Апана и прана что это

Апана вайю

Апана и прана что это. 331dc3482658b02da8bf642678c8f3ff. Апана и прана что это фото. Апана и прана что это-331dc3482658b02da8bf642678c8f3ff. картинка Апана и прана что это. картинка 331dc3482658b02da8bf642678c8f3ff

З анимаясь йогой, мы начинаем шире смотреть на своё тело, узнавая его новые грани и возможности. Эти ощущения помогают не просто начать делать новые движения, а меняться к лучшему во многих аспектах. Сегодня мы поговорим о таком энергетическом потоке в нашем организме, как апана вайю — неотъемлемой части нашего пранического тела.

Чтобы говорить конкретно об апана вайю, необходимо вспомнить, что такое вайю и из чего состоит праническое тело. Углубляться не будем, поскольку это заслуживает отдельной статьи, однако обрисуем общую картину для более чёткого понимания обсуждаемой нами темы.

Вайю в переводе с санскрита означает ‘воздух’ или ‘ветер’, когда мы говорим о праническом теле, имеется в виду поток праны, жизненной энергии. Праническое тело состоит из пяти потоков:

Апана и прана что это. b8c4c6bba493521961316ae33e0aa5b8. Апана и прана что это фото. Апана и прана что это-b8c4c6bba493521961316ae33e0aa5b8. картинка Апана и прана что это. картинка b8c4c6bba493521961316ae33e0aa5b8

При этом прана вайю соотносят со вдохом, апану — с выдохом, саману — со временем между вдохом и выдохом. Как мы понимаем, все процессы нужны и важны, однако когда они выполняют свою функцию, а не работают в избытке или недостатке.

Чтобы почувствовать апана вайю, достаточно вспомнить ощущения на краю обрыва или в моменты сильного страха, например, при виде дикого животного или опасной личности. Некая слабость в ногах, позывы справить нужду — самые яркие примеры ощущений, связанных с апаной.

Почему же мы решили выделить именно апана вайю?

Как мы сказали выше, апана вайю — нисходящий поток. Как правило, всё, что движется вниз, движется без усилий, при этом зачастую тянет в этом направлении и то, что с ним сопряжено. Здесь происходит примерно то же самое. Поскольку энергия неразрывно связана с уровнем сознания и жизненными процессами, наша задача привести всё в гармонию, чтобы каждая составляющая нашего тела и сознания могла полноценно выполнять свои функции. И когда мы приводим в порядок работу апаны, мы автоматически улучшаем работу всех остальных энергетических ветров в теле.

Апана и прана что это. 17ada66a2a174fd4c5dd81112f4d00a0. Апана и прана что это фото. Апана и прана что это-17ada66a2a174fd4c5dd81112f4d00a0. картинка Апана и прана что это. картинка 17ada66a2a174fd4c5dd81112f4d00a0

Занимаясь йогой, мы развиваем умение управлять вайю в теле, концентрируя наибольшее внимание на поднятии энергии к высшим центрам. Однако имея низкий уровень сознания, мы можем скорее навредить себе. Это объясняется помимо прочего тем, что у каждой чакры есть и положительные, и отрицательные стороны, и на низких вибрациях активируется как раз всё самое негативное. Например, свадхистана в благости — это общительность, в невежестве — похоть, излишняя эмоциональность; манипура в благости — щедрость, в невежестве — жадность; анахата в благости — любовь, сострадание, в невежестве — ревность и т. д. (здесь взяты далеко не все качества, присущие этим центрам). Поэтому необходимо большое значение уделить очищению энергетических каналов, поднятию имеющейся энергии в области апаны к более высоким центрам и повышению уровня сознания. Если ослабить апана вайю, она перестанет тянуть всю энергию вниз, давая каждой выполнить своё предназначение.

