Антипасха что это такое
Антипасха
Антипа́сха (от греч. ἀντιπασχα — вместо Пасхи) — первое воскресенье после Пасхи, служащее обновлением Праздника Пасхи в восьмой день (в воспомниание того, как Господь Иисус Христос, явившись одиннадцати ученикам в восьмой день по Воскресении, обновил Своё явление, случившееся в первый день ( Ин.20:26 ); а также в воспоминание того, что это воскресенье стало Новым после первого Воскресного дня); называется также «Неделя о Фоме», или «Фомино воскресенье».
Богослужение этого дня посвящено воспоминанию явления воскресшего Иисуса Христа ученикам в «первый день недели вечером» и уверение апостола Фомы на восьмой день после Пасхи и основано на евангельском чтении праздника ( Ин.20:19-31 ). Число «восемь» имеет символическое значение, восьмой день обозначает жизнь мира грядущего (см. Евр.4 ).
Антипасха связана с одной стороны, с Воскресением Христовым, т. к. с IV в. она служила завершением 8‑дневных пасхальных торжеств, с др. стороны – с Таинством Крещения, т. к. в этот день или накануне крещенные на Пасху или в Великую субботу, снимали белые крещальные ризы. Всё богослужение Антипасхи совершается по Триоди цветной по чину двунадесятых Господских праздников, хотя сам день к таким праздникам формально не относится. На каждой из воскресных служб, начиная с Антипасхи, поётся пасхальный канон, повторяя празднование Пасхи.
Этот праздник открывает собой период после Великого поста, Страстной и Светлой седмиц, когда вновь начинает совершаться Таинство Брака.
Что такое Антипасха, или Зачем нужна вторая Пасха
В слове «Антипасха» нет ничего страшного и противного Воскресению Христовому
Иерей Андрей Чиженко
Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив». То есть неделя напротив или после Светлого Воскресения Христова. Также здесь уместно значение «вместо». Потому что в этот день, завершающий Светлую седмицу, после Литургии которого закрываются Царские врата, а с вечера уже возобновляется чтение Псалтири, мы снова с полной силой вспоминаем Светлое Христово Воскресенье и будто бы вновь погружаемся в атмосферу пасхальной ночи. Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи или вторая Пасха.
Примечателен также тот факт, что иногда это воскресенье называют восьмым днем Пасхи. Цифра восемь символична. Она обозначает восьмой день существования мира. Перед ним будет Страшный суд, грешники навсегда отправятся в ад, а праведники навсегда – в рай. И будет обновление мира. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет в Апокалипсисе: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:1, 2).
Все эти символы нам говорят о том, что Пасха не прекращается! Она вечна. Как вечна будет пасхальная радость праведников в новом горнем граде Иерусалиме.
Также Антипасха называется еще Фоминой Неделей. Это связано с конкретным историческим событием, произошедшим на восьмой день после Светлого Христова Воскресения. Святой апостол Фома отсутствовал во время первого явления по Своем воскресении Спасителя ученикам. Когда он пришел, то другие апостолы бросились делиться с ним этой радостью. Но он им не поверил, мотивируя свое неверие следующими словами: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о поведении Фомы: «Так выразилось не неверие, враждебное Богу, – так выразилась неизреченная радость; так выразилась душа пред величием события, превышающего человеческий ум, пред величием события, изменившего состояние человечества. С Христом и во Христе воскресло человечество. Всеблагий
Господь не замедлил доставить возлюбленному ученику желанное им удостоверение».
Спустя восемь дней, как повествует о том Евангелие от Иоанна (конец 20-й главы), опять ученики Христовы находились в доме, святой апостол Фома пребывл с ними. Двери были заперты, так как первые христиане боялись мести иудеев. Как и в первый раз, Христос явился им при закрытых дверях и сказал: «Мир вам!» Закрытые двери здесь одновременно символизируют то, что Бог выше физических законов, и то, что (как писал святитель Игнатий (Брянчанинов) в сочинении «Поучение в неделю Антипасхи. О христианстве») «и тогда присутствовал Он, Вездесущий по Божеству, посреди учеников Своих, когда Фома, полагая Его отсутствующим, высказывал им свое состояние недоумения при их поведании о воскресении». Какие великие и обнадеживающие слова святителя Игнатия: Господь всегда с нами!
После благословения Своего Христос сказал Фоме: «Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен» (Ин. 20:26–27). Святой апостол Фома в трепетном сердечном горении веры восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (28-й стих). Христос же говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (29-й стих).
