Антимонопольная служба это чем занимается

Всё о Федеральной антимонопольной службе

Содержание статьи

Из истории ФАС

История антимонопольного регулирования в современной России ведёт свой отсчёт с 14 июля 1990 года. Именно тогда был утвержден первый антимонопольный орган – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Ныне действующая Федеральная антимонопольная служба (ФАС) создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г.

Федеральная антимонопольная служба – это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Руководство деятельностью ФАС осуществляет Правительство Российской Федерации. В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 84 территориальных подразделения ФАС.

Законодательные акты

В Российской Федерации основы защиты конкуренции регламентируются:

Если говорить о конкретных нормативных правовых актах, то данные вопросы регулируются:

Антимонопольные требования внесены в отраслевое законодательство (Водный, Лесной, Земельный, Градостроительный кодексы, законодательство о недрах, об электроэнергетике и др).

Структура ФАС

Функции ФАС России

Чем занимается Федеральная антимонопольная служба? Действия каких органов контролирует ФАС? Данный орган исполнительной власти выполняет следующие основные функции:

Реализация возложенных на ФАС функций осуществляется путем:

Защита конкуренции

Под антимонопольным регулированием понимается комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых ФАС России и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.

Важнейшей задачей ФАС является защита конкуренции – обеспечение правовыми средствами соперничества хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Основными направлениями работы в области защиты конкуренции выступают предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Монополистическая деятельность − это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением путем заключения соглашений или осуществления согласованных действий, запрещенных антимонопольным законодательством, а также иных действий, признаваемых законом монополистической деятельностью.

Действующим законодательством под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и которые противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам − конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Так, например, достаточно распространенным нарушением в этой сфере являются случаи незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации без разрешения правообладателя.

Вопросы антимонопольного регулирования детально регламентируются Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». В целях реализации поставленных перед ним задач антимонопольный орган вправе:

Картели и картельные сговоры

Картельные сговоры приводят к сокращению объемов производства, созданию искусственного дефицита и росту цен на определенный товар. Участие в таком сговоре – административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 и 2 ст.14.32 КоАП РФ.

Источник

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС): описание, история, функции

Рынок – это весьма устойчивая и самодостаточная система, которая легко подстраивается под новые условия и успешно справляется с кризисами. Однако есть у него и ахиллесова пята – монополии.

Конкуренция – одно из важнейших условий для нормального функционирования рыночной экономики. Монополии наносят огромный вред государству. В 2011 году группа известных ученых подсчитала, что из-за недостаточной конкуренции Россия ежегодно теряет около 1,3 трлн рублей. Не меньшие издержки от картелей несут и обычные потребители.

На Западе давно поняли, насколько опасны монополии, и прикладывают немало усилий для нейтрализации этого негативного явления. В нашей стране главным борцом против недобросовестной конкуренции является Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Эффективность отечественной политики в данной сфере – тема ожесточенных дискуссий, которые продолжаются уже не один год. Ведь она может не только обеспечивать честную конкуренцию на рынке, но и служить инструментом в рыночных войнах, порождая коррупцию и нарушая права собственности. Российские борцы с монополиями возбуждают дел больше, чем все их зарубежные коллеги вместе взятые. Причем от их действий чаще всего страдает средний и мелкий бизнес.

Что же это за организация ФАС РФ? Какие она имеет полномочия, и чем занимается ФАС? За что чаще всего критикуют российскую антимонопольную службу?

Что такое ФАС

Федеральная антимонопольная служба – это орган центральной исполнительной власти, который занимается улучшением правовых норм антимонопольного законодательства, а также осуществляет контроль его соблюдения.

Главная функция ФАС РФ – защита конкуренции на различных рынках, товарных и финансовых, в сфере рекламы и государственных закупок. Ведомство ведет контроль естественных монополий и санкционирует продажу предприятий, которые имеют стратегическое значения для безопасности страны и ее обороноспособности.

Антимонопольная служба находится в непосредственном подчинении Правительства РФ. Нынешний руководитель ФАС Игорь Артемьев находится на своем посту с 2004 года. Центральный офис ведомства находится в Москве, по адресу: ул. Садовая-Кудринская, дом 11. Официальный сайт организации: fas.gov.ru.

