна Богослова — единственная в Библии, которая не читается за богослужением. Однозначного ответа на вопрос о том, почему это так, не существует; есть лишь предположение (одно из многих), что, учитывая сложность истолкования многих образов этой книги, Церковь предпочла не вводить свою паству в лишние соблазны.
Итак, услышать это пророчество из книги Откровение во время службы в храме нам не удастся. Но в ряду апостольских чтений, звучащих во время Божественной литургии (перед чтением Евангелия), есть среди прочего фрагмент из Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам, где говорится, пусть и несколько другими словами, о том же: День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (2 Фес 2:3–4, 7–12).
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева.
Антихрист
Слово антихрист имеет двоякое значение: общее и частное. В общем смысле антихристом называется всякий, кто отвергает, что Иисус есть Христос, кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, кто отвергает Отца и Сына. Так говорит об антихристе ев. Иоанн Богослов в своем первом послании, прибавляя, что антихристов появилось много (2, 18, 22; 4, 3). Таких антихристов было много прежде, есть они и теперь, будет их много и впредь. Но эти антихристы суть только предшественники или предтечи антихриста в собственном или строгом смысле слова, о котором Иоанн же Богослов и в том же послании говорит: «вы слышали, что прийдет антихрист» (2,18). Этот антихрист один, он еще не пришел, но некогда явится, и в отличие от своих предшественников, или антихристов ненастоящих, называется великим или последним антихристом. Его то обыкновенно и разумеют, когда говорят об антихристе.
Слово антихрист греческое ( ό ἀντίχριςτος ). Оно означает противника или врага Христа, обманно выдающего себя Христом; предлог ἀντὶ в сложении с другим словом значит обыкновенно против, но значит также вместо. Что антихрист действительно будет и врагом или противником Христа и лже-Христом, об этом свидетельствует Священное Писание. Апостол Павел описывает человека греха, т. е. антихриста, так: «Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2, 4 ). Он будет противится Богу и Христу и выдавать себя за Бога. Иисус Христос сказал иудеям: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» ( Иоан. 5,43 ). Иной – антихрист; иудеи примут его за ожидаемого ими Мессию или Христа. Указание на антихриста, как лжехриста, есть и в речи Иисуса Христа о кончине мира ( Матф. 24, 24 ).
Антихрист будет одно определенное лице, человек. Это видно из многих мест Писания. Так, Иисус Христос называет его иным, который прийдет во имя свое ( Иоан. 5, 43 ). Иоанн Богослов отличает его от многих антихристов (1, 2, 18). Апостол Павел описывает его как одно определенное лице, называя его человеком греха, сыном погибели, беззаконником, противящимся и превозносящимся ( 2Фес. 2 гл.). В Апокалипсисе под образом зверя и в книге пророка Даниила под видом малого рога и царя, антихрист описывается как одно определенное лице ( Апок. 13 и 17 гл.; Дан. 7 и 11 гл.). Древняя вселенская церковь устами знаменитых отцов и учителей своих постоянно исповедовала учение об антихристе, как единоличном человеке, и это учение в то время было столь твердо и несомненно всеми признаваемо, что даже никто из тогдашних еретиков не уклонялся от него, и никому и в голову не приходило отвергнуть это учение, или усомниться в его истинности. И в последующие времена все богословы правосл. вост. церкви и все богословы римско-лат. церкви признавали и доселе признают антихриста одним определенным лицом. Учение протестантов и русских раскольников беспоповцев, будто антихрист есть лице коллективное и означает множество лиц – антихристов, или же означает дух зла, проявляющийся в этих лицах и вообще в людях, противоречит Св. Писанию и Преданию Церкви вселенской и проистекло преимущественно из неприязни протестантов к папам и латинской церкви и беспоповцев к православной русской церкви, есть учение ложное, еретическое. В новейшее время даже и из протестантских ученых многие уже не держатся этого учения, не смотря на то, что оно провозглашено было Лютером и даже внесено в Шмалкальденские члены, одну из символических книг протестантского исповедания. Ложно также учение протестантского рационалиста Бретшнейдера, будто антихрист есть олицетворение зла.
Антихрист по природе своей будет такой же человек, как и все люди, и родится так же, как рождаются все люди. Мнения некоторых, будто антихристом будет диавол воплотившийся, или будто он произойдет от смешения злого духа с женщиною, не имеют основания ни в Св. Писании, ни в Церковном Предании и ложны. «Кто-же он будет?» спрашивает Иоанн Златоуст об антихристе. «Ужели сатана? Нет, но человек некий, который восприимет всю его силу» (Беседа 3-я на 2-е Послание к Фессалоникийцам). «Не сам диавол сделается человеком, говорит Иоанн Дамаскин, – подобно тому, как вочеловечился Господь, – да не будет! но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действование сатаны. Ибо бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем» (Точное изложение православные веры. Кн. 4, гл. 26).
Частые вопросы о том, где родится и от кого произойдет антихрист, решаются различно. Распространено мнение, что аитихрист произойдет от иудеев, и именно – из колена Данова, так как Иаков в пророчестве о Дане назвал его «змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад» ( Быт. 49, 17, 18 ). Конь – быстробегущий век жизни мира. Мнение это, высказанное св. Ипполитом римским (Сказание о Христе и антихристе. Гл. 14 и 15), подтверждают тем, что из каждого колена сынов Израилевых было избрано по двенадцати тысяч рабов Бога, началах которых была положена печать, а из колена Данова запечатленных не было, и оно даже не упомянуто ( Апок. 7 гл.). Другие полагают, что антихрист произойдет из язычества; а иные думают, что он произойдет из христианства, конечно, извращенного. С древности было распространено мнение, что он произойдет от незаконной связи. Местом рождения одни признают Вавилон, другие Рим. В древнехристианские времена образовалась легенда о Нероне, как антихристе, имевшая два вида. По одной легенде Нерон не был убит, а ушел к Парфянам, скрытно живет там и некогда явится в виде антихриста, причем жестоко накажет Рим и римлян. По другому сказанию Нерон был действительно убит, но воскреснет, и воскресший Нерон будет антихрист.
Антихрист явится непосредственно пред вторым пришествием Христовым, пред кончиною мира, как это видно из книги Даниила (7, 11 и 12 главы), из Апокалипсиса (12, 13, 17, 20 главы), из Евангелий ( Мф. 24 гл.; Марк. 13 гл.; Лук. 17 и 21 гл.) и из Второго Послания к Фессалоникийцам (2 гл). Но так как никто не знает, когда придет Иисус Христос и наступит кончина мира, то неизвестно также и время пришествия антихриста.
Впрочем, в Священном Писании все-таки указаны предвестники и признаки, имеющие предварить пришествие антихриста. Пришествие антихриста будет подготовлено в течение очень долгого времени. Отдаленное подготовление и предвестие пришествия антихриста апостолы видели уже в свое время. Апостол Павел назвал это подготовление тайною беззакония уже действующею ( 2Фес. 2, 7 ), разумея под этим, быть может, действование сатаны, который пока сеет зло тайно, а при антихристе и в антихристе выступит на открытую и ожесточенную борьбу против Христа и царства. Божия на земле ( Апок. 12 гл.). Иисус Христос притчею о пшенице и плевелах ( Матф. 13, 24–30 ) учит нас, что на земле совместно растут и развиваются добро и зло и будут расти до кончины мира. Исторический опыт подтверждает это о прошлых временах. Рост плевел или зла в человеческом роде и подготовит пришествие антихриста. В частности подготовителями пришествия антихриста являются предшественники или предтечи его; это люди особенно нечестивые и боговраждебные, или антихристы в широком смысле слова. О таких антихристах Иоанн Богослов говорит: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что прийдет антихрист, и теперь появилось много антихристов: то мы и познаем из того, что последнее время» ( 1Иоан. 2, 18 ). Далее он говорит, что «дух антихриста. и теперь есть уже в мире» (4, 3). Это дух противления Богу и воплотившемуся Сыну Божию, Христу. Иные из таких антихристов признаются прообразами антихриста. Таков был в ветхом завете Антиох Епифан или Антиох IV, царь сирийский, жестоко гнавший иудеев и веру их и домогавшийся даже совсем искоренить их, как об этом пророчески предсказано в книге Даниила, а исторически повествуется в книгах Маккавейских. Прообразами антихриста иные