Эти слова Спасителя обращены ко всем нам. Апостол Фома, как и в случае с Успением Пресвятой Богородицы, служит орудием в руках Бога для того, чтобы утвердить людей в определенных истинах веры. Господь наш Иисус Христос, конечно же, знал о будущих ересях докетов и монофизитов, отрицавших Его человеческую природу. Потому на веки вечные через это осязательное удостоверение Фомы утвердил нас в догмате, что Он воскрес именно телесно, в том числе и с ранами от гвоздей.
Целесообразно также привести слова святителя Игнатия из вышеуказанного труда: «В ответ на исповедание апостола Господь ублажил невидевших и уверовавших. Помянул и нас Господь, помянул всех, не видевших Его телесными очами! Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством и временем! Помянул в то время, когда восприятым на Себя человечеством, принесенным в жертву за человечество и уже прославленным славою воскресения, стоял Он посреди святых апостолов Своих! Не забыты Господом и мы, присутствующие здесь в святом храме Его, воспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями. Блаженны и мы, не видевшие Его, но верующие в Него! Блаженны те из нас, которые веруют в Него! Сущность дела – в вере. Она приближает человека к Богу и усвояет человека Богу; она представит человека пред лице Божие и поставит его в последний день жизни сего мира, в начале вечного дня, одесную престола Божия для вечного видения Бога, для вечного наслаждения в Боге, для вечного соцарствия Богу.
Блажени невидевшии и веровавше. Этими словами Господь совокупил с апостолами воедино всех верующих всея земли и всех времен».
Итак, Пасха для нас, дорогие братья и сестры, продолжается. И радость Ее уходит в восьмой день…
Православная Жизнь
Сообщение об ошибке
Что такое Антипасха, или Зачем нужна вторая Пасха
В слове «Антипасха» нет ничего страшного и противного Воскресению Христовому.
Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив». То есть неделя напротив или после Светлого Воскресения Христова. Также здесь уместно значение «вместо». Потому что в этот день, завершающий Светлую седмицу, после Литургии которого закрываются Царские врата, а с вечера уже возобновляется чтение Псалтири, мы снова с полной силой вспоминаем Светлое Христово Воскресенье и будто бы вновь погружаемся в атмосферу пасхальной ночи. Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи или вторая Пасха.
Примечателен также тот факт, что иногда это воскресенье называют восьмым днем Пасхи. Цифра восемь символична. Она обозначает восьмой день существования мира. Перед ним будет Страшный суд, грешники навсегда отправятся в ад, а праведники навсегда – в рай. И будет обновление мира. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет в Апокалипсисе: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:1, 2).
Все эти символы нам говорят о том, что Пасха не прекращается! Она вечна. Как вечна будет пасхальная радость праведников в новом горнем граде Иерусалиме.
Также Антипасха называется еще Фоминой Неделей. Это связано с конкретным историческим событием, произошедшим на восьмой день после Светлого Христова Воскресения. Святой апостол Фома отсутствовал во время первого явления по Своем воскресении Спасителя ученикам. Когда он пришел, то другие апостолы бросились делиться с ним этой радостью. Но он им не поверил, мотивируя свое неверие следующими словами: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о поведении Фомы: «Так выразилось не неверие, враждебное Богу, – так выразилась неизреченная радость; так выразилась душа пред величием события, превышающего человеческий ум, пред величием события, изменившего состояние человечества. С Христом и во Христе воскресло человечество. Всеблагий
Господь не замедлил доставить возлюбленному ученику желанное им удостоверение».
Спустя восемь дней, как повествует о том Евангелие от Иоанна (конец 20-й главы), опять ученики Христовы находились в доме, святой апостол Фома пребывл с ними. Двери были заперты, так как первые христиане боялись мести иудеев. Как и в первый раз, Христос явился им при закрытых дверях и сказал: «Мир вам!» Закрытые двери здесь одновременно символизируют то, что Бог выше физических законов, и то, что (как писал святитель Игнатий (Брянчанинов) в сочинении «Поучение в неделю Антипасхи. О христианстве») «и тогда присутствовал Он, Вездесущий по Божеству, посреди учеников Своих, когда Фома, полагая Его отсутствующим, высказывал им свое состояние недоумения при их поведании о воскресении». Какие великие и обнадеживающие слова святителя Игнатия: Господь всегда с нами!
После благословения Своего Христос сказал Фоме: «Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен» (Ин. 20:26–27). Святой апостол Фома в трепетном сердечном горении веры восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (28-й стих). Христос же говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (29-й стих).
Эти слова Спасителя обращены ко всем нам. Апостол Фома, как и в случае с Успением Пресвятой Богородицы, служит орудием в руках Бога для того, чтобы утвердить людей в определенных истинах веры. Господь наш Иисус Христос, конечно же, знал о будущих ересях докетов и монофизитов, отрицавших Его человеческую природу. Потому на веки вечные через это осязательное удостоверение Фомы утвердил нас в догмате, что Он воскрес именно телесно, в том числе и с ранами от гвоздей.
Целесообразно также привести слова святителя Игнатия из вышеуказанного труда: «В ответ на исповедание апостола Господь ублажил невидевших и уверовавших. Помянул и нас Господь, помянул всех, не видевших Его телесными очами! Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством и временем! Помянул в то время, когда восприятым на Себя человечеством, принесенным в жертву за человечество и уже прославленным славою воскресения, стоял Он посреди святых апостолов Своих! Не забыты Господом и мы, присутствующие здесь в святом храме Его, воспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями. Блаженны и мы, не видевшие Его, но верующие в Него! Блаженны те из нас, которые веруют в Него! Сущность дела – в вере. Она приближает человека к Богу и усвояет человека Богу; она представит человека пред лице Божие и поставит его в последний день жизни сего мира, в начале вечного дня, одесную престола Божия для вечного видения Бога, для вечного наслаждения в Боге, для вечного соцарствия Богу.
Блажени невидевшии и веровавше. Этими словами Господь совокупил с апостолами воедино всех верующих всея земли и всех времен».
Итак, Пасха для нас, дорогие братья и сестры, продолжается. И радость Ее уходит в восьмой день…
Что такое Антипасха, и когда она отмечается
Антипасха – это первое воскресенье после Пасхи, в 2022 году оно выпадает на 1 мая (а сама Пасха – соответственно на 24 апреля). Название дословно можно перевести как «вместо» или «напротив» Пасхи. Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи или вторая Пасха.
Здесь нет ничего отрицательного или тем более негативного по отношению к главному христианскому празднику. Просто Антипасха завершает Светлую седмицу (Пасхальную неделю), что дает повод в очередной раз вспомнить Светлое Христово Воскресенье и как бы опять погрузиться в атмосферу пасхальной ночи.
Что такое Антипасха
Антипа́сха (от греч. ἀντιπασχα — вместо Пасхи) — первое воскресенье после Пасхи, служащее обновлением Праздника Пасхи в восьмой день (в воспоминание того, как Господь Иисус Христос, явившись одиннадцати ученикам в восьмой день по Воскресении, обновил Своё явление, случившееся в первый день, а также в воспоминание того, что это воскресенье стало Новым после первого Воскресного дня).
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
Этот день имеет и несколько других названий:
Что можно и что нельзя делать на Антипасху
На Антипасху принято делать все то же самое, что и на Пасху: радоваться Воскресению Спасителя, славить Христа и поздравлять друг друга с Пасхой. Также на нее официально снимается запрет на венчания, действовавший весь Великий пост и Светлую неделю.
Под запрет попадает все то же самое, что и на Пасху: в Антипасху нельзя сквернословить, ругаться, грустить и скорбеть — так как это радостный праздник, — давать и брать деньги в долг, заниматься физическим трудом, работать и хлопотать по хозяйству.
На Красную горку, по традиции, наряжались в самые красивые наряды, посему к празднику готовились заранее.
Красная горка считалась девичьим праздником, поэтому девушки старались всячески привлечь к себе внимание – вплетали яркие ленты в косы и надевали красочные платки.
Почему на Антипасху часто женятся
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства. Хотя, конечно, сочетаться браком можно в любое время, но в первую неделю после Пасхи делать это нежелательно.
Приметы на Красную горку
На Красную горку проводились массовые гуляния, хороводы, песнопения, игры и, конечно же, сватовство. Кстати, для молодых людей считалось плохой приметой в праздник сидеть дома, поскольку поговаривали, что те, кто не вышел на гуляния в Красную горку, найти себе пару не сможет.
Обряды, призванные защитить село от невзгод и привлечь хороший урожай, проводились также в этот день. Обряд, по традиции, проводили только женщины – для этого они собирались затемно на краю села, впрягались в плуг и, читая молитвы, делали вокруг всего селения борозду.
Хорошей приметой считалось, если при замыкании круга образовывался крест, а глубокая борозда указывала на защиту поселения от неурожая, засухи, болезней и других напастей.
Гуляния начинались после проведения обряда — активное участие в них принимала молодежь со всего села. Девушки и юноши старалась показать свои умения и таланты с наилучшей стороны — девицы пели и танцевали, а юноши — демонстрировали в состязаниях свою ловкость и силу.
Обряд на счастье также проводили на Красную горку – крашеные яйца люди скатывали с небольших пригорков. Если яйцо ровно скатывалось и не разбивалось – владельца ожидало счастье. Для привлечения счастья люди на Антипасху загадывали желание на монетку и бросали ее в водоем или колодец. В старину верили, что данный обряд принесет счастье, а загаданное желание обязательно сбудется.
Для того чтобы водились деньги в праздник, по приметам, необходимо умыться перед иконой, вдобавок самый старший в семье должен умыть тех, кто помоложе. На Антипасху, по приметам, чтобы получить крепкое здоровье и долголетие, принято было молиться Господу. Люди верили, что в праздник не только Бог слышит их молитвы, но и усопшие родственники, которые будут также помогать молящимся.
Материальное благополучие и счастливое супружество год сулит тем, кто на Красную горку приметы соблюдает. Но не забывайте, что эти суеверия, как и любые другие, Церковь не одобряет.
Как и на Антипаску, на Красную горку нельзя работать. Считается, что любое начатое дело непременно пойдет наперекосяк, а посаженное в землю семя не даст плодов.
Чтобы привлечь счастье и благополучие, нужно накормить семь бездомных животных.
Услышать колокольный звон на Антипасху — добрый знак, сулящий здоровье всей семье.
Что думает церковь об Антипасхе: ответ священника
Андрей П., 14 лет
– Недавно я услышал, что после Пасхи будет еще праздник Антипасха. Почему этот праздник так странно называется? Чем отличается Антипасха от Пасхи?
Отвечает священник Евгений Аленин, клирик Лазаревского храма г. Рязани
– Действительно, следующее после Пасхи воскресенье имеет в церковном календаре наименование «Антипасха».
Приставку «анти» мы привыкли употреблять для противопоставления чего-то (например, антивирус, антициклон). Но в переводе с греческого она может еще означать «вместо». В данном случае получается, что название праздника означает: «вместо Пасхи».
Речь идет, скорее, о повторении Пасхи: «вместо дня Пасхи… празднуем Пасху снова и снова». Праздник Пасхи настолько велик, что одного дня для его празднования явно мало. Поэтому празднование Пасхи совершается аж 40 дней. Особенно же торжественно Пасха празднуется в течение первой недели, имеющей название «Светлая седмица».
А ее окончание – это и есть «Антипасха».
Повод отпраздновать Воскресение Христово нам дает и то, что через 8 дней после Своего Воскресения Спаситель снова явился ученикам в горнице. Об этом читается Евангелие в день Антипасхи на Литургии. При этом явлении Господь уверил в Своем Воскресении апостола Фому, показав ему Свои раны.
Упадок духа апостола Фомы после Крестной смерти Спасителя был настолько велик, что он даже не был с прочими учениками в день Воскресения, а их словам о явлении воскресшего Учителя не поверил. Имя апостола Фомы из-за этого стало нарицательным: «Фома неверующий». Но справедливости ради стоит добавить, что св. апостол Фома впоследствии основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и в Индии, где претерпел мученическую кончину за Христа.
Богослужение на Антипасху
Богослужение этого дня посвящено воспоминанию явления воскресшего Иисуса Христа ученикам в «первый день недели вечером» и уверение апостола Фомы на восьмой день после Пасхи и основано на евангельском чтении праздника (Ин. 20:19–31). Число «восемь» имеет символическое значение, восьмой день обозначает жизнь мира грядущего (см. Евр.4).
Антипасха словно завершает круг пасхальных богослужений. На Всенощном бдении Антипасхи, которое совершается в субботу на Светлой седмице, двери алтаря, распахнутые настежь всю пасхальную неделю, закрываются. Церковь продолжает богослужения в привычном режиме. При этом попразднство пасхи длится целых 38 дней, вплоть до Вознесения, которое в 2022 году приходится на 2 июня.
«Поэтому на могилу кладут яйца и водку». Что такое Антипасха и Красная горка, и что у них общего?
Эксперты в интервью порталу «История.РФ» – о том, что такое Антипасха и почему Фому прозвали неверующим.
Антипасха, Фомино воскресенье, Красная горка – всё это, по сути, названия одного и того же праздника, который в 2018 году пришелся на 15 апреля. На вопрос, когда отмечается Антипасха, ответ простой: на следующей неделе после собственно Пасхи. Она представляет собой повторное обращение к этому важному для всех христиан празднику. При этом полное официальное название этого дня звучит в русском языке так: «Воскресение подобное Пасхе, или осязание святого, славного апостола Фомы».
Тогда, на восьмой день после Воскресения, Христос явился Фоме и в качестве доказательства показал ему свои раны. Тогда горячая вера и радость вновь охватили апостола, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Важно отметить, что это первое и единственное в Библии упоминание Христа именно как Бога. Таким образом, своими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
В народе первое воскресенье после Пасхи называют Красной горкой. Восточные славяне в этот день праздновали начало весны: водили хороводы, жгли костры, устраивали ярмарки невест. Кстати, именно в этот день на Руси было принято справлять свадьбы и устраивать сватовства.
О том, как в одном празднике переплелись христианская и языческая традиции и заслуженно ли Фому называют неверующим, сайту «История.РФ» рассказал известный богослов, религиовед, преподаватель Московской духовной академии, диакон Юрий (Георгий) Максимов.
«В Церкви Фому никто не называет неверующим»
– Отец Георгий, а почему все-таки такое название – «Антипасха»? Звучит как-то недобро…
– «Антипасха» – это греческое слово, и «анти» действительно означает «против». Но это не обязательно значит, что кто-то против кого-то в идейном смысле, что кто-то с кем-то враждует и так далее. «Против» здесь, скорее, в ином смысле – «напротив». Допустим, стоит дом, и напротив него – другой: по-гречески это тоже «анти», то есть употребляется то же самое слово. Так и здесь: Антипасхой этот праздник называется именно потому, что это воскресенье, следующее за Пасхой. Таким образом, оно находится напротив Пасхи.
– А почему этот день связан именно с апостолом Фомой? Значит ли это, что его вера в Воскресение Христа – действительно очень значимое событие для христианских верующих, которое можно приравнять к самой Пасхе?
– В принципе, после Воскресения Господа и до Пятидесятницы произошло много ярких событий. Но это действительно наиболее яркое событие, которое не только показывает явное исповедание того, что Христос есть Господь Бог. Ведь, обращаясь к апостолу Фоме, Господь говорит про всех нас – всех христиан последующих веков. Он говорит Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны же те, кто уверовал, не видевши». В этот момент Господь упоминает всех нас, которые уверовали в него, не видев того, что видел апостол Фома. На мой взгляд, это тоже одна из отличительных особенностей этого фрагмента Писания.
– Но заслуженно ли Фому прозвали неверующим? Я читала, что, хоть он и усомнился в Воскресении Христа, он был одним из самых преданных его учеников. Да и к тому же в момент, когда Иисус явился к апостолам после своего Воскресения, Фомы не было в доме…
– «Неверующий» в данном случае – это не церковное, а просто народное определение. В Церкви его никто не называет неверующим. Но сам Господь в Писании говорит: «Подойди, видь и не будь неверующим, но верующим». Отсюда и взялось это сочетание – «Фома неверующий».
– Один богослов высказал версию о том, что в Евангелии эпизод с Фомой не обошли вниманием в том числе для того, чтобы показать, что даже апостолы, которые были рядом с Христом, видели все Его чудеса, – даже они были простыми людьми, они тоже могли сомневаться. Это как бы напоминание о том, что все мы – люди и подвержены слабостям. Согласны ли вы с таким видением?
– Думаю, что нет никакой нужды в том, чтобы показать человеческую сторону апостолов, потому что они там и так показаны со всех человеческих сторон: и Христа оставили, и убежали, потому что испугались, и так далее. В данном случае то, что конкретно апостол Фома испытывал недоверие, связано с тем, что речь шла о действительно исключительном, выдающемся событии – воскресении из мертвых.
«Специальные яйца для усопших»
Фольклорную сторону праздника и традиции, связанные с Красной горкой, для нас открыл преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Никита Гайдуков. Как оказалось, Красной горкой некоторые славяне называли не воскресенье после Пасхи, а вторник Радоницкой недели, а порой и всю неделю целиком. Радоница – время так называемых «радостных весенних поминок». Подробнее о том, как встреча весны связана с поминовением усопших и где проходит грань между церковной и народной традициями, Никита Евгеньевич рассказал просто и ясно:
– Я считаю, что оба эти названия – и «Радоница», и «Красная горка» – связаны с поминовением усопших, которое проводится во вторник второй недели (по Пасхе – прим. ред.). Соответственно, по Евангелию эта неделя называется Фоминой, а официально, по церковным календарям, она называется Антипасхой – по крайней мере, так ее называют греки. Самым главным (для восточных славян – прим. ред.) на этой неделе было поминовение во вторник усопших, которое изначально называлось Радоницей и Красной горкой, а потом это уже распространилось на всю Фомину неделю.
– Выходит, что это не языческая традиция?
– Нет, это никак прямо не связано с языческой обрядностью. Красная горка –это не какой-то языческий праздник, который был ассимилирован. Связано это с тем, что ни на последней неделе Великого поста (Страстной неделе), ни на Пасху поминовение усопших в принципе не совершается. И все сороковины, все отпевания проводятся по особым чинам. А во вторник Фоминой недели впервые совершается лития (заупокойная служба, более короткая, чем панихида – прим. ред.), и никакого уставного поминовения, никакой вселенской панихиды там не положено. Поэтому это как бы такая церковная традиция – совершать в этот день большое поминовение усопших. На Руси это поминовение изначально было связано с церковным поминовением, потом люди шли на кладбище, и там уже происходили эти обряды, связанные с трапезой, в которой как бы принимали участие и усопшие. Именно поэтому у нас на могилу принято класть яйца и водку: подразумевается, что мы едим, и умерший тоже ест вместе с нами.
– Насколько я понимаю, «красная» здесь означает «красивая» – так же, как славяне называли весну или миловидных девушек. Но почему горка?
– Горка здесь не в том смысле, что это рельеф, это означает «множество»: много красоты. Знаете, ведь горкой до сих пор называют ситуацию, когда много вещей. Вот отсюда и название. Оно упоминается с XIV века, и ясной этимологии у него нет.
– А как с этим связаны свадебные гуляния? Почему на Красную горку было принято жениться?
– Гуляния и свадьбы тоже не совершались во время поста и на Светлой седмице, и вторник второй недели после Пасхи был первым днем, когда можно совершать свадьбы. То есть это связано с древней традицией не совершать свадьбы в праздники и на Светлой седмице. Это остатки самого древнего поста, который когда-то был в Церкви, – праздничного поста, который подразумевал и воздержание в праздники.
– А какие еще обычаи были приняты на Красную горку?
– Различные фольклорные весенние традиции: закликание весны, катание яиц. Причем на Красную горку использовали другие, специальные яйца – для усопших. Это было связано именно с традицией поминовения умерших. А закличка весны – это такой древний обряд, когда призывают прийти весну. Я не думаю, что это остатки каких-то древних славянских литургий; скорее, просто календарные даты. У нас еще есть весенний Юрьев день (Егорий Вешний), который приходится на 23 апреля (6 мая по новому стилю). С ним тоже была связана определенная обрядовость. Общая схема такова: были церковные праздники и традиции, не прописанные в церковном уставе, которые были осмыслены народом в определенных терминах, с определенным пониманием. Возможно, что эти заклички тоже когда-то были какими-то призывами к усопшим или от усопших, но это не какая-то исконная древнеславянская традиция. Понимаете, в чем дело: ведь у нас этот церковный календарь появился довольно давно, и на рубеже XIV–XV веков люди уже по нему жили. Но он никогда не был осмыслен! Все эти даты, названия, празднования дней святых и что они значат – они никогда не были осмыслены. Людям это не растолковали. Причем это до сих пор так. Если вы у любого греческого мальчика спросите, что такое Пасха, он вам объяснит, что это Воскресение Христово. А у нас взрослый человек, который ходит в церковь, скажет, что это кусок творога, который едят после того, как все причастятся. Поэтому, если какие-то вещи не осмыслены, то их место занимают бытовой смысл и народные толкования. Если есть поминовение усопших, то, естественно, появляется и общение с усопшими вместо молитвы, и какие-то обряды, связанные с общением с покойниками. Я думаю, что они имеют вторичное происхождение.