В структуру ФАС России входит центральный аппарат и региональные представительства ведомства. Их общее количество составляет 84 единицы. В 2014 году в московском аппарате службы работало 1189 сотрудников, а в его территориальных отделениях – 2315 человек. В составе ведомства есть управление по защите государственной тайны, промышленности, социальной сферы и торговли, топливно-энергетического комплекса, контрольно-финансовое. Также имеется секретариат и отдел по связям с общественностью.

ФАС – исключительно российское ведомство, у него нет представительств в других странах, зато оно учится работать по международным стандартам. В 2012 году антимонопольная служба получила сертификат ISO 9001:2008. В 2018 году ФАС прошел еще один аудит, получив документ новейшего стандарта ISO 9001:2015.

Для чего вообще нужно бороться с монополиями

Что плохого в монополиях? Для чего необходимо создавать структуры, подобные ФАС? Может лучше оставить все как есть и пускай рынок сам разбирается с препятствиями для конкуренции?

Сомнения о необходимости специальной антимонопольной службы высказывались еще в начале 90-х годов – вскоре после ее создания. Однако быстро выяснилось, что российская экономика, возникшая на обломках милитаризированного советского хозяйства, не способна обеспечить нормальную конкуренцию. Кроме того, возникла потребность защиты внутреннего производителя от недобросовестной монопольной политики иностранных компаний.

Конкуренция дает ощутимые бонусы любой экономике. Серьезные выигрыши получает от нее и конечный потребитель. Монополисту нет никакого резона повышать качество своей продукции или услуг и снижать цены – у него и так все купят. Он фактически диктует свою волю остальным участникам рынка, завышая, а иногда и занижая цены.

Ситуация кардинально меняется, если один и тот же товар предлагают сразу несколько производителей. Тогда у покупателя появляется возможность выбирать наилучшее предложение по наименьшей цене, и уже продавцы вынуждены подстраиваться под него. Необходимость уменьшать цену заставляет производителей резать издержки, что стимулирует инновации и улучшает кадровую политику. Несомненным плюсом конкуренции является более справедливое распределение доходов – больше денег получают более эффективные компании.

Однако не все так просто: компании-конкуренты могут легко договориться о совместной политике сбыта. Это называется картельный сговор и именно с ним и борется ФАС России.

Есть еще одна сторона этого вопроса. Ежегодно в нашей стране тратится несколько триллионов рублей на государственные закупки. Международная практика показывает, что на тендерах участники повышают цену предложений примерно процентов на двадцать. В масштабах страны – это огромные деньги. Если антимонопольная служба сумеет хотя бы на треть уменьшить злоупотребления, то многократно окупит свой бюджет.

Монопольное положение крайне выгодно любому хозяйствующему субъекту, поэтому компании идут на самые изощренные ухищрения, чтобы доминировать на рынке. Поэтому антимонопольная политика насаждается «сверху». Обнаружить картельный сговор, а тем более доказать его, неимоверно сложно. По этой причине антимонопольные службы всего мира имеют право заниматься оперативно-розыскной деятельностью.

Монополии могут быть естественными и государственными. К первой группе относятся поставщики коммунальных услуг (вода, газ) и железные дороги. Они, как правило, возникают в силу технологических особенностей производства товаров или оказания услуг. Государственные монополии создаются законодательной волей власти. Ее примером может быть валютная монополия в СССР и алкогольная – в царской России или странах Скандинавии.

Любопытно, что в нашей стране самыми злостными нарушителями антимонопольного законодательства являются чиновники, на втором месте идут естественные монополии и только затем частный бизнес.