К чему приводит дисгармония работы апана вайю

Нарушения в области апаны приводят на физическом плане к отклонениям в работе выделительной системы, а значит, всех органов, связанных с этими процессами: мочеиспускательного канала, выделительной системы, репродуктивных органов — всего, что связано с малым тазом. Следовательно, запоры, проблемы со сферой половой жизни, деторождением, вообще с половыми органами связаны с дисгармонией работы апана вайю. Ну а, как говорится, у кого что болит, тот о том и говорит, поэтому людям с отклонениями в этой области достаточно трудно поднять уровень своего сознания к высшим центрам, что приводит к потере энергии на реализации примитивных желаний, да и вообще многое становится примитивным: мысли, юмор, жизнь. Более того, могут происходить травмы и боли нижних конечностей. Кстати, именно апана вайю обусловливает боль в ногах при выполнении асан со скрещенными ногами: Падмасаны, Ардха падмасаны и т. п.

В данном случае под нарушением мы подразумеваем застой энергии и чрезмерную её концентрацию. Поскольку при большой концентрации и неспособности пройти выше, энергия ищет любой возможный выход и зачастую находит самый лёгкий, но не самый благоприятный путь.

Апана и прана что это. b38bc05b9c961de95e2873557295027f. Апана и прана что это фото. Апана и прана что это-b38bc05b9c961de95e2873557295027f. картинка Апана и прана что это. картинка b38bc05b9c961de95e2873557295027f

Признаки гармонично работающей апана вайю

Способы гармонизации апана вайю

Существует множество способов гармонизировать апана вайю, и в основном следует выполнять различные техники в комплексе. Прежде всего, стоит начать с очищения и затем приступить к развороту апаны вверх.

Подводя итоги, надо сказать, что трудно переоценить значение апана вайю, поэтому крайне важно научиться с ней взаимодействовать. Если мы не начнём управлять ею, она начнёт управлять нами. Как мы видим, тонкие энергетические аспекты находят своё отражение на физическом плане и на уровне нашего сознания, поэтому не стоит их упускать из виду.

Хорошей вам практики и успехов на пути саморазвития!

Источник

Апана-вайю

Апана и прана что это. 3b5dce2464ac4612aef1e2e87bfb4558. Апана и прана что это фото. Апана и прана что это-3b5dce2464ac4612aef1e2e87bfb4558. картинка Апана и прана что это. картинка 3b5dce2464ac4612aef1e2e87bfb4558

Энергия пронизывает всё наше тело, она влияет на наше физическое, эмоциональное и умственное состояние. В практике йоге важно понимать эти процессы и уметь управлять ими. В нашей статье мы поговорим об одной из самых важных энергий, апана-вайю, — о том, что это за сила, как проявляется, можно ли её гармонизировать.

Для начала выясним, что такое вайю и прана. Под вайю подразумевается не столько воздух сам по себе как один из элементов природы, сколько пранический воздух — жизненная сила, энергия, которая движется по энергетическим каналам нашего тонкого тела, в котором происходит постоянное движение праны.

Движение праны — это проявление в действии Пуруши.

Прана — всенаполняющая сила, которая поддерживает в нас жизнь. Она наполняет собой всё и находится как вовне тела, так и внутри.

Основные виды вайю

Апана является одним из пяти основных вайю (ветров). Рассмотрим, какие вайю существуют в нашем теле и как их движение связано с протеканием определённых физиологических процессов в организме.

Все вайю в теле взаимосвязаны между собой и взаимозависимы, поэтому они должны находиться в равновесии. Апана и прана-вайю считаются самыми важными из пяти основных вайю. Они функционируют вместе, двигаясь в противоположных направлениях, и взаимодействуют с Агни (внутренним огнём жизни): на вдохе пламя Агни раздувает прана-вайю, а на выдохе он посредством апана-вайю «выдувает» сгоревшие отходы. Четвёртая ступень йоги, согласно «Йога-сутрам» Патанджали, — Пранаяма. С её помощью происходит контроль энергетических потоков в нашем теле. Считается, что, поскольку мы получаем прану посредством вдыхания воздуха, то Пранаяма связана с процессом дыхания. Как утверждал Т.К.В. Дешикачар в своей книге «Сердце йоги»: «Пранаяма — это движение праны навстречу апане (на вдохе) и движение апаны навстречу пране (на выдохе)».

