Антимонопольный комплаенс что это простыми словами

ФАС России: антимонопольный комплаенс – это механизм легальной минимизации рисков

Антимонопольный комплаенс что это простыми словами. fas rossii antimonopolnyy komplaens eto mehanizm legalnoy minimizacii riskov 200. Антимонопольный комплаенс что это простыми словами фото. Антимонопольный комплаенс что это простыми словами-fas rossii antimonopolnyy komplaens eto mehanizm legalnoy minimizacii riskov 200. картинка Антимонопольный комплаенс что это простыми словами. картинка fas rossii antimonopolnyy komplaens eto mehanizm legalnoy minimizacii riskov 200
nd3000 / Shutterstock.com

Около 90% привлекаемых к ответственности юридических лиц, как правило, не понимают, какое именно нарушение законодательства о защите конкуренции они допустили. Об этом заявил вчера в ходе конференции газеты «Ведомости» заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский. Внедрение в компании антимонопольного комплаенса способно, по его мнению, с одной стороны, повысить уровень знаний предпринимателей о возможных рисках и способах их устранения, а с другой, снизить административную ответственность в том случае, если такой риск все же наступил.

Важно, чтобы комплаенс был организован юридическим лицом до момента совершения такого правонарушения, а само нарушение антимонопольного законодательства на момент возбуждения административного дела было прекращено.

При этом законопроект вводит в Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» понятие антимонопольного комплаенса. Под ним понимается совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (актами) хозяйствующего субъекта и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения. Уточняется, что такие внутренние акты компании должны содержать:

Этот перечень не является закрытым – помимо указанных положений, в данные акты можно также включить дополнительные требования к организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Информацию о принятом акте (актах) предлагается размещать на русском языке на сайте компании.

По словам Сергея Пузыревского, проведение антимонопольного комплаенса, даже если такое положение появится в законе, останется добровольным. «Если вы не хотите никакого комплаенса, вам это не интересно и не нужно, если у вас не было ни одного случая привлечения к ответственности или, скажем, вы являетесь представителем малого бизнеса и у вас есть огромное количество иммунитетов, вы можете просто не обращать на это положение никакого внимания», – пояснил он.

Вместе с тем некоторые организации уже проводят антимонопольный комплаенс, не дожидаясь принятия соответствующей нормы. Опыт таких компаний начальник правового управления ФАС России Артём Молчанов обещал учитывать при работе над данной законодательной инициативой и ее последующем применении: «Активное участие бизнес-сообщества по внедрению таких требований поможет нам понять, какие практики применения комплаенса на сегодня лучшие, чтобы в дальнейшем мы могли считать их наиболее эффективными и рассматривать как условие для снижения административной ответственности при наступлении риска».

Юристы обращают внимание на то, что сам по себе антимонопольный комплаенс не спасает от возникновения тех или иных рисков, но помогает предотвращать их и эффективно устранять. «Мы должны осознавать, что даже если комплаенс-программа принята и внедрена, риск может все равно возникнуть. И по нему нужно будет принимать решение. Но комплаенс-политика хороша тем, что позволяет ощутить риск, понять его на уровне бизнеса, на уровне юристов и на уровне комплаенс-офицера. И это помогает сформировать адекватную позицию», – отметил советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Денис Гаврилов. Он назвал законопроект ведомства перспективным и отметил, что за антимонопольным комплаенсом уже не столько будущее, сколько реальность.

Источник

Антимонопольный комплаенс

Антимонопольный комплаенс: понятие, проблемы антимонопольного комплаенса

«Антимонопольный комплаенс»- совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.

На сегодняшний день руководители компаний, крупных холдингов, понимают, что антимонопольный комплаенс – не просто тренд, а необходимый элемент структуры бизнеса.

Антимонопольный комплаенс недавно закрепили в законодательстве. Подход к нему добровольный, но компании часто не могут понять для чего им это необходимо.

Рассмотрим пример: организация для привлечения клиентов на сайте компании указывает не совсем правдивые показатели, стоимость услуг занижена, и, казалось бы, что ничего плохого в этом нет, но все бы ничего, но при отсутствии объективного обоснования подобных заявлений они носят признаки нарушения антимонопольного законодательства (недобросовестная конкуренция), которая влечет за собой штраф.

