Апелляция к прецеденту что это
Почему юристы проигрывают апелляцию и кассацию?
Ошибки в апелляции
Как правило, юристы совершают три основные ошибки в суде апелляционной инстанции.
Не проверяют безусловные основания для отмены решения
Это сильный довод для отмены решения, но его часто упускают из виду. Юристы слишком увлекаются обоснованием своей позиции и описанием обстоятельств, но забывают проверить, есть ли в деле безусловные процессуальные нарушения.
Если апеллянт найдет хотя бы одно такое нарушение — суд отменит решение и пересмотрит дело по правилам первой инстанции, то есть заново рассмотрит спор по существу. При таком пересмотре можно будет подавать ходатайства и заявления, представлять доказательства, если по каким-либо причинам не сделали это в первой инстанции.
Наиболее часто в жалобах апеллянты ссылаются на два нарушения — суд рассмотрел дело без лица, участвующего в деле, которое не известили о времени и месте заседания, или суд принял решение о правах и обязанностях лиц, которые не привлечены к участию в деле.
Если судью по делу незаконно заменили или нарушена территориальная подсудность — можете ссылаться на рассмотрение дела в незаконном составе суда.
Проверяйте, есть ли в деле протокол судебного заседания — вышестоящие суды часто отменяют решения из-за его отсутствия. Если в деле нет аудиозаписи судебного заседания, суды также могут отменить решение по этому же основанию.
Апелляция отменит решение, если аудиозаписи нет, но на ней были зафиксированы сведения, которые послужили основанием для принятия судебного акта. Поэтому укажите в жалобе, какие важные сведения были на аудиозаписи. Например, допросы свидетелей, экспертов, осмотр доказательств.
Юристы плохо выстраивают защиту
Юрист приводит в апелляционной жалобе бесконечный перечень ошибок суда от серьезных до ничего не значащих.
Например, когда он указывает, что судья неправильно применил нормы и при этом был без мантии, второй довод явно перечеркивает серьезность первого. Сами нарушения апеллянты обычно формулируют в общих словах — без ссылки на конкретные доказательства и материалы дела. Судьи редко воспринимают такие жалобы положительно.
Рекомендация — пишите не более четырех-пяти четко сформулированных оснований для отмены. В каждом доводе желательно описывать три момента: ошибку нижестоящего суда, неверный вывод, к которому он пришел из-за этой ошибки, и вывод, к которому суд должен был прийти.
Юристы пассивно ведут себя в апелляции
Когда суд уже рассмотрел дело по существу, юристам кажется, что их задача в апелляции — лишь приводить аргументы за и против решения суда. Это не совсем так. Апелляция — это последняя возможность закрыть доказательственные пробелы в позициях сторон по делу. Воспользуйтесь этим.
Пробуйте представить в апелляции существенные для дела доказательства, заявляйте ходатайства. Апелляционная инстанция может принять от стороны дополнительные доказательства и рассмотреть ходатайства о получении новых доказательств, но только в двух случаях. Первый случай — если сторона обоснует, что не могла представить их в первую инстанцию по уважительным причинам. Вторая — если суд первой инстанции их отклонил. То есть в апелляции необходимо еще раз заявить все ходатайства и доказательства, которые отвергла первая инстанция.
Если не представили доказательства в первую инстанцию, но они имеют существенное значение для дела, все равно представьте их в апелляции. Если не сможете привести уважительные причины или они явно «притянуты», вероятность, что суд примет доказательство или удовлетворит ходатайство, все равно остается: суд скорее примет новое доказательство, чем не примет его под риском отмены судебного акта.
Например, компания обратилась к обществу с иском о взыскании неосновательного обогащения. Так как ответчик не представил доказательств, что удержал перечисленные деньги обоснованно, суд удовлетворил иск. В суд апелляционной инстанции ответчик представил договоры и акты сдачи-приемки услуг, которые подтвердили наличие обязательств между истцом и ответчиком и основание платежей. Апелляция приобщила документы к делу и отказала в иске. Вышестоящие суды согласились с апелляционной инстанцией.
Ошибки в кассации
Юристы совершают шесть популярных ошибок. Первые три разобрали в разделе про апелляцию. Еще три ошибки характерны только для кассации.
