Антиминс что это такое в православии
Что такое антиминс и почему без него нельзя служить Литургию?
Антиминс – это прямоугольный матерчатый плат из шелка или льна (гладкой ткани, на которой легко подбирать частички Тела Христового или проскомидийных частичек: из священнической практики).
Сам антиминс представляет собой вышитую икону положения Спасителя во гроб, т. е. образ Тела и Крови Христовых – главной святыни Литургии, для служения которой он и предназначен. По углам антиминса изображаются иконы четырех евангелистов. Часто на нем возле Тела Христового вышиваются лики Пресвятой Богородицы, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тех лиц, которые участвовали в погребении Господа нашего Иисуса Христа. Также на древних греческих антиминсах могло быть просто изображение Распятия. В середину антиминса с обратной его стороны в специальный карманчик вшивается частичка мощей какого-нибудь святого, взятая на воск, прикрепленная к нему.
Право освящать антиминсы принадлежит архиерею, потому он обязательно подписывает его, указывая при этом часто, для какого храма и какого населенного пункта он предполагается. На антиминсе также помещается специальная губка для того, чтобы собирать частицы Тела Христового и проскомидийные частицы для более удобного их потребления священником. Во время Литургии в определенные моменты службы (при поминании Патриарха, Предстоятеля Церкви и Правящего Архиерея на сугубой ектении после чтения Святого Евангелия) антиминс разворачивается, оставляется закрытой только верхняя его часть. Она раскрывается уже непосредственно перед Херувимской песнью на прошении «Открыет им Евангелие правды» ектении об оглашенных. Во время служения Литургии верных и основной ее части – Евхаристическом каноне, на котором происходит пресуществление Святых Даров, антиминс открыт.
Фактически на нем и происходит великое Таинство Евхаристии. Он закрывается перед окончанием Божественной литургии, когда священник от лица всех верующих благодарит Господа за то, что Всевышний сподобил людей причастия святых Христовых Таин. Губка кладется в центр антиминса, сам он складывается конвертиком и заворачивается в другой больший плат обычно красного цвета, который также складывается конвертиком. Священник как в начале Литургии, так и по окончании крестообразно благословляет антиминс Святым напрестольным Евангелием и кладет его сверху на сложенный илитон с находящимся внутри антиминсом. Оно пребывает на антиминсе все время, если не служится Божественная литургия.
Красный цвет илитона, конечно же, символ Крови Христовой, пролитой за нас. Слово «илитон» греческое, переводится на русский как обвертка. Он символизирует собою сударь (с церковнославянского языка плат), которым была обвита глава Спасителя при погребении.
Сам же антиминс символизирует собой, как уже было сказано выше,Тело Христово, положенное во гроб.
Слово «антиминс» греческого и латинского происхождения. Греческая приставка «анти» означает «вместо», а латинское «mensa» – «стол», «трапеза». То есть слово «антиминс» имеет значение «вместо престола» и это отображает его историческую функцию в церковном богослужении. Таким образом, по своему значению антиминс равен престолу.
Употребление антиминсов при служении Литургии – очень древняя традиция, восходящая к первым векам христианства. Часто у церковных общин, возглавляемых епископами или священниками, не было возможности построить храмы в Римской империи. Христиане должны были служить тайно, в катакомбах, перемещаться с места на место, чтобы выжить в условиях агрессивной языческой среды. Первоначально «вместопрестолие»-антиминс представлял собой разбирающийся легкий деревянный освященный стол, заменяющий собой Святую Трапезу (престол) в походных условиях или в условиях гонений. Такая практика существовала в начале IV века в войсках святого равноапостольного императора Константина Великого, где было много христиан. Она применялась в военных и миссионерских походах. Во время гонений первых веков антиминс раскладывали или разлаживали, если он был из материи, на могилах мучеников, где часто служили Литургии. Отсюда и берет свое начало более поздняя традиция вшивать в антиминс мощи мучеников, а потом и других святых.