Задачи, цели и функции ведомства

Чтобы лучше понять, что такое ФАС, необходимо посмотреть на задачи, поставленные перед этим ведомством. Стратегическая цель антимонопольной службы – обеспечение свободной конкуренции на всем пространстве страны. Исходя из нее, главными направлениями деятельности ФАС являются:

Юридической основой для деятельности ФАС является целый ряд законодательных актов, решений и постановлений правительства. Служба выполняет следующие функции:

Антимонопольная служба наделена широкими полномочиями. Центральный аппарат ведомства имеет право принимать нормативные акты в пределах своей компетентности. ФАС может контролировать соблюдение антимонопольного законодательства коммерческими организациями, государственными структурами и физическими лицами, проводить исследования рынков с целью определения возможного монопольного положения его субъектов. Со службой должны согласовывать сделки по продаже акций и имущества в случаях, предусмотренных законодательством. ФАС ведет реестр не слишком добросовестных поставщиков услуг и товаров на государственных тендерах. Также в полномочия ведомства входит согласование сделок, касающихся стратегических предприятий.

Региональные управления ФАС и его центральный аппарат наделены правом возбуждать дела о нарушении законодательства. Основанием для этого могут быть заявления граждан, обращения правоохранительных органов, информация СМИ или собственная инициатива.

Решения по таким делам выносит специальная комиссия, состоящая из нескольких сотрудников ФАС. Если рассматривается случай злоупотребления на финансовом рынке, то к его нему обязательно привлекают представителей Центробанка РФ. В ходе расследования заслушивается позиция обеих сторон, изучаются доказательства, после чего происходит голосование комиссии. Нередко для вынесения решения необходимо проведение экспертиз или сбор доказательств – в таком случае рассмотрение затягивается. Любой вердикт или предписание ФАС можно обжаловать в суде.

История антимонопольной службы

История отечественного антимонопольного ведомства началась еще в советский период – в далеком 1990 году. Тогда был образован Госкомитет по антимонопольной политике – предшественник нынешней службы. Численность его штата составляла 150 человек.

В 1992 году количество сотрудников было увеличено, полномочия ведомства – расширены. Руководителем комитета стал Леонид Бочин. В 1997 году ведомство было переименовано, его главой назначили Наталью Фонареву. В 1998 году комитет и еще несколько федеральных структур были упразднены, и на их месте возникло Министерство антимонопольной политики. В его центральном аппарате работало более 1100 сотрудников, в региональных представительствах – более 2300.

В 2004 году министерство было ликвидировано, а на его месте создана антимонопольная служба. Ее руководителем назначили Игоря Артемьева, который занимает эту должность и сегодня.

За что критикуют российских борцов с монополиями

Российскую антимонопольную службу чаще всего критикуют за чрезмерное вмешательство в экономику страны. ФАС является мировым «чемпионом» по количеству открытых дел против предпринимателей. Например, в 2015 году в США было открыто 25 антимонопольных дел, в Германии – 14, во Франции – 30, в Британии – 1. За этот период российские борцы за свободную конкуренцию сумели возбудить более 3 тыс. производств.

Подобная активность раздражает не только экономистов-либералов, но и многих членов правительства. Многим памятен публичный спор между главой ФАС Артемьевым и вице-премьером Дворковичем на заседании правительства. Последний тогда заявил, что не во всех сферах экономики может быть конкуренция, явно намекая на чрезмерную прыть службы. Вице-премьер даже в шутку предложил создать еще одну ФАС, чтобы избежать монополии.

Можно добавить, что на Западе антимонопольные производства, как правило, открывают против представителей крупного бизнеса. В США, например, самым мелким фигурантом подобных расследований за последние годы стала компания с годовым оборотом в 800 млн долларов. У нас 56% расследований начинается против мелкого и среднего бизнеса. По мнению многих экспертов, такая активность ФАС лишь ухудшает ситуацию с конкуренцией в нашей стране.

О необходимости прекратить антимонопольные преследования мелкого бизнеса неоднократно заявлялось на правительственном уровне. С докладами на эту тему выступало Минэкономразвития и Бизнес-омбудсмен. Однако ФАС все вышеперечисленные сигналы попросту игнорировала. Закончилось это противостояние тем, что в 2016 году был принят закон о запрете антимонопольных проверок малого бизнеса. Однако, к сожалению, и в этом документе нашлись лазейки, которые позволяют излишне рьяным чиновникам «кошмарить» бизнес.

Еще одной претензией к деятельности ФАС является ее направленность против российского бизнеса. В США подавляющее большинство дел (более 90%) открывают против зарубежных компаний. Получается, что на Западе антимонопольная служба – это, по сути, еще один инструмент защиты собственного бизнеса. У нас ситуация обратная: против иностранцев открывают не более 1% дел по защите конкуренции.