В 99 процентах случаев, когда кассация оставляет в силе решения нижестоящих судов, она указывает, что доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и доказательств. А это не входит в пределы рассмотрения дела в кассации. Кассация лишь проверяет, правильно ли суды применили нормы материального и процессуального права.
Причина такой практики — юристы часто копируют в кассационную жалобу текст апелляционной. Например, в жалобе пишут, что «выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам».
Ссылайтесь в кассационной жалобе именно на ошибки в применении норм — это ваши основные доводы. Все аргументы, которые связаны с не исследованием или неверной оценкой доказательств, приводите лишь в подтверждение ошибок суда.
Доводы жалобы не соответствуют просительной цели
Цель кассатора — добиться отмены судебных актов, с которыми он не согласен. Для этого он может просить у кассационного суда, например, принять по делу новый судебный акт, направить дело на новое рассмотрение, оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений. Иногда кассаторы просят принять по делу новый акт — это наиболее выигрышно для стороны независимо от обстоятельств дела и доводов, которые она приводит.
Кассация не сможет принять новый акт, так как для этого ей придется исследовать и оценить доказательства, а суд кассационной инстанции не вправе это делать. Такое несоответствие просьбы и доводов снижает убедительность жалобы и часто вызывает вопросы и критику в кассационном суде.
Изучите материалы дела и подберите возможные доводы для кассации. После этого определитесь, как сформулировать просительную часть кассационной жалобы.
Слишком поздно подали дополнительные документы
Часто юристы слишком поздно подают позиционные документы и неверно их оформляют. Суды обычно принимают документы прямо в заседании, но только не кассационные. Если представить отзыв на жалобу, дополнения, письменные объяснения прямо в заседание, кассация может их отклонить. Например, суд указал, что письменные объяснения поступили накануне судебного заседания, и отказал приобщить их к материалам дела.
Учитывайте особенности суда. Например, Арбитражный суд Московского округа может не принять письменные объяснения, так как считает их новыми доказательствами, которые кассация не может принимать. Поэтому оформляйте дополнительные объяснения как текст выступления — его суды обычно принимают.
Получение принципиального интереса. Техника «Вбитие крюка»
Получение принципиального согласия в самом начале разговора.
Принципиальное согласие клиента является отправной точкой в переговорах или продажах.
Если этого не сделать, то клиент имеет возможность сказать «Мне неинтересно» на все предложение целиком.
Если получить принципиальное согласие вначале, то «неинтересными» могут быть лишь только какие-то детали и недоговоренность по техническим причинам.
Не рекомендуются формулировки прямыми вопросами:
– Я так понимаю, вас интересуют наши системы?
– Вы хотели бы увеличить продажи?
Получение принциального согласия строится на трех основных алгоритмах.
Апелляция к факту встречи
Апелляция к высшей выгоде клиента
Апелляция к прецеденту, то есть к факту того, что клиент это уже делает
– Так или иначе, вы периодически обращаетесь за консультацией к юристам, я представляю одно из направлений в этой сфере, которое может быть вам полезно.
(Ещё 16 примеров в полной версии книги)
Пауза после проговаривания фразы выдерживается в зависимости от степени лояльности клиента: чем более лояльный клиент, – тем больше пауза, – для того чтобы дать возможность ему высказать подтверждение своего принципиального интереса к вашему предложению.
И соответственно, наоборот, пауза минимальная, если клиент нелояльный и дальнейший разговор строится, исходя из мысли: «молчание – знак согласия».
Клиенту сложно не высказать потенциальной заинтересованности, как минимум в обсуждении вашего предложения.
Основная схема техники – «Я так понимаю, принципиальный интерес есть, осталось оговорить детали».
Исходя из ответа клиента, вы можете строить весь оставшийся разговор, а также возвращаться к факту первоначального интереса при дальнейших возражениях клиента.
Задавание программы
Описание, проговаривание того, что и как будет происходить.
Основных функций две.
· Первая – снятие страхов у клиента.
Основа возникновения возможных страхов и опасений – отсутствие информации, неизвестность, непонятность происходящего.
Снимается проговариванием, описанием процесса обязательно с позитивным исходом.