В начале XX века в СССР появилась скорбная и горестная практика, чем-то сходная с служением гонимых христиан первых веков. В ней и престолом и одновременно антиминсом служила грудь священника. Так, например, в двадцатые-тридцатые годы прошлого века многие епископы и священники были арестованы и сосланы в Соловецкий лагерь особого назначения, где содержались в страшных условиях. Каждый день они ждали смерти. В этом почти непрерывном ужасе жизни, как в последний день, конечно, им хотелось служить Литургию для спасения и утешения. Служили они ее так…
С риском для себя (за совершение религиозных обрядов полагался расстрел) архиереи, батюшки, диаконы тайно собирались. Один из них до пояса раздевался и ложился. Его тело, как тело священника, над которым было совершено Таинство Хиротонии, служило престолом и антиминсом. На нем, на клюквенном соке и черном хлебе за неимением вина и просфор, совершали Литургию. И многие из страдальцев за веру Христову потом сподоблялись мученической кончины и святых венцов.
Группа подсудимых священников в зале суда. Петроград.
Святии новомученики и исповедники в земле Русской просиявшии, молите Бога о нас!
Впервые в церковной литературе слово «антиминс» почти в современном его значении употребляется в житии преподобного Маркиана Сиракузского (начало VIII века), где этим словом обозначается переносной престол, на котором святой совершил Литургию.
Позже антиминсы широко использовались в Церкви во время иконоборческих гонений (VIII–IX столетия), когда еретики оскверняли храмы и возобновили массовые репрессии против иконопочитателей-православных.
Постановление VII Вселенского Собора (787 год), завершившего иконоборческую эпоху победой православия и восстановлением почитания святых икон и мощей, говорит: «Если какие-либо честные храмы были освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычной молитвой» (правило 7).
В Греческой Церкви сохранялась традиция вкладывать мощи мучеников в антиминсы, когда священник получал благословение и, соответственно, антиминс с мощами от Правящего Архиерея, чтобы послужить в храме с неосвященным престолом. Об этом свидетельствует святитель Симеон Солунский: «Антиминсы делаются из льняной ткани и употребляются вместо священной трапезы. Они шьются и изготовляются предварительно, как надлежит по Уставу, и на них совершается все то же, что и на Божественной трапезе. Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, посылаются в места, где нет жертвенника, и на них совершается божественное священнодействие Таин».
В традиции же Русской Православной Церкви, по некоторым историческим данным, принято было вкладывать мощи не в престол, но в сам антиминс, так как церкви преимущественно строились деревянные и довольно часто страдали от пожаров. Антиминс все же легче вынести, чем престол. Московский Собор Русской Православной Церкви от 1675 года постановил иметь антиминс в храмах даже на освященном престоле. Без антиминса совершение Божественной литургии невозможно.
Также богослужебное использование антиминсов имеет и церковно-дисциплинарную составляющую. Антиминс освящается законно поставленным в определенную епархию Правящим Архиереем, подписывается им и выдается священнику для богослужения в установленном приходе. Тем самым это является символом апостольской преемственности и подтверждением того, что священнослужитель принадлежит к каноничной церковной иерархии.
Антиминс является одною из главных святыней православного храма. Он постоянно находится на престоле. Прикасаться к нему может только священнослужитель, облаченный минимально в подрясник, епитрахиль и поручи, максимально – в полное священническое облачение для служения Божественной литургии.
Почему же в антиминс помещаются мощи святых? Ответим с Божьей помощью на этот вопрос не только в конкретно-историческом, но и в духовном догматическом смысле.
Вкладывание частиц мощей
Основанием для почитания мощей есть Боговоплощение Сына Божия Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Восприняв на себя человеческую природу, во всей полноте Спаситель освятил ее и тем самым навечно утвердил достоинство человеческой телесности. Вспомним также, что Христос вознесся на небо и воссел одесную Престола Бога Отца не только как истинный Бог, но и как истинный Человек – в человеческой душевно-телесной природе. Потому для православных христиан тело – один из уровней человеческой личности, связь с которым личность сохраняет и после смерти. Вспомним слова святого первоверховного апостола Павла: «Не знаете ли, что телá ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19).
Отсюда и происходит почитание святых мощей великих угодников Божиих, которые еще при жизни – и душевно, и телесно стали обиталищем Святого Духа. Преподобный Силуан Афонский писал о мощах следующее: «У кого благодать и в душе и в теле, тот имеет совершенную любовь» (154), ибо «совершенная любовь» ведет к преображению тела:
Четвертая, совершенная любовь к Богу – это когда кто имеет благодать Святого Духа и в душе и в теле. У того освящается тело, и будут мощи (145)».
Это преображенное благодатью Святого Духа тело, носящее на себе печать Его и после смерти, ставшее обиталищем Его на веки вечные, мы и почитаем с благоговением. Тем более что православные поклоняются не столько самим костям, но силе Божией, явленной в мощах того или иного угодника Божия. Отсюда происходит и само наименовение таких останков «мощами», то есть мощью, силой Божьей. Потому они, конечно же, как драгоценные звезды, отражающие Божественный свет.
Во вшивании мощей святых в антиминсы есть что-то от видимой ощутимой связи Церкви небесной с Церковью земной, которая горнее и земное православное воинство соединяет Божьим благословением в одно целое – Тело Христово. В Нем Христос, Пресвятая Богородица с Ангелами небесными и всеми святыми находятся с нами в одном величественном славословии любви, коей есть Божественная литургия.
Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь
Антиминс
Антими́нс (от греч. ἀντί – вместо и лат. mensa — стол — вместопрестолие) – освященный архиереем четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения Иисуса Христа во гроб, с зашитой частицей святых мощей, на котором совершается литургия. Наиболее распространенный размер примерно 60 на 40 см.
На антиминсах изображается положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия Его казни, и четыре евангелиста.
На антиминсе есть подпись епископа, который его освящал, а также указано, где, когда и для какого храма состоялось это освящение.
Антиминс – неотъемлемая часть престола, без которой нельзя совершать литургию. Антиминс разворачивается в определенный момент богослужения, по окончании которого свертывается особым образом и хранится в специальном плате – илитоне.
Антиминс берет начало от возникшего в раннехристианские времена обычая совершать литургию на гробницах мучеников. Впоследствии, при увеличении количества храмов в престолы стали вкладывать только частицы мощей. На рубеже VIII–IX вв. частицы мощей стали вшивать в материю и полагать поверх престола.
Антиминс
Антиминс – («вместопрестолие», от греч. анти́ – «вместо» и лат. mensa – «стол») – льняной или шелковый плат с изображением сцены положения Христа во гроб и четырех евангелистов, в который вшита частица мощей какого-либо святого. Первоначально антиминс употреблялся только вместо св. престола, освященного епископом или патриархом (откуда и происходит его название); при наличии же престола антиминс для совершения Литургии не требовался. Согласно Симеону Солунскому (XV в.), на антиминсах «совершается все, что и на божественной трапезе (Литургии). Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, посылаются в места, где нет жертвенника [престола], и на них совершается божественное священнодействие Тайн» (Разговор о св. священнодействиях, гл. 76). Т. обр., антиминс является также своего рода «епископской грамотой», скрепленной подписью освящавшего его архиерея и удостоверяющей право священника совершать Евхаристию.
Практика использования антиминса в качестве альтернативы престолу долго существовала и на Руси, и лишь на Московском соборе 1675 г. было установлено иметь антиминс на каждом престоле, даже освященном ранее архиереем. В настоящее время антиминс в сложенном виде постоянно лежит на престоле православного храма под напрестольным Евангелием и, в свою очередь, обернут в илитон – плат большего размера. Он разворачивается в определенном порядке во время Литургии, и на нем стоят сосуды с освящаемыми Святыми Дарами (евхаристическими хлебом и вином). Различаются антиминсы постоянные и переносные, предназначенные для походных (полковых) церквей и часовен.
