Апофеоз войны что это
Апофеоз войны Василия Верещагина
Картина «Апофеоз войны» была написана Василием Верещагиным в 1871 году. На современников художника она произвела сильное впечатление, но и более ста лет спустя перед ней останавливаются, размышляя о жизни и смерти. «Апофеоз войны» можно назвать программным произведением Верещагина.
В настоящее время произведение находится в Государственной Третьяковской галерее. И искусствоведы продолжают спорить об истории возникновения сюжета, находя всё новые подтверждения или опровержения то одной, то другой версии.
Василий Васильевич Верещагин наиболее известен как художник-баталист. Он родился в 1842 году в Череповце, закончил морской кадетский корпус, недолго служил, затем поступил в петербургскую Академию художеств, обучался живописи в Париже.
Вернувшись из Туркестана, Верещагин в 1871 году уезжает в Мюнхен, где на основе этюдов и привезённых коллекций усиленно работает над туркестанскими сюжетами. В окончательном виде «Туркестанская серия» включала в себя тринадцать картин, восемьдесят один этюд и сто тридцать три рисунка. В таком составе она была показана на первой персональной выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 в Петербурге и Москве.
Ряд батальных картин был объединён художником в серию, которую он назвал «Варвары». Картина «Апофеоз войны» входит именно в неё, а она в свою очередь является частью «Туркестанской серии».
Известный русский художественный критик Владимир Стасов так писал об «Апофеозе войны»:
«Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожжённую степь и среди неё пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими ещё уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества…»
Несколько версий создания картины
Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Есть несколько версий насчёт того, чем вдохновился художник для создания этой картины. По одной из них своей работой он хотел показать историю войн Тамерлана, после походов которого оставались лишь груды черепов и пустые города.
По другой версии, всё так же связанной с Тамерланом, художник изобразил историю, в которой женщины Багдада и Дамаска пожаловались предводителю на то, что их мужья погрязли в разврате и пьянстве. Тамерлан приказал каждому из своих 200 000 воинов принести голову нечестивца. После того, как приказ был исполнен, из голов оказалось выложено семь пирамид. Эта версия менее правдоподобна, так как слабо перекликается и с первым и со вторым названием картины.
По третьей версии Верещагин создал эту картину после того, как услышал что правитель Кашгара Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.
Также считается, что картина была инспирирована безжалостным подавлением Тамерланом восстания уйгуров на западе Китая. Однако круглые следы от пуль в черепах красноречиво свидетельствуют — Тамерлан к этой картине не имеет отношения. Кроме того, иллюзию Средневековья развеивает надпись, которую сделал художник на раме: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».
Картины Верещагина предлагали сжечь
«Апофеоз войны» произвёл гнетущее впечатление на великосветскую публику в России и за рубежом. Императорский двор счёл это и другие батальные полотна художника порочащими русское воинство. Один генерал из Пруссии даже уговаривал Александра II сжечь все картины Верещагина о войне, потому что они оказывают «самое пагубное влияние». Из-за этого произведения мастера не продавались, лишь частный меценат Третьяков купил несколько полотен из Туркестанской серии.
Василий Верещагин умер не в своей постели. В начале русско-японской войны художник вновь поехал туда, где гремели бои. В Тихом океане на внешнем рейде Порт-Артура он погиб при взрыве мины на броненосце «Петропавловск» вместе с адмиралом Макаровым.
К сожалению, современный человек так привык к насилию и смерти, происходящих ежедневно по всему миру, что массовыми убийствами сейчас никого не удивишь. Чтобы создать «Апофеоз войны», Верещагин имел всего несколько черепов, которые он и изобразил в различных ракурсах. Верещагин не знал, что для того, чтобы пирамида из человеческих голов была устойчивой, черепа должны быть без нижней челюсти. Однако ужасающие реалии ХХ века делают нас всех печальными «экспертами» в этом деле.