Деятельность ФАС несет серьезные коррупционные риски. Основная задача ведомства – борьба с картелями, юридическим базисом для нее является ФЗ «О защите конкуренции». Проблема в том, что само определение сговора выписано в законе очень нечетко. Это позволяет сотрудникам антимонопольной службы вольно интерпретировать любой контракт, угрожая возбудить дело. Понятно, что в таких условиях бизнесу приходится «договариваться», тем более что создание картеля является уголовным преступлением (до трех лет).

Кроме лидерства по открытию новых дел, российские борцы с монополиями опережают своих иностранных коллег по количеству внезапных проверок. По мнению экспертов, это значительно увеличивает риски использования ведомства в «рыночных войнах».

ФАС уже несколько раз вносила предложения по изменению действующего антимонопольного законодательства. Причем каждое из них только усиливало запреты и ухудшало положение бизнеса.

Каждый год ФАС возбуждает около 5 тыс. дел в сфере рекламы, причем значительная их часть буквально «высосаны из пальца». Еще больше дел (до 17 тысяч) открываются по государственным закупкам. Причем главным объектом внимания службы, как правило, становятся не многомиллионные контракты с явной коррупционной составляющей, а небольшие заказы на 5-15 тыс. рублей. Политика двойных стандартов заметна и в подходе ФАС к формированию тарифов.

Руководителя ФАС называют одним из главных алкогольных лоббистов в стране. Некоторые предложения ведомства привели к значительному увеличению количества точек продажи спиртных напитков, а также к снижению их стоимости. Это, конечно, выгодно водочным «баронам», но вряд ли принесет пользу стране, значительно повысив смертность от алкоголя. Более того, ФАС выступала против запрета пластиковой тары для алкоголя и повышения возраста допустимого употребления спиртного. Также служба замечена в лоббировании интересов пивных компаний, большая часть из которых имеет иностранную юрисдикцию. ФАС возражала против предоставления региональным властям права запрещать алкогольные энергетические напитки, особенно опасные для молодого поколения.

Источник

О ФАС России

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ №1489 от 25 декабря 2014 года ФАС России переданы функции Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) по контролю в сфере государственного оборонного заказа. Постановление вступило в силу 1 января 2015 года. Указом Президента РФ №373 от 21 июля 2015 года ФАС России переданы функции в сфере тарифного регулирования.

ФАС России сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта менеджмента качества ISO 9001. 17 января 2012 года ведомством получен первый сертификат, удостоверяющий соответствие стандарту ISO 9001:2008.

На протяжении последующих лет Федеральная антимонопольная служба неоднократно подтверждала своё соответствие стандарту качества, актуализируя свою деятельность в соответствии с лучшими мировыми практиками.

Таким образом, 18 января 2018 года после успешного прохождения ведомством очередного сертификационного аудита, ФАС России получила сертификат соответствия новейшему стандарту ISO 9001:2015.

Источник

ФАС в профиль

Со второй половины прошлого года, когда мировые цены на нефть неуклонно поползли вниз и туда же двинулись розничные цены на бензин в большинстве стран, вся Россия недоумевала: а почему у нас цены не падают? Дошло до того, что уже не выдержал премьер: где ФАС? Почему спит?

Что люди знают о службе

Впервые в России антимонопольный орган появился в 1990 году. Поначалу он назывался Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Потом его преобразовали в Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). В марте 2004 года министерство упразднено и образована Федеральная антимонопольная служба.

Если говорить простым языком, то антимонопольные органы существуют для того, чтобы предприятия честно конкурировали между собой, чтобы не устанавливали неоправданно высокие (или, наоборот, низкие) цены на свою продукцию или услуги, чтобы акулы бизнеса не могли за здорово живешь проглатывать «мелочь», чтобы не входили в преступный сговор друг с другом и с представителями власти и чтобы те же самые власти не могли диктовать бизнесу собственные корыстные условия.

