Антикоррупционная политика что это
Антикоррупционная политика
Принципы антикоррупционной политики:
— последовательность и постепенность;
— недопустимость установления двойных стандартов;
— сочетание ограничительных и стимулирующих правовых средств;
— тесное сотрудничество международных организаций, институтов гражданского общества и государства;
По направленности антикоррупционная политика включает меры:
1) в области административного законодательства (принятие актов по модернизации структур государства, ведущих правоохранительную деятельность, освобождение госаппарата от излишних функций, создание юридической системы гарантий, защищающей государственных служащих от административного давления в процессе исполнения ими своей должности и др.);
2) в области уголовного законодательства (ужесточение уголовной ответственности за получение взятки государственным служащим, сокращение применения условного наказания к должностным лицам, совершившим коррупционные преступления, реанимация института конфискации имущества в уголовном законе применительно к коррупционным делам и др.);
3) в области трудового законодательства (разработка мер правового антикоррупционного воздействия в отношении врачей, педагогов, сотрудников государственных учреждений и др.);
4) в иных областях (аудит доходов должностных лиц, осуществляемый независимыми компаниями, установление ответственности за сокрытие или искажение информации о деятельности государственных, муниципальных органов, парламентский контроль в обеспечении законности расследований отдельных фактов коррупции высшими должностными лицами и др.).
Полезное
Смотреть что такое «Антикоррупционная политика» в других словарях:
Минэкономразвития России — – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию Минэкономразвития России – это Министерство экономического развития Российской Федерации (МЭРТ),… … Энциклопедия инвестора
Сатаров, Георгий — Президент Фонда прикладных политических исследований ИНДЕМ Президент Фонда прикладных политических исследований ИНДЕМ ( Информатика для демократии ), бывший сопредседатель Всероссийского гражданского конгресса. В прошлом помощник президента… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Трунов, Игорь Леонидович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Трунов. Игорь Леонидович Трунов Портрет Род деятельности: Адвокат Дата рождения: 1961 год(1 … Википедия
Министерство экономического развития Российской Федерации — (Минэкономразвития России) Общая информация Страна Россия Дата создания 12 мая 2008 Руководство деятельностью осуществляет Правительство Российской Федерации Вышестоящее ведомство Правительство Российской Федерации Штаб квартира … Википедия
Конституция Бутана — Королевство Бутан Политика Бутана Эта статья часть серии: Государственный строй Бутана … Википедия
Тимошенко, Юлия Владимировна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Тимошенко. Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия
Уголовное преследование Юлии Тимошенко во время президентства Януковича — В этой статье описываются текущие события. Информация может быстро меняться по мере развития события. Вы просматриваете статью в версии от 23:59 25 декабря 2012 (UTC). ( … Википедия
Саакашвили, Михаил — Президент Грузии Президент Грузии (избирался дважды: в январе 2004 года, затем ушел в отставку в ноябре 2007 года, чтобы принять участие в досрочных выборах президента Грузии, и был избран вновь в январе 2008 года). Председатель партии Единое… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Украинский кризис: хроника противостояния на юго-востоке в июле 2014 г — Массовые антиправительственные акции начались в юго восточных областях Украины в конце февраля 2014 года. Они явились ответом местных жителей на насильственную смену власти в стране и последовавшую за этим попытку отмены Верховной радой закона,… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Каноков, Арсен — Глава Кабардино Балкарской республики Глава Кабардино Балкарской республики с 2005 года (до 2012 года был ее президентом). Ранее, в 2003 2005 годах, являлся депутатом Государственной думы РФ четвертого созыва, был избран от ЛДПР, но в 2005 году… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Антикоррупционная политика организации. Основные положения.
В современном мире необходимо пресекать любые попытки недобросовестного и нечестного сотрудничества между компаниями и организациями.
Государство предусмотрело ФЗ № 273 «О противодействии коррупции», которое полностью соответствует принципам, положенным в Конституцию России, федеральные законы, нормы международного права, нормативно-правовые акты Президента, Правительства и т. д.
И когда со стороны государства выполнены все базовые меры по предотвращению коррупции, основной обязанностью организаций является внедрение антикоррупционных принципов на местах, разработка собственной эффективной антикоррупционной стратегии и политики, соблюдение кодекса чести в сотрудничестве с контрагентами, а также вовлечение всех сотрудников в распространение информации и проведение профилактических мероприятий по противодействию недобросовестных схем работы.
Обучение сотрудников подразделений безопасности. Аналитические методы противодействия коррупции.
Антикоррупционная политика организации: основная информация
Политика противодействии коррупции демонстрирует приверженность организации и ее коллектива этическим стандартам ведения добросовестного, открытого и честного сотрудничества, развития корпоративной культуры и эффективного управления, поддержания авторитета и деловой репутации.
Антикоррупционная политика, как направление работы и отдельный документ, формируется на базе вышеупомянутых нормативно-правовых актов.
Прежде всего антикоррупционные мероприятия любой компании должны быть направлены на:
Принципы антикоррупционной политики
Последняя базируется на таких основных постулатах.
Какие цели и задачи ставит перед собой антикоррупционная политика организации
Так, среди ключевых стратегических и тактических целей можно выделить следующие:
Задачами же антикоррупционной политики, исходя из целей, можно считать следующие.
Представительские расходы и принятие презентов в рамках антикоррупционной политики
Представительские расходы организации (а также на деловое гостеприимство) осуществляются от имени и за счет организации. А вот презенты и услуги, которые предоставляются сотрудниками организации или напротив другими юридическими и физическими лицами в ее сторону, должны приниматься только в случае соответствия следующим требованиям.
Сферы внедрения антикоррупционной политики и обязанности лиц
В первую очередь под действие антикоррупционной политики организации попадают сотрудники, которые находятся в трудовых отношениях с организации, независимо от должностных обязанностей, профессии, опыта работы, статуса и т. д. Также антикоррупционные правила и стандарты одинаково актуальны и для лиц, выполняющих для компании временные работы и услуги, работающие на удаленной форме, аутсорсинге, пребывающие в отпусках, командировках, на больничных и т. д.
К обязанностям сотрудников организации по противодействию коррупционным схемам и правонарушениям относятся следующие.
Ответственность работников фирмы за нарушение антикоррупционных стандартов
Организация вправе требовать от сотрудников соблюдения положений антикоррупционной политики, если последним была в полном объеме предоставлена информация о ее ключевых принципах, стандартах, законодательно-нормативных актах в этой области, а также о последствиях за ее нарушение.
Так, каждый сотрудник перед вступлением в должность и подписанием трудового контракта лично ознакамливается с документом, регламентирующим антикоррупционную политику организации, принятыми нормативно-правовыми актами по вопросам профилактики и противодействия коррупционным правонарушениям. По ознакомлении в соответствующем журнале сотрудник проставляет дату и роспись.
Так, каждый сотрудник организации независимо от должности лично отвечает по законам РФ за соблюдение требований и стандартов антикоррупционной политики организации, а также за действие (бездействие) коллег, находящихся у него в подчинении и нарушающих принципы политики.
Согласно законодательству страны, сотрудники организации понесут административную, дисциплинарную, а в тяжелых случаях и уголовную ответственность за коррупционные схемы и правонарушения в процессе осуществления трудовой деятельности.
Законодательно предусмотрена такая ответственность для физических лиц и организаций за участие в коррупционных схемах.
Какие коррупционные мероприятия и процедуры могут быть применены в организации
Любая компания для предотвращения возникновения коррупционных случаев и противодействия свершающимся правонарушениям устанавливает определенные правила и стандарты.
Антикоррупционная политика в организации – это важный этап установления добросовестного, честного и прозрачного сотрудничества с целью сохранения достойной репутации.
Противодействие коррупции в учреждении: 7 советов по организации и оформлению работы
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
специально для ГАРАНТ.РУ
Противодействие коррупции – это деятельность не только органов власти всех уровней, но и организаций всех форм собственности в пределах их полномочий (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ).
Под термином «коррупция» понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (п. 1 ст. 1 Закона № 273-ФЗ).
Согласно п. 1, п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», проверкой исполнения законодательства о коррупции занимается прокуратура. Чтобы избежать возможных претензий проверяющих, мы приготовили для вас несколько советов.