Такие действия со стороны компании могут привести не только к материальным, но и к репутационным потерям.

Также это негативно может отразиться на компании, если она является активным участником государственных закупок.

Антимонопольный комлаенс представляет собой не только внутренний акт компании, но и грамотно выстроенную систему.

Компания таким образом создает своеобразный внутренний антимонопольный орган, со своими правилами и законами, направленными на контроль деятельности компании.

Комплаенс помогает избежать конфликтов с государственными органами и колоссальных убытков.

Федеральная антимонопольная служба тоже заинтересована во внедрении комплаенс-систем, поскольку правильно выстроенный и функционирующий комплаенс благоприятно влияет повышению правовой культуры организаций и снижает количество нарушений за счет их самоконтроля и таким образом снижает нагрузку на антимонопольные органы.

Внедрение антимонопольного комплаенса – одна из ключевых задач государства в свете развития конкуренции.

В марте 2020 года в российском антимонопольном законодательстве был узаконен институт антимонопольного комплаенса. В федеральном законе о защите конкуренции появилась новая ст. 9.1, посвященная системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, а также в ст. 4 было сформулировано определение системы соответствия.

Закон содержит следующие требования к антимонопольному комплаенсу:

— введение внутреннего регулирующего документа;

— публикация документа на сайте организации на русском языке;

— право на согласование документа в Федеральной антимонопольной службе России.

Очевидные плюсы появления данной статьи — это наличие собственного антимонопольного комплаенса, согласованного с ФАС, но компания должна оценить все риски.

Для этого необходимо начать с антимонопольного аудита. Это станет подготовкой к разработке комплаенса.

При подготовке антимонопольного комплаенса, необходимо:

Без ответов на данные вопросы можно разработать антимонопольный комплаенс, но вопрос работает ли он эффективно останется открытым.

Для создания эффективной системы комплаенс в компании необходимо организовать контроль для устранения и снижения выявленных в результате аудита рисков, разработать меры дальнейшего поддержания этой системы.

Но к сожалению, на данный момент не выработан единый подход к тому, как это организовать.

По моему мнению существует достаточно вспомогательных средств для подготовки и реализации антимонопольного комплаенса в компании.

На сегодняшний день помимо обязательных требований к антимонопольному комплаенсу, закон предусматривает возможность обратится в Федеральную антимонопольную службу для согласования проекта комплаенс-системы.

Кроме того, компании могут ориентироваться на международные стандарты, учитывать методические рекомендации по созданию системы внутреннего обеспечения соответствия антимонопольного законодательства, а также практические пособия по антимонопольному комплаенсу для бизнеса.

Но мы должны понимать, что создание комплаенс-системы в компании не является гарантией полной защищенности от правовых рисков.

Источник

Главное об антимонопольном комплаенсе

Ультрамодный «комплаенс» – не просто тренд, а необходимый элемент структуры бизнеса

Антимонопольный комплаенс что это простыми словами. compliance 1. Антимонопольный комплаенс что это простыми словами фото. Антимонопольный комплаенс что это простыми словами-compliance 1. картинка Антимонопольный комплаенс что это простыми словами. картинка compliance 1

Антимонопольный комплаенс: что это и зачем он нужен?

Представим ситуацию: ваши сотрудники для привлечения внимания клиентов на сайте компании присваивают ей статус «№ 1», указывают на «лучшие цены», «самые выгодные условия» и проч. Все бы ничего, но при отсутствии объективного обоснования подобных заявлений они носят признаки нарушения антимонопольного законодательства (недобросовестная конкуренция), которое в худшем случае влечет за собой штраф до 500 тыс. руб. Причем такие безобидные выражения могут привести не только к материальным, но и репутационным потерям: потребитель критично отнесется к бизнесу, который приукрашивает свои услуги.

