Антрепризный спектакль что это
Антреприза
Антрепри́за (фр. entreprise — предприятие ) — форма организации театрального дела, в котором частный предприниматель (антрепренёр) собирает актёров для участия в спектакле (в отличие от формы репертуарного театра с постоянной труппой).
Примером современной театральной компании, работающей на антрепризной основе, является «Театральное товарищество 814».
См. также
Смотреть что такое «Антреприза» в других словарях:
АНТРЕПРИЗА — Предприятие и деятельность антрепренера. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНТРЕПРИЗА предприятие антрепренера. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
Антреприза — А. Рискованное дело, предприятие. Б. Частный концертный зал, театр, цирк и т.п. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
АНТРЕПРИЗА — (французское entreprise, от entreprendre предприниматель), зрелищное предприятие, созданное и возглавляемое частным предпринимателем антрепренером (менеджером, импресарио, продюсером). Антрепризы существовали с момента возникновения… … Современная энциклопедия
АНТРЕПРИЗА — АНТРЕПРИЗА, антрепризы, жен. (франц. entreprise) (театр.). Эксплоатация частного театрального зрелищного предприятия. Держать антрепризу. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
антреприза — сущ., кол во синонимов: 1 • предприятие (52) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Антреприза — (французское entreprise, от entreprendre предприниматель), зрелищное предприятие, созданное и возглавляемое частным предпринимателем антрепренером (менеджером, импресарио, продюсером). Антрепризы существовали с момента возникновения… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Антреприза — ж. Частное зрелищное предприятие (театр, цирк и т.п.), небольшая (из 3 5 актёров) труппа, создаваемые обычно на какое то время и выступающие с минимумом декораций. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
антреприза — антреприза, антрепризы, антрепризы, антреприз, антрепризе, антрепризам, антрепризу, антрепризы, антрепризой, антрепризою, антрепризами, антрепризе, антрепризах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
антреприза — антрепр иза, ы … Русский орфографический словарь
Из жизни антреприз
Для подавляющего большинства российского критиков антреприза была и остается terra incognita. Побеседовав с распространителями билетов и организаторами гастролей, мы выяснили любопытные факты, которые помогают составить карту этой земли.
1. Что такое антреприза
Юридически такой организационно-правовой формы, как антреприза, не существует. Заняться прокатом или выпуском спектаклей может каждый, кто зарегистрируется как ООО, АНО и даже ПБОЮЛ. По данным справочника Театральная Россия, в нашей стране несколько десятков автономных некоммерческих организаций, обществ с ограниченной ответственностью, некоммерческих партнерств и товариществ на вере, занимающихся выпуском и прокатом спектаклей. Отделить при этом обычную антрепризу от, скажем, Студии Театрального Искусства под руководством Сергея Женовача или студии Саунд-драма под руководством Владимира Панкова (это тоже негосударственные театры) можно только с помощью творческих критериев. Проще всего воспользоваться формулировкой, предложенной одним известным прокатчиком: антреприза — спектакль, выпущенный частным образом, основная цель которого — получение прибыли.
2. Сколько в России антреприз
Подсчитать число антрепризных контор практически невозможно, потому, что они часто меняют названия: существуют под одним именем три года, а потом, когда на них наезжает налоговая инспекция, меняют вывеску. Сохраняют свое имя только самые солидные и стабильные предприятия, основанные бывшими выпускниками РАТИ — ГИТИС вроде Независимого Театрального Проекта Эльшана Мамедова или Арт-партнер ХХI Леонида Робермана и Анны Костюковой. К тому же бывает, что фирма (или несколько фирм) выпускает копродукцию с государственным театром. Спектакль идет под шапкой театра, но до конца не является его собственностью, так как право на него принадлежит каким-то продюсерским фирмам. Это, естественно, не афишируется.
3. Почему в провинции почти нет антреприз?
Фактически они есть. Просто антрепризная продукция в провинции почти всегда делается под грифом государственных театров. А чтобы ездить по городам и весям, директор местного театра может открыть контору Рога и копыта — и она за 10 рублей возьмет его спектакль на гарантию.
4. Репетиционный период антрепризного спектакля
От полутора месяцев до одной недели.
5. Цены
Ценовой потолок — 5000 рублей. Такие цены на билеты бывали у Lady’s Night (Независимый Театральный Проект, режиссер Виктор Шамиров), у Фигаро. События одного дня (Театральная компания Евгения Миронова, режиссер Кирилл Серебренников), у спектаклей Олега Меньшикова (Товарищество 814). Цены на Квартет с Алисой Фрейндлих, Олегом Басилашвили, Валерием Ивченко и Зинаидой Шарко доходят до 3.500 рублей (спектакль режиссера Сергея Пинигина идет под грифом БДТ, но права на него, как говорят, принадлежат театру только частично). Но это все — исключения из правила. Обычно цены на антрепризные спектакли не поднимаются выше 2500 рублей. А опускаются аж до 250. И даже ниже. Распространители билетов рассказывают о некоем полумифическом господине Васине, который продает комплекты билетов со скидкой. За триста рублей у него можно купить билет на антрепризный спектакль, получив в нагрузку билет на Смехопанораму. В афише таких смехопанорам обычно значатся имена давно почивших клоунов.
6. За какое время окупается средняя постановка?
Успешный спектакль может окупиться в ходе больших гастролей (20 спектаклей) в Америке или Израиле. Но бывает и так, что солидный с виду проект с самого начала плохо продается — и после5-7представлений его снимают с репертуара. Если проект не окупился и хозяин не может расплатиться из прибыли за аренду зала, он, как правило, платит свои деньги. Однако даже если он не рассчитался за аренду, в суд на такого горе-продюсера подают редко — это не выгодно и не принято.
7. Кто и куда ездит в России
В основном, на гастроли отправляются так называемые малобюджетные спектакли. Крупнобюджетные, чья гарантийная стоимость600-750тысяч рублей, может принять только большой город. Спектакль же с гарантийной стоимостью120-150тысяч рублей — любой уголок нашей родины. В Москве эти спектакли, как правило, не играются. В них практически отсутствуют декорации, костюмы — из подбора. Кроме того, с крупным спектаклем должны выехать человек тридцать — гримеры, костюмеры, осветители и проч. А обслуживать малобюджетный могут человек восемь. Поэтому приличный спектакль едет в областной центр, а неприличный — в любое место, где есть Дом культуры. Кадка с пальмой заменит декорации, свет будет поставлен кое-как, реквизит перевезут как ручную кладь. Цены на такое зрелище колеблются от 100 до 700 рублей. Выгоднее всего ездить по Сибири, на Украину (Харьков — Киев — Одесса — Днепропетровск — Николаев). Есть еще маршрут: Краснодар — Ростов- на-Дону — Таганрог. В Крым антрепризы стараются не ездить — там слишком бедно. В Сочи по традиции востребована только эстрада. Ездят антрепризы также в Самару, Саратов и Тольятти, но публика там куда более требовательна, так что с тремя чемоданами декораций туда лучше не соваться. Прилично заработать можно на гастролях в Хабаровске и Владивостоке, но чтобы отправиться туда, нужен спонсор, который оплатит проезд и перевозку.
8. Продолжительность жизни антрепризного спектакля
Средний срок жизни крепкой постановки — четыре года. Лет пять подряд самым успешным спектаклем были Lady’s Night. Коллекция Пинтера (театральное агентство Арт-мост, режиссер Владимир Мирзоев) шла с аншлагами и того больше — лет7-8.Сейчас самым успешным является Фигаро. События одного дня. Однако, как считают распространители билетов, и Фигаро (премьера — декабрь 2006), и Lady’s Night (премьера — октябрь 2002) доживают последний сезон — ажиотаж вокруг этих представлений стал падать. По нынешним ценам билеты на них будут продаваться еще максимум год. Потом надо либо снимать спектакли, либо резко снижать цены. Стабильно высоким спросом пользуются спектакли с участием Марии Ароновой — Приворотное зелье, Свободная пара (Арт-партнер ХХI), Маленькие комедии (продюсерский центр Оазис) и другие. Удачным проектом оказался Лунный свет, медовый месяц — режиссерский дебют Татьяны Догилевой (театральное агентство ЛеКур). Очень долго жили питерский спектакль Интимная жизнь с Михаилом Боярским и Ларисой Луппиан и московская Овечка с Инной Чуриковой в постановке Бориса Мильграма, выпущенная продюсером Олегом Березкиным. Другой долгожитель — спектакль Старая дева, поставленный тем же Мильграмом и опять же с участием Инны Чуриковой. Замечено, что практически никто из продюсеров не стремится закрыть спектакль красиво, на гребне успеха. Кроме Олега Меньшикова, который только так и поступает со всеми своими постановками.
Значение слова «антреприза»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Примером современной театральной компании, работающей на антрепризной основе, является «Арт-Партнёр XXI» и «Театральное товарищество 814». В современном театральном мире многие европейские и мировые театральные коллективы переходят на систему антрепризной самоорганизации, что не обязательно является признаком коммерческой доминанты их деятельности. Росту независимых антрепризных коллективов в мире способствовала реформа в финансировании учреждений культуры и возможность получения грантов и дотаций со стороны государства как отдельным режиссёрам, продюсерам, актерам или перформерам, так и организациям, занимающимся созданием и прокатом антрепризных спектаклей.
АНТРЕПРИ’ЗА, ы, ж. [фр. entreprise] (театр.). Эксплоатация частного театрального зрелищного предприятия. Держать антрепризу.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
антрепри́за
2. устар. начинание; затея ◆ 13 / VI–43 Мой расчёт не оправдался, план рухнул, антреприза потерпела крах. Г. С. Эфрон, Дневники, Т. 2, 1941–1943 гг. г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова погранзастава (существительное):
Антреприза и репертуарная театральная организация. Чем они похожи и чем отличны? Давайте ответим на этот вопрос вместе, разобрав, что такое театр антрепризы и репертуарный.
Посмотрим теперь на конкретные особенности этой театральной организации.
Особенности антрепризы
Определиться, что такое антреприза, нам поможет и знакомство с ее ключевыми особенностями:
Виды антрепризы
Театры антрепризы разделяются на два типа:
Антреприза в современном мире
В современном мире наблюдается тенденция перехода многих как европейских, так и мировых театров на антрепризную политику. В ряде случаев это не является признаком того, что получение прибыли стало отныне их главной целью.
Во многих странах имела место быть реформа финансирования учреждений культуры. В ходе нее независимые антрепризные театральные труппы стали иметь право на получение дотаций и грантов от государства. Притом правомочием на такую материальную поддержку стали обладать не только актеры, режиссеры, перформеры, продюсеры, но и организации, которые делают возможным создание и демонстрацию спектакля.
Антреприза изнутри
Давайте посмотрим, как выглядит российский театр антрепризы во мнениях тех, кто связан с этой сферой искусства:
Примеры антрепризных театров
Несмотря на такую нерадостную ситуацию, что такое антреприза в России сегодня хорошо известно. Перечислим таковые театры в Москве:
Репертуарный театр
Стационарный (имеющий еще и свое постоянное пристанище) репертуарный театр более всего характерен для нашей страны и государств Восточной Европы. Поэтому мы называем его просто словом театр, без конкретизирующего прилагательного. В других же странах порой большей популярности добивается антрепризное театральное дело, бродвейский театр.
История репертуарного типа театра
Первые театры, которые можно отнести к репертуарным, появились в Англии в XIX веке:
В Российской империи на рубеже XIX-XX столетий работало множество именно репертуарных театров:
К этому числу прибавлялось порядка 300 антреприз и театральных товариществ.
Ключевые отличия
Мы разобрали, что такое антреприза и репертуарная организация театра. Давайте перечислим основные их различия:
Из истории русской антрепризы
Расцвет частных театров в России пришёлся на вторую половину XIX, он стал альтернативой репертуарным театрам: императорскому Мариинскому, Александринскому, Малому. Уже участие в таких спектаклях Веры Комиссаржевской, Марии Ермоловой говорят само за себя.
Известный антрепренёр Фёдор Корш, по сути, открыл Антона Чехова как драматурга, предложив ему написать пьесу для своего театра. «Русские сезоны» Сергея Дягилева – золотое время русской антрепризы.
Новый театр воплощал новые идеи, давал возможность актёру заработать и проявить себя. Но увы, не всегда талант антрепренёра выходил победителем в борьбе за пристрастия зрителей.
Фёдор Корш, владелец Русского драматического театра, строил репертуарную политику на пьесах комедийного содержания. Театралам не нравился грубый фарс и лёгкая пошлость постановок. Они презрительно называли их «коршевская пьеса». Владельца знаменитого театра это абсолютно не смущало. Он придумал «утренники», дававшие возможность посмотреть те же спектакли студентам, гимназистам, мелким чиновникам и представителям низшего сословия за почти символические деньги. Театр приобрёл репутацию народного. Корш знал, что делает. Репертуар позволил привлечь зрителя и средства, а дальше, дальше он брался за серьёзные постановки. На прекрасно оснащённой всеми техническими новинками сцене играли Ибсена, Зудермана, Ростана, Мирабо, Биссона. Казалось, Корш понимает всех: зрителя, режиссёра, актёра, полностью контролирует ситуацию, но в 1898 году появился МХАТ. Капризные театралы отвернулись от новатора и отдали свои сердца Станиславскому. Былую славу театру вернуть не удалось. Русская антреприза в лучших своих проявлениях сдала позиции. Позже власть советов национализировала частные театры.
Что такое антреприза?
Репертуарный театр и антреприза:
У обычного театра есть:
Новая жизнь русской антрепризы
Классический пример возрождения российского антрепризного театра в лучших традициях – Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» Миронова. В 1988 году его создал актёр Рудольф Фурманов, первый продюсер времён перестройки. Но поначалу возникла «Концертная студия театральных актёров», у которой не было крыши над головой, только хорошие идеи и настоящие актёры.
Где живёт театр Андрея Миронова?
После нескольких лет «кочевого» существования театр стал оседлым. Он размещается на Большом проспекте Петроградской стороны в доме 75, недалеко от станции метро «Петроградская».
Необыкновенная судьба дома с башнями
У здания своя судьба и история. Оно досталось театру благодаря стараниям Фурманова. Нашлись документы, доказывающие принадлежность части дома деду Андрея Миронова.
Его построил для себя в самом начале позапрошлого века известный инженер Карл Рубинштейн. Андрей Белогруд, приверженец итальянского средневековья в архитектуре, работал над фасадом. Отсюда и шестигранные башни, орнаменты балконов, стрельчатые арки, причудливость форм окон.
Театр Андрея Миронова: история. Спектакли, адрес
Петербуржцы ласково называют его театром-домом. Здесь можно посмотреть бенефисы ведущих актёров Питера и Москвы, спектакли о гениальных актёрах минувшего столетия. 2017 год театр начал пьесой Фурманова «Ах, какая это была удивительная игра!», посвящённой столетию со дня рождения актёра БДТ Евгению Лебедеву. В новом году покажут премьеры «Маленьких трагедий» Пушкина и «Бесов» Достоевского. Как уже отмечено, адрес театра: Малый проспект Петроградской стороны, 75/35.
Что собой представляет театр
Разберемся подробнее, что же собой представляет антреприза Андрея Миронова. Народный артист соединил в своих ролях искромётность бурлеска, буффонады, классического водевиля, элегантность и виртуозность. Вся его творческая жизнь – стремление уйти от банальных стереотипов, тонкое понимание драматизма жизни и искусства.
Зрители о театре
Найти зрительские отзывы о театре-доме в Санкт-Петербурге несложно. Людям нравятся небольшой уютный зал и домашняя атмосфера театра Андрея Миронова. Большинство называют театр «Русская антреприза» Андрея Миронова внимательным. Здесь к зрителю относятся как к дорогому гостю все: билетёры, гардеробщицы, администрация. Каждая деталь продумана до мелочей. Внимательно и с любовью подобраны репертуар, актёрский состав.
Многие полагают, что сюда надо прийти за час до спектакля: послушать песни Андрея Миронова, звучащие в фойе, вглядеться в фотографии любимых лицедеев, попить чай, проводить глазами знакомого актёра.
С 2011 года театр-антреприза Андрея Миронова гастролирует. Его спектакли видели в Москве, Тбилиси, Дрездене, Марселе, Белграде. В новом 29-м сезоне зрителю покажут премьерные спектакли по малоизвестной пьесе Максима Горького «Фальшивая монета», «Бесы» по роману Достоевского и «Соломенная шляпка» по водевилю Эжена Лабиша.