Совет 1. Определите подразделение или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений.
Для более качественного выполнения антикоррупционной работы рекомендуем привлекать специалистов, обладающих соответствующими знаниями и опытом.
При распределении функций внутри учреждения важно определить целесообразность назначения отдельных лиц или подразделений, ответственными за антикоррупционную работу. В то же время, если ресурсы учреждения не позволяют создать отдельное подразделение, следует распределить функции по предупреждению коррупции между работниками одного или нескольких подразделений, например, в виде создания комиссии.
Организуйте профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку специалистов, в должностные обязанности которых входит профилактика коррупционных правонарушений.
Примерные перечни основных вопросов, рекомендуемых к освоению в рамках дополнительных профессиональных программ антикоррупционной тематики и подготовленные Минтрудом России, размещены на официальном сайте по адресу: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/017.
Совет 2. Составьте план противодействия коррупции.
Определите мероприятия, ожидаемые результаты, сроки и конкретные даты в которые должны быть приняты локальные акты в учреждении, а также исполнены мероприятия. В план также целесообразно включить сроки сдачи справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Совет 3. Проведите оценку коррупционных рисков и составьте карту коррупционных рисков.
Грамотно составленная карта коррупционных рисков поможет построить эффективную (адресную) систему мер противодействия коррупции, при этом позволив сэкономить ресурсы учреждения исключив избыточные меры из его антикоррупционной политики.
Понимание того, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками учреждения, является важнейшим этапом построения системы мер по противодействию коррупции в учреждении.
Рекомендуем ознакомиться с:
Совет 4. Разработайте антикоррупционную политику.
Разработчиком антикоррупционной политики учреждения может выступать работник или структурное подразделение учреждения, на которых возложены функции по предупреждению коррупции. Крупным и средним учреждениям, располагающим достаточными финансовыми ресурсами, к разработке и последующей реализации соответствующей антикоррупционной политики могут привлекаться внешние эксперты (Информация Минтруда России от 18 сентября 2019 г. «Меры по предупреждению коррупции в организациях»).
Совет 5. Примите антикоррупционные стандарты, кодексы, положения и т.п.
Они могут быть разработаны отдельно или быть приложениями к учетной политике. Основной вопрос, который должен быть ими урегулирован, – это конфликт интересов, а именно:
При разработке положения о конфликте интересов, следует учитывать специальные требования законодательства в вашей сфере деятельности (смотрите, например, ст. 75 Федерального закона от 21 ноября 2012 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 33 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и т.д.).
Вместе с тем, важным инструментом предупреждения коррупции в учреждении является установление для работников стандартов и кодексов поведения, корыте могут установить определенные правила, например:
Совет 6. Организуйте обучение и информирование работников по вопросам противодействия коррупции.
Незнание работниками антикоррупционного законодательства и локальных актов учреждения, может обернуться для учреждения крупными штрафами. Поэтому важно не только принять антикоррупционную политику и другие локальные акты в учреждении, но и обеспечить ознакомление работников с ними, в том числе, с использованием сайта учреждения в Интернете.
Обучающие мероприятия по вопросам профилактики и противодействия коррупции можно проводить в любых доступных формах: семинары, тренинги, лекции, совещания, методические рекомендации, памятки, консультирование по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур.
Консультирование по вопросам противодействия коррупции целесообразно осуществлять индивидуально и конфиденциально должностным лицом, ответственным за противодействие коррупции.
Совет 7. Проверяйте контрагентов.
Негативные последствия могут быть вызваны коррупционными рисками вне учреждения, поэтому важным аспектом антикоррупционной деятельности является проверка контрагентов, с которыми взаимодействует учреждение (смотрите примерную форму положения об обязательной проверке контрагентов, подготовленную экспертами компании «Гарант»).
Для этого учреждение может использовать информацию, размещенную в открытом доступе (Примерный перечень таких ресурсов размещен на официальном сайте Минтруда России в сети «Интернет» по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015), а также информацию, размещенную на сайте самого контрагента.
Профессиональный сервис «Экспресс Проверка» в составе информационно-правового обеспечения ГАРАНТ также позволит решить задачу проверки контрагента.