считают также Валаама и Голиафа, как противников Моисея и Давида, которые были прообразами Христа. Полагают также, что антихрист предъизображен в царе тирском у пророка Иезекииля (28 гл.), а, может быть также, и в царе вавилонском у пророка Исаии (14 гл.). Это отдаленные подготовители пришествия антихриста. Более явное и сильное подготовление пришествия антихриста будет в последние времена, когда приблизится время его явления и когда рост зла особенно усилится. Иисус Христос в речи о разрушении Иерусалима и кончине мира, апостол Павел в посланиях к Тимофею и Иоанн Богослов в Апокалипсисе предсказали, что в последние времена умножатся и распространятся пороки, нечестие и неверие, а вера оскудеет и любовь охладеет. Во втором послании к Фессалоникийцам этот чрезвычайный упадок веры и добродетели и необычайная сила боговраждебности, нечестия и развращения названы одним выразительным словом: отступление или апостасия. Иные полагали, что апостол назвал отступлением антихриста, но на самом деле он отличает отступление от антихриста, хотя и поставляет их вместе, потому что отступление подготовит пришествие антихриста, а антихрист, пришедши, еще более усилит отступление. Было высказано много и других мнений об отступлении. Под отступлением разумели то отложение народов от римской империи, причем предполагалось, что римская империя будет существовать до пришествия антихриста, пред пришествием антихриста склонится к падению, а антихристом будет окончательно разрушена, – то отпадение иудеев, но мнению одних от своей веры, по мнению других от власти римлян, то отпадение всех вообще народов от подчинения правительствам, законам, установленному порядку. Хотя последнее из этих мнений правдоподобнее прочих и имеет некоторое значение, но более оснований под отступлением разуметь преимущественно отступление от веры в Бога, упадок религии и нравственности и распространение и умножение среди людей пороков, нечестия и безбожия. Конечно, религиозно-нравственный упадок неизбежно вызовет упадок установившегося строя семьи, общества и государства. Кроме того, в связи с упадком религии и нравственности и с расстройством общественных отношений умножатся бедствия людей, которые будут частию естественным следствием усилившейся порочности людей, частию наказанием Божиим за нее. Из этой-то бездны зла и бедственного состояния людей и возникнет антихрист. Вот почему Иоанн Богослов видел его выходящим, под видом зверя, то из моря, то из бездны ( Апок. 13 и 17 гл.). «В грядущем звере, говорит св. Ириней, будет возглавление всего нечестия и всякого коварства, чтобы вся богоотступническая сила, собравшись и заключившись в нем, ввержена была в печь огненную. В нем возглавляется все шести – тысячелетнее богоотступничество (Ириней, как и некоторые другие, держался ошибочного мнения, что в настоящем своем состоянии мир будет существовать 6000 лет, а затем начнется тысячелетнее царство Христово на земле), неправда, нечестие, лжепророчество и обман, почему и найдет на землю потоп огненный. Он возглавит в себе все диавольское заблуждение, все диавольское богоотступничество» (Против ересей. Кн. У, гл. 25 и 29). Непосредственно предваряющим пришествие антихриста событием будет взятие от среды удерживающего ( τὸ κατέχον ) и держащего ( ὁ κατέχων ). Солунян, взволнованных слухами о наступлении дня Христова, апостол Павел успокоил, сказавши, что день Христов не наступит, пока не придет отступление и не явится человек греха, т. е. антихрист, а явиться человеку греха препятствует удерживающее; но как только держащий будет (взят) от среды, так явится беззаконник. Солуняне знали, что разумел апостол под удерживающим и держащим, из устной его беседы с ними ( 2Фес. 2, 5 ). Но в Послании значение этих таинственных слов не объяснено, и многовековые усилия богословской науки уяснить, отгадать и определить смысл их не увенчались успехом. Высказано много различных мнений о смысле этих слов, но и доселе никто не знает, какое из них есть истинное мнение. Можно сказать, что одни мнения более, а другие менее правдоподобны: но даже и наилучшие из них имеют значение не больше, как предположений и догадок. Одни богословы отличают удерживающее от держащего, другие отождествляют их. Одни богословы