Антропология что изучает простыми словами
Значение слова «антропология»
[От греч. ’άνθρωπος — человек и λόγος — учение]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Расоведение — один из основных разделов антропологии посвященный исследованию рас человека (проблемы классификации современных рас, их географическое распространение, историю формирования и т. д.).
АНТРОПОЛО’ГИЯ, и, мн. нет, ж. [от греч. anthrōpos — человек и logos — учение]. Наука о человеке, как явлении природы, естественной истории.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
антрополо́гия
1. комплексная научная дисциплина, изучающая происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас и вариации физического строения человека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отмашка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое антропология: понятие, предмет изучения, методы
Приветствую Вас, друзья!
Среди огромного количества современных наук одной из самых сложных и многогранных является антропология – комплексная наука, изучающая людей и всё, что связано с их происхождением, существованием и жизнедеятельностью. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет и что конкретно изучает, а также рассмотрим историю её развития и входящие в неё дисциплины.
Что такое антропология?
Антропология – это комплексная наука о человеке, включающая в себя большое количество различных научных дисциплин. Она изучает всё, что связано с человеком: его происхождение, особенности поведения в природе и обществе, морфологические различия, половые, возрастные, этнические и прочие особенности. Термин «антропология» образован от греческих слов ἄνθρωπος (антропос – человек) и λόγος (логос – наука).
Антропология является областью естествознания, но при этом имеет двойственную природу, связанную с тем, что человек представляет собой не только биологическое существо, но и социальное. Сложно представить себе существование человека вне общества. Если для любого другого животного не так важно, в каких условиях оно выросло, в развитии человека принципиальное значение имеют окружение и прочие социально обусловленные факторы.
Характерной особенностью антропологии является разнородность входящих в неё дисциплин. Многие из них находятся ближе к другим наукам, чем друг к другу. При этом характерная особенность антропологических дисциплин заключается в том, что они сосредоточены на сравнении конкретных свойств человека или общества в разных обстоятельствах.
Объект и предмет изучения антропологии
Антропология изучает человека на двух уровнях: индивидуальном и популяционном. Индивидуальный уровень подразумевает изучение человека и особенностей его поведения в рамках социальной группы, а популяционный – изучение всей человеческой популяции, её развития и взаимодействия с окружающей средой. И всё же ключевым звеном в обоих случаях является человек.
Таким образом, объект изучения антропологии – это человек. Предметом изучения является процесс формирования биологических, культурных и социальных особенностей под влиянием внешних факторов разной природы.
Методы антропологии
В своих исследованиях антропологи используют следующие методы:
История развития антропологии
Человеческая природа всегда интересовала исследователей, поэтому антропологию можно считать одной из древнейших наук. По мере накопления знаний необходимость их систематизации становилась всё более очевидной. И в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристотель создал новую науку, изучающую духовную сторону человеческой природы, которую назвал «антропологией». При этом исследования человеческой природы встречаются в трудах Сократа, Анаксимандра и других философов, живших задолго до Аристотеля.
Вплоть до средних веков антропология оставалась наукой о духовной природе человека. И только в средневековой Европе в рамках данной дисциплины возникло направление, изучающее физическую природу человека. Современное понимание того, что такое антропология, сложилось в XVIII, когда эта дисциплина приобрела популярность как учение о душе и теле. Она подразумевала изучение биологических особенностей человека, его духовных качеств и социального поведения.
В начале XIX века антропология стала развиваться гораздо активнее, постепенно выделяясь в самостоятельную научную дисциплину. Её бурное развитие объяснялось тем, что в научной среде значительно возрос интерес к происхождению человека и особенностям его природы. Антропология была необходима многим наукам, в частности, в ней нуждалась бурно развивавшаяся медицина. Примерно в середине XIX произошло окончательное становление антропологии в современном понимании.
Физическая (биологическая) антропология
Физическая антропология – это раздел антропологии, изучающий биологическую составляющую человеческой природы. Для исследователей, работающих в данной сфере, представляет интерес эволюция человека и морфологические различия, имеющиеся у представителей разных рас, полов и возрастов. Особый интерес представляют причины возникновения морфологических различий на популяционном уровне.
В рамках физической антропологии существует три раздела:
Из приведенного описания разделов очевидно, что они тесно взаимосвязаны между собой. Изучение антропогенеза позволяет понять, как и почему происходила эволюция нашего вида. Этническая антропология изучает, как отличаются между собой представители различных этносов и пытается понять, почему в ходе эволюции сформировались эти различия. Ей на помощь приходит морфология, которая изучает причины, приводящие к появлению различий в строении организма, физиологии и психике разных людей.
Культурная (социокультурная) антропология
Данный раздел антропологии изучает культурные различия между людьми, социальными группами и этносами, а также предпосылки для формирования этих различий. Иногда культурную и социальную антропологию рассматривают как два раздельных направления. Исследования показывают, что культурные особенности формируются в основном благодаря окружению, а не генетическим предпосылкам.
С точки зрения социокультурной антропологии, культура – это то, что помогает человеку очень гибко адаптироваться к окружающей среде и обществу, в котором он живёт. Таким образом, у человека есть два способа адаптации: генетический и культурный. На генетическом уровне он приобретает различные физиологические и психологические особенности, а на культурном получает знания, навыки и привычки, улучшающие его приспособленность к жизни в конкретном окружении.
Важнейшим инструментом культурной антропологии является так называемое включенное наблюдение – изучение исследуемого предмета в естественных условиях его существования. То есть, значительную часть деятельности антрополога составляет полевая работа, в процессе которой он на длительное время становится частью социальной группы, культуру которой изучает.
Отдельный интерес для социокультурной антропологии представляют субкультуры и причины их появления, а также напряженность, возникающая между ними и традиционными культурами. На более глобальном уровне социально-культурная антропология изучает причины конфликтов между отдельными культурами, которыми всегда возникали и продолжают возникать, несмотря на совершенно новый мировой порядок.
Заключение
Антропология – это наука, играющая значительную роль в формировании представления о человеческой природе и о проблемах, стоящих перед человечеством. Природа человека сложна и многогранна, из-за чего даже на современном этапе развития человеческого общества всё ещё возникают серьёзные конфликты между различными народами, религиями, культурами и социальными группами. Одна из важнейших задач антропологии заключается в том, чтобы понять причины негативных проявлений человеческой природы и по возможности минимизировать их.
Антропология — о чем эта наука, что и зачем изучает философская антропология
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Изучением человека занимались еще античные мыслители, но в отдельную науку все это оформилось относительно недавно.
Причем у антропологии есть много пересечений с такими науками, как этнография и археология.
Кроме этого отдельно выделяют философскую антропологию, которая охватывает еще и духовную жизнь человека.
Обо всем этом мы и поговорим в этой статье. Будет интересно.
Антропология — это.
Под антропологией понимается совокупность научных дисциплин, изучающих происхождение и эволюцию человека в естественной (природной) и искусственной (культурной) среде.
Поэтому антропология разделяется на два научных направления: биологическое (физическое) и социальное (культурное). В таком понимании термин был впервые употреблён Аристотелем.
В настоящее время многие учёные (в первую очередь английские и американские) включают в антропологию археологию и этнографию.
Существует и ещё одно ответвление – философская антропология, дающая философское и теологическое (религиозное) толкование человеческой сущности.
На это есть ряд причин, о которых будет сказано ниже.
Изучением строения человеческого тела и его отдельных органов занимались врачи и анатомы античной эпохи (Гиппократ, Гален и их последователи), однако формирование антропологии как самостоятельной науки началось только в середине XVIII века, когда К.Линней определил место человека в биологической классификации.
Немного позже Ж.Ламарк выдвинул гипотезу о происхождении людей от человекообразных обезьян, а Ч.Дарвин на её основе создал свою знаменитую теорию, принесшую ему мировое признание.
Всплеск интереса к антропологии ознаменовался расцветом антропологических обществ в европейских странах (Англия, Франция, Германия, Россия), которые стали не только научными, но и пропагандистскими центрами в данной области науки.
Под их эгидой и патронажем открываются музеи и выставки, проводятся лекции и семинары.
Антропология, археология и этнография
Многие цели археологической науки совпадают с задачами, которые ставит перед собой социальная антропология. Разница лишь в том, что археологи исследуют культуру и быт древних сообществ.
То есть, археолога можно охарактеризовать как антрополога, занятого изучением прошлого на основе археологических данных.
Более того, археологи путём теоретических методов увязывают обнаруженные находки (материальные свидетельства) с поведением человека и культурным уровнем его развития в тот или иной период.
Этнография изучает этнические группы, их происхождение, расселение, состав, материальную и духовную культуру.
Собранная информация используется для выведения законов, по которым развивалось человечество на низовых уровнях культуры. То есть, и здесь прослеживается тесное переплетение научных течений.
В то же время степень взаимовлияния трёх вышеупомянутых дисциплин оценивается по-разному. Это наглядно видно по названию академических институтов и кафедр российских (и не только) учебных заведений.
Так, в 1990-е годы институт этнографии АН СССР был переименован в институт этнологии и антропологии, в алтайском государственном университете есть кафедра археологии, этнографии и источниковедения, в СПбУ – кафедра антропологии и этнографии.
Одним словом, намудрили товарищи учёные так, что … ну, сами понимаете.
Философская антропология
Начало данному направлению положила работа М. Шелера «Положение человека в космосе», увидевшая свет в 1928 году.
Она охватывает духовную жизнь человека, характеризует его отношение к окружающему миру и к самому себе, определяет смысл его существования, одним словом, касается широкого круга вопросов человеческого бытия.
М.Шелер обосновал создание философской антропологии необходимостью объединения различных областей человекознания в целостную структуру, откуда вытекают дела и свершения человека, характеризующие его сущность и существование.
Рассуждения о том, «что есть человек, какова его природа и предназначение» охватывают такой широкий круг проблем, что позволяет говорить о философской антропологии как об обособленном исследовательском направлении.
М.Шелер упрекает западноевропейское общество в том, что философские, моральные и религиозные ценности отодвинуты человеком на задний план.
По его мнению, именно это явилось главной причиной кризисной ситуации в общественной жизни, а чтобы её преодолеть, этим ценностям надо вернуть то значение, которые они имели изначально.
Чтобы охарактеризовать нынешнее состояние философской антропологии, выделим три её главных направления:
Биологическое направление в философской антропологии
Философы-натуралисты исходят из того, что человек в первую очередь – существо биологическое, с присущими ему слабостями и инстинктами. А тот факт, что человек к тому же существо разумное, отодвигается на второй план.
При таком подходе получается, что человек – это всего-навсего высокоразвитое животное с характерными особенностями, а человечество в целом – просто этап в глобальном эволюционном процессе.
Апологеты биологического направления (прежде всего А.Гелен и К.Лоренц) считали, что жизнь в человеческих сообществах регулируется тремя основными инстинктами (что это?):
Из первого рождается идеология гуманизма (что это?), из второго – этика потребительства, на базе третьего образуется государство, обеспечивающее «закон и порядок».
Именно инстинкты определяют положение человека в социуме. Заслуживает внимания образное мнение К.Лоренца, сравнивающего человека с кораблём, который находится под управлением нескольких равноправных капитанов.
Если им удается достичь компромисса (это как?), корабль следует правильным курсом, если же нет – судно плывёт, образно говоря, «без руля и без ветрил».
Особая роль отводится инстинкту агрессии (вызванное злостью применение силы), который рассматривается как генетически врождённое свойство, отвечающее за сохранение рода и его «места под солнцем».
По мнению К.Лоренца, агрессию вызывает отклонение от общепринятых форм общения, поэтому чтобы избежать взаимного уничтожения члены сообщества вынуждены придерживаться установленных социальных норм (это как?) и моральных принципов.
В отличие от агрессии животных человеческая агрессия имеет тенденцию к возрастанию, что подтверждается непрекращающимися войнами, которые становятся всё более масштабными и жестокими.
И хотя инстинкт агрессии контролируется и подавляется разумом, он то и дело требует выхода. При современных видах вооружений, находящихся в распоряжении людей, потеря такого контроля чревата фатальными последствиями (это как?).
Итак, биологическое направление в философской антропологии видит сущность человека в его природном естестве и рассматривает его как «заложника» врождённых инстинктов, а культуру и социум – лишь как производные биологической природы.
Такой подход справедливо считают однобоким и неполноценным, так как он не учитывает другие важнейшие аспекты человеческой сущности и может использоваться как оправдание безответственности человеческих поступков. Мол, матушка-природа во всём виновата!
Социальная и религиозная антропология
Социальная антропология рассматривает человека и как создателя, и как продукт культуры.
Видный представитель данного направления немец Э.Кассирер выдвинул теорию, согласно которой жизнь человека протекает не только в естественной среде, но и в символическом мире, иными словами во «вселенной культуре», частью которой являются язык, искусство, мифы, религия.
Социальная антропология призвана помогать людям находить общий язык, лучше понимать друг друга, мирно разрешать конфликтные ситуации, эффективно взаимодействовать во всех областях материальной и духовной жизни.
В центре религиозной антропологии стоит образ Бога в человеке.
Выдающийся русский философ Н.Бердяев говорил, что без Бога теряется стержень внутри всякого человека, а в душе образуется вакуум, пустота.
Упразднив Бога, человечество создаёт себе нового кумира в лице сверхчеловека. На этой почве появляются «отцы народов», «великие кормчие», «фюреры» и иные диктаторы (это кто?) и деспоты, ставящие себя чуть ли не выше Творца.
Русская религиозная антропология исходит из того, что определяющим свойством каждого человека является духовность, где законы нравственности становятся сильней давления внешних обстоятельств.
Если сравнить нравственные нормы различных религий, то можно убедиться, что они отражают одни и те же ценности, такие как не убивай, не кради, не лги, почитай родителей и т.д.
А это значит, что Бог един, только предстаёт в разных ипостасях. Очень жаль, что человечество в большинстве своём не следует мудрым заповедям – жизнь наверняка стала бы лучше.
На эту тему написано немало научных трудов, сломано бесчисленное количество копий. Так что пытливому уму есть над чем поработать.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Больше всего мне импонирует теория Н.Бердяева. Именно он смог выразить сущность того, что у каждого человека есть душа. А если современные учёные-антропологи не смогли найти её до сих пор, это не значит что её нет. Вот увидите, в будущем её обязательно найдут в человеческом организме. Скорее всего находится она в мозге человека и его нервных ответвлениях, тянущихся по всему организму.
Конечно, у человека эволюционирует не только тело, но и сознание, если раньше люди были умными дикарями, то в определенный момент человек начал задумываться о таких вещах как нравственность, культура, эмпатия.
Да, человек придумал себе Бога и установил нравственные ориентиры, но стал ли человек от этого менее воинственным?
Нет, не стал, да и никогда не станет, такова человеческая природа.
Антропология
Антропология (от греч. anthropos — человек, и logos — слово, мысль) — это наука о человеке.
Она изучает происхождение человека, его физиологию, духовную и культурную составляющие человека, образование человеческих рас и обществ (т. е. социальный аспект).
Современная антропология как наука стала формироваться в 18–19 вв. Но первое упоминание термина приписывают ещё древнегреческому учёному Аристотелю (4 в. до н. э.).
Антрополог — это, соответственно, учёный, который занимается изучением биологического и духовного разнообразия человека.
Какие есть разделы антропологии?
Антропология изучает человека в целом, но у неё есть много разделов, и каждый отвечает за свою более узкую область.
В зависимости от того, чему уделяется большее внимание — биологическим характеристикам человека или его культурным признакам или расовой принадлежности — антропологию разделяют на направления:
Социально-культурная антропология
Изучает социализацию человека, то есть влияние социума на поведение индивида, объединение человека в общество — от первобытных до современных. Наука занимается также изучением культуры человека, его традиций, языка, религии.
Так как зачастую общности людей и их культурные ценности неразделимы, социальную и культурную антропологию объединяют в одно направление.
В России чаще применяют термин этнология. Это наука, изучающая отношения между этносами, различия между ними и то, как они сосуществуют.
Физическая (биологическая) антропология
Изучает строение тела и биологическое разнообразие человека. Путём исследований наука пытается выяснить, почему мы отличаемся друг от друга, а также пытается найти связь между нашим телом и личностью.
Учёные разбираются в:
Философская антропология
Изучает вопросы существования человека через философию. Пытается понять и осмыслить человека. Отвечает на такие вопросы, как: для чего существует человек, какая у него сущность и место в мире.
Философская антропология возникла в 20 веке. Она изучает идеи учений, которые предшествовали появлению этого раздела:
Медицинская антропология
Наука занимается исследованием здоровья и благополучия людей. То есть выясняет:
Этот раздел науки тесно связан с физической и социально-культурной антропологией.
Юридическая антропология (или антропология права)
Изучает социум людей через правовые источники. То есть каким образом человек создавал право в обществе и чем он при этом руководствовался.
Наука также изучает правовую культуру различных обществ. Она пытается ответить на вопрос, какая правовая система может соблюсти права человека и учесть при этом его интересы: социальные, национальные, исторические, возрастные, расовые, гендерные и т. д.
Методы антропологии
Собирая антропологические данные, учёные используют определённые методы и подходы к их анализу.
Антропология как наука
Антропология как наука
Нет ничего более интересного и важного для человека, чем он сам. «Познай самого себя», – учил древнегреческий мыслитель Сократ. Проблема познания человека пронизывает всю историю философии и естествознания. Сократ и Эпикур, Гиппократ и Спиноза, Линней и Дарвин, Кант и Энгельс – это лишь немногие в плеяде выдающихся ученых, для которых познание человека было необходимой, первостепенной задачей.
Среди всех наук есть одна, о которой не так уж много знают, хотя она о человеке, его облике в прошлом и настоящем и, конечно, в будущем, о многообразии человеческих индивидуальностей, о тех поразительных изменениях, которые претерпели многие поколения людей в процессе длительного развития. Это антропология – наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас; наука прошлого, настоящего и в какой-то мере будущего. Изучая настоящее, пытаясь проникнуть в прошлое, заглядывая в будущее, антропология стоит в центре человеческих знаний, и в этом заключена сущность ее необходимости и силы.
Итак, в широком смысле антропология – наука о человеке (от греч. anthr?pos – человек).
Предыстория развития науки о человеке достаточно велика. Антропологические знания накапливались постепенно, одновременно с общебиологическими и медицинскими, а антропологические воззрения и теории развивались в неразрывной связи с общественной и философской мыслью. Впервые термин «антропология» употребил Аристотель, древнегреческий философ и ученый, изучая духовное начало человека. Научные сведения о человеке встречаются в трудах античных философов: Анаксимандра, Демокрита, Эмпедокла, Сократа. Вопросы морфологии и анатомии человека, его места в системе природы, телесные различия в физическом типе отдельных народов, нравы и быт многочисленных племен и народов, с которыми сталкивались путешественники во время своих странствий, были предметом исследований многих ученых Древней Греции и Рима.
В трудах западноевропейских ученых термин «антропология» имел двоякое значение: как науки анатомической (о человеческом теле) и науки о духовной сущности человека. В начале XVIII в., когда слово «антропология» только начинало входить в повседневный научный обиход, оно означало «трактат о душе и теле человека». Впоследствии этот термин расшифровывался так же, объединяя всестороннее изучение человека: его биологические, социальные и духовные качества. В первые десятилетия XIX в. антропология еще не была самостоятельной наукой, даже определение термина «антропология» не было четко сформулировано. Однако многие сугубо антропологические вопросы, такие, как происхождение человека, расы и их различия, были в центре внимания общества, ученых и философов. Интерес к естествознанию, в частности к антропологии, зарождался у естествоиспытателей, врачей, передовой студенческой молодежи и у других групп людей прогрессивных взглядов.
Становление антропологии как науки в ее современном понимании относится к середине XIX в. В течение XIX в. и до наших дней во многих странах (Англия, Франция, США) распространена трактовка антропологии в широком смысле – как общей науки о человеке. Антропология в таком понимании подразделяется на физическую, или соматическую, и социальную, или культурную, т. е. этнографию.
В ХХ в. существенно изменилось положение антропологических наук в общей системе биологического знания. Прежде всего в качестве крупной антропологической науки сформировалась теоретическая медицина, аккумулировав важнейшие достижения биологических наук применительно к норме и патологии человеческого организма. Накапливались данные об отдельных классах природных свойств человека – это возрастная физиология, включающая учение о росте, зрелости и старении. Углубленное биохимическое, биофизическое, морфологическое, экспериментально-генетическое исследование возрастных особенностей позволяет рассматривать их как первичные свойства индивида.
Специальной дисциплиной является сексология, изучающая закономерности полового диморфизма в филогенезе и онтогенезе, включая сложнейшие психофизиологические характеристики этого диморфизма у человека, связанные с историей естественного разделения труда, брака и семьи, а также с воспитанием.
Соматология рассматривает конституциональную структуру телосложения человека как соединение гуморально-эндокринных и метаболических характеристик с более точным комплексным определением параметров морфологической структуры человеческого тела.
Типология высшей нервной деятельности составляет общую основу таких наук, как психология, медицина и педагогика. Физиологические и психологические исследования нейродинамических свойств человеческого организма способствовали познанию природных особенностей личности. Выявить взаимосвязи между первичными свойствами человека – основная задача современной прикладной антропологии. Выдвижение проблемы человека в центр всей современной науки связано с принципиально новыми взаимоотношениями между науками о природе и обществе, поскольку именно в человеке природа и история объединены бесчисленным рядом связей и зависимостей.
Из новых гуманитарных дисциплин следует отметить аксиологию – науку о ценностях жизни и культуры, исследующую важные стороны духовного развития общества и человека, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации.
На базе психологии, логики и теории познания, с одной стороны, нейрофизиологии и биофизики, с другой стороны, складывается эвристика – общая теория мыслительного поиска и творческого мышления человека. Пограничными дисциплинами являются психолингвистика, объединяющая психологию речи и общения с общей теорией языка, характерология, объединяющая психологию личности с социологией и этикой, а также все области прикладной психологии.
По сравнению с XIX в., когда с антропологией связывали весь комплекс научных знаний о человеке, предмет современной антропологии значительно ограничен проблемами антропогенеза, расогенеза и морфологией человека.
Раздел морфологии изучает индивидуальную и половозрастную изменчивость морфофизиологических признаков человека. Она включает учение о физическом развитии и конституции, вариациях телесных особенностей, соприкасается с анатомией человека, но в отличие от последней дает не обобщенное представление о типовом, усредненном строении органов и тканей человека, а характеристику половозрастной изменчивости отдельных структур в зависимости от этнотерриториальных и климатических влияний.
В морфологии человека выделяют соматологию, изучающую изменчивость тела в целом, и мерологию – учение об изменчивости отдельных органов. Основные задачи морфологии сосредоточились вокруг двух вопросов: теоретическое обоснование учения о физическом развитии и разработка методов стандартизации (соматология охарактеризована выше).
Раздел антропогенеза освещает проблемы происхождения и эволюции человека, рассматривает в сравнительном плане морфологию современного человека и его предков, историю становления человеческого общества. Этот раздел включает учение о современных и ископаемых обезьянах, эволюционную анатомию человека и палеоантропологию – науку о его ископаемых формах.
Раздел расоведения изучает формирование рас, расового состава и происхождение народов, их расселение и степень родства. В состав расоведения входит этническая антропология, но она имеет более узкое содержание. Речь идет о решении исторических проблем на основании изучения расового состава этнических общностей и определения характера генетических процессов в древних и современных популяциях. В связи с этим этническая антропология использует методы и данные естественных и гуманитарных наук.
Таким образом, современная антропология представляет собой раздел общей биологии, включающий естественную историю человечества, расоведение, генетику популяций современного человека, разнообразие морфологических типов, возрастные особенности человека и эволюцию его поведения.
Антропология – отрасль естествознания, которая занимает особое место среди биологических наук. Она изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и во времени, о законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих. Антропология как бы венчает собой естествознание. Но так как жизнь человека неразрывно связана с общественной средой, то и антропология, изучая человека, вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом специфика антропологии, сложность ее исследований, в этом заключается ее отличие от других биологических наук, ее непосредственная связь с историческими науками: археологией, этнографией, историей.
Для современной антропологии характерно исключительное разнообразие тематики, и в этом отношении она разделяет общую тенденцию современного естествознания. За сравнительно небольшой отрезок времени антропология достигла значительных успехов, многие вопросы, которые в недалеком прошлом казались трудноразрешимыми, нашли свое объяснение, стали значительно ближе к окончательному решению.
В сферу антропологических исследований постепенно включаются такие вопросы, как определение закономерностей роста и развития человека в соответствии с формированием его конституционального типа, характера, темперамента, выяснение механизмов наследования многих физических, умственных особенностей в зависимости от пола, возраста, социального положения, зонально-климатических условий. Задача антропологов – изучить популяции людей, дать биологическую и физиологическую характеристику тем группам, которые живут в экстремальных условиях, обследовать и сравнить различные этнические, возрастные, социальные группы в регионах, сходных по биологическим условиям.
Антропология интегрирует в себе опыт, накопленный различными человековедческими науками.
Изучение антропологии является важной составляющей для формирования у современного человека представления о проблемах человековедения в единстве исторического и логического аспектов, а также понимания сложности и многомерности природы человека, противоречивости пути «очеловечивания» индивида. Антропология выступает в роли некой базы для освоения накопленного человековедческими науками опыта.
Любой раздел антропологии так или иначе направлен на раскрытие определенного среза целостности человека, и именно только в этом он и может обрести свою специфичность в рамках общего антропологического направления гуманитарного знания. Иными словами, определить предмет антропологической дисциплины, означает определить тот срез целостного видения человека, на раскрытие и изучение которого эта дисциплина направлена.
В настоящее время оформился целый ряд антропологически ориентированных дисциплин, «региональных антропологий», изучающих отдельные «стороны» человека:
философская антропология – наука о сущности человека, его метафизической природе, о силах и способностях, которые движут им, об основных направлениях и законах его биологического, психического, духовного и социального развития;
педагогическая антропология – учение о человеке, формирующемся в сфере образования;
биологическая антропология исследует человека в его связях и взаимоотношениях с природным миром;
социальная антропология изучает социальные структуры и взаимодействие в них людей;
культурная антропология рассматривает особенности связи человека и культуры (устройство культуры, культурные институты, обычаи, традиции, быт, языки, особенности социализации человека в различных культурах);
психологическая антропология изучает психологию человека в ее специфике, ориентированной на понимание его сущностных психологических характеристик;
антропология техники – это философское раскрытие бытия человека в мире техники, проявление человеческой природы через нее.
Специфический комплекс проблем выделяется в юридической, медицинской, исторической антропологии. Существуют и такие формы ненаучного познания человека, как религиозная и художественная антропология.
Таким образом, современная наука охватывает разнообразные отношения и связи человека с миром. Человек изучается и как продукт биологической эволюции – вид homo sapiens, и как естественный индивид с присущей ему генетической программой, и как субъект, и как объект исторического процесса – личность. Важное значение имеет исследование человека как основной производительной силы общества, субъекта познания и управления, предмета воспитания и т. д.
Многообразие аспектов человекознания – специфическое явление современности, связанное с прогрессом научного познания и его применением к различным областям социальной практики. Система теоретического и практического человекознания для будущего человечества не менее важна, чем фундаментальные науки о природе. Проблема человека становится общей проблемой науки в целом, включая точные и технические науки. Возникают новые пограничные дисциплины и таким образом объединяются области естествознания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
1. История педагогики как наука
1. История педагогики как наука 1.1. Исторический экскурс. Впервые педагогический материал становится частью научных исторических исследований в XIX в. С тех пор история мировой педагогики становится постоянной и неотъемлемой дисциплиной в корпусе педагогических
Наука чистить зубы
Наука чистить зубы Ребенок должен чистить зубы, по крайней мере, раз в день. Вот советы, как покончить с препирательствами по этому поводу и включить чистку зубов в заведенный порядок.? Формируйте эту привычку как можно раньше. У ребенка от полугода до года очищайте десны и
14 Ношение ребенка: искусство и наука носить своего ребенка
14 Ношение ребенка: искусство и наука носить своего ребенка Матери беспокойных детей, которых мы встречаем в нашей практике, подписались бы под заявлением: «Пока я ношу своего малыша, он спокоен». Наблюдая, как родители все больше и больше пользуются преимуществами