8. Наладьте взаимодействие между подразделениями (должностными лицами) осуществляющими внутренний контроль в учреждении и подразделениями (должностными лицами) ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений.
Часть мер по противодействию коррупции может осуществляться в рамках процедур внутреннего контроля и наоборот, поэтому взаимодействие данных служб поможет более оптимально использовать ресурсы учреждения.
Антикоррупционная политика в Российской Федерации и правовые формы ее реализации
Дата публикации: 07.04.2021 2021-04-07
Статья просмотрена: 351 раз
Библиографическое описание:
Лях, Ю. С. Антикоррупционная политика в Российской Федерации и правовые формы ее реализации / Ю. С. Лях. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 211-214. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79800/ (дата обращения: 27.12.2021).
В настоящей работе будет рассмотрена коррупция как социальное явление, причины коррупции и ее последствия.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, юридическая ответственность.
Коррупция определяется в учебной и научной литературе как социальный феномен, характеризующийся взяточничеством — коррупцией государственные и другие служащие, их прием материалов и нематериальные выгоды и выгоды для действий, которые могут быть осуществляется с использованием официального статуса этих лиц, С этим связан статус власти, возможности, связи.
Общепризнанным является тот факт, что коррупция — чрезвычайно опасное социально-правое явление, которое негативно влияет на устойчивость политической ситуации в стране, экономическое развитие, дестабилизирует общественный правопорядок, существенно снижает авторитет государственной власти, создает напряженность в обществе и в своих наиболее масштабных проявлениях представляет серьезную угрозу национальной безопасности. Несмотря на то, что коррупция подрывает основы государственности, на протяжении столетий она является неотъемлемым негативным признаком самого государства.
Коррупция как социальное явление
На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом.
Коррупцией считается- злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. [8]
Более подробно рассмотрим уголовно-наказуемые коррупционные деяния.
Главный акт коррупции — это взятка. Взятка — это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Взятками также называются услуги, льготы, социальные льготы — так называемый «блат», полученные за использование или неисполнение должностным лицом своих полномочий. Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе.
Общее покровительство на службе может включать, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, чрезвычайное необоснованное продвижение по службе или другие действия, в которых нет необходимости. Попустительство на службе должно включать, например, непринятие должностным лицом мер за бездействие или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, несправедливый ответ на его противоправные действия.
Злоупотребление — использование коррумпированным должностным лицом своего служебного положения вопреки интересам службы (организации) или явно выходящим за пределы своих полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстных или иных личных интересов и влекут за собой существенное нарушение прав и законных интересов общества.
Коммерческий подкуп cхож по своему составу с дачей взятки и получением взятки.
Различие состоит в том, что при коммерческом подкупе имущественные блага вручаются лицу, которое занимает руководящие должности в негосударственной организации.
Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовный кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность, лица подкупаемого, так и лица подкупающего.
Коррупция порождается комплексом причин. Отталкиваясь от статьи Социал- Демократического журнала «Логика процесса» причин выделяют несколько. Одна из таких возможных причин — низкая заработная плата. Проще говоря, иногда сотрудникам не хватает заработной платы даже на элементарные нужды, и они вынуждены искать способы дополнительного заработка. Вторая причина — это отсутствие неотвратимости наказания. Человек взвешивает все издержки и выгоды своих преступных действий и рационально решает совершить преступление, если ожидаемая полезность таких действий выше, чем в случае, когда он останется честным и потратит свое время и ресурсы по-другому. Низкая заработная плата и отсутствие неотвратимости наказания в целом не могут не порождать коррупцию. Вот где исполнительная власть безответственна перед законодательной и судебной властями.
Третья причина коррупции — это низкий уровень демократии и политической конкуренции. Если чиновник не боится потерять свое место (этот страх обеспечивается текучестью и выборами), он не боится совершить коррупционное преступление.
Отсутствие неотвратимости наказания косвенно связано с четвертой причиной коррупции — непрозрачностью государственной системы. Это высокий уровень секретности в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, непрозрачность законодательной системы, слабая кадровая политика государства, позволяющая распространять синекуру и возможность карьерного роста независимо от фактической производительности сотрудников.
Пятая причина — сложность и громоздкость бюрократического аппарата. Это является основанием для появления множества бюрократических процедур, затрудняющих отслеживание коррупционных преступлений.
Шестая причина — это социокультурные предпосылки коррупции, такие как деморализация общества, неосведомленность и организованность граждан, общественная пассивность по отношению к своенравию «власть имущих». Отсюда происходит отсутствие должного общественного контроля со стороны институтов гражданского общества за функционированием чиновничьего аппарата. Седьмая причина — связи чиновничества с бизнесом, в том числе и членами семьи самого чиновника. Судьба бизнеса зачастую самым прямым образом зависит от административной поддержки, которую оказывает недобросовестный чиновник. [9]
У любого государства есть свои функции, которые отражают основные задачи и направления его деятельности, т. е. Содержательно конкретизируют значение государства как формы организации общества. Некоторые функции государства, например, функции обороны, национальной безопасности, поддержания (охраны) общественного порядка, являются традиционными, так как необходимость их выполнения служила основной причиной возникновения государства как исторического категория. Они и по сей день остаются типичными для современной государственности.
Основными нормативными актами, которыми регламентируется данный правовой вопрос являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, нормативно правовые акты иных федеральных органов государственной власти.
Опасность коррупции состоит в следующем.
Но, во-первых, осознание обществом масштабов коррупции затемняется закрытым характером диктаторских режимов, а во-вторых, даже если такое осознание возникает, оно не влияет на масштабы коррупции, потому что демократические институты больше не функционируют. Угроза установления таких режимов опасна не только для самих стран с переходной экономикой, но и для их соседей, а также для всего мирового сообщества, поскольку нынешний мировой порядок, включающий, например, концепцию «страны-изгоя», значительно снижает уровень международной безопасности.
Коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться. Вот почему все более естественным для любого государства становится осуществление постоянной антикоррупционной политики. Лишь эта стратегия представляется единственно эффективной в нынешних условиях. При этом она не противопоставляется применению правового государственного принуждения к коррупционерам. Наоборот, это принуждение становится более эффективным, поскольку встраивается в общую систему антикоррупционного сдерживания.
В частности, проводя антикоррупционную политику, государство и общество могут видеть слабые стороны полицейских, контрольных и судебных механизмов и корректировать эти механизмы, а главное — минимизировать коррупцию в самих юрисдикциях.
Разработка антикоррупционной политики начинается с понимания ее основных направлений. Эти направления характерны практически для любого государства, даже такого, где уровень коррупции в настоящее время не угрожает. Другое дело содержание конкретных мероприятий, которые укладываются в каждое из направлений (блоков). Здесь не может быть универсализма. Больше того, содержание направлений антикоррупционной политики должно корректироваться не только по мере осуществления отдельных мер, но и с учетом результатов глубинных исследований коррупции, основанных на научном подходе, в частности, после более тщательного изучения причин коррупции; «участков» государственного и общественного организма, наиболее пораженных коррупцией; мотивации коррупционного поведения; более точной оценки прямых и косвенных экономических потерь и проч.
Чтобы лучше понять то или иное явление, тот или иной процесс, необходимо рассмотреть, из каких составных частей, элементов формируется это явление (процесс). Это особенно актуально для новых категорий, вводимых в научный и практический обиход, таких как антикоррупционная политика. [2]
Основными направлениями антикоррупционной политики являются:
– более сбалансированная система сдержек и противовесов между основными институтами власти;
– упорядочение системы, структуры и функций органов исполнительной власти;
– изменение принципов государственной (прежде всего, публичной гражданской) службы и контроль за имущественным положением представителей власти;
– создание условий для эффективного контроля за распределением и расходованием бюджетных средств;
– укрепление судебной власти;
– совершенствование правоохранительной системы и полицейской деятельности (деятельности спецслужб);
– координация антикоррупционной политики.
Направления антикоррупционной политики должны быть дополнены и скорректированы с учетом постоянного мониторинга коррупции по разным направлениям — отраслевому, региональному, функциональному, а также новые знания о природе коррупции, полученные в результате ее выявления. углубленное исследование, в частности, после более тщательного изучения причин коррупции; «области» государства и общественного органа, наиболее подверженные коррупции; мотивация коррупционного поведения. [1]