под удерживающим разумеют римскую империю, а под держащим – римских императоров; другие обобщают это мнение, разумея под этими словами государственную власть и государственный законный порядок и представителей их – государей; иные разумеют под ними нравственный строй общества; еще иные – высших ангелов, как хранителей царств и народов; еще иные – Иисуса Христа. Смысл слов столь темен и уяснить его столь трудно, что блаженный Августин прямо сказал, что он не знает, что они значат (О граде Божием. Кн. 20, гл. 19). Общий характер признаков и предвестников пришествия антихриста – продолжительность их обнаружения, а потому и неопределенность; а относительно одного из признаков – взятия от среды удерживающего и держащего – нельзя даже с уверенностию сказать, что означает самый признак. Вот одна из причин, почему люди много раз ошибочно принимали за антихриста разных лиц. Но когда антихрист действительно придет, то при помощи указанных в Писании признаков многие истинно-верующие узнают его, как это высказал Ефрем Сирин. Во времена антихриста, кроме Писания, люди будут предуведомлены о пришествии его еще от двух свидетелей, которые, будучи посланы Богом, будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, и но окончании свидетельства будут побеждены и убиты антихристом ( Апок. 11 гл.). Один из свидетелей ясно указан в Писании; это – пророк Илия ( Малах. 4, 5. 6 ; ср. Мф. 17, 10. 11 ; Мар. 9, 11. 12 ; Лук. 1, 17 ). По преданию, основанному на словах Послания Иуды (14 и 15 ст.), а также на том, что Енох, как и Илия, живой взят на небо, другим свидетелем признают именно Еноха. Но неизвестно, за сколько времени до пришествия антихриста явятся они. По учению св. Ипполита римского они возьмут половину последней седьмины мира (Сказание о Христе и антихристе, гл. 43); по-видимому, первую половину седьмины. Если это так, то они явятся за три с половиною года до пришествия антихриста, и антихрист убьет их тотчас по пришествии своем. Но возможно, что они явятся только немного ранее антихриста, а потому время их проповедывания отчасти совпадет с временем царствования антихриста.
Многим не легко будет узнать антихриста потому, что, как думали Кирилл иерусалимский (15-е Огласительное Слово) и Ефрем Сирин (Слово на пришествие Господне. ), в начале он хитро покажет себя человеком добродетельным, кротким, человеколюбивым, и только после того, как он привлечет к себе многих и усилится, он обнаружит свою злобу во всей силе.
Безбожное и губительное царствование антихриста продолжится три с половиною года. В книге Даниила предсказано, что святые будут преданы в руку малого рога «до времени и времен и полувремени» (7, 25; 12, 7; ср. Апок. 12, 14 ). По объяснению блаженного Августина «время» означает год, «времена» – два года (число двойственное), «полувремя» – полугодие (О граде Божием кн. 20, гл. 23). Правильность этого объяснения подтверждается параллельными местами из книги Даниила и Апокалипсиса, где тот же период времени обозначается яснее. В книге Даниила сказано: «со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней» (12, 11), т. е„ со времени воцарения антихриста до конца его. В пророчестве о седьминах прекращение жертвы и приношения, стояние мерзости запустения на святом месте и погибель опустошителя приурочены к половине седьмины, т. е., к трем годам с половиною. А в Апокалипсисе прямо сказано, что зверю из моря «дана власть действовать сорок два месяца»(13, 5; Ср. 11, 2).
После сорока двухмесячного губительного царствования антихрист погибнет. «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечем убивает, тому самому надлежит быть убиту мечем» ( Апок. 13, 10 ). Зверь из бездны пойдет в погибель (Анок. 17, 11). Антихрист «придет к своему концу, и никто не поможет ему» ( Дан. 11, 45 ). У него будет отнята «власть губить и истреблять до конца» ( Дан. 7, 26 ). «Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» ( Лук. 18, 7, 8 ). «Господь Иисус убьет антихриста духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Фес. 2:8 ). Иоанн Богослов видел, что «схвачен был зверь и с ним лжепророк. ; оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою. и будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Апок. 19, 20; 20, 10 ).