Антиминс символизирует гроб Иисуса Христа или погребальные пелены (плащаницу), которыми было обвито Его тело. Старообрядческий антиминс (с написанием «антимис») имеет изображение восьмиконечного креста с тростью и копьем по сторонам.
Православная Жизнь
Отвечает иерей Андрей Чиженко.
Антиминс – это прямоугольный матерчатый плат из шелка или льна (гладкой ткани, на которой легко подбирать частички Тела Христового или проскомидийных частичек: из священнической практики). Сам антиминс представляет собой вышитую икону положения Спасителя во гроб, т. е. образ Тела и Крови Христовых – главной святыни Литургии, для служения которой он и предназначен.
По углам антиминса изображаются иконы четырех евангелистов. Часто на нем возле Тела Христового вышиваются лики Пресвятой Богородицы, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тех лиц, которые участвовали в погребении Господа нашего Иисуса Христа.
Также на древних греческих антиминсах могло быть просто изображение Распятия. В середину антиминса с обратной его стороны в специальный карманчик вшивается частичка мощей какого-нибудь святого, взятая на воск, прикрепленная к нему.
Право освящать антиминсы принадлежит архиерею, потому он обязательно подписывает его, указывая при этом часто, для какого храма и какого населенного пункта он предполагается. На антиминсе также помещается специальная губка для того, чтобы собирать частицы Тела Христового и проскомидийные частицы для более удобного их потребления священником.
Во время Литургии в определенные моменты службы (при поминании Патриарха, Предстоятеля Церкви и Правящего Архиерея на сугубой ектении после чтения Святого Евангелия) антиминс разворачивается, оставляется закрытой только верхняя его часть. Она раскрывается уже непосредственно перед Херувимской песнью на прошении «Открыет им Евангелие правды» ектении об оглашенных.
Во время служения Литургии верных и основной ее части – Евхаристическом каноне, на котором происходит пресуществление Святых Даров, антиминс открыт. Фактически на нем и происходит великое Таинство Евхаристии. Он закрывается перед окончанием Божественной литургии, когда священник от лица всех верующих благодарит Господа за то, что Всевышний сподобил людей причастия святых Христовых Таин. Губка кладется в центр антиминса, сам он складывается конвертиком и заворачивается в другой больший плат обычно красного цвета, который также складывается конвертиком.
Священник как в начале Литургии, так и по окончании крестообразно благословляет антиминс Святым напрестольным Евангелием и кладет его сверху на сложенный илитон с находящимся внутри антиминсом. Оно пребывает на антиминсе все время, если не служится Божественная литургия. Красный цвет илитона, конечно же, символ Крови Христовой, пролитой за нас. Слово «илитон» греческое, переводится на русский как обвертка. Он символизирует собою сударь (с церковнославянского языка плат), которым была обвита глава Спасителя при погребении.
Сам же антиминс символизирует собой, как уже было сказано выше, Тело Христово, положенное во гроб.
Слово «антиминс» греческого и латинского происхождения. Греческая приставка «анти» означает «вместо», а латинское «mensa» – «стол», «трапеза». То есть слово «антиминс» имеет значение «вместо престола» и это отображает его историческую функцию в церковном богослужении. Употребление антиминсов при служении Литургии – очень древняя традиция, восходящая к первым векам христианства.
Часто у церковных общин, возглавляемых епископами или священниками, не было возможности построить храмы в Римской империи. Христиане должны были служить тайно, в катакомбах, перемещаться с места на место, чтобы выжить в условиях агрессивной языческой среды. Первоначально «вместопрестолие»-антиминс представлял собой разбирающийся легкий деревянный освященный стол, заменяющий собой Святую Трапезу (престол) в походных условиях или в условиях гонений.
Такая практика существовала в начале IV века в войсках святого равноапостольного императора Константина Великого, где было много христиан. Она применялась в военных и миссионерских походах. Во время гонений первых веков антиминс раскладывали или разлаживали, если он был из материи, на могилах мучеников, где часто служили Литургии. Отсюда и берет свое начало более поздняя традиция вшивать в антиминс мощи мучеников, а потом и других святых.
В начале XX века в СССР появилась скорбная и горестная практика, чем-то сходная с служением гонимых христиан первых веков. В ней и престолом и одновременно антиминсом служила грудь священника. Так, например, в двадцатые-тридцатые годы прошлого века многие епископы и священники были арестованы и сосланы в Соловецкий лагерь особого назначения, где содержались в страшных условиях. Каждый день они ждали смерти. В этом почти непрерывном ужасе жизни, как в последний день, конечно, им хотелось служить Литургию для спасения и утешения. Служили они ее так…
С риском для себя (за совершение религиозных обрядов полагался расстрел) архиереи, батюшки, диаконы тайно собирались. Один из них до пояса раздевался и ложился. Его тело, как тело священника, над которым было совершено Таинство Хиротонии, служило престолом и антиминсом. На нем, на клюквенном соке и черном хлебе за неимением вина и просфор, совершали Литургию. И многие из страдальцев за веру Христову потом сподоблялись мученической кончины и святых венцов.
Святии новомученики и исповедники в земле Русской просиявшии, молите Бога о нас!
Впервые в церковной литературе слово «антиминс» почти в современном его значении употребляется в житии преподобного Маркиана Сиракузского (начало VIII века), где этим словом обозначается переносной престол, на котором святой совершил Литургию.
Позже антиминсы широко использовались в Церкви во время иконоборческих гонений (VIII–IX столетия), когда еретики оскверняли храмы и возобновили массовые репрессии против иконопочитателей-православных.
Постановление VII Вселенского Собора (787 год), завершившего иконоборческую эпоху победой православия и восстановлением почитания святых икон и мощей, говорит: «Если какие-либо честные храмы были освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычной молитвой» (правило 7).
В Греческой Церкви сохранялась традиция вкладывать мощи мучеников в антиминсы, когда священник получал благословение и, соответственно, антиминс с мощами от Правящего Архиерея, чтобы послужить в храме с неосвященным престолом. Об этом свидетельствует святитель Симеон Солунский: «Антиминсы делаются из льняной ткани и употребляются вместо священной трапезы. Они шьются и изготовляются предварительно, как надлежит по Уставу, и на них совершается все то же, что и на Божественной трапезе. Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, посылаются в места, где нет жертвенника, и на них совершается божественное священнодействие Таин».
В традиции же Русской Православной Церкви, по некоторым историческим данным, принято было вкладывать мощи не в престол, но в сам антиминс, так как церкви преимущественно строились деревянные и довольно часто страдали от пожаров. Антиминс все же легче вынести, чем престол. Московский Собор Русской Православной Церкви от 1675 года постановил иметь антиминс в храмах даже на освященном престоле. Без антиминса совершение Божественной литургии невозможно.
Также богослужебное использование антиминсов имеет и церковно-дисциплинарную составляющую. Антиминс освящается законно поставленным в определенную епархию Правящим Архиереем, подписывается им и выдается священнику для богослужения в установленном приходе. Тем самым это является символом апостольской преемственности и подтверждением того, что священнослужитель принадлежит к каноничной церковной иерархии.
Антиминс является одною из главных святыней православного храма. Он постоянно находится на престоле. Прикасаться к нему может только священнослужитель, облаченный минимально в подрясник, епитрахиль и поручи, максимально – в полное священническое облачение для служения Божественной литургии.
Почему же в антиминс помещаются мощи святых? Ответим с Божьей помощью на этот вопрос не только в конкретно-историческом, но и в духовном догматическом смысле.
Основанием для почитания мощей есть Боговоплощение Сына Божия Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Восприняв на себя человеческую природу, во всей полноте Спаситель освятил ее и тем самым навечно утвердил достоинство человеческой телесности. Вспомним также, что Христос вознесся на небо и воссел одесную Престола Бога Отца не только как истинный Бог, но и как истинный Человек – в человеческой душевно-телесной природе. Потому для православных христиан тело – один из уровней человеческой личности, связь с которым личность сохраняет и после смерти. Вспомним слова святого первоверховного апостола Павла: «Не знаете ли, что телá ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19).
Отсюда и происходит почитание святых мощей великих угодников Божиих, которые еще при жизни – и душевно, и телесно стали обиталищем Святого Духа. Преподобный Силуан Афонский писал о мощах следующее: «У кого благодать и в душе и в теле, тот имеет совершенную любовь» (154), ибо «совершенная любовь» ведет к преображению тела:
Четвертая, совершенная любовь к Богу – это когда кто имеет благодать Святого Духа и в душе и в теле. У того освящается тело, и будут мощи (145)».
Это преображенное благодатью Святого Духа тело, носящее на себе печать Его и после смерти, ставшее обиталищем Его на веки вечные, мы и почитаем с благоговением. Тем более что православные поклоняются не столько самим костям, но силе Божией, явленной в мощах того или иного угодника Божия. Отсюда происходит и само наименовение таких останков «мощами», то есть мощью, силой Божьей. Потому они, конечно же, как драгоценные звезды, отражающие Божественный свет.
Во вшивании мощей святых в антиминсы есть что-то от видимой ощутимой связи Церкви небесной с Церковью земной, которая горнее и земное православное воинство соединяет Божьим благословением в одно целое – Тело Христово. В Нем Христос, Пресвятая Богородица с Ангелами небесными и всеми святыми находятся с нами в одном величественном славословии любви, коей есть Божественная литургия.
I. Происхождение и древность антиминсов
Антиминс имеет значение самого престола, и в служении, в известных случаях, заменяет его. Например, когда во время божественной литургии загорится церковь, или от бури, или от других причин начнет падать; тогда иерей сохранно с антиминсом да возьмёт Святая, и да изыдет из церкви, и на ином месте честном, на том же антиминсе да совершит божественную службу, начен от места, его же исходя преста (Служебн. Извест. Учительн. о случаях недостатотства служащего священника).
Антиминс, по общепринятому переводу на русский язык, означает «вместо-престолие». Ученые же неодинаково производят это слово. Одни полагают, что антиминс происходит от греческих слов ἀντί и μίνσα, находя последнее в варварском греческом языке. По мнению других слово антиминс составлено из греческого слова ἀντί и латинского mensa. Первого мнения держится Иоанн, Епископ Китрский, писатель XII-го века. Он в ответах к Константину Кабасилле, Архиепископу Диррахии, говорил, что название антиминс производится от слова μίνσου, которое при переводе с греческого языка означает κανοῦν корзинку, сплетенную из камыша, а с итальянского языка – кушанье, приготовленное поварами. Посему скатерти, распростёртые на столах и служащие к украшению столов, называются минсалияни (μινσὰλια). (Iuris graeco-romani Leunclavii. Francofurti 1596, p. 330, ch. Thesavrus Sviceri – ἀντιμίνσιον).
Антиминсы, как увидим далее, имеют в Христианской церкви происхождение раннее; но с самым названием его встречаемся только в конце ѴIII-го и в начале IХ-го века. Название антиминс находим у Феофана и Никифора Исповедников. Феофан Исповедник, писатель конца ѴIII-го и начала IХ-го века, умерший около 818 года, говорит об антиминсе в Хронографии, которую он составил от 285 до 813 года. В ней рассказывает, что в 762 году по Рождестве Христове, Римский Император Лев с обоими знатнейшими цезарями и с молодым Константином пришел в великую церковь и взошел, по обычаю, в царской одежде на амвон с своим сыном и Патриархом. Тогда положили граматы их на святую трапезу в виду всего народа. Император обратился к народу с такою речью: «Братия! я исполняю по вашему желанию, даю вам в Императора моего сына. Вот вы его принимаете от церкви и от руки Христа». На другой же день, в который была Пасха Господня, царь вышел с Патриархом в ипиодром (цирк), и когда был принесен антиминс (ἐνεχθέντος ἀντιμινσίου, plolatoque antiminso), Патриарх, при множестве народа, вознес молитвы. Тогда царь возложил корону на своего сына, и оба пошли в великую церковь с двумя цезарями (Theophanis Chronographia, ed Parisiis 1655, pag. 379). Иаков Гоар, в примечании на это место, говорит, что здесь под άντιμίνσιον разумеется переносный подвижный алтарь Греков (ibid. pag. 627).
Обычай совершать богослужение в освященном храме был в такой силе у христиан, что когда св. Афанасий Великий, в день Пасхи, уступив требованию народа, совершил богослужение в большой неосвященной церкви; тогда на него последовал донос, как на совершившего противозаконный поступок. Святитель не оправдывал себя тем, что он поступил, не нарушая правил, а говорил, что он совершил по необходимости. В апологии к императору Констанцию он писал, что собралось весьма много народа, а церквей было мало, и они были тесны, и народ поднял шум, требуя, чтобы со6раться (для богослужения) в большой (неосвященной) церкви. Как я ни настаивал, ни убеждал народ, чтобы от этого удержаться, меня и слушать не хотели. Народ готов был выйти из города и сделать собрание под открытым небом, желая лучше понести трудность путешествия, чем проводить праздник с прискорбием.» (Oper. Athan. t. I, p. 303. Edit. Paris. 1698 an.). Из этого видно, что освящение церквей не было новостью в IV веке. По словам св. Амвросия Медиоланского, оно вело начало от весьма древнего и всюду принятого обычая (Ex antiquissima et ubique recepta consuetudine. Epist. XII ad Marcellin). Водружать же алтари и на них священнодействовать запрещалось древними церковными правилами пресвитерам без благословения Епископов (Апост. прав. 31. Антиох. Соб. прав. 5. Коринф. Соб. прав. 10). Подобно тому и освящение храмов, особенно престолов, сокровищниц небесной благодати, мест селения силы и славы Божией, совершалось чрез благословение и священнодействия самих священноначальников – чрез Епископов. К освящению храмов собирался даже собор Епископов. Историк Евсевий пишет: «прекрасное и утешительное зрелище – смотреть торжественные освящения церквей и молитвенных домов, которые со всех сторон выходят из земли, как бы по волшебству. И это зрелище тем особенно важно и достойно почтения, что оно повсюду возвышается присутствием всех Епископов провинции»(Vit. Constant. XIII). Историки говорят, что соборы Иерусалимский и Антиохийский были собираемые по случаю освящения церквей, построенных в этих городах (Sozom II, 26. Socrat. II, 7). Св. Павлин (Epist. IV, ad Amand. et XIII, ad Sever.) и св. Амвросий (Epist. LXXXV) представляют подобные примеры. Второй Брагский (Bracarense) собор, бывший в 563 году, запретив пресвитерам, под опасением извержения, освящать храмы, говорят, что это запрещено древними правилами (Labbei Т. V, р. 842. Concil. Bracarense can. XIV). Далее увидим, какие священнодействия при освящении храма исключительно принадлежали Архиереям.
В древней же христианской церкви были обстоятельства, по которым Епископы, не освящая храмов для совершения евхаристии, вместо освящения их освящали подвижные престолы, которые служили в разных случаях вместо освященных храмов. Подвижных престолов требовали походные храмы. Во времена Константина Великого существовали такие церкви. Евсевий говорит об императоре Константине Великом, что в войне против Персов он имел походный храм, наподобие церкви, чтобы в нем, при посредстве Епископов, обязанных безотлучно находиться в этом походе, воссылать молитвы и приносить бескровную жертву Богу, подателю победы. (Vit Const. lib. 1, c. 56) Историк Сократ, сравнивая этот храм со скинией, устроенною древле Моисеем в пустыне, говорит, что Константин Великий приказал сделать этот походный храм для того, чтобы и в самых диких пустынных местах иметь готовую молитвенницу. (Hist. lib. 1, с. 18). Историк Созомен свидетельствует, что, по примеру св. Константина, каждый из римских легионов начал иметь у себя особую скинию, особых священников и диаконов (Hist. lib. 1, с. 9). Для подобных храмов нужны были подвижные престолы. В восточной церкви такими престолами были антиминсы. Иоанн, Епископ Китрский, говорит: «Кто совершает литургию с антиминсом в особом, украшенном божественными иконами месте – при некоторых домах, или на кораблях, тот не осудится; потому что и клирики, следующие за царем, во время путешествия священнодействуют с антиминсом на пустых полях – в одном каком-либо определенном для сего холстинном шатре (Нов. Скр. Ч. IV, гл. VIII, § 10).