«Апофеоз войны» как посвящение завоевателям
Василий Верещагин: «Я всю жизнь горячо любил солнце. И я бы с радостью писал только одно солнце, если бы люди не убивали друг друга».
Сюжет
На выженной земле — то ли это был сад, то ли никогда ничего не росло на этой раскалённой почве, — стоит пирамида из человеческих черепов. Многие из них выписаны очень чётко, можно даже определить, от чего умер человек — от пули, сабли или сильного удара. Часть черепов сохранила последние эмоции людей: ужас, страдание, непереносимую муку.
На горизонте виднеется разрушенный город. Рядом с пирамидой кружат вороны. Для них, безучастных к судьбе людей уничтоженного поселения, — это пир во время чумы.
«Апофеоз войны», 1871 г. В. В. Верещагин. Источник: Государственная Третьяковская галерея
Василий Верещагин всегда внимательно относился к оформлению рамы — у каждой его картины она индивидуальная. Часто художник просил нанести поясняющие надписи репортажного характера, чтобы пояснить сюжет и сформулировать эмоции автора. Не стал исключением и «Апофеоз войны». Текст на раме гласит: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». То есть своей работой художник напоминает, какой ценой даются военные триумфы.
Контекст
«Апофеоз войны» — одна из редких картин, на которой Верещагин изобразил то, чего не видел в реальности. В основе сюжета — события 14-го века, связанные с Тамерланом. Его имя приводило в ужас правителей Востока и Запада. Он обескровил Орду, жестоко подчиняя каждое селение на своём пути. Например, придя в Иран и взяв крепость Себзевар, Тамерлан приказал возвести башню, замуровав в стены живьём 2 тыс. человек. А после разграбления Дели по приказу полководца были обезглавлены 100 тыс. мирных жителей. По воспоминаниям современников, сделанные из голов индийцев башни достигали огромной высоты. Тамерлан считал, что подобные пирамиды прославляют его полководческий талант.
Картина является частью Туркестанской серии, над которой Верещагин работал после участия в русской кампании в Средней Азии во второй половине 1860-х. На место военных действий художника пригласил генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками К. П. Кауфман. Верещагин не только наблюдал, но и героически сражался, за что был удостоен Ордена Святого Георгия IV степени. По созданным эскизам художник работал 2 года в Мюнхене. Вошедшие в Туркестанскую серию картины, а также этюды и эскизы были впервые показаны в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году — в Петербурге и Москве.
«Торжествуют», 1872 г. В. В. Верещагин. Источник: Государственная Третьяковская галерея
В России военные, в том числе и Кауфман, называли Верещагина клеветником. Журналисты писали, что герои Туркестанской серии — туркмены, торжествующие над русской армией, а «Апофеоз войны» якобы воспевает их подвиги.
А между тем во время Туркестанской кампании Верещагин писал не только батальные полотна. Есть среди его работ и те, что показывают красоту мира, экзотику мест: сутолока базар с его пёстрыми товарами, резные минареты, местные жители и их быт. Через эти сюжеты Верещагин открывал зрителям новый дивный мир, на фоне которого война теряла всякий смысл.
Судьба художника
Василий Верещагин родился в семье богатого помещика в Череповце. Его отец настоял на том, чтобы каждый из его четверых сыновей стал военным. Василий закончил морской кадетский корпус и по получении звания офицера вышел в отставку, намереваясь стать художником. В ответ на это отец заявил, что если Василий осуществит задуманное, может домой не возвращаться. Это была их последняя встреча.
Как живописец Верещагин был точен в каждой детали. Его бескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. Посетителям выставок Василий Васильевич казался ужасным, кровавым, экзотически жестоким. Были и те, кто подозревал его в намеренном смаковании деталей — чтобы пощекотать людям нервы. Сам же художник говорил: «Слёзы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас».
Как профессиональный военный, Верещагин знал истинное лицо войны. Его возмущало, что из-за бездарного командования гибнут почём зря люди, пока в ставке пьют шампанское во славу государя, полагая, что чем больше погибло солдат, тем громче слава.
Полотно из Японской серии. В. Верещагин. Источник: Государственная Третьяковская галерея
После Балканских войн Верещагин решил оставить баталистику. Несколько лет он посвятил путешествиям по Индии, Японии, Ближнему Востоку, Америке. Занимался он и исследованием личности Наполеона, о котором создал в итоге не только серию полотен, но и написал несколько книг.
«Апофеоз войны» – жуткие контрасты на полотне Верещагина
Известный русский художник Василий Верещагин неоднократно участвовал в военных кампаниях, в ходе которых создавал репортажи о быте солдат, потерях на фронте, ошибках командования или ловких манёврах. Он часто писал картины, основанные на том, что приходилось видеть, но единственным творением, на котором Верещагин изобразил то, чего не видел на самом деле, стал «Апофеоз войны».
Основой сюжета стали события, связанные с приходом Тамерлана. Изображение кажется настолько жутким и символичным, что не оставляет равнодушным и современного зрителя. Как признавался сам Верещагин, он бы с радостью писал лишь светлые и солнечные картины, однако реальность диктует иные правила. Как же был создан «Апофеоз войны»? И что за символы мы видим на нём?
История картины
“Я всю жизнь горячо любил солнце. И я бы с радостью писал только одно солнце, если бы люди не убивали друг друга”.
Именно так говорил живописец и литератор Василий Верещагин. Его картина «Апофеоз войны» подтверждает смысл высказывания. Она была создана в 1871 году. Первоначально Верещагин назвал творение «Торжество Тамерлана». В дальнейшем картина получила иное название, а привязка к конкретной исторической эпохе исчезла.
По сути, «Апофеоз войны» стал неким общим символом потерь и смерти, что неизменно приносит за собой любая война. Тем не менее, изначально художник изображал именно последствия завоевательной деятельности Тамерлана и его войск, оставляющих за собой горы черепов.
Василий Васильевич Верещагин за работой
С пирамидами, выложенными из черепов – одну из них мы видим на полотне Верещагина – связано старинное предание. Согласно ему, однажды женщины Дамаска и Багдада пожаловались Тамерлану на своих мужей, что погрязли в разврате. По приказу предводителя каждый из воинов Тамерлана должен был принести отрубленную голову нечестивца. В итоге на поле были сложены целые пирамиды из черепов.
Существует и иная версия, связанная с созданием картины. Ряд искусствоведов и биографов полагает, что Верещагин написал «Апофеоз войны» под впечатлением от рассказа про Валихан-торе. По его приказу был казнён европейский путешественник, головой которого он потребовал увенчать пирамиду из голов прочих казнённых.
Василий Васильевич Верещагин «Апофеоз войны», 1871 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
«Апофеоз войны» и его уникальность
Картина во многом стала уникальным творением Верещагина. Даже сам сюжет разительно отличается от прочих изображений. В отличие от многих других работ живописца, «Апофеоз войны» был написан не с натуры. Предполагается, что зарисовкой известной картины стала картина «Развалины театра в Чугучаке», где также прослеживаются сходные идеи.
Теперь я предлагаю внимательнее взглянуть на картину, чтобы лучше понять замысел художника. Перед нами – выжженная земля. Сложно сказать, что прежде было на этом месте. Кому-то кажется, что некогда на изображённых просторах были цветущие сады, кто-то полагает, что события, предшествующие сюжету картины, разворачивались в пустынной местности.
На мой взгляд, более верно второе предположение. Но это не так важно. Главное заключается в том, что даже сам пейзаж демонстрирует нам запустение и гибель, отсутствие всякой жизни. Посреди мрачного пейзажа высится гора из черепов. Некоторые из них выписаны до малейших деталей. Рассматривая останки поверженных на поле боя, мы можем заметить, от чего погибли воины.
На некоторых черепах виднеются вмятины или следы ударов, другие рассечены мечом. Кроме того, внимание привлекает и выражение, застывшее на лицах тех, чьи останки мы можем видеть. Некоторые черепа словно бы превратились в посмертные маски. На них явно читаются ужас, боль, отчаяние, страдание.
Василий Васильевич Верещагин «Развалины театра в Чугучаке», 1869-1870 годы
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Контрасты Верещагина
Тёмными пятнами по картине разбросаны вороны, что ищут остатки сохранившейся плоти. Они представляют собой символ смерти и разрушения, скорби и безысходности. Поразительным контрастом с показанной картиной выступает яркое голубое небо. Оно словно противоречит происходящему, причём столь необычная подача подчёркивает глубину замысла художника.
Представьте «Апофеоз войны» в тёмных тонах, на фоне мрачного серого неба. Перед нами появилась бы просто жуткая картина с крайне удручающим сюжетом. Но Верещагин решил сыграть на противоречиях. Небесная синева позволяет выделить кошмарную пирамиду из черепов, при этом сам образ подчёркивается контрастами.
Суть запустения и безжизненности выделяется также с помощью высушенных деревьев, которые можно заметить на общем фоне. Они – мертвецы мира растений, что позволяют изображённой “ауре смерти” получить завершённый облик.
На некоторых черепах явно читаются ужас, боль, отчаяние, страдание
Критик Владимир Стасов отмечал особое значение картины. В своём анализе «Апофеоза войны» он указывает на яркие, “говорящие” символы, использованные художником:
“Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожжённую степь и среди неё пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими ещё уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества”.
Когда смотришь на «Апофеоз войны», возникают весьма сложные чувства и эмоции. Эта картина заставляет не только оценить высокое мастерство её создателя, но и задуматься о некоторых вещах. Нужны ли войны, разрушения, власть, если они достаются человечеству такой ценой? Именно «Апофеоз войны» демонстрирует нам, насколько бессмысленна эта жестокость. Затеявший войну в итоге получает лишь груды черепов и воронов, кружащих над ними. Недаром подпись на раме картины гласит: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».
В чём смысл картины «Апофеоз войны»?
Василий Верещагин: «Я всю жизнь горячо любил солнце. И я бы с радостью писал только одно солнце, если бы люди не убивали друг друга».
Сюжет
На выженной земле стоит пирамида из человеческих черепов. Многие из них выписаны очень чётко. Часть черепов сохранила последние эмоции людей: ужас, страдание, непереносимую муку.
На горизонте виднеется разрушенный город. Рядом с пирамидой кружат вороны. Для них, безучастных к судьбе людей уничтоженного поселения, — это пир во время чумы.
Василий Верещагин всегда внимательно относился к оформлению рамы — у каждой его картины она индивидуальная. Текст на этой раме гласит: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». То есть своей работой художник напоминает, какой ценой даются военные триумфы.
Контекст
«Апофеоз войны» — одна из редких картин, на которой Верещагин изобразил то, чего не видел в реальности. В основе сюжета — события 14-го века, связанные с Тамерланом. Его имя приводило в ужас правителей Востока и Запада. Он обескровил Орду, жестоко подчиняя каждое селение на своём пути. Тамерлан считал, что подобные пирамиды прославляют его полководческий талант.
Картина является частью Туркестанской серии, над которой Верещагин работал после участия в русской кампании в Средней Азии во второй половине 1860-х годов. На место военных действий художника пригласил генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками К. П. Кауфман. Верещагин не только наблюдал, но и героически сражался, за что был удостоен Ордена Святого Георгия 4-й степени.
В России военные, в том числе и Кауфман, называли Верещагина клеветником. Журналисты писали, что герои Туркестанской серии — туркмены, торжествующие над русской армией, а «Апофеоз войны» якобы воспевает их подвиги.
А между тем во время Туркестанской кампании Верещагин писал не только батальные полотна. Есть среди его работ и те, что показывают красоту мира, экзотику мест: сутолока базар с его пёстрыми товарами, резные минареты, местные жители и их быт.
Судьба художника
Как живописец Верещагин был точен в каждой детали. Его бескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. Посетителям выставок Василий Васильевич казался ужасным, кровавым, экзотически жестоким. Были и те, кто подозревал его в намеренном смаковании деталей — чтобы пощекотать людям нервы. Сам же художник говорил: «Слёзы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас».
Как профессиональный военный, Верещагин знал истинное лицо войны. Его возмущало, что из-за бездарного командования гибнут почём зря люди, пока в ставке пьют шампанское во славу государя, полагая, что чем больше погибло солдат, тем громче слава.
После Балканских войн Верещагин решил оставить баталистику. Несколько лет он посвятил путешествиям по Индии, Японии, Ближнему Востоку, Америке.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Описание картины:
Это полотно можно считать самым ярким и выразительным обличителем ужасов войны. Хотя она была создана под впечатлением от примитивной жестокости восточных завоевателей, у нее нет узкой направленности — она адресована всем, кто затевал и затевает войны. Недаром сам автор оставил на раме полотна надпись о том, что картина посвящается завоевателям прошлого, настоящего и будущего.
По легендам, за войсками Тимура оставались груды трупов и черепа, сложенные в пирамиду. Даже в те дни, когда жил художник, варварская традиция сохранилась — восточные правители рассматривали отрубленные части тела врагов как военные трофеи. Художник воспринял эту привычку как символ. В результате получилась уникальная по своей выразительной силе картина, которая не утратила своей актуальности и в наше время.
По силе воздействия на сознание смотрящего, заключенной в этом полотне, ее вполне можно сравнивать с лучшими произведениями Дали, настолько она пропитана самим духом символизма. Но, в отличие от Дали, ее символизм не безобиден и лишен абстрактности. Все, что изображено на полотне — это символы одного конкретного, безжалостного и неотвратимого бедствия — войны.
Лишив картину характерных временных, исторических зацепок, художник сделал ее отражением результата любых военных действий, вне зависимости от того, когда и где они могли происходить. Такой эффект война производила тысячу лет назад, в наши дни, такой она может остаться и в будущем. Полотно просто кричит об этом: «Люди, посмотрите, что вы делаете!?».
Огромная выразительная сила полотна достигнута минимальными художественными средствами. Перед нами обширная панорама, представляющая собой пустынную, выжженную местность с отдельными уцелевшими остовами сгоревших, обугленных деревьев. В ней нет жизни, нет ни капли зеленого цвета — только мертвый желтый песок и черные сухие деревья. Единственный признак жизни здесь — это стая черных воронов, символов смерти. Они на полотне везде — летают в небе, сидят на деревьях, справляют тризну по павшим.
Вдалеке виднеется разрушенный город, также изображенный желтыми «сухими» красками. Он пуст и заброшен, в нем не осталось жителей, вообще нет ничего живого. Всю эту картину массового опустошения освещает яркое безжалостное солнце под холодным, безжизненным и равнодушным небом.
На картине нет указания ни на конкретное место действия, ни на временной период, ни на того, кто совершил все эти злодеяния. Хотя изначально картина задумывалась как историческая, отражающая итоги походов Тамерлана, который славился своей жестокостью и особым пристрастием к отрубанию голов, замысел перерос сам себя. Полотно стало гениальным обличителем всех войн. Где бы они не велись, за что бы ни боролись люди, итог войн всегда один — массовые бессмысленные жертвы, разрушенные до основания города, плодородные земли, превращенные в бесплодные пустыни, населенные лишь воронами и ползучими гадами.
Художник, всю жизнь участвовавший в военных действиях и отдавший свою жизнь за царя и Отечество, как никто другой хорошо знал суть войны, видел ее итоги собственными глазами. Ему удалось создать уникальную по выразительности и символичности картину — яркое обличение безжалостности войны.