· Вторая – программирование оппонента на необходимые действия, на порядок действий.
Задаванием программы вы можете снять (отсрочить) часто встречающиеся возражения, или вопросы.
Например, если клиент обычно часто спрашивает вначале: «Сколько стоит?»
– Изложу суть предложения.
– Посмотрим, насколько выгодно оно может быть для вас.
– Скажу сколько именно и за что вы будете платить деньги.
– И вы сами решите, насколько имеет смысл делать первый шаг.
(Ещё 2 примера в полной версии книги)
Задавание программы может происходить в любом временном отрезке разговора.
Используется с равным успехом как в деловой, так и в личной сфере.
Снятие будущих возражений
В ситуации, когда вы часто получаете от клиентов одно и то же возражение, можно поднять его самостоятельно и тем самым упредить возможное возражение клиента.
Не рекомендуется употреблять технику, если возражение встречается нечасто, потому что вы упоминаете возражения, о которых клиент просто бы не подумал.
Снятие возражения «Я подумаю»
– Опыт показывает, что человек говорит: «Я подумаю», когда не видит явной выгоды для себя, и если вы ее не увидите, вы мне честно скажете.
(Ещё 5 примеров в полной версии книги)
Техника «Перетаскивание на свое поле»
Техника, позволяющая изначально ограничивать пространство для маневра оппонента.
Задавание необходимых вам рамок действий.
Программирование действий и мыслей человека в нужном вам секторе.
Позволяет сократить время и вести переговоры более конкретно в нужном вам направлении.
– Мы хотели бы поставлять вам товар.
(Подразумеваемый решаемый вопрос – возьмете нас или нет.)
– Понимая, что у вас есть уже устоявшиеся поставщики, хотелось бы обсудить, каким требованиям должен соотвествовать поставщик, чтобы вы всетаки стали рассматривать его предложение.
(Подразумеваемый решаемый вопрос – на каких условиях.)
(Ещё 6 примеров в полной версии книги)
ЧАСТЬ
Секрет успеха в искренности. Если вы сможете ее изобразить, считайте, что дело в шляпе.
«Формула успеха Глайма»
• Внутреннее состояние
• Внешний вид
• Темп разговора
• Тембр голоса
• Улыбка
• Имя
• Комплименты. Превосходство. Лесть. Тщеславие
o Техника «Прямой комплимент»
• Ошибки при установлении контакта
• Присоединение к ценностям
Внутреннее состояние
Ваше внутреннее состояние, энергетика, – основы восприятия вас оппонентом. Улавливается и передается на бессознательном уровне. Несколько основных факторов:
зависят от биологической (встроенной) программы, физического (психического) состояния человека и (или) умения войти в ресурсное состояние.
Для убеждения оппонента, как правило, необходим более высокий уровень энергетики.
Если у вас более высокий уровень энергетики, то вы автоматически становитесь энергетическим донором для своего оппонента.
У общающихся людей уровень энергетики и соответственно настроение выравниваются.
Уровень энергетики определяют количество и качество получаемых положительных или отрицательных эмоций.
Уровень энергетики можно нивелировать при помощи осознанного отношения к своему внутреннему состоянию.
Не давайте «раздергивать», «затягивать» свое внутреннее состояние в эмоциональный минус.
Пройдите тренинги по работе с проблемными моментами и правильному отношению к ним.
Окружайте себя людьми, с которыми вам приятно и интересно жить и работать.
Неуверенное внутреннее состояние «сканируется» оппонентом на подсознательном уровне, равно как и внутренний драйв и любовь к своему делу.
Неуверенное состояние может свести на «нет» все ваши логические аргументы, когда оппонент головой понимает, что по бумагам все правильно, но интуитивно, на уровне чувств вам не доверяет.
Для того чтобы войти в разогнанное состояние необходимы выполнения ментальных и (или) физических упражнений.
Для того чтобы войти в разогнанное состояние, необходима разгоночная фаза, какое-то время, пока вы не войдете в пик своей формы.
Вы не можете постоянно оставаться в этом состоянии, поэтому делайте самые важные дела, или ведите основные переговоры именно в это время.
Внешнее проявление высокого энергопотенциала:
· человек не может сидеть на месте;
· активно включается в любое предложенное действо;
· поддержание разговора с бессознательным перехватом инициативы.
В более зрелом возрасте внешние прявления могут быть практически незаметны, но энергетика может ощущаться почти физически. То что называется харизмой.
Еще несколько факторов, влияющих на эффект переговоров, –
· активное слушание оппонента;
· постоянная обратная связь жестами, кивками.
Внутреннее состояние, как правило, является следствием внутренних убеждений и системы ценностей переговорщика.
Внешний вид
Физически привлекательные люди автоматически получают статус как более умные. Высокие симпатичные мужчины и красивые женщины придают процессу переговоров особую атмосферу.
Как правило, продавец-переговорщик не должен выглядеть слишком ярко, чтобы покупатель не чувствовал себя «номером два» на фоне продавца,
Чем выше статус покупателя, тем больше внимания он обращает на мелкие детали, аксессуары. Часы, ручка, ремень, галстук, обувь, портмоне, папка с вашими документами, портфель, украшения и т.д.
Первичное бессознательное контрольное осматривание оппонента на выявление неточностей, несоответствий, либо сходства и похожестей, после чего выносится негласная оценка «Свой-чужой».
Недостаток физической привлекательности практически всегда можно улучшить за счет ухоженности и правильно подобранной одежды.
Основная проблематика в том, что люди покупают себе одежду и аксессуары, руководствуясь исключительно собственным вкусом, который, как правило, далек от идеального.
Наилучший выход из положения, – постоянно пользоваться услугами профессионального стилиста.
При подборе одежды для переговоров или униформы для персонала обращайте внимание на то, что люди подсознательно ищут сходства, родственных признаков в оппоненте, и чем больше их будет в режиме «Да он такой же как и я», тем легче получить благорасположение покупателя.
Темп разговора
Темп речи, как правило, соответствует темпу мышления.
Темп восприятия выше темпа воспроизведения.
Мы не в состоянии сказать текст очень быстро, но, как правило, без проблем понимаем даже очень быструю речь.
Сканируйте темп речи собеседника.
Оптимальный режим – чуть медленнее, чем темп собеседника.
Если собеседник очень быстро говорит, то вам необходимо либо поддерживать его и успевать за ним, либо говорить коротко и точно.
Если собеседник говорит медленно, – то вам необходимо, подстраиваясь под его темп, говорить медленнее, короче и постоянно получать от него обратную связь, что он вас услышал, понял.
Исключение составляют люди статусные, люди-лидеры.
Чрезвычайно высокий темп мышления может сочетаться с очень медленным темпом речи.
Более медленный темп речи в сочетании с более низким тембром голоса придает говорящему впечатление уверенности и статусности.
И наоборот – даже очень влиятельный и статусный человек внешне теряет свой имидж, если начинает очень быстро говорить что-либо более высоким голосом.
Более быстрый темп речи (темпераментный, энергичный, продавливающий) позволителен и необходим при:
· для усиления аргументации;
· (иногда) дожима сделки.
Тембр голоса
(по И. Незовибатько)
Более низкий тембр голоса в сочетании с неторопливым темпом воспринимается как более уверенный, статусный.
Учитывайте три основных уровня в интонационных и тембровых разновидностях.
Уровень «горла»
Как правило, это обмен общепринятыми шаблонами, ничего не значащими фразами, это тембр и интонации объявления по громкоговорителю, радио.
Вы не вкладываете чувств, просто проговариваете текст.
Здесь не задействовано личное обращение к объекту и разговор схож с диалогом с привокзальной буфетчицей.
При обращении к клиенту таким образом у последнего складывается впечатление, что вам нет дела до его проблем, что с ним общаются «для галочки».
Соответственно, иногда продавец не осознает, почему, несмотря на блестящее владение материалом, не удается вызвать доверие покупателя и соответственно получить необходимый результат.
Уровень «сердца»
При разговоре на этом уровне клиент чувствует, что вы действительно заинтересованы в решении его проблем.
Вы обмениваетесь и делитесь мнениями, выражаете свои эмоции, и разговор более напоминает дружескую беседу.
Возникают взаимные симпатии, родство душ и доверие.
У таких продавцов люди покупают охотнее всего, привязываются к ним надолго и с удовольствием рекомендуют своим знакомым.
Наказать примерно
Сегодня «Российская газета» публикует два постановления пленума Верховного суда, которые юристы уже назвали прорывными. По сути у нас закрепляются элементы прецедентного права.
Документы разъясняют тонкости рассмотрения дел в апелляционных и кассационных инстанциях. В постановлении, касающемся кассационных судов, дано четкое указание: проверять выводы первой и апелляционной инстанции на предмет соответствия правовым позициям Верховного суда России. Если нижестоящие инстанции рассудили как-то по-своему, вынесенные решения надо отменить.
Иногда на практике, действительно, возникают спорные вопросы и поначалу единого подхода нет. Например, в одном из регионов налоговая инспекция стала требовать с граждан так называемые налоги с покупок. Допустим, купил фермер дорогой автомобиль. А налоговая выставила счет: мол, мы не видели, как вы заработали эти деньги, но раз откуда-то они у вас появились, вы должны заплатить с них налог. Машина стоила миллион? Прекрасно, говорила налоговая, вы должны заплатить в казну 130 тысяч рублей. Все честно.
Некоторые суды соглашались с такой логикой, некоторые нет. Все ждали, когда первое такое дело дойдет до Верховного суда России.
Высокая инстанция четко сказала: нет, такой налог незаконен. Права граждан были защищены отныне и впредь. Как только Верховный суд высказался и отменил «налог с покупки» по конкретному делу, все остальные подобные дела решились сами собой. Где налоговая сняла сама претензии, где суды отклонили ее требования. Само же прецедентное решение было включено в обзор судебной практики Верховного суда России. Если у кого-то возникнут проблемы, можно будет сослаться на этот документ. Но проблемы не возникнут, налоговая инспеция действуют законопослушно: раз нельзя, так не делается. Именно так все и работает. Однако, как рассказывает адвокат Вячеслав Голенев, на практике иногда суды делают вид, что не замечают правовых позиций высокой инстанции.
Так что суды общей юрисдикции тоже не вправе игнорировать правовые позиции Верховного суда страны.
По словам адвоката, Верховный суд России не раз высказывал позицию, что в таких делах применяться должна гуманная формула. Но некоторые арбитражные суды продолжают выносить решения, противоречащие правовым подходам высокой инстанции. Теперь же они будут обязаны принять во внимание обзор судебной практики Верховного суда России и определения по конкретным делам. И объяснить, почему они не подходят в данном случае, если, по мнению суда, случай совершенно иной.
Прецедентное право берет свое начало в Британии и лежит в основе судебных систем многих бывших колоний британской империи. В США во время судебных процессов разворачиваются настоящие баталии между защитниками и обвинителями, каждая сторона приводит свои примеры того, как поступали во время рассмотрения схожих дел. Дело в том, что еще в колониальный период судьи использовали английские сборники судебных отчетов, чтобы вынести вердикт по тому или иному спору, учитывая при этом и местные обычаи. Примечательно, что нижестоящие суды должны следовать решениям вышестоящих (вплоть до Верховного), однако могут и не руководствоваться ранее вынесенным вердиктом, создав новый прецедент. Сложность системы заключается еще в том, что в каждом американском штате действует своя правовая система со своими прецедентами.
Во Франции на практике все более значимую роль играют прецеденты, и этому есть вполне логичное объяснение. Дело в том, что при толковании законов то и дело возникают пробелы, а обязанность заполнять их на основе имеющихся прецедентов закреплена за Кассационным судом, что обозначено в статье 4 Гражданского кодекса Франции. Причем решения по этим вопросам публикуются в особых сборниках, что позволяет судьям знакомиться с новыми прецедентами, и применять их в схожих случаях. Более того, судебные прецеденты широко используются в административной юстиции, где высшей судебной инстанцией является Государственный совет. Именно отталкиваясь от прецедентов, он выносит многие свои вердикты. Тем не менее строгой обязанности нижестоящих судебных инстанций равняться на прецедентные решения вышестоящих во Франции нет.
В каких случаях подается апелляция?
Ее направляют, если одна из сторон процесса недовольна вердиктом первой инстанции: к примеру, считает вердикт несправедливым или полагает, что судья не учел всех нюансов дела.
Понятия «предварительная апелляционная жалоба» в законе не существует, но на практике краткие жалобы юристы подают регулярно. Как правило, необходимость в этом возникает, когда затягивается срок изготовления судебного решения.
Для того чтобы не пропустить срок подачи жалобы, можно подготовить краткий документ и направить его в суд. Так как апелляция не будет соответствовать требованиям законодательства, то судья справедливо оставит ее без движения и вынесет определение для устранения нарушений. В этот период можно будет получить копию решения суда и подготовить жалобу по всем правилам.
По содержанию предварительное заявление мало чем отличается от полноценной апелляции. Единственным отличием является пропуск одного или нескольких обязательных атрибутов. Например, нет полных реквизитов обжалуемого вердикта или не приложена квитанция об уплате госпошлины.
Рекомендуем указать в тексте, что решение в окончательной форме вы не получили.
Правильно подаем апелляцию
В соответствии с законодательством РФ жалоба подается через суд, принявший решение. Например, если обжалуется постановление мирового судьи, то апелляция подается через его участок. Соответственно, если вердикт был вынесен районным судом, документ передается в его канцелярию.
Документы необходимо успеть направить в течение 30 дней с момента вынесения вердикта.
О том, когда решение будет готово, судья сообщает в конце последнего судебного заседания после объявления резолютивной части. Если вас не было на разбирательстве, дату можно узнать при получении копии вердикта.
В случае если время пропущено по уважительной причине, можно обратиться с ходатайством о восстановлении срока. Ходатайствовать можно непосредственно в тексте жалобы либо составить отдельный документ.
Основания для восстановления:
получение решения суда после истечения срока подачи жалобы либо в срок, недостаточный для ознакомления с материалами.
Если были допущены нарушения при написании заявления либо не уплачена пошлина, в 5-дневный срок с момента поступления пакета документов судья выносит определение об оставлении жалобы без движения.
Также документы возвращаются по желанию самого заявителя.
Гражданину предложат в установленный срок исправить нарушения: уплатить пошлину, написать текст жалобы в определенный срок.
Если решение вступило в законную силу, а заявитель не подал ходатайство о восстановлении периода либо не устранил нарушения, предписанные в определении, судья возвращает ему жалобу. При несогласии можно подать частное обращение в течение 15 дней с момента вынесения определения.
Направить документ может истец, ответчик, их представители, прокурор и другие лица, участвующие в деле.
Частная жалоба
Государственную пошлину при частном процессе обжалования платить не нужно. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и дате рассмотрения жалобы. Эта информация находится в открытом доступе на сайте соответствующего суда.
В нем документе должна содержаться следующая информация:
наименование судебной инстанции;
ФИО и контакты заявителя;
требования с основаниями;
законодательная база в обоснование позиции.
В конце ставятся дата и подпись, указывается перечень прилагаемых документов.
Необходимо сделать копии жалобы и всех документов по числу лиц, участвующих в деле.
В жалобе могут быть затронуты только те же вопросы, что и в обжалуемом вердикте.
Апелляция на решение суда
Установленной формы документа нет, поэтому он пишется произвольно. Исходя из судебной практики отметим, что эта бумага обязательно должна содержать в себе:
полное наименование районного суда;
ФИО заявителя, контактные данные;
реквизиты обжалуемого судебного вердикта;
требования с указанием оснований, по которым заявитель считает решение незаконным.
Требования не могут быть произвольными, они должны быть в рамках компетенции суда апелляционной инстанции.
В жалобе можно попросить:
отменить вердикт полностью и принять новый;
отменить его в части;
отменить решение и прекратить судебный процесс по делу.
Заявитель не имеет права указывать требования, которых не было в первоначальном иске.
Зачастую участники процесса совершают ошибку, думая, что апелляция в случае повторного рассмотрения дела по существу обязательно примет новое решение. В случае если были нарушены нормы процессуального права, а не материального, итог разбирательства может быть аналогичен итогам рассмотрения в суде первой инстанции.
К примеру, первоначальный вердикт отменили, так как не все участники были извещены, что вовсе не значит, что суд ошибся в выводах.
При составлении жалобы можно взять готовый образец документа из интернета, но не просто переписать его, а составить с учетом ваших обстоятельств и судебной практики по этой категории дел.
Основаниями для отмены судебного решения и пересмотра дела являются нарушения норм материального или процессуального права.
К неправильному применению норм материального права относятся:
неправильное толкование закона;
неприменение нужного нормативно-правового акта;
применение не того закона.
Независимо от того, какие нормативные акты были применены, решение отменяется в любом случае, если:
в деле нет протоколов заседания;
не привлекался переводчик для лица, который не знает русский язык;
дело рассматривали в отсутствии лиц, которые не были извещены;
рассмотрение незаконным составом судей;
вердикт не подписан судьей либо подписан не тем судьей, в производстве которого находилось дело;
принятие решения в отношении лиц, чьи права были затронуты, но которые не были привлечены к рассмотрению;
нарушение правила о тайне совещания.
Как показывает практика, самыми распространенными причинами отмены судебных решений являются:
неверное определение обстоятельств, имеющих значение для принятия объективного решения по делу;
несоответствие выводов, изложенных в вердикте, фактическим обстоятельствам дела;
нарушение процессуальных норм.
Пример
Стороны состояли в браке с ноября 2000 года по январь 2014 года. В феврале 2013 года супругом М. был взят потребительский кредит на сумму 300 тыс. руб. Во время судебного заседания по расторжению брака и разделу имущества М. требовал суд признать долг общим и взыскать с Л. 150 тыс. руб. и половину госпошлины. Сторона свою позицию обосновывала тем, что денежные средства были израсходованы на нужды семьи: оплату аренды нежилого помещения для торговой точки и покупку товаров в дом.
Судья, руководствуясь п. 3 ст. 39 и п. 2 ст. 45 СК РФ о том, что долговые обязательства, возникшие по инициативе обоих супругов в интересах семьи, являются общими, удовлетворил требования стороны и обязал Л. выплатить в пользу бывшего мужа денежные средства в размере 150 тыс. руб.
Л. с принятым решением не согласилась и обжаловала его в вышестоящей инстанции. По итогам рассмотрения дела апелляции суд отменил первоначальный вердикт. В качестве обоснования было указано то, что хоть п. 2 ст. 35 СК РФ и п. 2 ст. 253 ГК РФ и установлена презумпция согласия супруга на действия партнера по вопросам распоряжения общим имуществом, но при этом нормы прямо указывающей на такое согласие в отношении долгов в законе нет.
Напротив, можно говорить о том, что у каждого из супругов могут быть свои личные долги. Для того чтобы долговое обязательство было признано общим, необходимы доказательства того, что денежные средства тратились на семью. Причем бремя доказывания лежит на том, кто требует признания долгов общими.
В материалах дела прямые доказательства, подтверждающие расходование средств на семейные нужды, отсутствовали. При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о тратах кредитных средств на нужды семьи был ошибочным.
Помощь юриста
Судебная апелляция подается лично или через представителя, действующего по доверенности. Если у вас есть вопросы по процедуре обжалования решения в вышестоящей инстанции, рекомендуем обратиться за помощью к квалифицированному юристу, который:
получит резолютивное решение по доверенности и оценит перспективность обжалования;
произведет расчет госпошлины;
подготовит жалобу и соберет нужные документы, доказательства;
подаст апелляцию в суд;
разработает стратегию поведения в суде;
при необходимости обжалует апелляционное решение в кассации.
Стоимость работы представителя напрямую зависит от объема оказанных им услуг.
Как правило, комплексная работа от момента получения копии вердикта и до окончания апелляционного производства в итоге выходит дешевле для клиента, чем оплата отдельно взятых услуг.
Преимущества обращения к квалифицированному юристу:
опыт обжалования судебных решений;
Грамотный специалист при подготовке документа учитывает не только обстоятельства дела и нормативно-правовую базу, но и принимает во внимание судебную практику по аналогичной категории дел и собственный опыт. Благодаря этому в апелляционной жалобе он делает акценты на нужных для повышения шанса на выигрыш моментах.
Отзыв
После поступления апелляционной жалобы суд обязан разослать ее копии всем участникам процесса для ознакомления. Вторая сторона и другие лица, участвующие в деле, права которых затронуты судебным решением, могут в письменном виде высказать свое мнение относительно поданного обращения.
Подача возражения является правом, а не обязанностью
Особых требований к документу в законе не предусмотрено, возражение составляется в простой письменной форме. Обязательно укажите:
наименование судебного органа;
ФИО лица, от имени которого написан отзыв, и его полные контактные данные;
реквизиты документа, на который написано возражение;
позиция по делу и требованиям, указанным в апелляционной жалобе;
В конце отзыва ставится дата и подпись. Также перечисляются приложенные документы (при необходимости). Госпошлину за подачу отзыва платить не нужно.
Апелляция и кассация
Апелляция — это вторая инстанция, которая рассматривает дело. В случае если одну из сторон не устраивает ранее вынесенный вердикт, можно обратиться с жалобой в кассацию.
При составлении кассационной жалобы нельзя просто поменять «шапку», а текст оставить тот же, что и в апелляционном обращении. Это связано с тем, что апелляция фактически заново рассматривает дело по существу, а кассация устанавливает факты нарушения норм материального и процессуального права при принятии решения.
в апелляции обжалуются решения, не вступившие в законную силу, а в кассации — вступившие.
апелляционное обращение подается в суд, принявший решение, а кассационное — сразу в вышестоящую инстанцию;
при рассмотрении дела в кассации суд исследует исключительно имеющиеся обстоятельства и факты. Прикладывать новые доказательства нельзя. В апелляции это допустимо при условии, что будет доказана невозможность их представления при первоначальном рассмотрении;
в апелляции суд может отменить решение суда первой инстанции и принять новое, в кассации, если вердикт отменяется, материалы дела направляются для нового рассмотрения в нижестоящий суд;
судебная апелляция подается в течение месяца после вынесения решения, кассационная жалоба в течение 6 месяцев с момента вступления вердикта в законную силу.
Подводя итог, можно сказать, что обжалование в апелляционной инстанции — это реальный шанс добиться принятия справедливого законного решения. Подавать ее нужно в тот суд, чье решение обжалуется (например, в районный). Для того чтобы повысить свои шансы на выигрыш, следует уделить особое внимание подготовке документа, а главное — срокам подачи. Если у вас нет времени самостоятельно заниматься апелляционным обжалованием или вы сомневаетесь в своей компетенции, рекомендуем поручить ответственное дело квалифицированным юристам.
Резюме
Не рекомендуем полностью переписывать решение суда в жалобе. Лучше сделать акцент только на тех местах, с которыми вы не согласны.
Как показывает практика, оптимальный объем — не более 3 страниц печатного текста.
В конце заявления ставится дата и подпись. К апелляционной жалобе обязательно следует приложить оригинал квитанции об уплате госпошлины.
Прикладывать весь комплект документов, как при рассмотрении в суде первой инстанции, к апелляции не надо, так как все они есть в материалах дела.
При этом количество копий жалобы должно совпадать с числом лиц, участвующих в деле.
Закон разрешает приложить новые доказательства либо пригласить свидетелей, которые не давали показания при первоначальном рассмотрении. При этом заявителю придется доказать невозможность представления доказательств в суде первой инстанции.
Документы можно подавать в канцелярию суда, по почте заказным письмом с уведомлением или в интернете через систему «Электронное правосудие».
Если вы обратитесь сразу в апелляцию, пакет документ будет перенаправлен в суд, принявший решение.
После подачи жалобы следует дождаться ее принятия. Срок рассмотрения дела в апелляции — 2 месяца, в Верховном суде — 3 месяца. Стороны извещаются о времени, дате и месте судебного заседания. При этом рассмотрение может происходить и в их отсутствие.
Вердикт апелляции вступает в силу немедленно.
При составлении жалобы необходимо правильно определить нарушения норм материального и процессуального права, допущенные при рассмотрении иска по существу. Сделать это может только специалист, обладающий соответствующей квалификацией в определенной категории права и опытом оспаривания судебных актов.
Если в суде первой инстанции граждане самостоятельно защищали свои права, сразу после получения решения необходимо обратиться за помощью юриста.