Антиминсы не перестали быть необходимыми в православной церкви и по прекращении жестоких гонений на христиан. По распространении Христовой веры по разным сторонам, Архиереи, по постройке церквей в местах далеких от места их пребывания, не могли ехать всюду для освящения храмов, и потому посылали туда, где сами не могли освящать храмы, освященные антиминсы, которые заменяли собою и архиерейское освящение храма и служили свидетельством архиерейского дозволения к совершению богослужения в святом храме. Епископ Иоанн Китрский свидетельствовал, что «антиминсы раздаются по всем местам, где в них есть нужда, и употребление их, по благодатной силе, получаемой ими, не ограничивается теми или другими пределами; ибо и в чужих землях, в особенности божественное миро и другия святыни, пользуются полным уважением и благоговейным употреблением,будучи освящены только по преданию отцев». (Σύνταγμα τῶν θειῶν καὶ ιερῶν κανόνων, т. V, pag. 403). Почти тоже повторяет Матфей Властарь. Он говорит, что антиминсы беспрепятственно пересылаются туда, где в них есть потребность, и распространение их не ограничивается одною областию, – они сохраняют свою силу и в чужих епархиях,как миро и другие святыни. (Σύνταγμα τῶν θειῶν καὶ ιερῶν κανόνων, т. VI, pag. 80, 81).
В России, принявшей христианскую веру из Греции, были касательно освящения храмов и антиминсов те же уставы и чиноположения, какие из древности содержала Греческая церковь. С одной стороны мы видим, что, по уставу св. Владимира, подвергались суду как воздвигающие церкви без святительского благословения, так и те, которые переставляли церкви с места на место без благословения святителя. (Указатель Российск. законов, изданный Львом Максимовичем. Москва. 1803 г., ч. 1, стр. 2). С другой стороны имеем памятник двенадцатого столетия, сохранившийся от того времени до нас, – освященный антиминс. В России, подобно Греции, дальность пути служила главною причиною, почему не сам Архиерей освящал церкви, а посылал в них освященные антиминсы и приказывал священникам совершать освящение. Так в благословенной грамоте Новгородского Митрополита Александра, 1590 года, в Сумскую волость, Никольскому попу Максиму позволяется построить церковь и приказывается дать антиминс, и при этом указывается причина выдачи его: «и антиминсы к двум престолам велели ми дати для дальнего пути, и потом на освящение тех церквей молебны пели (бы) и молитвы говорили» (бы). (Акты Арх. Экспед. Т. 1, №346).
В Известии Учительном, находящемся в Служебнике, сказано: «Священства таинство и евхаристия, сиест приношение бескровные жертвы тела и крове Господа нашего Иисуса Христа, кроме посвящённого храма, нигде же творятся, и не подобает под великим грехом. Храм Святый, сиест церковь, в собрание благодарственное Богу всетворцу, в Троице единому, и в молитву, и просвещение, и очищение от грехов, да будет посвящён от самого Архиерея, или в той прислан антиминс посвященный, и по чину священие той храм приявший«….»Иерей смертно согрешит, когда будет совершать евхаристию без освященного храма, или освящённые трапезы, сиест без антиминса». (Извест. Учит. в Служебнике, Сн. Правосл. Исповед. ч. 1, стр. 167. Простр. Христ. Катих. о причащении).
Жена Хананейская говорила Господу, что и псы ядят от крупиц, падающих от трапезы Господей своих. ( Мф. 15:27 ). Лазарь желал насытиться от крупиц, падающих от трапезы богатого.