Или, допустим, вы активный участник государственных закупок. Ваш тендерный специалист понимает, что проще договориться с конкурентом, разделить закупки, сэкономить время, поберечь нервы и, наконец, больше заработать. Менеджеры компаний активно переписываются на эту тему, подают заявки с одного компьютера, а потом внезапно получают запрос от антимонопольного органа с требованием пояснить, как такая ситуация возникла. Что дальше? Сговор сулит штраф в размере до половины от цены торгов, а при превышении определенного ценового порога – уголовную ответственность. Немногие знают, что для привлечения к ответственности будет достаточно переписки, даже если договоренности не доведены до конца, госконтракт не исполнен, прибыль не получена и т.д.

Приведенные примеры показывают, что нарушения допускают рядовые сотрудники, а ответственность несет компания – отражение выражения «Дьявол кроется в деталях». Избежать подобных ситуаций поможет антимонопольный комплаенс.

Комплаенс представляет собой не только внутренний акт компании, но и грамотно выстроенную систему, которая позволяет его соблюдать. Вы создаете своеобразный маленький антимонопольный орган со своими правилами и законами, направленными на контроль деятельности компании. Комплаенс позволяет избегать «разборок» с госорганами и колоссальных убытков, тратить время и силы на развитие бизнеса, не отвлекаясь на решение внешних проблем.

ФАС также заинтересована во внедрении комплаенс-систем, поскольку правильно выстроенный и функционирующий комплаенс способствует повышению правовой культуры организаций и уменьшает количество нарушений за счет их самоконтроля, а значит, снижает нагрузку на антимонопольные органы и позволяет обеспечить своевременное восстановление нарушенных прав.

Безусловно, комплаенс не исключит нарушения полностью и навсегда, но поможет вовремя их обнаружить и предотвратить пагубные последствия, а в случае выявления их антимонопольным органом – смягчить ответственность.

Новый закон об антимонопольном комплаенсе

После многолетних обсуждений был принят Федеральный закон от 1 марта 2020 г. № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции”» (далее – Закон № 33-ФЗ). Он ввел официальный термин, соответствующий понятию антимонопольного комплаенса: система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства – совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение компанией требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.

Закон содержит лишь минимальные требования к антимонопольному комплаенсу: введение внутреннего регулирующего документа и публикация его на сайте организации на русском языке; а также дает право на согласование этого документа в ФАС России.

С чего начать?

Очевидные плюсы наличия собственного антимонопольного комплаенса не являются поводом для его срочного создания. Начать стоит с антимонопольного аудита – необходимо оценить риски компании. Эти действия станут подготовкой к разработке комплаенса и затем его составной частью.

1) Определите требования антимонопольного законодательства, которые распространяются на деятельность организации. Для этого нужно:

2) Оцените риски компании исходя из антимонопольных требований. В этом поможет анализ:

3) Оцените вероятность возникновения негативных последствий.

4) Смоделируйте антимонопольные нарушения: проведите опрос работников и обсуждение с ними их действий в гипотетических ситуациях (можно использовать формы диалога, тестирования, тренинга).

Антимонопольный аудит дает возможность понять, необходима ли организации строго выстроенная система комплаенса или достаточно регулярной оценки рисков.

Содержательная часть комплаенса

При выявлении пробелов в правовой культуре сотрудников и их неподготовленности к возникающим угрозам, при наличии рисков привлечения организации к ответственности за антимонопольные нарушения подлежит составлению внутренний акт или несколько связанных между собой документов.

При этом, учитывая отсутствие детальных требований к комплаенсу в Законе № 33-ФЗ, следует принимать во внимание:

В Законе № 33-ФЗ указаны обязательные требования к документу, закрепляющему антимонопольный комплаенс:

1) Порядок оценки антимонопольных рисков.

Здесь поможет проведенный ранее антимонопольный аудит:

2) Меры по снижению рисков.

Для выявленных рисков следует определить меры по их предотвращению и устранению. Они могут быть представлены в виде инфографики, отражающей последовательность действий в определенных обстоятельствах, и должны быть внедрены в обычные бизнес-процессы:

3) Меры, направленные на контроль за функционированием комплаенса.

Документального внедрения комплаенса недостаточно без организации процесса его реализации. Нужно наделить отдельных сотрудников полномочиями по контролю за функционированием комплаенс-системы, по результатам проведения которого подлежат составлению отчетные документы. Для этих целей рекомендуется:

4) Порядок ознакомления работников с внутренним актом.

Он может быть прописан в локальных актах компании, продублирован в трудовых договорах и договорах гражданско-правового характера (для внештатных сотрудников). Цель – обеспечить осведомленность сотрудников и возложить ответственность на них, чему будет документальное подтверждение.

5) Информация об ответственном должностном лице.

Ответственные лица (комплаенс-офицеры) выполняют контрольные функции, отвечают за актуализацию, развитие системы и ее эффективность, консультируют сотрудников по вопросам применения комплаенса и выполнения собственных обязанностей. Они выявляют нарушения, содействуют их устранению и препятствуют совершению новых.

Желательно установление подотчетности ответственных лиц руководству компании для исключения бюрократических процессов, которые могут затягивать процедуры устранения нарушений и нивелирования рисков.

Мнение ФАС России

Закон № 33-ФЗ предусматривает право на согласование разработанного антимонопольного комплаенса в ФАС. В течение 30 дней центральный аппарат должен предоставить заключение о соответствии или несоответствии документов антимонопольному законодательству.

Такое согласование дает несколько преимуществ:

Комплаенс как фактор развития товарных рынков

За последние 5–7 лет ФАС отлично поработала над повышением правовой грамотности представителей бизнес-сообщества. Сегодня предприниматели знают о пользе профилактики. Их внимание переключается на качественное развитие, конкуренция повышается, что в итоге выгодно и для потребителя. Стоит признать, что комплаенс является одной из основных составляющих эффективного функционирования товарных рынков.

Источник

Главное об антимонопольном комплаенсе

Ультрамодный «комплаенс» – не просто тренд, а необходимый элемент структуры бизнеса

Антимонопольный комплаенс что это простыми словами. compliance 1. Антимонопольный комплаенс что это простыми словами фото. Антимонопольный комплаенс что это простыми словами-compliance 1. картинка Антимонопольный комплаенс что это простыми словами. картинка compliance 1

Антимонопольный комплаенс: что это и зачем он нужен?

Представим ситуацию: ваши сотрудники для привлечения внимания клиентов на сайте компании присваивают ей статус «№ 1», указывают на «лучшие цены», «самые выгодные условия» и проч. Все бы ничего, но при отсутствии объективного обоснования подобных заявлений они носят признаки нарушения антимонопольного законодательства (недобросовестная конкуренция), которое в худшем случае влечет за собой штраф до 500 тыс. руб. Причем такие безобидные выражения могут привести не только к материальным, но и репутационным потерям: потребитель критично отнесется к бизнесу, который приукрашивает свои услуги.

Или, допустим, вы активный участник государственных закупок. Ваш тендерный специалист понимает, что проще договориться с конкурентом, разделить закупки, сэкономить время, поберечь нервы и, наконец, больше заработать. Менеджеры компаний активно переписываются на эту тему, подают заявки с одного компьютера, а потом внезапно получают запрос от антимонопольного органа с требованием пояснить, как такая ситуация возникла. Что дальше? Сговор сулит штраф в размере до половины от цены торгов, а при превышении определенного ценового порога – уголовную ответственность. Немногие знают, что для привлечения к ответственности будет достаточно переписки, даже если договоренности не доведены до конца, госконтракт не исполнен, прибыль не получена и т.д.

Приведенные примеры показывают, что нарушения допускают рядовые сотрудники, а ответственность несет компания – отражение выражения «Дьявол кроется в деталях». Избежать подобных ситуаций поможет антимонопольный комплаенс.

Комплаенс представляет собой не только внутренний акт компании, но и грамотно выстроенную систему, которая позволяет его соблюдать. Вы создаете своеобразный маленький антимонопольный орган со своими правилами и законами, направленными на контроль деятельности компании. Комплаенс позволяет избегать «разборок» с госорганами и колоссальных убытков, тратить время и силы на развитие бизнеса, не отвлекаясь на решение внешних проблем.

ФАС также заинтересована во внедрении комплаенс-систем, поскольку правильно выстроенный и функционирующий комплаенс способствует повышению правовой культуры организаций и уменьшает количество нарушений за счет их самоконтроля, а значит, снижает нагрузку на антимонопольные органы и позволяет обеспечить своевременное восстановление нарушенных прав.

Безусловно, комплаенс не исключит нарушения полностью и навсегда, но поможет вовремя их обнаружить и предотвратить пагубные последствия, а в случае выявления их антимонопольным органом – смягчить ответственность.

Новый закон об антимонопольном комплаенсе

После многолетних обсуждений был принят Федеральный закон от 1 марта 2020 г. № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции”» (далее – Закон № 33-ФЗ). Он ввел официальный термин, соответствующий понятию антимонопольного комплаенса: система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства – совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение компанией требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.

Закон содержит лишь минимальные требования к антимонопольному комплаенсу: введение внутреннего регулирующего документа и публикация его на сайте организации на русском языке; а также дает право на согласование этого документа в ФАС России.

С чего начать?

Очевидные плюсы наличия собственного антимонопольного комплаенса не являются поводом для его срочного создания. Начать стоит с антимонопольного аудита – необходимо оценить риски компании. Эти действия станут подготовкой к разработке комплаенса и затем его составной частью.

1) Определите требования антимонопольного законодательства, которые распространяются на деятельность организации. Для этого нужно:

2) Оцените риски компании исходя из антимонопольных требований. В этом поможет анализ:

3) Оцените вероятность возникновения негативных последствий.

4) Смоделируйте антимонопольные нарушения: проведите опрос работников и обсуждение с ними их действий в гипотетических ситуациях (можно использовать формы диалога, тестирования, тренинга).

Антимонопольный аудит дает возможность понять, необходима ли организации строго выстроенная система комплаенса или достаточно регулярной оценки рисков.

Содержательная часть комплаенса

При выявлении пробелов в правовой культуре сотрудников и их неподготовленности к возникающим угрозам, при наличии рисков привлечения организации к ответственности за антимонопольные нарушения подлежит составлению внутренний акт или несколько связанных между собой документов.

При этом, учитывая отсутствие детальных требований к комплаенсу в Законе № 33-ФЗ, следует принимать во внимание:

В Законе № 33-ФЗ указаны обязательные требования к документу, закрепляющему антимонопольный комплаенс:

1) Порядок оценки антимонопольных рисков.

Здесь поможет проведенный ранее антимонопольный аудит:

2) Меры по снижению рисков.

Для выявленных рисков следует определить меры по их предотвращению и устранению. Они могут быть представлены в виде инфографики, отражающей последовательность действий в определенных обстоятельствах, и должны быть внедрены в обычные бизнес-процессы:

3) Меры, направленные на контроль за функционированием комплаенса.

Документального внедрения комплаенса недостаточно без организации процесса его реализации. Нужно наделить отдельных сотрудников полномочиями по контролю за функционированием комплаенс-системы, по результатам проведения которого подлежат составлению отчетные документы. Для этих целей рекомендуется:

4) Порядок ознакомления работников с внутренним актом.

Он может быть прописан в локальных актах компании, продублирован в трудовых договорах и договорах гражданско-правового характера (для внештатных сотрудников). Цель – обеспечить осведомленность сотрудников и возложить ответственность на них, чему будет документальное подтверждение.

5) Информация об ответственном должностном лице.

Ответственные лица (комплаенс-офицеры) выполняют контрольные функции, отвечают за актуализацию, развитие системы и ее эффективность, консультируют сотрудников по вопросам применения комплаенса и выполнения собственных обязанностей. Они выявляют нарушения, содействуют их устранению и препятствуют совершению новых.

Желательно установление подотчетности ответственных лиц руководству компании для исключения бюрократических процессов, которые могут затягивать процедуры устранения нарушений и нивелирования рисков.

Мнение ФАС России

Закон № 33-ФЗ предусматривает право на согласование разработанного антимонопольного комплаенса в ФАС. В течение 30 дней центральный аппарат должен предоставить заключение о соответствии или несоответствии документов антимонопольному законодательству.

Такое согласование дает несколько преимуществ:

Комплаенс как фактор развития товарных рынков

За последние 5–7 лет ФАС отлично поработала над повышением правовой грамотности представителей бизнес-сообщества. Сегодня предприниматели знают о пользе профилактики. Их внимание переключается на качественное развитие, конкуренция повышается, что в итоге выгодно и для потребителя. Стоит признать, что комплаенс является одной из основных составляющих эффективного функционирования товарных рынков.

Источник

ФАС в СМИ: Антимонопольный комплаенс как способ предупреждения нарушений антимонопольного законодательства

Сергей ПУЗЫРЕВСКИЙ, начальник Правового управления ФАС России, заведующий кафедрой конкурентного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук:

Система антимонопольного регулирования призвана обеспечить эффективное функционирование экономических отношений хозяйствующих субъектов и снизить риски правонарушений. Наряду с установлением юридической ответственности профилактической мерой в этой сфере выступает комплаенс-система. Этот новый для России институт ставит перед законодателем и бизнесом множество вопросов по его внедрению. Автор статьи предлагает направления их возможного решения и приглашает к дискуссии.

Немаловажную роль в соблюдении существующих антимонопольных запретов играют меры юридической ответственности. Их цель состоит в том числе в предупреждении нарушений антимонопольного законодательства, которые, напомним, влекут для юридических лиц административную и гражданско-правовую ответственность (уголовная ответственность применяется только в отношении физических лиц).
Административная ответственность налагается как на физических, так и на юридических лиц (ст. 14.31–14.33, 19.5, 19.8 КоАП РФ). Этот вид юридической ответственности превалирует в системе наказаний за нарушение антимонопольного законодательства. Размеры оборотных административных штрафов достигают нескольких миллиардов рублей.
Кроме того, в арсенал ФАС России входят предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства (подп. «к» п. 2 ч. 1 ст. 23 и ч. 3 ст. 51 Закона о защите конкуренции ).
Не стоит забывать и о гражданско-правовой ответственности. Лица, права и интересы которых нарушены, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе о восстановлении прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу (ч. 3 ст. 37 Закона о защите конкуренции).
Большое количество имущественных санкций, которые могут быть применены к допустившему нарушение хозяйствующему субъекту, представляют серьезную угрозу для его экономического благополучия.
Усиливают риски также некоторые сложности в понимании допустимого поведения организации на товарном рынке.
Отметим, что применение многих положений антимонопольного законодательства сопряжено с непростой оценкой рыночной ситуации и последствий для товарного рынка тех или иных действий компании.
Так, доминирующее положение организаций в ряде случаев определяется исходя из количественных и качественных критериев: необходимо правильно определить долю организации на товарном рынке и установить, имеет ли она возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара. Многие соглашения между хозяйствующими субъектами запрещаются при условии ограничения конкуренции. При этом выводы об ограничении, как правило, могут быть сделаны лишь на основе анализа состояния конкуренции.
Не облегчает процесс минимизации антимонопольных рисков и определение вины юридического лица, закрепленное в административном законодательстве.
Так, согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, осуществление предпринимательской деятельности юридическим лицом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, сопряжено с высокими антимонопольными рисками.

Меры по предупреждению правонарушений

Проблемы внедрения антимонопольного комплаенса

Не менее важным механизмом предупреждения правонарушений мог бы стать антимонопольный комплаенс, который используется компаниями, имеющими потенциальную возможность нарушить законодательство. Он представляет собой внутреннюю систему предупреждения нарушений антимонопольного законодательства организацией (хозяйствующим субъектом) и ее отдельными должностными лицами. Его задача – предупреждение возможных правонарушений и минимизация антимонопольных рисков.
Для ФАС России внедрение института комплаенса могло бы стать важной составляющей развития антимонопольной политики.
Стоит отметить, что в Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации 2013–2024 гг. в качестве одной из задач антимонопольной службы предусмотрена разработка и реализация комплекса мер по адвокатированию антимонопольного комплаенса как одного из направлений снижения рисков правонарушений.
В настоящее время ФАС России совместно с представителями предпринимательских объединений обсуждает проблему правового обеспечения внедрения комплаенса в деятельность компаний.
В числе вопросов, требующих законодательного решения, можно назвать следующие:
 определение на законодательном уровне понятия и признаков антимонопольного комплаенса;
 установление позитивных правовых последствий для использующих его хозяйствующих субъектов;
 формирование основных (минимальных) требований к содержанию внутренних процедур;
 определение механизмов проверки соответствия используемой компанией комплаенс-системы установленным требованиям (стандартам).
Рассмотрим возможные решения этих вопросов.
Во-первых, чтобы ввести антимонопольный комплаенс в правовое поле, нужно четко сформулировать на уровне федерального закона, что он собой представляет и каковы его основные характеристики. Представляется, что совсем не обязательно использовать в российской законодательной практике иностранное выражение antitrust compliance, а можно заменить его более понятной российской терминологией – например, «внутренняя система предупреждения нарушений антимонопольного законодательства».
Во-вторых, следует определить механизмы стимулирования компаний к тому, чтобы они активно внедряли системы предупреждения антимонопольных правонарушений. Для этого необходимо сформулировать позитивные правовые последствия и преимущества, предоставляемые тем хозяйствующим субъектам, которые используют комплаенс в своей деятельности.
Изначально стимулом к внедрению этого механизма служит потребность организации минимизировать антимонопольные риски, связанные с неблагоприятными последствиями юридической ответственности. Поскольку имущественные санкции за антимонопольные правонарушения существенно влияют на экономическое положение хозяйствующего субъекта, их предупреждение – это залог благосостояния компании.
Кроме того, повысить привлекательность комплаенса могли бы нормы, направленные на снижение размера имущественной ответственности в случае выявления антимонопольного правонарушения.
Например, организация, в которой внедрена комплаенс-система, самостоятельно выявила у себя правонарушение и сообщила антимонопольному органу раньше, чем ему стало известно об этом из других источников. В зависимости от характера правонарушения и его последствий такая компания могла бы освобождаться от административной ответственности или претендовать на существенное снижение административного штрафа.
В случае если антимонопольная служба сама обнаружила нарушение, наличие в организации системы комплаенса могло бы выступать основанием для минимизации административного штрафа. Однако если будет установлено, что руководитель компании был осведомлен о правонарушении, но не принял мер по его предупреждению или устранению или что нарушение произошло в результате непосредственных действий (бездействия) руководителя, программа освобождения от административной ответственности юридического лица не должна применяться.
Третьим элементом внедрения комплаенса в практику антимонопольного регулирования должно стать определение или стандартизация основных (минимальных) требований к содержанию внутренних процедур по предупреждению нарушений законодательства.
Это один из наиболее сложных вопросов развития этого механизма. Более того, если его не решить, невозможно будет внедрить и правовые гарантии снижения юридической ответственности.
Поэтому в дальнейшем на основе изучения опыта компаний, использующих элементы антимонопольного комплаенса, необходимо сформулировать перечень процедур и требования к их наполнению. В их число, безусловно, должны войти:
 организационные аспекты по определению перечня возможных антимонопольных рисков;
 оценка неблагоприятных последствий их совершения;
 определение круга должностных лиц компании, действия которых могут прямо или косвенно повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
 формирование механизма контроля деятельности таких лиц;
 их систематическое обучение нормам антимонопольного законодательства и т.д.
Последний обязательный элемент – создание механизма проверки соответствия используемой компанией комплаенс-системы установленным требованиям.
Обсудив этот вопрос с представителями организаций, полностью или частично применяющих антимонопольный комплаенс, мы пришли к выводу, что возможны следующие виды подтверждений:
1) подтверждение независимой организацией в области сертификации;
2) подтверждение государственным органом, осуществляющим контроль в данной сфере деятельности (антимонопольным органом).
В первом случае необходимо определить особенности функционирования и деятельности независимых сертификационных организаций, связанные с подтверждением программы комплаенса установленным требованиям. Во втором – законодательно закрепить полномочия антимонопольного органа в этой сфере, сформулировать круг его обязанностей и правовые последствия его заключения.

Рассмотренные направления организации и внедрения комплаенса – лишь первый шаг к достижению поставленной перед ФАС России цели по успешному предупреждению и значительному сокращению антимонопольных правонарушений. Любая конструктивная критика предложенных направлений развития правового регулирования в этой сфере, а также конкретные предложения участников дискуссии будут полезны и позволят избежать ошибок внедрения нового института в российскую правовую систему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *