Антропософская медицина это что такое
Антропософская медицина
Антропософская медицина это одно из направлений альтернативной медицины. Она очень близка по своим подходам к гомеопатии.
К этой группе альтернативной медицины можно отнести такие направления:
Основоположником антропософии является австрийский ученый и философ Рудольф Штайнер.
Антропософская медицина считает неэффективным подходы, когда ограничиваются лечением какой-то одной болезни или какого-то одного органа. Антропософия рассматривает человеческий организм как единое целое и качественно вылечить его, не касаясь эмоций, психологического и духовного состояния, не представляется возможным.
Антропософия доктора Штайнера
Это направление появилось совсем недавно, более ста лет назад в начале 20 столетия. В одних источниках называют дату 1920 год, в других более ранние сроки.
Идеологом данного направления является Доктор Рудольф Штайнер, который никогда не выступал в роли лечащего врача. По своему образованию и виду деятельности он был философом.
Штайнер принимал подходы и достижения современной медицины, но в то же время считал, что лечение будет более эффективным, если применять подходы антропософской медицины.
Кроме этого своими реформаторскими теориями Штайнер заложил фундамент для развития вальдорфской и лечебной педагогики, которые основываются на идеях антропософии.
Детищем учения доктора Штайнера считается и ботмеровская гимнастика, как свободное и осмысленное обращение с человеческим телом.
Ботмеровская гимнастика предполагает не слишком большие нагрузки на тело, но в то же время учит человека прислушиваться к его посылам и сигналам.
Труды этого незаурядного человека кроме вышеперечисленного дали толчок для развития эвритамии и новым направлениям в искусстве.
Свое развитие это направление альтернативной медицины получило в таких странах как Швейцария, Австрия, Германия, Голландия, Италия и других.
Суть антропософской медицины
Антропософская медицина или антропософия изучает организм человека с трех сторон:
Термин антропософия в переводе с греческого означает: antropos (человек) и sophia (мудрость).
Антропософия подходит к человеку как целостной системе, которая состоит из множества звеньев и блоков. Эти звенья связаны между собой и оказывают влияние друг на друга.
Кроме этого сам человек является частью вселенной, постоянно находится в контакте с Макрокосмосом, сам участвует в процессах, которые там возникают.
Учение об антропософской медицине утверждает, что в человеке основным стержнем является его духовная природа, а не тело и даже не душа. Эта природа изначально не может быть подвержена никаким заболеваниям.
Болезни рассматриваются как стимул к развитию духовной природы человека. Они подталкивают его к самопознанию своего внутреннего Я и поиска жизненного пути.
Болезни считают не наказанием, а прямым указанием к изменениям.
Антропософия и православие
В православии подходы этого вида альтернативной медицины полностью отвергают, поскольку считают их безбожными и оккультно-мистическими.
Эта теория относится к Богу, как к чему-то второстепенному, не признают в нем создателя мира. Человек, с точки зрения антропософии, появился в результате взаимодействия неких космических энергий.
Поэтому православие относится к антропософии как к секте с медицинским уклоном, которая уводит людей от Бога и божественного начала.
Сходство гомеопатии и антропософии
Подходы в лечении людей этих направлений во многом схожи. Гомеопатия и антропософия лечат не саму болезнь. А стараются устранить причины, которые привели к заболеванию, рассматривают организм человека как цельную неделимую систему.
При лечении человека применяются лекарственные препараты природного происхождения, при приготовлении которых применяются методы потенцирования и последовательного разведения.
В некоторых случаях для лечения заболеваний используются одни и те же препараты и гомеопатами, и антропософами.
Отличия гомеопатии и антропософии
Лекарственные средства антропософской медицины отличаются от гомеопатических способом их приготовления.
В антропософии препараты проходят стадию ритмизации, во время которой подвергаются воздействию природных сил:
Прием антропософских препаратов также отличается более строгими правилами. Их следует принимать в определенное время суток и по определенным дням недели.
Гомеопатия использует десятичные и сотые разведения, а антропософия только десятичные.
Гомеопатия использует растворы, крупинки и таблетки, а в антропософии кроме этого еще есть мази, крема, ароматические масла.
Антропософия и китайская медицина
Взгляды доктора Штайнера во многом схожи с подходами китайской медицины.
Большое значение уделяется макрокосмосу, тому что человека окружает. У человека самым главным считается его духовная природа. Любые болезни человека имеют некий смысл и указывают человеку, что ему следует делать, как развиваться.
Конструкция ритмизации при изготовлении препаратов в антропософии во многом сходны с конструкциями и подходами восточной метафизики Ци Мень.
Антропософия – альтернативный подход к исцелению больного.
Похожие записи
Похожие записи
3 мысли на “ Антропософская медицина ”
Дерзну сделать замечание относительно главы Антропософия и православие
«В православии подходы этого вида альтернативной медицины полностью отвергают, поскольку считают их безбожными и оккультно-мистическими.» — НЕВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ. Как семейный доктор, использующий подход антропософской медицины в своей практике, могу сказать, что православные с удовольствием принимают горошки и капельки, а также инъекции антропософских препаратов и всегда довольны быстрым и эффективным результатом лечения.
Утверждение — «Эта теория относится к Богу, как к чему-то второстепенному, не признают в нем создателя мира. Человек, с точки зрения антропософии, появился в результате взаимодействия неких космических энергий.» — также не соответствует действительности, т.к. Духовная наука (Антропософия) чётко узазывает не на абстрактные космические энергии, а на вполне определённые Божественные Первоисточники — Творящие Силы Святой Троицы. Притом в современном мире никто, кроме Великого Христианского Посвящённого Рудольфа Штайнера не может сообщить так много и самого существенного о Втором Логосе — Вселенском Космическом Духе — о СУЩЕСТВЕ ХРИСТА.
Третье утверждение упомянутой главы —
«Поэтому православие относится к антропософии как к секте с медицинским уклоном, которая уводит людей от Бога и божественного начала.» — также противоречит фактам. Во-первых, никто от РПЦ официально не высказывался об Антропософии и антропософской медицине. Во-вторых, и дети православных священников ходят в Вальдорфские школы, и антропософские семинары и лекции проходят в пространствах воскресных школ России. И только через Антропософию (Духовную науку) современный человек может осознанно придти к Богу, а значит и к божественному в своём собственном существе, наивнутреннейшем святая святых своей Самости.
Спасибо за Ваше Уточнение.
В этом вопросе есть несколько различных подходов, поэтому спорить с Вами не буду. Возможно Вы и правы. Тем более, что Вы практикующий доктор.
Согласна с поправкой, но автору надо внести изменения в основной текст.
Чем отличается антропософская медицина от гомеопатии?
Суть антропософской медицины
Дословно термин «антропософия» переводиться с греческого языка как anthropos (человек) и sophia (мудрость). Подобно мудрецам, антропософская медицина изучает человеческий организм с трех сторон – телесной, духовной и душевной. Она имеет более широкие взгляды в отношении пациента и его заболевания и утверждает, что человек — это не только целостная система, состоящая из множества звеньев, но и полноценная часть мироздания, которая тесно контактирует с Макрокосмосом и является частью возникающих в нем процессов.
Это интересно! По мнению антропософского учения человек, состоит из трех тел – физического, эфирного и астрального. У здоровых людей все эти три тела существуют в гармонии, а у больных происходит определенный дисбаланс, в результате чего и появляются различные недуги и отклонения.
Родоначальниками антропософской медицины стали доктор философских наук Рудольф Штайнер и доктор медицинских наук Ита Вегман. Вместе они разработали множество концепций и теорий, на которых и базируются главные постулаты этого учения. Источник: flickr (Michael Eggert).
Антропософская медицина считает невозможным лечение одного конкретного органа или болезни, так как организм, согласно этому учению, является единым целым, и вылечить тело, не затрагивая психологических, духовных и эмоциональных расстройств, не представляется возможным.
Это интересно! Антропософская медицина хорошо развивается в странах Европы и Америки. В некоторых государствах лекарственные средства этого учения имеют широкое применение и официально признаются наряду с гомеопатическими и фитотерапевтическими.
Антропософская медицина и православие
Антропософия – это духовная и оккультно-мистическая наука, которая резко отвергается православием и считается пантеистическим учением. Она не признает Бога как творца мира и утверждает, что человеческая личность – это лишь результат скрещивания неких космических иерархий. Поэтому, православие считает антропософию медицинской сектой, которая отдаляет человека от божественного начала.
История возникновения и развитие
Антропософская медицина появилась сравнительно недавно, в 1925 году.
Примечательно то, что основоположник доктор Штайнер никогда не выступал в качестве лечащего врача – он словно дирижировал процессом и считал, что терапией болезней должны заниматься только врачи-профессионалы антропософы.
Так же в своих трудах ученый никогда не сопоставлял официальную и антропософскую медицину, и не отрицал огромное влияние первой в лечении болезней. Он считал, что его теория должна дополнять общепринятые методы лечения и расширять познания и лечебные возможности за счет его открытий в духовной сфере.
Это интересно! На развитие учения антропософской медицины доктор Штайнер был вдохновлен трудами и жизненной позицией великого писателя, мыслителя и философа Гете.
Отношение антропософской медицины и гомеопатии
С первого взгляда можно подумать, что гомеопатия и антропософия – это два абсолютно родственных друг другу учения, однако это совершенно не так.
Лечение в антропософской медицине не ограничивается приемом определенных препаратов. Для исцеления человека используют психотерапию, терапевтическую живопись и лепку, лечебную эвритмию, воздействующую на астральное тело, расширяющую самосознание. Источник: flickr (Anna Amelianova).
Главное сходство этих двух направлений – это подход к исцелению больного. Антропософия, так же, как и гомеопатия лечат не саму болезнь, а причину ее появления, рассматривая весь организм человека как целостную систему. Кроме этого их объединяет то, что для лечения больных в антропософии используются лекарства природного происхождения, которые приготовлены методом потенции и последовательного разведения. Иногда для лечения заболеваний, эти два направления холистической медицины используют одни и те же препараты.
Но существенное отличие имеет способ приготовления таких лекарств.
Имеют различия и основные концепции этих двух учений. Если в гомеопатии лечат, используя закон подобия болезни и ее симптомов, то в антропософии протекания болезней связывают с природными процессами. Антропософская терапия стремится придать организму некий стимул, в результате внутреннего (лекарственного) воздействия и внешнего (астрального), что способствует установлению гармонии между его структурными элементами и составляющими.
Об авторе
Практически с самого начала своей врачебной карьеры Оксана применяет альтернативные методы лечения. В своей практике Оксана следует фундаментальным законам, изложенным в трудах доктора Самюэля Ганемана.
Что такое психосоматика и как это лечить?
Все болезни от нервов? Можно ли заболеть из-за «плохих» эмоций? Что такое психосоматическое расстройство? На эти и многие другие вопросы журнала «Челленджер» отвечает кандидат медицинских наук, врач-кардиолог высшей категории, доцент кафедры факультетской терапии лечебного факультета ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И. М. Сеченова Антон Родионов.
— В 80—90-е годы прошлого века у нас в институте (Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова. — Прим. ред.) работал очень известный психолог профессор Ю. М.Орлов. Ему принадлежала теория «саногенного мышления». Её смысл сводился к тому, что если мыслить правильно, культивировать хорошие эмоции и бороться с плохими, то можно предотвратить множество заболеваний. Надо признать, что для неокрепших умов юных медиков его теория выглядела весьма убедительно…
Могут ли эмоции влиять на здоровье? Определённо да. Быть причиной — нет. Негативные эмоции активизируют симпатическую нервную систему, что, в свою очередь, приводит к повышению артериального давления, увеличению частоты пульса и спазму сосудов. Всем известны истории, когда на фоне, например, испуга или гнева у людей случались инфаркты и инсульты. Повторю: эмоция в этом случае не причина заболевания, а лишь провоцирующий фактор, триггер.
В отдельных случаях негативная эмоция, конечно, может стать и причиной заболевания. Например, если со злости ударить кулаком по стене, можно сломать руку. Вот вам вполне отчётливая причинно-следственная связь. Кстати, не надо забывать и о существовании обратной взаимосвязи. Нередко причиной негативных эмоций становятся хронические телесные страдания. Вспомните Бабу-ягу с костяной ногой — возможно, она была бы очень милой старушкой, если бы не хроническая боль в тазобедренном суставе…
«Все болезни от нервов» — это миф?
Это даже не миф, это просто старая студенческая шутка. Полная цитата звучит так: «Все болезни — от нервов, и только пять — от любви» (имеется в виду пять классических венерических болезней). Впрочем, хронический стресс — действительно доказанный фактор риска развития как минимум сердечно-сосудистых заболеваний. Несколько лет назад при помощи позитронно-эмиссионной томографии (высокоточного исследования, позволяющего изучать обменные процессы в различных тканях) учёные выявили механизмы, трансформирующие стресс в хроническое воспаление, которое, в свою очередь, служит ключевым механизмом развития атеросклероза.
— Однако повторяю снова и снова: стресс не причина болезней, а один из факторов риска, который работает лишь сообща с другими факторами, прежде всего генетическими.
Психосоматическое расстройства: каковы причины и механизмы их возникновения?
Психосоматические заболевания — это группа болезней, которые проявляются телесными страданиями (то есть симптомами заболеваний внутренних органов), но их основная причина всё же кроется в неполадках со стороны нервной системы. К ним относят целый спектр желудочно-кишечных расстройств (функциональная желудочная диспепсия и синдром раздражённого кишечника), фибромиалгию (специфический болевой синдром в проекции суставов), гипервентиляционный синдром (ощущение нехватки кислорода и потребность в частом дыхании) и много чего ещё.
То, как связаны между собой психические страдания и соматические симптомы, поясню на примере самой распространённой жалобы, с которой пациенты приходят к кардиологу — ощущения учащённого сердцебиения. Тахикардия (частый пульс) в норме возникает, когда надо отреагировать на внешний раздражитель, например убежать от опасности. В этой ситуации мышцам нужно больше крови, следовательно, сердце должно увеличить частоту сокращений. Но когда опасность проходит, пульс нормализуется. Пациент с невротическим расстройством внешне спокоен, за ним никто не гонится, ему никого не нужно догонять, но головной мозг даёт сигнал: «Ты в опасности, убегай!» В результате активируется симпатическая нервная система, повышается давление и учащается пульс. Пациент чувствует себя плохо… В этом случае лечить тахикардию как отдельный симптом по меньшей мере нелепо — надо лечить само невротическое заболевание, причём лечить таких пациентов должен не кардиолог, а психиатр или психотерапевт.
Что касается детской психосоматики, расскажу ещё одну историю. Недавно на приём пришла молодая женщина. Она выглядела очень встревоженной и всё время пыталась меня расспросить о здоровье своего мужа, хотя, по моим представлениям, её муж вполне мог сам прийти на приём. В разговоре выяснилось, что муж (много работающий и хорошо зарабатывающий человек) дома постоянно кричит на жену и ребёнка, при этом ещё успешно манипулирует своим повышенным давлением, но лечиться не хочет. В конце нашей встречи женщина спросила, нет ли у меня на примете хорошего невролога, специалиста по детским тикам… Стоит продолжать рассказ? По-моему, не надо быть доктором Хаусом, чтобы понять простую вещь: большинство преходящих неврологических и невротических симптомов у детей — это проблема с родителями.
Что такое «чикагская семёрка» и насколько актуальна такая классификация в наши дни?
Классификации психосоматических расстройств мне не очень нужны в повседневной работе, да и про «чикагскую семёрку» я впервые узнал благодаря этому вопросу. Прочитал и ужаснулся. Неужели в XXI веке кто-то всерьёз может рассматривать их как «болезни неотреагированных эмоций»! Перечислю эти семь заболеваний с указанием их истинных причин:
Болезнь Паркинсона возникает из-за стремления к контролю? Аденоиды у детей появляются, когда они чувствуют, что родители их не любят?
Приведённые примеры — плод неуёмного воображения диванных психологов. У обеих болезней есть гораздо более понятные причинные факторы, хотя и не до конца изученные. А вот психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта (функциональная диспепсия, синдром раздражённого кишечника) действительно характерны для людей мнительных, тревожных и неуверенных в себе. В древности даже существовала поговорка: любой невропат — колопат (colon — лат. «толстая кишка»).
Ипохондрия — это тоже психосоматика?
Строго говоря, «ипохондрическое расстройство» — это не психосоматика, это чистая «психика», то есть настоящее тревожное невротическое расстройство, в рамках которого пациент бесконечно ищет у себя соматические заболевания и цепляется к самым безобидным симптомам. Моя почта переполнена письмами от ипохондриков, которые, обнаружив у себя несколько десятков экстрасистол (внеочередных сокращений сердца), тут же интересуются, какова теперь у них вероятность внезапной смерти.
Как происходит диагностика психосоматических расстройств?
Пациенты с психосоматическими расстройствами могут посещать врачей любой специальности. У кого-то болезни проявляются немотивированной одышкой и сердцебиением, у кого-то тошнотой, рвотой и поносом, а у некоторых — болевыми синдромами.
— Главный диагностический критерий — обследование, зачастую неоднократное — не позволяет обнаружить никаких признаков органического заболевания. Именно этот факт должен навести на мысль о необходимости консультации с психиатром или психотерапевтом.
Основа диагностики — беседа с пациентом. Уже только на основании того, как пациент излагает жалобы, можно задуматься о наличии психосоматических расстройств. Если врач располагает достаточным временем для выяснения обстоятельств, связанных с началом или обострением заболевания, если найдёт аккуратные слова для выяснения психотравмирующих ситуаций, то картина болезни начнёт вырисовываться. Как я уже сказал, диссоциация между жалобами и отсутствием органической патологии — важный аргумент в пользу «психосоматики». Конечно, разумный объём дообследования всегда необходим, но он не должен быть избыточным.
Приведу в пример одно из классических психосоматических заболеваний — синдром раздражённого кишечника (СРК). В России считают, что для установки диагноза нужно обязательно сделать колоноскопию — непростое и недешёвое эндоскопическое обследование толстого кишечника. Во всём мире считают иначе. Если длительные симптомы кишечного дискомфорта (поносы или запоры, вздутие живота и так далее) не сопровождаются наличием так называемых «красных флагов» (снижение веса, кровь в кале, воспалительные изменения в анализах крови, поздний возраст начала болезни и наличие онкологических заболеваний у близких родственников), то мучить пациента такой непростой процедурой, как колоноскопия, смысла нет — диагноз СРК весьма вероятен.
Сколько лет проходит от обращения пациента с психосоматическим расстройством до постановки ему корректного диагноза? Бывает по-разному. Мне кажется, что если правильно построить общение с пациентом, то это совсем не сложно. Но мы этому хорошо обучены. Дело в том, что наш ныне покойный учитель, бывший директор клиники факультетской терапии Первого меда (ныне Сеченовский университет) профессор В. И. Маколкин большое внимание уделял изучению психосоматической патологии, в результате чего на базе клиники был фактически создан небольшой психосоматический центр. Сотрудники клиники довольно хорошо ориентируются в патологии такого рода, кроме того, нас поддерживает команда из нескольких психиатров.
Иногда случается, что от начала заболевания до получения профессиональной помощи проходят годы. Сложно сказать, с чем это связано. Скорее всего, с тем, что коллеги «не видят» психосоматику или же стесняются отправить пациентов к психиатру, опасаясь, что пациенты их неправильно поймут.
Как лечить психосоматику?
Всё зависит от ситуации; понятие «психосоматические расстройства» слишком широкое. В лёгких случаях специфическое лечение вообще не требуется, достаточно детальной беседы врача с пациентом и разъяснения сути происходящего. Дело в том, что порой пациента тревожат не столько сами симптомы, сколько неизвестность и подозрение на серьёзные органические заболевания. Если объяснить, что за «ощущением неполного вдоха» или «покалываниями в сердце» не стоят органические болезни сердца и лёгких, многих пациентов это вполне удовлетворит.
В отдельных случаях врач-интернист (терапевт, кардиолог, гастроэнтеролог и другие) самостоятельно может назначить психотропную терапию, если он умеет, конечно, это делать. Скажем, квалифицированный гастроэнтеролог вполне может и должен сам назначать антидепрессанты пациентам с функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта, не прибегая к помощи психиатров. Зачем антидепрессанты гастроэнтерологическим пациентам? Они нужны для того, чтобы разорвать патологическую связь между сигналами в головном мозге и симптомами со стороны желудочно-кишечного тракта. Кстати, антидепрессанты давно уже перестали быть специфическими препаратами для лечения депрессии. Их с успехом применяют и в терапии некоторых болевых синдромов.
Если интернист чувствует, что пациенту нужна серьёзная комбинированная терапия, то лучше подключить к лечению психиатра, так как психофармакология довольно сложна и арсенал препаратов многообразен. Желательно консультироваться не просто с психиатром из районного диспансера, а со специалистом, который имеет опыт работы именно с психосоматическими пациентами.
Психотерапия (то есть лечение в разговорном жанре) может быть весьма полезна многим пациентам с психосоматическими расстройствами. Есть только два минуса: это дорого и долго. Противопоказание к психотерапии — симптомы «большого» психического заболевания (бредовые расстройства, галлюцинации), впрочем, это уже выходит за рамки темы «психосоматика».
А вот что пациенту точно не нужно — это видимость лечения с использованием пустышек: витаминов, «общеукрепляющих», «метаболических», «сосудистых» препаратов и так далее.
Могут ли психосоматические заболевания со временем трансформироваться в соматические патологии?
Маловероятно. Вернёмся в начало. Факторами риска они могут быть, причиной — нет. То есть гипервентиляционный синдром не превратится в астму, СРК не станет язвенным колитом, фибромиалгия не трансформируется в ревматоидный артрит. Важно только понимать, что с возрастом увеличивается риск настоящих соматических заболеваний. Нужно только не пропустить их начало.
Что такое психогигиена и чем она может помочь?
И последнее. Если чувствуете, что что-то в жизни идёт совсем не так и самостоятельно выкарабкаться не получается, не стесняйтесь обращаться к специалистам в области психиатрии и психотерапии. Современная психиатрия ушла далеко вперёд по сравнению с классическим представлением о ней в фильме «Полёт над гнездом кукушки».
Если вы хотите грамотно использовать все возможности современной медицины, а также не стать жертвой сомнительного лечения и избыточной диагностики, книги из курса «Академии доктора Родионова» — вам в помощь. Все авторы серии не только практикующие врачи и специалисты, но и наши постоянные эксперты (за что им огромное спасибо).