Аооп до для детей с тнр что это такое
Приложение N 5. Требования к АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
2. Требования к структуре АООП НОО для обучающихся с ТНР
2.1. АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО.
Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.
Вариант 5.2 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями или в условиях общего образовательного потока (в отдельных классах).
Выбор продолжительности обучения (за счет введения 1 дополнительного класса) на I отделении (4 года или 5 лет) остается за образовательной организацией, исходя из возможностей региона к подготовке детей с ТНР к обучению в школе.
АООП НОО для обучающихся с ТНР может быть реализована в отдельных классах для обучающихся с ТНР в организациях.
2.3. На основе стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия;
легкая степень выраженности дизартрии, заикания;
Адаптация АООП НОО предполагает введение четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы. Обязательными условиями реализации АООП НОО для обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Вариант 5.2 предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это дети, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма и дети, не имеющие общего недоразвития речи при тяжёлой степени выраженности заикания. В зависимости от уровня речевого развития в образовательной организации существуют два отделения:
Учитывая возможное негативное влияние языковой интерференции для обучающихся с ТНР на I отделении обязательной частью учебного плана не предусматриваются часы на изучение учебного предмета «Иностранный язык». Обучение иностранному языку возможно на факультативных занятиях с обучающимися, речевые и психические возможности которых позволяют овладеть основами данного предмета. Изучение иностранного языка должно обеспечить подготовку обучающихся для продолжения образования на следующем уровне образования, развитие учебных и специальных умений, а также приобретение социокультурной осведомленности в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Для изучения иностранного языка возможно использовать и часы внеурочной деятельности.
АООП НОО предусматривается создание индивидуальных учебных планов с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ТНР:
для обучающихся с I уровнем речевого развития (по Р.Е. Левиной), характеризующихся «отсутствием общеупотребительной речи», имеющих выраженный дефицит сенсорного, языкового развития, ярко выраженные коммуникативные барьеры, препятствующие установлению речевого взаимодействия с окружающими. Основной целью формирования жизненной компетенции этих обучающихся является вовлечение их в речевое и социальное взаимодействие с родителями и сверстниками через интенсивное развитие форм и способов невербальной и доступной вербальной коммуникации. Индивидуальный учебный план разрабатывается самостоятельно организацией на основе АООП НОО с учетом особенностей развития и возможностей групп или отдельных обучающихся с ТНР. Основанием для создания индивидуального учебного плана является заключение консилиума на основе углубленного психолого-медико-педагогического обследования. В этом случае обучающийся может получить образование, уровень которого определяется его индивидуальными возможностями, и основное содержание образования составляют формирование практических навыков, необходимых в типичных социальных и бытовых ситуациях, формирование предпосылок к освоению АООП НОО обучающимися с ТНР, овладение навыками разговорно-обиходной речи.
2.6. АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Обязательная часть АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет АООП НОО*(1).
2.9.3. Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область.
Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО*(2).
Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО.
Выделяются дополнительные задачи реализации содержания:
Дополнительные задачи реализации содержания:
Овладение грамотой. Профилактика специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Развитие способности пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию обучающегося. Обучение правилам коммуникации и умениям использовать их в актуальных для обучающихся бытовых ситуациях. Расширение и обогащение опыта коммуникации обучающегося в ближнем и дальнем окружении. Развитие потребности и умений активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Коррекция нарушений психического и речевого развития обучающихся. Формирование «чувства» языка, умения отличать правильные языковые формы от неправильных. Формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических). Развитие навыков семантического программирования и языкового оформления как предложений, так и текста. Формирование умений понимать содержание художественного произведения, работать с текстом (умение выделять части текста, составлять план текста и т.д.). Формирование умения выражать свои мысли. Формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими (пишущими) на иностранном языке. Расширение лингвистического кругозора;
освоение элементарных лингвистических представлений, доступных обучающимся и необходимых для овладения устной и письменной речью. Формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей обучающихся в устной и письменной формах. Формирование условий для коммуникативно-психологической адаптации обучающихся к новому языковому миру с целью преодоления психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения. Приобщение обучающихся к новому социальному опыту с использованием иностранного языка.
Математика и информатика.
Дополнительные задачи реализации содержания:
Развитие сенсорно-перцептивных функций, обеспечивающих полноценное освоение математических операций. Развитие внимания, памяти, восприятия, логических операций сравнения, классификации, сериации, умозаключения. Формирование начальных математических знаний (понятие числа, вычисления, решение простых арифметических задач и другие). Развитие математических способностей. Формирование и закрепление в речи абстрактных, отвлеченных, обобщающих понятий. Развитие процессов символизации, понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций. Развитие способности пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту бытовых задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и другое) в различных видах обыденной практической деятельности).
Обществознание и естествознание (Окружающий мир).
Дополнительные задачи реализации содержания:
Формирование основных представлений об окружающем мире. Формирование умений использовать знания об окружающем мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Формирование знаний о человеке. Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими. Формирование первоначальных представлений о социальной жизни:
профессиональных и социальных ролях людей. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства, труженика.
Формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных ситуациях. Практическое усвоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия. Развитие стремления к достижениям в учёбе, труде, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем. Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни, положительного опыта трудового взаимодействия. Развитие понимания взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и окружающей среды. Развитие процессов обобщения, систематизации, логического мышления, основываясь на анализе явлений природы и опосредуя их речью. Развитие речи обучающихся. Совершенствование познавательной функции речи.
Основы религиозных культур и светской этики*(3).
Дополнительные задачи реализации содержания:
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, осознание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
Дополнительные задачи реализации содержания:
Формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. Формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Формирование умений воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению. Развитие звуковысотного, тембрового и динамического слуха, дыхания, способности к свободной голосоподаче и голосоведению. Формирование предпосылок для коррекции просодических нарушений (восприятие и осознание темпоритмических, звуковысотных, динамических изменений в музыкальных произведениях) и овладения комплексом просодических средств, необходимых для реализации эмоционально-экспрессивной функции интонации. Развитие слухового внимания, координации между дыханием и голосом. Формирование и охрана детского голоса с учетом психофизиологического и речевого развития обучающихся. Закрепление сформированной (на логопедических занятиях) артикуляции звуков. Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека. Формирование основ художественной культуры, эстетического отношения к миру, осознания красоты как ценности, потребности в художественном творчестве. Формирование практических умений и навыков в восприятии, анализе и оценке произведений искусства. Формирование элементарных практических умений и навыков в различных видах художественной деятельности. Устранение недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве. Формирование умений находить в изображенном существенные признаки, устанавливать их сходство и различие. Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических умений и навыков. Развитие лексикона (слов, словосочетаний и фраз), на основе которого достигается овладение изобразительной грамотой.
Дополнительные задачи реализации содержания:
Формирование первоначальных представлений о сознательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
о мире профессий. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека. Усвоение правил техники безопасности. Развитие трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах, умений адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким. Развитие психических процессов, мелкой моторики. Обогащение лексикона словами, обозначающими материалы, их признаки, действия, производимые во время изготовления изделия. Развитие умений на основе последовательности трудовых операций при изготовлении изделия составлять план связного рассказа о проделанной работе.
Основные задачи реализации содержания:
Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека. Формирование основных представлений о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации. Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
Формирование умений поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Развитие умений включаться в доступные и показанные ребёнку подвижные игры и занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, развитием основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Развитие кинестетической и кинетической основы движений. Преодоление дефицитарности психомоторной сферы. Развитие информативной, регулятивной, коммуникативной функций речи в процессе занятий физической культурой.
Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации содержания
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами:
«Произношение», «Логопедическая ритмика», «Развитие речи».
Коррекционный курс «Произношение».
Основные задачи реализации курса:
Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:
оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской). Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова). Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова. Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения). Профилактика нарушений чтения и письма. Задачи реализации коррекционного курса «Произношение» конкретизируются для обучающихся с ТНР на I и II отделениях.
Коррекционный курс «Логопедическая ритмика».
Основные задачи реализации курса: Развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики. Развитие дыхания и голоса. Развитие чувства темпа и ритма в движении. Воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки. Коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики. Задачи реализации коррекционного курса «Логопедическая ритмика» конкретизируются для обучающихся с ТНР на I и II отделениях.
Коррекционный курс «Развитие речи».
Основные задачи реализации курса:
Формирование речевой деятельности обучающихся с ТНР, профилактика вторичных речеязыковых расстройств. Развитие устной и письменной речи. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления). Формирование языковых обобщений и правильного использования языковых средств в процессе общения, учебной деятельности. Формирование, развитие и обогащение лексического строя речи, уточнение значений слов, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения продуктивными и непродуктивными способами словоизменения и словообразования, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложений. Развитие связной речи, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию:
формирование умения планировать собственное связное высказывание;
анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения;
самостоятельно определять и адекватно использовать языковые средства оформления связного высказывания в соответствии с коммуникативной установкой и задачами коммуникации. Овладение разными формами связной речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) и типами или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждение).
В структуру коррекционно-развивающей области наряду с коррекционными курсами включается индивидуальная и (или) подгрупповая логопедическая работа, основные задачи которой определяются уровнем речевого развития, характером и механизмом речевой патологии обучающихся с ТНР.
2.9.4. Программа формирования универсальных учебных действий*(4).
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ТИР должна содержать описание связи универсальных учебных действий с содержанием индивидуальной и (или) подгрупповой логопедической работы. Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с ТНР должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
2.9.5. Программа отдельных учебных предметов, курсов*(5) коррекционно-развивающей области.
Разрабатывается на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР и программы формирования универсальных учебных действий.
2.9.6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания*(6).
Программа духовно-нравственного развития должна включать перечень планируемых социальных компетенций, моделей поведения обучающихся с ТНР, формы организации работы.
2.9.8. Программа коррекционной работы*(7).
Программа коррекционной работы должна обеспечивать осуществление специальной поддержки освоения АООП НОО.
Специальная поддержка освоения АООП НОО осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса.
Основными образовательными направлениями в специальной поддержке освоения АООП НОО являются:
коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений чтения и письма;
развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;
обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
В целях удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР программа коррекционной работы расширяется за счет включения индивидуально-ориентированного коррекционно-логопедического воздействия, сквозными направлениями которого выступают:
работа по преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы;
фонологического дефицита и совершенствованию лексико-грамматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков.
Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные формы специального сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на логопедических занятиях, проводимых на базе организованных при общеобразовательных организациях логопедических пунктах, где осуществляется коррекция нарушений устной речи, профилактика и коррекция нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, формированию полноценной речемыслительной деятельности. Достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося, возможно при реализации вариативных форм логопедического воздействия (подгрупповые, индивидуальные логопедические занятия) с сохранением базового объёма знаний и умений обучающихся в области общеобразовательной подготовки.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
возможность освоения обучающимися с ТНР АООП НОО и их интеграции в образовательной организации;
возможность овладения обучающимися с ТНР навыками коммуникации;
дифференциации и осмысления картины мира и ее временно-пространственной организации;
осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;
соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников;
проведение подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий.
Программа коррекционной работы должна содержать:
цель и задачи коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования;
программы коррекционных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, их интеграцию в образовательной организации и освоение ими АООП НОО;
описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ТНР, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности;
механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, психологов, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
планируемые результаты коррекционной работы.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования обучающихся с ТНР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у обучающихся с ТНР особых потребностей в адаптации к освоению АООП НОО, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательной организации;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной адресной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом, речевом развитии обучающихся с ТНР;
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ТНР в освоении АООП НОО, консультирование специалистов, работающих с обучающимися, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий образования, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ТНР;
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана, специальных курсов и на индивидуальных и (или) подгрупповых логопедических занятиях.
2.9.9.Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО*(8).
Должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся с ТНР;
на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов НОО, формирование универсальных учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения обучающимися с ТНР АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений, в том числе итоговую оценку, обучающихся с ТНР, освоивших АООП НОО. Система оценки достижений планируемых результатов должна учитывать результаты коррекционной работы в поддержке освоения АООП НОО, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, успешность в развитии различных видов деятельности.
Должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся с ТНР;
на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов НОО и курсов коррекционно-развивающей области, формирование универсальных учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения обучающимися с ТНР АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных (в том числе результатов освоения коррекционно-развивающей области), метапредметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений, в том числе итоговую оценку, обучающихся с ТНР, освоивших АООП НОО. Особенностями системы оценки достижений планируемых результатов являются:
1) реализация системно-деятельностного подхода к оценке освоения содержания учебных предметов, специальных курсов, обеспечивающего способность решения учебно-практических и учебно-познавательных задач;
2) реализация уровневого подхода к разработке системы оценки достижения планируемых результатов, инструментария и представления их;
3) использование системы оценки достижения планируемых результатов, предусматривающей оценку эффективности коррекционно-развивающей работы не только в поддержке освоения АООП НОО, но и в формировании коммуникативных умений и навыков во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
4) критерии эффективности освоения АООП НОО устанавливаются не в сопоставлении с общими нормативами, а исходя из достижения оптимальных (лучших для данного обучающегося в данных конкретных условиях) успехов, которые могут быть достигнуты при правильной организации обучения.
2.9.10. Программа внеурочной деятельности.
При организации внеурочной деятельности обучающихся организацией используются возможности организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ и других. Содержание внеурочной деятельности осуществляется по направлениям:
духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов за четыре года обучения.
III. Требования к условиям реализации АООП НОО для обучающихся с ТНР
3.4. Требования к кадровым условиям.
Образовательная организация имеет право включать в штатное расписание специалистов по информационно-технической поддержке образовательной деятельности, имеющих соответствующую квалификацию.
Образовательная организация имеет право включать в штатное расписание специалистов по информационно-технической поддержке образовательной деятельности, имеющих соответствующую квалификацию.
В процессе реализации АООП НОО для обучающихся с ТНР в рамках сетевого взаимодействия, при необходимости, должны быть организованы консультации специалистов медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание организации (педиатр, невропатолог, психотерапевт и другие) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения медицинских заключений о состоянии их здоровья и возможностях лечения.
При необходимости, с учетом соответствующих показаний, в рамках сетевого взаимодействия осуществляется психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с ТНР, которое осуществляется следующими специалистами:
педагогами, психологами, медицинскими работниками (педиатр, медицинская сестра).
3.6. Требования к материально-техническим условиям*(9).
В структуре материально-технического обеспечения процесса образования обучающихся с ТНР должна быть отражена специфика требований к техническим средствам комфортного доступа обучающегося с ТНР к образованию.
При реализации образовательных программ с применением исключительно дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Материально-техническая база реализации АООП НОО с ТНР должна соответствовать требованиям, предъявляемым к:
помещениям логопедических кабинетов;
Требования к организации рабочего места.
Каждый класс должен быть оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом учащихся. Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Каждый учебный класс может быть оборудован рабочими местами с компьютерами для обучающихся. Каждый учитель должен иметь возможность проводить уроки в соответствии с современными требованиями информатизации образовательной организации, используя видео- и аудио технику.
Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения. Реализация АООП НОО для обучающихся с ТНР предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничений здоровья.
Реализация Программы коррекционной работы обеспечивается видеопроекционным оборудованием, индивидуальными логопедическими зондами, зеркалами, лингводидактическими комплектами, специальным дидактическим материалом для развития дыхания, голоса, мелкой моторики, коррекции (компенсации) дефектов звукопроизношения, нарушений лексико-грамматического строя речи, связной речи, профилактики и коррекции нарушений чтения и письма, специальными компьютерными программами по диагностике и коррекции нарушений речи.
Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения. Реализация АООП НОО для обучающихся с ТНР предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничений здоровья. С учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР применяются специальные учебники, приложения, дидактические материалы, рабочие тетради и пр. на бумажных и (или) электронных носителях.
Освоение содержания коррекционно-развивающей области и Программы коррекционной работы обеспечивается видеопроекционным оборудованием, индивидуальными логопедическими зондами, зеркалами, лингводидактическими комплектами, специальным дидактическим материалом для развития дыхания, голоса, мелкой моторики, коррекции (компенсации) дефектов звукопроизношения, нарушений лексико-грамматического строя речи, связной речи, профилактики и коррекции нарушений чтения и письма, специальными компьютерными программами по диагностике и коррекции нарушений речи.
Особые образовательные потребности обучающихся по АООП НОО по индивидуальному учебному плану с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ТНР вызывают необходимость применения невербальных средств коммуникации.
Альтернативными (невербальными) средствами коммуникации могут являться:
специально подобранные предметы;
графические, печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и другие, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы);
электронные средства (устройства видеозаписи, электронные коммуникаторы, речевые тренажеры (GoTalk), планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и другие).
Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной коммуникации с обучающимися, для которых она становится доступной.
IV. Требования к результатам освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР
4.1. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП НОО.
4.2. Личностные результаты освоения АООП НОО.
Личностные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО*(10):
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
4.3. Метапредметные результаты освоения АООП НОО.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО*(11):
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
4.4. Предметные результаты освоения АООП НОО.
Предметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО*(12):
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР предметные результаты должны отражать:
Русский язык. Родной язык:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Русский язык. Родной язык:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
6) умение анализировать структуру простого предложения и слова;
различать звуки на слух;
различать зрительные образы букв и графически правильно воспроизводить зрительные образы букв и слов, простые предложения;
овладение предпосылками для формирования навыков орфографически грамотного письма;
усвоение орфографических правил и умение применять их на письме.
Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития;
формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
успешности обучения по всем учебным предметам;
формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития;
формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
успешности обучения по всем учебным предметам;
формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
6) правильное понимание читаемых слов, предложений, текстов;
проявление интереса к книгам, к самостоятельному чтению;
7) умение использовать навыки устной и письменной речи в различных коммуникативных ситуациях;
умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения;
умение получать и уточнять информацию от собеседника;
8) расширение круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
обогащение арсенала языковых средств, стремление к их использованию в процессе общения;
9) умение основываться на нравственно-эстетическом чувстве и художественном вкусе в речевой деятельности;
10) умение понимать смысл доступных графических изображений (рисунков, фотографий, пиктограмм, схем и других);
11) умение решать актуальные бытовые задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (невербальную, доступную вербальную);
12) умение пользоваться устройствами, заменяющими устную речь (компьютеры, коммуникаторы, альтернативные средства коммуникации и пр.);
повышение компьютерной активности.
1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей;
освоение правил речевого и неречевого поведения;
2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Для обучающихся во II отделении:
1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей;
освоение правил речевого и неречевого поведения;
2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы;
4) овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических);
5) умение (в объеме содержания учебного предмета) находить и сравнивать языковые единицы (звук, буква, слово);
6) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме на основе своих речевых возможностей и потребностей:
умение понимать обращенную речь, содержание небольших доступных текстов;
умение вести элементарный диалог, составлять рассказ;
читать вслух (про себя) небольшие тексты и понимать их содержание, находить в тексте нужную информацию.
Математика и информатика:
1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Математика и информатика:
1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
6) знание натуральных чисел, овладение начальными вычислительными навыками и счетными операциями;
7) умение понимать и использовать математическую терминологию и письменную символику, связанную с выполнением счетных операций;
8) умение различать, сравнивать и преобразовывать множества, соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой, пересчитывать предметы;
9) умение понимать условие задачи, составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, используя субъективный опыт, определять связи между ее отдельными компонентами;
умение находить правильное решение задачи;
10) умение соотносить режимные моменты с временными промежутками, определять время по часам, определять длину, вес, объем, температуру, пользуясь соответствующими измерительными приборами и приспособлениями;
11) умение пользоваться цифрами для обозначения адреса, телефона и т.п.;
умение обращаться с деньгами:
расплачиваться, рассчитывать необходимое количество и т.п.
12) умение составлять распорядок дня;
умение рассчитать время на какое-либо действие;
умение использовать календарь (количество дней в каждом месяце);
13) умение использовать математические знания для описания предметов и явлений (величина, форма, размер, высота, длина, ширина, вес, длительность и т.п.);
14) умение использовать математическую терминологию при решении учебно-познавательных задач и в повседневной жизни;
15) владение простейшими приемами поиска (по ключевым словам, каталогам), анализа, систематизации информации, способами ее получения, хранения, переработки;
16) знание назначения основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации;
умение пользоваться простейшими средствами текстового редактора;
умение работать с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях, простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер;
умение создавать небольшие тексты по интересной для обучающихся тематике;
соблюдение безопасных приемов работы на компьютере.
Обществознание и естествознание (Окружающий мир):
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и другие, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Обществознание и естествознание (Окружающий мир):
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и другие, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
6) знания об окружающей среде, о живой и неживой природе на основе систематических наблюдений за явлениями природы;
представления об объектах и явлениях неживой природы и их значении в жизни человека;
представления о временах года, их характерных признаках, погодных изменениях и влиянии погоды на жизнь человека;
представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека;
представления о закономерных связях между явлениями живой и неживой природы, между деятельностью человека и изменениями в природе;
7) знания о родном крае, особенностях климатических и погодных условий;
умение учитывать изменения в окружающей среде (погоде) для жизнедеятельности, адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям;
8) развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности;
накопление опыта освоения нового при помощи прогулок, экскурсий и путешествий;
умение проводить простые опыты под руководством учителя;
развитие любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, вступать в вербальную коммуникацию, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность;
умение заботливо и бережно относиться к растениям и животным, ухаживать за ними;
9) представления о собственном теле;
распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
представления о здоровье и нездоровье;
представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям;
представления о поле человека и связанных с ним семейных и профессиональных ролях;
10) знание прав и обязанностей школьника;
представления о культуре, общекультурных ценностях и моральных ориентирах, определяемых социокультурным окружением ребенка;
11) представления о себе (пол, возраст, имя, фамилия, домашний адрес и т.п.);
представления о членах семьи, о родственных отношениях в семье, о своей социальной роли, об обязанностях членов семьи, о трудовой, бытовой и досуговой деятельности семьи;
умение взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нормами поведения, выбирать форму контакта, в соответствии с речевыми (коммуникативными) возможностями;
расширение практики личных контактов и взаимодействий;
12) умение ставить цели и добиваться результата в учебной, трудовой и досуговой деятельности;
умение находить друзей на основе личных симпатий;
умение строить дружеские отношения, оказывать поддержку, сопереживать, сочувствовать;
умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и трудовой деятельности;
умение организовывать свое время с учетом целей, задач и личных предпочтений;
13) представление о России, сформированность уважительного отношения к России, знание государственной символики;
представления об истории государства и родного края;
различение прошлого, настоящего и будущего в истории;
представления о праве на жизнь, на образование, на труд и т.д.;
представления о правах и обязанностях самого ребенка как ученика, как сына (дочери), как гражданина и т.д.
14) знание правил поведения и коммуникации в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса;
умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы, умение вступить в речевой контакт и общаться в соответствии с возрастом и речевыми (коммуникативными) возможностями, близостью и социальным статусом собеседника, умение корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, вербально (невербально) выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие;
умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать вербальный контакт;
умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта;
расширение круга освоенных социальных контактов;
владение соответствующей лексикой;
умение ограничивать свои контакты и взаимодействия в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности.
Основы религиозных культур и светской этики:
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.
Основы религиозных культур и светской этики:
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
понимание красоты как ценности;
потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
понимание красоты как ценности;
потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
5) освоение средств изобразительной деятельности;
умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности;
умение использовать различные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
6) способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности;
интерес к доступным видам художественных ремесел (роспись, плетение, изготовление игрушек и другие);
7) овладение элементарными практическими умениями и навыками в области художественных ремесел;
8) умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны;
сформированность оптико-пространственных представлений, конструктивного праксиса;
9) овладение лексиконом, обеспечивающим усвоение изобразительной грамоты.
Ориентировка в окружающей культурной среде. Интерес к различным видам
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации;
5) интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движения под музыку и другие);
6) сформированность звуковысотного, тембрового, динамического слуха, дыхания, способности к свободной голосоподаче и голосоведению в процессе пения;
7) сформированность слухового восприятия, координированной работы дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры;
8) умение воспринимать различную по характеру музыку и двигаться (танцевать) в соответствии с ее особенностями;
9) сформированность умений произвольно осуществлять напряжение (расслабление) мышц, воспроизводить пластические движения при создании театральных и музыкальных композиций;
10) освоение приемов игры на детских музыкальных инструментах;
11) сформированность эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
расширение практики восприятия различных видов искусства;
умение воспринимать, элементарно анализировать и оценивать произведения искусства;
определение собственных предпочтений в искусстве (живопись, музыка, художественная литература и т.д.);
использование простейших эстетических ориентиров (эталонов) в жизни обучающегося;
12) умение использовать навыки, полученные на занятиях по изобразительной и музыкальной деятельности в самостоятельной деятельности;
стремление к собственной художественной деятельности, демонстрация результатов своей работы;
потребность в общении с искусством.
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания;
овладение технологическими приемами ручной обработки материалов;
усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания;
овладение технологическими приемами ручной обработки материалов;
усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач;
7) сформированность представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении;
8) сформированность умений выполнять сложные двигательные программы в процессе последовательно и одновременно организованных движений кистей и пальцев рук;
9) сформированность установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития;
10) активное использование слов, обозначающих материалы, их признаки, действия, производимые во время изготовления изделия;
умение составить план связного рассказа о проделанной работе на основе последовательности трудовых операций.
1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и другие), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и другие), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
4) представления о собственном теле, о своих физических возможностях и ограничениях;
умение устанавливать связь телесного самочувствия с физической нагрузкой (усталость и болевые ощущения в мышцах после физических упражнений);
сформированность понятия о тренировке тела;
овладение основными параметрами движений (объем, точность, сила, координация, пространственная организация) в соответствии с физическими возможностями;
сформированность навыков полного смешанно-диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса во время вдоха и выдоха в процессе выполнения физических упражнений;
5) ориентация в понятиях «режим дня» и «здоровый образ жизни»;
знание о роли и значении режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
умение соблюдать правила личной гигиены;
умение дозировать физическую нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями организма;
овладение комплексами физических упражнений, рекомендованных по состоянию здоровья;
6) интерес к определенным (доступным) видам физкультурно-спортивной деятельности:
плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, спортивные игры, туризм и другие;
овладение спортивными умениями, доступными по состоянию здоровья (плавание, ходьба на лыжах и пр.);
умение радоваться достигнутым результатам, получать удовольствие от занятий физической культурой.
Результаты освоения коррекционно-развивающей области АООП НОО
Требования к результатам освоения Программы коррекционной работы должны соответствовать требованиями ФГОС НОО*(13), которые дополняются группой специальных требований.
Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма:
отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука;
умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;
правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи;
умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса;
умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности;
минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам);
умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи;
сформированность лексической системности;
умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями;
овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование;
владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию;
сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом;
сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом;
владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма);
позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка;
понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения.
Требования к результатам овладения компетенцией должны отражать:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении:
умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя:
в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации;
написать при необходимости SMS-сообщение;
умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему;
выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей;
умение принимать решения в области жизнеобеспечения;
владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни:
прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе;
представления об устройстве домашней и школьной жизни;
умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций;
умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела;
умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности;
умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника;
владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении праздника.
Овладение навыками коммуникации:
умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие;
умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации;
умение получать информацию от собеседника и уточнять ее;
прогресс в развитии информативной функции речи;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой;
позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
умение излагать свое мнение и аргументировать его;
умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях;
прогресс в развитии коммуникативной функции речи.
Дифференциация и осмысление картины мира:
адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих;
способность прогнозировать последствия своих поступков;
понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением;
осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;
наличие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности;
прогресс в развитии познавательной функции речи.
Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей:
знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.);
наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса;
представления о вариативности социальных отношений;
готовность к участию в различных видах социального взаимодействия;
овладение средствами межличностного взаимодействия;
умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы;
умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных отношений;
прогресс в развитии регулятивной функции речи.
Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся.
Результаты освоения содержания коррекционных курсов и подгрупповой/индивидуальной логопедической работы определяются уровнем речевого развития (I уровень, II уровень, III уровень по Р.Е. Левиной), видом речевой патологии (анартрия, дизартрия, алалия, афазия, ринолалия, заикание и пр.), структурой речевого дефекта обучающихся с ТНР.
4.6. Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП НОО.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ТНР АООП НОО является достижение предметных и метапредметных результатов и достижения результатов освоения программы коррекционной работы.