Потребитель всегда в выигрыше

Кредиты. Практически все граждане, которым в последние годы приходилось брать кредиты в банках, сталкивались с тем, что уже после подписания договора они узнавали, что платить по кредиту им придется гораздо больше, чем они предполагали. Первоначальная информация об условиях кредита и договоры составлялись таким образом, что человек без специального образования не мог понять, чем ему это обернется. Поэтому ФАС совместно с Центробанком разработали правила раскрытия информации для заемщиков. В результате многие банки не только стали правду говорить, но даже снизили некоторые издержки потребителей по обслуживанию кредитов.

Федеральная антимонопольная служба

Садовая-Кудринская, 11, Москва,

«Коррупционный потенциал в антимонопольной службе высок, а с принятием нового закона станет еще выше. Соответственно уже сейчас нужно принимать превентивные меры» (июль 2006 г.).

«Каждый год мы раскрываем более 200 картелей. Но я называю это ловлей зайчиков на уровне регионов. Крупная рыба пока уходит от ответственности. За то время, что я работаю, удалось доказать только один крупный сговор» (октябрь 2008 г.).

«Считаю, что Федеральная антимонопольная служба еще не стала макрорегулятором в российской экономике. Либо мы действительно станем таким органом, с которым будут считаться, либо нас всех совершенно правильно уволят и работать на нашем месте будут другие специалисты, которые попробуют сделать это» (октябрь 2008 г.).

«В нашем здравоохранении такая ситуация, что это стоит одним из наших самых главных приоритетов в 2009 году. Торговые сети по-прежнему дискриминируют производителей, фермеров. В образовании господствует монополизм, чудовищные взятки, огромная стоимость обучения» (февраль 2009 г.).

Источник

Антимонопольная служба это чем занимается

О выявлении конституционно-правового смысла ст. 23 см. Постановление КС РФ от 24.06.2009 N 11-П.

Статья 23. Полномочия антимонопольного органа

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 23

1. Антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

1) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

2) выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания:

а) о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

б) о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

в) о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам;

г) о прекращении недобросовестной конкуренции;

д) о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства;

е) об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;

ж) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;

з) о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства;

и) о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией;

к) о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;

л) об изменении или ограничении использования фирменного наименования в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией;

м) о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания;

н) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об обеспечении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке доступа к производственным мощностям или информации, о предоставлении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке прав на объекты охраны промышленной собственности, о передаче прав на имущество или о запрете передачи прав на имущество, о предварительном информировании антимонопольного органа о намерении совершить предусмотренные предписанием действия, о продаже определенного объема продукции на бирже, о предварительном согласовании с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на бирже в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

о) о прекращении унитарным предприятием деятельности, которая осуществляется с нарушением требований настоящего Федерального закона;

(пп. «о» введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 485-ФЗ)

3) выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания:

а) об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство;

б) о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство;

в) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции;

(пп. «в» в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

д) о ликвидации унитарного предприятия, которое создано или виды деятельности которого изменены с нарушением требований настоящего Федерального закона и которое не осуществляет виды деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 35.1 настоящего Федерального закона;

(пп. «д» введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 485-ФЗ)

е) о принятии мер по прекращению унитарным предприятием деятельности, которая осуществляется с нарушением требований настоящего Федерального закона;

(пп. «е» введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 485-ФЗ)

б) федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления либо иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству;

(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) организациям, осуществляющим эксплуатацию сетей, при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий при реализации проекта по строительству, в том числе предписания о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее требование;

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 250-ФЗ, от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2) выдает предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе;

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

4) направляет в Центральный банк Российской Федерации предложения о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых им актов и (или) прекращении действий в случае, если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1) направляет в письменной форме за подписью руководителя или заместителя руководителя антимонопольного органа предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства должностным лицам хозяйствующих субъектов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов, публично заявляющим о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства;

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2) рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества;

(п. 4.2 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

5) привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

5.1) обращается в суд с заявлениями об обжаловании противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации;

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 04.06.2014 N 143-ФЗ)

6) обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями:

а) о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 04.06.2014 N 143-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству;

в) об обязательном заключении договора;

г) об изменении или о расторжении договора;

д) о ликвидации юридических лиц, в том числе унитарных предприятий, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 485-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;