Апана-вайю: как действует

Апана-вайю (санскр. अपान apāna — ‘направленный вовне’, वायु vāyu — ‘ветер’) — это нисходящая энергия в нашем праническом теле, которая находится ниже пупка, в области таза и ног. Апана-вайю тянет энергию вниз. Тем не менее, цель, которую выполняет апана-вайю в организме, очень важна для функционирования выделительной и репродуктивной систем. Эта энергия отвечает за выведение из организма отходов, зачатие, роды. Она управляет почками, мочевым пузырём, толстой и прямой кишкой, половыми органами. Если мы поддерживаем эту энергию в равновесии, то органы, кости, мышцы остаются в хорошем состоянии и энергия в нашем теле может течь свободно.

Апана участвует в движении Кундалини и духовных переживаниях, поэтому имеет более важное значение, чем удана и вьяна.

Нарушения функционирования апана-вайю

Если какая-либо энергия доминирует, значит, нарушено равновесие в праническом теле. Поэтому, когда апана-вайю преобладает, то уровень остальных вайю снижается — ощущается нехватка жизненных сил, возникает медлительность, лень, нерешительность, растерянность, беЗпокойство, несдержанность, неуверенность в себе, депрессия, уныние, упадок сил, проявляются негативные эмоции, гневливость, страхи, «зацикленность» на проблеме, невозможность отпустить прошлое, неспособность «достучаться» до других, не хватает энергии и гибкости. Если у человека одышка, он не в состоянии задерживать дыхание или делать продолжительный выдох, есть сильные закрепощения в ногах и в области таза, то у него, скорее всего, преобладает апана-вайю. При этом важно помнить, что любая негативная эмоция влияет на увеличение апана-вайю.

Нарушения или дисбаланс энергии апана-вайю может происходить либо при её накоплении, либо ограничении её функционирования. Это может проявиться следующими проблемами со здоровьем: нарушения в работе органов выделительной системы (мочевой пузырь, почки и кишечник) — геморрой, запор, диарея, метеоризмы, недержание; нарушения в работе органов репродуктивной системы: болезненные, недостаточные или чрезмерные менструации у женщин, заболевания предстательной железы у мужчин и т. д.

Если в результате нарушения функционирования апана-вайю накапливаются загрязнения, токсины, то это мешает свободному движению праны в теле, и она в основном находится вовне. То же самое происходит, когда мы болеем, поскольку болезнь — это и есть процесс очищения организма, когда активно включается апана-вайю.

Когда апана-вайю находится в балансе со всеми энергиями нашего пранического тела, тогда у нас не возникают негативные тенденции, выделительная система работает гармонично, нас не мучают боли в ногах, мы в целом позитивно смотрим на жизнь и не стремимся всё контролировать. Благодаря гармонично действующей апана-вайю мы можем почувствовать стабильность и уравновешенность.

Как гармонизировать энергии апана-вайю

Нам важно сбалансировать потоки вайю, чтобы они были приведены в равновесие. Все энергии важны, и не стоит вешать ярлыки, что это плохая энергия и с ней надо бороться. Наша задача не перекрывать её, а сделать так, чтобы она не преобладала над другими, вызывая дисбаланс в праническом теле. Иначе это может привести к нарушениям, связанным с теми системами организма, которыми она управляет. Поэтому давайте подходить к практикам с апана-вайю разумно.

Существуют различные техники, чтобы гармонизировать апана-вайю. Практики йоги направлены на уменьшение количества апана-вайю, в случае её преобладания, до необходимого уровня, чтобы вся праническая система гармонично функционировала. Для этого в йоге обычно применяются различные методики и практики, такие как: пранаямы, шаткармы, крийи, бандхи, асаны. Также важно обратить внимание на необходимость изменения питания (в данном случае переход на растительный тип питания как нельзя лучше подойдёт для трансформации энергии на нижних центрах, где работает апана-вайю) и повышения вибраций энергий, влияющих на наше сознание.

Воздействие на апана-вайю с помощью практики асан и бандх

Бандхи помогают запустить очистительные процессы в организме и усилить действие Агни, когда он направляется непосредственно к очагу загрязнений, дабы были сожжены все нечистоты, мешающие свободному течению энергии. Чтобы эффективно воздействовать на энергию апана-вайю, можно применять в своих практиках Мула-бандху и Уддияна-бандху. Бандхи можно выполнять во время практики йоги. Лучшими асанами для этого считаются перевёрнутые и асаны, выполняемые из положения сидя с прямой спиной. Уддияна-бандха выполняется втягиванием живота назад к позвоночнику и вверх. Мула-бандха может выполняться при переходе из Уддияна-бандхи при расслаблении верхней части живота и диафрагмы, оставляя низ живота втянутым, либо посредством сокращения мышц промежности, таким образом подтягивая апана-вайю вверх, усиливая Агни области живота и сливаясь с прана-вайю.

Посредством практики асан возможно направить пламя Агни к апана-вайю. Это позволяют сделать перевёрнутые асаны (например: Випарита Карани и Саламба Сарвангасана), перенаправляющие естественный ток энергии. В перевёрнутых асанах Уддияна-бандха поднимает загрязнения к Агни, а удерживает их там Мула-бандха, поэтому все шлаки сгорают в пламени Агни.

В основании позвоночника скапливается значительное напряжение, вызванное вытесненными эмоциональными реакциями, ввиду возникновения защитного рефлекса на стрессовые ситуации, приводящие к сжатию в области таза и ног. Поэтому в работе с апана-вайю помогут все асаны, направленные на проработку нижней части спины, области таза и бёдер, мышц живота и тазового дна. Постепенно ликвидируют застои в области ног и таза асаны на раскрытие внутренней стороны бедра, что ведёт улучшению циркуляции крови и нервных импульсов в этой области и способствует размягчению зажимов (Баддхаконасана, Поза ступы). Тонизируют органы брюшной полости: Шалабхасана, приводящая к увеличению внутрибрюшного давления и осуществляющая массаж внутренних органов в этой области, также Пашчимоттанасана и Джану Ширшасана, которые при этом воздействуют также через вытяжение задней поверхности ног. Убирает блоки Маричасана I, раскрепощая тазобедренные суставы и улучшая кровообращение в области таза и ног. Уравновешивают энергии в праническом теле Ардха Падмасана и Агни Стамбхасана.

Благотворно влияют на гармонизацию апана-вайю балансовые асаны — «генераторы внутренней энергии», оказывая балансирующее и уравновешивающее воздействие, трансформирующее энергии низших центров, развивая силу воли и избавляя от внутренних блоков (например: Врикшасана, Бакасана).

Все предложенные здесь асаны регулируют течение энергии апана-вайю. При этом важно помнить, что одной проработки энергий на уровне тела недостаточно. Необходимо очищать ум, ведь, как известно, где наши мысли — там наша энергия. Поскольку изначальной причиной любых загрязнений в сознании является авидья (невежество), то очень важно также поддерживать в чистоте свои мысли, чувства и речь.

Источник

Пять витальных сил: апана, самана, прана, удана, вьяна

ПЯТЬ ВИТАЛЬНЫХ СИЛ: АПАНА, САМАНА, ПРАНА, УДАНА, ВЬЯНА.

Автор — Сати Мата Джи

Апана и прана что это. 1257354301208794. Апана и прана что это фото. Апана и прана что это-1257354301208794. картинка Апана и прана что это. картинка 1257354301208794

Энергия в нашем теле движется и течет не зависимо от того, понимаем мы это или нет.

Но в теле каждого из нас существует пять витальных сил, или пять основных энергий (ветров): апана-вайю, самана-вайю, прана-вайю, удана-вайю и вьяна-вайю. Каждая из этих сил имеет большое влияние на весь наш организм в целом и особенно на его тонкие структуры. Давайте попробуем вкратце разобраться в них, помня о том, что главные знания приходят лишь во время собственного опыта!

Самана-вайю
Самана – энергия огня. Эта прана активизируется в области пупка и манипура чакры и стимулирует в первую очередь огонь трансформации и пищеварения. Она разжигает тепло физического тела, получая необходимую энергию для организма из пищи, уравновешивая при этом прану и апану.
Активизация самана-вайю происходит между вдохом и выдохом и переживается как вибрация внутри нашего тела.
Область действия самана-вайю: сон без сновидений (сушупти), когда прана и апана растворяются в самана-вайю.
Если этой энергии в теле достаточно, человек испытывает внутреннее тепло, радость, блаженство в теле, уничтожая или «пережигая» нечистоту в каналах, способствует достижению ясности ума и жизненной активности. Если энергия несбалансированна, человек становится вспыльчив и агрессивен, жаден и скуп, ленив и инертен.
Управлять саманой можно с помощью брюшного замка (уддияна-бандха).

Прана-вайю
Местонахождение этой вайю – грудная клетка и анахата-чакра. Прана-вайю отвечает за усвоение праны в организме при дыхании и за жизненную энергию. Прана активна в течение всего дня и постоянно двигается вверх. Практикующему очень важно заставить двигаться прану вниз и соединить ее с апаной в области пупка.
Основные функции праны – поглощение энергии через дыхание. Переживается прана во сне со сновидениями (свапна).
Управлять праной можно с помощью горлового замка (джаландхара бандхи).

Удана-вайю
Именно удана-вайю влияет на наш духовный опыт. С помощью этой праны активизируются органы чувств. Научившись управлять уданой, вы сможете управлять и своими чувствами, а значит, и усвоить пратьяхару.
С помощью удана-вайю мы видим, слышим, ощущаем, чувствуем. Удана-вайю питает ум и стимулирует нашу память.
Местонахождение уданы — в области горла и головы. При хорошо функционирующей удане активизируются вишудха и сахасрара чакры. Таким образом, становятся здоровыми органы, напрямую связанные с этими центрами (гипофиз, щитовидная железа, уши, горло, нос и т.д.).
Удана выполняет функции засыпания и отделяет астральное тело от физического во время смерти (или самадхи).
Благодаря удане открывается центральный канал – сушумна, что позволяет нам переживать самые яркие наши духовные опыты и даже левитацию.
Удана-вайю переживается во сне без сновидений (турья).
Когда удана начинает работать, ее течение чувствуется по всему позвоночнику как блаженное тепло, сияние или внутренний жар. Мысли исчезают. Появляется Божественная пустота, чистое сознание и понимание единства.
Каждый практикующий должен достичь состояния, когда прана и апана сливаются, тогда удана входит в сахасрару через центральный канал и выводит человека за пределы физического мира.
Именно удана доносит прану от самана до вьяны, которая распространяет ее по всему телу.

Вьяна-вайю
Энергия, пронизывающая все тело.
Она как бы является защитной оболочкой всего нашего физического тела. Не имея конкретной локализации, вьяна образует нашу ауру. Именно благодаря этой энергии происходит грамоничное функционирование наших органов и частей тела.
Вьяна «отвечает» за движение энергии по поверхностным каналам всего тела, в которых хранятся питательные вещества для всего организма. С помощью вайю мы дышим через поры, плоть и кости, держим тело прямо и управляем своими движениями. Творческие таланты приходят к людям через вьяна-вайю.
Управляя вьяной, мы можем воздействовать на энергии других людей, как бы «покрывая» их своей аурой.
Во время смерти сознание и чувства перемещаются во вьяна-вайю.
Сияние вайю представляет собой чистое слияние «Я» с Божественной Сущностью во время самадхи.
Благодаря тонкой духовной энергии и свечению (ауре) вьяны, внутренняя энергия человека проявляется на внешнем уровне, т.е. в физическом мире. От того, насколько плотная вьяна-вайю, зависит вторжение на нашу территорию негативных факторов из тонкого мира (сущностей, духов и пр.). То, насколько вьяну-вайю чиста, зависит состояние основных пран и ума. Благодаря вьяну-вайе видящие могут сказать, какой элемент доминирует в том или ином человеке.
Управлять вьяной можно с помощью силы воли и так называемого «кожного дыхания», т.е. с помощью дыхания через кожу и кости.

Итак, мы ознакомились с пятью витальными силами, благодаря которым мы живем и учимся.

Осталось познать их действие на практике, и тогда у каждого из нас появится шанс познать бесконечность и заслужить просветление уже в этой жизни!

Источник

Виды праны

Прана — это наша жизненная энергия, энергия тонкого плана, которая создаёт из одной единственной клетки живое существо.

Аналоги праны есть в разных культурах и духовных традициях.

Прана пронизывают всю Вселенную от простейшего организма до человека.

Движение праны в организме живого существа происходит за счёт определённых потоков жизненного воздуха. Йоги разделяют прану на пять видов.

Прана

Это основной вид праны, который осуществляет распределение всего жизненного воздуха в организме.

Центр этого вида праны находится в грудном отделе позвоночника и области сердца человека. Прана активизируется через дыхание носом и, чем более хороший настрой у человека, тем более гармонично она распределяется по всему организму.

Этот вид праны отвечает за регуляцию дыхания, функции сердца, чихание, глотание, когнитивные функции. Активное движение праны происходит в голове, трахее, груди, ушах, глазах, языке и носу.

Йогины управляют этим видом праны с помощью Джаландхара бандхи (горлового замка).

Удана

Удана — это поток энергии, который проходит через горло. Во время занятия напряжённой умственной деятельностью именно Удана поднимает вверх жизненную энергию.

Этот вид праны отвечает за работу голосовых связок, акт вдоха и проглатывания пищи, за энтузиазм, усердие, прилежание, активность, выполняет функцию засыпания, отделяет астральное тело от физического во время смерти.

Задержка движения потока Уданы вызывает удушье.

Этот вид праны даёт тонкие духовные опыты и способствует развитию таких сиддх как левитация, хождение по острым предметам, трясине и воде без вреда для тела, способность очень высоко прыгать.

Удана ощущается как движение внутри позвоночника, как сияние, как внутренний жар, когда мыслительный процесс затихает, обнажая чистое сознание вне концепций ума.

Удана входит в Сахасрару (самую верхнюю чакру), устремляя сознание к высшим мирам, когда Прана и Апана сливаются вместе.

Самана

После приёма пищи прана сосредотачивается в центре живота и поддерживает пищеварительный огонь в оптимальном состоянии. Именно поэтому после еды мы обычно ощущаем жар или тепло в области пупка и солнечного сплетения. За это отвечает вид праны, который назвается Самана.

Этот вид праны извлекает энергию из пищи, уравновешивая Прану и Апану.

Самана отвечает за поглощение, переваривание и усвоение пищи, за слаженную работу органов брюшной полости и за выведение отходов жизнедеятельности из организма и тепло тела, двигаясь в области живота. Энергия Саманы вызывает радость и блаженство в районе пупка, сжигая нечистые энергии, которые порождают жадность к еде и вещам, а также вспыльчивость. Даёт ясность ума и радость жизни самой по себе.

Когда в теле недостаточно энергии Саманы человек становится ленивым, тупеет, ощущает вялость, много спит.

Активация Саманы происходит между вдохом и выдохом и ощущается как внутренняя вибрация.

Йогины управляют энергией Саманы с помощью Уддияна бандхи (брюшного замка)

Вьяна

Этот вид праны пронизывает всё тело и распределяет жизненную энергию по всему организму во время физических упражнений. Она проходит через всё тело с помощью вен, артерий и нервов, распределяя полученную энергию из воздуха и пищи и связывая воедино все органы и части человека. Вьяна – защитная оболочка физического тела, которая окружает тело со всех сторон, образуя ауру.

Цвет и форма ауры человека зависит от степени чистоты Вьяны, состояния других видов праны и ума. Сияние ауры проявляется в виде определённого цвета и силы. Это сияние проявляет энергию человека во внешнем мире и защищает живые существа от воздействия негативных тонкоматериальных сущностей. Чем интенсивнее сияние, тем светлее цвет ауры. Цвет сияния ауры любого живого существа зависит от проявления элемента огня.

Когда в теле много элемента пространства аура сияет чистым голубым ярким цветом. Если преобладает больше воздуха, то аура окрашивается в тёмный красно-коричневый цвет и не имеет блеска. Когда в теле преобладает элемент огня, аура прозрачно-алого пылающего цвета. При доминировании элемента воды, аура становится прозрачной, имеет сильное сияние, словно чистая сверкающая вода. Когда преобладает земля, аура сияющая, плотная, равномерная, алого или тёмного цвета.

Преобладание в теле элемента ветра говорит о том, что равновесие праны нарушено. Это является признаком болезни и потери жизненной силы.

Вьяна отвечает за все движения тела, регулирует взаимодействие органов и мышц. Двигаясь по всему телу, она снабжает энергией систему циркуляции, суставы и другие части тела, управляет произвольными и непроизвольными движениями мышц и суставов, помогает держать тело прямо.

С помощью этого вида праны можно дышать через поры всем телом, плотью, костями и воздействовать на энергию другого человека. Она позволяет объединить созерцание и практику с любыми действиями тела.

Вьяна даёт нам способность к рукоделию, рисованию и созданию иллюзорного тела в сновидении. Это чистое сияние бесконечного сознания «Я» в наивысшем трансцендентном состоянии – Самадхи.

Во время смерти сознание и чувства человека перемещаются во Вьяну.

Йогины управляют течением Вьяны методами дыхания через кожу и кости.

Апана

Когда мы расслаблены, то вниз опускается вид праны, который называется Апана.

Апана активизируется ночью при выдохе.

С точки зрения трансцендентного опыта, Апана важна для порождения переживания блаженства пустоты, испытываемое в Свадхистане (вторая чакра) и Манипуре (третья чакра).

Йогины поднимают Апану и соединяют её с Праной в области пупка. Управление этим видом энергии происходит с помощью Ашвини мудры (сжатия ануса), Мула бандхи (сжатие промежности) и ваджроли мудры (сжатия уретрального канала) для мужчин и Сахадроли мудры (сжатия мышц влагалища) для женщин.

Более подробно обо всех видах праны вы можете прочесть в Ведах.

Так же Веды описывают пять дополнительных второстепенных видов праны, которые называются упавайю:

НАГА – отвечает за ослабление давления брюшных мышц через отрыжку, икоту и рвотный рефлекс.

КУРМА — воздействует на мышечную систему глаз, способствуя акту мигания, а также фокусирует зрение, осуществляет контроль движения век, регулируя интенсивность светового потока, проходящего через радужную оболочку глаза.

KPИКАРА — отвечает за процесс чихания и кашля, вызывает зевоту и ощущение голода и жажды.

ДЕВАДАТТА – вызывает сон и зевоту.

ДХАНАНДЖАЛ — распространяется по всему телу, способствует его питанию и руководит активностью воспалительных процессов. Остаётся в теле после физической смерти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *