Антропологические данные детей что это
Антропометрические данные человека. Для чего они нужны?
Антропометрия – метод научного исследования, который позволяет проследить связь изменения размера и формы частей тела, чтобы выделить некоторые гендерные, расовые, возрастные особенности у человека. Потребность в антропометрических измерениях обусловлена существованием трансгрессивного феномена. Это означает, что возможно усиленное проявление каких-либо характеристик у определенного поколения, по сравнению с предыдущим. Одним из видов трансгрессивного феномена является акселерация – то есть раннее половое развитие у детей. Так, нормальным возрастом появления менструации у девушек в ХХ столетии был период с 14 до 16-17 лет. Сейчас же это не является нормой, и начинается она обычно в 12-13 лет, хотя выделить однозначно определенный период все же невозможно.
Антропометрические данные используют не только в науке и медицине, но и в криминалистике. Большой популярностью пользуются отпечатки пальцев, которые применяются для распознавания личности, метод с названием «Бертильонаж».
Какие данные являются антропометрическими?
Антропометрические данные детей
Для удобства вычисления отклонений в развитии от нормальных показателей пользуются специальными таблицами. Вообще, антропометрическими параметрами для детей руководствуются врачи для анализа физического формирования организма у ребенка, родители – для удобства выявления отклонения, проявляющегося в задержке или, наоборот, ускоренном развитии. Преимуществом перед математическими исчислениями является ненадобность самостоятельного вычисления данных по формулам. Таблицы довольно точно определяют отклонения от нормы, а также учитывают отдельные особенности: пол и возраст. На протяжении первого года жизни ребенка антропометрические данные измеряют каждый месяц, с года до трех – каждый квартал, от 3 лет до 7 – каждые полгода, а с 7 лет – раз в год.
Оценка развития ребенка до 1 года
В первые 12 месяцев жизни оценка делается таким образом.
Оценка физического развития ребенка в дошкольный период
Антропометрические данные в детском саду у ребенка считаются нормальными при следующих условиях.
Антропометрические данные человека
Не секрет, что каждая страна имеет свои отличные средние антропометрические данные, обусловленные внешними факторами: образом жизни, климатом, питанием населения и т. д. Так, в Соединенных Штатах Америки усредненный рост у мужчин составляет 175,5 см, во Франции – 175 см, в Германии и Великобритании – 172,5 см, а в Японии мужчины самые низкорослые – всего 163,5.
Для вычисления идеального веса можно воспользоваться формулой Брока: люди моложе 40 лет должны отнять от своего роста 110, и они получат число, соответствующее оптимальному количеству килограмм. А люди старше 40 лет отнимают от роста 100.
Так зачем же придумали антропометрические данные? Они используются в медицине и для исследований ученых. Не расстраивайтесь, если вы не вписываетесь в рамки некоторых усредненных параметров или стандартов. Это всего лишь цифры.
Антропометрия детей: алгоритм проведения
Физическое развитие ребенка обусловлено сложным комплексом наследственных и средовых факторов. Большинство нарушений в развитии дают о себе знать специфическими симптомами. Однако существуют заболевания, протекающие бессимптомно, и многие из них можно обнаружить лишь по нарушениям роста и пропорций тела. Для этой цели разработана унифицированная методика измерений – антропометрия. Антропометрия детей дает возможность на ранних стадиях выявить отклонения и предупредить серьезные нарушения в развитии.
Антропометрия – метод измерений физических пропорций и телосложения. Для оценки ребенка по этому методу используется комбинация показателей, которые можно условно разделить на основные и дополняющие.
Основные антропометрические показатели – это рост, вес, окружность головы и грудной клетки. Дополняющие – длина рук и ног, высота головы, пропорциональность телосложения. Антропометрия ребенка дает возможность оценивать как его актуальное развитие, так и динамику (при условии, что проводится регулярно), и сопоставлять полученные данные с нормой.
Ценность периодических измерений очевидна. Нарушение физического развития – важнейший признак неблагополучия ребенка и показатель для проведения углубленного обследования. Отклонения от нормы чаще всего связаны с другими аномалиями развития и влекут за собой не менее серьезные нарушения. Так, к примеру, недостаток массы тела негативно влияет на иммунитет ребенка в начале его жизни, поэтому у малорослых детей в первые 12 месяцев после рождения риск развития заболеваний вдвое выше, а риск смерти – выше вчетверо.
Периодичность проведения антропометрии для контроля за состоянием ребенка
В течение первого месяца жизни педиатр осматривает малыша каждую неделю, так как на этом этапе особенно важно выявлять все нарушения в развитии. Далее, если отклонений не обнаружено, антропометрия ребенка до года выполняется ежемесячно.
По достижении 12-месячного возраста организм стремительно идет в рост. В норме, на втором году жизни прибавка в весе составляет до 4 кг, в росте – до 15 см. Затем ежегодно малыш прибавляет по 2-3 кг. Конечно, эти показатели у разных детей будут отличаться – многое зависит от наследственности, от качества питания, от средовых факторов.
Алгоритм проведения антропометрии у детей нацелен, в первую очередь, на выявление грубых отклонений от нормы – сильного отставания в росте или весе, непропорциональности конечностей, чрезмерном наборе массы и т.д. Такие случаи требуют тщательного рассмотрения и консультаций специалистов: педиатра, эндокринолога, генетика. Особое внимание необходимо уделять весу. Слишком худые дети сильнее подвержены простудам, а чересчур полные – раннему развитию патологий сердца и сосудов.
На втором году жизни проведение антропометрии у детей выполняется раз в три месяца. Начиная с третьего года – раз в 6 месяцев, с четвертого и дальше – ежегодно.
Антропометрия в детском саду
Дети, посещающие дошкольные учреждения, могут проходить антропометрию в ДОУ. Антропометрия детей в детском саду выполняется медработником, используются ростомеры, весы и измерительные ленты.
Процедура проводится в первой половине дня, до еды. На детях должен быть минимум одежды, в идеале – легкая маечка и трусы. На весы и под ростомер они встают босиком. Полученные результаты заносятся в таблицу.
Примерный шаблон антропометрии в детском саду – это табличка, содержащая следующие колонки:
Конкретные показатели, вносимые в таблицу, могут отличаться в разных детских садах. Полученные результаты сравниваются со средней нормой и заносятся в журнал антропометрии. Для ведения журнала удобно использовать программный модуль «Медкабинет» Системы контроля деятельности образовательного учреждения. Он позволяет отслеживать данные физического развития детей в динамике. Кроме того, в программе разработано более 30 медицинских журналов, которые помогают следить за состоянием здоровья и заболеваемостью детей, контролировать диетическое питание и качество приготовления пищи, соблюдать нормы продуктов и санитарное состояние помещений.
Попробовать программу бесплатно можно здесь.
Алгоритм проведения анторопометрии в ДОУ
Рассмотрим более подробно измерение конкретных показателей.
1. Рост
Измеряется в положении стоя. Ребенок встает на площадку ростомера и выпрямляется, прислоняясь спиной к измерительной стойке. Медицинский работник ДОУ опускает на голову малыша горизонтальную подвижную планку, избегая сильного нажатия. Рост обязательно измерять в первой половине дня, поскольку ближе к вечеру тонус мышц снижается, дети устают, и их рост может незначительно уменьшаться.
2. Вес
Алгоритм антропометрии детей предполагает использование напольных весов, имеющих погрешность не более 50 г. Показатель массы тела не настолько стабилен, как рост, поскольку даже в течение суток может меняться в пределах нескольких сотен граммов. Измерение веса обязательно выполняется натощак, чтобы отразить реальное состояние массы тела ребенка.
3. Гармоничность развития
Технология антропометрии ребенка в детском саду помогает, помимо прочего, определить пропорциональность тела. Для этой цели используется специальный индекс Пинье, отражающий соответствие пропорций роста, веса и окружности груди принятым нормам.
Формула выглядит следующим образом:
ИП = рост (см) – (вес (кг) + окружность груди (см))
Стандартные показатели у детей:
Возраст | Мальчики | Девочки |
3 года | 25,7 | 27,1 |
4 года | 31,1 | 31,0 |
5 лет | 34,2 | 34,7 |
6 лет | 36,1 | 37,0 |
Чем индекс Пинье меньше, тем крепче телосложение.
Как правильно провести антропометрию ребенка?
Основными условиями технически корректной антропометрии являются следующие:
Выполняя антропометрию, важно помнить, что критерии нормы, приводимые в пособиях, ни в коем случае не являются жесткими. Значения параметров тела индивидуальны, и диагностическое значение имеют только резкие расхождения – с учетом региона, среды, климата, а также известных сотруднику ДОУ генетических факторов развития того или иного ребенка. Поэтому при выявлении незначительных отклонений не стоит торопиться с выводами и принимать меры – лучше понаблюдать. А вот наличие значительных расхождений является поводом к углубленному обследованию малыша.
Таблицы для оценки роста детей
Для оценки роста детей используются специальные таблицы (шкалы / кривые роста). Таблицы позволяют сравнивать антропометрические показатели ребёнка — вес, длину тела / рост, окружность головы — с эталоном. Каким эталоном?
В качестве эталона используются референсы или стандарты [1,2].
A. Таблицы / шкалы, основанные на референсах:
Б. Таблицы / шкалы, основанные на стандартах:
Измерение роста в динамике возможно выполнить только при хорошо спланированном личном контакте с детьми — проспективном исследовании, а данные прошлых записей об измерении роста вне наблюдения не могут расцениваться надёжными;
Таблицы-стандарты обладают бо́льшей точностью, так как измерения детям проводятся специально обученными сотрудниками с использованием хорошо откалиброванного оборудования.
1. Таблицы роста для детей грудного возраста
Паттерн роста детей зависит от вида вскармливания. Дети на грудном вскармливании имеют более быстрый рост в первые 6 месяцев жизни, а затем немного замедляются в росте. Дети, на искусственном вскармливании — получающие смесь — могут быть на нижнем пределе нормы в первые месяцы и/или иметь более быстрый рост после 3 месяцев [3].
Однако вне зависимости от вида вскармливания детей для оценки роста в возрасте 0—24 месяцев рекомендованы таблицы / шкалы ВОЗ.
Таблицы ВОЗ 0—24 месяцев являются стандартом. Для составления этих таблиц использованы данные доношенных детей, находящихся преимущественно на грудном вскармливании, рождённых у некурящих матерей. А также все дети были рождены в 6 разных странах и принадлежали к разным национальностям, что обуславливает мультинациональность таблиц.
Таблицы / шкалы ВОЗ являются лучшими для оценки роста детей, однако неидеальными.
Таблицы ВОЗ (0—24 месяца):
Подробнее об особенностях таблицы / шкалы ВОЗ в статье «Таблицы для оценки роста новорождённых и грудных детей». Скачать таблицы ВОЗ можно ниже во вкладке «Дополнительные материалы».
2. Таблицы роста для детей раннего и дошкольного возраста
В возрасте 24—59 месяцев для оценки роста ребёнка могут использоваться шкалы ВОЗ (2—5 лет) или CDC (0—19 лет). Особой разницы в методологии их создания и способов статистической обработки данных нет. Обе шкалы являются референсами — для их создания использованы измерения роста детей из амбулаторных карт детей / записей из регистров.
Таблицы ВОЗ
Таблицы CDC
Таблицы CDC плохо подходят для оценки роста у детей первых лет жизни — в их основе только малое количество данных, полученных от младенцев, и, что немаловажно, большинство этих младенцев находились на искусственном вскармливании [4,5] (см. вкладку).
Кроме того, таблицы CDC склонны к гиподиагностике ожирения и гипердиагностике гипотрофии из-за широкой распространённости избыточной массы тела среди детей в Америке [2,5].
3. Таблицы роста для детей школьного возраста
Для детей старше 5 лет могут использоваться шкалы ВОЗ 5—19 лет или CDC 0—19 лет. Однако, стоит учитывать существенные недостатки таблицы CDC (см. выше).
4. Таблицы роста для детей с патологией
Для детей с особыми состояниями (синдром Дауна [6], ахондроплазия [7] и пр.) существуют специальные таблицы для оценки роста. Однако количество нозологий значимо больше, чем количество разработанных специальных таблиц, и при отсутствии последних у детей с отклонениями в состоянии здоровья рекомендуется использовать таблицы ВОЗ в соответствии с возрастом [8].
Как часто измерять рост и массу у детей?
Не существует единого графика, принятого в международном сообществе. Обычно оценка показателей роста детей проводится при посещении детского врача — во время профилактического осмотра, вакцинации, обращения при болезни. Однако в ряду стран всё же имеются определённые рекомендации относительно частоты измерений показателей роста детей и ознакомиться с ними можно в локальном приказе по плановой диспансеризации.
Антропологические представление о развитии ребенка
Индивидуальное развитие – онтогенез – разделяется на пренатальный (стадии эмбриона и плода) и постнатальный. В последнем наиболее четко разграничиваются рост и развитие, зрелость и старение, однако в пределах каждой из этих крупных фаз выделяются более дробные, так что их общее число может колебаться от 3 до 24. В основе таких периодизаций обычно лежат комплексные критерии (морфофункциональные, психологические и социологические).
Краткая характеристика основных этапов периода развития, выделяемых в соответствии с возрастной периодизацией, принятой для медико-биологических исследований в нашей стране.
Новорожденность (0-10 дней). Время вскармливания ребенка молозивом. Новорожденный человек в целом менее «зрелый» и более беспомощный, чем новорожденный шимпанзе, который соответствует примерно 4-5 – месячному ребенку. В абсолютных цифрах вес мальчика составляет в среднем 3400-3500 г, девочки – 3250-3400 г.
Грудной возраст (10 дней – 1 год) – от перехода к питанию «зрелым» молоком до прорезывания первых молочных зубов. Наиболее интенсивный рост: за год длина тела увеличивается примерно в 1,5 раза, удвоение веса происходит к 4-5 месяцам.
Раннее детство (1-3 года). Завершение прорезывания молочных зубов, резкое падение интенсивности роста. Замена «детской» речи «взрослой», зарождение самосознания.
Первое детство (4-7 лет). У многих детей наблюдается небольшое ускорение роста («первый ростовой скачок»), появление первых постоянных зубов и к концу периода – еще слабых признаков полового диморфизма. Начало формирования самосознания, половой идентификации (осознание пола), первоначальное становление личности.
Второе детство (8-11 лет у женщин и 8-12 лет у мужчин). Завершение прорезывания постоянных зубов, кроме «зубов мудрости». Начало полового созревания и усиленного роста тела в длину, прежде всего у женщин. Осознание места в системе общественных отношений, развитие внимания и произвольной памяти.
Подростковый период (12-15 лет у женщин и 13-16 лет у мужчин). Период интенсивного полового созревания (пубертатный). Характерен пубертатный скачок роста («второй ростовой скачок»), раньше у женщин. Бурные морфофункциональные сдвиги, затрагивающие все основные системы организма. Интенсивное интеллектуальное развитие (самоанализ, самовоспитание), личностная и эмоциональная нестабильность, более высокая половая идентификация.
Юношеский возраст (16-20 лет у женщин и 17-21 год у мужчин). Окончание роста и формирования организма. Период стабилизации личности и самоопределения. Формирование мировоззрения.
Важнейшее значение в биологическом и социальном созревании человека имеют «критические периоды» онтогенеза – раннее детство, на которое приходится начало формирования речи и сознания; препубертас, совпадающий с началом школьного обучения, и пубертас, включающий время наиболее значительных изменений в морфофункциональном и психологическом статусе растущего человека. Эти две стадии вместе составляют самый длительный и ответственный период восходящей фазы онтогенеза – перипубертатный. Его границы до некоторой степени условны; обычно они охватывают второе детство и подростковый период, частично – первое детство и юношеский период.
Специфика этого этапа онтогенеза человека – выделение особой препубертатной стадии – «адренархе». В основе адреналовой фазы – созревание сетчатой зоны коры надпочечных желез, вырабатывающей мужские половые гормоны – андрогены.
В перипубертатном периоде происходит интенсивное созревание основных регуляторов жизненных функций организма, прежде всего нейро-эндокринной системы. Для этого периода считаются характерными усиление подкорковых влияний и ослабление деятельности коры, нарушения вегетативной сферы, повышенная возбудимость и эмоциональность, особенно у женщин.
Наиболее существенные сдвиги организма подростка происходят под воздействием половых гормонов, которые существенно влияют на рост, обмен веществ, состав тела, пропорции, показатели крови, мозг и поведение.
Консультация для родителей «Антропометрия детей дошкольного возраста»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Оценка физического развития детей проводится при каждом обязательном медицинском профилактическом осмотре ребенка (обычно, съем антропометрических данных проводится 2 раза в год). Медицинской сестрой выполняются антропометрические измерения (взвешивание, измерение роста). Дополнительно могут использоваться измерения окружности головы и грудной клетки. Полученные данные наносятся на соответствующие графики физического развития, которые заполняются отдельно для мальчиков и девочек. Это дает возможность увидеть тенденцию физического развития ребенка за определенный период времени и выявить проблемы физического развития. Также необходимо обратить внимание на динамику показателей за период наблюдения за ребенком.
Оценка физического развития детей проводится на основании результатов антропометрических исследований, путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПРАВИЛЬНО
ВЕС И РОСТ РЕБЕНКА.
Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных признаков, позволяющих определить запас физических сил, выносливость и работоспособность организма.
ДЛИНА ТЕЛА – наиболее стабильный показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме.
Если рост отстает от должного на 20%, необходима консультация эндокринолога. Длина тела (рост) у дошкольников служит одним из критериев соматической зрелости, а также является основанием для правильной оценки массы тела и окружности грудной клетки.
Для определения соответствия роста возрастным нормам можно воспользоваться следующими формулами:
Рост мальчика = ( 6 х возраст ) + 77
Рост девочки = ( 6 х возраст ) + 76
МАССА ТЕЛА отражает степень развития костной и мышечной систем (внутренних органов, подкожной жировой клетчатки) и зависит как от генетической заданности, определяющей конституционные особенности ребенка, так и от факторов внешней среды (в том числе и от физической нагрузки).
Масса тела может рассчитываться по формулам:
2 х возраст + 9 ( для детей от 2 до 5 лет )
3 х возраст +4 ( для детей от 5 до 12 лет )
Превышение массы тела на 10% называется ожирением и требует коррекции. Задержка или отсутствие приростов соматических размеров тела, а более всего отрицательные сдвиги в массе тела свидетельствуют о неблагоприятных изменениях физического развития и требуют принятия мер, в частности рационализации двигательного режима ребенка.
Одним из показателей физического развития является окружность груди.
Средние показатели окружности грудной клетки