ж) о привлечении к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства лиц, допустивших такое нарушение;

з) о признании торгов недействительными;

и) о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа;

7) участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства;

8) ведет реестр лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Сведения, включенные в указанный реестр, не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок формирования и ведения указанного реестра устанавливается Правительством Российской Федерации;

(п. 8 в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) размещает на сайте антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» решения и предписания, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц;

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

12) осуществляет контроль за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров, например на рынке электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары, а также осуществляет контроль за манипулированием ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности);

(в ред. Федеральных законов от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.1) осуществляет контроль за предоставлением и использованием государственных или муниципальных преференций;

(п. 12.1 введен Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

13) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия.

2. Наряду с указанными в части 1 настоящей статьи полномочиями федеральный антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

1) утверждает формы представления в антимонопольный орган сведений при осуществлении сделок и (или) действий, предусмотренных статьей 32 настоящего Федерального закона;

2) утверждает по согласованию с Центральным банком Российской Федерации методику определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации;

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции (порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения финансовой организации, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, утверждается федеральным антимонопольным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) издает нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

5) дает разъяснения по вопросам применения им антимонопольного законодательства;

6) дает в установленном порядке заключения о последствиях воздействия специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, последствиях изменения ставок таможенных пошлин на конкуренцию на товарном рынке Российской Федерации;

(п. 6 в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) вносит в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий;

8) осуществляет сотрудничество с международными организациями, государственными органами иностранных государств, принимает участие в разработке и реализации международных договоров Российской Федерации, в работе межправительственных или межведомственных комиссий, координирующих международное сотрудничество Российской Федерации, в осуществлении международных программ и проектов по вопросам защиты конкуренции;

9) обобщает и анализирует практику применения антимонопольного законодательства, разрабатывает рекомендации по его применению;

10) ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации и размещает его на сайте антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Для решения вопросов, указанных в части 4 настоящей статьи, в федеральном антимонопольном органе образуются коллегиальные органы, состав которых утверждается руководителем федерального антимонопольного органа.

(часть 3 введена Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

4. Коллегиальные органы:

1) рассматривают материалы изучения и обобщения практики применения антимонопольными органами антимонопольного законодательства и дают разъяснения по вопросам его применения;

(часть 4 введена Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

(часть 5 введена Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

6. Лица, участвовавшие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, представляют в федеральный антимонопольный орган жалобу на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа, нарушающие единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства, в течение одного месяца со дня принятия решения или выдачи предписания.

(часть 6 введена Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

7. Лица, участвовавшие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, территориальный антимонопольный орган уведомляются о ходе рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа и результатах ее рассмотрения посредством размещения соответствующей информации на официальным сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

(часть 7 введена Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

8. Решение по жалобе принимается коллегиальным органом в течение двух месяцев со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен в случае выявления необходимости дополнительного исследования документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, но не более чем на один месяц.

(часть 8 введена Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

9. Лица, участвовавшие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, территориальный антимонопольный орган вправе принять участие в заседании коллегиального органа по пересмотру решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа. Лица, участвовавшие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, территориальный антимонопольный орган могут участвовать в заседании коллегиального органа по пересмотру решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа путем использования систем видео-конференц-связи при условии заявления ими ходатайства об этом и при наличии в соответствующем территориальном антимонопольном органе технической возможности осуществления видео-конференц-связи.

(часть 9 введена Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

10. По итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа коллегиальный орган вправе:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа;

3) изменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа.

(часть 10 введена Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

11. Основанием для изменения или отмены решения территориального антимонопольного органа является нарушение единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

(часть 11 введена Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

12. Коллегиальный орган правомочен принимать решения при наличии не менее половины от его состава.

(часть 12 введена Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

13. Решения коллегиального органа должны быть мотивированы.

(часть 13 введена Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

14. Решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, подлежит изготовлению в полном объеме в течение пяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения и размещению в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента изготовления в полном объеме, на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

(часть 14 введена Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

15. Решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

(часть 15 введена Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

16. Порядок работы коллегиальных органов определяется федеральным антимонопольным органом.

(часть 16 введена Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *